Методическая разработка занятия с применением ИКТ "Школа весёлых гномов". Тема данного занятия - знакомство с историей появления бумаги, изготовление поделки из бумаги.
Школа весёлых гномов" и является самостоятельным занятием. Будет полезна педагогам дополнительного образования, воспитателям ДОУ, учителям начальных классов.
Обоснование актуальности данной работы.
Декоративно-прикладное творчество является средством воспитания у детей эстетического вкуса, терпения, аккуратности. У учащихся развивается мелкая моторика рук, воображение, мышление.
Цель: Познакомить детей с историей появления бумаги, изготовить своими руками поделку из бумаги с применением техники гофрирования.
Задачи:
Обучающие:
• закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.
Развивающие:
• развивать навыки и умения ручного труда;
• развивать фантазию, мышление учащихся;
• развивать умения экономно пользоваться бумагой.
Воспитывающие:
• воспитывать трудолюбие, бережливость;
• воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.
Ожидаемый результат
Ребята познакомятся с историей появления бумаги, применяемыми на занятиях материалами и инструментами, а также выполнят своими руками гофрированную объёмную поделку «Рыбка».
Место темы урока в предметной учебной программе: Вводное занятие
Оснащение урока
Оборудование, инструменты и материалы:
• Мультимедийный проектор;
• Презентация «Школа весёлых гномов»
• Изображения гномов (мультимедиа и на бумаге);
• конверты (в них – загадки от гномов)
• Готовая поделка «Рыбка»
• Заготовки деталей, цветная бумага, салфетка;
• Индивидуальные инструкционные карты;
Методические приёмы: метод эмоционального стимулирования; метод иллюстраций и самоконтроля; дедуктивный и практический методы.
Ход урока
I Организационный момент
Педагог: Здравствуйте, ребята!
II Подготовительная работа
1. Эмоциональный настрой.
Педагог: Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие в страну «Фантазия».
Чтобы совершить это путешествие, нужно проделать не совсем обычные вещи. Перед вами лежат волшебные колпачки, которые нужно одеть. Итак, все одели! Но это ещё не всё: сегодня я получила письмо с заданием.
Отгадайте-ка загадку:
Этот крохотный народ
Под землей в горах живет:
Ищет золото впотьмах,
Прячет клады в сундуках.
Белоснежку приютили
И всегда добры к ней были.
Даже детям всем знакомы.
Догадались? Это — … (гномы)
2. Просмотр презентации с теоретическим материалом по истории возникновения бумаги.
Слайд 1
Правильно, ребята, Это гномы. А кто такие гномы? Это сказочные существа в смешных колпачках. Они часто проказят, но, в общем, довольно безобидны. Гномы — очень трудолюбивый народец, большие выдумщики и фантазёры! А где живут гномы, знаете? В волшебной стране Фантазии. А чем же все они занимаются? Этого никто не знает, ну а мы сейчас тихонечко возьмём и посмотрим …
Слайд 2
Самый мудрый гном подготовил для вас рассказ: Мы, гномы, очень любим мастерить поделки своими руками из простого материала, который называется бумага. Бумага очень хороший материал для творчества. Она хорошо режется, клеится, бывает тонкой, плотной, цветной. А откуда она взялась? Давайте узнаем!
Слайд 3
Бумагу изобрел в Китае примерно в 105 году Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой коры тутового дерева.
Слайд 4
Китайцы долго растирали кору деревьев, щепки, тряпьё в воде, пока не получалась каша без комочков, потом они выливали эту смесь на подносы. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность.
Слайд 5
Китайцы долго растирали кору деревьев, щепки, тряпьё в воде, пока не получалась каша без комочков, потом они выливали эту смесь на подносы. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность.
Слайд 6
Делали бумагу вручную, с применением самой примитивной техники. За день получали не более 100–120 килограммов. С развитием книгопечатания бумаги требовалось все больше. Тряпья, сбором которого занимались тысячи людей, не хватало. И тут решили испробовать дерево. Опыт удался – древесину расщепили на отдельные волокна и превратили их в бумажную массу. С тех пор и производят бумагу из дерева.
Слайд 7
Сейчас бумагу делают примерно также, только всё это выполняют машины. Бумагоделательные машины выпускают бумажную ленту шириной в несколько метров со скоростью 600-750метров в минуту.
Слайд 8
Сегодня в Японии сохранилось ручное производство бумаги. Это целое искусство. Такая бумага высоко ценится, на ней пишут только красивым каллиграфическим почерком, а художники рисуют картины.
Слайд 9
Бумагу, сделанную руками мастера, называют «васи» — японская бумага. «Хорошая бумага заставляет думать о хороших вещах»,- говорят японцы.
Слайд 10
Итак, во что превратится обычный лист бумаги, зависит только от умелых рук мастера.
Слайд 11
Гномы подготовили для нас с вами загадки, и сейчас мы отгадаем, что же понадобится нам на занятиях. Приготовились?
Слайд 12
1. Не похож на человечка, но имеет он сердечко,
И работе круглый год он сердечко отдаёт. (Карандаш.)
2. На мне можно написать, на мне можно рисовать.
Меня можно разукрашивать, меня можно вырезать. (Лист бумаги)
3. Жил-был в бумажном царстве очень важный дед.
Считал себя он прочным, а значит, самым главным
И очень-очень твёрдым из всех бумаг.(Картон)
4. Инструмент бывалый – не большой, не малый.
У него полно забот: он и режет и стрижёт. (Ножницы.)
5. Соединю картон с бумагой я, соединю я два листа.(Клей.)
6. Хоть я не прачка, друзья, стираю старательно я. (Ластик.)
7. Жмутся в узеньком домишке разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю – где была пустота,
Там глядишь красота! (Цветные карандаши.)
8. Без меня чертить сумей-ка! А зовут меня …(Линейка)
Слайд 13
(Физкультминутка на выбор педагога)
А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Физкультминутка. Аист
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.
IV Выполнение практической работы. Изготовление поделки «Рыбка».
Слайд 14
Прежде чем приступить к практической работе, давайте отгадаем загадку.
Слайд 15
А загадка такая: У родителей и деток вся одежда из монеток. Правильно, это рыбки.
Слайд 16
2. Анализ поделки.
Педагог: — Какого цвета картон мы выберем? (По желанию.)
— Из каких деталей состоит рыбка? (Рыбка состоит из головы, туловища и хвоста)
А теперь вспомним с вами правила безопасности при работе с ножницами, с клеем.
3. Проверка рабочего места, проведение инструктажа по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.
Правила безопасной работы с ножницами:
1. Не держи ножницы концами вверх.
2. Не оставляй ножницы в открытом виде.
3. Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.
4. При работе следи за пальцами руки.
5. При вырезании окружности, поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.
Правила безопасной работы с клеем:
1. Не допускать попадания клея в глаза.
2. Передавать клей только в закрытом виде.
3. После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.
Слайд 17
Слайд 18
4. Ход выполнения работы.
1. Выполнить туловище и хвост рыбки при помощи гофрирования цветной бумаги.
2. Склеить туловище и хвост.
3. Приклеить плавники и глазки.
5. Апробация.
Посмотрите на свою работу. У вас получились очень интересные «рыбки». Молодцы!
— А как вы думаете, как можно использовать нашу «Рыбку»? (Подарить родным, близким людям.)
— А зачем дарить?
V Итог урока
Педагог: На этом занятие в «Школе весёлых гномов» мы с вами узнали, как и где появилась бумага, узнали, что нам понадобится на занятиях и выполнили замечательные поделки-рыбки.
Слайд 19
1. Рефлексия.
Ребята, если вам понравилось занятие выберите, пожалуйста, весёлого гнома, если нет – сердитого. На этом наше занятие в стране «Фантазия» закончено. Я вас жду на следующем занятии в «Школе весёлых гномов»!
Литература:
1. Сборник загадок: пособие для учителя / М.Т.Карпенко. – М.: Просвещение,
1988.
Интернет –ресурсы:
slavclub.ru/zagadki/zagadkiribi/1449-zagadki-ribi.html
www.pedsovet.su/load/242-1-0-4851
stranamasterov.ru/taxonomy/term/361?page=1
www.detiseti.ru
Методическая
разработка вводного занятия
«Школа весёлых гномов»
Обоснование
актуальности данной работы.
Декоративно-прикладное
творчество является средством воспитания
у детей эстетического вкуса, терпения,
аккуратности. У учащихся развивается
мелкая моторика рук, воображение,
мышление.
Цель: Познакомить
детей с историей появления бумаги,
изготовить своими руками поделку из
бумаги с применением техники
гофрирования.
Задачи:
Обучающие:
•
закрепить знания по технике
безопасности при работе с ножницами,
клеем.
Развивающие:
•
развивать навыки и умения ручного
труда;
• развивать фантазию,
мышление учащихся;
• развивать
умения экономно пользоваться
бумагой.
Воспитывающие:
•
воспитывать трудолюбие, бережливость;
•
воспитывать дисциплинированность,
умение работать в коллективе.
Ожидаемый
результат
Ребята
познакомятся с историей появления
бумаги, применяемыми на занятиях
материалами и инструментами, а также
выполнят своими руками гофрированную
объёмную поделку «Рыбка».
Место
темы урока в предметной учебной программе:
Вводное занятие
Оснащение
урока
Оборудование,
инструменты и материалы:
•
Мультимедийный проектор;
•
Презентация «Школа весёлых гномов»
•
Изображения гномов (мультимедиа и
на бумаге);
• конверты
(в них – загадки от гномов)
•
Готовая поделка «Рыбка»
•
Заготовки деталей, цветная бумага,
салфетка;
• Индивидуальные
инструкционные карты;
Методические
приёмы: метод эмоционального
стимулирования; метод иллюстраций и
самоконтроля; дедуктивный и практический
методы.
Ход урока
I
Организационный момент
Педагог: Здравствуйте, ребята!
II
Подготовительная работа
1.
Эмоциональный настрой.
Педагог:
Сегодня нас ожидает увлекательное
путешествие в страну «Фантазия».
Чтобы
совершить это путешествие, нужно
проделать не совсем обычные вещи. Перед
вами лежат волшебные колпачки,
которые нужно одеть. Итак, все одели! Но
это ещё не всё: сегодня я получила письмо
с заданием.
Отгадайте-ка
загадку:
Этот крохотный народ
Под
землей в горах живет:
Ищет золото
впотьмах,
Прячет клады в сундуках.
Белоснежку
приютили
И всегда добры к ней были.
Даже
детям всем знакомы.
Догадались?
Это — … (гномы)
2.
Просмотр презентации с теоретическим
материалом по истории возникновения
бумаги.
Слайд
1
Правильно, ребята,
Это гномы. А кто такие гномы? Это сказочные
существа в смешных колпачках. Они часто
проказят, но, в общем, довольно безобидны.
Гномы — очень трудолюбивый народец,
большие выдумщики и фантазёры! А
где живут гномы, знаете? В волшебной
стране Фантазии. А чем же все они
занимаются? Этого никто не знает, ну а
мы сейчас тихонечко возьмём и посмотрим
…
Слайд 2
Самый
мудрый гном подготовил для вас рассказ:
Мы, гномы, очень любим мастерить поделки
своими руками из простого материала,
который называется бумага. Бумага очень
хороший материал для творчества. Она
хорошо режется, клеится, бывает тонкой,
плотной, цветной. А откуда она взялась?
Давайте узнаем!
Слайд
3
Бумагу изобрел в Китае
примерно в 105 году Цай Лунь. Он нашел
способ делать бумагу из волокнистой
коры тутового дерева.
Слайд
4
Китайцы долго растирали
кору деревьев, щепки, тряпьё в воде, пока
не получалась каша без комочков, потом
они выливали эту смесь на подносы. Когда
вода стекала, мягкие листы клали сушиться
на ровную поверхность.
Слайд 5
Китайцы
долго растирали кору деревьев, щепки,
тряпьё в воде, пока не получалась каша
без комочков, потом они выливали эту
смесь на подносы. Когда вода стекала,
мягкие листы клали сушиться на ровную
поверхность.
Слайд 6
Делали
бумагу вручную, с применением самой
примитивной техники. За день получали
не более 100–120 килограммов. С развитием
книгопечатания бумаги требовалось все
больше. Тряпья, сбором которого занимались
тысячи людей, не хватало. И тут решили
испробовать дерево. Опыт удался –
древесину расщепили на отдельные волокна
и превратили их в бумажную массу. С тех
пор и производят бумагу из дерева.
Слайд
7
Сейчас бумагу делают
примерно также, только всё это выполняют
машины. Бумагоделательные машины
выпускают бумажную ленту шириной в
несколько метров со скоростью 600-750метров
в минуту.
Слайд
8
Сегодня в Японии
сохранилось ручное производство бумаги.
Это целое искусство. Такая бумага высоко
ценится, на ней пишут только красивым
каллиграфическим почерком, а художники
рисуют картины.
Слайд 9
Бумагу,
сделанную руками мастера, называют
«васи» — японская бумага. «Хорошая
бумага заставляет думать о хороших
вещах»,- говорят японцы.
Слайд 10
Итак,
во что превратится обычный лист бумаги,
зависит только от умелых рук мастера.
Слайд
11
Гномы подготовили
для нас с вами загадки, и сейчас
мы отгадаем, что же понадобится нам на
занятиях. Приготовились?
Слайд
12
1. Не похож на человечка,
но имеет он сердечко,
И
работе круглый год он сердечко
отдаёт. (Карандаш.)
2. На
мне можно написать, на мне можно
рисовать.
Меня можно разукрашивать,
меня можно вырезать. (Лист
бумаги)
3. Жил-был в бумажном царстве
очень важный дед.
Считал себя
он прочным, а значит, самым главным
И очень-очень твёрдым из всех
бумаг.(Картон)
4. Инструмент бывалый
– не большой, не малый.
У него
полно забот: он и режет и
стрижёт. (Ножницы.)
5.
Соединю картон с бумагой я, соединю я
два листа.(Клей.)
6. Хоть я не прачка,
друзья, стираю старательно я. (Ластик.)
7.
Жмутся в узеньком домишке разноцветные
детишки.
Только выпустишь на волю
– где была пустота,
Там глядишь красота!
(Цветные карандаши.)
8. Без меня чертить
сумей-ка! А зовут меня
…(Линейка)
Слайд 13
(Физкультминутка
на выбор педагога)
А
над морем — мы с тобою!
Над
волнами чайки кружат,
Полетим за ними
дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А
над морем — мы с тобою! (Дети машут
руками, словно крыльями.)
Мы теперь
плывём по морю
И резвимся на
просторе.
Веселее загребай
И дельфинов
догоняй. (Дети делают плавательные
движения руками.)
Физкультминутка.
Аист
(Спина прямая,
руки на поясе. Дети плавно и медленно
поднимают то правую, то левую ногу,
согнутую в колене, и также плавно
опускают. Следить за спиной.)
— Аист,
аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
(Аист отвечает.)
— Топай правою
ногою,
Топай левою ногою,
Снова —
правою ногою,
Снова — левою ногою.
После
— правою ногою,
После — левою ногою.
И
тогда придешь домой.
IV
Выполнение практической работы.
Изготовление поделки «Рыбка».
Слайд
14
Прежде чем приступить
к практической работе, давайте отгадаем
загадку.
Слайд
15
А загадка такая:
У родителей и деток вся одежда из монеток.
Правильно, это рыбки.
Слайд
16
2. Анализ
поделки.
Педагог: — Какого
цвета картон мы выберем? (По
желанию.)
— Из каких деталей состоит
рыбка? (Рыбка состоит из головы,
туловища и хвоста)
А теперь вспомним
с вами правила безопасности при работе
с ножницами, с клеем.
3.
Проверка рабочего места, проведение
инструктажа по технике безопасности
при работе с ножницами и клеем.
Правила
безопасной работы с ножницами:
1.
Не держи ножницы концами вверх.
2.
Не оставляй ножницы в открытом
виде.
3. Передавай ножницы
только в закрытом виде, кольцами в
сторону товарища.
4. При
работе следи за пальцами руки.
5.
При вырезании окружности, поворачивай
бумагу по ходу часовой стрелки.
Правила
безопасной работы с клеем:
1.
Не допускать попадания клея в
глаза.
2. Передавать клей
только в закрытом виде.
3. После
окончания работы клей закрыть и убрать
в безопасное место.
Слайд
17
Слайд
18
4. Ход
выполнения работы.
1.
Выполнить туловище и хвост рыбки
при помощи гофрирования цветной
бумаги.
2. Склеить туловище и хвост.
3.
Приклеить плавники и глазки.
5.
Апробация.
Посмотрите на свою работу.
У вас получились очень интересные
«рыбки». Молодцы!
— А как вы думаете,
как можно использовать нашу
«Рыбку»? (Подарить родным, близким
людям.)
— А зачем дарить?
V
Итог урока
Педагог:
На этом занятие в «Школе весёлых гномов»
мы с вами узнали, как и где появилась
бумага, узнали, что нам понадобится на
занятиях и выполнили замечательные
поделки-рыбки.
Слайд
19
1. Рефлексия.
Ребята,
если вам понравилось занятие выберите,
пожалуйста, весёлого гнома, если нет –
сердитого. На этом наше занятие в стране
«Фантазия» закончено. Я вас жду на
следующем занятии в «Школе весёлых
гномов»!
Литература:
1.
Сборник загадок: пособие для учителя /
М.Т.Карпенко. – М.: Просвещение,
1988.
Интернет
–ресурсы:
slavclub.ru/zagadki/zagadkiribi/1449-zagadki-ribi.html
www.pedsovet.su/load/242-1-0-4851
stranamasterov.ru/taxonomy/term/361?page=1
www.detiseti.ru
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
С уважением, Скулкина Светлана.
Не могу добавить логотип на разработку! Всё делаю так, как в ролике, но (почему-то!!!) он не сохраняется в загруженном на сайт варианте.
С уважением, Скулкина Светлана.
Пожалуйста, добавьте файл конспекта урока.
В презентации необходимо указать список использованной литературы и источников сети Интернет, а также данные авторов музыкальной композиции.
С уважением, С.А. Колодин.