В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Волшебная сказка как помощник в семейном воспитании

Волшебная сказка как помощник в семейном воспитании

Сорудейкина Елена
Тип материала: Педагогическая теория
просмотров: 4020
Краткое описание
Какой должна быть сказка? Мир сказки пластичен, он позволяет в считанные секунды строить и разрушать, стать на миг мудрым правителем или страшным тираном. Как тут не потеряться, да еще и себя самого найти – то есть смысл жизни? Тут поможет путеводный клубочек – чувство собственной значимости, необходимости, удовлетворения собой и своими поступками, которое очень важно для каждого ребенка.
Описание
<style type=«text/css»>p { margin-bottom: 0.21cm; }strong { font-weight: bold; }  Волшебная сказка как помощник в семейном воспитании
 Какой должна быть сказка? Мир сказки пластичен, он позволяет в считанные секунды строить и разрушать, стать на миг мудрым правителем или страшным тираном. Как тут не потеряться, да еще и себя самого найти – то есть смысл жизни? Тут поможет путеводный клубочек – чувство собственной значимости, необходимости, удовлетворения собой и своими поступками, которое очень важно для каждого ребенка. И не важно, что, может быть, пока поступков, вызывающих гордость, не случилось – они обязательно будут. И ребенку очень надо в это поверить, как и в то, что он кому-то нужен – например, самым близким и любимым людям, своим родителям. И в этом тоже может сказка. Но не любая. Она должна помочь ребенку понять самого себя, свои цели и устремления, возбудить любопытство, интерес к жизни и происходящим вокруг процессам. Она должна развивать интеллект, давать пищу для ума, и при всем этом не подавлять ребенка, а вызывать уверенность в себе, в собственных силах и своем будущем. И все это – не обращаясь к реальному миру с его жесткими рамками и неразрешимыми вопросами. Нелегкая задача. Практически по всем параметрам подходят мифы. Герои, побеждающие чудовищ и спасающие красавиц, всесильные боги… Все бы хорошо, но вот уверенности они не вселяют, поскольку герои часто гибнут, и даже боги, случается, отступают перед чем-то, чего не могут преодолеть.  
 Пищу для размышлений несут в себе басни – но мораль там слишком явно-наставительная, что часто вызывает у ребенка протест. К тому же маленькому ребенку эта мораль отнюдь не так явственна — к примеру, почему в басне «Стрекоза и Муравей» героиня не может плясать и веселиться летом, пока у нее есть на это время, и почему герой, оставивший ее замерзать зимой, считается положительным.  
 При использовании рассказа из реальной жизни (или вымышленного, приближенного к жизненной ситуации), результат оказался и вовсе потрясающим – ребенок просто его не понимает! Для ребенка, особенно маленького ребенка, реальный рассказ с объяснением причин и следствий какого-либо события, поступка, явления, психологически неправдоподобен. Он дает ребенку информацию – и только.  
 По мнению Б. Бетельхейма, всем приведенным выше требованиям удовлетворяет исключительно народная сказка. Она дает информацию, учит – но очень мягко, исподволь, она всегда ведет к хорошему концу – зло побеждено, а героя ждет награда, она предлагает ситуации, в которых ребенок может оценить себя, свои устремления, лучше понять их и то, к чему они ведут. Она дает так необходимое чувство удовлетворения и гордости – от сопереживания герою, который побеждает, спасает, помогает и обязательно получает награду. Именно с сопереживания начинается собственная внутренняя жизнь человека, как сказал испанский писатель и философ Ф. Саватор: "В будущем сила характера ребенка и выбор, который ему предстоит сделать и от которого зависит его дальнейшая судьба — пассивное подчинение обстоятельствам или активная борьба, — в значительной степени будут зависеть от того, насколько вымысел и фантазия смогли научить его доброте и смелости". И конечно, что может научить лучше хорошей доброй волшебной сказки!
 Сейчас звучит много споров о сказках. Некоторые считают, что народные сказки временами излишне жестоки, что может подавлять ребенка или же наоборот, показывать, что насилие – неотъемлемая и нормальная часть жизни. Если и вам так кажется, сочините сказку для ребенка сами!  
 Ведь вполне можно, и даже совсем несложно, следуя основным канонам (к примеру, те самые «жили-были») написать сказку не о битве Героя с Кащеем, а об… изобретении лодки или приручении огня! Такие сказки тоже вполне могут помочь ребенку справиться с какими-то проблемами (боязнью темноты или воды, например…), почувствовать сопереживание герою, удовлетворение и гордость – от изобретения они ничуть не меньше, чем от победы в бою. А еще пробудят интерес к окружающему миру и знаниям, ведь это так увлекательно – учиться! А может быть, именно такие сказки помогут ребенку стать великим изобретателем. Кто знает…
 Влияние сказок на психическое развитие ребенка
 В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала — колыбельными, затем — частушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: "Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории "из жизни"? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.
 По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка — это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности — умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение — основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.
 У доброты есть лицо
 Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно". Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.
 Воспитание чувств
 В наше время, когда в престижные школы и детские сады надо сдавать экзамены, большее внимание уделяется развитию одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка. Родители очень рано начинают обучать малыша, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он, часто, не готов ни физически, ни морально. Тогда как для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств. Детская сказка — одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные, знания не должны опережать нравственного развития ребенка!
 Каждому возрасту — свою сказку
 Выбирая детскую сказку для своего малыша, обязательно учтите особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна. В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как "Репка", "Теремок", "Колобок". Подобная организация речи "сказителя", помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и "освоиться" в нём. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол.
 Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.
 Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность. С пяти лет малыш уже должен уметь пересказывать известные сказки. Если у ребёнка имеются трудности с пересказом сказки, если он забывает сюжет многократно прочитанной ему сказочной истории, упрощённо понимает взаимоотношения персонажей или с большим трудом подбирает слова, то это может свидетельствовать о задержке психического развития ребёнка. Следует немедленно проконсультироваться с психологом и логопедом.
 Даже если ребёнок уже научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать сказки вслух. В любое время семейные чтения сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, рассказанная именно малышу. В простой детской сказке содержится всё самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.  
 Сказка – учитель. Каков же урок?
 Именно к волшебной сказке чаще всего обращаются те, кто ищет в обычных детских сказках следы древних знаний, бережно хранимых и передаваемых из уст в уста нашими далекими предками. Тех самых обучающих, воспитывающих, закладывающих в ребенке базу тех качеств, которые считались необходимыми и правильными. И знания, и качества эти были очень разными для будущих мужчин и женщин, хотя и общего, конечно, немало. И сейчас, присмотревшись, несложно заметить, что одни сказки предназначены больше для девочек, а другие – для мальчиков. Но даже в этих, дошедших до нас сказках несложно найти простые общечеловеческие ценности – что добрым быть лучше, чем злым, щедрым – чем жадным, трудолюбивым – чем ленивым. Что зло и обман в конце концов бывают наказаны, а доброта, отвага и честность – вознаграждены. Может быть, многие из этих ценностей кто-то сочтет устаревшими для нашего мира. Но как же сложно и грустно жить в мире обмана и зла. И тут сказки дают нам путеводную нить, лучик света, ведущий к надежде, что это – не навсегда, время трудностей пройдет, зло будет наказано. Наивно? Может быть. Но, может быть, именно умные волшебные сказки помогут нашим детям сделать этот мир лучше и добрее.
 Волшебная сказка как лекарь
 К волшебной же сказке очень любят обращаться психологи, практикующие довольно популярное ныне направление сказкотерапии. Почему? Очень просто – именно волшебные сказки обладают замечательным набором четко прорисованных ролей – положительного героя легко отличить от отрицательного, плохое от хорошего, черное от белого. Именно в волшебной сказке легко найти себе героя «по душе» — то есть похожего на тебя самого. А потом пройти с ним вместе долгий путь испытаний и вернуться из него другим – обновленным, более мудрым. Часто не просто решившим некую проблему, преодолевшим кризисное состояние, но даже повзрослевшим — ведь недаром ряд ученых видят в волшебных сказках напоминание о ритуалах инициации, обряда перехода от детства к взрослости. Кстати, именно отсутствие в нашей современной культуре подобного обряда некоторые психологи считают причиной кризисных состояний и даже суицидальных порывов в подростковом возрасте, ведь инициация – ничто иное, как переход в иное, взрослое состояние посредством ритуального «умирания» в первоначальном детском статусе. И помочь преодолеть подобный кризис тоже может помочь волшебная сказка.
 Датский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм, много внимания посвятивший сказке и ее значении для ребенка, считает именно волшебную сказку наиболее подходящей для восприятия ребенком, причем именно народную (фольклорную сказку). Почему? Во-первых, простой язык этой сказки понятен ребенку, герои немногочисленны и максимально упрощены (зачастую они даже не имеют имен). Сюжет волшебной сказки максимально прост, понятен, и не привязан ко времени и пространству, что помогает восприятию выйти за грань обычного. В своих исследованиях Бруно Бетельхейм сравнивает сказку с весьма похожими на нее мифами и баснями. Выводом становится то, что ни миф, часто несущий негативную окраску (смерть персонажей), ни басни, мораль которых нацелена больше на взрослых, не подходят для детского восприятия, более того, могут даже подавлять ребенка.
 Волшебная сказка – великолепный учитель, лекарь душ, просто добрый и умный собеседник. Значение сказки различно для разных людей и даже для одного и того же человека в различные периоды его жизни – от раннего детства и до старости. Она – как бесценный клад, из которого каждый возьмет только то, что ему необходимо, что он способен понять, усвоить, оценить. Но наиболее ценны и необходимы уроки волшебных сказок детям.
 Волшебная сказка отражает культурное наследие человечества, веками отсеивая наносное, неважное и бережно храня крупицы истинно ценного. Сказка способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей ребенка, она помогает ему взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию, эмпатии. Герои волшебной сказки всегда имеют четкую моральную ориентацию. Здесь нет места полутонам. Добрый – или злой, хороший – или плохой. В стороне остаться невозможно. При этом положительный герой волшебной сказки всегда находится в более выгодной, интересной, привлекательной позиции, поэтому чаще ребенок отождествляет себя именно с ним. Положительный герой притягивает ребенка на свою сторону — сторону добра, тем самым прививая ребенку тягу к добру, к воспитанию у себя положительных качеств.  
 
 
 Пример использования сказки
 Ребенок – Роман (7.5лет) в последние несколько месяцев стал совершенно неуправляемым: не слушает ничего из того, что ему говорят взрослые, грубит, недавно стал всех передразнивать. Младшего брата (6 месяцев) он очень любит, но иногда делает очень странные вещи: может отобрать у него пустышку или выпить приготовленный для него сок.
 Консультация
 Непродолжительная беседа с мамой мальчика показала, что запрос на консультацию сделан для разрешения ситуации детской ревности. Было принято решение работать с проблемой в рамках сказкотерапии.
 Затем был приглашен Роман. В результате краткого интервью с ним стала известна следующая информация: любимая сказка мальчика — «Колобок», причем не классический текст, а мультипликационная версия, где Колобок совершает прогулку по лесу, спасается от лисы и благополучно возвращается к старику со старухой.
 -Рома, как ты думаешь, что было дальше с Колобком? Какие приключения и события? Как он дальше жил у старика со старухой?
 -Жил он хорошо и весело… (Рома серьезно задумался) А потом дед с бабкой себе еще одного колобка слепили…
 -Первому колобку понравился второй колобок?
 -Да, сначала понравился…
 -Чем он понравился?
 -Он был новый и интересный, и совсем маленький… Я хотел с ним играть… ОЙ! Колобок!
 -Конечно, сказка ведь про колобка. А что было потом?
 -Бабка сказала, что с ним нельзя играть, что он еще маленький и выгнала первого колобка в другую комнату…
 -Да, первый колобок, наверное, расстроился и даже обиделся…
 -Да…
 -Первый колобок большой и сильный, он много знает и умеет. Как ты думаешь, что умеет первый колобок, чему бы он мог научить второго маленького колобка?
 -Первый колобок умеет рисовать, читать, писать, ходит в школу, …
 -Да, это важные и нужные вещи. Тем более, что второй колобок ничего из этого не умеет, кто его будет этому учить? Бабке с дедом, наверное, некогда. Ты бы хотел, чтобы колобки подружились?
 -Да…
 -А что бы колобки стали делать, когда подружились? Ты мог бы досочинить эту сказку?
 -Ну… Старший колобок бы возил маленького на коляске, срывал бы ему красивые листики и цветочки, камушки бы необычные показывал… еще качал бы на качели… потом… когда подрастет…
 -А чем колобки могли бы дома заниматься?
 -Дома бы… дома я бы строил ему замки, пусть бы он ползал и ломал, я еще построю, мне не жалко…сказки бы еще читал колобок, чтобы маленький засыпал быстрее… Много еще чего…
 -Как мы назовем сказку, которую ты сочинил?
 -Два колобка.
 -Смотри, Рома, мама улыбается. Как ты думаешь, ей сказка понравилась?
 Рома улыбается маме и бежит к ней обниматься.  
 Для мамы обязательно должно быть продолжение в виде беседе о детской ревности, способах ее профилактики и действиях в критических ситуациях; результатом такой работы, как правило, становится осознание того, что только от родителей, их чувства такта, терпения и выдержки, зависит, какими будут взаимоотношения младших и старших детей.
 В приведенном выше примере сказка использовалась в качестве метафорической призмы, сквозь которую рассматривалась сложившаяся конфликтная ситуация. Чувствуя себя защищенным сказочной реальностью, ребенок смог сформулировать собственные чувства и осознать желания, а также сказать о том, что есть определенная доля вины мамы, которая не смогла организовать, в силу нехватки опыта и соответствующих знаний, гармоничное общение своих детей.
 Еще одним приемом работы в рамках сказкотерапии становится сочинение сказки для конкретного ребенка по поводу случившейся с ним травматической ситуации. Иногда дети, сталкиваясь с проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы разрешения, которые мы предлагаем им, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка? Здесь на помощь может прийти сказка… Вот, например, такая сказка была придумана для мальчика, не любившего ходить на танцы.
 Отдых Чемпиона
 В одном добром царстве – государстве, где были маленькие уютные домики и красивые школы, жил мальчик Чемпион. Любил этот мальчик сладкие конфеты, развлечения, ходить в школу, общаться с друзьями. Но, Чемпион не хотел ходить на танцы. Сестренка мальчика, прекрасная Ульяна с удовольствием ходила на танцы, прекрасно пела и всем это очень нравилось. Он любил свою сестру, хотя часто сорился с ней. Мама Чемпиона добрая, красивая, но требовательная просила мальчика ходить на танцы, возила его на сказочные выступления. Папа говорил, что танец развивает все группы мышц. Но Чемпион отказывался танцевать, придумывал разные отговорки, то живот болит, то голова. Ульяна сказала ему, что в танце душа становится свободной и поет как красивая птица, нужно только очень стараться. Занимался танцами мальчик через силу, чтобы не обидеть маму и папу, но приходя в хореографическую студию, старался выкладываться, старательно учил все движения. С тренером Чемпиону было приятно общаться. И вот однажды был конкурс, важное выступление для всей группы. Танец Чемпиона был последним и решающим. Чемпион вышел на сцену вытянулся как, струна. Высоко поднял голову, как учил тренер, посмотрел в зал и увидел завороженные глаза зрителей. Полилась прекрасная музыка, и тело само пустилось в танец, ноги отплясывали знакомые па, на лице играла улыбка. Чемпион поймал себя на мысли, что ему хорошо и радостно! Мальчик выиграл конкурс, принес победу своей команде. Теперь он с радостью ходит на танцы, отдыхает там от школы, курсов английского языка, подготовки к «Шагу в будущее», от разногласий с Ульяной. Танец помогает Чемпиону выражать свои чувства и настроение.
 Олег (12 лет)
 Анализ сказки
 Основная тема сказки – труд, упорство, ответственность и человеколюбие. Это было главным условием, чтобы полюбить танцы, добиться успеха. Здесь можно говорить о сострадании к родным, которое помогло Чемпиону открыть в себе новые возможности; позволило преодолеть свою лень; ответственность проявилась в желании помочь своей команде. В сказке идет речь о способности преодолевать трудности, прислушиваться к чужому мнению, ответственности.
 Главный герой – Чемпион – мальчик любящий свою семь, готовый принимать критику, корректировать свое поведение. И в то же время можно говорить о его нерешительности, которая выражается в том, что его нужно призывать к действиям, уговаривать.
 Отношения между героем и другими персонажами  — можно говорить о его сильной привязанности к матери, ради того чтобы не огорчать ее он ходил на танцы через силу.
 В отношениях с другими персонажами он проявляет себя как отзывчивый, впечатлительный человек: хорошие отношения с ребятами в студии, активно сотрудничает с тренером, видит «глаза зрителей». Своей семьей Чемпион воспринимался как талантливый, успешный мальчик (курсы английского, выступление в «Шаг в будущее»). Со стороны мамы можно заметить излишнею требовательность к мальчику, гиперопеку.
 В сказке можно выделить следующую последовательность важнейших событий: сначала Чемпион не хотел ходить на танцы; затем от безысходности стал прикладывать усилия, выкладываться на тренировках; затем он научился чувствовать свое тело и полюбил танцы.
 Трудности, с которыми сталкивается герой  — по ходу сказки главному герою приходиться идти вопреки своим желаниям, упорно трудиться в студии, чтобы выучить движения; прислушиваться к советам близких людей, тренера.
 Способы преодоления трудностей - благодаря своей старательности, ответственности, упорству Чемпион выигрывает конкурс.
 Имеющиеся ресурсы: старательность, сострадание, общительность.
 К недостающим ресурсам я бы отнесла способность принять решение, целеустремленность.
 Эта сказка показывает, как надо поступать, прислушиваться к мнению близких людей и делать собственные выводы, упорно трудиться. Конец ее оптимистичный, Чемпион нашел себя в танце. Но могло быть иначе, и ему пришлось он бы заниматься не любимым делом в угоду родителей.
 Поскольку писал эту сказку подросток 12 лет, то я идентифицирую его с Чемпионом. И здесь видно желание быть успешным и в тоже время угодить своим близким. Можно говорить об эгоцентризме, все должно быть для меня. Я бы отметила не большое соперничество с сестрой. Большую привязанность к матери, готовность идти у нее на поводу. Старательность и ответственность приводят Чемпиона к победе не только на конкурсе, но и над собой. Подросток научился в танце видеть возможность отдыха. Возможно, мальчик излишне загружен. Мама желает через сына воплотить в жизнь свои нереализованные мечты.
 Использованная литература  
 1. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии Санкт-Петербург, «Речь», 2007. — 214 с.
 2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие М., 2004. — С 12 — 59.
 3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога — Москва, «Владос», 1999. — с. 32 — 274.
 4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии — М.: 2005. — 80 с.
 5. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия — М., 2001. — с 12 — 35.
 6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Путь к волшебству Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: «Златоуст», 1998. — 352 с.
 7. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии. — 1996. — №2. — с 73 — 85.
 8. Милис Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». — М.: «Киасс», 1996. — 320 с.
 9. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). — СПб.: Речь, 2002. — С. 36 — 42
 10. Зинкевич-Евстигнеева Т. Развивающая сказкотерапия — СПб.: 2006. — 125 с.
 11. Булашевич Т.С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к гармонии с внешними миром // Журнал практического психолога. — 1997. — №6. — с 123-126.
 12. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй»: Прогресс; М.; 1990. — 235 с.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос