внеклассное занятие по русскому языку
«Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Внеклассное занятие по русскому языку
«Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова».
Подготовила учитель начальных классов
Ступаченко Марина Владимировна
г. Донецк 2012г.
Цель предлагаемого занятия:
— закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова;
— расширять словарный запас.
В класс входит НЕЗНАЙКА. В руках у него учебник «Русский язык», и «Орфографический словарь»
Незнайка – Дорогие мои ребятишки!
И нынче взял в руки книжки.
Приглашаю я вас путешествовать,
Знанья свои совершенствовать.
Первая наша остановка в стране «Словария». Из расставленных на доске слов с непроверяемыми написанием вы должны выбрать слова на звонкие и глухие согласные на конце слова и написать их в два столбика на темы «Город» и «Деревня».
(Работа проводится по вариантам. Слова: страна, деревня, город. Колхоз, земля, огород, молоток, завод., плуг, рабочий, овёс)
1 вариант 2 вариант
город
колхоз
завод
огород
молоток
плуг
рабочий овёс
Незнайка – Дорогие мои победители
А в зоопарк не хотите ли?
Будьте очень внимательны. Я буду читать, а вы подминайте выше ваши сигнальные карточки с парными согласными.
Вот царь зверей могучий ле…(ф в)
А тут жира… ( в ф) с длиннющей шеей.
Ушастый ё…(ж ш). Чем не хорош?
Там потянулась сладко ры… ь ((с з).
Плывёт могучий бегемо… (т д),
Медве… ь(д т) над нерпою ревёт.
И белый голуб…ь (б п) там летает,
После трудов отдохнуть приглашает.
(Красным цветом выделены правильные ответы. Учащиеся подтверждают свой выбор буквы правилом « Подобрать проверочное слово. После проверяемой согласной, стояла гласная буква»)
Незнайка – А теперь представим себе, что вы попали к себе на кухню. Уж, сколько здесь разных предметов! Я показываю вам предмет, а вы называете его и к названному предмету подбираете проверочное слово
Чашка – чашечка, ложка- ложечка, кружка –кружечка, лопатка – лопаточка, сковородка - сковорода, салфетка – салфеточка
(Красным цветом выделены правильные ответы и опять учащиеся доказывают свой выбор повторением правила)
Незнайка – Назвали предметы все по порядку,
Приглашаю всех на зарядку.
Физминутка:
Мелкие шажки — раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
Незнайка – Продолжаем занятие.
Внимание, внимание! Начинаем соревнование! Кто запомнит из стихотворения больше слов?
Осень шагает
В жёлтом пальтишке,
С кедров сшибает
Бурые шишки
Трах – на опушку,
Бух – на кукушку,
Хлоп – на зайчишку
Падают шишки.
Ходит зайчишка
Весь в синяках,
Как после стрижки
Шерсть на боках.
(Выделенные слова учащиеся должны назвать)
Незнайка – А сейчас почтальон Печкин вручит вам приглашения, каждому по варианту своё на разные темы.
Каток – лё… кий (г), мя… кий (г), гла… кий (д), сколь… кий(з), ре… кий (з);
Сад – доро… ка(ж), тро… ка (п), берё… ки(з), бу…ки (б), рома… ки (ш);
Детский мир – игру… ки (ш), лоша… ка (д), крова… ка (т), ры… ка (б), мы… ка(ш);
Школа – тетра… ка (д), кни… ка (ж), обло… ка (ж), промока… ка(ш),;
Море – пол… цы (в), гре… цы (б), фла… ки (ж), остро… ки (в);
Столовая – сли… ки (в), голу… цы (б), хле… цы (б), пиро… ки (ж).
(В скобках написаны правильные ответы, учащиеся подтверждают свои ответы выбором проверочного слова. Например: ТРОПКА — ТРОПИНКА)
Пока дети объясняли свой выбор, вошла БАБУШКА – ЗАГАДУШКА.
Бабушка – Загадушка –Дорогие ребятки, отгадайте загадки.
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье. (Колос, голос)
С глухим согласным – число,
Со звонким – вид железа (шесть, жесть)
Ну и молодцы же вы, ребятки
Быстро отгадали все загадки
А теперь скажите скороговорку:
«Из карманов у Аркашки
Вечно сыплются бумажки»
Ну и молодцы, ребята, хорошо потрудились
И все отличились.
Входит Буратино.
Буратино - А сейчас давайте играть.
Будем кукол мы одевать.
Девочки, назовите добрые и ласковые, ласкательные слова для вашей куклы, а мальчики оденут нашу куклу
(Девочки – глазки, губки, бровки, ушки, зубки, ножки)
(Мальчики– шубка, сапожки, шапка, варежки
)
(Красным цветом написаны правильные ответы)
Итог. С учащимися прощаются гости, а дети высказывают свои мнения о внеклассном занятии.
Список используемой литературы:
— Стихотворение Ю. Могутина «Шишкопад» ,
— О.Н. Пупышева «Олимпиадные задания».
Москва «ВАКО» 2008г.
— Дидактический материал «карточки с заданиями»
Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1990г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Внеклассное занятие по русскому языку
«Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова».
Подготовила учитель начальных классов
Ступаченко Марина Владимировна
г. Донецк 2012г.
Цель предлагаемого занятия:
- закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова;
- расширять словарный запас.
В класс входит НЕЗНАЙКА. В руках у него учебник «Русский язык», и «Орфографический словарь»
Незнайка – Дорогие мои ребятишки!
И нынче взял в руки книжки.
Приглашаю я вас путешествовать,
Знанья свои совершенствовать.
Первая наша остановка в стране «Словария». Из расставленных на доске слов с непроверяемыми написанием вы должны выбрать слова на звонкие и глухие согласные на конце слова и написать их в два столбика на темы «Город» и «Деревня».
(Работа проводится по вариантам. Слова: страна, деревня, город. Колхоз, земля, огород, молоток, завод., плуг, рабочий, овёс)
1 вариант 2 вариант
город колхоз
завод огород
молоток плуг
рабочий овёс
Незнайка – Дорогие мои победители
А в зоопарк не хотите ли?
Будьте очень внимательны. Я буду читать, а вы подминайте выше ваши сигнальные карточки с парными согласными.
Вот царь зверей могучий ле…(ф в)
А тут жира… ( в ф) с длиннющей шеей.
Ушастый ё…(ж ш). Чем не хорош?
Там потянулась сладко ры..ь ((с з).
Плывёт могучий бегемо… (т д),
Медве… ь(д т) над нерпою ревёт.
И белый голуб…ь (б п) там летает,
После трудов отдохнуть приглашает.
(Красным цветом выделены правильные ответы. Учащиеся подтверждают свой выбор буквы правилом « Подобрать проверочное слово. После проверяемой согласной, стояла гласная буква»)
Незнайка – А теперь представим себе, что вы попали к себе на кухню. Уж, сколько здесь разных предметов! Я показываю вам предмет, а вы называете его и к названному предмету подбираете проверочное слово
Чашка – чашечка, ложка- ложечка, кружка – кружечка, лопатка – лопаточка, сковородка - сковорода, салфетка – салфеточка
(Красным цветом выделены правильные ответы и опять учащиеся доказывают свой выбор повторением правила)
Незнайка – Назвали предметы все по порядку,
Приглашаю всех на зарядку.
Физминутка:
Мелкие шажки - раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
Незнайка – Продолжаем занятие.
Внимание, внимание! Начинаем соревнование! Кто запомнит из стихотворения больше слов?
Осень шагает
В жёлтом пальтишке,
С кедров сшибает
Бурые шишки
Трах – на опушку,
Бух – на кукушку,
Хлоп – на зайчишку
Падают шишки.
Ходит зайчишка
Весь в синяках,
Как после стрижки
Шерсть на боках.
(Выделенные слова учащиеся должны назвать)
Незнайка – А сейчас почтальон Печкин вручит вам приглашения, каждому по варианту своё на разные темы.
Каток – лё..кий (г), мя..кий (г), гла..кий (д), сколь..кий(з),ре..кий (з);
Сад – доро..ка(ж), тро..ка (п),берё..ки(з), бу…ки (б), рома..ки (ш);
Детский мир – игру..ки (ш), лоша..ка (д), крова..ка (т), ры..ка (б), мы..ка(ш);
Школа – тетра..ка (д), кни..ка (ж), обло..ка (ж),промока..ка(ш),;
Море – пол..цы (в), гре..цы (б), фла..ки (ж), остро..ки (в);
Столовая – сли..ки (в), голу..цы (б), хле..цы (б), пиро..ки (ж).
(В скобках написаны правильные ответы, учащиеся подтверждают свои ответы выбором проверочного слова. Например: ТРОПКА - ТРОПИНКА)
Пока дети объясняли свой выбор, вошла БАБУШКА – ЗАГАДУШКА.
Бабушка – Загадушка – Дорогие ребятки, отгадайте загадки.
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье. (Колос,голос)
С глухим согласным – число,
Со звонким – вид железа (шесть, жесть)
Ну и молодцы же вы, ребятки
Быстро отгадали все загадки
А теперь скажите скороговорку:
«Из карманов у Аркашки
Вечно сыплются бумажки»
Ну и молодцы, ребята, хорошо потрудились
И все отличились.
Входит Буратино.
Буратино - А сейчас давайте играть.
Будем кукол мы одевать.
Девочки ,назовите добрые и ласковые, ласкательные слова для вашей куклы, а мальчики оденут нашу куклу
(Девочки – глазки, губки, бровки, ушки, зубки, ножки )
(Мальчики – шубка, сапожки, шапка, варежки )
(Красным цветом написаны правильные ответы)
Итог. С учащимися прощаются гости, а дети высказывают свои мнения о внеклассном занятии.
Список используемой литературы:
- Стихотворение Ю. Могутина «Шишкопад» ,
- О.Н. Пупышева «Олимпиадные задания».
Москва «ВАКО» 2008г.
- Дидактический материал «карточки с заданиями»
Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1990г.
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО