Рабочая программа по физической культуре
Районный отдел народного образования администрации Канашского района Чувашской Республики
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Среднетатмышская общеобразовательная средняя школа»
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по УВР Директор школы
_________ Григорьева Е.Ю. _________ Архипова Р.Т. __ _________ 2011г.
Рабочая программа
по физической культуре
для 5 -9 классов на 2011 – 2012г.
Программный материал составлен на основе учебной программы
«Комплексанная программа физического воспитания учащихся 1 -11 классов»
(В.И. Лях, А.А. Зданевич. –М.: «Просвещение» 2008г.)
Рассмотрена на заседании ШМО
Автор - составитель:
Васильев Юрий Константинович
учитель физической культуры
первой квалификационной категории
Средние Татмыши
2011
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе нормативных документов:
-
Концепция модернизации Российского образования;
-
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
-
Концепция содержания непрерывного образования
-
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «физическая культура»;
-
Образовательная программа школы;
-
Положение о Рабочей программе;
-
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по физической культуре (базовый уровень) и может применяться к учебной программе по физической культуре, для учащихся 1-11 классов(Лях В.И. Зданевич А.А. – М.: Просвещение,2008 год)
Программа направлена на изучение физической культуры на базовом уровне, для достижения следующих целей:
- развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление здоровья.
- воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно –оздоровительной деятельности.
-овладение технологиями современных оздоровительных систем физ.воспитания, обогащения индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упр. и базовыми видами спорта.
-освоение системы знаний о занятиях физ. \культурой, их роли и значения в формировании здорового образа жизни и соц. ориентации.
-приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физ.упр.
Содержание программного материала уроков в планировании состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Для освоения базовых основ физической культуры которой необходимы и обязательны для каждого ученика, отведено 58 часов на вариативную часть 10 часов. В связи с учетом региональных и местных особенностей образовательного учреждения, климато-географических условий, имеющейся специализации часы лыжной подготовки и вариативной части распределены для занятий спортивными играми и легкой атлетикой где по средством специальных прикладных легкоатлетических упражнений обеспечивается развитие жизненно необходимых физ. качеств, умении и навыков. Упражнение на снарядах в разделе (гимнастика) заменены другими элементами гимнастических упражнений.
Содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств; выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Особенностями рабочей учебной программы образовательной области «Физическая культура» в основной школе являются:
-
Соотнесенность с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений
-
Направленность на реализацию принципа вариативности
-
Объемность и многообразие знаний, средств и форм физкультурной деятельности
-
Учебное содержание каждого из разделов программы излагаются в логике от общего к частному и от частного к конкретному.
Цель учебной программы.
Целью обучения образовательной области «Физическая культура» в основной школе является формирование физической культуры личности школьника по средствам освоения основ содержания физкультурной деятельности с обще прикладной и спортивной – рекреационной направленностью.
Задачи учебной программы.
-
Расширение двигательного опыта
-
Совершенствование функциональных возможностей организма
-
Воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии
-
Обучение основам знаний педагогики, психологии, физиологии, гигиены, профилактики травматизма, коррекции осанки.
-
Формирование практических умений в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Демонстрировать:
-
Физические способности
Физические упражнения
Мальчики
Девочки
Скоростные
Бег 60м. (с)
9.2
10.2
Силовые
Лазанье по канату на расстояние 6м. (с)
12
-
Прыжок в длину с места (см)
180
165
К выносливости
Кроссовый бег на 2км. (мин.с)
8.50
10.20
Передвижение на лыжах на 2км. (мин.с)
16.30
21.0
К координации
Последовательное выполнение пяти кувырков (с)
10.0
14.0
Челночный бег 3х10м. (с)
8.2
8.8
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов |
Классы |
|
|||||||||
5кл. |
6кл. |
7кл. |
8кл. |
9кл. |
||||||||
Кол. часов |
№ ур. |
Кол. часов |
№ ур. |
Кол. часов |
№ ур. |
Кол. часов |
№ ур. |
Кол. часов |
№ Ур. |
|||
1 |
Основы знаний |
В процессе уроков |
В процессе уроков |
|||||||||
2 |
Легкая атлетика |
27 |
1-27 |
27 |
1-27 |
27 |
1-27 |
27 |
1-27 |
27 |
1-27 |
|
3 |
Баскетбол |
19 |
28-47 |
19 |
28-47 |
19 |
28-47 |
19 |
27-47 |
19 |
27-47 |
|
4 |
Гимнастика |
15 |
48-62 |
15 |
48-62 |
15 |
48-62 |
15 |
48-62 |
15 |
48-62 |
|
5 |
Волейбол |
16 |
63-78 |
16 |
63-78 |
16 |
63-78 |
16 |
63-78 |
16 |
63-78 |
|
6 |
Легкая атлетика |
25 |
79-102 |
25 |
79-102 |
25 |
79-102 |
25 |
79-102 |
25 |
79-102 |
Содержание учебной программы
Учащиеся, оканчивающие основную школу, должны достигнуть следующего уровня физической культуры.
Знания: основы знаний о личной гигиене сна, питания, труда и отдыха; влияние занятий физическими упражнениями (спортивными играми, гимнастикой, легкой атлетикой, зимними видами спорта и плаванием) на системы дыхания, кровообращения, ЦНС и др.; основные компоненты физической культуры личности; развитие волевых и нравственных качеств; основные приемы самоконтроля; здоровый образ жизни — одна из основных ценностных ориентации; врачебный контроль во время занятий; правила самостоятельной тренировки двигательных способностей; дневник самоконтроля; правила и назначение спортивных соревнований.
Двигательные умения, навыки и способности
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9^—13 шагов разбега прыжок в высоту способном «перешагивание»; проплывать 50 м.
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч с 3—6 шагов разбега с соблюдением ритма; метать малый мяч с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 метров, метать малый мяч по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м.
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из 4 элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); после разбега и отталкивания от мостика прыгать через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); последовательно выполнять комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в «полушпагат»., «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).
В единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приемами техники и борьбы в партере и в стойке (юноши).
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).
Физическая подготовленность: соответствовать не ниже, чем среднему уровню показателей развития основных физических способностей (см. табл. 3) с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.
Способы поведения на занятиях по физической культуре: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю, поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность, проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры других составляющих, вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет учитель.
Часть I УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Цели и задачи
На уроках физической культуры в V—IX классах решаются основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания. Вместе с тем особенностью урочных занятий в этом возрасте является углубленное обучение базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, единоборства, плавание). Углубляются знания по личной гигиене, влиянии: занятий физическими упражнениями на основные системы, организма (дыхание, кровообращение, ЦНС, обмен веществ), на развитие волевых и нравственных качеств. На уроках физической культуры учащиеся V—IX классов получают представления о физической культуре личности, ее взаимосвязи е основами здорового образа жизни, овладевают знаниями о методике самостоятельной тренировки. Во время изучения конкретных разделов программы пополняются представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах техники безопасности и оказанию первой помощи при травмах.
Одна из главнейших задач уроков — обеспечение дальнейшего всестороннего развития координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных, действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости) способностей, а также сочетаний этих способностей.
Большое значение в подростковом возрасте придается решению воспитательных задач: выработка привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни. На уроках физической культуры учитель должен обеспечить овладение учащимися организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи, содействовать формированию адекватной оценки физических возможностей подростка и мотивов самосовершенствования.
Уроки физической культуры в этих классах содержат богатый материал для воспитания волевых качеств (инициативность, самостоятельность, смелость, дисциплинированность, чувство ответственности), а также нравственных и духовных сторон личности, таких, как честность, милосердие, взаимопомощь, отзывчивость и др. Одновременно с этим учебный материал программы позволяет учителю содействовать развитию психических процессов: восприятий, представлений, памяти, мышления. Начиная с пятого класса, учитель должен приступить к обучению учащихся приемам саморегуляции физических и психических состояний.
-
Организационно-методические указания
В соответствии с задачами уроков физической культуры, особенностями контингента учащихся, условиями проведения занятий определяется содержание учебного материала, методы и средства обучения и воспитания, способы организации занятий. Высокая активность и сознательная работа учащихся на уроке достигается четкой постановкой общей цели физического воспитания в школе, педагогическими задачами по освоению конкретного раздела или темы программы, результатами обучения двигательным действиям (навыкам), освоения теоретических и методических знаний в области физической культуры, а также приобретением умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность и достижения соответствующего уровня двигательных способностей. Усилению мотивации занятий на уроках способствует привлечение подростков - к судейству, руководству командой или отделением, помощи в обучении, подготовке и организации занятий, демонстрации упражнений. Интерес к уроку физической культуры обеспечивается применением различных технических средств обучения, соответствующих возрасту тренажеров, нестандартного оборудования, творческих заданий и самостоятельных занятий.
Обучение сложной технике основных видов спорта основывается на приобретенных в начальной школе простейших двигательных умениях и навыках. Высокое качество этого процесса обеспечивается умелым применением подводящих и подготовительных упражнений, расчлененного и целостного методов обучения, интенсивных методов обучения и развития двигательных способностей (проблемное и программированное обучение, метод сопряженного обучения и развития двигательных качеств, круговая тренировка и др.).
В среднем школьном возрасте (с 10—11 лет) техническое и технико-тактическое обучение и совершенствование наиболее тесно переплетаются с развитием координационных способностей. В соответствии с дидактическими принципами (последовательность, систематичность и индивидуализация) учитель физической культуры должен приучать учащихся к тому, чтобы они выполняли задания на технику или тактику прежде всего правильно (т. е. адекватно и точно). Затем необходимо постепенно увеличивать требования к быстроте и рациональности выполнения изучаемых двигательных действий, и, наконец, к находчивости при выполнении упражнений в изменяющихся условиях.
В этой связи педагог должен умело переходить от методов стандартно-повторного к вариативному упражнению, игровому и соревновательному методам.
В свою очередь в данный период жизни детей развитие координационных способностей необходимо органично увязать с воспитанием скоростных, скоростно-силовых способностей, а также выносливости и гибкости.
Для этого на уроках учителя физической культуры должны постоянно применять обще- и специально развивающие координационные упражнения и чередовать их с упражнениями, воздействующими на указанные кондиционные способности. В отличие от предыдущей возрастной ступени в этот период расширяется арсенал методических приемов строго и не строго регламентированного варьирования.
В V—IX классах увеличиваются индивидуальные различия школьников, что необходимо учитывать в обучении движениям, при развитии двигательных способностей, осуществлении процесса воспитания. В этой связи для группы школьников или отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп освоения программного материала, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих низкие и высокие результаты в области физической культуры.
При выборе содержания и методов проведения урока необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности, которые отражены в материале данной программы. При соответствующих условиях целесообразно проводить объединения параллельных классов для раздельного обучения мальчиков и девочек.
В подростковом возрасте усиливается значимость обучения учащихся знаниям по физической культуре, формы передачи которых на уроке зависят от содержания самих занятий, этапа обучения, условий проведения занятий и других факторов. Наиболее целесообразно сообщение знаний увязывать с освоением и совершенствованием конкретных двигательных действий, развитием двигательных способностей, формированием умений самостоятельно тренироваться и осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Однако знания становятся руководством к действию лишь при двух условиях: во-первых, при объективном отражении закономерностей изучаемых двигательных действий, и, во-вторых, если они органично включены в разнообразную деятельность учащихся. Знания надо сообщать таким образом, чтобы этот процесс не влиял на двигательную активность учащихся. Одним из возможных методических требований к сообщению знаний является реализация в практике межпредметных связей с другими общеобразовательными предметами (физикой, биологией, химией, математикой, историей и др.). При передаче знаний в подростковом возрасте очень важно опираться на методы активной учебно-познавательной деятельности (проблемное и программированное обучение, элементы исследования, самостоятельная работа, задания по самоконтролю, взаимоанализ действий партнера и др.). Усвоение знаний учениками надо контролировать на основе наблюдения, устного и письменного опроса, специальных заданий по применению знаний на практике.
Воспитательные и оздоровительные задачи решаются на каждом уроке. При воспитании нравственных и волевых качеств очень важно учитывать возрастные особенности личности подростка: его стремление к самоутверждению, самостоятельность мышления, интерес к собственному «Я», своим физическим и психическим возможностям.
Поэтому в процессе урочных занятий учитель должен предусмотреть возможность удовлетворения данных потребностей. В этом смысле очень важно решать воспитательные задачи на основе принципов деятельного и личностного подхода.
Для того, чтобы содействовать укреплению здоровья, уроки по физической культуре необходимо проводить преимущественно на открытом воздухе, а костюм учащегося должен удовлетворять погодным условиям и гигиеническим требованиям. При соответствующих условиях целесообразно приучать школьников заниматься босиком. Непосредственное решение оздоровительных задач на уроке важно увязать с воспитанием ценностных ориентации на здоровый образ жизни, правила соблюдения личной гигиены вне стен школы.
Оценка успеваемости по физической культуре в V—IX классах производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, знания и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов. Учитывая психологические особенности подростков, следует глубже аргументировать выставление той или иной оценки, шире привлекать учащихся к оценке своих достижений и товарищей. Оценка должна стимулировать активность подростка, интерес к занятиям физической культурой, желание улучшить собственный результат. В этой связи при оценке успеваемости учитель должен в большей мере ориентироваться на темпы продвижения ученика в развитии его двигательных способностей, поощрять его стремление к самосовершенствованию, к углублению знаний в области физической культуры и ведению здорового образа жизни.
В основе построения уроков физической культуры должны лежать принципы демократизации, гуманизации, педагогики сотрудничества, в соответствии с которыми учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития учащихся с разным уровнем их двигательных и психических способностей. На занятиях по физической культуре, особенно предусматривая содержание вариативной части программы, следует учитывать интересы и склонности детей.
-
Базовая часть содержания программного материала уроков
1.3.1. Основы знаний, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля
Программный материал по данным разделам можно осваивать как на специально отведенных уроках (1—2 ч в четверти), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных качеств.
Основы знаний. Понятие о психическом и физическом здоровье. Здоровый образ жизни и его слагаемые (оптимальный двигательный режим; закаливание, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек). Физическое развитие. Физическая подготовленность и ее слагаемые. Физические упражнения и их направленность. Понятие физической нагрузки и ее контроль. Личная гигиена подростков. Физиологические и психологические последствия употребления алкогольных напитков, наркотиков. Питание и здоровье (компоненты питания, ожирения и диеты). Приемы регуляции и саморегуляции неблагоприятных психических и физических состояний. Половое воспитание. Предупреждение заболеваний и самоконтроль. Понятие о духовном и телесном совершенствовании.
Приемы закаливания. Воздушные ванны. Теплые (свыше +22°С), безразличные (+20...+22°С), прохладные (+17...+20°С), холодные (О...+8°С), очень холодные (ниже 0°С).
Солнечные ванны. Водные процедуры. Обтирание. Душ. Купание в реке, водоеме. Дозировка данных процедур указана в программе начальной школы. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся. Пользование баней 1—2 раза в неделю. Температура в парильне +70...+90°С (2—3 захода по 3—7 мин).
Способы самоконтроля. Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Определение нормальной массы (веса), длины тела, окружности грудной клетки и других антропометрических показателей. Приемы самоконтроля физических нагрузок на выносливость, скоростной, силовой, координационной направленности. Самоконтроль за уровнем физической подготовленности.
1.3.2. Спортивные игры
С V класса начинается систематическое обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве базовых игр рекомендуется преимущественно баскетбол, ручной мяч, волейбол или футбол (для мальчиков). При наличии традиций, соответствующих условий, подготовки учителя вместо указанных спортивных игр в содержание программного материала можно включать любую другую спортивную игру (хоккей с мячом, с шайбой, на траве, бадминтон, теннис и др.).
В этом случае учитель самостоятельно разрабатывает программы обучения технике и тактике избранной спортивной игры, ориентируясь на предложенную схему распределения программного материала.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретенных в начальной школе простейших умениях обращения с мячом.
По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.
Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных), а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что создается необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласование индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.
Уже с пятого класса необходимо стремиться учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в защите, начиная с применения подобранных для этой цели подвижных игр (типа «Борьба за мяч», «Мяч капитану») и специальных, постепенно усложняющихся игровых упражнений (форм).
1.3.3. Легкая атлетика
После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с пятого класса начинается систематическое обучение спринтерскому бегу, бегу на средние и длинные дистанции, прыжкам в длину и в высоту с разбега, метаниям.
Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, гибкости и выносливости) и координационных способностей (к реакциям, дифференцированию временных, пространственных и силовых параметров движений, ориентированию в пространстве, чувству ритма). Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разбега с выпуском снаряда. После стабильного -выполнения разучиваемых двигательных действий следует разнообразить условия выполнения, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы преодоления естественных и искусственных препятствий и т.д. для обеспечения прикладное™ и дальнейшего развития координационных и кондиционных способностей. Правильное применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья, закаливанию.
Точная количественная оценка результатов легкоатлетических упражнений создает благоприятные возможности для обучения учащихся проводить самостоятельный контроль и оценку физической подготовленности. Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в зависимости от наличия соответствующей материальной базы, подготовленности учащихся и методического мастерства. Наиболее целесообразным в освоении в V—VII классах являются прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание». В VIII—IX классах можно использовать другие более сложные спортивные способы прыжков.
Учитывая большую доступность и естественность материала в беге, прыжках и метаниях, особое значение следует уделять формированию умения учащихся самостоятельно использовать легкоатлетические упражнения во время проведения занятий (тренировок) в конкретных условиях проживания
1.3.4. Гимнастика
Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в I-IV классах, обогащается, расширяется и углубляется на занятиях с учащимися средней школы. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (набивными мячами, палками, обручами, скакалками, булавами, лентами), акробатические упражнения, опорные прыжки, упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах.
Большое разнообразие, возможность строго направленного воздействия делают гимнастические упражнения незаменимым средством и методом развития координационных (ритма, равновесия, дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, ориентирования в пространстве, согласования движений) и кондиционных способностей (силы рук, ног, туловища, силовой выносливости, гибкости).
Начиная с V класса усиливается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при выборе снарядов, дозировке гимнастических упражнений. Для повышения интереса, содействия эстетическому воспитанию большое значение приобретает музыкальное сопровождение занятий.
После овладения отдельными элементами гимнастические упражнения рекомендуется выполнять в связках, варьируя сочетания, последовательность и число упражнений, включенных в несложные комбинации.
Занятия по отделениям, строгая регламентация, необходимость соблюдения дисциплины и порядка позволяют воспитывать такие волевые качества, как самостоятельность, дисциплинированность, чувство коллективизма. В свою очередь упражнения на снарядах содействуют воспитанию смелости, решительности, уверенности. Гимнастические упражнения создают благоприятные условия для определения достижений учащихся и, как следствие, для воспитания самоконтроля и самооценки достигнутых результатов.
Учитывая большую доступность, возможность индивидуальных тренировок, гимнастические упражнения являются хорошим средством для организации и проведения самостоятельных занятий, особенно при развитии силы, гибкости и улучшения осанки.
-
Вариативная часть содержания программного материала уроков
Материал вариативной части, связанный с региональными особенностями, и время на его освоение определяют республиканские и областные органы народного образования. Другую, составляющую вариативную часть определяет сам учитель по согласованию с дирекцией школы. При выборе материала вариативной части предпочтение следует отдавать национальным видам физических упражнений, игр, единоборств, а также имеющим большое прикладное значение, прежде всего, упражнениям зимних видов спорта.
-
Основная направленность
Классы
VII
VIII
IX
Самостоятельные занятия
На освоение организаторскими умениями
Единоборства
На овладение техникой приемов
На развитие координационных способностей
На развитие силовых способностей и силовой выносливости
Знания
Упражнения в парах, овладение приемами страховки, подвижные игры.
Подготовка мест занятий. Выполнение обязанностей командира отделения, помощника судьи. Оказание помощи слабоуспевающим товарищам в овладении программным материалом
Стойки и передвижения в стойке
Захваты рук и туловища. Освобождение от захватов. Приемы борьбы за выгодное положение. Борьба за предмет. Упражнения по овладению приемами страховки
Пройденный материал по приемам единоборства. Подвижные игры типа «Выталкивание из круга», «Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетягивания в парах» и т. п.
Силовые упражнения и единоборства в парах
Виды единоборств. Правила поведения учащихся во время занятий. Гигиена борца. Влияние занятий борьбой на организм человека й развитие его координационных и кондиционных способностей
Литература для учителя
1. «Физическая культура». Учебник для 5-7 классов и для 8-9 классов
общеобразовательных учреждений; Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон, В.И. Лях и др.
2. «Тесты в физическом воспитании школьников». Пособие для учителя.
Составитель В.И.Лях.
3. «Настольная книга для учителя физической культуры». Авт.-сост. Г.И.Погодаев.
Литература для учащихся
-
Мейксон Г. Б. и др. Физическая культура: Учебник для 5–7 классов. – М., 1997.
-
Физическая культура: Учебник для 8–9 классов / Под ред. В. И. Ляха. – М., 2003.
-
«Физическая культура». Учебник для 5-7 классов и для 8-9 классов
-
общеобразовательных учреждений; Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон, В.И. Лях и др.
-
в течение учебного года учитель может изменять и дополнять программу по своему усмотрению согласно рекомендованной программе обучения.
Районный отдел народного образования администрации Канашского района Чувашской Республики
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Среднетатмышская общеобразовательная средняя школа»
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по УВР Директор школы
_________ Григорьева Е.Ю. _________ Архипова Р.Т. __ _________ 2011г.
Рабочая программа
по физической культуре
для 10 -11 классов на 2011 – 2012г.
Программный материал составлен на основе учебной программы
«Комплексанная программа физического воспитания учащихся 1 -11 классов»
(В.И. Лях, А.А. Зданевич. –М.: «Просвещение» 2008г.)
Рассмотрена на заседании ШМО
Автор - составитель:
Васильев Юрий Константинович
учитель физической культуры
первой квалификационной категории
Средние Татмыши
2011
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе нормативных документов:
-
Концепция модернизации Российского образования;
-
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
-
Концепция содержания непрерывного образования
-
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «физическая культура»;
-
Образовательная программа школы;
-
Положение о Рабочей программе;
-
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения. Познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выборного жизненного пути.
Цели учебной программы
Целью обучения в средней (полной) школе является формирование физической культуры личности юношей и девушек посредством овладения ими основами физкультурной деятельности с профессионально прикладной направленностью.
Задачи учебной программы
-
На содействие гармоническому развитию личности, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостояние стрессам
-
расширение объема знаний о разнообразных формах соревновательной и физкультурной деятельности
-
гармонизация физической и духовной сфер
-
формирование адекватной самооценки личности
-
формирование навыков и умений использовать физическую культуру как средство воспитания подрастающего поколения
-
закрепление потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время
Демонстрировать
-
Физические способности
Физические упражнения
Юноши
Девушки
Скоростные
Бег 30м. (с)
5.0
5.4
Бег 100м. (с)
14.3
17.5
Силовые
Подтягивание из виса (кол-во раз)
10
-
Подтягивание в висе лежа (кол-во раз)
-
14
Прыжок в длину с места (см)
215
170
К выносливости
Кроссовый бег на 3км. (мин.с)
13.50
-
Кроссовый бег на 2км. (мин.с)
-
10.00
Тематическое планирование
-
№ п/п
Наименование разделов
Классы
10кл.
11кл.
Кол.
часов
№
ур.
Кол.
часов
№
ур.
1
Легкая атлетика
26
1-27
26
1-27
Основы
Знаний по физической культуре
В процессе уроков
2
Спортивные игры
Баскетбол
21
28-47
21
28-47
3
Гимнастика
13
48-60
13
48-60
4
Спортивные игры
Волейбол
17
61-77
17
61-77
5
Легкая атлетика
10
78-102
10
78-102
Содержание учебной программы
Учащиеся, оканчивающие среднюю школу, должны достигнуть следующего уровня физической культуры.
Знания: физическая культура и спорт — одно из средств всестороннего развития личности, подготовки к трудовой и общественной деятельности. Физическая культура — важнейшая составляющая образа жизни, физическая культура в семье. Закономерности двигательной активности, спортивной тренировки. Способы психологической регуляции и саморегуляции.
Двигательные умения, навыки и способности.
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 100 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 25 мин (юноши) и до 20 мин (девушки); прыгать в высоту с 9—15 м разбега одним из спортивных способов («согнув ноги», «перешагивание», «волна», «перекидной», «флоп»); преодолевать вертикальные и горизонтальные препятствия без опоры и с опорой; преодолевать рекомендованную в программе полосу препятствий (юноши), осуществлять челночный бег 10x10 м (юноши).
В метаниях на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме снаряды (гранату, дотик, утяжеленные малые мячи, резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12—15 м) в пять бросковых шагов; метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель 2,5x2,5 м с 10—12 м (девушки) и 15—25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную цель 1x1 м с 10 м (девушки) и с 15—20 м (юноши).
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из пяти элементов на брусьях или перекладине (юноши), на бревне или равновысоких брусьях (девушки); выполнять опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115—125 см (юноши); выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные элементы (юноши) и комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки); лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость (юноши); выполнять комплекс вольных упражнений (девушки).
В единоборствах: проводить учебную схватку в одном из видов единоборств (юноши).
В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.
Физическая подготовленность: соответствовать не ниже чем среднему уровню показателей развития физических способностей (см. табл. 5) с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществить коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метание, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.
Способы, поведения на занятиях физическими упражнениями: согласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выполнении упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности, сознательно тренироваться и стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях.
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры другой составляющей вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному одного из нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет учитель.
-
Базовая часть содержания программного материала уроков
-
Основы знаний, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля
Основы знаний. Здоровье телесное и духовное, их взаимосвязь. Здоровый образ жизни и его слагаемые. Здоровый образ жизни и будущая трудовая деятельность. Физическая культура личности, спорт, спортивные тренировки. Биомеханические основы техники физических упражнений. Личная гигиена. Употребление наркотиков, алкогольных напитков и продолжение рода, наследственность, социологические аспекты. Питание и здоровье (энерготраты). Основы семейной жизни и половое воспитание. Системы оздоровительной физической культуры в разных странах. Физическое воспитание в семье. Понятие о духовном и) телесном совершенствовании.
Закрепление навыков закаливания. Воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, пользование баней.. Дозировка данных процедур указана в программах I—IX классов. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей юношей и девушек.
Закрепление приемов саморегуляции. Повторение приемов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе. Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.
Закрепление приемов самоконтроля. Повторение приемов самоконтроля, освоенных ранее.
1.2. Легкая атлетика
В X — XI классах продолжается работа по совершенствованию техники спринтерского и длительного, бега, прыжков в длину и высоту с разбега, метаний. Усиливается акцент на дальнейшее развитие кондиционных (выносливости, скоростно-силовых, скоростных) и координационных способностей (ориентирование в пространстве, ритм, способность к согласованию движений и реакции, точность дифференцирования основных параметров движений). Увеличивается процент упражнений, сопряженно воздействующих на совершенствование техники и развитие кондиционных и координационных способностей. Уроки в этих классах в значительной мере приобретают черты тренировки.
По сравнению с основной школой увеличивается длина спринтерских дистанций, время длительного бега, длина разбега и способы в прыжках и метаниях. С юношами и девушками продолжается углубленное изучение освоенных в VIII — IX классах различных спортивных способов прыжков. При наличии условий и обеспечения техники безопасности допустимо ознакомление старшеклассников с техникой прыжка с шестом, тройным прыжком. В качестве метательных снарядов можно использовать не только мячи и гранаты, но и копье, диск, ядро, молот.
Для обеспечения большей прикладности, разностороннего воздействия на кондиционные и координационные способности рекомендуется чаще проводить занятия на местности, в условиях преодоления естественных и искусственных препятствий. К тому же занятия на открытом воздухе обеспечивают выраженный оздоровительный эффект, способствуют закаливанию организма, укреплению здоровья.
На уроках по легкой атлетике следует создавать условия для воспитания у учащихся стремления к объективной оценке своих возможностей, самоопределению и самосовершенствованию. Выполнение трудных, но посильных заданий по развитию физических способностей, особенно выносливости, создает благоприятные условия для воспитания нравственных и волевых качеств.
На уроках физической культуры следует давать знания и вырабатывать умения творчески применять освоенные легкоатлетические упражнения в беге, прыжках и метаниях с тем расчетом, чтобы использовать их во время самостоятельных тренировок, во время внеклассных занятий в школе и дома В занятиях с юношами следует предусмотреть необходимость использования материала по легкой атлетике для подготовки их к службе в армии.
1.3. Спортивные игры
В X-XI классах продолжается углубленное изучение одной из спортивных игр1, закрепляются и совершенствуются ранее освоенные элементы техники перемещений, остановок, поворотов, владения мячом (ловля, передачи, ведения, броски и др.), защитных действий, усложняется набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите. Одновременно с техническим и тактическим совершенствованием игры продолжается процесс разностороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов, воспитание нравственных и волевых качеств. Учитывая, что к X классу учащиеся владеют техникой основных приемов (с мячом и без мяча), увеличивается значимость упражнений с мячом для сопряженного воздействия на технику, тактику, развитие способностей. Больший удельный вес приобретают игровой и соревновательный методы.
Наряду с совершенствованием ранее усвоенных приемов и взаимодействий в X-XI классах продолжается овладение более сложными приемами техники владения мячом, групповыми и командными тактическими действиями.
В процессе занятий необходимо больше использовать индивидуальные и дополнительные задания с целью устранения отдельных недостатков в технике владения основными игровыми приемами, при развитии тех либо других двигательных способностей. Среди способов организации учащихся на занятиях целесообразно чаще применять метод круговой тренировки, включая на станциях упражнения с мячом, направленные на развитие конкретных координационных и кондиционных способностей, совершенствование основных приемов.
В старшем школьном возрасте увеличивается удельный вес игровых заданий и форм, направленных на овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. Вместе с тем к командным тактическим действиям следует приступать тогда, когда учащиеся хорошо овладеют групповыми взаимодействиями в нападении и защите. В противном случае учащийся может попросту не освоить требуемое тактическое упражнение или закрепить неправильные координации.
Осваивать программный материал можно последовательно в течение всего времени, отведенного на спортивные игры, или в два этапа.
1.4. Гимнастика
В старших классах продолжается более углубленное изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений: в висах и упорах, опорных прыжках, акробатике, общеразвивающих и строевых упражнениях. Вместе с тем в программный материал включены новые для освоения гимнастические упражнения.
На занятиях с юношами используются новые общеразвивающие упражнения силовой направленности: с гирями, гантелями, штангой, на гимнастической стенке, скамейке и тренажерах; в занятиях с девушками — более сложные упражнения с предметами: булавами, скакалкой, обручем, мячом и комбинации этих упражнений.
Большей координационной сложностью отмечаются общеразвивающие упражнения без предметов. Это достигается путем соединения различных движений и положений рук, ног, туловища с упражнениями в равновесии, ходьбой, бегом, прыжками, акробатическими упражнениями, объединенными в различные комбинации.
Гимнастические упражнения, включенные в программу старших классов, направлены прежде всего на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц. В этом плане их отличает большая избирательная направленность. Материал программы включает также большой набор упражнений, влияющих на развитие различных координационных способностей и гибкости.
Гимнастические упражнения для юношей имеют большое прикладное значение для подготовки их к будущей трудовой деятельности и службе в армии. Материал для девушек содержит" упражнения для воспитания грациозности, красоты движений, способствует развитию мышечных групп,, играющих большую роль в выполнении функции материнства.
Во время уроков учитель должен обращать внимание учащихся на большие возможности гимнастических упражнений не только в Развитии физических способностей, но и в воспитании волевых качеств (особенно в упражнениях на снарядах), формировании красили осанки, фигуры, походки, поа В этих целях он сообщает необходимые сведения о влиянии гимнастических упражнений и об особенностях методики самостоятельных занятий.
2. Вариативная часть содержания программного материала уроков
Материал вариативной части, связанный с региональными и национальными особенностями, и время на его освоение определяют республиканские и областные органы народного образования. Другую, составляющую вариативную часть определяет сам учитель по согласованию с дирекцией школы. При выборам материала вариативной части предпочтение следует отдавать национальным видам физических упражнений, игр, единоборств а также имеющим большое прикладное значение, прежде всего упражнениям зимних видов спорта.
-
Основная направленность
Классы
X
XI
Самостоятельные занятия
На освоение организаторскими умениями
Единоборства
На овладение техникой приемов
На развитие координационных способностей
На развитие силовых способностей и силовой выносливости
Знания
Упражнения в парах, овладение приемами страховки, подвижные игры.
Подготовка мест занятий. Выполнение обязанностей командира отделения, помощника судьи. Оказание помощи слабоуспевающим товарищам в овладении программным материалом
Стойки и передвижения в стойке
Захваты рук и туловища. Освобождение от захватов. Приемы борьбы за выгодное положение. Борьба за предмет. Упражнения по овладению приемами страховки
Пройденный материал по приемам единоборства. Подвижные игры типа «Выталкивание из круга», «Бой петухов», «Перетягивания в парах» и т. п.
Силовые упражнения и единоборства в парах
Виды единоборств. Правила поведения учащихся во время занятий. Гигиена борца. Влияние занятий борьбой на организм человека й развитие его координационных и кондиционных способностей
Литература для учителя
1. «Физическая культура». Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений;
Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон, В.И. Лях и др.
2. «Тесты в физическом воспитании школьников». Пособие для учителя.
Составитель В.И.Лях.
3. «Настольная книга для учителя физической культуры». Авт.-сост. Г.И.Погодаев.
Литература для учащихся
«Физическая культура». Учебник для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений; Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон, В.И. Лях и др.
-
в течение учебного года учитель может изменять и дополнять программу по своему усмотрению согласно рекомендованной программе обучения.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»