рабочая программа по химии 10 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Химия», 10 класс составлена в соответствии требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по химии, 10 класс, М.: «Просвещение», 2008г., учебно – методического комплекса учебного предмета «Химия», 10 класс:
· учебник для общеобразовательных учебных заведений О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю. Пономарёв, В. И. Теренин; под ред. В. И. Теренина. «Химия.10 класс. Базовый уровень». М.: Дрофа, 2006г;
· рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриелян «Химия. 10 класс» О.С.Габриелян, А. В. Яшукова, М.: Дрофа, 2008г;
· химия. Методические рекомендации к учебникам О.С.Габриеляна (базовый и профильный уровни). 10 класс. О.С.Габриелян, А. В. Яшукова, М.: Дрофа, 2008г;
Учебный предмет изучается в 10 классе, рассчитан на 35 часов (1 час в неделю), в том числе на практическую работу – 2 часа, лабораторную работу – 14 часов.
Курс «Химия. Базовый уровень» имеет комплексный характер, включает основы органической химии, сведения о причинно-следственной зависимости между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ, сведения о прикладном значении органической химии.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
· овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
· развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
· воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
· применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Химия. Базовый уровень», 10 класс:
- освоение знаний основных положений теории строения органических соединений А.М.Бутлерова; истории развития современных представлений о ВМС; выдающихся открытиях химии; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдение за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений, связанных с развитием химической промышленности; находить и анализировать информацию о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений химии, вошедших в общечеловеческую культуру;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении проблем.
Задачи
· формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
· формирование у школьников экологического мышления на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
· приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
· воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
· создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности среднего (полного) общего образования по учебному предмету «Химия. Базовый уровень», 10 класс:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации.
Специальные умения, навыки и способы деятельности по учебному предмету «Химия. Базовый уровень», 10 класс
Учащиеся должны знать:
· важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
· основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
· основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
· важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
· основные области применения химических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде промышленности, при охране окружающей среды человека и здоровья человека.
Учащиеся должны уметь:
· называтьизученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; владеть языком предмета;
· определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
· характеризовать: общие химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
· объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи;
· выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; решать расчетные задачи на вывод формулы органического вещества;
· проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; давать аргументированную оценку новой информации по химическим вопросам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов;
· освоения учащимися интеллектуальной и практической деятельности;
· объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
· определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
· экологически грамотного поведения в окружающей среде;
· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
· безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
· критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Содержание по учебному предмету «Химия. Базовый уровень», 10 класс.
Тема 1. Введение. Строение и классификация органических соединений. Углеводороды и их источники (10ч.)
Предмет органической химии.Теория строения органич соединен А.М.Бутлерова. Изомерия. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Изомерия. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений. Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь. Алканы. Алкены (этилен). Диеновые углеводороды и каучуки. Ацетилен, как представитель алкинов. Бензол. Нефть как природный источник углеводородов. Переработка нефти. Бензин и понятие об октановом числе. Строение и классификация органических соединений. Углеводороды и их природные источники.
Демонстрации:
- Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них.
- Шаростержневые и объемные модели молекул водорода, хлора, азота, воды, метана. Модель отталкивания орбиталей с помощью шаров.
- Коллекция «Природные источники углеводородов».
- Натуральный или синтетический каучук, образцы резины, эбонит, клей резиновый или «Момент».
- Получение ацетилена при взаимодействии карбида кальция и воды.
- Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов.
- Образование нефтяной пленки на поверхности воды.
- Разделение смеси бензин-вода с помощью делительной воронки.
- Изготовление парафиновой бумаги, определение её свойств по отношению к воде и жирам.
- Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена.
- Знакомство с коллекцией: «Каучук и резина».
- Изготовление моделей алкинов и их изомеров.
Тема 2. Кислородсодержащие соединения (16ч).
Углеводы. Их состав, классификация. Глюкоза, как моносахарид. Одноатомные спирты. Многоатомные спирты на примере глицерина. Каменный уголь, фенол. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры и жиры. Амины, анилин. Аминокислоты как продукты гидролиза белков. Белки. Нуклеиновые кислоты. Кислородсодержащие соединения. Генетическая связь между классами органических соединений.
Демонстрации:
1.
Набухание целлюлозы и крахмала в воде.
2.
Взаимодействие сахарозы с Сu(ОН)2, окисление, реакция с натрием.
3.
Горение этанола, взаимодействие этанола с натрием; качественная реакция на этанол.
4.
Растворимость фенола в воде, качественная реакция на фенол и его гомологи.
5.
Коллекция органических веществ: глюкоза, ванилин, ацетон, чистящее или моющее средство. Реакция «серебряного зеркала», рекция со свежеосажденным гидроксидом меди (II), формалин + белок.
6.
Коллекция органических кислот: уксусная, щавелевая, лимонная.
7.
Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Получение сложного эфира.
8.
Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масел к водному раствору КМnО4.
9.
Окрашивание тканей анилиновыми красителями.
10. Модель двойной спирали ДНК. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков.
Качественные реакции на белки». Модель двойной спирали ДНК.
Лабораторная работа:
1.
Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, клетчатке, бумаге.
2.
Знакомство с физическими свойствами глюкозы.
3.
Растворение глицерина в воде, взаимодействие глицерина с Сu(ОН)2.
4.
Ознакомление с образцами сложных эфиров. Выведение жирного пятна с хлопчатобумажной ткани при помощи сложного эфира.
5.
Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла в жесткой воде.
6.
Изготовление шаростержневых моделей молекул изомерных аминов.
7.
Изготовление моделей изомерных молекул состава C3H7NO2.
8.
Обнаружение белка в курином яйце и молоке.
Практическая работа: «Идентификация органических соединений».
Тема 3. Биологически активные вещества (5ч).
Витамины. Ферменты. Гормоны — продукт желез внутренней секреции. Лекарства.
Демонстрации:
- Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов.
- Белковая природа инсулина (цветная реакция на белки).
- Комплект таблиц «Валеология и органическая химия».
Тема 4 «Искусственные и синтетические органические соединения» (4ч).
Искусственные и синтетические полимеры, материалы на их основе. Разнообразие органических веществ. Генетическая связь между основными классами органических соединений.
Демонстрации:
1.
Коллекция «волокна», «Пластмассы», Каучуки».
Лабораторная работа:
- Изучение свойств термопластичных полимеров.
- Обнаружение хлора в поливинилхлориде.
Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования по учебному предмету «Химия. Базовый уровень», 10 класс
- формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
общекультурная компетенция — круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности (особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере);
учебно-познавательная компетенция — совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания;
информационная компетенция — навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире;
коммуникативная компетенция — знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
социально-трудовая компетенция — овладение минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности;
компетенция личностного самосовершенствования — освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональная саморегуляция и самоподдержка, развитие необходимых личностных качеств, формирование психологической грамотности.
- знание основ науки – важнейших фактов, понятий, законов, теорий, химического языка, химической терминологии и символики основных проблем экологии человека и направления их разрешения в регионе, стране, мире;
- умение объяснять роль химии в формировании научного мировоззрения; называть
химические вещества, соединения изученных классов; характеризовать химические свойства классов и групп органических и неорганических соединений в свете изученных теорий; определять принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена и ОВР, гомологи и изомеры, качественный состав органических соединений; пользоваться
химической посудой и лабораторным оборудованием; решать экспериментальные и расчетные задачи; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно-тематический план раздела «Химия. Базовый уровень» 10 класс
№ п/п |
Тема урока |
к-во час |
Лабораторная работа |
Практическая работа |
|
Тема 1. Введение. Строение и классификация органических соединений. Углеводороды и их источники. |
10ч |
|
|
1. |
Предмет органической химии.Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Изомерия. |
1ч |
Д: Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. |
|
2. |
Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Изомерия. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений. |
1ч |
Д: Шаростержневые и объемные модели молекул водорода, хлора, азота, воды, метана. Модель отталкивания орбиталей с помощью шаров. |
|
3. |
Природные источники углево-дородов. Нефть, природный газ, каменный уголь. Алканы. |
1ч |
Д: коллекция «Природные источники углеводородов». Л. р. №1 «Изготовление парафиновой бумаги, определение её свойств по отношению к воде и жирам». |
|
4. |
Алкены (этилен). |
1ч |
Л. р. №2 «Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена». |
|
5. |
Диеновые углеводороды и каучуки |
1ч |
Д: Натуральный или синтетический каучук, образцы резины, эбонит, клей резиновый или «Момент». Л. р. №3 «Знакомство с коллекцией: «Каучук и резина». |
|
6. |
Ацетилен, как представитель алкинов. |
1ч |
Д:Получение ацетилена при взаимодействии карбида кальция и воды. Л.р. №4 «Изготовление моделей алкинов и их изомеров». |
|
7. |
Бензол |
1ч |
Д: Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. |
|
8. |
Нефть как природный источник углеводородов. Переработка нефти. Бензин и понятие об октановом числе. |
1ч |
Д: Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Разделение смеси бензин-вода с помощью делительной воронки. |
|
9. |
Строение и классификация орга-нических соединений. Углеводо-роды и их природные источники |
1ч |
|
|
10 |
Контрольная работа №1по теме «Углеводороды и их природные источники» (тест) |
1ч |
|
|
|
Тема 2. Кислородсодержащие соединения. |
16ч |
|
|
11 |
Углеводы. Их состав, класификация. Глюкоза, как моносахарид. |
1ч |
Д: Взаимодействие сахарозы с Сu(ОН)2 Л.р. №6 «Знакомство с физическими свойствами глюкозы». |
|
12 |
Сахароза, крахмал, целлюлоза. |
1ч |
Д: Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Л.р. №5 «Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, клетчатке, бумаге». |
|
13 |
Одноатомные спирты. |
1ч |
Д: горение этанола; взаимодействие этанола с натрием; качественная реакция на этанол |
|
14 |
Многоатомные спирты на примере глицерина. |
1ч |
Л.р. №7«Растворение глицерина в воде, взаимодей-ствие глицерина с Сu(ОН)2 |
|
15 |
Каменный уголь, фенол. |
1ч |
Д: Качественная реакция на фенол и его гомологи. |
|
16 |
Альдегиды и кетоны. |
1ч |
Д: Коллекция органических веществ: глюкоза, ванилин, ацетон, чистящее или моющее средство. Качественная реакция, формалин + белок. |
|
17 |
Карбоновые кислоты |
1ч |
Д: Коллекция органических кислот: уксусная, щавелевая, лимонная. |
|
18 |
Сложные эфиры и жиры. |
1ч |
Д: Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомер-ных им карбоновых кислот.Получение сложного эфира.Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масел к водному раствору КМnО4 Л.р. №8«Ознакомление с образцами сложных эфиров. Выведение жирного пятна с хлопчатобумажной ткани при помощи сложного эфира». Л.р. №9«Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла в жесткой воде». |
|
19 |
Амины, анилин. |
1ч |
Д: Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Л.р. №10 «Изготовление шаростер-жневых моделей молекул изомерных аминов». |
|
20 |
Аминокислоты как продукты гидролиза белков |
10ч |
Л.р. №11 «Изготовление моделей изомерных молекул состава C3H7NO2 |
|
21 |
Белки. |
1ч |
Д: Модель двойной спирали ДНК. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки» Л.р. №12 «Обнаружение белка в курином яйце и молоке». |
|
22 |
Нуклеиновые кислоты. |
1ч |
Д: Модель двойной спирали ДНК. |
|
23 |
Органические соединения. |
1ч |
|
Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений» |
24 |
Кислородсодержащие соединения |
1ч |
|
|
25 |
Генетическая связь между классами органических соединений. |
|
|
|
26 |
Контрольная работа №2 «Кислородсодержащие соединения» |
1ч |
|
|
|
Тема 3. Биологически активные вещества |
5ч |
|
|
27 |
Витамины. |
1ч |
Д: Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов |
|
28 |
Ферменты. |
1ч |
|
|
29 |
Гормоны — продукт желез внутренней секреции |
1ч |
Д: Белковая природа инсулина (цветная реакция на белки). |
|
30 |
Лекарства |
1ч |
|
|
31 |
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Химия и здоровье |
1ч |
Д: комплект таблиц «Валеология и органическая химия» |
|
|
Тема 4 «Искусственные и синтетические органические соединения» |
4ч |
|
|
32 |
Искусственные и синтетические полимеры, материалы на их основе. |
1ч |
Л. р. №13 «Изучение свойств термопластичных полимеров». Л.р. №14 «Обнаружение хлора в поливинилхлориде» |
Д: Коллекция «волокна», «Пластмассы», Каучуки». |
33 |
Искусственные и синтетические органические соединения Искусственные и синтетические органические соединения |
1ч |
|
Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон». |
34-35 |
Разнообразие органических веществ. Генетическая связь между основн классами органич соедин |
1ч |
|
|
|
Контрольных работ — 2 (тест — 1) |
|
|
|
|
Практических работ -2 |
|
|
|
|
Лабораторных работ — 14 |
|
|
|
Перечень лабораторных работ и практических работ по учебному предмету
«Химия. Базовый уровень», 10 класс
Наименование тем |
Лабораторные работы |
Практические работы |
I. Введение. Строение и классификация органических соединений. Углеводороды и их источники. |
Л.р. №1 «Изготовление парафиновой бумаги, определение её свойств по отношению к воде и жирам». Л.р. №2 «Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена». Л.р. №3 «Знакомство с коллекцией: «Каучук и резина». Л.р. №4 «Изготовление моделей алкинов и их изомеров». |
- |
II. Кислородсодержащие соединения. |
Л.р. №5 «Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, клетчатке, бумаге». Л.р. №6 «Знакомство с физическими свойствами глюкозы». Л.р. №7«Растворение глицерина в воде, взаимодействие глицерина и Сu(ОН)2. Л.р. №8«Ознакомление с образцами сложных эфиров. Выведение жирного пятна с хлопчатобумажной ткани при помощи сложного эфира». Л.р. №9«Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла в жесткой воде». Л.р. №10 «Изготовление шаростержневых моделей молекул изомерных аминов». Л.р. №12 «Обнаружение белка в курином яйце и молоке». |
Практическая работа №1 «Идентификация органических соединении» |
III. Биологически активные вещества. |
- |
- |
IV. Искусственные и синтетические органические соединения. |
Л. р. №13 «Изучение свойств термопластичных полимеров». Л.р. №14 «Обнаружение хлора в поливинилхлориде». |
Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон». |
Список литературы
Литература для учителя
1.
Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-11 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.
2.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя химии.10 класс: М.: Дрофа, 2004г.
3.
Габриелян О.С. Химия.10 класс. Методическое пособие / Габриелян О.С, И.Г.Остоумов.- М.: Дрофа, 2006г.
4.
Горковенко М.Ю. Химия. 10 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея и др., Г.К.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2005г. – 368с
5.
Хомченко И.Г. Решение задач по химии.- М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008г.
6.
Горбунцова С.В. Тесты и ЕГЭ по основным разделам школьного курса химии: 10-11 классы.- М.: «ВАКО», 2006г.
7.
CD-ROM
Электронная библиотека «Просвещение». Мультимедийное пособие нового образца. 9 класс. М.: Просвещение, 2005г
8.
CD-ROM
Цифровая база видео. Химия. Сетевая версия.- М.: Институт новых технологий. Интерактивная линия www.intline.ru, 2006г.
9.
CD-ROM
Полный интерактивный курс химии для учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей, студентов технических вузов. Поддержка обучения на образовательном портале «Открытый колледж» www. сollege.ru, 2005г.
10. CD-ROM
Интерактивный мультимедия – курс. Образовательный комплекс 1С: Школа. Химия. 9 класс. под редакцией Ахлебина А.К., выпуск 3.00.028, 2005г.
11. CD-ROM
Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Производные углеводородов. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
12. CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Соли. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
13. CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Минеральные вещества. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
14. CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Углерод и его соединения. Углеводороды. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
15. Видеофильм «Химия вокруг нас». Видеоэнциклопедия для народного образования. М.: Кварт, 2005г.
16.
Видеофильм «М.И.Ломоносов Д.И.Менделеев». Видеоэнциклопедия для народного образования. М.: Кварт, 2005г.
17. Видеофильм «Химические элементы». Леннаучфильм, видеостудия «Кварт», 2004г
Литература для учащихся
- О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю. Пономарёв, В. И. Теренин; учебник для общеобразовательных учебных заведений под ред. В. И. Теренина «Химия.10 класс. Базовый уровень». М.: Дрофа, 2006г;
- О.С.Габриелян, А. В. Яшукова. Рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриелян «Химия. 10 класс» М.: Дрофа, 2008г;
- И.Г. Хомченко « Сборник задач и упражнений по химии для средней школы» М.; « Новая Волна», 2008г.
-
CD-ROM
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10-11 классы.-М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2002г. -
CD-ROM
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия.1999, 2000, 2002, 2004, 2005, 2006 с изменениями и джополнениями. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006г. -
CD-ROM
Учебное электронное издание Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория. МарГТУ, Лаборатория систем мультимедия, 2004г. -
CD-ROM
Обучающие энциклопедии. Химия для всех. Органическая химия. РНПО РОСУЧПРИБОР АО «ИНТОС», Курс, 1998г. -
CD-ROM
Химия. Шпаргалки для старшеклассников.- М.: «Новая школа», 2008г. - Единый государственный экзамен. Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. Интерактивная линия. — М.: «Просвещение-МЕДИА», 2005г.
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.ceti.ur.ruСайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ruЕдиная коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://edu. 1c.ru
Система программ «1С: Образование 3.0»
http://www.ravnovesie.com, www.salebook.ruОбучающие курсы «Ваш репетитор».
http://v.SCHOOL.ru
Библиотека электронных наглядных пособий.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Химия», 10 класс составлена в соответствии требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по химии, 10 класс, М.: «Просвещение», 2008г., учебно – методического комплекса учебного предмета «Химия», 10 класс:
-
учебник для общеобразовательных учебных заведений О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю. Пономарёв, В. И. Теренин; под ред. В. И. Теренина. «Химия.10 класс. Базовый уровень». М.: Дрофа, 2006г;
-
рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриелян «Химия. 10 класс» О.С.Габриелян, А. В. Яшукова, М.: Дрофа, 2008г;
-
химия. Методические рекомендации к учебникам О.С.Габриеляна (базовый и профильный уровни). 10 класс. О.С.Габриелян, А. В. Яшукова, М.: Дрофа, 2008г;
Учебный предмет изучается в 10 классе, рассчитан на 35 часов (1 час в неделю), в том числе на практическую работу – 2 часа, лабораторную работу – 14 часов.
Курс «Химия. Базовый уровень» имеет комплексный характер, включает основы органической химии, сведения о причинно-следственной зависимости между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ, сведения о прикладном значении органической химии.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
-
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
-
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
-
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
-
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Химия. Базовый уровень», 10 класс:
-
освоение знаний основных положений теории строения органических соединений А.М.Бутлерова; истории развития современных представлений о ВМС; выдающихся открытиях химии; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
-
овладение умениями обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдение за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений, связанных с развитием химической промышленности; находить и анализировать информацию о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений химии, вошедших в общечеловеческую культуру;
-
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении проблем.
Задачи
-
формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
-
формирование у школьников экологического мышления на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
-
приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
-
воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
-
создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности среднего (полного) общего образования по учебному предмету «Химия. Базовый уровень», 10 класс:
-
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
-
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
-
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
-
использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации.
Специальные умения, навыки и способы деятельности по учебному предмету «Химия. Базовый уровень», 10 класс
Учащиеся должны знать:
-
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
-
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
-
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
-
важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
-
основные области применения химических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде промышленности, при охране окружающей среды человека и здоровья человека.
Учащиеся должны уметь:
-
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; владеть языком предмета;
-
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
-
характеризовать: общие химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
-
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи;
-
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; решать расчетные задачи на вывод формулы органического вещества;
-
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; давать аргументированную оценку новой информации по химическим вопросам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов;
-
освоения учащимися интеллектуальной и практической деятельности;
-
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
-
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
-
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
-
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
-
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
-
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Содержание по учебному предмету «Химия. Базовый уровень», 10 класс.
Тема 1. Введение. Строение и классификация органических соединений. Углеводороды и их источники (10ч.)
Предмет органической химии. Теория строения органич соединен А.М.Бутлерова. Изомерия. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Изомерия. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений. Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь. Алканы. Алкены (этилен). Диеновые углеводороды и каучуки. Ацетилен, как представитель алкинов. Бензол. Нефть как природный источник углеводородов. Переработка нефти. Бензин и понятие об октановом числе. Строение и классификация органических соединений. Углеводороды и их природные источники.
Демонстрации:
-
Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них.
-
Шаростержневые и объемные модели молекул водорода, хлора, азота, воды, метана. Модель отталкивания орбиталей с помощью шаров.
-
Коллекция «Природные источники углеводородов».
-
Натуральный или синтетический каучук, образцы резины, эбонит, клей резиновый или «Момент».
-
Получение ацетилена при взаимодействии карбида кальция и воды.
-
Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов.
-
Образование нефтяной пленки на поверхности воды.
-
Разделение смеси бензин-вода с помощью делительной воронки.
Лабораторная работа:
-
Изготовление парафиновой бумаги, определение её свойств по отношению к воде и жирам.
-
Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена.
-
Знакомство с коллекцией: «Каучук и резина».
-
Изготовление моделей алкинов и их изомеров.
Тема 2. Кислородсодержащие соединения (16ч).
Углеводы. Их состав, классификация. Глюкоза, как моносахарид. Одноатомные спирты. Многоатомные спирты на примере глицерина. Каменный уголь, фенол. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры и жиры. Амины, анилин. Аминокислоты как продукты гидролиза белков. Белки. Нуклеиновые кислоты. Кислородсодержащие соединения. Генетическая связь между классами органических соединений.
Демонстрации:
-
Набухание целлюлозы и крахмала в воде.
-
Взаимодействие сахарозы с Сu(ОН)2, окисление, реакция с натрием.
-
Горение этанола, взаимодействие этанола с натрием; качественная реакция на этанол.
-
Растворимость фенола в воде, качественная реакция на фенол и его гомологи.
-
Коллекция органических веществ: глюкоза, ванилин, ацетон, чистящее или моющее средство. Реакция «серебряного зеркала», рекция со свежеосажденным гидроксидом меди (II), формалин + белок.
-
Коллекция органических кислот: уксусная, щавелевая, лимонная.
-
Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Получение сложного эфира.
-
Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масел к водному раствору КМnО4.
-
Окрашивание тканей анилиновыми красителями.
-
Модель двойной спирали ДНК. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков.
Качественные реакции на белки». Модель двойной спирали ДНК.
Лабораторная работа:
-
Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, клетчатке, бумаге.
-
Знакомство с физическими свойствами глюкозы.
-
Растворение глицерина в воде, взаимодействие глицерина с Сu(ОН)2.
-
Ознакомление с образцами сложных эфиров. Выведение жирного пятна с хлопчатобумажной ткани при помощи сложного эфира.
-
Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла в жесткой воде.
-
Изготовление шаростержневых моделей молекул изомерных аминов.
-
Изготовление моделей изомерных молекул состава C3H7NO2.
-
Обнаружение белка в курином яйце и молоке.
Практическая работа: «Идентификация органических соединений».
Тема 3. Биологически активные вещества (5ч).
Витамины. Ферменты. Гормоны - продукт желез внутренней секреции. Лекарства.
Демонстрации:
-
Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов.
-
Белковая природа инсулина (цветная реакция на белки).
-
Комплект таблиц «Валеология и органическая химия».
Тема 4 «Искусственные и синтетические органические соединения» (4ч).
Искусственные и синтетические полимеры, материалы на их основе. Разнообразие органических веществ. Генетическая связь между основными классами органических соединений.
Демонстрации:
-
Коллекция «волокна», «Пластмассы», Каучуки».
Лабораторная работа:
-
Изучение свойств термопластичных полимеров.
-
Обнаружение хлора в поливинилхлориде.
Практическая работа: «Распознавание пластмасс и волокон».
Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования по учебному предмету «Химия. Базовый уровень», 10 класс
-
формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
ценностно-смысловая компетенция - способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначения, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
общекультурная компетенция - круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности (особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере);
учебно-познавательная компетенция - совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания;
информационная компетенция - навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире;
коммуникативная компетенция - знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
социально-трудовая компетенция - овладение минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности;
компетенция личностного самосовершенствования - освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональная саморегуляция и самоподдержка, развитие необходимых личностных качеств, формирование психологической грамотности.
-
знание основ науки – важнейших фактов, понятий, законов, теорий, химического языка, химической терминологии и символики основных проблем экологии человека и направления их разрешения в регионе, стране, мире;
-
умение объяснять роль химии в формировании научного мировоззрения; называть химические вещества, соединения изученных классов; характеризовать химические свойства классов и групп органических и неорганических соединений в свете изученных теорий; определять принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена и ОВР, гомологи и изомеры, качественный состав органических соединений; пользоваться химической посудой и лабораторным оборудованием; решать экспериментальные и расчетные задачи; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно-тематический план раздела «Химия. Базовый уровень» 10 класс
№ п/п |
Тема урока |
к-во час |
Лабораторная работа |
Практическая работа |
|
Тема 1. Введение. Строение и классификация органических соединений. Углеводороды и их источники. |
10ч |
|
|
1. |
Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Изомерия. |
1ч |
Д: Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. |
|
2. |
Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Изомерия. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений. |
1ч |
Д: Шаростержневые и объемные модели молекул водорода, хлора, азота, воды, метана. Модель отталкивания орбиталей с помощью шаров. |
|
3. |
Природные источники углево-дородов. Нефть, природный газ, каменный уголь. Алканы. |
1ч |
Д: коллекция «Природные источники углеводородов». Л. р. №1 «Изготовление парафиновой бумаги, определение её свойств по отношению к воде и жирам». |
|
4. |
Алкены (этилен). |
1ч |
Л. р. №2 «Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена». |
|
5. |
Диеновые углеводороды и каучуки |
1ч |
Д: Натуральный или синтетический каучук, образцы резины, эбонит, клей резиновый или «Момент». Л. р. №3 «Знакомство с коллекцией: «Каучук и резина». |
|
6. |
Ацетилен, как представитель алкинов. |
1ч |
Д: Получение ацетилена при взаимодействии карбида кальция и воды. Л.р. №4 «Изготовление моделей алкинов и их изомеров». |
|
7. |
Бензол |
1ч |
Д: Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. |
|
8. |
Нефть как природный источник углеводородов. Переработка нефти. Бензин и понятие об октановом числе. |
1ч |
Д: Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Разделение смеси бензин-вода с помощью делительной воронки. |
|
9. |
Строение и классификация орга-нических соединений. Углеводо-роды и их природные источники |
1ч |
|
|
10 |
Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды и их природные источники» (тест) |
1ч |
|
|
|
Тема 2. Кислородсодержащие соединения. |
16ч |
|
|
11 |
Углеводы. Их состав, класификация. Глюкоза, как моносахарид. |
1ч |
Д: Взаимодействие сахарозы с Сu(ОН)2 Л.р. №6 «Знакомство с физическими свойствами глюкозы». |
|
12 |
Сахароза, крахмал, целлюлоза. |
1ч |
Д: Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Л.р. №5 «Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, клетчатке, бумаге». |
|
13 |
Одноатомные спирты. |
1ч |
Д: горение этанола; взаимодействие этанола с натрием; качественная реакция на этанол
|
|
14 |
Многоатомные спирты на примере глицерина.
|
1ч |
Л.р. №7 «Растворение глицерина в воде, взаимодей-ствие глицерина с Сu(ОН)2 |
|
15 |
Каменный уголь, фенол. |
1ч |
Д: Качественная реакция на фенол и его гомологи. |
|
16 |
Альдегиды и кетоны. |
1ч |
Д: Коллекция органических веществ: глюкоза, ванилин, ацетон, чистящее или моющее средство. Качественная реакция, формалин + белок. |
|
17 |
Карбоновые кислоты |
1ч |
Д: Коллекция органических кислот: уксусная, щавелевая, лимонная. |
|
18 |
Сложные эфиры и жиры. |
1ч |
Д: Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомер-ных им карбоновых кислот.Получение сложного эфира.Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масел к водному раствору КМnО4 Л.р. №8 «Ознакомление с образцами сложных эфиров. Выведение жирного пятна с хлопчатобумажной ткани при помощи сложного эфира». Л.р. №9 «Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла в жесткой воде». |
|
19 |
Амины, анилин. |
1ч |
Д: Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Л.р. №10 «Изготовление шаростер-жневых моделей молекул изомерных аминов». |
|
20 |
Аминокислоты как продукты гидролиза белков |
10ч |
Л.р. №11 «Изготовление моделей изомерных молекул состава C3H7NO2 |
|
21 |
Белки. |
1ч |
Д: Модель двойной спирали ДНК. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки» Л.р. №12 «Обнаружение белка в курином яйце и молоке». |
|
22 |
Нуклеиновые кислоты. |
1ч |
Д: Модель двойной спирали ДНК. |
|
23 |
Органические соединения. |
1ч |
|
Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений» |
24 |
Кислородсодержащие соединения |
1ч |
|
|
25 |
Генетическая связь между классами органических соединений. |
|
|
|
26 |
Контрольная работа №2 «Кислородсодержащие соединения» |
1ч |
|
|
|
Тема 3. Биологически активные вещества |
5ч |
|
|
27 |
Витамины. |
1ч |
Д: Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов |
|
28 |
Ферменты. |
1ч |
|
|
29 |
Гормоны - продукт желез внутренней секреции |
1ч |
Д:Белковая природа инсулина (цветная реакция на белки). |
|
30 |
Лекарства |
1ч |
|
|
31 |
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Химия и здоровье |
1ч |
Д:комплект таблиц «Валеология и органическая химия» |
|
|
Тема 4 «Искусственные и синтетические органические соединения» |
4ч |
|
|
32 |
Искусственные и синтетические полимеры, материалы на их основе. |
1ч |
Л. р. №13 «Изучение свойств термопластичных полимеров». Л.р. №14 «Обнаружение хлора в поливинилхлориде» |
Д: Коллекция «волокна», «Пластмассы», Каучуки». |
33 |
Искусственные и синтетические органические соединения Искусственные и синтетические органические соединения |
1ч |
|
Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон». |
34-35 |
Разнообразие органических веществ. Генетическая связь между основн классами органич соедин |
1ч |
|
|
|
Контрольных работ - 2 (тест - 1) |
|
|
|
|
Практических работ -2 |
|
|
|
|
Лабораторных работ - 14 |
|
|
|
Перечень лабораторных работ и практических работ по учебному предмету
«Химия. Базовый уровень», 10 класс
Наименование тем |
Лабораторные работы |
Практические работы |
I. Введение. Строение и классификация органических соединений. Углеводороды и их источники. |
Л.р. №1 «Изготовление парафиновой бумаги, определение её свойств по отношению к воде и жирам». Л.р. №2 «Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена». Л.р. №3 «Знакомство с коллекцией: «Каучук и резина». Л.р. №4 «Изготовление моделей алкинов и их изомеров». |
- |
II. Кислородсодержащие соединения. |
Л.р. №5 «Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, клетчатке, бумаге». Л.р. №6 «Знакомство с физическими свойствами глюкозы». Л.р. №7 «Растворение глицерина в воде, взаимодействие глицерина и Сu(ОН)2. Л.р. №8 «Ознакомление с образцами сложных эфиров. Выведение жирного пятна с хлопчатобумажной ткани при помощи сложного эфира». Л.р. №9 «Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла в жесткой воде». Л.р. №10 «Изготовление шаростержневых моделей молекул изомерных аминов». Л.р. №12 «Обнаружение белка в курином яйце и молоке». |
Практическая работа №1 «Идентификация органических соединении» |
III. Биологически активные вещества. |
- |
- |
IV. Искусственные и синтетические органические соединения. |
Л. р. №13 «Изучение свойств термопластичных полимеров». Л.р. №14 «Обнаружение хлора в поливинилхлориде». |
Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон». |
Список литературы
Литература для учителя
-
Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-11 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.
-
Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя химии.10 класс: М.: Дрофа, 2004г.
-
Габриелян О.С. Химия.10 класс. Методическое пособие / Габриелян О.С, И.Г.Остоумов.- М.: Дрофа, 2006г.
-
Горковенко М.Ю. Химия. 10 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея и др., Г.К.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2005г. – 368с
-
Хомченко И.Г. Решение задач по химии.- М.:РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008г.
-
Горбунцова С.В. Тесты и ЕГЭ по основным разделам школьного курса химии: 10-11 классы.- М.: «ВАКО», 2006г.
-
CD-ROM Электронная библиотека «Просвещение». Мультимедийное пособие нового образца. 9 класс. М.: Просвещение, 2005г
-
CD-ROM Цифровая база видео. Химия. Сетевая версия.- М.: Институт новых технологий. Интерактивная линия www.intline.ru, 2006г.
-
CD-ROM Полный интерактивный курс химии для учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей, студентов технических вузов. Поддержка обучения на образовательном портале «Открытый колледж» www. сollege.ru, 2005г.
-
CD-ROM Интерактивный мультимедия – курс. Образовательный комплекс 1С: Школа. Химия. 9 класс. под редакцией Ахлебина А.К., выпуск 3.00.028, 2005г.
-
CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Производные углеводородов. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
-
CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Соли. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
-
CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Минеральные вещества. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
-
CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Углерод и его соединения. Углеводороды. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
-
Видеофильм «Химия вокруг нас». Видеоэнциклопедия для народного образования. М.: Кварт, 2005г.
-
Видеофильм «М.И.Ломоносов Д.И.Менделеев». Видеоэнциклопедия для народного образования. М.: Кварт, 2005г.
-
Видеофильм «Химические элементы». Леннаучфильм, видеостудия «Кварт», 2004г
Литература для учащихся
-
О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю. Пономарёв, В. И. Теренин; учебник для общеобразовательных учебных заведений под ред. В. И. Теренина «Химия.10 класс. Базовый уровень». М.: Дрофа, 2006г;
-
О.С.Габриелян, А. В. Яшукова. Рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриелян «Химия. 10 класс» М.: Дрофа, 2008г;
-
И.Г. Хомченко « Сборник задач и упражнений по химии для средней школы» М.; « Новая Волна», 2008г.
-
CD-ROM Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10-11 классы.-М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2002г.
-
CD-ROM Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия.1999, 2000, 2002, 2004, 2005, 2006 с изменениями и джополнениями. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006г.
-
CD-ROM Учебное электронное издание Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория. МарГТУ, Лаборатория систем мультимедия, 2004г.
-
CD-ROM Обучающие энциклопедии. Химия для всех. Органическая химия. РНПО РОСУЧПРИБОР АО «ИНТОС», Курс, 1998г.
-
CD-ROM Химия. Шпаргалки для старшеклассников.- М.: «Новая школа», 2008г.
-
Единый государственный экзамен. Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. Интерактивная линия. - М.: «Просвещение-МЕДИА», 2005г.
Интернет-материалы
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://edu. 1c.ru Система программ «1С: Образование 3.0»
http://www.ravnovesie.com, www.salebook.ru Обучающие курсы «Ваш репетитор».
http://v.SCHOOL.ru Библиотека электронных наглядных пособий.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №4»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
зам.директор МОУ на заседании экспертного
Директор МОУ «Лянторская СОШ № 4» совета
«Лянторская СОШ № 4»
_____Л.Г. Золотарёва _______О.Я. Саютина протокол №1 от
приказ № 438 от «1» июня 2009г. «25» мая 2009г. «23» мая 2009г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Химия»
для 9 класса
Фамилия, имя, отчество учителя, составителя Рабочей программы:
Хван М.А., учитель химии МОУ «Лянторская СОШ №4»
2009
Календарно – тематическое планирование уроков химии 10 класс (О. С. Габриелян)
№ |
№ ур |
Тема урока |
Дата |
Тип урока |
Обязательные элементы содержания |
Оборудование |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Эксперимент (Д-демонстрацион-ный опыт, Л.р – лабораторная работа) |
Д/з |
Примеч |
Тема 1. Введение. Строение и классификация органических соединений. Углеводороды и их источники (10 часов) |
||||||||||
1 |
1 |
Предмет органической химии. |
|
КУ |
Органическая химия. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. |
Крахмал, известковая вода, СuО, безводный CuSO4 пробирка с газоотводной трубкой, спиртовка. |
Знать особенности состава и строения органических веществ. |
Д: Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. |
§1,2 упр. 1- 7. |
|
2 |
2 |
Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Изомерия. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений. |
|
УИНЗ, КУ |
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения. Изомерия, изомеры, структурные формулы, многообразие органических веществ. |
Модели молекул Стюарта -Бриглеба, схем классифи-кации органических соединений. Воздушные шары продолговатой (Зшт.) и округлой формы (2шт). Схема образования ковалентной связи. |
Знать основные положения теории А. М. Бутлерова. Уметь доказывать положения теории на примерах неорганических и органических веществ, составлять структурные формулы изомеров |
Д: Шаростержневые и объемные модели молекул водорода, хлора, азота, воды, метана. Модель отталкивания орбиталей с помощью шаров. |
§3,4 упр. 1-4. |
|
3 |
3 |
Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь. Алканы. |
|
КУ |
Предельные углеводоро-ды, парафины, гомологи-ческий ряд, гомологи, изомерия цепи, свобод-ные радикалы, физичес-кие и химические св-ва, реакции горения, заме-щения (галогенирование), термические превращения: разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация |
Модели молекул алканов и циклоалканов: шаростержневые и объемные.
|
Знать понятия об алканах, предельных углеводородах, свободных радикалах, изомерах, гомологах, строение молекулы метана, некоторые способы получения. Уметь составлять структурные формулы изомеров, называть их по международной номенклатуре, характеризовать физические и химические свойства метана, использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами |
Д: коллекция «Природные источники углеводородов». Л. р. №1 «Изготовление парафиновой бумаги, определение её свойств по отношению к воде и жирам». |
§5,10 11. О К. |
|
4 |
4 |
Алкены (этилен). |
|
КУ |
Непредельные углеводо-роды, алкены, двойная связь, изомерия цепи и положения двойной связи, физические и химические свойства, реакции горения, присоединения (водорода, галогенов, галогеноводородов, воды), полимеризации, качественная реакция |
Модели молекул алкенов: шаростержне-вые и объемные. |
Знать понятие об алкенах, строение молекулы этилена, некоторые св-ва получения этилена (дегидрирование этана, дегидратация этилового спирта). Уметь составлять структур-ные формулы изомеров и называть их по международ-ной номенклатуре, характе-ризовать физические и химические св-ва этилена |
Л. р. №2 «Ознакомле-ние с образцами полиэтилена и полипропилена». |
§12. упр. 1-7. |
|
5 |
5 |
Диеновые углеводороды и каучуки |
|
КУ |
Алкадиены - изопрен (2-ме- тилбутадиен-1,3), дивинил (бутадиен-1,3), физические и химические свойства, реакции горения присоединения, полимери-зации, натуральный и синтетический каучук, резина |
Таблицы и слайды, отражающие электронное и пространственное строение сопряженных диенов. |
Знать понятие об алкадие- нах, состав изопрена, бутадиена и натурального каучука, способы получения изопрена и бутадиена, области применения каучука и резины |
Д: Натуральный или синтетический каучук, образцы резины, эбонит, клей резиновый или «Момент». Л. р. №3 «Знакомство с коллекцией: «Каучук и резина». |
§14,упр. 1-11 |
|
6 |
6 |
Ацетилен, как представитель алкинов. |
|
КУ |
Алкины, ацетилен, гомологический ряд, гомологи, изомеры, тройная (кратная) связь, изомерия цепи, положения кратной связи, межклассовая, физ.и хим св-ва ацетилена: реакции горения, присоединения, тримеризации, способы получения ацетилена: карбидный, разложение метана, дегидрирование этилена |
Схема электронного и пространственного строения ацетилена. |
Знать понятия о алкинах, строение молекулы ацетилена, способы получения ацетилена. Уметь составлять структурные формулы изомеров и называть их по международной номенклатуре, характе-ризовать физические и химические свойства ацетилена |
Д: Получение ацетилена при взаимодействии карбида кальция и воды. Л.р. №4 «Изготовление моделей алкинов и их изомеров». |
§15 |
|
7 |
7 |
Бензол |
|
КУ |
Ароматические углево-дороды, арены, бензол, бензольное кольцо, физ. и хим свойства бензола (реакции горения, замещения, присоединения, токсичность бензола) |
Таблицы и слайды, отражающие электронное и пространствен-ное строение бензола. |
Знать понятие об аренах, строение молекулы бензола, способы получения бензола, токсическое влияние бензола на организм человека и животных. Уметь характеризовать физ. и химические свойства бензола.
|
Д: Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. |
§16, упр. 1, 4. |
|
8 |
8 |
Нефть как природный источник углеводородов. Переработка нефти. Бензин и понятие об октановом числе. |
|
КУ |
Природные источники углеводородов. Природный газ, нефть. Способы переработки |
Коллекция «Природные источники углеводородов». |
Знать состав природного газа, нефти, способы переработки, области применения продуктов переработки |
Д: 1. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. 2. Разделение смеси бензин-вода с помощью делительной воронки. |
§15, упр. 3-5. |
|
9 |
9 |
Строение и классификация органических соединений. Углеводороды и их природные источники |
|
УОИСЗ |
Предельные углеводо-роды, непредельные, ароматические, гомоло-гические ряды, изоме-рия, номенклатура. Метан, этилен, ацетилен, бутадиен-1,3, бензол. Физ и хим св-ва. Некото-рые способы получения |
Модели молекул Стюарта-Бриглеба, схема классификации органических соединений, тестовые упражнения |
Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий |
Самостоятельная работа по ДМ (выборочно): А. М. Радецкий, С. В. Горбунцова, И. Г. Хомченко |
§16 упр. 1,2,5. |
|
10 |
10 |
Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды и их природные источники» (тест) |
|
УК |
Закрепление и контроль знаний, умений и навыков |
Задания по материалам и в форме ЕГЭ |
Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы |
Письменная работа |
|
|
Тема 2. Кислородсодержащие соединения (16 часов) |
||||||||||
11 |
1 |
Углеводы. Их состав, класификация. Глюкоза, как моносахарид. |
|
УИНЗ |
Углеводы, моносахариды, глюкоза, альдегидоспирт, линейная и циклическая формы глюкозы, реакции брожения, качественная реакция |
Образцы углеводов и изделий из них. Крахмал и крахмальный клейстер, йодная настойка, растворы H2SO4, , СаСОз, NaOH, CuSO4, картофелина, ломтик белого хлеба, мука, хлпчатобумажная ткань |
Знать состав углеводов, классификацию углеводов, состав глюкозы, области применения глюкозы. Уметь характеризовать физические и химические свойства глюкозы |
Д: Взаимодействие сахарозы с Сu(ОН)2 Л.р. №6 «Знакомство с физическими свойствами глюкозы». |
§22, упр.1-6. |
|
12 |
2 |
Сахароза, крахмал, целлюлоза |
|
КУ |
Дисахариды, полисахариды, крахмал, качественная реакция на крахмал, целлюлоза, природные полимеры, гидролиз крахмала и целлюлозы |
Образцы углеводов и изделий из них. |
Знать состав сахарозы, крахмала, целлюлозы. Уметь составлять уравнение реакции гидролиза в общем виде |
Д: Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Л.р. №5 «Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, клетчатке, бумаге». |
§23-24, упр.1-6. |
|
13 |
3 |
Одноатомные спирты. |
|
КУ |
Одноатомные спирты, функциональная группа, гомологический ряд, гомологи, изомеры, изоме-рия цепи и положения функционалной группы. Физические и химические свойства этанола(реакции горения, замещения атома водорода в гидроксогруп-пе, замещения всей гидроксогруппы, внутри-молекулярной дегидрат-ации, качественная реакция). Способы получения этанола, области применения |
Образцы спиртов, пробирка, термометр, медная пружинка, спиртовка. |
Знать понятие об одноатомных спиртах, функциональной группе, строение молекулы этанола, способы получения этанола. Уметь составлять структурные формулы изомеров и называть их по международной номенклатуре, характеризовать физические и химические свойства этанола, использовать знания для оценки влияния алкоголя на организм человека |
Д: горение этанола; взаимодействие этанола с натрием; качественная реакция на этанол |
§17, упр.1-6. |
|
14 |
4 |
Многоатомные спирты на примере глицерина.
|
|
КУ |
Многоатомные спирты, эти ленгликоль, глицерин, реакции замещения атомов водорода в гидроксогруппе, всей гидроксогруппы, качественная реакция |
Медицинские и бытовые препараты на основе глицерина. |
Знать состав многоатомных спиртов, области применения этиленгликоля и глицерина. Уметь характеризовать физические и химические свойства глицерина |
Л.р. №7 «Растворение глицерина в воде, взаимодействие глицерина с Сu(ОН)2 |
|
|
15 |
5 |
Каменный уголь, фенол. |
|
КУ |
Фенол, фенил-радикал, реакции замещения атома водорода в гидроксо-группе и в радикале, качественная реакция |
|
Знать состав и строение молекулы фенола, некоторые способы получения, области применения. Уметь характеризовать физические и химические свойства фенола |
Д:растворимость фенола в воде при t°; качественная реакция (взаимодействие фенола с хлоридом железа II) |
|
|
16 |
6 |
Альдегиды и кетоны. |
|
КУ |
Альдегиды,карбонильная группа, гомологический ряд, изомерия, изомеры цепи, физические и химические свойства уксусного альдегида (реакции горения, присоединения, качественные реакции) |
Таблицы и слайды,
отражающие электронное и пространственное
строение альдегидов и кетонов. |
Знать состав альдегидов, понятие о карбонильной группе, способы получения уксусного альдегида, области применения. Уметь составлять структурные формулы изомеров и называть их по международной номенклатуре, характеризовать физические и химические свойства уксусного альдегида |
Д: Коллекция органических веществ: глюкоза, ванилин, ацетон, чистящее или моющее средство. Д: реакция «серебряного зеркала»; реакция со свеже- осаждённым гидро- ксидом меди (II) |
|
|
17 |
7 |
Карбоновые кислоты |
|
КУ |
Одноосновные карбоновые кислоты, карбоксильная группа, гомологический ряд, тривиальная номенклатура, изомеры, изомерия цепи, межклассовая, физические и химические свойства уксусной кислоты |
Таблицы и слайды, отражающие строение, классификацию, получение, применение карбоновых кислот |
Знать состав карбоновых кислот, понятие о карбоксильной группе, способы получения уксусной кислоты, области применения. Уметь составлять структурные формулы изомеров и называть их по международной номенклатуре, характеризовать физические и химические свойства уксусной кислоты |
Д: Коллекция органических кислот: уксусная, щавелевая, лимонная. |
|
|
18 |
8 |
Сложные эфиры и жиры. |
|
КУ |
Сложные эфиры, жиры, реакция этерификации, высшие карбоновые кислоты, гидролиз жиров, мыло |
Пластиковая пластинка из полиэтилентерефталата, кусочки ткани из полиэфирного волокна, воск, яблоко, растворитель 647 или 648. Растительное масло, кусочки твердого жира, сливочное масло, маргарин, мыло, пачка стирального порошка, жидкость для мытья посуды.
|
Знать состав сложных эфиров, нахождение в природе, области применения. Уметь составлять уравнения реакций этерификации, структурные формулы жиров, уравнения реакций получения и гидролиза жиров |
Д: 1 .Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Д.2.Получение сложного эфира. Д. 3.Отношение сливочного, подсол-нечного и машинного масел к водному раствору КМnО4 Л.р. №8 «Ознакомление с образцами сложных эфиров. Выведение жирного пятна с хлопчатобумажной ткани при помощи сложного эфира». Л.р. №9 «Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла в жесткой воде». |
|
|
19 |
9 |
Амины, анилин. |
|
УИНЗ, КУ |
Азотсодержащие соединения, амины, аминогруппа, гомологический ряд предельных аминов, изомерия цепи, положения аминогруппы, анилин (обзорно), физические и химические свойства метиламина в сравнении с аммиаком (реакции горения, присоединения) |
Анилин, пакетики анилиновых красителей |
Знать состав аминов, способы получения, области применения. Уметь составлять структурные формулы изомеров, характеризовать физические и химические свойства метиламина в сравнении с аммиаком |
Д: Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Л.р. №10 «Изготовление шаростержневых моделей молекул изомерных аминов». |
|
|
20 |
10 |
Аминокислоты как продукты гидролиза белков |
|
КУ |
Аминокислоты, биполярный ион, гомологический ряд, изомерия цепи, положения аминогруппы, амфотерность органических соединений, физические и химические свойства аминоуксусной кислоты |
Коллекция: пищевые продукты, содержащие глутаминовую кислоту, ее соли, капроно-вая ткань, аптечная упаковка глицина. Синтетические волокна на основе пептидных связей. |
Знать состав аминокислот, способы получения и области применения. Уметь составлять структурные формулы изомеров, называть их по международной номенклатуре, характеризовать физические и химические свойства аминоуксусной кислоты |
Л.р. №11 «Изготовление моделей изомерных молекул состава C3H7NO2 |
§26, упр. 1- 2. |
|
21-22 |
11-12 |
Белки. Нуклеиновые кислоты. |
|
КУ |
Белки, полипептиды, природные полимеры, пептидная связь, первичная, вторичная и третичная структура белков, денатурация, цветные реакции, гидролиз |
Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных, молоко, яйцо вкрутую, спиртовка. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных.
|
Знать состав белков, структуры белков, иметь понятие о денатурации. Уметь составлять уравнения реакций образования простейших дипептидов и их гидролиза |
Д: Модель двойной спирали ДНК. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки» Модель двойной спирали ДНК. Л.р. №12 «Обнаружение белка в курином яйце и молоке». |
§27, 28 упр. 1- 2. |
|
23 |
13 |
Практическая работа №1 «Идентифика-ция органических соединении» |
|
УЗЗ |
Идентификация органических соединений |
стандартный набор реактивов и оборудования |
Уметь идентифицировать органические вещества по качественным реакциям |
Практическая работа |
|
|
24-25 |
14-15 |
Кислородсодержащие соединения |
|
КУ, УОИСЗ |
Генетическая связь между классами органических соединений. |
Упражнения по составлению уравнений реакций с участием углеводородов, реакций, иллюстрирующих генетическую связь между различными классами углеводородов. |
Уметь применять полученные при изучении темы знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий |
Самостоятельная работа по ДМ (выборочно): А. М. Радецкий, С. В. Горбунцова, И. Г. Хомченко |
|
|
26 |
16 |
Контрольная работа №2 «Кислородсодержащие соединения» |
|
УК |
Закрепление и контроль знаний, умений и навыков по теме |
|
Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы |
Письменная работа |
|
|
Тема 3. Биологически активные вещества (5 часов) |
||||||||||
27-30 |
1-4 |
Витамины. Ферменты. Гормоны - продукт желез внутренней секреции Лекарства |
|
КУ |
Экологические проблемы, химическое производство. Лекарства, ферменты, витамины. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов, привыканием к ним |
Образцы витаминных препаратов. Плакат или кодограмма с изображением структурных формул экстрадиола, тестостерона, адреналина, аспирина. Плакат или кодограммма с изображением структурных формул экстрадиола, тестостерона, адреналина, аспирина. |
Знать влияние лекарственных препаратов на организм человека. Уметь оценивать влияние лекарств на организм человека.
|
Д: Иллюстрации фотографий животных с различными форма-ми авитаминозов Белковая природа инсулина (цветная реакция на белки).
|
|
|
31 |
5 |
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Химия и здоровье |
|
УЗЗ |
Экологические проблемы, химическое производство. |
|
Знать способы загрязнения окружающей среды посредством отходов химических производств, позитивное и негативное влияние деятельности человека. Уметь оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организмы человека и животных. |
Д:комплект таблиц «Валеология и органическая химия» |
|
|
Тема 4 «Искусственные и синтетические органические соединения» (4 часа) |
||||||||||
32 |
1 |
Искусственные и синтетические полимеры материалы на их основе. |
|
КУ |
Высокомолекулярные соединения, мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, реакции полимеризации и поликонденсации. |
Классификация и строение ВМС. Пластмассы, каучуки, волокна |
Знать основные понятия химии ВМС, области применения ВМС на основании их свойств. Уметь характеризовать полимеры с точки зрения основных понятий, составлять реакции полимеризации и поликонденсации |
Д: коллекция «Волокна», «Пластмассы», «Каучуки». Работа с коллекцией пластмасс, каучуков, волокон. Л. р. №13 «Изучение свойств термоплас-тичных полимеров» Л.р. №14 «Обнаружение хлора в поливин-хлориде» |
§25, упр. 1- 2. |
|
33 |
2 |
Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон». |
|
УЗЗ, п/р |
Идентификация органических соединений |
стандартный набор реактивов и оборудования |
Уметь идентифицировать органические вещества по качественным реакциям |
|
|
|
34 -35 |
3-4 |
Разнообразие органических веществ. Генетическая связь между основными классами органичес-ких соединений. |
|
УЗЗ |
Причины многообразия органических веществ |
Упражнения по составлению уравнений реакций с участием углеводородов |
Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы |
|
|
|
Использованы следующие условные обозначения:
- урок изучения новых знаний УИНЗ
- урок закрепления знаний УЗЗ
- комбинированный урок КУ
- урок обобщения и
систематизации знаний УОИСЗ
- урок контроля УК
- дидактический материал ДМ
- упражнение упр.
- страница с.
- контрольная работа к/р
- практическая работа п/р
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
С уважением, Подюкова Татьяна Николаевна