Внеклассное мероприятие по русскому языку 4 класс "Состав слова. Словообразование"
Пояснительная записка
Данное внеклассное мероприятие проводится после изучения тем «Состав слова», «Словообразование». Форма проведения – соревнование. Данная форма проведения позволит учащимся развивать речь, мышление, наблюдательность. Позволит развить практические навыки словообразовательного анализа состава слова. Мероприятие способствует преемственности между начальным звеном и средним.
Цели:
1) повторить темы «Состав слова» и «Словообразование»;
2) научить практически, использовать полученные в результате анализа знания;
3) содействовать развитию познавательного интереса у учащихся;
4) воспитывать у учеников интерес к процессу словообразования, воспитать умение грамотно и логично составлять новые слова и применять их в устной и письменной речи;
.
Оборудование: Презентация к внеклассному мероприятию, компьютер, проектор, карточки с баллами – от 1 до 5 баллов.
Предварительная подготовка к мероприятию
Ученикам предлагается повторить темы «Словообразование» и «Состав слова», а также выполнить ряд упражнений, рассчитанных на отработку перечисленных тем
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
.Учитель: На уроках мы изучили, а затем повторили темы «Состав слова» и « Словообразование». А сегодня проведём внеклассное мероприятие, посвящённое этим темам в форме соревнования.
Данные темы относятся к более крупной части системы наук о языке – словообразованию. Как и другие части языкознания – морфология, орфография, лексика, — словообразование также имеет ряд типов разборов слова. В частности, это разбор слова по составу и словообразовательный разбор. Обратимся к таблице и повторим этапы того и другого анализа.
План разбора слова по составу: (слайд 1)
1 |
Окончание |
Для определения окончания необходимо изменить слово и выделить изменяющуюся часть |
2 |
Основа |
Основа слова определяется с помощью отсечения окончания. Часть слова без окончания и является основой |
3 |
Корень |
Корень выделяется с помощью подбора однокоренных слов и является их общей частью |
4 |
Суффикс |
Суффикс выделяется путем подбора различных однокоренных слов, а также слов с аналогичными частями |
5 |
Приставка |
Приставка определяется по схеме аналогичной определению суффикса |
План словообразовательного разбора: (слайд 3)
№ |
Процесс |
Примеры |
1 |
Дать толкование лексического значения анализируемого слова |
Писатель – человек занятый написанием чего-либо |
2 |
Сравнить состав анализируемого слова с однокоренными; выявить ту часть ( или части) слова, с помощью которой оно образовалось |
Писатель – писать;-тель |
3 |
Определить, от чего образовано слово |
Писатель – от основы писа- слова писать |
4 |
С помощью чего образовано и способ образования |
|
Учитель:Разберем по составу слово «улетают» и произведем его полный орфографический разбор.
Учитель записывает на доске, по ходу проговаривая написанное, ученики записывают в тетрадь. (слайд 4)
I.
Состав слова.
1. Окончание. Улетают – улетает, улетаешь. Окончание – -ют.
2. Основа. Основа слова – улета- .
3. Корень. Улетают – перелет, прилетать, летать. Корень – -лет-.
4. Суффикс. Суффикс слова – -а-.
5. Приставка. Улетает – прилет, летать. Приставка – у-.
II. Словообразовательный анализ. (слайд 4)
1. Улетать – летя, направляться куда-нибудь.
2. Улетать – улет, полет, прилетать, лететь, летать.
3. Образовано с помощью приставки у- от основы слова «летать».
4. Способ образования – приставочный.
Задание 1.
Ученики заполняют таблицу. Слова для разбора диктует учитель. Правильный ответ – 3 балла.
Разбор слова по составу |
Словообразовательный анализ слова |
|
|
Слова для разбора: сверхсекретный, раскрасавица, завхоз, спецкор, пароходный, подгруппа, санчасть, предгрозовой, сбербанк, паровоз, неурожай, наушник.
Задание 2
Ученики по очереди выполняют упражнение на листке, учитель диктует слова для разбора. Правильный ответ – 2 балла.
Составьте словообразовательную цепочку по образцу: Красноватенький – красноватый – красный.
Доледниковый, долголетие, прескучный, пересоленный, сверхготовность, ненаучный, раскрасавец, бесчеловечный.
(слайд 5)
(Ледник, долгий, скучный, соль, готовность, наука, красавец, человек.).
Задание 3
Выполняется аналогично второму. Правильный ответ – 3 балла.
Восстановите слова, которые в словообразовательном ряду находились между исходным и полученным словом по образцу: Лесочек – лес; лесочек – лесок – лес.
Болезненность – боль, приукрасить – красить, разговорчивость – говор, сверхзащитный – защита.
(Слайд 6)
(Болезнь, украсить, разговор, защитный.)
Задание 4
Выполняется всеми учениками. Каждый по очереди комментирует выполнение упражнения. Правильный ответ – 1 балл.
Разберите по составу следующие слова.
Черноглазая, сверхпроводимость, летчик-испытатель, перенапряжение,, поблагодарить, верхолаз, полевод, прикосновение, изложение, растирать, товарищеский.
Задание 5
Заполните таблицу. Правильный ответ – 5 баллов.
Приставочный |
|
Суффиксальный |
|
Приставочно-суффиксальный |
|
Сложение (основ слов или целых слов) |
|
Сложение сокращенных слов |
|
Летчик, электровоз, малодоступный, престранный, раненый, юнкор, ТЮЗ, турпоход, больной, птицефабрика, учительская, МГУ, привстать, сотрудник, кресло-кровать, сбербанк.
(Слайд 7)
(1 – преподнести, привстать; 2 – летчик, парашютистка; 3 – престранный, малодоступный, сотрудник; 4 – электровоз, турпоход, птицефабрика, кресло-кровать, сбербанк; 5 – юнкор, ТЮЗ, МГУ;
IV. Подведение итогов
Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов(правильный ответ – 1 балл):
— Какие пункты включает в себя словообразовательный анализ слова?
— Из каких частей состоит разбор слова по составу?
— Какие типы словообразования вам известны?
Происходит подсчет карточек, поощрение учеников, набравших наибольшее количество баллов.
МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа имени М.Р. Абросимова
Внеклассное мероприятие по русскому
языку по теме:
«Состав слова, словообразование»
(методическая разработка)
Мероприятие подготовила
учитель 2 квалификационной
категории
Горьковец Анна Геннадьевна
Верхопенье 2012г
Пояснительная записка
Данное внеклассное мероприятие проводится после изучения тем «Состав слова», «Словообразование». Форма проведения – соревнование. Данная форма проведения позволит учащимся развивать речь, мышление, наблюдательность. Позволит развить практические навыки словообразовательного анализа состава слова. Мероприятие способствует преемственности между начальным звеном и средним.
Цели:
-
повторить темы «Состав слова» и «Словообразование»;
-
научить практически, использовать полученные в результате анализа знания;
-
содействовать развитию познавательного интереса у учащихся;
-
воспитывать у учеников интерес к процессу словообразования, воспитать умение грамотно и логично составлять новые слова и применять их в устной и письменной речи;
.
Оборудование: Презентация к внеклассному мероприятию, компьютер, проектор, карточки с баллами – от 1 до 5 баллов.
Предварительная подготовка к мероприятию
Ученикам предлагается повторить темы «Словообразование» и «Состав слова», а также выполнить ряд упражнений, рассчитанных на отработку перечисленных тем
Ход мероприятия
-
Организационный момент.
.Учитель: На уроках мы изучили, а затем повторили темы «Состав слова» и « Словообразование». А сегодня проведём внеклассное мероприятие, посвящённое этим темам в форме соревнования.
Данные темы относятся к более крупной части системы наук о языке – словообразованию. Как и другие части языкознания – морфология, орфография, лексика, - словообразование также имеет ряд типов разборов слова. В частности, это разбор слова по составу и словообразовательный разбор. Обратимся к таблице и повторим этапы того и другого анализа.
План разбора слова по составу: (слайд 1)
1 |
Окончание |
Для определения окончания необходимо изменить слово и выделить изменяющуюся часть |
2 |
Основа |
Основа слова определяется с помощью отсечения окончания. Часть слова без окончания и является основой |
3 |
Корень |
Корень выделяется с помощью подбора однокоренных слов и является их общей частью |
4 |
Суффикс |
Суффикс выделяется путем подбора различных однокоренных слов, а также слов с аналогичными частями |
5 |
Приставка |
Приставка определяется по схеме аналогичной определению суффикса |
План словообразовательного разбора: (слайд 3)
№ |
Процесс |
Примеры |
1 |
Дать толкование лексического значения анализируемого слова |
Писатель – человек занятый написанием чего-либо |
2 |
Сравнить состав анализируемого слова с однокоренными; выявить ту часть ( или части) слова, с помощью которой оно образовалось |
Писатель – писать;-тель |
3 |
Определить, от чего образовано слово |
Писатель – от основы писа- слова писать |
4 |
С помощью чего образовано и способ образования |
|
Учитель: Разберем по составу слово «улетают» и произведем его полный орфографический разбор.
Учитель записывает на доске, по ходу проговаривая написанное, ученики записывают в тетрадь. (слайд 4)
-
Состав слова.
-
Окончание. Улетают – улетает, улетаешь. Окончание – -ют.
-
Основа. Основа слова – улета- .
-
Корень. Улетают – перелет, прилетать, летать. Корень – -лет-.
-
Суффикс. Суффикс слова – -а-.
-
Приставка. Улетает – прилет, летать. Приставка – у-.
-
Словообразовательный анализ. (слайд 4)
-
Улетать – летя, направляться куда-нибудь.
-
Улетать – улет, полет, прилетать, лететь, летать.
-
Образовано с помощью приставки у- от основы слова «летать».
-
Способ образования – приставочный.
Задание 1.
Ученики заполняют таблицу. Слова для разбора диктует учитель. Правильный ответ – 3 балла.
Разбор слова по составу |
Словообразовательный анализ слова |
|
|
Слова для разбора: сверхсекретный, раскрасавица, завхоз, спецкор, пароходный, подгруппа, санчасть, предгрозовой, сбербанк, паровоз, неурожай, наушник.
Задание 2
Ученики по очереди выполняют упражнение на листке, учитель диктует слова для разбора. Правильный ответ – 2 балла.
Составьте словообразовательную цепочку по образцу: Красноватенький – красноватый – красный.
Доледниковый, долголетие, прескучный, пересоленный, сверхготовность, ненаучный, раскрасавец, бесчеловечный.
(слайд 5)
(Ледник, долгий, скучный, соль, готовность, наука, красавец, человек.).
Задание 3
Выполняется аналогично второму. Правильный ответ – 3 балла.
Восстановите слова, которые в словообразовательном ряду находились между исходным и полученным словом по образцу: Лесочек – лес; лесочек – лесок – лес.
Болезненность – боль, приукрасить – красить, разговорчивость – говор, сверхзащитный – защита.
(Слайд 6)
(Болезнь, украсить, разговор, защитный.)
Задание 4
Выполняется всеми учениками. Каждый по очереди комментирует выполнение упражнения. Правильный ответ – 1 балл.
Разберите по составу следующие слова.
Черноглазая, сверхпроводимость, летчик-испытатель, перенапряжение, , поблагодарить, верхолаз, полевод, прикосновение, изложение, растирать, товарищеский.
Задание 5
Заполните таблицу. Правильный ответ – 5 баллов.
Приставочный |
|
Суффиксальный |
|
Приставочно-суффиксальный |
|
Сложение (основ слов или целых слов) |
|
Сложение сокращенных слов |
|
Летчик, электровоз, малодоступный, престранный, раненый, юнкор, ТЮЗ, турпоход, больной, птицефабрика, учительская, МГУ, привстать, сотрудник, кресло-кровать, сбербанк.
(Слайд 7)
(1 – преподнести, привстать; 2 – летчик, парашютистка; 3 – престранный, малодоступный, сотрудник; 4 – электровоз, турпоход, птицефабрика, кресло-кровать, сбербанк; 5 – юнкор, ТЮЗ, МГУ;
IV. Подведение итогов
Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов(правильный ответ – 1 балл):
- Какие пункты включает в себя словообразовательный анализ слова?
- Из каких частей состоит разбор слова по составу?
- Какие типы словообразования вам известны?
Происходит подсчет карточек, поощрение учеников, набравших наибольшее количество баллов.
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО