Вегетативное размножение покрытосеменных растений
информации средствами критического мышления
Вегетативное размножение покрытосеменных растений.
Проблемно – практическое занятие по биологии
Дидактическая цель:Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной
информации средствами критического мышления.
ТИП занятия:комбинированный
(изучение нового материала и его первичное закрепление).
Цели по содержанию:
1. Образовательная–
·
Организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости расселения растений от способов вегетативного размножения.
· показать его разнообразие и роль в жизни растений, а также в хозяйственной деятельности человека
2. Развивающая – а) Развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание, фантазию, творчество.
б) Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы «Знаю», «Хочу знать», «Узнал».
3.Воспитательная:Создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательный деятельности.
Конечный результат: Всесторонне развитая личность и социализация.
Методы обучения:частично-поисковый, эвристическая беседа
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная
Средства Обучения:
1. Учебник В.В. Пасечник Биология 6 класс: Бактерии. Грибы. Растения.
2. НТ «Вегетативное размножение покрытосеменных растений»
3. Дискета тест «Вегетативное размножение покрытосеменных растений»
4. СD— Комнатные растения
5. Лабораторное оборудование
6. Комнатные растения
7. Гербарии
Алгоритм работы на уроке
I.Ввод в проблему – стадия вызова
Ø Работа по актуализации жизненного опыта и первоначальных знаний о вегетативном размножении растений (Учащиеся записывают на листах бумаги всё, что знают о растениях)
Ø Осмысление ситуационной задачи и недостаточности знаний для полного представления о вегетативном размножении у покрытосеменных растений, а следовательно расселении и получении новых растений.
Ø Естественное ВР (беседа на основе гербарного материала, выполнение схемы, значение: преимущества и недостатки: Естеств. вегет. размножения.
Ø Искусственное ВР – значение
демонстрационная лабораторная работа «Черенкование»,
Практическая работа «Прививка»,
Слайд — фильм «Культура тканей»
Практическая работа №15
Вегетативное размножение покрытосеменных растений.
Способы ВР |
Дикорастущие Растения |
Культурные Растения |
1 |
2 |
3 |
Черенки: Стеблевые Листовые Корневые |
ива, тополь Фиалка, Одуванчик |
роза, традесканция, пеларгония |
Отводки Ползучие побеги (усы) |
Ива земляника |
Крыжовник, Смородина, Виктория |
Видоизмененные побеги: луковица Клубень Корневище |
тюльпан пырей, осот |
Лук, лилия, Цикламен Сансевьера |
Прививка |
Два сросшихся дерева в лесу |
Яблоня, груша |
Культура ткани |
|
гвоздика, морковь Женьшень, |
II.
Осмысление содержания
— Оформление рабочих записей в тетради (маршрутных листах) – таблица «Способы ВР»
Ø Оформление вывода по изучению основного материала
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
|
|
|
— вывод
III.
Размышление (рефлексия)
Ø Анализ записи в тетради или на доске (Практическая значимость урока)
Ø Анализ приёмов, которые использовались при обучении (Как учились на занятии)
IV.
Закрепление:
Ø
Где применим знания на практике
Ø
Презентация
Ø
Тест
Ø
синквейн
V.
Д/З
Ø
Посадка комнатного растения с помощью вегетат.органов и дальнейшее изучение развития растения (после & 43 Памятка)
Ø
Составить СИНКВЕЙН «Вегетативное размножение покрытосеменных растений» (Образец на доске и в маршрутных листах)
Ø
Мини-Сочинение о путешествии растения
Ø Чудо-дерево, Чудо-растение
Вегетативное размножение покрытосеменных растений.
Ход урока
1. Орг.момент
Ø
Я рада видеть ваши жизнерадостные лица,
ваши улыбки, добрые глаза
И пусть этот урок принесет вам радость общения друг с другом,
успехов Вам и удач.
Сегодня мы совершим путешествие
Ø
Посмотрите у вас и у меня на столах стоят растения, где их можно встретить?
(ответы)
Посмотрите на этикетку — родина его где?
(ответы)
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС?Почему растения, для которых, характерен неподвижный образ жизни, широко распространены по земному шару?
(КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ?)
· Что ж ответов много, а какой из них правильный мы узнаем в течение нашего путешествия по теме «ВЕГ.РАЗ.ПОКР.Раст»
Т.О. Цель нашего путешествия найти ответ на вопрос
И правильно выполнить практическую работу.
В дружеской совместной работе мы легко справимся с заданием
Ø
Давайте вспомним все, что, мы знаем о покрытосеменных растениях
(Начинаем заполнять таблицу «Знаю, узнать хочу, узнал»– 1я графа вывешивается «ЗНАЮ») БЕСЕДА (называют, записываю)
Ø
У нас есть знания и есть вопрос!
Ø
Какое важное свойство как у всех живых организмов – есть у растения?
Ø
ПОДСКАЗКА
…В землю теплую уйду
К солнцу колосом взойду
В нем тогда таких как я,
Будет целая семья.(ответы)
· Какие способы размножения вы знаете?
(Посмотрите на нашу тему, о каком способе размножения мы будем говорить? (ответы)
Известно ли вам,
· что от одного растения земляники можно получить около 200 растений?
· пырей – злостный сорняк, На площади 1 кв.м корневище пырея достигает длины около 500 м с 25 тыс.почек
· Скажите, если вы захотите у себя на садовых участках развести розы, что для этого сделаете, что взять? (ответы детей)
— а тюльпаны
— картофель?
Побеги, ……
· Какие бывают? Что такое побеги?
· Будущие растения. (Обратите, у вас на столах лежат побеги )
Вывод:Что ж одно и тоже растение можно встретить и в поле, и в лесу, на лугу и в огороде, но взрослое растение в прямом смысле привязано к месту, где выросло, а как же его побеги? (ответы)
(читаю стих-е)
Пришла весна. Растаял лед.
И веселиться весь народ
А садовод тот просто рад
Растений выстроил парад
Тут: черенок, отводок, почки,
Культура тканей: всё здесь есть
И садовод гордится очень
Хвала ему и честь
Вегетативно размножаться
Растенья могут черенком
Вы ветку, сломанную ветром
Вкопайте в рыхлый чернозем
Её обильно поливайте
Смотрите, что будет потом
Она начнет расти, конечно
И несмотря на черенок
Вот этот самый, что обломан
Он даст прекрасный вам росток.
(МУХИНА ВВ)
· Какой вывод можно сделать из стихотворения – Кто помогает?
(ответы: природа и человек)
ВЫВОД:Вегетативное размножение цветковых растений широко распространено в природе, но еще чаще использует его человек, при размножении сельскохозяйственных и декоративных растений.
· А вам приходилось размножать растения?
Давайте попробуем выяснить какие способы вегетативного размножения встречаются?
Результатом будет таблица в ваших маршрутных листах
Человек ветви с деревьев срывает
В черенки он их превращает
На влажную землю сажает
И черенок новую жизнь начинает
(ЧЕРЕНКИ)
Ползучими побегамиразмножаются
Маленькими растениями в узлах развиваются
Листья и корешки у них получаются
Хлорофитумом, земляникой и живучкой они называются
(УСЫ)
Смородину, крыжовник так размножают
Ранней весной побег пригибают
В нижней части под почкой его надрезают
Верхушку ты вверх направляй
Осенью от растения побег отрезай
И корни смело в землю зарывай
(ОТВОДКИ)
Клубень, корневище, луковица
Если высадить на грядку на улицу
Видоизмененный побег
Празднует успехПрорастут пазушные почки
А затем надземные побеги — сыночки и дочки
Всем известный пырей
Он же бич полей
Корневищем размножается
С огорода трудно удаляется ВИДОИЗМЕНННЫЕ ПОБЕГИ
Сделай прививку весной
Возьми черенок ты привой
И крепко вяжи ты к подвою
Так вырастим плод мы с тобою
ПРИВИВКА
Читали мы в прессе много заметок
Выращивать стали растения из клеток
В «спецкамеру» их положили
И новые растения мы получили
КУЛЬТУРА ТКАНЕЙ
· Искусственное размножение, где применяют: каково его значение? (беседа)
· А для закрепления нашей темы
Выполните Задание, обязательным условием является дружная согласованная работа, котораяза минимальное количество времени позволит выполнить задание. Желаю удачи.
Оценки
Общий вывод по уроку(что узнали, заполнение графы «УЗНАЛ», где возникли трудности при изучении нового материала, где сможем применить на практике знания урока)
Вот и подошло наше путешествие к концу я благодарю всех ребят за активность, отзывчивость.
Д/З
Ø
Посадка комнатного растения с помощью вегетат.органов и дальнейшее изучение развития растения (после & 43 Памятка)
Ø
Составить СИНКВЕЙН «Вегетативное размножение покрытосеменных растений» (Образец на доске и в маршрутных листах)
Ø
Мини-Сочинение о путешествии растения «Чудо-дерево, Чудо-растение»
Маршрутный лист 1
Ф.И._______________________________________________ класс______ТЕМА: Вегетативное размножение покрытосеменных растений.
- Известно ли вам,
· пырей – злостный сорняк, На площади 1 кв.м корневище пырея достигает длины около 500 м с 25 тыс.почек
·
2.ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ:
Практическая работа №15
Вегетативное размножение покрытосеменных растений.
Способы вегетативного размножения |
Название растений, размножающихся этим способом |
1 |
2 |
Черенки: Стеблевые Листовые Корневые |
|
Ползучие побеги (усы) |
|
Отводки |
|
Видоизмененные побеги: луковица Клубень Корневище |
|
Прививка |
|
Культура ткани |
|
Домашнее задание: Переработать записи в маршрутных листах и написать
ü мини-сочинение от имени любого растения или сказку
« Путешествие растений» (н-р жил-был, или в некотором царстве…)
ü Провести посадку комнатных растений
и составить отчет по памятке после & 43
· Составить синквейн
Синквейн – пять
( сопровождается рисунком )
1.Тема синквейна.- Два прилагательных
- Три глагола
- Фраза на тему синквейна
- Существительное
Маршрутный лист 2
Ф.И._______________________________________________ класс______ТЕМА: Вегетативное размножение покрытосеменных растений.
- Известно ли вам,
· пырей – злостный сорняк, На площади 1 кв.м корневище пырея достигает длины около 500 м с 25 тыс.почек
·
2.ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ:
Практическая работа №15
Вегетативное размножение покрытосеменных растений.
Способы ВР |
Дикорастущие Растения |
Культурные Растения |
1 |
2 |
3 |
Черенки: Стеблевые Листовые Корневые |
|
|
Отводки Ползучие побеги (усы) |
|
|
Видоизмененные побеги: луковица Клубень Корневище |
|
|
Прививка |
|
|
Культура ткани |
|
|
Домашнее задание: Переработать записи в маршрутных листах и написать
ü мини-сочинение от имени любого растения или сказку
« Путешествие растений» (н-р жил-был, или в некотором царстве…)
ü Провести посадку комнатных растений
и составить отчет по памятке после & 43
· Составить синквейн
Синквейн – пять
( сопровождается рисунком )
1.Тема синквейна.2. Два прилагательных
3.Три глагола
4.Фраза на тему синквейна
- Существительное
МОУ «Степнинская средняя общеобразовательная школа»
Вегетативное размножение покрытосеменных растений.
Проблемно – практическое занятие по биологии
Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.
ТИП занятия: комбинированный
(изучение нового материала и его первичное закрепление).
Цели по содержанию:
-
Образовательная –
-
Организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости расселения растений от способов вегетативного размножения.
-
показать его разнообразие и роль в жизни растений, а также в хозяйственной деятельности человека
-
-
Развивающая – а) Развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание, фантазию, творчество.
б) Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы «Знаю», «Хочу знать», «Узнал».
3.Воспитательная: Создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательный деятельности.
Конечный результат: Всесторонне развитая личность и социализация.
Методы обучения: частично-поисковый, эвристическая беседа
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная
Средства Обучения:
-
Учебник В.В. Пасечник Биология 6 класс: Бактерии. Грибы. Растения.
-
НТ «Вегетативное размножение покрытосеменных растений»
-
Дискета тест «Вегетативное размножение покрытосеменных растений»
-
СD - Комнатные растения
-
Лабораторное оборудование
-
Комнатные растения
-
Гербарии
Алгоритм работы на уроке
-
Ввод в проблему – стадия вызова
-
Работа по актуализации жизненного опыта и первоначальных знаний о вегетативном размножении растений (Учащиеся записывают на листах бумаги всё, что знают о растениях)
-
Осмысление ситуационной задачи и недостаточности знаний для полного представления о вегетативном размножении у покрытосеменных растений, а следовательно расселении и получении новых растений.
-
Естественное ВР (беседа на основе гербарного материала, выполнение схемы, значение: преимущества и недостатки: Естеств. вегет. размножения.
-
Искусственное ВР – значение
-
демонстрационная лабораторная работа «Черенкование»,
Практическая работа «Прививка»,
Слайд - фильм «Культура тканей»
Практическая работа №15
Вегетативное размножение покрытосеменных растений.
Способы ВР |
Дикорастущие Растения |
Культурные Растения |
1 |
2 |
3 |
Черенки: Стеблевые Листовые Корневые |
ива, тополь Фиалка , Одуванчик |
роза, традесканция, пеларгония |
Отводки Ползучие побеги (усы) |
Ива земляника |
Крыжовник, Смородина, Виктория |
Видоизмененные побеги: луковица Клубень Корневище |
тюльпан пырей, осот |
Лук, лилия, Цикламен Сансевьера |
Прививка |
Два сросшихся дерева в лесу |
Яблоня, груша |
Культура ткани |
|
гвоздика, морковь Женьшень, |
Вывод: (Значение ВР покрытосеменных растений: преимущества и недостатки)
-
Осмысление содержания
- Оформление рабочих записей в тетради (маршрутных листах) – таблица «Способы ВР»
-
Оформление вывода по изучению основного материала
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
|
|
|
- вывод
-
Размышление (рефлексия)
-
Анализ записи в тетради или на доске (Практическая значимость урока)
-
Анализ приёмов, которые использовались при обучении (Как учились на занятии)
-
-
Закрепление :
-
Где применим знания на практике
-
Презентация
-
Тест
-
синквейн
-
-
Д/З
-
Посадка комнатного растения с помощью вегетат.органов и дальнейшее изучение развития растения (после & 43 Памятка)
-
Составить СИНКВЕЙН «Вегетативное размножение покрытосеменных растений» (Образец на доске и в маршрутных листах)
-
Мини-Сочинение о путешествии растения
-
Чудо-дерево, Чудо-растение
-
Вегетативное размножение покрытосеменных растений.
Ход урока
-
Орг.момент
-
Я рада видеть ваши жизнерадостные лица,
ваши улыбки, добрые глаза
И пусть этот урок принесет вам радость общения друг с другом,
успехов Вам и удач.
Сегодня мы совершим путешествие
-
Посмотрите у вас и у меня на столах стоят растения, где их можно встретить? (ответы)
Посмотрите на этикетку - родина его где? (ответы)
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС? Почему растения, для которых, характерен неподвижный образ жизни, широко распространены по земному шару?
(КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ?)
-
Что ж ответов много, а какой из них правильный мы узнаем в течение нашего путешествия по теме «ВЕГ.РАЗ.ПОКР.Раст»
Т.О. Цель нашего путешествия найти ответ на вопрос
И правильно выполнить практическую работу.
В дружеской совместной работе мы легко справимся с заданием
-
Давайте вспомним все, что, мы знаем о покрытосеменных растениях
(Начинаем заполнять таблицу «Знаю, узнать хочу, узнал»– 1я графа вывешивается «ЗНАЮ») БЕСЕДА (называют , записываю)
-
У нас есть знания и есть вопрос !
-
Какое важное свойство как у всех живых организмов – есть у растения?
-
ПОДСКАЗКА
…В землю теплую уйду
К солнцу колосом взойду
В нем тогда таких как я,
Будет целая семья.(ответы)
-
Какие способы размножения вы знаете?
(Посмотрите на нашу тему, о каком способе размножения мы будем говорить? (ответы)
Известно ли вам,
-
что от одного растения земляники можно получить около 200 растений?
-
пырей – злостный сорняк , На площади 1 кв.м корневище пырея достигает длины около 500 м с 25 тыс.почек
-
Скажите, если вы захотите у себя на садовых участках развести розы, что для этого сделаете, что взять? (ответы детей)
-
а тюльпаны
-
картофель?
Побеги, ……
-
Какие бывают? Что такое побеги?
-
Будущие растения. (Обратите, у вас на столах лежат побеги )
Вывод: Что ж одно и тоже растение можно встретить и в поле, и в лесу, на лугу и в огороде, но взрослое растение в прямом смысле привязано к месту, где выросло, а как же его побеги? (ответы)
(читаю стих-е)
Пришла весна. Растаял лед.
И веселиться весь народ
А садовод тот просто рад
Растений выстроил парад
Тут: черенок, отводок, почки,
Культура тканей: всё здесь есть
И садовод гордится очень
Хвала ему и честь
Вегетативно размножаться
Растенья могут черенком
Вы ветку, сломанную ветром
Вкопайте в рыхлый чернозем
Её обильно поливайте
Смотрите, что будет потом
Она начнет расти, конечно
И несмотря на черенок
Вот этот самый, что обломан
Он даст прекрасный вам росток.
(МУХИНА ВВ)
-
Какой вывод можно сделать из стихотворения – Кто помогает?
(ответы : природа и человек)
ВЫВОД: Вегетативное размножение цветковых растений широко распространено в природе, но еще чаще использует его человек, при размножении сельскохозяйственных и декоративных растений.
-
А вам приходилось размножать растения?
Давайте попробуем выяснить какие способы вегетативного размножения встречаются?
Результатом будет таблица в ваших маршрутных листах
Человек ветви с деревьев срывает
В черенки он их превращает
На влажную землю сажает
И черенок новую жизнь начинает (ЧЕРЕНКИ)
Ползучими побегами размножаются
Маленькими растениями в узлах развиваются
Листья и корешки у них получаются
Хлорофитумом, земляникой и живучкой они называются (УСЫ)
Смородину, крыжовник так размножают
Ранней весной побег пригибают
В нижней части под почкой его надрезают
Верхушку ты вверх направляй
Осенью от растения побег отрезай
И корни смело в землю зарывай (ОТВОДКИ)
Клубень, корневище, луковица
Если высадить на грядку на улицу
Видоизмененный побег
Празднует успех
Прорастут пазушные почки
А затем надземные побеги - сыночки и дочки
Всем известный пырей
Он же бич полей
Корневищем размножается
С огорода трудно удаляется ВИДОИЗМЕНННЫЕ ПОБЕГИ
Сделай прививку весной
Возьми черенок ты привой
И крепко вяжи ты к подвою
Так вырастим плод мы с тобою ПРИВИВКА
Читали мы в прессе много заметок
Выращивать стали растения из клеток
В «спецкамеру» их положили
И новые растения мы получили КУЛЬТУРА ТКАНЕЙ
-
Искусственное размножение, где применяют: каково его значение? (беседа)
-
А для закрепления нашей темы
Выполните Задание, обязательным условием является дружная согласованная работа, которая за минимальное количество времени позволит выполнить задание . Желаю удачи.
Оценки
Общий вывод по уроку (что узнали, заполнение графы «УЗНАЛ», где возникли трудности при изучении нового материала, где сможем применить на практике знания урока)
Вот и подошло наше путешествие к концу я благодарю всех ребят за активность, отзывчивость.
Д/З
-
Посадка комнатного растения с помощью вегетат.органов и дальнейшее изучение развития растения (после & 43 Памятка)
-
Составить СИНКВЕЙН «Вегетативное размножение покрытосеменных растений» (Образец на доске и в маршрутных листах)
-
Мини-Сочинение о путешествии растения «Чудо-дерево, Чудо-растение»
Маршрутный лист 1
Ф.И._______________________________________________ класс______
ТЕМА: Вегетативное размножение покрытосеменных растений.
-
Известно ли вам,
-
что от одного растения земляники можно получить около 200 растений?
-
пырей – злостный сорняк , На площади 1 кв.м корневище пырея достигает длины около 500 м с 25 тыс.почек
2.ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ: Практическая работа №15
Вегетативное размножение покрытосеменных растений.
Способы вегетативного размножения |
Название растений, размножающихся этим способом |
1 |
2 |
Черенки: Стеблевые Листовые Корневые |
|
Ползучие побеги (усы) |
|
Отводки |
|
Видоизмененные побеги: луковица Клубень Корневище |
|
Прививка |
|
Культура ткани |
|
Вывод:
Домашнее задание: Переработать записи в маршрутных листах и написать
-
мини-сочинение от имени любого растения или сказку
« Путешествие растений» (н-р жил-был, или в некотором царстве…)
-
Провести посадку комнатных растений
и составить отчет по памятке после & 43
-
Составить синквейн
Синквейн – пять
( сопровождается рисунком )
1 .Тема синквейна.
-
Два прилагательных
-
Три глагола
-
Фраза на тему синквейна
-
Существительное
Маршрутный лист 2
Ф.И._______________________________________________ класс______
ТЕМА: Вегетативное размножение покрытосеменных растений.
-
Известно ли вам,
-
что от одного растения земляники можно получить около 200 растений?
-
пырей – злостный сорняк , На площади 1 кв.м корневище пырея достигает длины около 500 м с 25 тыс.почек
2.ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ: Практическая работа №15
Вегетативное размножение покрытосеменных растений.
Способы ВР |
Дикорастущие Растения |
Культурные Растения |
1 |
2 |
3 |
Черенки: Стеблевые Листовые Корневые |
|
|
Отводки Ползучие побеги (усы) |
|
|
Видоизмененные побеги: луковица Клубень Корневище |
|
|
Прививка |
|
|
Культура ткани |
|
|
Вывод: (Значение ВР покрытосеменных растений: преимущества и недостатки)
Домашнее задание: Переработать записи в маршрутных листах и написать
-
мини-сочинение от имени любого растения или сказку
« Путешествие растений» (н-р жил-был, или в некотором царстве…)
-
Провести посадку комнатных растений
и составить отчет по памятке после & 43
-
Составить синквейн
Синквейн – пять
( сопровождается рисунком )
1 .Тема синквейна.
2. Два прилагательных
3.Три глагола
4.Фраза на тему синквейна
-
Существительное
МУХИНА Челябинская область
ВАЛЕНТИНА Пластовский район
ВАСИЛЬЕВНА Степное
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»