В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Методическая разработка занятия с применением ИКТ "Школа весёлых гномов". Тема данного занятия - знакомство с историей появления бумаги, изготовление поделки из бумаги.

Методическая разработка занятия с применением ИКТ "Школа весёлых гномов". Тема данного занятия - знакомство с историей появления бумаги, изготовление поделки из бумаги.

Светлана Скулкина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1234 голосов:16просмотров: 7013 комментариев: 8
Краткое описание
Методическая разработка "Школа весёлых гномов" является вводным занятием в дополнительную образовательную  программу декоративно-прикладной направленности "Фантазия" ( работа с бумагой - конструирование, дизайн) и предназначена для детей 7-8 лет. Сопровождается ИКТ
Школа весёлых гномов" и является самостоятельным занятием. Будет полезна педагогам дополнительного образования, воспитателям ДОУ, учителям начальных классов.
Описание
Методическая разработка вводного  занятия  «Школа весёлых гномов»
 Обоснование актуальности данной работы.
 Декоративно-прикладное творчество является средством воспитания у детей эстетического вкуса, терпения, аккуратности. У учащихся развивается мелкая моторика рук, воображение, мышление.
 Цель: Познакомить детей с историей появления бумаги,  изготовить своими руками поделку из бумаги с применением техники гофрирования.
 Задачи: 
 Обучающие:
•    закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.
 Развивающие:
•    развивать навыки и умения ручного труда;
•    развивать фантазию, мышление учащихся;
•    развивать умения экономно пользоваться бумагой.
 Воспитывающие:
•    воспитывать трудолюбие, бережливость;
•    воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.
 Ожидаемый результат
 Ребята  познакомятся с историей появления бумаги, применяемыми  на занятиях материалами и инструментами, а также выполнят  своими руками  гофрированную объёмную  поделку «Рыбка». 
 Место темы урока в предметной учебной программе: Вводное занятие
 Оснащение урока
 Оборудование, инструменты и материалы:
•    Мультимедийный  проектор;
•    Презентация «Школа весёлых гномов»
•    Изображения гномов (мультимедиа и на бумаге);
•     конверты  (в них – загадки от гномов)
•    Готовая поделка «Рыбка»
•    Заготовки  деталей, цветная бумага, салфетка;
•    Индивидуальные инструкционные карты;
 Методические приёмы: метод эмоционального стимулирования; метод иллюстраций и самоконтроля; дедуктивный и практический методы.
Ход урока
 I Организационный момент
  Педагог:  Здравствуйте, ребята! 
 II Подготовительная работа
 1.    Эмоциональный настрой.
Педагог: Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие в страну «Фантазия». 
Чтобы совершить это путешествие, нужно проделать не совсем обычные вещи. Перед вами  лежат волшебные колпачки, которые нужно одеть. Итак, все одели! Но это ещё не всё: сегодня я получила письмо с заданием. 
Отгадайте-ка  загадку:
Этот крохотный народ
Под землей в горах живет: 
Ищет золото впотьмах,
Прячет клады в сундуках.       
    
 Белоснежку приютили
И всегда добры к ней были.
Даже детям всем знакомы. 
Догадались? Это — …     (гномы)
   2.     Просмотр презентации с теоретическим материалом по истории возникновения бумаги. 
Слайд 1
 
Правильно, ребята, Это гномы. А кто такие гномы? Это сказочные существа в смешных колпачках. Они часто проказят, но, в общем, довольно безобидны. Гномы — очень трудолюбивый народец, большие выдумщики и фантазёры!  А где живут гномы, знаете? В волшебной стране Фантазии.  А чем же все они занимаются? Этого никто не знает, ну а мы сейчас тихонечко возьмём и посмотрим …
 Слайд 2
Самый мудрый гном подготовил для вас рассказ: Мы, гномы, очень любим мастерить поделки своими руками из простого материала, который называется бумага. Бумага очень хороший материал для творчества.  Она хорошо режется, клеится, бывает тонкой, плотной, цветной. А откуда она взялась? Давайте узнаем! 
 Слайд 3
Бумагу изобрел в Китае примерно в 105 году Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой коры тутового дерева. 
 Слайд 4
Китайцы долго растирали кору деревьев, щепки, тряпьё в воде, пока не получалась каша без комочков, потом они выливали эту смесь на подносы. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. 
 Слайд  5
Китайцы долго растирали кору деревьев, щепки, тряпьё в воде, пока не получалась каша без комочков, потом они выливали эту смесь на подносы. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. 
 Слайд  6
Делали бумагу вручную, с применением самой примитивной техники. За день получали не более 100–120 килограммов. С развитием книгопечатания бумаги требовалось все больше. Тряпья, сбором которого занимались тысячи людей, не хватало. И тут решили испробовать дерево. Опыт удался – древесину расщепили на отдельные волокна и превратили их в бумажную массу. С тех пор и производят бумагу из дерева. 
 Слайд 7 
Сейчас бумагу делают примерно также, только всё это выполняют машины. Бумагоделательные машины выпускают бумажную ленту шириной в несколько метров со скоростью 600-750метров в минуту. 
 Слайд 8
Сегодня  в Японии сохранилось ручное производство бумаги. Это целое искусство. Такая бумага высоко ценится, на ней пишут только красивым каллиграфическим почерком, а художники рисуют картины. 
 Слайд  9
Бумагу, сделанную руками мастера, называют «васи» — японская бумага. «Хорошая бумага заставляет думать  о хороших вещах»,- говорят японцы. 
 Слайд  10
Итак, во что превратится обычный лист бумаги, зависит только от умелых рук мастера.
 Слайд 11
Гномы подготовили для  нас с вами загадки, и сейчас мы отгадаем, что же понадобится нам на занятиях. Приготовились?
 Слайд 12
1. Не похож на человечка, но имеет он сердечко,
    И работе круглый год он сердечко отдаёт.   (Карандаш.) 
2. На мне можно написать, на мне можно рисовать.
  Меня можно разукрашивать, меня можно вырезать.    (Лист бумаги)
  3. Жил-был в бумажном царстве очень важный дед.
   Считал себя он прочным, а значит, самым главным
   И очень-очень твёрдым из всех бумаг.(Картон) 
4. Инструмент бывалый – не большой, не малый.
   У него полно забот: он  и режет и стрижёт.   (Ножницы.) 
5. Соединю картон с бумагой я, соединю я два листа.(Клей.)
6. Хоть я не прачка, друзья, стираю старательно я.     (Ластик.)
7. Жмутся в узеньком домишке разноцветные детишки.
  Только выпустишь на волю – где была пустота,
Там глядишь красота! (Цветные карандаши.)
8. Без меня чертить сумей-ка! А зовут меня …(Линейка)
 Слайд  13
 (Физкультминутка  на выбор педагога)
 

 А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
 Физкультминутка. Аист
 
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.
 
  
 IV  Выполнение практической работы. Изготовление поделки «Рыбка». 
 Слайд 14 
Прежде чем приступить к практической работе, давайте отгадаем загадку. 
 Слайд 15
 
 А загадка такая: У родителей и деток вся одежда из монеток. Правильно, это рыбки. 
  Слайд 16                 
 2. Анализ поделки.
Педагог: — Какого цвета картон мы выберем?    (По желанию.)
— Из каких деталей состоит рыбка? (Рыбка  состоит из  головы, туловища и хвоста)
А теперь вспомним с вами правила безопасности при работе с ножницами, с клеем.
 3. Проверка рабочего места, проведение инструктажа  по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.
 Правила безопасной работы с ножницами:
1.    Не держи ножницы концами вверх.
2.    Не оставляй ножницы в открытом виде.
3.    Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.
4.    При работе следи за пальцами руки.
5.    При вырезании окружности, поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.
 Правила безопасной работы с клеем:
1.    Не допускать попадания клея в глаза.
2.    Передавать клей  только в закрытом виде.
3.    После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.
 Слайд 17
 Слайд 18
 4. Ход выполнения работы.
1. Выполнить туловище  и  хвост рыбки при помощи гофрирования цветной бумаги.
2. Склеить туловище и хвост.
3. Приклеить плавники и глазки.
5. Апробация.
Посмотрите на свою работу. У вас получились очень интересные «рыбки». Молодцы!
— А как вы думаете, как можно использовать  нашу  «Рыбку»? (Подарить родным, близким людям.)
— А зачем дарить?
 V  Итог урока
   Педагог: На этом занятие в «Школе весёлых гномов» мы с вами узнали, как и  где появилась бумага, узнали, что нам понадобится на занятиях  и выполнили замечательные поделки-рыбки.
 Слайд 19
1. Рефлексия.
Ребята, если вам понравилось занятие выберите, пожалуйста, весёлого гнома, если нет – сердитого. На этом наше занятие в стране «Фантазия» закончено. Я вас жду  на следующем занятии в «Школе весёлых гномов»!
 
Литература:

1. Сборник загадок: пособие для учителя / М.Т.Карпенко. – М.: Просвещение,
     1988.
Интернет –ресурсы:
 slavclub.ru/zagadki/zagadkiribi/1449-zagadki-ribi.html
 www.pedsovet.su/load/242-1-0-4851
 stranamasterov.ru/taxonomy/term/361?page=1
 www.detiseti.ru

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Методическая разработка занятия Школа весёлых гномов .docx Скачать


Методическая разработка вводного  занятия  «Школа весёлых гномов»
 
Обоснование актуальности данной работы.
 Декоративно-прикладное творчество является средством воспитания у детей эстетического вкуса, терпения, аккуратности. У учащихся развивается мелкая моторика рук, воображение, мышление.
 
Цель: Познакомить детей с историей появления бумаги,  изготовить своими руками поделку из бумаги с применением техники гофрирования.
 
Задачи: 
 
Обучающие:
•    закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.
 
Развивающие:
•    развивать навыки и умения ручного труда;
•    развивать фантазию, мышление учащихся;
•    развивать умения экономно пользоваться бумагой.
 
Воспитывающие:
•    воспитывать трудолюбие, бережливость;
•    воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.
 
Ожидаемый результат
 Ребята  познакомятся с историей появления бумаги, применяемыми  на занятиях материалами и инструментами, а также выполнят  своими руками  гофрированную объёмную  поделку «Рыбка». 
 
Место темы урока в предметной учебной программе: Вводное занятие
 
Оснащение урока
 
Оборудование, инструменты и материалы:
•    Мультимедийный  проектор;
•    Презентация «Школа весёлых гномов»
•    Изображения гномов (мультимедиа и на бумаге);
•     конверты  (в них – загадки от гномов)
•    Готовая поделка «Рыбка»
•    Заготовки  деталей, цветная бумага, салфетка;
•    Индивидуальные инструкционные карты;
 
Методические приёмы: метод эмоционального стимулирования; метод иллюстраций и самоконтроля; дедуктивный и практический методы.
Ход урока
 
I Организационный момент
  Педагог:  Здравствуйте, ребята! 
 
II Подготовительная работа
 
1.    Эмоциональный настрой.
Педагог: Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие в страну «Фантазия». 
Чтобы совершить это путешествие, нужно проделать не совсем обычные вещи. Перед вами  лежат волшебные колпачки, которые нужно одеть. Итак, все одели! Но это ещё не всё: сегодня я получила письмо с заданием. 
Отгадайте-ка  загадку:
Этот крохотный народ
Под землей в горах живет: 
Ищет золото впотьмах,
Прячет клады в сундуках.       
    
 Белоснежку приютили
И всегда добры к ней были.
Даже детям всем знакомы. 
Догадались? Это — …     (гномы)
   
2.     Просмотр презентации с теоретическим материалом по истории возникновения бумаги. 
Слайд 1
 
Правильно, ребята, Это гномы. А кто такие гномы? Это сказочные существа в смешных колпачках. Они часто проказят, но, в общем, довольно безобидны. Гномы — очень трудолюбивый народец, большие выдумщики и фантазёры!  А где живут гномы, знаете? В волшебной стране Фантазии.  А чем же все они занимаются? Этого никто не знает, ну а мы сейчас тихонечко возьмём и посмотрим …
 
Слайд 2
Самый мудрый гном подготовил для вас рассказ: Мы, гномы, очень любим мастерить поделки своими руками из простого материала, который называется бумага. Бумага очень хороший материал для творчества.  Она хорошо режется, клеится, бывает тонкой, плотной, цветной. А откуда она взялась? Давайте узнаем! 
 
Слайд 3
Бумагу изобрел в Китае примерно в 105 году Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой коры тутового дерева. 
 
Слайд 4
Китайцы долго растирали кору деревьев, щепки, тряпьё в воде, пока не получалась каша без комочков, потом они выливали эту смесь на подносы. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. 
 
Слайд  5
Китайцы долго растирали кору деревьев, щепки, тряпьё в воде, пока не получалась каша без комочков, потом они выливали эту смесь на подносы. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. 
 
Слайд  6
Делали бумагу вручную, с применением самой примитивной техники. За день получали не более 100–120 килограммов. С развитием книгопечатания бумаги требовалось все больше. Тряпья, сбором которого занимались тысячи людей, не хватало. И тут решили испробовать дерево. Опыт удался – древесину расщепили на отдельные волокна и превратили их в бумажную массу. С тех пор и производят бумагу из дерева. 
 
Слайд 7 
Сейчас бумагу делают примерно также, только всё это выполняют машины. Бумагоделательные машины выпускают бумажную ленту шириной в несколько метров со скоростью 600-750метров в минуту. 
 
Слайд 8
Сегодня  в Японии сохранилось ручное производство бумаги. Это целое искусство. Такая бумага высоко ценится, на ней пишут только красивым каллиграфическим почерком, а художники рисуют картины. 
 
Слайд  9
Бумагу, сделанную руками мастера, называют «васи» — японская бумага. «Хорошая бумага заставляет думать  о хороших вещах»,- говорят японцы. 
 
Слайд  10
Итак, во что превратится обычный лист бумаги, зависит только от умелых рук мастера.
 
Слайд 11
Гномы подготовили для  нас с вами загадки, и сейчас мы отгадаем, что же понадобится нам на занятиях. Приготовились?
 
Слайд 12
1. Не похож на человечка, но имеет он сердечко,
    И работе круглый год он сердечко отдаёт.   (Карандаш.) 
2. На мне можно написать, на мне можно рисовать.
  Меня можно разукрашивать, меня можно вырезать.    (Лист бумаги)
  3. Жил-был в бумажном царстве очень важный дед.
   Считал себя он прочным, а значит, самым главным
   И очень-очень твёрдым из всех бумаг.(Картон) 
4. Инструмент бывалый – не большой, не малый.
   У него полно забот: он  и режет и стрижёт.   (Ножницы.) 
5. Соединю картон с бумагой я, соединю я два листа.(Клей.)
6. Хоть я не прачка, друзья, стираю старательно я.     (Ластик.)
7. Жмутся в узеньком домишке разноцветные детишки.
  Только выпустишь на волю – где была пустота,
Там глядишь красота! (Цветные карандаши.)
8. Без меня чертить сумей-ка! А зовут меня …(Линейка)
 
Слайд  13
 
(Физкультминутка  на выбор педагога)
 

 
А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
 
Физкультминутка. Аист
 
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.
 

  
 IV  Выполнение практической работы. Изготовление поделки «Рыбка». 
 
Слайд 14 
Прежде чем приступить к практической работе, давайте отгадаем загадку. 
 
Слайд 15
 
 А загадка такая: У родителей и деток вся одежда из монеток. Правильно, это рыбки. 
 
 Слайд 16                 
 
2. Анализ поделки.
Педагог: — Какого цвета картон мы выберем?    (По желанию.)
— Из каких деталей состоит рыбка? (Рыбка  состоит из  головы, туловища и хвоста)
А теперь вспомним с вами правила безопасности при работе с ножницами, с клеем.
 
3. Проверка рабочего места, проведение инструктажа  по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.
 
Правила безопасной работы с ножницами:
1.    Не держи ножницы концами вверх.
2.    Не оставляй ножницы в открытом виде.
3.    Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.
4.    При работе следи за пальцами руки.
5.    При вырезании окружности, поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.
 
Правила безопасной работы с клеем:
1.    Не допускать попадания клея в глаза.
2.    Передавать клей  только в закрытом виде.
3.    После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.
 
Слайд 17
 
Слайд 18
 
4. Ход выполнения работы.
1. Выполнить туловище  и  хвост рыбки при помощи гофрирования цветной бумаги.
2. Склеить туловище и хвост.
3. Приклеить плавники и глазки.
5. Апробация.
Посмотрите на свою работу. У вас получились очень интересные «рыбки». Молодцы!
— А как вы думаете, как можно использовать  нашу  «Рыбку»? (Подарить родным, близким людям.)
— А зачем дарить?
 
V  Итог урока
   Педагог: На этом занятие в «Школе весёлых гномов» мы с вами узнали, как и  где появилась бумага, узнали, что нам понадобится на занятиях  и выполнили замечательные поделки-рыбки.
 
Слайд 19
1. Рефлексия.
Ребята, если вам понравилось занятие выберите, пожалуйста, весёлого гнома, если нет – сердитого. На этом наше занятие в стране «Фантазия» закончено. Я вас жду  на следующем занятии в «Школе весёлых гномов»!
 

Литература:

1. Сборник загадок: пособие для учителя / М.Т.Карпенко. – М.: Просвещение,
     1988.
Интернет –ресурсы:
 slavclub.ru/zagadki/zagadkiribi/1449-zagadki-ribi.html
 www.pedsovet.su/load/242-1-0-4851
 stranamasterov.ru/taxonomy/term/361?page=1
 www.detiseti.ru

089_Гномы.mp3 Скачать
Школа весёлых гномов.pptx Скачать
Обсуждение материала
Ивлева Юлия
5.02.2012 20:01
Уважаемая Светлана,  пожалуйста,  немного доработайте Ваш творческий и интересный материал, согласно требованиям библиотеки Портала!  http://www.uchmet.ru/library/rules/types/    Пропишите тему занятия, соответственно теме определите цель и подкорректируйте обучающие задачи. Для удобства коллег,  добавьте весь текст урока (в том числе комментарии к слайдам) в формате Word. В колонтитул документа разместите логотип портала (посмотрите рекомендацию http://www.uchmet.ru/people/user/27408/blog/588/ ) Надо добавить логотип УчМета  и на первый слайд презентации. Пожалуйста, побыстрее откорректируйте и снова перезагрузите работу. С ув. модератор Юлия Анатольевна. Надеюсь на сотрудничество.
Светлана Скулкина
8.02.2012 13:50
Здравствуйте, Юлия! Извините, что не сразу отвечаю, очень сильно была занята. Спасибо за рекомендации. Заметки к презентации внесла в текст работы, а вот цель и задачи ещё не подкорректировала. К сожалению, на работе у нас интернета нет, пользуемся 3G? очень низкая скорость. А дома не всегда успеваю...:o Постараюсь поправить завтра-послезавтра.
С уважением, Скулкина Светлана.
Ивлева Юлия
8.02.2012 15:54
Уважаемая Светлана! Не волнуйтесь!:) Делайте всё спокойно! Самое главное, что вы откликнулись:)Подожду сколько вам будет надо. Юлия.  
Светлана Скулкина
13.02.2012 12:42
  Уважаемая Юлия Анатольевна!
Не могу добавить логотип на разработку! Всё делаю так, как в ролике, но (почему-то!!!) он не сохраняется в загруженном на сайт варианте.
С уважением, Скулкина Светлана.
Сергей Колодин
21.02.2012 17:07
Уважаемая Светлана!

Пожалуйста, добавьте файл конспекта урока.
В презентации необходимо указать список использованной литературы и источников сети Интернет, а также данные авторов музыкальной композиции.

С уважением, С.А. Колодин.
Татьяна Остапцова
2.04.2012 12:24
Уважаемая Светлана! Спасибо за замечательный материал! Интересно, весело, познавательно! С уважением, Т.Н.:)
Маргарита Попова
10.11.2012 19:02
Светлана! Замечательное занятие для детей!!! И столько новой информации о бумаге, да еще с игровыми элементами! И конечно голосую, и выбираю веселого гнома:D
Лариса Ларикова
16.01.2014 23:12
Спасибо, для первоклашек самое то!!!!:)
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос