Героические образы в музыке русских композиторов
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История в событиях и лицах)
Рейтинг: голосов:4просмотров: 30560 комментариев: 5
При разработке урока я использовала общепринятый критерий разделения заданий по уровням сложности: задания, где используется работа с образами, текстовые задания для повышения продуктивной деятельности.
Цели:
Образовательная: закрепить полученные знания о творчестве русских композиторов, закрепить понятие “жанр”, отработать навыки хорового и сольного пения, отработать навыки построения ритмических рисунков с помощью магнитных нот – длительностей на магнитном нотном стане, отработать навык исследовательской деятельности в процессе сбора и обработки новой информации.
Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал.
Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма, любви к родине, гордости за великих защитников нашей родины через слушание симфонических произведений героико-патриотического характера; воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу.
Музыкальный материал:
— Аудиозапись хора “Славься!” из оперы “Жизнь за Царя” М.И.Глинки.
— Аудиозапись хора “Вставайте, люди русские!” из кантаты “Александр Невский” С.С.Прокофьева.
— Аудиозапись (минус) песни “Не отнимайте солнце у детей!” (Е.Лучников – Е.Бондаренко — В.Попков).
Дополнительное оборудование:
— компьютеры
— музыкальный центр
— нотный стан (магнитный) и набор магнитных длительностей (целые, половинные, четвертные и восьмые).
— портреты великих русских полководцев, народных героев и героев ВОВ.
Ход урока
1. Организационный момент
(Учащиеся входят в класс под сопровождение хора “Вставайте, люди русские!”)
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Прежде чем поговорить о музыке, которая вас встретила сегодня, мне хочется обратить ваше внимание на доску. Что же необычного вы видите?
Дети. Отсутствует тема урока.
Учитель. Действительно, тему урока мы постараемся вывести вместе, опираясь на ваши рассуждения во время обсуждения музыкальных произведений.
2. Введение в тему урока
Учитель. Ребята, вы прослушали знакомую вам музыку. Постарайтесь вспомнить кто автор этого произведения, название произведения. Воспользуйтесь памятками музыкальных характеров и опишите характер музыки.
Дети. Это хор, так как звучало много голосов.
Учитель. Вы правы – это хор. Какие голоса вы услышали в хоре — мужские или женские?
Дети. Это был смешанный хор.
Учитель. Как он называется, для чего композитор включил хор в большое произведение?
Дети. “Вставайте, люди русские!”. Этот хор призывает всех защищать родину от врагов. Имеет торжественный, призывный и героический характер, рисуя нам образы героев.
Учитель. Это действительно так. Хор, который вы прослушали, является частью большого произведения – кантаты, вспомните ее название. В этом вам помогут портреты, расположенные по всему классу. (Приложение 1)
(Учащиеся перечисляют знакомых полководцев)
Дети. Кантата названа именем полководца “Александр Невский”. В 1242 году он с русским войском победил тевтонских рыцарей в Ледовом побоище.
Учитель. Все верно, но вы не назвали композитора, создавшего кантату “Александр Невский”…
Дети. Это русский композитор – С.С.Прокофьев.
Учитель. Время создания и содержание кантаты мы вспомним чуть позже, а сейчас скажите, пожалуйста, неужели только полководцы могли быть защитниками родины?
Дети. Нет, мы знаем народных героев, которые не были полководцами, например русский крестьянин Иван Сусанин. В опере “Жизнь за Царя” композитор М.И.Глинка показывает нам героический подвиг героя.
Учитель. Скажите, ребята, чем похожи эти два произведения?
Дети. В обоих произведениях композиторы рассказывают о героях русской земли и их подвигах.
Учитель. Прекрасно, мы вплотную подошли к раскрытию темы сегодняшнего урока. Озвучьте свои предположения.
Дети. Герои в музыкальных произведениях.
Учитель. Верно. В музыке каких композиторов?
Дети. Русских композиторов.
Учитель. Итак, тема урока раскрыта — “Героические образы в музыке русских композиторов”.
Учитель. Вернемся к опере “Жизнь за Царя”. Кто вспомнил название хора? Если затрудняетесь, то обратите внимание на повторяющиеся слова в тексте.
(Читаем хором слова хора на доске)
Дети. Повторяется слово “Славься!”. Так и называется хор.
Учитель. Я предлагаю сегодня вам самим побывать в роли композиторов и составить ритмический рисунок хора с помощью нотных длительностей. Чтобы вам было легче, давайте прохлопаем этот ритмический рисунок. (Приложение 2)
(Учащиеся делятся на группы и составляют ритмический рисунок для слов хора)
Славься, славься ты Русь моя!
Славься русская наша земля!
Да будет вовеки веков сильна,
Любимая наша родная страна!
Учитель. Пожалуйста, прикрепите ваши ритмические рисунки к нотному стану на доске. Каждая группа вывешивает свой такт. Всего тактов четыре.
(Группы проверяют правильность ритмического рисунка у своих товарищей)
Учитель. Вы отлично справились с заданием. Предлагаю вам исполнить заключительный хор из оперы “Жизнь за Царя”.
(Cтоя учащиеся исполняют хор)
Учитель. Спасибо за исполнение с сохранением характера, духа героического подвига и торжественности. Присаживайтесь. Сегодня я предлагаю вам самим составить рассказы о жизни и творчестве двух великих русских композиторов – М.И.Глинке и С.С.Прокофьеве опираясь на сведения в электронной Энциклопедии Классической Музыки. Работать вы будете в парах. Выберете задания и приступайте к его выполнению. (Приложение 3)
(Учащиеся вписывают пропущенные слова из биографии композиторов в заранее подготовленные учителем карточки-задания, после чего читают рассказ классу и задают по одному, два вопроса)
Учитель. Спасибо за работу. Последним этапом сегодняшнего урока-закрепления будет решение теста в программе Конструктор тестов. На бумажном носителе (Приложение 4). Оценку вам выставит компьютер, поэтому читайте внимательно вопросы и предлагаемые ответы.
(После выполнения тестового задания учащиеся озвучивают количество верных и неверных ответов, а также оценку)
Учитель. Ребята, давайте подведем итог урока. О чем мы говорили, какую важную и интересную тему затрагивали сегодня?
Дети. Мы говорили о подвигах русских героев, запечатленных в музыкальных произведениях русских композиторов.
Учитель. Умницы! Скажите, пожалуйста, а в наше время вы встречали и слышали о героях? Может ли каждый из вас стать героем? Что нужно для этого сделать?
Дети. Быть добрым, отзывчивым, смелым.
Учитель. Это так. Я думаю, что каждый из вас уже совершил и в будущем совершит не один благородный поступок, ведь только доброта спасет наш мир. Вы со мной согласны? В заключении я хочу пожелать, чтобы вас окружали отзывчивые, добрые люди. Над вами светило яркое солнце, и небо было чистым и ясным.
Предлагаю разделиться на солистов и хор для исполнения песни “Не отнимайте солнце у детей!”. (Приложение 5)
Муниципальное бюджетное
специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №3 VIII вида
«Героические образы в музыке русских композиторов»
(конспект урока в 7 классе)
Подготовили:
Назарова Кристина Павловна
учитель Музыки и пения
МБС(К)ОУ СКОШ №3
г. Березники
Пермский край
2012 г.
Пояснительная записка.
-
Авторы разработки:
Назарова Кристина Павловна, учитель музыки и пения
-
Учреждение:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №3 VIII вида
-
Название разработки:
Героические образы в музыке русских композиторов.
-
Краткое описание цели создания разработки и способов её применения в учебно-воспитательном процессе:
Вашему вниманию представлена методическая разработка урока музыки и пения в коррекционной школе. Своей основной целью я ставила организацию элементов продуктивной деятельности учащихся с целью более успешной коррекции недостаточно развитых памяти, внимания, логического мышления.
При разработке урока я использовала общепринятый критерий разделения заданий по уровням сложности: задания, где используется работа с образами, текстовые задания для повышения продуктивной деятельности.
-
Перечень дополнительных материалов:
-
Тест в программе Power Point
-
Аудиозаписи из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя»
-
Фрагмент кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»
-
Фонограмма песни «Не отнимайте солнце у детей»
-
Тема: Героические образы в музыке русских композиторов.
Цели:
Образовательная: закрепить полученные знания о творчестве русских композиторов, закрепить понятие “жанр”, отработать навыки хорового и сольного пения, отработать навыки построения ритмических рисунков с помощью магнитных нот – длительностей на магнитном нотном стане, отработать навык исследовательской деятельности в процессе сбора и обработки новой информации.
Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал.
Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма, любви к родине, гордости за великих защитников нашей родины через слушание симфонических произведений героико-патриотического характера; воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу.
Музыкальный материал:
- Аудиозапись хора “Славься!” из оперы “Жизнь за Царя” М.И.Глинки.
- Аудиозапись хора “Вставайте, люди русские!” из кантаты “Александр Невский” С.С.Прокофьева.
- Аудиозапись (минус) песни “Не отнимайте солнце у детей!” (Е.Лучников – Е.Бондаренко - В.Попков).
Дополнительное оборудование:
- компьютеры
- музыкальный центр
- нотный стан (магнитный) и набор магнитных длительностей (целые, половинные, четвертные и восьмые).
- портреты великих русских полководцев, народных героев и героев ВОВ.
Ход урока
1. Организационный момент
(Учащиеся входят в класс под сопровождение хора “Вставайте, люди русские!”)
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Прежде чем поговорить о музыке, которая вас встретила сегодня, мне хочется обратить ваше внимание на доску. Что же необычного вы видите?
Дети. Отсутствует тема урока.
Учитель. Действительно, тему урока мы постараемся вывести вместе, опираясь на ваши рассуждения во время обсуждения музыкальных произведений.
2. Введение в тему урока
Учитель. Ребята, вы прослушали знакомую вам музыку. Постарайтесь вспомнить кто автор этого произведения, название произведения. Воспользуйтесь памятками музыкальных характеров и опишите характер музыки.
Дети. Это хор, так как звучало много голосов.
Учитель. Вы правы – это хор. Какие голоса вы услышали в хоре - мужские или женские?
Дети. Это был смешанный хор.
Учитель. Как он называется, для чего композитор включил хор в большое произведение?
Дети. “Вставайте, люди русские!”. Этот хор призывает всех защищать родину от врагов. Имеет торжественный, призывный и героический характер, рисуя нам образы героев.
Учитель. Это действительно так. Хор, который вы прослушали, является частью большого произведения – кантаты, вспомните ее название. В этом вам помогут портреты, расположенные по всему классу. (Приложение 1)
(Учащиеся перечисляют знакомых полководцев)
Дети. Кантата названа именем полководца “Александр Невский”. В 1242 году он с русским войском победил тевтонских рыцарей в Ледовом побоище.
Учитель. Все верно, но вы не назвали композитора, создавшего кантату “Александр Невский”…
Дети. Это русский композитор – С.С.Прокофьев.
Учитель. Время создания и содержание кантаты мы вспомним чуть позже, а сейчас скажите, пожалуйста, неужели только полководцы могли быть защитниками родины?
Дети. Нет, мы знаем народных героев, которые не были полководцами, например русский крестьянин Иван Сусанин. В опере “Жизнь за Царя” композитор М.И.Глинка показывает нам героический подвиг героя.
Учитель. Скажите, ребята, чем похожи эти два произведения?
Дети. В обоих произведениях композиторы рассказывают о героях русской земли и их подвигах.
Учитель. Прекрасно, мы вплотную подошли к раскрытию темы сегодняшнего урока. Озвучьте свои предположения.
Дети. Герои в музыкальных произведениях.
Учитель. Верно. В музыке каких композиторов?
Дети. Русских композиторов.
Учитель. Итак, тема урока раскрыта - “Героические образы в музыке русских композиторов”.
Учитель. Вернемся к опере “Жизнь за Царя”. Кто вспомнил название хора? Если затрудняетесь, то обратите внимание на повторяющиеся слова в тексте.
(Читаем хором слова хора на доске)
Дети. Повторяется слово “Славься!”. Так и называется хор.
Учитель. Я предлагаю сегодня вам самим побывать в роли композиторов и составить ритмический рисунок хора с помощью нотных длительностей. Чтобы вам было легче, давайте прохлопаем этот ритмический рисунок. (Приложение 2)
(Учащиеся делятся на группы и составляют ритмический рисунок для слов хора)
Славься, славься ты Русь моя!
Славься русская наша земля!
Да будет вовеки веков сильна,
Любимая наша родная страна!
Учитель. Пожалуйста, прикрепите ваши ритмические рисунки к нотному стану на доске. Каждая группа вывешивает свой такт. Всего тактов четыре.
(Группы проверяют правильность ритмического рисунка у своих товарищей)
Учитель. Вы отлично справились с заданием. Предлагаю вам исполнить заключительный хор из оперы “Жизнь за Царя”.
(Cтоя учащиеся исполняют хор)
Учитель. Спасибо за исполнение с сохранением характера, духа героического подвига и торжественности. Присаживайтесь. Сегодня я предлагаю вам самим составить рассказы о жизни и творчестве двух великих русских композиторов – М.И.Глинке и С.С.Прокофьеве опираясь на сведения в электронной Энциклопедии Классической Музыки. Работать вы будете в парах. Выберете задания и приступайте к его выполнению. (Приложение 3)
(Учащиеся вписывают пропущенные слова из биографии композиторов в заранее подготовленные учителем карточки-задания, после чего читают рассказ классу и задают по одному, два вопроса)
Учитель. Спасибо за работу. Последним этапом сегодняшнего урока-закрепления будет решение теста в программе Конструктор тестов. На бумажном носителе (Приложение 4). Оценку вам выставит компьютер, поэтому читайте внимательно вопросы и предлагаемые ответы.
(После выполнения тестового задания учащиеся озвучивают количество верных и неверных ответов, а также оценку)
Учитель. Ребята, давайте подведем итог урока. О чем мы говорили, какую важную и интересную тему затрагивали сегодня?
Дети. Мы говорили о подвигах русских героев, запечатленных в музыкальных произведениях русских композиторов.
Учитель. Умницы! Скажите, пожалуйста, а в наше время вы встречали и слышали о героях? Может ли каждый из вас стать героем? Что нужно для этого сделать?
Дети. Быть добрым, отзывчивым, смелым.
Учитель. Это так. Я думаю, что каждый из вас уже совершил и в будущем совершит не один благородный поступок, ведь только доброта спасет наш мир. Вы со мной согласны? В заключении я хочу пожелать, чтобы вас окружали отзывчивые, добрые люди. Над вами светило яркое солнце, и небо было чистым и ясным.
Предлагаю разделиться на солистов и хор для исполнения песни “Не отнимайте солнце у детей!”. (Приложение 5)
Список используемых ресурсов:
-
Тест в программе Power Point
-
Аудиозаписи из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя»
-
Фрагмент кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»
-
Фонограмма песни «Не отнимайте солнце у детей»
-
Иллюстрации русских полководцев, солдат ВОВ, героев опер
-
Электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий»
Приложение № 3
Выполни задание, пользуясь электронной Энциклопедией Классической Музыки.
Найди определение жанра «опера».
Опера – это ……………………………………………………………………….
……………………………………………………………………….
……………………………………………………………………….
Выполни задание, пользуясь электронной Энциклопедией Классической Музыки.
Найди определение профессии «дирижер».
Дирижер – это ……………………………………………………………………...
……………………………………………………………………
……………………………………………………………………..
Выполни задание, пользуясь электронной Энциклопедией Классической Музыки.
Найди определение жанра «кантата».
Кантата – это ………………………………………………………………………
……………………………………………………………………….
……………………………………………………………………….
Выполни задание, пользуясь электронной Энциклопедией Классической Музыки.
Вставьте пропущенные слова в рассказ о композиторе.
Сергей Сергеевич Прокофьев родился в …………… году, селе……………….,
В 5 лет он начал играть на …………………………, а в 6 лет уже делает попытки сочинять …………………… .
С.С. Прокофьев создал ……………… опер, 5 ………………… ,
кантату «……………………………………………», симфонии и музыку к …………………………… .
Кантата «Александр Невский» написана для ………. , меццо - сопрано и …………………….. . Музыка кантаты рисует образы ……………………… народа, эпизоды народного …………….. , битвы «…………………………………………..».
Выполни задание, пользуясь электронной Энциклопедией Классической Музыки.
Вставьте пропущенные слова в рассказ о композиторе.
Михаил Иванович Глинка - великий русский ……………………. . Родился Глинка в ……………… году. Глинку считают родоначальником …………………… русской музыкальной школы.
В 1836 году М.И.Глинка создает первую национальную оперу «………………………….», которую позже переименовали в оперу «Жизнь за Царя».
Опера «Иван Сусанин» написана в ………….. действиях с эпилогом. Сюжет оперы рассказывает нам о героическом поступке русского крестьянина ……………..
……………………… .
Приложение № 4
1. Русский композитор, создавший оперу «Жизнь за Царя»:
- П.И.Чайковский
- М.И.Глинка
- С.С.Прокофьев
2. Вид театрального искусства, где сценическое действие слито с музыкой вокальной и
оркестровой:
- опера
- балет
- спектакль
3. Главный герой оперы М.И.Глинки «Жизнь за Царя»:
- Александр Невский
- Царь
- Иван Сусанин
4. Песня главного героя оперы:
- вокальное упражнение
- ария
- романс
5. Название оркестра, который сопровождает действие оперы:
- народный
- симфонический
- джазовый
6. Страна, где родился танец «полонез»:
- Россия
- Франция
- Польша
7. Музыкальный инструмент, который не входит в духовую группу:
- труба
- флейта
- виолончель
8. Музыкальный жанр, в котором написано произведение «Александр Невский»:
- балет
- опера
- кантата
9. Композитор, создавший кантату «Александр Невский»:
- М.П.Мусоргский
- С.С.Прокофьев
- М.И.Глинка
10. Самый низкий мужской оперный голос:
- бас
- баритон
- тенор
Приложение 5
Не отнимайте солнце у детей
1. Один рассвет для всех горстями дарит солнце
Наш звонкий детский смех о души взрослых бьется.
Луч солнца из окна, что утром мирно светит
Ты защити страна, чтоб улыбались дети!
Припев: Не отнимайте солнце у детей
И жизнь земли вовеки не прервется
Чтоб над землей звучал … детей
«Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет солнце!»
2. Мы вырастем и все поможем вам исправить.
И крест ваш понесем и не порушим память.
Луч солнца из окна, что утром мирно светит
Ты защити страна, чтоб жили твои дети!
Припев: Не отнимайте солнце у детей
И жизнь земли вовеки не прервется
Чтоб над землей звучал … детей
«Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет солнце!»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
Пожалуйста, перезалейте материал в библиотеку заново: при распаковке архива возникают проблемы с отображением презентации и музыкального файла, которые повреждены.
С уважением, С.А. Колодин.
Презентация (тест по теме урока) содержит качественный иллюстративный материал, эффекты анимации не препятствуют восприятию материала.
Цели работы в целом соответствуют целям Конкурса. На уроке формируются предметные компетенции. Материалы урока расширяют кругозор, способствуют формированию ответственности.