Рабочая программа по математике для 2 класса.(школа России)
Математика
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.Количество часов, отведенное на данный предмет составляет 134 часа.
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у детей математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе.
Изучение курса математики направлено на достижение следующих целей:
-
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
-
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
-
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Конкретные задачи обучения математике в начальных классах тесно взаимосвязаны между собой:
-
обеспечение необходимого уровня математического развития учащихся;
-
создание условий для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями и практическими действиями;
-
развитие творческих возможностей учащихся;
-
формирование и развитие познавательных интересов.
Уделяя значительное внимание формированию у детей осознанных и прочных, доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа предполагает и понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями.
Программа предусматривает взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Ведущие принципы обучения математике - учет возрастных особенностей обучающихся, органическое обучение и воспитание, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность преподавания, выработка необходимых для этого навыков.
Формой организации учебного процесса является классно-урочная система, контроль осуществляется через самостоятельные, проверочные, контрольные работы, которые планируются согласно разработанному тематическому планированию по отдельным темам и разделам.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 2 класса обучающиеся должны знать:
-
названия и последовательность чисел от 1 до 100;
-
названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
-
таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие им случаи вычитания;
-
правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
-
названия и обозначение действий умножения и деления.
Обучающиеся должны уметь:
-
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
-
находить сумму и разность чисел в пределах 100 в более легких случаях устно, в более сложных - письменно;
-
находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
-
решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
-
чертить отрезок заданной длины и измерять длину заданного отрезка;
-
находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).
№ урока |
Дата |
Тема урока ( страницы учебника) |
Цели урока |
Наглядность Дидакт. мат-л |
1. |
|
Числа от 1 до 20. С. 4 |
Отрабатывать навыки табличного сложения и вычитания. |
Таблица «Многоугольники». |
2. |
|
Числа от 1 до 20. С.5 |
Развивать вычислительные навыки и умение решать простые и составные задачи. |
Чертёж из многоугольников. |
3. |
|
Десяток. Счёт десятками до 100. С. 6 |
Научить считать десятками, как простые единицы, показать образование чисел, состоящих из десятков. |
Лента чисел от 10 до 100, счётный материал. |
4. |
|
Числа от 11 до 100. Образование и запись чисел. С. 6-7 |
Научить считать десятки и единицы, показать образование чисел из десятков и единиц. |
Индивидуальные карточки с заданиями, счёты. |
5. |
|
Поместное значение цифр. С. 8 |
Научить записывать и читать числа от 21 до 99, определять поместное значение цифр. |
Абак, счёты. |
6. |
|
Однозначные и двузначные числа. С.9 |
Познакомить с новыми математическими понятиями: «однозначные и двузначные числа». |
Счёты, пучки и палочки. |
7. |
|
Единицы измерения длины – миллиметр. С.10 |
Познакомить с новой единицей измерения длины – миллиметром. |
Линейки. |
8. |
|
Миллиметр. Закрепление. С. 11 |
Закреплять знания о новой единице измерения, умение преобразовывать в более крупные единицы. |
Таблица единиц длины. |
9. |
|
Контрольная работа №1. |
Проверить знания, полученные в 1 классе. |
|
10. |
|
Наименьшее трёхзначное число. Сотня. С. 12 |
Закреплять умение определять десятичный состав чисел. |
Памятка - «Помогай-ка». |
11. |
|
Метр. Таблица единиц длины. С. 13 |
Познакомить с новой единицей длины: метром, сформировать наглядное представление о метре. |
Карточки, таблица единиц длины. |
12. |
|
Сложение и вычитание вида 35+5, 35-20, 35-5. С.14 |
Познакомить со случаями сложения и вычитания, основанными на знании десятичного состава чисел. |
Пучки, палочки. |
13. |
|
Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. С.15 |
Учить заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых. |
Классные счёты. |
14. |
|
Единицы стоимости: рубль, копейка. С.16 |
Познакомить с новыми единицами: рубль, копейка, учить вести преобразования величин. |
Монеты разного достоинства, карточки. |
15. |
|
Единицы стоимости: рубль, копейка. Закрепление. С.17 |
Закреплять умение вести расчёт монетами разного достоинства, преобразовывать величины. |
Чертёж. |
16-17. |
|
Закрепление. С.18-20 |
Закреплять знания, умения, навыки по разделу «Нумерация». |
Карточки, чертёж. |
18. |
|
Контрольная работа №2. |
Проверить знания по разделу «Нумерация». |
|
19. |
|
Обратные задачи. С.22 |
Познакомить с новым математическим понятием: «обратные задачи». |
Чертёж. |
20. |
|
Обратные задачи. Сумма и разность отрезков. С. 25 |
Закреплять умение составлять и решать задачи, обратные данной; учить складывать и вычитать длины отрезков. |
Чертёж, карточки «Тройки чисел». |
21. |
|
Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. С. 24. |
Познакомить с новым типом задач, закреплять вычислительные навыки. |
Карточки для игры «Математический десант». |
22. |
|
Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого. С.25. |
Познакомить с новым типом задач, совершенствовать вычислительные навыки. |
Счётный материал, индивидуальные карточки. |
23. |
|
Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. Закрепление. С. 26. |
Закреплять умение решать задачи новых типов; совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать величины. |
Индивидуальные задания. |
24. |
|
Час. Минута. Определение времени по часам. С. 27 |
Познакомить с новой величиной, формировать представление о единицах времени: час, минута. |
Часы. |
25. |
|
Длина ломаной. С. 28-29 |
Познакомить с двумя способами нахождения длины ломаной. |
Ребусы. |
26. |
|
Закрепление. С. 30-31 |
Закреплять умение находить длину ломаной, умение составлять и решать задачи. |
Индивидуальные карточки. |
27. |
|
Порядок действий. Скобки. С. 32-33 |
Учить решать выражения со скобками, развивать умение решать текстовые задачи. |
Карточки, «Волшебный квадрат». |
28. |
|
.Числовые выражения. С. 34 |
Познакомит с новыми понятиями: «выражение», «значение выражения». |
|
29. |
|
Сравнение числовых выражений. С. 35 |
Учить сравнивать числовые выражения |
«Занимательные рамки». |
30. |
|
Периметр многоугольника. С. 36-37 |
Познакомить с новым понятием «периметр многоугольника». |
Таблица «Геометрические фигуры». |
31. |
|
Свойства сложения. С. 38-39 |
Познакомить со свойствами сложения (переместительным ) |
Индивидуальные карточки. |
32. |
|
Закрепление. С. 41 |
Проверить умение находить значения выражений, знание нумерации в пределах 100. |
|
33-35. |
|
Закрепление. Решение задач. С. 42-46 |
Закреплять и совершенствовать умение решать текстовые задачи, развивать вычислительные навыки. |
Виды задач, карточки. |
36. |
|
Контрольная работа. |
Проверить знания, умения, навыки. |
|
37. |
|
Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания. С. 47 |
Провести подготовительную работу для восприятия новой темы. |
Виды задач. |
38. |
|
Приёмы вычислений для случаев вида 27+2, 27+20, 60+18. С. 48 |
Познакомить с приёмами вычислений вида 27+2, 27+20, 60+18. |
Счётный материал. |
39. |
|
Приёмы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20. С. 49 |
Познакомить с приёмами вычислений для случаев вида 36-2, 36-20, решать задачи. |
Чертёж, счётный материал. |
40-41. |
|
Приёмы вычислений для случаев вида 26+4, 30-7. С. 50-51 |
Познакомить с приёмами вычислений вида 26+4, 30-7, сравнивать величины, решать задачи. |
Карточки, счётный материал. |
42. |
|
Приёмы вычислений для случаев вида 60-24. С. 52 |
Познакомить с приёмами вычислений для случаев вида 60-24, совершенствовать вычислительные навыки. |
Карточки, счётный материал. |
43-45. |
|
Решение задач. С. 53-55 |
Учить решать задачи на нахождение суммы, на нахождение неизвестного слагаемого. |
Индивидуальные задания, виды задач. |
46. |
|
Приёмы вычислений для случаев вида 26+7. С. 56 |
Познакомить с приёмами вычислений для случаев вида 26+7. |
«Магические квадраты», счётный материал. |
47. |
|
Приёмы вычислений для случаев вида 35-7. С. 57 |
Познакомить с приёмами вычислений для случаев вида 35-7, решать задачи. |
Счётный материал, схемы задач. |
48-50. |
|
Закрепление. С. 58-63 |
Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи, умение сравнивать величины. |
Цифрозавр, карточки. |
51. |
|
Контрольная работа. |
Проверить умения выполнять вычисления изученных видов, умения решать задачи. |
|
52. |
|
Буквенные выражения. С. 64-65 |
Познакомить с новым математическим понятием: «буквенные выражения». |
Карточки. |
53. |
|
Закрепление. С. 66 |
Закреплять умение решать буквенные выражения. |
Числовой треугольник. |
54. |
|
Закрепление. С. 67 |
Совершенствовать вычислительные навыки и умение составлять и решать задачи. |
Карточки. |
55. |
|
Уравнение. Решение уравнений способом подбора. С. 68-69 |
Дать новое математическое понятие: «уравнение»; совершенствовать вычислительные навыки. |
Карточки. |
56-57. |
|
Закрепление. С. 70-71 |
Закреплять умение решать уравнения, умение решать задачи, умение сравнивать |
Ребусы. |
58. |
|
Контрольная работа за I полугодие. |
Проверить умения выполнять вычисления, решать уравнения и составные задачи. |
|
59. |
|
Проверка сложения. С. 72 |
Учить проверять вычисления, выполненные при сложении. |
Геометрические фигуры. |
60. |
|
Проверка вычисления. С. 73 |
Учить проверять вычисления, выполненные при вычитании. |
Карточки. |
61-64. |
|
Закрепление. С. 74-78 |
Закреплять умение решать уравнения и буквенные выражения, решать составные задачи. |
Карточки, занимательные рамки. |
65. |
|
Письменный приём сложения вида 45+23. С. 4 |
Познакомить с письменным приёмом сложения. |
Счётный материал |
66. |
|
Письменные приёмы вычитания вида 57-26. С. 5 |
Познакомить с письменным приёмом вычитания. |
Алгоритм вычитания. |
67. |
|
Проверка сложения и вычитания. С. 6 |
Формировать навык письменных приёмов сложения и вычитания. |
Чертёж многоугольника. |
68. |
|
Закрепление. С.7 |
Закреплять вычислительные навыки, формировать навык решения задач. |
|
69. |
|
Прямой угол. С.8 |
Познакомить с прямым углом, закреплять вычислительные навыки. |
Чертёжный треугольник, модель прямого угла, фигуры многоугольников. |
70. |
|
Закрепление. Решение задач. С.9 |
Закреплять представление о прямом угле, вычислительные умения и навыки. |
Карточки, чертежи углов. |
71. |
|
Письменный приём сложения вида 37+48. С. 10 |
Познакомить с новым письменным приёмом, закреплять умение решать задачи. |
Счётный материал. |
72. |
|
Сложение вида 37+53. С. 11 |
Рассмотреть приём сложения, закреплять вычислительные навыки. |
Счётный материал. |
73. |
|
Прямоугольник. С.12 |
Познакомить с прямоугольником, развивать умение сравнивать. |
Таблица «Многоугольники». |
74. |
|
Закрепление. С.13 |
Закреплять навыки устного счёта, умение решать задачи. |
Карточки, палочки |
75. |
|
Сложение вида 87+13. С. 14 |
Познакомить с приёмом сложения вида 87+13. |
Геометрический материал. |
76. |
|
Закрепление. Решение задач. С. 15 |
Формировать навык решения задач, устного счёта, развивать вычислительные навыки. |
Игрушки. |
77. |
|
Вычитание вида 40-8, 50-24. С. 16-17 |
Познакомить с новым приёмом вычитания, формировать навык решения задач. |
Картинки с цветами. |
78. |
|
Закрепление. С. 19-20 |
Развивать умение решать задачи , умение выполнять действия сложение и вычитание столбиком. |
Рисунок корабля. |
79. |
|
Контрольная работа. |
Проконтролировать навык решения составных задач, письменные приёмы сложения, сравнение величин. |
|
80. |
|
Вычитание вида 52-24. С. 25 |
Познакомить с приёмом вычитания 52-24, развивать навык устного счёта. |
|
81. |
|
Закрепление. Решение задач. С. 26 |
Закрепить навык нового приёма вычитания, умение решать задачи. |
Чертёж. |
82. |
|
Подготовка к умножению. С. 27 |
Продолжить работу по подготовке к ознакомлению с действием умножения. |
Чертёж. |
83. |
|
Свойство противоположных сторон прямоугольника. С. 28 |
Познакомить со свойствами сторон прямоугольника, закрепить письменные приёмы сложения и вычитания. |
Картинки автомобилей, плакат. |
84. |
|
Закрепление. Подготовка к умножению. С. 29 |
Продолжить работу по подготовке к умножению, закрепить умение выполнять арифметические действия. |
Карточки, геометрический материал. |
85. |
|
Квадрат. С. 30 |
Познакомить со свойствами квадрата, решением задач на нахождение суммы длин сторон квадрата. |
Геометрические фигуры. |
86. |
|
Конкретный смысл действия умножения. С. 31 |
Познакомить с новым действием, раскрыть смысл действия умножения. |
Карточки с цифрами. |
87. |
|
Закрепление. |
Продолжить работу над раскрытием смысла действия умножения; совершенствовать умение решать задачи. |
|
88. |
|
Приём умножения с помощью сложения. С. 42 |
Закреплять умение заменять сложение умножением; развивать навык устного счёта. |
|
89. |
|
Задачи на умножение. С. 43 |
Познакомить с задачами на нахождение произведения; развивать навык устного счёта. |
|
90. |
|
Периметр прямоугольника. С. 44 |
Познакомить с приёмом нахождения периметра прямоугольника. |
Геометрические фигуры. |
91. |
|
Приёмы умножения единицы и нуля. С. 45 |
Познакомить с приёмами умножения на нуль и единицу. |
Чертёж, плакат. |
92. |
|
Названия компонентов и результата умножения. С. 46 |
Познакомить с названиями компонентов и результата умножения. |
|
93. |
|
Закрепление. Решение задач. С. 47 |
Закреплять знания названий компонентов, умение решать задачи, навык устного счёта. |
|
94. |
|
Переместительное свойство умножения. С. 48 |
Познакомить с переместительным свойством умножения, закреплять навыки устных и письменных вычислений. |
|
95. |
|
Закрепление. Решение задач. С. 49 |
Закрепление умения применять переместительное свойство умножения, решать задачи на нахождение произведения. |
Чертёж, карточки. |
96. |
|
Конкретный смысл действия деления ( с помощью решения задач на деление по содержанию) С. 50 |
Познакомить с действием деления, развивать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
97. |
|
Закрепление. С. 51 |
Продолжить работу над решением задач на деление, развивать вычислительные навыки. |
Чертёж. |
98. |
|
Конкретный смысл деления ( с помощью решения задач на деление на равные части). С. 52 |
Познакомить с задачами на деление на равные части, развивать навык устного счёта, вычислительные навыки. |
Палочки. |
99. |
|
Закрепление. С. 53 |
Продолжить работу над решением простых задач на деление и умножение. |
|
100. |
|
Название компонентов и результата деления. С.54 |
Познакомить с названием компонентов и результата деления, решение задач на деление. |
Кроссворд. |
101-102. |
|
Закрепление. С. 56-61 |
Закреплять умение находить произведения разными способами; развивать навыки устного и письменного счёта, умение решать задачи в два действия, уравнения. |
Ребусы, чертёж. |
103. |
|
Контрольная работа. |
Проверить вычислительные навыки, умение решать задачи в два действия, сравнивать выражения. |
|
104. |
|
Связь между компонентами и результатом умножения. С. 62 |
Познакомить со связью между компонентами и результатом умножения, развивать навык устного счёта. |
«Магический квадрат». |
105. |
|
Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. С. 63 |
Продолжить работу над связью между произведением и множителями, развивать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
Рисунки из геометрических фигур, палочки. |
106. |
|
Приёмы умножения и деления на 10. С. 64 |
Познакомить с приёмами умножения и деления на 10; закреплять навыки устного счёта. |
|
107. |
|
Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. С. 65 |
Познакомить с новым типом задач, развивать вычислительные навыки, логическое мышление, внимание. |
Ребус, часы. |
108. |
|
Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. С. 66 |
Познакомить с новым типом задач, развивать навык устного счёта, развивать умение решать уравнения. |
Таблица. |
109. |
|
Закрепление. С. 67 |
Закреплять умение решать задачи, вычислительные навыки, умение решать уравнения. |
|
110. |
|
Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2. С. 68 |
Составить таблицу умножения на 2; закреплять умение решать задачи, вычислительные навыки, развивать мышление. |
Ребус, геометрический материал. |
111. |
|
Приёмы умножения числа 2. С.70 |
Закреплять табличные приёмы умножения числа 2; решать задачи на умножение и деление. |
Ребусы, рисунки рыбок. |
112. |
|
Деление на 2. С. 71 |
Построить таблицу деления на 2, формировать вычислительные навыки. |
Чертёж, палочки. |
113-114. |
|
Деление на 2. Закрепление. С. 72-73 |
Закреплять табличные случаи умножения и деления на 2; умение решать задачи, развивать навык сравнения величин, решения буквенных выражений.. |
|
115. |
|
Закрепление. С 74-75 |
Закреплять табличные случаи умножения на 2; формировать навык решать задачи в два действия, развивать вычислительные навыки. |
|
116. |
|
Контрольная работа. |
Проверить умение решать задачи на умножение, заменять умножение сложением, решать уравнения и находить периметр фигур. |
|
117. |
|
Умножение числа 3, умножение на 3. С.76 |
Составить таблицу умножения на 3; формировать навык решения задач на умножение и деление. |
Таблица на 3. |
118. |
|
Умножение числа 3, умножение на 3. С. 77 |
Продолжить работу над таблицей умножения на 3; закрепить вычислительные навыки, умение решать задачи. |
Счётные палочки. |
119-120. |
|
Деление на 3. С. 78-79 |
Познакомить с делением на 3; формировать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
Магический квадрат, счётные палочки. |
121-123. |
|
Закрепление. С. 80-85 |
Закрепить знание таблицы умножения на 2 и 3; формировать вычислительные навыки, навык решения уравнений и задач. |
Карточки, счётные палочки, чертёж углов и треугольников. |
124. |
|
Контрольная работа. |
Проверить усвоение таблиц умножения и деления на 2 и 3, умение решать простые задачи на деление, решать уравнения. |
|
125. |
|
Повторение. Нумерация двузначных чисел. С. 86 |
Повторить знание нумерации двузначных чисел, развивать навык устного счёта. |
Рисунок. |
126. |
|
Повторение. Числовые выражения. С. 87 |
Повторить числовые выражения; развивать вычислительные навыки. |
Чертёж треугольника, палочки. |
127. |
|
Повторение. Сложение и вычитание. Свойства сложения. С. 88-89 |
Повторить название компонентов при сложении и вычитании, их взаимосвязь, свойства сложения, развивать логическое мышление. |
Палочки, рисунок. |
128. |
|
Повторение. Сложение и вычитание в пределах 100. С. 90 |
Повторить письменные и устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100; повторить единицы времени. |
Счётные палочки, циферблат. |
129. |
|
Повторение. Решение задач. С.91 |
Закреплять умение решать задачи, составлять обратные задачи, изменять их содержание. |
Виды задач. |
130. |
|
Итоговая контрольная работа. |
Проверить вычислительные навыки, умение решать задачи, умение находить периметр прямоугольника, решать уравнения. |
|
131-132. |
|
Повторение. Решение задач. С. 92 |
Закреплять умение решать задачи, составлять их, используя рисунки, закреплять вычислительные навыки. |
|
133. |
|
Повторение. Единицы длины. С. 93 |
Повторить единицы длины, умение их преобразовывать, развивать навык решения задач. |
Таблица единиц длины. |
134. |
|
Повторение. Геометрические фигуры. С. 93 |
Повторить геометрический материал, развивать вычислительные навыки, развивать логическое мышление. |
Геометрические фигуры. |
135. |
|
Повторение. Решение задач. |
Закреплять умение решать задачи на умножение и деление. |
|
136. |
|
Математический КВМ. |
Развивать интерес к предмету, творческие способности. |
Карточки, музыка, палочки. |
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
Считаю, что наглядность должна присутствовать на каждом уроке математики во 2-м классе, то есть не должно быть пропущенных мест в последнем столбике таблицы.
Если уж автор претендует на разработку программы, то хотелось бы увидеть содержание каждого урока, а в документе не указан даже учебник, по которому ведутся занятия.