рабочая программа по химии 11 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Химия», 11 класс составлена в соответствии требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по химии, 11 класс, М.: «Просвещение», 2008г., учебно – методического комплекса учебного предмета «Химия», 11 класс:
· учебник для общеобразовательных учебных заведений О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю. Пономарёв, В.И.Теренин; под ред. В.И.Теренина «Химия.11 класс. Базовый уровень». М.: Дрофа, 2006г;
· рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриелян «Химия. 11 класс» О.С.Габриелян, А.В.Яшукова, М.: Дрофа, 2008г;
· химия. Методические рекомендации к учебникам О.С.Габриеляна (базовый и профильный уровени). 10-11 классы. О.С.Габриелян, А.В.Яшукова, М.: Дрофа, 2008г;
Учебный предмет изучается в 11 классе, рассчитан на 34 часа (1 час в неделю), в том числе на практическую работу – 3 часа.
Курс «Химия. Базовый уровень» имеет комплексный характер, включает основы общей, неорганической и органической химии, сведения о причинно-следственной зависимости между составом, строением, свойствами и применением различных классов веществ, сведения о прикладном значении химии.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
· овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
· развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
· воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
· применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Химия», 11 класс:
- освоение знаний об основных понятиях, законов химии, химической символики, выдающихся открытиях химии, роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира, методах научного познания;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдение за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений, связанных с развитием химической промышленности; находить и анализировать информацию о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений химии, вошедших в общечеловеческую культуру; в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении проблем; отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
· формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
· формирование у школьников экологического мышления на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
· приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
· воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
· создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности среднего (полного) общего образования по учебному предмету «Химия», 11 класс:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации.
Специальные умения, навыки и способы деятельности по учебному предмету «Химия»,
11 класс
Учащиеся должны знать:
· важнейшие химические понятия:вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
·
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
·
основные теории химии:химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
· важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы
- основные области применения химических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде промышленности, при охране окружающей среды человека и здоровья человека.
Учащиеся должны уметь:
· называтьизученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; владеть языком предмета;
· определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
· характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений;
· общие химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
· объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
· выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических и неорганических веществ; решать расчетные задачи на вывод формулы органического вещества;
· проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; давать аргументированную оценку новой информации по химическим вопросам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов;
· освоения учащимися интеллектуальной и практической деятельности;
· объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
· определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
· экологически грамотного поведения в окружающей среде;
· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
· безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
· критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Содержание по учебному предмету «Химия», 11 класс.
Тема 1. Строение атома (4ч).
Атом – сложная частица. Состояние электронов в атоме. Электронные конфигурации атомов химических элементов.Валентные возможности атомов химических элементов. Периодический закон и ПС Менделеева в свете учения о строении атома.
Тема 2. Строение вещества (5ч).
Химическая связь. Единая природа химической связи.Гибридизация электронных орбиталей.
Геометрия молекул. Дисперсные системы. Теория строения химических соединений. Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии. Полимеры.
Демонстрации:
1.Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связи: модели молекул различной геометрической конфигурации. Кристаллические решетки алмаза и графита.
2.Образцы различных систем с жидкой средой. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторная работа:
1.Модели структурных и пространственных изомеров. Свойства толуола и гидроксидов III-го периода.
2.Коллекции пластмасс и волокон. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного кварца и др. Модели молекул белков и ДНК.
Тема 3. Химические реакции (8ч).
Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Окислительно – восстановительные реакции (ОВР). Электролитическая диссоциация (ЭД) Водородный показатель Гидролиз. Химические реакции в органической и неорганической химии.
Лабораторная работа:
1.Модели бутана и изобутана. Получение О2 из Н2 О2, КМnО4. Свойства СН3СООН. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Свойства металлов.
2.Опыты, иллюстрирующие действие катализаторов и ингибиторов.Взаимодействие Zn (порошок и гранулы) с НСl. Обратимые процессы: 2NО2 ↔ N2О4; Fе3+ + 3СNS-↔
Fе(СNS)3
3.Зависимость степени диссоциации СН3СООН от разбавления. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или Н2О с участием органических и неорганических электролитов.
4.Индикаторы и изменение их окраски в разных средах.
5.Гидролиз карбонатов, сульфитов, силикатов щелочных металлов; нитрата цинка.
Тема 4. Вещества и их свойства (10 часов).
Классификация неорганических веществ. Классификация органических веществ. Металлы. Коррозия металлов. Общие способы получения металлов. Неметаллы. Кислоты органические и неорганические. Основания органические и неорганические. Амфотерные органические и неорганические соединения. Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений.
Демонстрации:
1.Коллекция «Нефть», «Каменный уголь».
2. Коллекция «Минералы и горные породы»
3.Образцы газообразных, твердых, жидких органических веществ. Образцы металлов, модели кристаллических решеток металлов.
4.Образцы изделий, подвергшихся коррозии. Образцы нержавеющих сталей защитные покрытия.
5.Модели кристаллических решеток графита, алмаза.
Лабораторная работа:
1.Взаимодействия Мg с Н2О, Мg, Zn,Fe и Сu с НСl; Fe с СuSО4 в растворе;
Аl (или Zn) с NаОН в растворе.
2.Электрохимическая коррозия Zn при контакте с Сu в соляной кислоте.
Получение железа взаимодействием А1 с Fе2О3 электролиз растворов КI, СuSО4.
3.Свойства серной кислоты соляной кислоты (разб) и уксусной кислоты.
Реакция «серебряного зеркала.
4.Взаимодействие NаОН с кислотами, кислотными оксидами, солями, амфотерными гидроксидами. Разложение Сu(ОН)2.
5.Получение и амфотерные свойства Аl(ОН)3.
6.Практическое осуществление переходов: Сu→ СuО→ СuSО4 → Сu(ОН)2→ СuО→ Сu.
Тема 5. Химический практикум (3 часа).
Практическая работа № 1«Решение экспериментальных задач по неорганической химии».
Практическая работа № 2 «Решение экспериментальных задач по органической химии».
Практическая работа № 3«Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ».
Тема 6. Химия в жизни общества (5 часов).
Химия и производство. Химия и сельское хозяйство. Химия и экология. Химия и повседневная жизнь человека.
Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования по учебному предмету «Химия», 11 класс
- формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
общекультурная компетенция — круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности (особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере);
учебно-познавательная компетенция — совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания;
информационная компетенция - навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире;
коммуникативная компетенция — знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
социально-трудовая компетенция — овладение минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности;
компетенция личностного самосовершенствования — освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональная саморегуляция и самоподдержка, развитие необходимых личностных качеств, формирование психологической грамотности.
- знание основ науки – важнейших фактов, понятий, законов, теорий, химического языка, химической терминологии и символики основных проблем экологии человека и направления их разрешения в регионе, стране, мире;
- умение объяснять роль химии в формировании научного мировоззрения; называть
химические вещества, соединения изученных классов; характеризовать химические свойства классов и групп органических и неорганических соединений в свете изученных теорий; определять принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена и ОВР, гомологи и изомеры, качественный состав органических соединений; пользоваться
химической посудой и лабораторным оборудованием; решать экспериментальные и расчетные задачи; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно-тематический план по учебному предмету «Химия. Базовый уровень», 11 класс
№ п/п |
Тема урока |
колво часов |
Лабораторная работа |
Практическая работа |
Тема 1. Строениеатома. |
4ч |
|||
1. |
Атом – сложная частица. Состояние электронов в атоме. |
1ч |
|
|
2. |
Электронные конфигурации атомов химических элементов. Валентные возможности атомов химических элементов. |
1ч |
|
|
3. |
Периодический закон и ПС Менделеева в свете учения о строении атома. |
1ч |
|
|
4. |
Контрольная работа №1 по теме «Строение атома» (тест) |
1ч |
|
|
Тема 2. Строение вещества. |
5ч |
|
|
|
5. |
Химическая связь. Единая природа химической связи. Гибридизация электронных орбиталей. Геометрия молекул |
1ч |
Д: Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связи, различной геометрической конфигурации. Кристаллические решетки алмаза и графита. |
|
6. |
Дисперсные системы |
1ч |
Д: Образцы различных систем с жидкой средой.Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля |
|
7. |
Теория строения химических соединений. Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии |
1ч |
Л.р №1: Модели структурных и пространственных изомеров. Свойства толуола и гидроксидов III-го периода. |
|
8. |
Полимеры. |
1ч |
Л.р №2: Коллекции пластмасс и волокон. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного кварца и Модели молекул белков и ДНК |
|
9. |
Контрольная работа №2 по теме: «Строение вещества» (тест). |
1ч |
|
|
Тема 3. Химические реакции |
8ч |
|
||
10 |
Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. |
1ч |
Л.р №3: Модели бутана и изобутана. Получение О2 из Н2 О2, КМnО4. Свойства СН3СООН. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Свойства металлов. |
|
11 |
Скорость химиических реак-ций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Обратимость химических реак-ций. Химическое равновесие. |
1ч |
Л.р №4: Опыты, иллюстрирую-щие действие катализаторов и ингибиторов. Взаимодействие Zn (порошок и гранулы) с НСl Обратимые процессы: 2NО2 ↔ N2О4; Fе3+ + 3СNS-↔ Fе(СNS)3 |
|
12 |
Окислительно – восстановите-льные реакции (ОВР). |
1ч |
|
|
13 |
Электролитическая диссоциация (ЭД) |
1ч |
Л.р №5: Зависимость степени диссоциации СН3СООН от разбавления. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или Н2О с участием органических и неорганических электролитов |
|
14 |
Водородный показатель |
1ч |
Л.р №6: Индикаторы и изменение их окраски в разных средах. |
|
15 |
Гидролиз. |
1ч |
Л.р №7: Гидролиз карбонатов, сульфитов, силикатов щелочных металлов; нитрата цинка |
|
16 |
Химические реакции в органи-ческой и неорганич. химии |
1ч |
|
|
17 |
Контрольная работа№3 по теме: «Химические реакции» |
1ч |
|
|
Тема 4. Вещества и их свойства. |
10ч |
|
||
18 |
Классификация неорганичес-ких веществ. Классификация органических веществ. |
1ч |
Д: Коллекция «Нефть», «Каменный уголь». Образцы различных неорга-нических и органических веществ. |
|
19 |
Металлы |
1ч |
Д: Образцы металлов, модели кристаллических решеток металлов. Л.р №8: Взаимодействия Мg с Н2О, Мg, Zn,Fe и Сu с НСl; Fe с СuSО4 в растворе; Аl (или Zn) с NаОН в растворе. |
|
20 |
Коррозия металлов Общие способы получения металлов |
1ч |
Д: «Образцы» изделий, подвергшихся коррозии.Образцы нержавеющих сталей защитные покрытия. Коллекция «Минералы и горные породы». Л.р №9: Электрохимическая коррозия Zn при контакте с Сu в соляной кислоте. Получение железа взаимодействием А1 с Fе2О3 электролиз растворов КI, СuSО4 |
|
21 |
Неметаллы |
1ч |
Д: Модели кристаллических решеток графита, алмаза. |
|
22 |
Кислоты органические и неорганические. |
1ч |
Л.р №10: Свойства серной кислоты соляной кислоты (разб) и уксусной кислоты. Реакция «серебряного зеркала» |
|
23 |
Основания органические и неорганические. |
1ч |
Л.р №11:1. Взаимодействие NаОН с кислотами, кислотными оксида-ми, солями, амфотерными гидрок-сидами. Разложение Сu(ОН)2 |
|
24 |
Амфотерные органические и неорганические соединения. |
1ч |
Л.р №12: Получение и амфотерные свойства Аl(ОН)3 |
|
25-26- |
Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. |
2ч |
Л.р №13: Практическое осущест-вление переходов: Сu→ СuО→ СuSО4 → Сu(ОН)2→ СuО→ Сu |
|
27 |
Контрольная работа №4 по теме: «Вещества и их свойства» |
1ч |
||
Тема 5. Химический практикум. |
3ч |
|||
28 |
Вещества и их свойства |
1ч |
Практическая работа № 1 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии». |
|
29 |
Вещества и их свойства |
1ч |
Практическая работа № 2 «Решение экспериментальных задач по органической химии». |
|
30 |
Вещества и их свойства |
1ч |
|
Практическая работа № 3 «Генетическая связь между классами неорга-нических и органических веществ». |
Тема 6. Химия в жизни общества. |
5ч |
|
|
|
31 |
Химия и производство. Химия и сельское хозяйство. |
1ч |
||
32 |
Химия и экология. |
1ч |
||
33 |
Химия и повседневная жизнь человека. |
1ч |
|
|
34 |
Контрольная работа№5 по теме: «Генетическая связь между классами неоргани-ческих и органических веществ» (тест). |
1ч |
|
|
Контрольных работ — 5 (тест — 3) |
||||
Практических работ -3 |
||||
Лабораторных работ — 13 |
Форма промежуточной аттестации обучающихся 11 класса: итоговая контрольная работа.
Форма итоговой аттестации обучающихся 11 класса: Государственная (итоговая) аттестация за курс Средней (полной) школы вформе и материалам ЕГЭ.
Перечень лабораторных работ и практических работ по учебному предмету
«Химия. Базовый уровень», 11 класс
Наименование тем |
Лабораторные работы |
Практические работы |
I. Строениеатома. |
- |
- |
II. Строение вещества. |
Л.р №1: Модели структурных и пространственных изомеров. Свойства толуола и гидроксидов III-го периода. Л.р №2: Коллекции пластмасс и волокон. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного кварца и Модели молекул белков и ДНК |
- |
III. Химические реакции |
Л.р №3: Модели бутана и изобутана. Получение О2 из Н2 О2, КМnО4. Свойства СН3СООН. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Свойства металлов. Л.р №4: Опыты, иллюстрирующие действие катализаторов и ингибиторов. Взаимодействие Zn (порошок и гранулы) с НСl. Обратимые процессы: 2NО2 ↔ N2О4; Fе3+ + 3СNS-↔ Fе(СNS)3 Л.р №5: Зависимость степени диссоциации СН3СООН от разбавления. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или Н2О с участием органических и неорганических электролитов. Л.р №6: Индикаторы и изменение их окраски в разных средах. Л.р №7: Гидролиз карбонатов, сульфитов, силикатов щелочных металлов; нитрата цинка. |
- |
IV. Вещества и их свойства. |
Л.р №8: Взаимодействия Мg с Н2О, Мg, Zn,Fe и Сu с НСl; Fe с СuSО4 в растворе; Аl (или Zn) с NаОН в растворе. Л.р №9: Электрохимическая коррозия Zn при контакте с Сu в соляной кислоте. Получение железа взаимодействием А1 с Fе2О3 электролиз растворов КI, СuSО4. Л.р №10: Свойства серной кислоты соляной кислоты (разб) и уксусной кислоты. Реакция «серебряного зеркала» Л.р №11:1. Взаимодействие NаОН с кислотами, кислотными оксидами, солями, амфотерными гидроксидами. Разложение Сu(ОН)2. Л.р №12: Получение и амфотерные свойства Аl(ОН)3. Л.р №13: Практическое осуществление переходов: Сu→ СuО→ СuSО4 → Сu(ОН)2→ СuО→ Сu Л.р №13: |
- |
V. Химический практикум. |
|
Практическая работа № 1 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии». Практическая работа № 2«Решение экспериментальных задач по органической химии». Практическая работа № 3«Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ». |
VI. Химия в жизни общества. |
- |
- |
Список литературы
Литература для учителя
1.
Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-11 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.
2.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя химии.т 11 класс: в 2ч. – М.: Дрофа, 2004г.
3.
Габриелян О.С. Химия.11 класс. Методическое пособие / Габриелян О.С, И.Г.Остоумов.- М.: Дрофа, 2006г.
4.
Горковенко М.Ю. Химия. 11 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея и др., Г.К.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2005г. – 368с
5.
Хомченко И.Г. Решение задач по химии.- М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008г.
6.
Горбунцова С.В. Тесты и ЕГЭ по основным разделам школьного курса химии: 10-11 классы.-М.: «ВАКО», 2006г.
7.
Тесты. Химия 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования – М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007г.
8.
CD-ROM
Электронная библиотека «Просвещение». Мультимедийное пособие нового образца. 9 класс. М.: Просвещение, 2005г
9.
CD-ROM
Цифровая база видео. Химия. Сетевая версия.М.: Институт новых технологий. Интерактивная линия www.intline.ru, 2006г.
10. CD-ROM
Полный интерактивный курс химии для учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей, студентов технических вузов. Поддержка обучения на образовательном портале «Открытый колледж» www. сollege.ru, 2005г.
11. CD-ROM
Интерактивный мультимедия – курс. Образовательный комплекс 1С: Школа. Химия. 9 класс. под редакцией Ахлебина А.К., выпуск 3.00.028, 2005г.
12. CD-ROM
Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Производные углеводородов. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
13. CD-ROM
Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Водные растворы. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
14. CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Соли. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
15. CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Минеральные вещества. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
16. CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Углерод и его соединения. Углеводороды. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
17. Видеофильм «Химия вокруг нас». Видеоэнциклопедия для народного образования. М.: Кварт, 2005г.
18.
Видеофильм «М.И.Ломоносов Д.И.Менделеев». Видеоэнциклопедия для народного образования. М.: Кварт, 2005г.
19. Видеофильм «Химические элементы». Леннаучфильм, видеостудия «Кварт», 2004г
Литература для учащихся
- О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю. Пономарёв, В.И.Теренин; учебник для общеобразовательных учебных заведений под ред. В.И.Теренина «Химия.11 класс. Базовый уровень». М.: Дрофа, 2006г;
- О.С.Габриелян, А. В. Яшукова. Рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриелян «Химия. 11 класс» М.: Дрофа, 2008г;
- И.Г. Хомченко « Сборник задач и упражнений по химии для средней школы» М.; « Новая Волна», 2008г.
- CD-ROM
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10-11 классы.-М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2002г. - CD-ROM
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия.1999, 2000, 2002, 2004, 2005, 2006 с изменениями и джополнениями. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006г. - CD-ROM
Учебное электронное издание Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория. МарГТУ, Лаборатория систем мультимедия, 2004г. - CD-ROM
Обучающие энциклопедии. Химия для всех. Общая и неорганическая химия. РНПО РОСУЧПРИБОР АО «ИНТОС», Курс, 1998г. - CD-ROM
Химия. Шпаргалки для старшеклассников.- М.: «Новая школа», 2008г. - Единый государственный экзамен. Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. Интерактивная линия. — М.: «Просвещение-МЕДИА», 2005г.
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.ceti.ur.ruСайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ruЕдиная коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://edu. 1c.ru
Система программ «1С: Образование 3.0»
http://www.ravnovesie.com, www.salebook.ruОбучающие курсы «Ваш репетитор».
http://v.SCHOOL.ru
Библиотека электронных наглядных пособий.
Календарно – тематическое планирование уроков химии 11класс (О.С. Габриелян)
№ п/п |
№ур |
Тема урока |
Дата |
Тип урока |
Основные понятия |
Оборудование к уроку |
Дом зад |
Примеч |
|
Тема 1. Строение атома (4 часа). |
|||||||||
1 |
1 |
Атом – сложная частица. Состояние электронов в атоме. |
|
Комбинированный урок |
Ядро и электронная оболочка. Электро-ны, протоны и нейтроны. Электронное облако и орбиталь. Формы орбиталей (s, p, d, f). Главное квантовое число. Энерге-тические уровни и подуровни. Взаимо-связь главного квантового числа, типов и форм орбиталей и max числа электронов на подуровнях и уровнях. |
|
§1.упр.1-4 §2.упр.2, 4-6 |
|
|
2 |
2 |
Электронные конфигурации атомов химических элементов. Валентные возможности атомов химических элементов. |
|
Комбинированный урок |
Электронные конфигурации атомов химических элементов. Принцип Паули, правило Гунда. Электронно-графичес-кие формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов: s, p, d, f- - семейства. Валентные электроны. Вален-тные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспа-ренных электронов. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления». |
|
§3, упр. 1-7, §4, упр. 1 - 7 |
|
|
3 |
3 |
Периодический закон и ПС Менделеева в свете учения о строении атома. |
|
Комбинированный урок. |
Предпосылки открытия Периодического закона. Открытие Периодического закона. Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современная трактовка понятия «Химический элемент». Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах. Значение ПЗ и ПС элементов Д.И. Менделеева для развития науки. |
|
§5. упр. 1 – 7. |
|
|
4 |
4 |
Контрольная работа №1 по теме «Строение атома» (тест) |
|
Урок контроля и оценки ЗУН |
|
|
|
|
|
Тема 2. Строение вещества (5 часов). |
|||||||||
5 |
1 |
Химическая связь. Единая природа химической связи. Гибридизация электронных орбиталей. Геометрия молекул |
|
Комбинированный урок |
Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь и ее классификация: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотри-цательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (σ и π), по кратности (одинар-ная, двойная, тройная и полуторная). Полярность связи и полярность молеку-лы. Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью: атомные и молеку-лярные. Металлическая химическая связь и металлические кристаллические решетки. Водородная связь межмоле-кулярная и внутримолекулярная. Единая природа химических связей. Ионная связь как предельный случай ковалентной связи; переход одного вида связи в другой; разные виды связей в одном веществе. Геометрия молекул органических и неорганических веществ |
Д: Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связи: 1. Модели молекул различной геометрической конфигурации. 2.Кристаллические решетки алмаза и графита |
§6. упр. 1 - 7 §7, упр. 1 – 4 |
|
|
6 |
2 |
Дисперсные системы |
|
Комбинированный урок. |
Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Девять типов систем и их значение в природе и жизни человека. исперсные системы с жидкой средой: взвеси, истинные растворы, коллоидные сис-темы, их классификация. Золи и гели. Эффект Тиндаля.Коагуляция Синерезис. Коллоидные и истинные растворы. |
Д: 1. Образцы различных систем с жидкой средой. 2.Коагуляция. Синерезис. 3. Эффект Тиндаля |
§8. упр. 1 - 4 |
|
|
7 |
3 |
Теория строения химических соединений. Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии |
|
Комбинированный урок |
Предпосылки создания ТСБ: работа предшественников (Дюма, Велер, Жерар, Кекуле), съезд естествоиспытателей в г. Шпейере. Личностные качества А.М.Бутлерова. Основные положения теории строения органических веществ. Виды изомерии. Изомерия в неорганичес-кой химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ. Основные направления теории строения А.М. Бутлерова: изучение зависимости свойств веществ не только от химического, но и от их электронного и пространственного строения. |
Л.р №1: 1.Модели структурных и пространственных изомеров. 2.Свойства толуола и гидроксидов III-го периода. |
§9. упр. 1 - 6 |
|
|
8 |
4 |
Полимеры. |
|
Комбинированный урок |
Полимеры. Основные понятия химии ВМС: мономер, полимер, макромолеку-ла, структурное звено, степень полиме-ризации. Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонден-сации. Строение полимеров: геометрическая форма макромолекул, кристалличность и аморфность, стереорегулярность. |
Л.р №2: 1.Коллекции пластмасс и волокон. 2.Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного кварца и др. 3. Модели молекул белков и ДНК |
§10. упр. 1 - 6 |
|
|
9 |
5 |
Контрольная работа №2 по теме: «Строение вещества» (тест). |
|
Урок контроля и оценки ЗУН |
|
|
|
|
|
Тема 3. Химические реакции (8 часов). |
|||||||||
10 |
1 |
Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. |
|
Комбинированный урок. |
Понятие о химической реакции; ее отличие от ядерной реакции.Реакции аллотропизации изомеризации, идущие без изменения качественного состава вещества. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и характеру реагирующих и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по изменению степеней окисления элементов, образующих веществ(ОВР и не ОВР); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по исполь-зованию катализатора (каталитические и некаталитические |
Л.р №3: 1. Модели бутана и изобутана. 2.Получение О2 из Н2 О2, КМnО4 3. Свойства СН3СООН 4.Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. 5.Свойства металлов. |
§11. упр. 1 - 8 |
|
|
11 |
2 |
Скорость химии-ческих реакций. Факторы, влияю-щие на скорость химических реакций. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. |
|
Комбинированный урок |
Понятие о υр. Скорость гомо- и гетеро-генной реакций. Энергия активации. Факторы, влияющие на υр. Природа реагирующих веществ. Температура. Концентрация. Катализаторы. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура. Принцип Ле Шателье. |
Л.р №4: 1. Опыты, иллюстрирующие действие катализаторов и ингибиторов. 2. Взаимодействие Zn (порошок и гранулы) с НСl 1.Обратимые процессы: 2NО2 ↔ N2О4; Fе3+ + 3СNS- ↔ Fе(СNS)3 |
§13. упр. 1 - 10 §14. упр. 1 - 8 |
|
|
12 |
3 |
Окислительно – восстановительные реакции (ОВР). |
|
Комбинированный урок. |
Степень окисления. Классификация реакций в свете электронной теории. Опорные понятия теории ОВР. Методы составления уравнений ОВР: метод электронного баланса, метод полуреакций. Влияние среды на протекание ОВР. Классификация ОВР. ОВР в органической химии. |
|
|
|
|
13 |
4 |
Электролитическая диссоциация (ЭД) |
|
Комбинированный урок. |
Электролиты, неэлектролиты. Механизм диссоциации веществ с различным типом связи. Катионы и анионы. Свойства ионов. Кислоты, соли и основания в свете представлений об ЭД. Степень электро-литической диссоциации и ее зависи-мость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электроли-тов. Свойства растворов электролитов |
Л.р №5: 1. Зависимость степени диссоциации СН3СООН от разбавления. 2. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или Н2О с участием органических и неорганических электролитов |
§15 (до диссоциации воды) упр. 1-6,8-11 |
|
|
14 |
5 |
Водородный показатель |
|
Комбинированный урок. |
Диссоциация воды .Константа ее диссоциации. Ионное произведение воды. Водородный показатель – рН. Среды водных растворов электролитов. Влияние рН на химические и биологические процессы. |
Л.р №6: 1. Индикаторы и изменение их окраски в разных средах. |
§15 (до конца) упр. 6, 7 |
|
|
15 |
6 |
Гидролиз. |
|
Комбинированный урок. |
Понятие «гидролиз». Гидролиз органических веществ (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов, белков АТФ) и его значение. Гидролиз неорганических веществ, в том числе гидролиз солей. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза. |
Л.р №7: Гидролиз карбонатов, сульфитов, силикатов щелочных металлов; нитрата цинка |
§16 упр. 1-12 |
|
|
16 |
7 |
Химические реакции в органической и неорганической химии |
|
Комбинированный урок |
Решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе. |
|
|
|
|
17 |
8 |
Контрольная работа№3 по теме: «Химические реакции» |
|
Урок контроля и оценки ЗУН |
|
|
|
|
|
Тема 4. Вещества и их свойства (10 часов). |
|||||||||
18 |
1 |
Классификация неорганических веществ. Классификация органических веществ. |
|
Комбинированный урок. |
Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основа-ния, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классифи-кация. Соли средние, кислые, основные. Комплексные соли. Углеводороды, их классификация в зависимости от строе-ния углеродной цепи (алифатические и циклические ) от кратности связей (предельные и непредельные). Гомоло-гический ряд. Производные углеводо-родов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кисло-ты, простые и сложные эфиры, нитросо-единения, амины, аминокислоты. Основные классы органических соединений. |
Д: 1.Коллекция «Нефть», «Каменный уголь» 2. Образцы газообразных, твердых, жидких органических веществ. |
§17 упр.1-8 |
|
|
19 |
2 |
Металлы |
|
Комбинированный урок. |
Положение металлов в ПС и строение их атомов. Простые вещества – металлы: металлическая связь и строение кристаллов. Аллотропия. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами, солями в растворах, органическими веществами спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами. Оксиды и гидроксиды металлов. Зависимость их свойств от степени окисления металла. Значение металлов, в том числе в природе и жизни организмов. |
Д: Образцы металлов, модели кристаллических решеток металлов. Л.р №8: Взаимодействия Мg с Н2О, Мg, Zn,Fe и Сu с НСl; Fe с СuSО4 в растворе; Аl (или Zn) с NаОН в растворе. |
§18 (до коррозии металлов) упр.1-13 |
|
|
20 |
3 |
Коррозия металлов Общие способы получения металлов |
|
Комбинированный урок. |
Понятие «коррозия». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии. Металлы в природе. Металлургия: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов, его практическое значение. |
Д: «Образцы» изделий, подвергшихся коррозии. Образцы нержавеющих сталей защитные покрытия. Коллекция «Минералы и горные породы» Л.р №9: Электрохимическая коррозия Zn при контакте с Сu в соляной кислоте. Получение железа взаимодействием А1 с Fе2О3 электролиз растворов КI, СuSО4 |
§18 упр. 14-20 |
|
|
21 |
4 |
Неметаллы |
|
Комбинированный урок. |
Положение в Периодической системе, строение их атомов. Инертные газы. Двойственное положение водорода в Периодической системе. Неметаллы – простые вещества, их атомное и молеку-лярное строение. Аллотропия. Химичес-кие свойства металлов. Окислительные свойства : взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицатель-ными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановитель-ные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями. Водородные соединения неметаллов. Несолеобра-зующие и солеобразующие оксиды. Кислородсодержащие кислоты. |
Д: Модели кристаллических решеток графита, алмаза. |
§19 упр. 1-21 |
|
|
22 |
5 |
Кислоты органические и неорганические. |
|
Комбинированный урок. |
Кислоты в свете протолитической теории. Сопряженные кислотно-основные пары. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, основными и амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров.Особен-ности свойств Н2SО4 (конц) и НNО3 Особенности свойств СН3СООН и НСООН |
Л.р №10: 1.Свойства серной кислоты соляной кислоты (разб) и уксусной кислоты. 2. Реакция «серебряного зеркала» |
§20 упр. 1-9 |
|
|
23 |
6 |
Основания органические и неорганические. |
|
Комбинированный урок. |
Основания в свете протолитической теории.. Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина |
Л.р №11: 1. Взаимодействие NаОН с кислотами, кислотными оксидами, солями, амфотерными гидроксидами. 2. Разложение Сu(ОН)2 |
§21 упр. 1-7 |
|
|
24 |
7 |
Амфотерные органические и неорганические соединения. |
|
Комбинированный урок. |
Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов и алюминия: взаимодействие с кислотами и щелочами. Понятие о комплексных соединениях. Комплексо-образователь, лиганды, координационное число, внутренняя сфера. Амфотерность аминокислот: взаимодействие аминокис--лот со щелочами, кислотами, спиртами, друг с другом (образование полипеп-тидов),образование внутренней соли (биполярного иона). |
Л.р №12: Получение и амфотерные свойства Аl(ОН)3 |
§22 упр.1-5 |
|
|
25- 26 |
8- 9 |
Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. |
|
Комбинированный урок. |
Понятие о генетической связи и генетических рядах в органической и неорганической химии. Генетические ряды металла (на примере Са и Fе), неметалла (на примере S и Si ), переходного элемента (Zn). Генетические ряды и генетическая связь органических веществ (для соединений, содержащих два атома углерода) Единство мира веществ. Решение задач и упражнений Подготовка к контрольной работе |
Л.р №13: Практическое осуществление переходов: Сu→ СuО→ СuSО4 → Сu(ОН)2→ СuО→ Сu |
§23 упр. 1-4 |
|
|
27 |
10 |
Контрольная работа по теме: «Вещества и их свойства» |
|
Урок контр и оценки ЗУН |
Контрольная работа № 4 (Тест) |
|
|
|
|
Тема 5. Химический практикум (3 часа). |
|||||||||
28 |
1 |
Практическая работа № 1 «Решение экспери-ментальных задач по неорганической химии». |
|
Урок – практикум |
Практическая работа № 1 (стр. ) |
|
|
|
|
29 |
2 |
Практическая работа № 2 «Решение экспериментальных задач по органической химии». |
|
Урок – практикум |
Практическая работа № 2(стр. ) |
|
|
|
|
30 |
3 |
Практическая работа № 3 «Генетическая связь между классами неорга-нических и органических веществ». |
|
Урок – практикум |
Практическая работа № 3 (стр. ) |
|
|
|
|
Тема 6. Химия в жизни общества (5 часов). |
|||||||||
31 |
1 |
Химия и производство. Химия и сельское хозяйство. |
|
Урок – семи нар |
Лекционно-семинарское занятие по плану: 1)хим. промышленность и химическое производство; 2) сырье для хим. промышленности; 3)вода в хим. промышленности; 4)энергия для хим. производства; 5)научные принципы хим. производства; 6)защита окружающей среды и охрана труда при хим. производстве; 7) основные стадии хим. производства (NН3, СН3ОН); 8) сравнение производства аммиака и метанола; 9)химизация сельского хозяйства; 10)растения и почва; 11)удобрения и их классификация; 12)химические средства защиты растений; 13)отрицательные последствия применения пестицидов; 14)химизация животноводства. |
|
|
||
32 |
2 |
Химия и экология. |
|
Урок – семи нар |
Лекционно-семинарское занятие по плану: 1)химическое загрязнение окружающей среды; 2) охрана гидросферы от химического загрязнения; 3) охрана почвы от хим. загрязнения; 4) охрана атмосферы от химического загрязнения; 5) охрана флоры и фауны от химического загрязнения; 6)биотехнология и генная инженерия. |
|
|
||
33-34 |
3-4 |
Химия и повседневная жизнь человека. |
|
Урок – семи нар |
Лекционно-семинарское занятие по плану: 1) домашняя аптечка; 2) моющие и чистящие средства; 3)средства борьбы с бытовыми насекомыми; 4) средства личной гигиены и косметики; 5) химия и пища; 6) маркировка упаковок пищевых и гигиенических продуктов, умение их читать; 7) экология жилища; 8)химия и гигиена человека. |
|
|
||
3435 |
5 |
Контрольная работа№5 по теме: «Генетическая связь между класс-сами неорганичес-ких и органичес-ких веществ» (тест). |
|
Урок контроля и оценки ЗУН |
|
|
|
Контрольных работ – 5 Практических работ -3 Лабораторных работ - 13
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Химия», 11 класс составлена в соответствии требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по химии, 11 класс, М.: «Просвещение», 2008г., учебно – методического комплекса учебного предмета «Химия», 11 класс:
-
учебник для общеобразовательных учебных заведений О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю. Пономарёв, В.И.Теренин; под ред. В.И.Теренина «Химия.11 класс. Базовый уровень». М.: Дрофа, 2006г;
-
рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриелян «Химия. 11 класс» О.С.Габриелян, А.В.Яшукова, М.:Дрофа, 2008г;
-
химия. Методические рекомендации к учебникам О.С.Габриеляна (базовый и профильный уровени). 10-11 классы. О.С.Габриелян, А.В.Яшукова, М.:Дрофа, 2008г;
Учебный предмет изучается в 11 классе, рассчитан на 34 часа (1 час в неделю), в том числе на практическую работу – 3 часа.
Курс «Химия. Базовый уровень» имеет комплексный характер, включает основы общей, неорганической и органической химии, сведения о причинно-следственной зависимости между составом, строением, свойствами и применением различных классов веществ, сведения о прикладном значении химии.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
-
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
-
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
-
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
-
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Химия», 11 класс:
-
освоение знаний об основных понятиях, законов химии, химической символики, выдающихся открытиях химии, роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира, методах научного познания;
-
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдение за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений, связанных с развитием химической промышленности; находить и анализировать информацию о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений химии, вошедших в общечеловеческую культуру; в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями;
-
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении проблем; отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
-
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи
-
формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
-
формирование у школьников экологического мышления на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
-
приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
-
воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
-
создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности среднего (полного) общего образования по учебному предмету «Химия», 11 класс:
-
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
-
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
-
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
-
использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации.
Специальные умения, навыки и способы деятельности по учебному предмету «Химия»,
11 класс
Учащиеся должны знать:
-
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
-
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
-
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
-
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы
-
основные области применения химических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде промышленности, при охране окружающей среды человека и здоровья человека.
Учащиеся должны уметь:
-
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; владеть языком предмета;
-
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
-
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений;
-
общие химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
-
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
-
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических и неорганических веществ; решать расчетные задачи на вывод формулы органического вещества;
-
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; давать аргументированную оценку новой информации по химическим вопросам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов;
-
освоения учащимися интеллектуальной и практической деятельности;
-
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
-
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
-
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
-
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
-
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
-
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Содержание по учебному предмету «Химия», 11 класс.
Тема 1. Строение атома (4ч).
Атом – сложная частица. Состояние электронов в атоме. Электронные конфигурации атомов химических элементов.Валентные возможности атомов химических элементов. Периодический закон и ПС Менделеева в свете учения о строении атома.
Тема 2. Строение вещества (5ч).
Химическая связь. Единая природа химической связи.Гибридизация электронных орбиталей. Геометрия молекул. Дисперсные системы. Теория строения химических соединений. Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии. Полимеры.
Демонстрации:
1.Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связи: модели молекул различной геометрической конфигурации. Кристаллические решетки алмаза и графита.
2.Образцы различных систем с жидкой средой. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторная работа:
1.Модели структурных и пространственных изомеров. Свойства толуола и гидроксидов III-го периода.
2.Коллекции пластмасс и волокон. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного кварца и др. Модели молекул белков и ДНК.
Тема 3. Химические реакции (8ч).
Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Окислительно – восстановительные реакции (ОВР). Электролитическая диссоциация (ЭД) Водородный показатель Гидролиз. Химические реакции в органической и неорганической химии.
Лабораторная работа:
1.Модели бутана и изобутана. Получение О2 из Н2 О2, КМnО4 . Свойства СН3СООН. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Свойства металлов.
2.Опыты, иллюстрирующие действие катализаторов и ингибиторов.Взаимодействие Zn (порошок и гранулы) с НСl. Обратимые процессы: 2NО2 ↔ N2О4; Fе3+ + 3СNS- ↔ Fе(СNS)3
3.Зависимость степени диссоциации СН3СООН от разбавления. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или Н2О с участием органических и неорганических электролитов.
4.Индикаторы и изменение их окраски в разных средах.
5.Гидролиз карбонатов, сульфитов, силикатов щелочных металлов; нитрата цинка.
Тема 4. Вещества и их свойства (10 часов).
Классификация неорганических веществ. Классификация органических веществ. Металлы. Коррозия металлов. Общие способы получения металлов. Неметаллы. Кислоты органические и неорганические. Основания органические и неорганические. Амфотерные органические и неорганические соединения. Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений.
Демонстрации:
1.Коллекция «Нефть», «Каменный уголь».
2. Коллекция «Минералы и горные породы»
3.Образцы газообразных, твердых, жидких органических веществ. Образцы металлов, модели кристаллических решеток металлов.
4.Образцы изделий, подвергшихся коррозии. Образцы нержавеющих сталей защитные покрытия.
5.Модели кристаллических решеток графита, алмаза.
Лабораторная работа:
1.Взаимодействия Мg с Н2О, Мg, Zn,Fe и Сu с НСl; Fe с СuSО4 в растворе;
Аl (или Zn) с NаОН в растворе.
2.Электрохимическая коррозия Zn при контакте с Сu в соляной кислоте.
Получение железа взаимодействием А1 с Fе2О3 электролиз растворов КI, СuSО4.
3.Свойства серной кислоты соляной кислоты (разб) и уксусной кислоты.
Реакция «серебряного зеркала.
4.Взаимодействие NаОН с кислотами, кислотными оксидами, солями, амфотерными гидроксидами. Разложение Сu(ОН)2.
5.Получение и амфотерные свойства Аl(ОН)3.
6.Практическое осуществление переходов: Сu→ СuО→ СuSО4 → Сu(ОН)2→ СuО→ Сu.
Тема 5. Химический практикум (3 часа).
Практическая работа № 1«Решение экспериментальных задач по неорганической химии».
Практическая работа № 2 «Решение экспериментальных задач по органической химии».
Практическая работа № 3«Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ».
Тема 6. Химия в жизни общества (5 часов).
Химия и производство. Химия и сельское хозяйство. Химия и экология. Химия и повседневная жизнь человека.
Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования по учебному предмету «Химия», 11 класс
-
формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
ценностно-смысловая компетенция - способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначения, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
общекультурная компетенция - круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности (особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере);
учебно-познавательная компетенция - совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания;
информационная компетенция - навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире;
коммуникативная компетенция - знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
социально-трудовая компетенция - овладение минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности;
компетенция личностного самосовершенствования - освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональная саморегуляция и самоподдержка, развитие необходимых личностных качеств, формирование психологической грамотности.
-
знание основ науки – важнейших фактов, понятий, законов, теорий, химического языка, химической терминологии и символики основных проблем экологии человека и направления их разрешения в регионе, стране, мире;
-
умение объяснять роль химии в формировании научного мировоззрения; называть химические вещества, соединения изученных классов; характеризовать химические свойства классов и групп органических и неорганических соединений в свете изученных теорий; определять принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена и ОВР, гомологи и изомеры, качественный состав органических соединений; пользоваться химической посудой и лабораторным оборудованием; решать экспериментальные и расчетные задачи; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно-тематический план по учебному предмету «Химия. Базовый уровень», 11 класс
№ п/п |
Тема урока |
колво часов |
Лабораторная работа |
Практическая работа |
|
Тема 1. Строение атома. |
4ч |
|
|
1. |
Атом – сложная частица. Состояние электронов в атоме. |
1ч |
|
|
2. |
Электронные конфигурации атомов химических элементов. Валентные возможности атомов химических элементов. |
1ч |
|
|
3. |
Периодический закон и ПС Менделеева в свете учения о строении атома. |
1ч |
|
|
4. |
Контрольная работа №1 по теме «Строение атома» (тест) |
1ч |
|
|
|
Тема 2. Строение вещества. |
5ч |
|
|
5. |
Химическая связь. Единая природа химической связи. Гибридизация электронных орбиталей. Геометрия молекул |
1ч |
Д: Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связи, различной геометрической конфигурации. Кристаллические решетки алмаза и графита. |
|
6. |
Дисперсные системы |
1ч |
Д: Образцы различных систем с жидкой средой.Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля |
|
7. |
Теория строения химических соединений. Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии |
1ч |
Л.р №1:Модели структурных и пространственных изомеров. Свойства толуола и гидроксидов III-го периода. |
|
8. |
Полимеры. |
1ч |
Л.р №2: Коллекции пластмасс и волокон. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного кварца и Модели молекул белков и ДНК |
|
9. |
Контрольная работа №2 по теме: «Строение вещества» (тест). |
1ч |
|
|
|
Тема 3. Химические реакции |
8ч |
|
|
10 |
Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. |
1ч |
Л.р №3: Модели бутана и изобутана. Получение О2 из Н2 О2, КМnО4. Свойства СН3СООН. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Свойства металлов. |
|
11 |
Скорость химиических реак-ций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Обратимость химических реак-ций. Химическое равновесие. |
1ч |
Л.р №4: Опыты, иллюстрирую-щие действие катализаторов и ингибиторов. Взаимодействие Zn (порошок и гранулы) с НСl Обратимые процессы: 2NО2 ↔ N2О4; Fе3+ + 3СNS- ↔ Fе(СNS)3 |
|
12 |
Окислительно – восстановите-льные реакции (ОВР). |
1ч |
|
|
13 |
Электролитическая диссоциация (ЭД) |
1ч |
Л.р №5: Зависимость степени диссоциации СН3СООН от разбавления. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или Н2О с участием органических и неорганических электролитов |
|
14 |
Водородный показатель |
1ч |
Л.р №6: Индикаторы и изменение их окраски в разных средах. |
|
15 |
Гидролиз. |
1ч |
Л.р №7: Гидролиз карбонатов, сульфитов, силикатов щелочных металлов; нитрата цинка |
|
16 |
Химические реакции в органи-ческой и неорганич. химии |
1ч |
|
|
17 |
Контрольная работа№3 по теме: «Химические реакции» |
1ч |
|
|
|
Тема 4. Вещества и их свойства. |
10ч |
|
|
18 |
Классификация неорганичес-ких веществ. Классификация органических веществ. |
1ч |
Д: Коллекция «Нефть», «Каменный уголь». Образцы различных неорга-нических и органических веществ. |
|
19 |
Металлы |
1ч |
Д: Образцы металлов, модели кристаллических решеток металлов. Л.р №8: Взаимодействия Мg с Н2О, Мg, Zn,Fe и Сu с НСl; Fe с СuSО4 в растворе; Аl (или Zn) с NаОН в растворе. |
|
20 |
Коррозия металлов Общие способы получения металлов |
1ч |
Д: «Образцы» изделий, подвергшихся коррозии.Образцы нержавеющих сталей защитные покрытия. Коллекция «Минералы и горные породы». Л.р №9: Электрохимическая коррозия Zn при контакте с Сu в соляной кислоте. Получение железа взаимодействием А1 с Fе2О3 электролиз растворов КI, СuSО4 |
|
21 |
Неметаллы |
1ч |
Д: Модели кристаллических решеток графита, алмаза. |
|
22 |
Кислоты органические и неорганические. |
1ч |
Л.р №10: Свойства серной кислоты соляной кислоты (разб) и уксусной кислоты. Реакция «серебряного зеркала» |
|
23 |
Основания органические и неорганические. |
1ч |
Л.р №11:1. Взаимодействие NаОН с кислотами, кислотными оксида-ми, солями, амфотерными гидрок-сидами. Разложение Сu(ОН)2 |
|
24 |
Амфотерные органические и неорганические соединения. |
1ч |
Л.р №12:Получение и амфотерные свойства Аl(ОН)3 |
|
25-26- |
Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. |
2ч |
Л.р №13: Практическое осущест-вление переходов: Сu→ СuО→ СuSО4 → Сu(ОН)2→ СuО→ Сu |
|
27 |
Контрольная работа №4 по теме: «Вещества и их свойства» |
1ч |
|
|
|
Тема 5. Химический практикум. |
3ч |
|
|
28 |
Вещества и их свойства |
1ч |
|
Практическая работа № 1 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии». |
29 |
Вещества и их свойства |
1ч |
|
Практическая работа № 2 «Решение экспериментальных задач по органической химии». |
30 |
Вещества и их свойства |
1ч |
|
Практическая работа № 3 «Генетическая связь между классами неорга-нических и органических веществ». |
|
Тема 6. Химия в жизни общества. |
5ч |
|
|
31 |
Химия и производство. Химия и сельское хозяйство. |
1ч |
|
|
32 |
Химия и экология. |
1ч |
|
|
33 |
Химия и повседневная жизнь человека. |
1ч |
|
|
34 |
Контрольная работа№5 по теме: «Генетическая связь между классами неоргани-ческих и органических веществ» (тест). |
1ч |
|
|
Контрольных работ - 5 (тест - 3) |
|
|
|
|
Практических работ -3 |
|
|
|
|
Лабораторных работ - 13 |
|
|
|
Форма промежуточной аттестации обучающихся 11 класса: итоговая контрольная работа.
Форма итоговой аттестации обучающихся 11 класса: Государственная (итоговая) аттестация за курс Средней (полной) школы в форме и материалам ЕГЭ.
Перечень лабораторных работ и практических работ по учебному предмету
«Химия. Базовый уровень», 11 класс
Наименование тем |
Лабораторные работы |
Практические работы |
I. Строение атома. |
- |
- |
II. Строение вещества. |
Л.р №1:Модели структурных и пространственных изомеров. Свойства толуола и гидроксидов III-го периода. Л.р №2: Коллекции пластмасс и волокон. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного кварца и Модели молекул белков и ДНК |
- |
III. Химические реакции |
Л.р №3: Модели бутана и изобутана. Получение О2 из Н2 О2, КМnО4. Свойства СН3СООН. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Свойства металлов. Л.р №4: Опыты, иллюстрирующие действие катализаторов и ингибиторов. Взаимодействие Zn (порошок и гранулы) с НСl. Обратимые процессы: 2NО2 ↔ N2О4; Fе3+ + 3СNS- ↔ Fе(СNS)3 Л.р №5: Зависимость степени диссоциации СН3СООН от разбавления. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или Н2О с участием органических и неорганических электролитов. Л.р №6: Индикаторы и изменение их окраски в разных средах. Л.р №7: Гидролиз карбонатов, сульфитов, силикатов щелочных металлов; нитрата цинка. |
- |
IV. Вещества и их свойства. |
Л.р №8: Взаимодействия Мg с Н2О, Мg, Zn,Fe и Сu с НСl; Fe с СuSО4 в растворе; Аl (или Zn) с NаОН в растворе. Л.р №9: Электрохимическая коррозия Zn при контакте с Сu в соляной кислоте. Получение железа взаимодействием А1 с Fе2О3 электролиз растворов КI, СuSО4. Л.р №10: Свойства серной кислоты соляной кислоты (разб) и уксусной кислоты. Реакция «серебряного зеркала» Л.р №11:1. Взаимодействие NаОН с кислотами, кислотными оксидами, солями, амфотерными гидроксидами. Разложение Сu(ОН)2. Л.р №12:Получение и амфотерные свойства Аl(ОН)3. Л.р №13: Практическое осуществление переходов: Сu→ СuО→ СuSО4 → Сu(ОН)2→ СuО→ Сu Л.р №13: |
- |
V. Химический практикум. |
|
Практическая работа № 1 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии». Практическая работа № 2 «Решение экспериментальных задач по органической химии». Практическая работа № 3 «Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ». |
VI. Химия в жизни общества. |
- |
- |
Список литературы
Литература для учителя
-
Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-11 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.
-
Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя химии.т 11 класс: в 2ч. – М.: Дрофа, 2004г.
-
Габриелян О.С. Химия.11 класс. Методическое пособие / Габриелян О.С, И.Г.Остоумов.- М.: Дрофа, 2006г.
-
Горковенко М.Ю. Химия. 11 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея и др., Г.К.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2005г. – 368с
-
Хомченко И.Г. Решение задач по химии.- М.:РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008г.
-
Горбунцова С.В. Тесты и ЕГЭ по основным разделам школьного курса химии: 10-11 классы.-М.: «ВАКО», 2006г.
-
Тесты. Химия 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования – М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007г.
-
CD-ROM Электронная библиотека «Просвещение». Мультимедийное пособие нового образца. 9 класс. М.: Просвещение, 2005г
-
CD-ROM Цифровая база видео. Химия. Сетевая версия.М.: Институт новых технологий. Интерактивная линия www.intline.ru, 2006г.
-
CD-ROM Полный интерактивный курс химии для учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей, студентов технических вузов. Поддержка обучения на образовательном портале «Открытый колледж» www. сollege.ru, 2005г.
-
CD-ROM Интерактивный мультимедия – курс. Образовательный комплекс 1С: Школа. Химия. 9 класс. под редакцией Ахлебина А.К., выпуск 3.00.028, 2005г.
-
CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Производные углеводородов. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
-
CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Водные растворы. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
-
CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Соли. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
-
CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Минеральные вещества. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
-
CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Углерод и его соединения. Углеводороды. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
-
Видеофильм «Химия вокруг нас». Видеоэнциклопедия для народного образования. М.: Кварт, 2005г.
-
Видеофильм «М.И.Ломоносов Д.И.Менделеев». Видеоэнциклопедия для народного образования. М.: Кварт, 2005г.
-
Видеофильм «Химические элементы». Леннаучфильм, видеостудия «Кварт», 2004г
Литература для учащихся
-
О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю. Пономарёв, В.И.Теренин; учебник для общеобразовательных учебных заведений под ред. В.И.Теренина «Химия.11 класс. Базовый уровень». М.: Дрофа, 2006г;
-
О.С.Габриелян, А. В. Яшукова. Рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриелян «Химия. 11 класс» М.:Дрофа, 2008г;
-
И.Г. Хомченко « Сборник задач и упражнений по химии для средней школы» М.; « Новая Волна», 2008г.
-
CD-ROM Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10-11 классы.-М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2002г.
-
CD-ROM Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия.1999, 2000, 2002, 2004, 2005, 2006 с изменениями и джополнениями. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006г.
-
CD-ROM Учебное электронное издание Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория. МарГТУ, Лаборатория систем мультимедия, 2004г.
-
CD-ROM Обучающие энциклопедии. Химия для всех. Общая и неорганическая химия. РНПО РОСУЧПРИБОР АО «ИНТОС», Курс, 1998г.
-
CD-ROM Химия. Шпаргалки для старшеклассников.- М.: «Новая школа», 2008г.
-
Единый государственный экзамен. Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. Интерактивная линия. - М.: «Просвещение-МЕДИА», 2005г.
Интернет-материалы
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://edu. 1c.ru Система программ «1С: Образование 3.0»
http://www.ravnovesie.com, www.salebook.ru Обучающие курсы «Ваш репетитор».
http://v.SCHOOL.ru Библиотека электронных наглядных пособий.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №4»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
зам.директор МОУ на заседании экспертного
Директор МОУ «Лянторская СОШ № 4» совета
«Лянторская СОШ № 4»
_____Л.Г. Золотарёва _______О.Я. Саютина протокол №1 от
приказ № 438 от «1» июня 2009г. «25» мая 2009г. «23» мая 2009г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Химия»
для 9 класса
Фамилия, имя, отчество учителя, составителя Рабочей программы:
Хван М.А., учитель химии МОУ «Лянторская СОШ №4»
2009
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
С уважением, Подюкова Татьяна Николаевна