Перспективное планирование совместно-познавательной деятельности по экологии в подготовительной группе на 2011-12 гг.
Санкт-Петербург
Дошкольное отделение Государственного бюджетного образовательного учреждения
Гимназия №56
Петроградского района Санкт-Петербурга
Перспективное планирование совместно-познавательной деятельности по экологии в подготовительной группе
на 2011-12 гг.
Автор-составитель:
Воспитатель высшей категории
Кострюкова Надежда Григорьевна
Перспективное планирование совместно-познавательной деятельности по экологии в подготовительной группе на 2011-12 гг.
Месяц | Тема | Цель |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1. Живая и неживая природа. | Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Объекты живой природы от объектов неживой природы. Сформировать представление о неразрывной связи человека с природой. Человек – часть природы. |
2. Планета Земля в опасности. | Способствовать формированию представления детей о том, что планета Земля – это громадный шар, обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем на Земле нужна чистая вода, чистый воздух, чистая земля, что планета сейчас в опасности. Воспитывать любовь к природе, желание изучать ее. | |
3. Насеко-мые. | Обобщать представление детей о многообразии насекомых с использованием моделей. Обобщать представление о сезонных изменениях в поведении насекомых. | |
О К Т Я Б Р Ь | 1. Дары Осени. | Закрепить: обобщение понятия овощи и фрукты, характерные свойства овощей и фруктов, рассказать о пользе для человека. Систематизировать знания детей о труде людей осенью. |
2. Путешест-вие в осен-ний лес. | Закрепить названия осенних месяцев. Учить наблюдать за деревьями, кустарниками. Воспитывать интерес к растениям, желание узнавать и ухаживать. | |
3. Улетают журавли. | Закрепить представление о том, что сезонные изменения в природе влияют на жизнь растений, животных, человека. Подвести к пониманию: произошли изменения в поведении пернатых; одни птицы будут зимовать рядом с жильем человека, а другие улетят. Расширить знания о том, как птицы готовятся к зиме. | |
4. Природа и здоровье человека | Систематизировать представления детей о взаимоотношениях человека с окружающей средой. Расширить знания о природе. Жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей действительности. | |
Н О Я Б Р Ь | 1. Влагоус-тойчивые и засухо-устойчивые комнатные растения. | Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге. |
2. Путешест-вие капельки. | Формировать представление о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде. | |
3. Как звери к зиме готовятся. | Расширить представление о диких животных. Рассказать почему звери линяют. Почему некоторые из них мигрируют в более удобные места, как люди помогают животным, подкармливают их. Расширить знания о том, как звери готовятся к зиме. | |
4. Беседа об осени (обобщаю-щая). | Систематизировать и обобщить знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. | |
Д Е К А Б Р Ь | 1. Встреча зимы. | Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе. Закрепить знание зимних месяцев. Учить замечать красоту зимней природы и отражать ее в рассказах и рисунках. |
2. «Кто главный в лесу?» — Беседа. | Рассказать, что охраной окружающей среды занимаются экологи, зоологи, лесники. Формировать понятие о том, как дети могут помочь взрослым: беречь растения, охранять насекомых, выбрасывать мусор в специально отведенные места. | |
3. Что мы знаем о птицах? | Знакомить с зимующими птицами. Изучать их особенности, воспитывать любовь к природе. Развивать интерес к наблюдению за птицами. | |
4. Уголок планеты, где мы живем. | Формировать представление об экологических проблемах родного города. Знакомить с растительным и животным миром своей местности. Воспитывать любовь к родному краю. | |
Я Н В А Р Ь | 1. Жизнь на Крайнем Севере и в тундре. | Знакомить с климатическими условиями разных материков. Рассказать, что в Антарктиде обитают тюлени, морские леопарды, моржи, пингвины. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе, интерес, стремление изучать природу. |
2. Лес – жизнь человека. | Познакомить с природными зонами: лес, луг, тайга. Расширить знания о растениях леса. Закрепить знания об «этажах леса», умение узнавать птиц по голосам и внешнему виду. Формировать умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. | |
3. Австралия. | Расширить представление о материках. Познакомить с климатическими условиями Австралии, с животными материка (кенгуру, коала, ехидна и т.д.). | |
Ф Е В Р А Л Ь | 1. Сравне-ние домаш-них и диких животных | Закрепить знания об отличиях диких и домашних животных. Продолжать учить сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. |
2. Экологические цепочки в лесу. | Способствовать формированию у детей представлений о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; формированию знаний о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга. Воспитывать бережное, рачительное отношение ко всему живому на Земле. | |
3. Если хочешь быть здоров. | Закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни. Познакомить с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья. Дать представление об использовании средств народной медицины при простуде. Правила поведения при простуде. | |
4. Беседа о зиме. | Способствовать обобщению представлений детей о зиме как времени года, о жизни и приспособлении растений, животных, птиц к зимним условиям; о погодных условиях в зимнее время; формированию и обобщению представлений о зависимости состояния растений от внешних условий; формированию эмоционально-эстетического отношения к зимним явлениям природы. | |
М А Р Т | 1. В гости к весне. | Систематизировать знания об изменениях в природе и труде людей весной, раскрыть особенности охраны здоровья весной. |
2. Птицы прилетели – весну принесли | Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о перелётных птицах (грачи, трясогузки, журавли и др.), прилёт, добывание корма, выведение птенцов, выкармливание, забота о них. Воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц. | |
3. Все нужны на Земле (пресмыка-ющиеся). | Углублять и расширять знания о пресмыкающихся (ящерица, черепаха, червяки и т.д.). Познакомить с некоторыми фактами их защиты. Учить рассказывать об особенностях их внешнего вида и жизненных проявлений. Формировать умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. | |
4. Весенний уход за комнатным растениями | Расширить и уточнить представления о комнатных растениях. Закрепить представления о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почвенное питание. Продолжить знакомить с особенностями внешнего строения растений. Воспитывать желание ухаживать, видеть красоту. | |
А П Р Е Л Ь | 1. Царство растений: травы. | Закрепить знания о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Рассказать о многообразии трав и их пользе; многообразии цветов – дикорастущих, садовых, лесных, полевых, луговых, болотных. |
2. Мы все – жители планеты Земля. | Обобщить и систематизировать представление о временах года и частях суток. Продолжать знакомить с космосом, звездами, Луной, Солнцем, Солнечной системой. Подвести к пониманию, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. | |
3. «Кто живет в Воде, и что растёт в воде». | Закрепить знание водных животных, их особенностях (водных растений и их особенностях); приспособляемости к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и растений и среды их обитания. | |
4. Природа и здоровье. | Подвести к пониманию того, что окружающая среда влияет на состояние человека. Продолжать знакомить с основами здорового образа жизни. Учить понимать состояние растений и животных, находящихся рядом с человеком; проявлять соответствующее отношение в каждом конкретном случае. | |
М А Й | 1. Цветущие деревья. | Создать условия для обобщения представлений о деревьях в весенний период (распускание листьев, почек, цветение березы, черемухи, плодовых деревьев, их рост); сравнение цветов, разнообразных деревьев. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте природы. |
2. В гости к лекарствен-ным растен. | Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. | |
3. Беседа о весне. | Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время. Формированию и обобщению представлений о труде взрослых в весенний период, об одежде взрослых и детей. |
Рекомендуемая литература:
1.<span st yle=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Баймашова В.А., Охапкина Г.М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями.- М.-2008г.
2.<span st yle=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж 2004 г.
3.<span st yle=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Воронкевич О.А.Добро пожаловать в экологию. С.Пб., — 2006г.
4.<span st yle=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Лапшина Г.А. Фольклорно-экологические занятия с детьми. Волгоград.
5.<span st yle=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Марковская М.М.Уголок природы в детском саду.- М., -1989г..
6.<span st yle=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Маханева М.Д.Экология в детском саду и начальной школе. — М.,-2009г.
7.<span st yle=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Николаева С.Н.Воспитание экологической культуры – М., -2008г.
8.<span st yle=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Шорыгина Т.А.Беседа о воде в природе.- М., -2008.
9.<span st yle=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Шорыгина Т.А.Беседы о русском лесе. - М., — 2008г.
Санкт-Петербург
Дошкольное отделение Государственного бюджетного образовательного учреждения
Гимназия №56
Петроградского района Санкт-Петербурга
Перспективное планирование совместно-познавательной деятельности по экологии в подготовительной группе
на 2011-12 гг.
Автор-составитель:
Воспитатель высшей категории
Кострюкова Надежда Григорьевна
Перспективное планирование совместно-познавательной деятельности по экологии в подготовительной группе на 2011-12 гг.
Месяц |
Тема |
Цель |
С Е Н Т Я Б Р Ь |
1. Живая и неживая природа. |
Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Объекты живой природы от объектов неживой природы. Сформировать представление о неразрывной связи человека с природой. Человек – часть природы. |
2. Планета Земля в опасности. |
Способствовать формированию представления детей о том, что планета Земля – это громадный шар, обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем на Земле нужна чистая вода, чистый воздух, чистая земля, что планета сейчас в опасности. Воспитывать любовь к природе, желание изучать ее. |
|
3. Насеко-мые. |
Обобщать представление детей о многообразии насекомых с использованием моделей. Обобщать представление о сезонных изменениях в поведении насекомых. |
|
О К Т Я Б Р Ь |
1. Дары Осени. |
Закрепить: обобщение понятия овощи и фрукты, характерные свойства овощей и фруктов, рассказать о пользе для человека. Систематизировать знания детей о труде людей осенью. |
2. Путешест-вие в осен-ний лес. |
Закрепить названия осенних месяцев. Учить наблюдать за деревьями, кустарниками. Воспитывать интерес к растениям, желание узнавать и ухаживать. |
|
3. Улетают журавли. |
Закрепить представление о том, что сезонные изменения в природе влияют на жизнь растений, животных, человека. Подвести к пониманию: произошли изменения в поведении пернатых; одни птицы будут зимовать рядом с жильем человека, а другие улетят. Расширить знания о том, как птицы готовятся к зиме. |
|
4. Природа и здоровье человека |
Систематизировать представления детей о взаимоотношениях человека с окружающей средой. Расширить знания о природе. Жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей действительности. |
|
Н О Я Б Р Ь |
1. Влагоус-тойчивые и засухо-устойчивые комнатные растения. |
Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге. |
2. Путешест-вие капельки. |
Формировать представление о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде. |
|
3. Как звери к зиме готовятся. |
Расширить представление о диких животных. Рассказать почему звери линяют. Почему некоторые из них мигрируют в более удобные места, как люди помогают животным, подкармливают их. Расширить знания о том, как звери готовятся к зиме. |
|
4. Беседа об осени (обобщаю-щая). |
Систематизировать и обобщить знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. |
|
Д Е К А Б Р Ь |
1. Встреча зимы. |
Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе. Закрепить знание зимних месяцев. Учить замечать красоту зимней природы и отражать ее в рассказах и рисунках. |
2. «Кто главный в лесу?» - Беседа. |
Рассказать, что охраной окружающей среды занимаются экологи, зоологи, лесники. Формировать понятие о том, как дети могут помочь взрослым: беречь растения, охранять насекомых, выбрасывать мусор в специально отведенные места. |
|
3. Что мы знаем о птицах? |
Знакомить с зимующими птицами. Изучать их особенности, воспитывать любовь к природе. Развивать интерес к наблюдению за птицами. |
|
4. Уголок планеты, где мы живем. |
Формировать представление об экологических проблемах родного города. Знакомить с растительным и животным миром своей местности. Воспитывать любовь к родному краю. |
|
Я Н В А Р Ь |
1. Жизнь на Крайнем Севере и в тундре. |
Знакомить с климатическими условиями разных материков. Рассказать, что в Антарктиде обитают тюлени, морские леопарды, моржи, пингвины. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе, интерес, стремление изучать природу. |
2. Лес – жизнь человека. |
Познакомить с природными зонами: лес, луг, тайга. Расширить знания о растениях леса. Закрепить знания об «этажах леса», умение узнавать птиц по голосам и внешнему виду. Формировать умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. |
|
3. Австралия. |
Расширить представление о материках. Познакомить с климатическими условиями Австралии, с животными материка (кенгуру, коала, ехидна и т.д.). |
|
Ф Е В Р А Л Ь |
1. Сравне-ние домаш-них и диких животных |
Закрепить знания об отличиях диких и домашних животных. Продолжать учить сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. |
2. Экологические цепочки в лесу. |
Способствовать формированию у детей представлений о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; формированию знаний о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга. Воспитывать бережное, рачительное отношение ко всему живому на Земле. |
|
3. Если хочешь быть здоров. |
Закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни. Познакомить с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья. Дать представление об использовании средств народной медицины при простуде. Правила поведения при простуде. |
|
4. Беседа о зиме. |
Способствовать обобщению представлений детей о зиме как времени года, о жизни и приспособлении растений, животных, птиц к зимним условиям; о погодных условиях в зимнее время; формированию и обобщению представлений о зависимости состояния растений от внешних условий; формированию эмоционально-эстетического отношения к зимним явлениям природы. |
|
М А Р Т |
1. В гости к весне. |
Систематизировать знания об изменениях в природе и труде людей весной, раскрыть особенности охраны здоровья весной. |
2. Птицы прилетели – весну принесли |
Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о перелётных птицах (грачи, трясогузки, журавли и др.), прилёт, добывание корма, выведение птенцов, выкармливание, забота о них. Воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц. |
|
3. Все нужны на Земле (пресмыка-ющиеся). |
Углублять и расширять знания о пресмыкающихся (ящерица, черепаха, червяки и т.д.). Познакомить с некоторыми фактами их защиты. Учить рассказывать об особенностях их внешнего вида и жизненных проявлений. Формировать умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. |
|
4. Весенний уход за комнатным растениями |
Расширить и уточнить представления о комнатных растениях. Закрепить представления о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почвенное питание. Продолжить знакомить с особенностями внешнего строения растений. Воспитывать желание ухаживать, видеть красоту. |
|
А П Р Е Л Ь |
1. Царство растений: травы. |
Закрепить знания о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Рассказать о многообразии трав и их пользе; многообразии цветов – дикорастущих, садовых, лесных, полевых, луговых, болотных. |
2. Мы все – жители планеты Земля. |
Обобщить и систематизировать представление о временах года и частях суток. Продолжать знакомить с космосом, звездами, Луной, Солнцем, Солнечной системой. Подвести к пониманию, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. |
|
3. «Кто живет в Воде, и что растёт в воде». |
Закрепить знание водных животных, их особенностях (водных растений и их особенностях); приспособляемости к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и растений и среды их обитания. |
|
4. Природа и здоровье. |
Подвести к пониманию того, что окружающая среда влияет на состояние человека. Продолжать знакомить с основами здорового образа жизни. Учить понимать состояние растений и животных, находящихся рядом с человеком; проявлять соответствующее отношение в каждом конкретном случае. |
|
М А Й |
1. Цветущие деревья. |
Создать условия для обобщения представлений о деревьях в весенний период (распускание листьев, почек, цветение березы, черемухи, плодовых деревьев, их рост); сравнение цветов, разнообразных деревьев. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте природы. |
2. В гости к лекарствен-ным растен. |
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. |
|
3. Беседа о весне. |
Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время. Формированию и обобщению представлений о труде взрослых в весенний период, об одежде взрослых и детей. |
Рекомендуемая литература:
-
Баймашова В.А., Охапкина Г.М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями.- М.-2008г.
-
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж 2004 г.
-
Воронкевич О.А.Добро пожаловать в экологию. С.Пб., - 2006г.
-
Лапшина Г.А. Фольклорно-экологические занятия с детьми. Волгоград.
-
Марковская М.М.Уголок природы в детском саду.- М., -1989г..
-
Маханева М.Д.Экология в детском саду и начальной школе. - М.,-2009г.
-
Николаева С.Н.Воспитание экологической культуры – М., -2008г.
-
Шорыгина Т.А.Беседа о воде в природе.- М., -2008.
-
Шорыгина Т.А.Беседы о русском лесе. - М., - 2008г.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"
- Портфолио воспитателя: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО
Темы и цели расписаны достаточно удобно для того, чтобы подобрать под них любую наполняемость: практические опыты, чтение, беседы, игры (
Я была на некоторых занятиях, но процесс образования детей вдется не только в строго отведенное время. И на прогулке, и в группе в свободной деятельности он продолжается.
Во всем есть повод для познания.
Выйдя на улицу остановиться, посмотреть на окружающие деревья, как они называются, чем отличаются друг от друга. Что с ними происходит в разное время года. Провести беседу.
Или например, ребенок может принести льдину в кармане. Ее положат в тазик, и дети смогут провести свои наблюдения. Какие процессы происходят. Лед тает, и что бы было останься он в кармане. Насколько чистая вода и что выпало в осадок, стоит ли брать это в рот. И так далее.
Предложенная Вами разработка нарушает критерии
1. Работа не является авторской.
2. К разработке типа "Планирование" должны быть приложены:
* пояснительная записка с указанием всех программ, с которыми работал педагог перед составлением данной разработки;
* анализ имеющихся на сегодняшний день программ должен содержать указание на то, почему все эти программы не устраивают автора;
* было бы неплохо приложить рецензию на программу.
3. В разработке отсутствуют материалы промежуточного контроля, а также выходных данных. Что воспитанники должны уметь делать после изучения данного курса по предложенной автором программе?
4. Отсутствует логотип Портала.
Также прошу Вас обратить внимание на пунктуацию в разработке.
С уважением, С.А. Колодин.