Пальчиковые игры
Воспитатель: Титаева Елена Алексеевна
Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий р-он,
с. Панфилово МДОУ д. сад №8 «Светлячок»
Пальчиковые игры
Методическое пособие
Методическое пособие
Пальчиковые игры
Актуальность
В настоящее время воспитатели сталкиваются с проблемой развития речи детей раннего возраста. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность. Дети не справляются даже с самими простыми игровыми заданиями: “Построй домик из кубиков”, “Собери башенку из колечек”, “Покорми куклу”.
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму, и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. В данной разработке использованы игры с пальчиками, Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев", – сказал В.А. Сухомлинский. Поэтому развивать общую и мелкую моторику ребёнка необходимо с самого раннего возраста. В этом помогают пальчиковые игры. Кроме того, что игры совершенствуют ловкость, они улучшают память и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию. В данной работе предложены некоторые из них.
Как играть в пальчиковую игру?
Во время пальчиковых игр садитесь, друг напротив друга так чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте, и малыш видел, как вы поете, а вы видели его лицо. Для ребенка до 3 лет хорошим результатом будет умение выполнять правильные движения пальчиками в то время, когда поет взрослый.
Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:
1)Взрослый сам выполняет движения — ребенок смотрит;
2)Взрослый выполняет движение руками ребенка;
3)Ребенок выполняет движение своими руками.
Никогда не следует принуждать ребенка играть. Если игра ему понравится, он будет пытаться участвовать, просить повторения. Если малыш показывает движение по-своему, его не следует исправлять. Наоборот, пусть он покажет другим, как, например, прыгает его зайчик. Такая демонстрация особенно полезна для еще неловкого и стеснительного ребенка. Главное, чтобы он порадовался своему успеху. Народные песенки-игры обеспечивают всестороннее, в том числе музыкальное развитие ребенка в раннем детстве.
Начинать занятия пальчиковой моторики следует с простых упражнений, доступных большинству детей группы. Тот кто не может самостоятельно выполнить движения, начинает пассивные движения пальцами, т.е. с помощью взрослого. По мере усвоения ребенком того или иного упражнения темп его выполнения постепенно убыстряется. Одновременно продолжается работа над четкостью, легкостью, плавностью, ритмичностью. Проводятся упражнения в течении 1-3мин на фронтальных занятиях в форме физкультминуток, а также во время прогулок, игр, в другие режимные моменты.
Дети с интересом занимаются развитием пальчиков во время чтения им стихов, рассказывания сказок, работы с ними над потешками, другим речевым материалом, а также когда предлагается слушать сказку и вместе с воспитателями «инсценировать» ее содержание пальчиковыми движениями и изображениями, обыграть сказку с персонажами.
Подобным образом можно включить пальчиковые упражнения в любой их вид, различные занятия в течение всего учебного года. Такой подход позволяет стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей-логопатов, профилактике речевых расстройств у нормально развивающихся дошкольников. В результате этой работы у детей лучше развиваются память, внимание, другие психические процессы, тесно связанные с речью. Специальная работа по формированию мелкой моторики рук способствует также усвоению навыков письма будущими школьниками.
Пальчиковые игры с детьми (с 2 до 5лет)
Сорока
(Вариант 1)
Сорока, сорока,
Указательным пальцем правой дети водят по ладони левой.
Где была? Далёко?
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки.
Ты дров не рубил,
Ты воды не носил,
Ты печь не топил,
Ничего не получил.
(Вариант 2)
Сорока, сорока, сорока-белобока
Указательным, пальцем правой руки дети водят по ладони левой.
Кашу варила, на порог скакала,
Гостей созывала.
Гости на двор — кашу на стол.
Этому дала на тарелочке,
Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца.
Этому дала на блюдечке,
Этому в чашечке,
Этому в мисочке
Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки.
Ты дров не рубил,
Ты воды не носил,
Ты печь не топил,
Ничего не получил.
Идет коза рогатая,
Правой рукой дети изображают рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец.
Идет коза бодатая.
Ножками — топ-топ!
Кончиками пальцев обеих рук ударяют по столу или коленям.
Глазками — хлоп-хлоп!
Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Хлопают в ладоши.
Того коза забодает, забодает.
Ладушки
Ладушки, ладушки,
Взрослый берет руки ребенка, хлопает ими в ладоши в такт, а на предпоследние слова руки разводит и быстро поднимает на голову ребенка.
Где были? У бабушки.
Что ели — кашку, что пили —бражку,
Бражка сладенька,
Кашка масленька,
Ложка маленька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шшшу — полетели, полетели,
На головку сели.
Оладушки
Бабушка, бабушка
Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.
Испекла оладушки.
Один Машеньке,
Один Коленьке... И т.д.,
перечисляя всех детей.
Капуста
Мы капустку рубим-рубим,
Дети двигают прямыми ладонями вверх-вниз.
Мы капустку солим-солим,
Имитируют посыпание солью.
Мы морковку трем-трем.
Потирают кулак о кулак.
Мы капустку жмем-жмем.
Сжимают и разжимают кулаки.
Потом в бочку кладем.
Повторяют несколько раз. Имитируют движение руками, как кладут капустку.
Стирка
Буду маме помогать,
Дети трут кулаками друг о друга.
Буду сам белье стирать:
Мылом мылю я носки,
Водят кулаком по ладони.
Крепко трутся кулачки,
Трут кулаками друг о друга.
Сполосну носки я ловко
Двигают кистями рук вправо — влево.
И повешу на веревку.
Поднимают руки вверх, кисти сгибают.
Вышли пальчики гулять
Раз, два, три, четыре, пять —
Дети поочередно разгибай пальцы из кулаков.
Вышли пальчики гулять.
Хаотично шевелят пальцами.
Раз, два, три, четыре, пять —
Поочередно сгибают пальцы кулаки, начиная с мизинца.
В домик спрятались опять.
Ударяют кулаками по столу или коленям.
Моя семья
Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — дедушка
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
Хлопают в ладоши
Прятки
В прятки пальчики играли
Дети ритмично сгибают и разгибают пальцы. Усложнение: поочередно сгибать каждый палец на обеих руках.
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Этот пальчик
Этот пальчик хочет спать,
Дети поочередно сгибают пальцы начиная с мизинца.
Этот пальчик — прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул
Поднимают большой палец вертикально
Тише, тише, не шуми,
Братиков не разбуди!
Шевелят всеми пальцами.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
В гости
В гости к пальчику большому
Дети сжимают пальцы рук в кулак, большой палец поднимают вверх, начиная с указательного по одному отгибают.
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Пальцы сжимают в кулак, стучат куликами друг о друга.
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья
Друг без друга им нельзя!
Дружные пальчики
Этот пальчик маленький,
Дети сжимают пальцы в кулак, медленно разгибают по одному, начиная с большого.
Мизинчик удаленький.
Безымянный — кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а это — средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот — указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
В конце снова сжимают пальцы в кулак, но большой кладут сверху.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
Пять маленьких братьев
Пять пальцев на руке своей
Дети выполняют движения пальцами согласно тексту.
Назвать по имени сумей.
Первый палец — боковой —
Называется большой.
Палец второй — указчик старательный,
Не зря называют его указательным.
Третий твой палец — как раз посредине,
Поэтому средний, дано ему имя.
Палец четвертый -зовут безымянный,
Неповторимый он и упрямый.
Совсем как в семье, братец младший — любимец,
По счету он пятый, зовется мизинец.
Замок
На дверях висит замок.
Дети сжимают пальцы в «замочек».
Кто открыть его не смог?
Пожимают плечами.
Мы замочек потянули,
Тянут в стороны сцепленные кисти.
Мы замочек покрутили,
Крутят сцепленные кисти
Мы замочком постучали
Стучат основанием кистей друг о друга.
И открыли!
Разводят кисти в стороны.
Дом и ворота
На поляне дом стоит,
Дети изображают руками «дом».
Ну а путь к нему закрыт.
Изображают «Закрытые ворота».
Мы ворота открываем,
Изображают «Открытые ворота» .
В этот домик приглашаем.
Изображают «Дом».
В доме
Стол стоит на толстой ножке,
Дети сжимают одну руку в кулак, ладонью другой его накрывают.
Рядом стульчик у окошка,
К нижней части вертикальной ладони приставляют кулак.
Два бочонка под столом,
Сжимают два кулака.
Вот какой я видел дом
Изображают «дом».
Играем пальцами
Мы рога козы покажем,
Дети вытягивают вперед указательный палец и мизинец. Остальные пальцы загибают в кулак. Поднимают «рога» к голове.
И рога оленя даже.
Широко раздвигают пальцы обеих рук, скрещивают ладони и поднимают «ветвистые рога» к голове.
И про зайку не забудем, —
Выдвигают вперед указательные и средние пальцы обеих рук. Поднимают «ушки» к голове и шевелят ими.
Ушками водить мы будем.
Чтобы четко говорить,
Каждый палец руки поочередно соединяют с большим.
Надо с пальцами дружить!
Гномы
Жили-были в домике
Дети сжимают и разжимают кулаки
Маленькие гномики:
Загибают пальцы на каждое имя
Тики, Ники, Лики, Чики, Мики.
Стали гномики стирать.
Тики — рубашки,
Ники — платочки,
Лики — пижамку,
Микки умница был,
Всем водичку носил.
Трут кулаки друг о друга.
Пальчик-мальчик
Пальчик-мальчик, где ты был?
Дети показывают большие пальцы на обеих руках.
С этим братцем в лес ходил,
Поочередно соединяют остальные пальцы с большим.
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
За грибами
Раз, два, три, четыре, пять —
Дети попеременно соединяют пальцы, начиная с мизинца.
Мы идем грибы искать.
Загибают поочередно пальцы, начиная с мизинца.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Алые цветы
Наши алые цветки распускают лепестки.
Дети соединяют ладони в форме тюльпана, пальцы медленно раскрывают.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Покачивают кистями рук вправо-влево.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Пальцы медленно закрывают, изображая цветок.
Головой качают, тихо засыпают.
Покачивают вперед-назад «цветками».
Апельсин (Вариант 1)
Мы делили апельсин.
Дети ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Много нас, а он один.
Поочередно загибают пальцы на правой руке.
Эта долька для — ежа,
Это долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
Разводят руки в стороны .
А для волка… кожура.
Он сердит на нас, беда!
Грозят указательным пальцем.
Разбегайтесь кто куда!
Имитируют бег пальцами по столу.
(Вариант 2)
Очищаем апельсин,
Дети изображают руками круг, имитируя апельсин.
На тарелке он один,
Разводят руки (тарелка).
Апельсин я разломлю,
Изображают разлом апельсина.
Всех знакомых наделю:
Двигают кистями от груди вперед. Двигают кистями, как при раздаче долек.
Эту дольку Ване,
Эту дольку Тане,
Эту дольку Толе,
Эту дольку Коле,
Ну а что останется,
Двигают кистями вперед.
Только мне достанется!
Двигают кистями к груди.
Зайцы
Скачет зайка косой
Дети изображают «ушки» зайки.
Под высокой сосной,
Одной рукой изображают дерево
Под другой сосной
Другой рукой изображают дерево.
Скачет зайка второй.
Изображают «ушки» зайки.
Зайка
Зайка серенький сидит
Дети изображают «ушки» зайки,
И ушами шевелит.
Шевелят «ушками», используя указательный и средний пальцы.
Он играет в барабан —
Поочередно «постукивают» остальными пальцами по большому
Трам-трам-трам.
Дом за кустом
Зайка под кустом сидит
Дети скрещивают кисти рук, имитируя куст.
И ушами шевелит.
Изображают зайца, шевелящего «ушами».
— Зайка, зайка, где твой дом?
Показывают руками «дом».
— За-за-за большим кустом.
Изображают «куст».
Рыбки
Рыбки весело резвятся
Дети имитируют руками движении рыбок в соответствии с текстом
В чистой тепленькой воде:
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Лошадки
По дороге белой, гладкой
Дети «скачут» пальцами по столу и ритме стихотворения.
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок.
Скачет резвый табунок.
Мы рисовали
Мы сегодня рисовали,
Дети плавно поднимают руки вперед перед собой, встряхивают
кистями.
Наши пальчики устали.
Наши пальчики стряхнем,
Рисовать опять начнем.
Мы писали
Мы писали, мы писали,
Дети ритмично сжимают и разжимают кулаки.
Наши пальчики устали.
«Скачут» пальцами по столу.
Вы скачите, пальчики,
Указательным и средним пальцами делают «ушки».
Как солнечные зайчики.
«Скачут» пальцами по столу.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прискакали на лужок.
Ветер травушку качает,
Влево-вправо наклоняет,
Двигают кистями рук влево-вправо.
Вы не бойтесь ветерка, зайки,
«Грозят» пальцем.
Веселитесь на лужайке.
Машут обеими руками.
Хомячок
Хомячок, хомячок.
Дети разминают пластилин под слова перед лепкой.
Разожми мой кулачок
Разожми, разожми.
Что найдешь — себе возьми.
Мышка
На ладошке у Тимошки
На ладонях детей игрушки (мышки) вверх ногами.
Мышка спит, задравши ножки,
Ой, спит, спит, спит.
Ой, да носиком сопит.
Будем мышку будить.
Пальчиками шевелить.
Шевелят пальцами руки.
Раз, два, три, четыре, пять —
Загибают поочередно пальцы, сжимая мышку.
Я не дам тебе поспать.
Разгибают, загибают пальцы.
Ой, шу-шу-шу,
Разбужу, растормошу
А станешь убегать,
Я тебя за хвостик хвать.
Ловят мышку за хвост.
Воспитатель: Титаева Елена Алексеевна
Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий р-он,
с. Панфилово МДОУ д. сад №8 «Светлячок»
Пальчиковые игры
Методическое пособие
Методическое пособие
Пальчиковые игры
Актуальность
В настоящее время воспитатели сталкиваются с проблемой развития речи детей раннего возраста. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность. Дети не справляются даже с самими простыми игровыми заданиями: “Построй домик из кубиков”, “Собери башенку из колечек”, “Покорми куклу”.
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму, и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. В данной разработке использованы игры с пальчиками, Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев", – сказал В.А. Сухомлинский. Поэтому развивать общую и мелкую моторику ребёнка необходимо с самого раннего возраста. В этом помогают пальчиковые игры. Кроме того, что игры совершенствуют ловкость, они улучшают память и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию. В данной работе предложены некоторые из них.
Как играть в пальчиковую игру?
Во время пальчиковых игр садитесь, друг напротив друга так чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте, и малыш видел, как вы поете, а вы видели его лицо. Для ребенка до 3 лет хорошим результатом будет умение выполнять правильные движения пальчиками в то время, когда поет взрослый.
Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:
-
взрослый сам выполняет движения — ребенок смотрит;
-
взрослый выполняет движение руками ребенка;
-
ребенок выполняет движение своими руками.
Никогда не следует принуждать ребенка играть. Если игра ему понравится, он будет пытаться участвовать, просить повторения. Если малыш показывает движение по-своему, его не следует исправлять. Наоборот, пусть он покажет другим, как, например, прыгает его зайчик. Такая демонстрация особенно полезна для еще неловкого и стеснительного ребенка. Главное, чтобы он порадовался своему успеху. Народные песенки-игры обеспечивают всестороннее, в том числе музыкальное развитие ребенка в раннем детстве.
Начинать занятия пальчиковой моторики следует с простых упражнений, доступных большинству детей группы. Тот кто не может самостоятельно выполнить движения, начинает пассивные движения пальцами, т.е. с помощью взрослого. По мере усвоения ребенком того или иного упражнения темп его выполнения постепенно убыстряется. Одновременно продолжается работа над четкостью, легкостью, плавностью, ритмичностью. Проводятся упражнения в течении 1-3мин на фронтальных занятиях в форме физкультминуток, а также во время прогулок, игр, в другие режимные моменты.
Дети с интересом занимаются развитием пальчиков во время чтения им стихов, рассказывания сказок, работы с ними над потешками, другим речевым материалом, а также когда предлагается слушать сказку и вместе с воспитателями «инсценировать» ее содержание пальчиковыми движениями и изображениями, обыграть сказку с персонажами.
Подобным образом можно включить пальчиковые упражнения в любой их вид, различные занятия в течение всего учебного года. Такой подход позволяет стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей-логопатов, профилактике речевых расстройств у нормально развивающихся дошкольников. В результате этой работы у детей лучше развиваются память, внимание, другие психические процессы, тесно связанные с речью. Специальная работа по формированию мелкой моторики рук способствует также усвоению навыков письма будущими школьниками.
Пальчиковые игры с детьми (с 2 до 5лет)
Сорока
(Вариант 1)
Сорока, сорока,
указательным пальцем правой дети водят по ладони левой.
Где была? Далёко?
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
(Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки.
Ты дров не рубил,
Ты воды не носил,
Ты печь не топил,
Ничего не получил.
(Вариант 2)
('Сорока, сорока, сорока-белобока
Указательным, пальцем правой руки дети водят по ладони левой.
Кашу варила, на порог скакала,
Гостей созывала.
Гости на двор — кашу на стол.
Этому дала на тарелочке,
Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца.
Этому дала на блюдечке,
Этому в чашечке,
Этому в мисочке
Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки.
Ты дров не рубил,
Ты воды не носил,
Ты печь не топил,
Ничего не получил.
Идет коза рогатая,
Правой рукой дети изображают рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец.
Идет коза бодатая.
Ножками — топ-топ!
Кончиками пальцев обеих рук ударяют по столу или коленям.
Глазками — хлоп-хлоп!
Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Хлопают в ладоши.
Того коза забодает, забодает.
Ладушки
Ладушки, ладушки,
Взрослый берет руки ребенка, хлопает ими в ладоши в такт, а на предпоследние слова руки разводит и быстро поднимает на голову ребенка.
Где были? У бабушки.
Что ели — кашку, что пили —бражку,
Бражка сладенька,
Кашка масленька,
Ложка маленька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шшшу — полетели, полетели,
На головку сели.
Оладушки
Бабушка, бабушка
Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.
Испекла оладушки.
Один Машеньке,
Один Коленьке... И т.д., перечисляя всех детей.
Капуста
Мы капустку рубим-рубим,
Дети двигают прямыми ладонями вверх-вниз.
Мы капустку солим-солим,
Имитируют посыпание солью.
Мы морковку трем-трем.
Потирают кулак о кулак.
Мы капустку жмем-жмем.
Сжимают и разжимают кулаки.
Потом в бочку кладем.
Повторяют несколько раз. Имитируют движение руками, как кладут капустку.
Стирка
Буду маме помогать,
Дети трут клаками друг о друга.
Буду сам белье стирать:
Мылом мылю я носки,
Водят кулаком по ладони.
Крепко трутся кулачки,
Трут кулаками друг о друга.
Сполосну носки я ловко
Двигают кистями рук вправо - влево.
И повешу на веревку.
Поднимают руки вверх, кисти сгибают.
Вышли пальчики гулять
Раз, два, три, четыре, пять —
Дети поочередно разгибай пальцы из кулаков.
Вышли пальчики гулять.
Хаотично шевелят пальцами.
Раз, два, три, четыре, пять —
Поочередно сгибают пальцы кулаки, начиная с мизинца.
В домик спрятались опять.
Ударяют кулаками по столу ил коленям.
Моя семья
Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик - дедушка
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
Хлопают в ладоши
Прятки
В прятки пальчики играли
Дети ритмично сгибают и разгибают пальцы. Усложнение: поочередно сгибать каждый палец на обеих руках.
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Этот пальчик
Этот пальчик хочет спать,
Дети поочередно сгибают пальцы начиная с мизинца.
Этот пальчик — прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул
Поднимают большой палец вертикально
Тише, тише, не шуми,
Братиков не разбуди!
Шевелят всеми пальцами.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
В гости
В гости к пальчику большому
Дети сжимают пальцы рук в кулак, большой палец поднимают вверх, начиная с указательного по одному отгибают.
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Пальцы сжимают в кулак, стучат куликами друг о друга.
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья
Друг без друга им нельзя!
Дружные пальчики
Этот пальчик маленький,
Дети сжимают пальцы в кулак, медленно разгибают по одному, начиная с большого. Мизинчик удаленький.
Безымянный — кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а это — средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот — указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
В конце снова сжимают пальцы в кулак, но большой кладут сверху.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
Пять маленьких братьев
Пять пальцев на руке своей
Дети выполняют движения пальцами согласно тексту.
Назвать по имени сумей.
Первый палец — боковой —
Называется большой.
Палец второй — указчик старательный,
Не зря называют его указательным.
Третий твой палец — как раз посредине,
Поэтому средний , дано ему имя.
Палец четвертый зовут безымянный,
Неповторимый он и упрямый.
Совсем как в семье, братец младший — любимец,
По счету он пятый. Зовется мизинец.
Замок
На дверях висит замок.
Дети сжимают пальцы в «замочек».
Кто открыть его не смог?
Пожимают плечами.
Мы замочек потянули,
Тянут в стороны сцепленные кисти.
Мы замочек покрутили,
Крутят сцепленные кисти
Мы замочком постучали
Стучат основанием кистей друг о друга.
И открыли!
Разводят кисти в стороны.
Дом и ворота
На поляне дом стоит,
Дети изображают руками «дом».
Ну а путь к нему закрыт.
Изображают «Закрытые ворота».
Мы ворота открываем,
Изображают «Открытые ворота» .
В этот домик приглашаем.
Изображают «Дом».
В доме
Стол стоит на толстой ножке,
Дети сжимают одну руку в кулак, ладонью другой его накрывают.
Рядом стульчик у окошка,
К нижней части вертикальной ладони приставляют кулак.
Два бочонка под столом,
Сжимают два кулака.
Вот какой я видел дом
Изображают «дом».
Играем пальцами
Мы рога козы покажем,
Дети вытягивают вперед указательный палец и мизинец. Остальные пальцы загибают в кулак. Поднимают «рога» к голове.
И рога оленя даже.
Широко раздвигают пальцы обеих рук, скрещивают ладони и поднимают «ветвистые рога» к голове.
И про зайку не забудем, —
Выдвигают вперед указательные и средние пальцы обеих рук. Поднимают «ушки» к голове и шевелят ими.
Ушками водить мы будем.
Чтобы четко говорить,
Каждый палец руки поочередно соединяют с большим.
Надо с пальцами дружить!
Гномы
Жили-были в домике
Дети сжимают и разжимают кулаки
Маленькие гномики:
Загибают пальцы на каждое имя
Тики, Ники, Лики, Чики, Мики.
Стали гномики стирать.
Тики — рубашки,
Ники — платочки,
Лики — пижамку,
Микки умница был,
Всем водичку носил.
Трут кулаки друг о друга.
Пальчик-мальчик
Пальчик-мальчик, где ты был?
Дети показывают большие пальцы на обеих руках.
С этим братцем в лес ходил,
Поочередно соединяют остальные пальцы с большим.
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
За грибами
Раз, два, три, четыре, пять —
Дети попеременно сгибают пальцы, начиная с мизинца.
Мы идем грибы искать.
Загибают поочередно пальцы, начиная с мизинца.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Алые цветы
Наши алые цветки распускают лепестки.
Дети соединяют ладони в форме тюльпана, пальцы медленно раскрывают.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Покачивают кистями рук вправо-влево.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Пальцы медленно закрывают, изображая цветок.
Головой качают, тихо засыпают.
Покачивают вперед-назад «цветками».
Апельсин (Вариант 1)
Мы делили апельсин.
Дети ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Много нас, а он один.
Поочередно загибают пальцы на правой руке.
Эта долька для - ежа,
Это долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
Разводят руки в стороны .
А для волка ... кожура.
Он сердит на нас, беда!
Грозят указательным пальцем.
Разбегайтесь кто куда!
Имитируют бег пальцами по столу.
(Вариант 2)
Очищаем апельсин,
Дети изображают руками круг, имитируя апельсин.
На тарелке он один,
Разводят руки (тарелка).
Апельсин я разломлю,
Изображают разлом апельсина.
Всех знакомых наделю:
Двигают кистями от груди вперед. Двигают кистями, как при раздаче долек.
Эту дольку Ване,
Эту дольку Тане,
Эту дольку Толе,
Эту дольку Коле,
Ну а что останется,
Двигают кистями вперед.
Только мне достанется!
Двигают кистями к груди.
Зайцы
Скачет зайка косой
Дети изобраясают «ушки» зайки.
Под высокой сосной,
Одной рукой изображают дерево
Под другой сосной
Другой рукой изображают дерево.
Скачет зайка второй.
Изображают «ушки» зайки.
Зайка
Зайка серенький сидит
Дети изображают «ушки» зайки,
И ушами шевелит.
Шевелят «ушками», используя указательный и средний пальцы.
Он играет в барабан —
Поочередно «постукивают» остальными пальцами по большому, Трам-трам-трам.
Дом за кустом
Зайка под кустом сидит
Дети скрегцивают кисти рук, имитируя куст.
И ушами шевелит.
Изображают зайца, шевелящего «ушами».
— Зайка, зайка, где твой дом?
Показывают руками «дом».
— За-за-за большим кустом.
Изображают «куст».
Рыбки
Рыбки весело резвятся
Дети имитируют руками движении рыбок в соответствии с текстом
В чистой тепленькой воде:
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Лошадки
По дороге белой, гладкой
Дети «скачут» пальцами по столу и ритме стихотворения.
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок.
Скачет резвый табунок.
Мы рисовали
Мы сегодня рисовали,
Дети плавно поднимают руки вперед перед собой, встряхивают
кистями.
Наши пальчики устали.
Наши пальчики стряхнем,
Рисовать опять начнем.
Мы писали
Мы писали, мы писали,
Дети ритмично сжимают и разжимают кулаки.
Наши пальчики устали.
«Скачут» пальцами по столу.
Вы скачите, пальчики,
Указательным и средним пальцами делают «ушки».
Как солнечные зайчики.
«Скачут» пальцами по столу.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прискакали на лужок.
Ветер травушку качает,
Влево-вправо наклоняет,
Двигают кистями рук влево-вправо.
Вы не бойтесь ветерка, зайки,
«Грозят» пальцем.
Веселитесь на лужайке.
Машут обеими руками.
Хомячок
Хомячок, хомячок.
Дети разминают пластилин под слова перед лепкой.
Разожми мой кулачок
Разожми, разожми. Ч
то найдешь — себе возьми.
Мышка
На ладошке у Тимошки
На ладонях детей игрушки (мышки) вверх ногами.
Мышка спит, задравши ножки,
Ой, спит, спит, спит.
Ой, да носиком сопит.
Будем мышку будить.
Пальчиками шевелить.
Шевелят пальцами руки.
Раз, два, три, четыре, пять —
Загибают поочередно пальцы, сжимая мышку.
Я не дам тебе поспать.
Разгибают, загибают пальцы.
Ой, шу-шу-шу,
Разбужу, растормошу
А станешь убегать,
Я тебя за хвостик хвать.
Ловят мышку за хвост.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"
- Портфолио воспитателя: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей