Интегрированный урок "Симметрия вокруг нас" (6 класс)
Чернявская Ираида Максимовна, Казаченко Татьяна Николаевна)
Интегрированный урок в 6 классе
математика + изобразительное искусство
ТЕМА: Симметрия вокруг нас
Педагогические цели: способствовать созданию представления о применении симметрии в жизни, формированию навыка оперирования понятиями «осевая симметрия» и «центральная симметрия» в математике и орнаменте древних стран, создать условия для развития образного представления, фантазии, формирования навыков коллективной деятельности, воспитания взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности.
Задачи урока:
-
повторить понятия «центральная симметрия», «осевая симметрия»;
-
закрепить знания о видах симметрии;
-
выполнить практическую работу по теме «Симметрия в орнаменте» на примере искусства древних стран.
Тип урока: интегрированный урок повторения и систематизации знаний.
Форма урока: комбинированный урок.
Предметные результаты: математика: представление об основных изученных понятиях (центральная симметрия, осевая симметрия, ассиметрия); умение грамотно применять математическую терминологию; овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; ИЗО: приобретение практических навыков и умений в изобразительной деятельности; восприятие и эмоциональное оценивание шедевров русского и мирового искусства; способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений; овладение основами коммуникативной культуры.
Личностные результаты: математика: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении учебных задач; ИЗО: эмоциональное восприятие учебного материала; проявление эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; осуществление толерантного принятия разнообразия культурных явлений, национальных ценностей; овладение навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческого задания.
Метапредметные результаты: математика: умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем; ИЗО: обогащение ключевых компетенций (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием; планирование и осуществление деятельности, направленной на решение задач творческого характера.
Основные понятия и термины: центральная симметрия, осевая симметрия, ассиметрия; декоративно-прикладное искусство, орнамент, солярные знаки
Образовательные ресурсы: презентация «Симметрия вокруг нас», таблицы с изображением древних орнаментов, раздаточный материал (греческие вазы).
Оборудование: рабочая тетрадь, линейка, циркуль, цветные карандаши.
Сценарий урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК
Учитель математики: - Сегодня на уроке мы с вами будем фантазировать, изобретать, философствовать и мыслить.
II. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи
(Проблемный вопрос) СЛАЙД 2
Учитель математики: - О каком математическом понятии идет речь в этом высказывании? (О симметрии). Почему вы решили, что в этих словах речь идет о симметрии? (Подсказки в рисунках)
Учитель сообщает тему урока: Симметрия вокруг нас. (Учащиеся записывают ее в тетрадь.) СЛАЙД 3
ЭПИГРАФ:
"Симметрия, как бы широко или узко мы не понимали это слово,
есть идея, с помощью которой человек пытался объяснить
и создать порядок, красоту и совершенство".
Учитель математики:- Сегодня на уроке мы вновь прикоснемся к удивительному математическому понятию – симметрии. Как в древности употреблялось слово «симметрия»? (Употреблялась как «красота», «гармония».) СЛАЙД 4
Историческая справка: Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Человечество с древних времен владело представлением о симметрии, как уравновешенности и гармонии. Древние ученые верили в математическую гармонию мироздания и в этой гармонии проявление божественного начала. Симметрия прекрасна.
Действительно симметричные объекты окружают нас буквально со всех сторон, мы имеем дело с симметрией везде, где наблюдается какая-либо упорядоченность. Симметрия противостоит хаосу, беспорядку.
Весь мир можно рассмотреть как проявление единства симметрии и асимметрии.
Учитель математики:- Получается, что симметрия – это уравновешенность, упорядоченность, красота, совершенство. СЛАЙД 5.
III. Систематизация знаний и способов действий
Учитель математики:- Какие основные виды симметрии вы знаете? (Центральная, осевая симметрии).
- В каких геометрических фигурах существует центральная и осевая симметрия? Назовите. СЛАЙД 6
- Мы строили фигуры центрально симметричные и фигуры относительно оси. Давайте вспомним, как они строятся. (Дети строят у доски и в тетради).
- На что мы обращаем внимание при построении симметричных фигур?
- Так как тема нашего урока «Симметрия вокруг нас», скажите, а в каких предметах и явлениях вокруг нас проявляет себя симметрия? Где вы еще встречаете симметрию? СЛАЙД 7
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ БЛОК
Учитель ИЗО: - Поговорим о симметрии в искусстве. Проявляется ли симметрия в декоративно-прикладном искусстве? Где?
Симметрия в орнаментах древних стран СЛАЙД 8
- Что такое орнамент?
Орнамент (от латинского ornamentum-украшение) узор, состоящий из ритмически повторяющихся или чередующихся элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных построек.
- Где можно встретить орнамент?
- Рассмотрим симметрию в орнаменте на примере древних стран.
Древний Египет СЛАЙД 9
- Как вы думаете, древние египтяне строили свои орнаменты на основе симметрии? Рассмотрим рисунки СЛАЙД 10 - 12:
- Какие виды симметрии вы можете выделить?
Древняя Греция СЛАЙД 13
- Назовите симметричные предметы Древней Греции. (Вазы)
- Верно. Рассмотрите таблицы с изображением греческих ваз. СЛАЙД 14 - 15
- Какой вид симметрии мы можем определить?
- Соблюдается ли симметрия в греческом орнаменте? СЛАЙД 16
Творческая работа
- Выполнить практическую работу. Вам даны изображения греческих ваз, но только одна часть (левая или правая) – используя правила построения симметрии, достройте изображение.
Древняя Русь СЛАЙД 17
- А теперь давайте поговорим о русском орнаменте. Где его можно было увидеть? (Вышивка, резьба, узоры)
Орнамент очень часто встречается в вышивке, в резьбе по дереву, в архитектуре, даже в природе можно встретить орнамент. Невозможно представить старинную одежду без орнамента. Всегда женщины вышивали на своей одежде всевозможные орнаменты. Всегда, когда встречали гостей, подносили на украшенном орнаментом полотенце. Орнамент всегда присутствовал в изделиях из ткани. Если бы вы попали в деревне, то вы бы заметили, что на всех домах есть очень красивая повторяющаяся резьба. Всегда русский народ украшал свои дома резными охлупнями, карнизами, наличниками. В украшение многих строений используется орнамент. Орнамент делает постройки более красивыми. Красивые колонны с орнаментом сделают любую постройку очень красивой. Орнамент украсит любое изделие, будь-то изделие из ткани или постройка.
- Какие знаки использовали русские для построения орнамента в резьбе, в вышивке? (Солярные знаки).
- Назовите их. (Знаки солнца, земли, воды) СЛАЙД 18
- Какой из этих знаков имеет центральную и осевую симметрию? (Знак солнца)
- Рассмотрим варианты знака. Почему они все разные? СЛАЙД 19 - 20
- Какие деревянные изделия украшали резьбой? (Избу, мебель, прялки). Почему? СЛАЙД 21 -22
Творческое задание.
- Перед вами находятся листы с изображением русской прялки. Ваша задача: Украсить прялку русскими символами - оберегами, которые имеют и центральную и осевую симметрию.
IV. Итог урока. Рефлексия
- Вернемся к эпиграфу нашего урока:
"Симметрия, как бы широко или узко мы не понимали это слово,
есть идея, с помощью которой человек пытался объяснить
и создать порядок, красоту и совершенство".
- Вы согласны с этим высказыванием? СЛАЙД 3
- Орнаменты с элементами, имеющими центральную и осевую симметрии применяются и в современном искусстве. Где? (В резьбе, украшении предметов быта, архитектурных ансамблей). Таких мастеров, к сожалению, мало, но они есть и высоко ценятся. Благодаря их работам, мы соприкасаемся с нашей историей.
- Какие цели мы ставили?
- Чему мы научились на уроке?
Учащимся предлагается закончить предложения:
Я сегодня узнал…
Я научился…
Мне было…
Я рад…
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Подготовка к олимпиадам на уроках математики в 5–6 классах
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
Материал представлен в виде и текстового документа и презентации. Необычная задумка урока всегда привлекает внимание и способствует лучшему запоминанию материала у школьников. Подача материала на уроке реализует многие дидактические принципы обучения. Продуманная методическая разработка показывает логичность проведения и завершения каждого этапа занятия, кроме последнего. В документе не указаны критерии оценок на уроке. Понятно, что после проведения практической и творческой работ, учащиеся должны быть оценены. Но это не отражено в конспекте урока. Кроме этого, не указаны информационные источники.
В целом, ваш интересный материал можно рекомендовать к использованию в учебном процессе.