Русский язык 3 класс ТЕМА: Словарный состав языка.
Тема: Словарный состав языка.
Цель: Знакомство с лексикой русского языка и привитие любви к родному
языку.
Задачи: Систематизировать, обобщить, расширить и вывести на новый уровень знания детей о словарном составе языка, расширить словарный запас детей.
Оборудование: разные виды словарей.
Ход урока:
1) Организационный момент
СЛАЙД 1.
— Сегодня на урок к нам пришёл человечек Пкчаг. Давайте с ним познакомимся. (Пкчаг – пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно)
— Вместе с человечком Пкчаг мы отправимся в путешествие.
2) Постановка учебной задачи
СЛАЙД 2.
Путешествовать мы будем по стране “Лексика”
— Что обозначает это слово? (нет)
— что мы должны узнать на уроке?
Путешествуя по разным островам, мы с вами и узнаем что это такое.
(Если дети ответят: ДА. Какие группы слов вы знаете? Хорошо, тогда мы ещё раз повторим раздел “Лексика” и может быть, путешествуя, вы откроете для себя, что то новое.)
Итак, в путь.
- Послушайте текст. Наш город Пермь большой и красивый. Он стоит на берегу большой и красивой реки Камы. В городе большие и красивые дома, красивые сады и парки, большие улицы. Каждое утро школьники спешат в большие школы, чтобы получить большие знания. Мы любим свой город.
— Что вы скажете про этот текст?
— А кто хочет его отредактировать? (2-3 группы ребят редактируют текст)
3) Реализация цели урока
СЛАЙД 3.
1) Первая остановка у нас на острове “Синонимы”.
— Запишите слова парами, найдите лишнее слово.
ОГОНЬ ДЫМ ПЛАМЯ (Лишнее слово дым, так как огонь и пламя одно и тоже, только по-разному названы)
АЛФАВИТ АЗБУКА ЧИСТОПИСАНИЕ
ШАЛУН ТИХОНЯ ОЗОРНИК
— Будут ли эти слова синонимы? Почему?
(- Пары слов, которые вы оставили, и будут являться синонимами.)
— Какие слова называются синонимами? (Это слова с одинаковым значением, но разные по звучанию)
СЛАЙД 4.
— Запишите слово ребёнок и подберите к нему синонимы.
(Проверку осуществить по словарю синонимов и дописать слова, которые дети не смогли подобрать: РЕБЁНОК – дитя, деточка, малыш, крошка, малютка, детёныш)
— Зачем необходимо умение подбирать синонимы? (Чтобы избежать повторов слов в речи)
— Проверка отредактированных текстов.
— Что вы теперь скажете? А почему? (Нет повторов, ребята заменили их синонимами)
СЛАЙД 5.
2) Интересные были слова,
Но в дорогу нам пора.
А что это за слова:
День – ночь, холод – жара.
Что вы заметили, друзья? (У этих слов противоположные значения)
— Такие слова называются антонимы. Итак, мы с вами прибыли на остров “Антонимы”.
СЛАЙД 6.
— Какие антонимы здесь скрываются? (Маленький – большой, белый – чёрный, сильный – слабый, толстый — худой)
СЛАЙД 7.
Добрый, лживый, злой, прилежный, правдивый, гуманный, жестокий, грубый, вежливый, ленивый.
— Есть ли среди слов неизвестные вам слова?
— Запишите в 1 столбик слова, указывающие на то какими должны быть люди, во 2 столбик – какими не должны.
— Найди и соедини чертой антонимы.
СЛАЙД 8.
— А теперь вам предстоит выполнить очень сложное задание. Подберите антонимы к таким словам:
ЛЁГКИЙ портфель (тяжёлый портфель)
ЛЁГКАЯ задача (трудная задача)
СВЕЖИЙ хлеб (чёрствый хлеб)
СВЕЖАЯ газета (старая газета)
СЛАЙД 9.
— Итак, антонимы это слова … Помогите мне. (Противоположные по значению)
3) Давайте заглянем и на остров “Многозначные слова”.
— Какие слова живут на этом острове? (у которых много значений)
СЛАЙД 10.
— Понаблюдаем, сколько значений имеет слово конь? (Слово конь имеет много значений: шахматный конь, животное конь, спортивный снаряд – конь.)
— Ребята, а по внешнему виду все эти предметы похожи друг на друга? (да)
— А значения у этих слов похожи? (Этот конь прыгает по полю, Этот конь прыгает по шахматному полю, и через этого коня перепрыгивают)
— Значит многозначные слова это слова, которые имеют несколько значений и схожи по форме, признаку, действию.
- Игла. Назовите несколько значений этого слова. (стальная, лист хвойного дерева, игла у ежа)
СЛАЙД 11.
— Какие же слова живут на острове многозначные слова? (слова, у которых много значений и которые схожи по форме, признаку или действию)
СЛАЙД 12.
4) — Следующая остановка на острове “Омонимы”. На этом острове живут слова-двойняшки.
— Что вы видите? (Лук – может быть репчатый и лук – стрелковое оружие;
коса – может быть у девочки и коса — инструмент)
— Почему же эти слова-двойняшки? (Эти слова пишутся и произносятся одинаково)
— Почему эти слова не многозначные? (У этих слов разные значения. Это лук – еда, а это лук — оружие)
СЛАЙД 13.
— Вы очень внимательны, поэтому прошу вас разобраться в рассказе.
— Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ.
— Как же так, Серёжа? Ты что в лесу заблудился? Я сегодня из него пил.
Хорошая там вода – свежая, вкусная!
— Поняли ли мальчики друг друга? Почему? (Один говорил о ключе от двери, а другой о роднике)
СЛАЙД 14.
— Скажите, какие значения у слова норка? А у слова град?
— Это омонимы или многозначные слова? Почему?
Град (2 слова: осадки, город. На острове стоит чудный град.)
Норка (2 слова: животное, жилище зверьков)
— Часто омонимы используются для составления каламбура. Каламбур – это шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов (игра слов).
— Составьте предложения со словами омонимами
(Норка вылезла из норки и пошла к знакомой норке.
Потеряла Алёнушка ключ.
На опушке искала – не видно.
Вдруг журчащий увидела ключ.
Да не этот её нужен, как видно.)
Проверка задания.
СЛАЙД 15.
Определить многозначное слово это или омоним бывает нелегко. На помощь нам приходит толковый словарь.
— Сравните словарные статьи (У многозначных слов значения прописаны в одной словарной статье, а у омонимов в двух. Каждое слово прописано отдельно с цифровым показателем вверху.)
СЛАЙД 16.
— Что вы можете сказать о слове КЛЮЧ. (Некоторые слова могут быть и омонимами, и многозначными)
СЛАЙД 17.
— Что же такое слова-омонимы? (Это слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения)
5) Молодцы. Вы очень хорошо работаете, поэтому мы успеваем заглянуть ещё на один остров. Мы идём с вами в гости к фразеологизмам.
СЛАЙД 18.
— Прочитайте и найти фразеологизмы.
Мальчик услышал, что пришедшая в гости женщина собаку съела в каких-то делах, и спрятал от неё свою собаку.
— Что вас рассмешило?
— А оно на самом деле съела собаку? (нет)
— Это устойчивое сочетание слов и есть фразеологизм. А что он обозначает?
(Съесть собаку – значит хорошо в чём-то разбираться, а мальчик этого не знал)
— Зачем нужно использовать фразеологизмы в речи? Сравни и сделай вывод?
(Они придают выразительность и образность высказыванию, оживляют речь, делают её более эмоциональной.)
СЛАЙД 19.
— Оказывается, мы знаем фразеологизмы. Разгадаем кроссворд, заменим фразеологизмы одним словом.
1. Витать в облаках (мечтать)
2. Зарубить на носу (запомнить)
3. Класть зубы на полку (голодать)
4. Держать язык за зубами (молчать)
5. Бить баклуши (бездельничать)
6. Кривить душой (лицемерить)
6. Водить за нос (обманывать)
4) Итог урока
СЛАЙД 20.
— Вот и заканчивается наше путешествие. Человечек Пкчаг делал важные записи, но потерял их. Давайте найдём их и отправим на свой остров.
(Дети ищут карточки со словами и соотносят их к нужному острову)
КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ – КЛЮЧ ДВЕРНОЙ, ХОББИ — УВЛЕЧЕНИЕ, НАМЫЛИТЬ ШЕЮ, ДРУГ – ВРАГ, ЛАВКА СКАМЬЯ – ЛАВКА МАГАЗИН.
СЛАЙД 21.
— Мы сегодня на уроке говорили о словах, а точнее об их значении. А раздел русского языка, который изучает слова и их значения называется ЛЕКСИКА.
— Кому понравилось путешествие, которое мы совершили сегодня на уроке?
— Как вы считаете, всё ли сегодня узнали о лексике? (В стране Лексика ещё много и других островов, на которых вы обязательно побываете на других уроках русского языка)
— А что вам захотелось сделать после этого урока?
5) Домашнее задание
СЛАЙД 22.
Сходите в библиотеку, познакомьтесь и поработайте со словарями. Какие ещё есть словари, кроме увиденных? По желанию приготовить рассказ об одном из словарей по плану:
1. Как называется словарь;
2. Каково его использование;
3. Как выглядит словарная статья;
4. Привести примеры словарных статей.
Письменно выполнить любой уровень заданий из предложенных на карточках для самостоятельной работы.
6) Этап оценивания урока.
Оцените урок с позиций: интересный, познавательный, развивающий он был или нет. Подарите человечку Пкчаг цветные магнитики.
красный магнитик – да
синий магнитик – если что-то не устроило
зелёный магнитик – нет
Я благодарю всех за работу. Мне было приятно работать с вами.
Разработка урока
Тема: Словарный состав языка.
Цель: Знакомство с лексикой русского языка и привитие любви к родному
языку.
Задачи: Систематизировать, обобщить, расширить и вывести на новый уровень знания детей о словарном составе языка, расширить словарный запас детей.
Оборудование: разные виды словарей.
Ход урока:
1) Организационный момент
СЛАЙД 1.
- Сегодня на урок к нам пришёл человечек Пкчаг. Давайте с ним познакомимся. (Пкчаг – пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно)
- Вместе с человечком Пкчаг мы отправимся в путешествие.
2) Постановка учебной задачи
СЛАЙД 2.
Путешествовать мы будем по стране “Лексика”
- Что обозначает это слово? (нет)
- что мы должны узнать на уроке?
Путешествуя по разным островам, мы с вами и узнаем что это такое.
(Да. Какие группы слов вы знаете? Хорошо, тогда мы ещё раз повторим раздел “Лексика” и может быть, путешествуя, вы откроете для себя, что то новое.)
Итак, в путь.
- Послушайте текст. Наш город Пермь большой и красивый. Он стоит на берегу большой и красивой реки Камы. В городе большие и красивые дома, красивые сады и парки, большие улицы. Каждое утро школьники спешат в большие школы, чтобы получить большие знания. Мы любим свой город.
- Что вы скажете про этот текст?
- А кто хочет его отредактировать? (2-3 группы ребят редактируют текст)
3) Реализация цели урока
СЛАЙД 3.
1) Первая остановка у нас на острове “Синонимы”.
- Запишите слова парами, найдите лишнее слово.
ОГОНЬ ДЫМ ПЛАМЯ (Лишнее слово дым, так как огонь и пламя одно и тоже, только по-разному названы)
АЛФАВИТ АЗБУКА ЧИСТОПИСАНИЕ
ШАЛУН ТИХОНЯ ОЗОРНИК
- Будут ли эти слова синонимы? Почему?
(- Пары слов, которые вы оставили, и будут являться синонимами.)
- Какие слова называются синонимами? (Это слова с одинаковым значением, но разные по звучанию)
СЛАЙД 4.
- Запишите слово ребёнок и подберите к нему синонимы.
(Проверку осуществить по словарю синонимов и дописать слова, которые дети не смогли подобрать: РЕБЁНОК – дитя, деточка, малыш, крошка, малютка, детёныш)
- Зачем необходимо умение подбирать синонимы? (Чтобы избежать повторов слов в речи)
- Проверка отредактированных текстов.
- Что вы теперь скажете? А почему? (Нет повторов, ребята заменили их синонимами)
СЛАЙД 5.
2) Интересные были слова,
Но в дорогу нам пора.
А что это за слова:
День – ночь, холод – жара.
Что вы заметили, друзья? (У этих слов противоположные значения)
- Такие слова называются антонимы. Итак, мы с вами прибыли на остров “Антонимы”.
СЛАЙД 6.
- Какие антонимы здесь скрываются? (Маленький – большой, белый – чёрный, сильный – слабый, толстый - худой)
СЛАЙД 7.
Добрый, лживый, злой, прилежный, правдивый, гуманный, жестокий, грубый, вежливый, ленивый.
- Есть ли среди слов неизвестные вам слова?
- Запишите в 1 столбик слова, указывающие на то какими должны быть люди, во 2 столбик – какими не должны.
- Найди и соедини чертой антонимы.
СЛАЙД 8.
- А теперь вам предстоит выполнить очень сложное задание. Подберите антонимы к таким словам:
ЛЁГКИЙ портфель (тяжёлый портфель)
ЛЁГКАЯ задача (трудная задача)
СВЕЖИЙ хлеб (чёрствый хлеб)
СВЕЖАЯ газета (старая газета)
СЛАЙД 9.
- Итак, антонимы это слова … Помогите мне. (Противоположные по значению)
3) Давайте заглянем и на остров “Многозначные слова”.
- Какие слова живут на этом острове? (у которых много значений)
СЛАЙД 10.
- Понаблюдаем, сколько значений имеет слово конь? (Слово конь имеет много значений: шахматный конь, животное конь, спортивный снаряд – конь.)
- Ребята, а по внешнему виду все эти предметы похожи друг на друга? (да)
- А значения у этих слов похожи? (Этот конь прыгает по полю, Этот конь прыгает по шахматному полю, и через этого коня перепрыгивают)
- Значит многозначные слова это слова, которые имеют несколько значений и схожи по форме, признаку, действию.
- Игла. Назовите несколько значений этого слова. (стальная, лист хвойного дерева, игла у ежа)
СЛАЙД 11.
- Какие же слова живут на острове многозначные слова? (слова, у которых много значений и которые схожи по форме, признаку или действию)
СЛАЙД 12.
4) - Следующая остановка на острове “Омонимы”. На этом острове живут слова-двойняшки.
- Что вы видите? (Лук – может быть репчатый и лук – стрелковое оружие;
коса – может быть у девочки и коса - инструмент)
- Почему же эти слова-двойняшки? (Эти слова пишутся и произносятся одинаково)
- Почему эти слова не многозначные? (У этих слов разные значения. Это лук – еда, а это лук - оружие)
СЛАЙД 13.
- Вы очень внимательны, поэтому прошу вас разобраться в рассказе.
- Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ.
- Как же так, Серёжа? Ты что в лесу заблудился? Я сегодня из него пил.
Хорошая там вода – свежая, вкусная!
- Поняли ли мальчики друг друга? Почему? (Один говорил о ключе от двери, а другой о роднике)
СЛАЙД 14.
- Скажите, какие значения у слова норка? А у слова град?
- Это омонимы или многозначные слова? Почему?
Град (2 слова: осадки, город. На острове стоит чудный град.)
Норка (2 слова: животное, жилище зверьков)
- Часто омонимы используются для составления каламбура. Каламбур – это шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов (игра слов).
- Составьте предложения со словами омонимами
(Норка вылезла из норки и пошла к знакомой норке.
Потеряла Алёнушка ключ.
На опушке искала – не видно.
Вдруг журчащий увидела ключ.
Да не этот её нужен, как видно.)
Проверка задания.
СЛАЙД 15.
Определить многозначное слово это или омоним бывает нелегко. На помощь нам приходит толковый словарь.
- Сравните словарные статьи (У многозначных слов значения прописаны в одной словарной статье, а у омонимов в двух. Каждое слово прописано отдельно с цифровым показателем вверху.)
СЛАЙД 16.
- Что вы можете сказать о слове КЛЮЧ. (Некоторые слова могут быть и омонимами, и многозначными)
СЛАЙД 17.
- Что же такое слова-омонимы? (Это слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения)
5) Молодцы. Вы очень хорошо работаете, поэтому мы успеваем заглянуть ещё на один остров. Мы идём с вами в гости к фразеологизмам.
СЛАЙД 18.
- Прочитайте и найти фразеологизмы.
Мальчик услышал, что пришедшая в гости женщина собаку съела в каких-то делах, и спрятал от неё свою собаку.
- Что вас рассмешило?
- А оно на самом деле съела собаку? (нет)
- Это устойчивое сочетание слов и есть фразеологизм. А что он обозначает?
(Съесть собаку – значит хорошо в чём-то разбираться, а мальчик этого не знал)
- Зачем нужно использовать фразеологизмы в речи? Сравни и сделай вывод?
(Они придают выразительность и образность высказыванию, оживляют речь, делают её более эмоциональной.)
СЛАЙД 19.
- Оказывается, мы знаем фразеологизмы. Разгадаем кроссворд, заменим фразеологизмы одним словом.
1. Витать в облаках (мечтать)
2. Зарубить на носу (запомнить)
3. Класть зубы на полку (голодать)
4. Держать язык за зубами (молчать)
5. Бить баклуши (бездельничать)
6. Кривить душой (лицемерить)
6. Водить за нос (обманывать)
4) Итог урока
СЛАЙД 20.
- Вот и заканчивается наше путешествие. Человечек Пкчаг делал важные записи, но потерял их. Давайте найдём их и отправим на свой остров.
(Дети ищут карточки со словами и соотносят их к нужному острову)
КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ – КЛЮЧ ДВЕРНОЙ, ХОББИ - УВЛЕЧЕНИЕ, НАМЫЛИТЬ ШЕЮ, ДРУГ – ВРАГ, ЛАВКА СКАМЬЯ – ЛАВКА МАГАЗИН.
СЛАЙД 21.
- Мы сегодня на уроке говорили о словах, а точнее об их значении. А раздел русского языка, который изучает слова и их значения называется ЛЕКСИКА.
- Кому понравилось путешествие, которое мы совершили сегодня на уроке?
- Как вы считаете, всё ли сегодня узнали о лексике? (В стране Лексика ещё много и других островов, на которых вы обязательно побываете на других уроках русского языка)
- А что вам захотелось сделать после этого урока?
5) Домашнее задание
СЛАЙД 22.
Сходите в библиотеку, познакомьтесь и поработайте со словарями. Какие ещё есть словари, кроме увиденных? По желанию приготовить рассказ об одном из словарей по плану:
1. Как называется словарь;
2. Каково его использование;
3. Как выглядит словарная статья;
4. Привести примеры словарных статей.
Письменно выполнить любой уровень заданий из предложенных на карточках для самостоятельной работы.
6) Этап оценивания урока.
Оцените урок с позиций: интересный, познавательный, развивающий он был или нет. Подарите человечку Пкчаг цветные магнитики.
красный магнитик – да
синий магнитик – если что-то не устроило
зелёный магнитик – нет
Я благодарю всех за работу. Мне было приятно работать с вами.
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Все предложенные на уроке задания создают условия для решения проблемных ситуаций, активизации мыслительной деятельности.
Пожалуйста, оформите свою разработку в соответствии с
В разработке отсутствует список использованной литературы и источников сети Интернет. Качество графических объектов оставляет желать лучшего; эффекты анимации в презентации не способствуют качественному восприятию учебного материала.
Пожалуйста, оформите титульный лист презентации так же, как и титульный лист конспекта занятия.
С уважением, С.А. Колодин.