В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Экологизированный урок-педмастерская "Кислород - основа жизни"

Экологизированный урок-педмастерская "Кислород - основа жизни"

Ирина Денисова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1234 голосов:1просмотров: 5153 комментариев: 1
Краткое описание
Изучение кислорода, экологических аспектов химии кислорода путем применения технологии педмастерских.
Описание

Экологизированный урок-педмастерская

химии в 9 классе

«Кислород – основа жизни»

(учебник О.С.Габриелян, Химия 9класс)

Тема урока:«Кислород – основа жизни»

Цель урока: изучение кислорода, экологических аспектов химии кислорода путем применения технологии педмастерских.
Задачи: 1. Актуализировать и развить знания об открытии кислорода. О строении молекулы О2, его физико-химических свойствах, способах получения и применения.
1.
Формировать умения и навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации.

2.
Воспитывать умения работать в команде (коммуникативные способности).

3.
Развитие навыков работы с дидактическим материалом.

4.
Формирование экологических знаний учащихся в процессе изучения темы урока.

Девиз урока: «Кислород – это та ось, вокруг которой вращается химия». А.Берцелиус
Оборудование: 1. Химические реактивы для получения и собирания кислорода лабораторным способом.
2.Раздаточный материал: тестовые задания, информация об экологических аспектах химии кислорода.
3.На доске написана тема урока «Кислород – основа жизни», девиз и стихи о кислороде.
Ход урока:

I Индукция.

Учитель: (читает стихи о кислороде)
«Дефлогистированный воздух».
Так называли этот газ.
Иначе звали «чистый воздух»,
Легко узнать его сейчас.
Известно, что горят отлично,
В нем сера, фосфор, углерод,
Железо, магний. Энергично
Сгорает также водород.
Учитель: О каком газе говорится в этом стихотворении? Ключом к ответу на этот вопрос будет отгадывание кроссворда.
Кроссворд






1















2

























3





















4

















5





















6

























7

















8























  1. Едкое вещество, изменяющее цвет лакмуса на красный (кислота).
  2. Горизонтальный ряд элементов в периодической системе Д.И.Менделеева (период).
  3. Вещества, содержащие гидроксогруппы (основания).
  4. Ядовитый желто-зеленый газ (хлор).
  5. Самый легкий газ (водород).
  6. Самый активный неметалл (фтор).
  7. Чего можно съесть пуд? (соли).
  8. Атмосфера (воздух).
После разгадывания кроссворда открывается тема урока и девиз, которые заранее написаны на доске. Учащимся сообщается цель урока – педмастерской и раздается дидактический материал: тесты, опорные схемы по кислороду и его свойствам, применению, информацию по открытию этого вещества и экологическим аспектам химии кислорода.
Учитель: Ребята, вспомните способы получения и собирания кислорода. При затруднении обратитесь к дидактическому материалу. Вам предлагается подготовить выступления по теме урока, включая и экологические аспекты химии кислорода и истории открытия этого важного вещества. Форма проекта может быть разнообразной: тест, стихотворение, шпаргалка, рисунок, опорный конспект и т.д.
II Самоиндукция и социоконструкция.

Учащиеся работают в группе с раздаточным материалом, создают проект, рисунок, тест и т.д. Учитель помогает учащимся, чтобы получился проект. Это важное условие на данном этапе педмастерской.
III Афиширование и социализация.

Обсуждение проектов, защита проектов учеников и учителя.
IV Разрыв.

Вопросы, которые возникли в ходе работы, выясняются и подробно разбираются, даются ответы.
V Уточнение информации.

Работа учащихся с информационными материалами, учебником, тетрадью.
VI Рефлексия.

Детям раздаются шаблоны с мордашками и предлагается с помощью мимики «улыбка» (урок понравился), серьезна (так себе), уголки губ опущены (не понравился) оценить пройденный урок.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Дополнительный информационный материал

«Экологические аспекты химии кислорода»

Атмосфера – глобальный резервуар, из которого черпают кислород для дыхания почти все живые организмы. Главный аспект – загрязнение атмосферы продуктами антропогенной деятельности. Электро- и тепловая энергетика в значительной степени основана на сжигании каменного угля, нефти т.п. в атмосферном кислороде. А массовое уничтожение лесов и опустынивание уменьшают поступление кислорода в атмосферу из-за гибели наземной биомассы. Одновременно выбросы углеводородов, СО, SO2, NO и аэрозолей вовлекают атмосферный кислород в реакции и вызывают образование устойчивых смогов вблизи промышленных и городских центров. Атмосфера становится средой, переносящей загрязнение, а уменьшение наземной растительности замедляет естественные процессы очищения воздуха.
Второй аспект – угроза нормальному содержанию озона на границе тропосферы и стратосферы. Озоновый слой играет роль атмосферного щита, спасающего земную поверхность от губительного ультрафиолетового излучения. Тонкому озоновому слою, лежащему на высоте 18…35 км, угрожают многие химические вещества, попадающие а атмосферу, в результате промышленной и сельскохозяйственной деятельности человека. Озон реагирует с основными загрязнителями:
О3+СО = О2 +СО2
О3+ NO = О2+ NO2
О3+ SO2 = О2+ SO3
Кроме того, озон реагируют с разнообразными продуктами фотолиза хлор- и фтор содержащих углеводородов – фреонов, широко используемых в производстве и в быту в качестве хладореагентов, пенообразователей, растворителей, аэрозолей. Фреоны интенсивно разрушают озон, нарушая равновесие между ним и кислородом в сторону уменьшения концентрации озона.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Экологизированный урок.docx Скачать


Экологизированный урок-педмастерская

химии в 9 классе

«Кислород – основа жизни»

(учебник О.С.Габриелян, Химия 9класс)




j0299171




Тема урока: «Кислород – основа жизни»

Цель урока: изучение кислорода, экологических аспектов химии кислорода путем применения технологии педмастерских.

Задачи: 1. Актуализировать и развить знания об открытии кислорода. О строении молекулы О2, его физико-химических свойствах, способах получения и применения.

  1. Формировать умения и навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации.

  2. Воспитывать умения работать в команде (коммуникативные способности).

  3. Развитие навыков работы с дидактическим материалом.

  4. Формирование экологических знаний учащихся в процессе изучения темы урока.

Девиз урока: «Кислород – это та ось, вокруг которой вращается химия». А.Берцелиус

Оборудование: 1. Химические реактивы для получения и собирания кислорода лабораторным способом.

2.Раздаточный материал: тестовые задания, информация об экологических аспектах химии кислорода.

3.На доске написана тема урока «Кислород – основа жизни», девиз и стихи о кислороде.

Ход урока:

I Индукция.


Учитель: (читает стихи о кислороде)


«Дефлогистированный воздух».

Так называли этот газ.

Иначе звали «чистый воздух»,

Легко узнать его сейчас.

Известно, что горят отлично,

В нем сера, фосфор, углерод,

Железо, магний. Энергично

Сгорает также водород.


Учитель: О каком газе говорится в этом стихотворении? Ключом к ответу на этот вопрос будет отгадывание кроссворда.


Кроссворд





1








2













3











4









5











6













7









8












  1. Едкое вещество, изменяющее цвет лакмуса на красный (кислота).

  2. Горизонтальный ряд элементов в периодической системе Д.И.Менделеева (период).

  3. Вещества, содержащие гидроксогруппы (основания).

  4. Ядовитый желто-зеленый газ (хлор).

  5. Самый легкий газ (водород).

  6. Самый активный неметалл (фтор).

  7. Чего можно съесть пуд? (соли).

  8. Атмосфера (воздух).

После разгадывания кроссворда открывается тема урока и девиз, которые заранее написаны на доске. Учащимся сообщается цель урока – педмастерской и раздается дидактический материал: тесты, опорные схемы по кислороду и его свойствам, применению, информацию по открытию этого вещества и экологическим аспектам химии кислорода.

Учитель: Ребята, вспомните способы получения и собирания кислорода. При затруднении обратитесь к дидактическому материалу. Вам предлагается подготовить выступления по теме урока, включая и экологические аспекты химии кислорода и истории открытия этого важного вещества. Форма проекта может быть разнообразной: тест, стихотворение, шпаргалка, рисунок, опорный конспект и т.д.

II Самоиндукция и социоконструкция.

Учащиеся работают в группе с раздаточным материалом, создают проект, рисунок, тест и т.д. Учитель помогает учащимся, чтобы получился проект. Это важное условие на данном этапе педмастерской.

III Афиширование и социализация.

Обсуждение проектов, защита проектов учеников и учителя.

IV Разрыв.

Вопросы, которые возникли в ходе работы, выясняются и подробно разбираются, даются ответы.

V Уточнение информации.

Работа учащихся с информационными материалами, учебником, тетрадью.

VI Рефлексия.

Детям раздаются шаблоны с мордашками и предлагается с помощью мимики «улыбка» (урок понравился), серьезна (так себе), уголки губ опущены (не понравился) оценить пройденный урок. D:\мама\сканирование\Imagerf2.bmpD:\мама\сканирование\прпр.bmp
















ПРИЛОЖЕНИЕ №4D:\мама\сканирование\Image3.bmp

Дополнительный информационный материал

«Экологические аспекты химии кислорода»

Атмосфера – глобальный резервуар, из которого черпают кислород для дыхания почти все живые организмы. Главный аспект – загрязнение атмосферы продуктами антропогенной деятельности. Электро- и тепловая энергетика в значительной степени основана на сжигании каменного угля, нефти т.п. в атмосферном кислороде. А массовое уничтожение лесов и опустынивание уменьшают поступление кислорода в атмосферу из-за гибели наземной биомассы. Одновременно выбросы углеводородов, СО, SO2, NO и аэрозолей вовлекают атмосферный кислород в реакции и вызывают образование устойчивых смогов вблизи промышленных и городских центров. Атмосфера становится средой, переносящей загрязнение, а уменьшение наземной растительности замедляет естественные процессы очищения воздуха.

Второй аспект – угроза нормальному содержанию озона на границе тропосферы и стратосферы. Озоновый слой играет роль атмосферного щита, спасающего земную поверхность от губительного ультрафиолетового излучения. Тонкому озоновому слою, лежащему на высоте 18…35 км, угрожают многие химические вещества, попадающие а атмосферу, в результате промышленной и сельскохозяйственной деятельности человека. Озон реагирует с основными загрязнителями:

О3+СО = О2 +СО2

О3+ NO = О2+ NO2

О3+ SO2 = О2+ SO3

Кроме того, озон реагируют с разнообразными продуктами фотолиза хлор- и фтор содержащих углеводородов – фреонов, широко используемых в производстве и в быту в качестве хладореагентов, пенообразователей, растворителей, аэрозолей. Фреоны интенсивно разрушают озон, нарушая равновесие между ним и кислородом в сторону уменьшения концентрации озона.


Обсуждение материала
Наталья Ширшина
13.02.2012 12:31
Разработка вызывает интерес тем, что предлагаемый метод пед-мастерских не часто используется в старшей школе. За это спасибо автору. Но основные этапы деятельности прописаны весьма кратко (   III Афиширование и социализация.  Обсуждение проектов, защита проектов учеников и учителя.
 IV Разрыв.   Вопросы, которые возникли в ходе работы, выясняются и подробно разбираются, даются ответы.) Советую посмотреть аналогичную работу по ссылке http://festival.1september.ru/articles/560241/  и доработать вашу разработку.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос