Экологизированный урок-педмастерская "Кислород - основа жизни"
Экологизированный урок-педмастерская
химии в 9 классе
«Кислород – основа жизни»
(учебник О.С.Габриелян, Химия 9класс)
Тема урока:«Кислород – основа жизни»
Цель урока: изучение кислорода, экологических аспектов химии кислорода путем применения технологии педмастерских.
Задачи: 1. Актуализировать и развить знания об открытии кислорода. О строении молекулы О2, его физико-химических свойствах, способах получения и применения.
1.
Формировать умения и навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации.
2.
Воспитывать умения работать в команде (коммуникативные способности).
3.
Развитие навыков работы с дидактическим материалом.
4.
Формирование экологических знаний учащихся в процессе изучения темы урока.
Девиз урока: «Кислород – это та ось, вокруг которой вращается химия». А.Берцелиус
Оборудование: 1. Химические реактивы для получения и собирания кислорода лабораторным способом.
2.Раздаточный материал: тестовые задания, информация об экологических аспектах химии кислорода.
3.На доске написана тема урока «Кислород – основа жизни», девиз и стихи о кислороде.
Ход урока:
I Индукция.
Учитель: (читает стихи о кислороде)
«Дефлогистированный воздух».
Так называли этот газ.
Иначе звали «чистый воздух»,
Легко узнать его сейчас.
Известно, что горят отлично,
В нем сера, фосфор, углерод,
Железо, магний. Энергично
Сгорает также водород.
Учитель: О каком газе говорится в этом стихотворении? Ключом к ответу на этот вопрос будет отгадывание кроссворда.
Кроссворд
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Едкое вещество, изменяющее цвет лакмуса на красный (кислота).
- Горизонтальный ряд элементов в периодической системе Д.И.Менделеева (период).
- Вещества, содержащие гидроксогруппы (основания).
- Ядовитый желто-зеленый газ (хлор).
- Самый легкий газ (водород).
- Самый активный неметалл (фтор).
- Чего можно съесть пуд? (соли).
- Атмосфера (воздух).
Учитель: Ребята, вспомните способы получения и собирания кислорода. При затруднении обратитесь к дидактическому материалу. Вам предлагается подготовить выступления по теме урока, включая и экологические аспекты химии кислорода и истории открытия этого важного вещества. Форма проекта может быть разнообразной: тест, стихотворение, шпаргалка, рисунок, опорный конспект и т.д.
II Самоиндукция и социоконструкция.
Учащиеся работают в группе с раздаточным материалом, создают проект, рисунок, тест и т.д. Учитель помогает учащимся, чтобы получился проект. Это важное условие на данном этапе педмастерской.
III Афиширование и социализация.
Обсуждение проектов, защита проектов учеников и учителя.
IV Разрыв.
Вопросы, которые возникли в ходе работы, выясняются и подробно разбираются, даются ответы.
V Уточнение информации.
Работа учащихся с информационными материалами, учебником, тетрадью.
VI Рефлексия.
Детям раздаются шаблоны с мордашками и предлагается с помощью мимики «улыбка» (урок понравился), серьезна (так себе), уголки губ опущены (не понравился) оценить пройденный урок.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Дополнительный информационный материал
«Экологические аспекты химии кислорода»
Атмосфера – глобальный резервуар, из которого черпают кислород для дыхания почти все живые организмы. Главный аспект – загрязнение атмосферы продуктами антропогенной деятельности. Электро- и тепловая энергетика в значительной степени основана на сжигании каменного угля, нефти т.п. в атмосферном кислороде. А массовое уничтожение лесов и опустынивание уменьшают поступление кислорода в атмосферу из-за гибели наземной биомассы. Одновременно выбросы углеводородов, СО, SO2, NO и аэрозолей вовлекают атмосферный кислород в реакции и вызывают образование устойчивых смогов вблизи промышленных и городских центров. Атмосфера становится средой, переносящей загрязнение, а уменьшение наземной растительности замедляет естественные процессы очищения воздуха.
Второй аспект – угроза нормальному содержанию озона на границе тропосферы и стратосферы. Озоновый слой играет роль атмосферного щита, спасающего земную поверхность от губительного ультрафиолетового излучения. Тонкому озоновому слою, лежащему на высоте 18…35 км, угрожают многие химические вещества, попадающие а атмосферу, в результате промышленной и сельскохозяйственной деятельности человека. Озон реагирует с основными загрязнителями:
О3+СО = О2 +СО2
О3+ NO = О2+ NO2
О3+ SO2 = О2+ SO3
Кроме того, озон реагируют с разнообразными продуктами фотолиза хлор- и фтор содержащих углеводородов – фреонов, широко используемых в производстве и в быту в качестве хладореагентов, пенообразователей, растворителей, аэрозолей. Фреоны интенсивно разрушают озон, нарушая равновесие между ним и кислородом в сторону уменьшения концентрации озона.
Экологизированный урок-педмастерская
химии в 9 классе
«Кислород – основа жизни»
(учебник О.С.Габриелян, Химия 9класс)
Тема урока: «Кислород – основа жизни»
Цель урока: изучение кислорода, экологических аспектов химии кислорода путем применения технологии педмастерских.
Задачи: 1. Актуализировать и развить знания об открытии кислорода. О строении молекулы О2, его физико-химических свойствах, способах получения и применения.
-
Формировать умения и навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации.
-
Воспитывать умения работать в команде (коммуникативные способности).
-
Развитие навыков работы с дидактическим материалом.
-
Формирование экологических знаний учащихся в процессе изучения темы урока.
Девиз урока: «Кислород – это та ось, вокруг которой вращается химия». А.Берцелиус
Оборудование: 1. Химические реактивы для получения и собирания кислорода лабораторным способом.
2.Раздаточный материал: тестовые задания, информация об экологических аспектах химии кислорода.
3.На доске написана тема урока «Кислород – основа жизни», девиз и стихи о кислороде.
Ход урока:
I Индукция.
Учитель: (читает стихи о кислороде)
«Дефлогистированный воздух».
Так называли этот газ.
Иначе звали «чистый воздух»,
Легко узнать его сейчас.
Известно, что горят отлично,
В нем сера, фосфор, углерод,
Железо, магний. Энергично
Сгорает также водород.
Учитель: О каком газе говорится в этом стихотворении? Ключом к ответу на этот вопрос будет отгадывание кроссворда.
Кроссворд
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Едкое вещество, изменяющее цвет лакмуса на красный (кислота).
-
Горизонтальный ряд элементов в периодической системе Д.И.Менделеева (период).
-
Вещества, содержащие гидроксогруппы (основания).
-
Ядовитый желто-зеленый газ (хлор).
-
Самый легкий газ (водород).
-
Самый активный неметалл (фтор).
-
Чего можно съесть пуд? (соли).
-
Атмосфера (воздух).
После разгадывания кроссворда открывается тема урока и девиз, которые заранее написаны на доске. Учащимся сообщается цель урока – педмастерской и раздается дидактический материал: тесты, опорные схемы по кислороду и его свойствам, применению, информацию по открытию этого вещества и экологическим аспектам химии кислорода.
Учитель: Ребята, вспомните способы получения и собирания кислорода. При затруднении обратитесь к дидактическому материалу. Вам предлагается подготовить выступления по теме урока, включая и экологические аспекты химии кислорода и истории открытия этого важного вещества. Форма проекта может быть разнообразной: тест, стихотворение, шпаргалка, рисунок, опорный конспект и т.д.
II Самоиндукция и социоконструкция.
Учащиеся работают в группе с раздаточным материалом, создают проект, рисунок, тест и т.д. Учитель помогает учащимся, чтобы получился проект. Это важное условие на данном этапе педмастерской.
III Афиширование и социализация.
Обсуждение проектов, защита проектов учеников и учителя.
IV Разрыв.
Вопросы, которые возникли в ходе работы, выясняются и подробно разбираются, даются ответы.
V Уточнение информации.
Работа учащихся с информационными материалами, учебником, тетрадью.
VI Рефлексия.
Детям раздаются шаблоны с мордашками и предлагается с помощью мимики «улыбка» (урок понравился), серьезна (так себе), уголки губ опущены (не понравился) оценить пройденный урок.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Дополнительный информационный материал
«Экологические аспекты химии кислорода»
Атмосфера – глобальный резервуар, из которого черпают кислород для дыхания почти все живые организмы. Главный аспект – загрязнение атмосферы продуктами антропогенной деятельности. Электро- и тепловая энергетика в значительной степени основана на сжигании каменного угля, нефти т.п. в атмосферном кислороде. А массовое уничтожение лесов и опустынивание уменьшают поступление кислорода в атмосферу из-за гибели наземной биомассы. Одновременно выбросы углеводородов, СО, SO2, NO и аэрозолей вовлекают атмосферный кислород в реакции и вызывают образование устойчивых смогов вблизи промышленных и городских центров. Атмосфера становится средой, переносящей загрязнение, а уменьшение наземной растительности замедляет естественные процессы очищения воздуха.
Второй аспект – угроза нормальному содержанию озона на границе тропосферы и стратосферы. Озоновый слой играет роль атмосферного щита, спасающего земную поверхность от губительного ультрафиолетового излучения. Тонкому озоновому слою, лежащему на высоте 18…35 км, угрожают многие химические вещества, попадающие а атмосферу, в результате промышленной и сельскохозяйственной деятельности человека. Озон реагирует с основными загрязнителями:
О3+СО = О2 +СО2
О3+ NO = О2+ NO2
О3+ SO2 = О2+ SO3
Кроме того, озон реагируют с разнообразными продуктами фотолиза хлор- и фтор содержащих углеводородов – фреонов, широко используемых в производстве и в быту в качестве хладореагентов, пенообразователей, растворителей, аэрозолей. Фреоны интенсивно разрушают озон, нарушая равновесие между ним и кислородом в сторону уменьшения концентрации озона.
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
IV Разрыв. Вопросы, которые возникли в ходе работы, выясняются и подробно разбираются, даются ответы.) Советую посмотреть аналогичную работу по ссылке