Совместная познавательная деятельность, направленная на развитие речи дошкольников на вечере досуга «Хлеб – всему голова!»
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: голосов:7просмотров: 5193 комментариев: 4
Для формирования личности ребенка, для успешного обучения его в школе необходимо своевременное овладение, правильной, грамотной речью. Будущему первокласснику необходимо быть активным, сообразительным, умеющим общаться, а это возможно при условии, если у него хорошо развита речь.
В речевом развитии, носящем системный характер, различают проявления различных компонентов языка: звуковое произношение, лексику, грамматический строй. Работа по развитию речи в детском саду осуществляется на всех образовательных этапах и во всех направлениях деятельности.
Гермогенова Е.В. (заместитель директора Гимназии №56, педагог – психолого высшей категории, г. Санкт – Петербург,
Зайцева Е.А. (воспитатель дошкольного отделения Гимназии №56, г. Санкт – Петербург)
Совместная познавательная деятельность, направленная на развитие речи дошкольников на вечере досуга «Хлеб – всему голова!»
Для формирования личности ребенка, для успешного обучения его в школе необходимо своевременное овладение, правильной, грамотной речью. Будущему первокласснику необходимо быть активным, сообразительным, умеющим общаться, а это возможно при условии, если у него хорошо развита речь.
В речевом развитии, носящем системный характер, различают проявления различных компонентов языка: звуковое произношение, лексику, грамматический строй. Работа по развитию речи в детском саду осуществляется на всех образовательных этапах и во всех направлениях деятельности.
В Дошкольном отделении Гимназии №56 реализуется проект «Хлеб – всему голова». На занятиях по изодеятельности, логоритмике, развитию речи, синтезе искусств, риторике воспитанники знакомились с темой «Хлеб». Лексический материал подбирался совместно со специалистами ППМС-центра.
Интереснейшей частью данного проекта была экскурсия в «Музей Хлеба», где дети узнали об истории хлеба, о хлебных традициях, воочию увидели то, как хлеб попадает на стол и сами попробовали его испечь.
Завершающим моментом проекта являлся вечер досуга «Хлеб – всему голова», который вели воспитанники подготовительной группы для детей средней и старшей групп, под руководством воспитателей.
Подбирая материал, к вечеру досуга, мы ставила следущие задачи по развитию речи:
1. Обогащение словарного запаса и активизация слов в речи детей.
2. Развитие грамматического строя.
3. Воспитание любви и интереса к художественной литературе.
Мы использовали включение элементов театрализации, художественного слова (стихи, загадки, пословицы), игровые задания (викторины, подвижные игры), словесные дидактические игры.
Материал к вечеру досуга: булочки из соленого теста, приготовленные детьми на занятии по лепке, бумажные колоски, сделаны на занятии по конструированию, музыкальный материал, изображение снопа, колоса, мяч.
Ход занятия:
Дети заходят в зал (группу) под спокойную музыку «Русский хоровод», народная музыка (в записи), рассаживаются на места.
1.Воспитанники подготовительной группы (читают стихи):
Каждому знакомы
Мудрые слова
«Хлеб – хозяин дома,
Всему он голова!»
«Крепкою державой»
Его звали встарь,
Хлебушек по праву
В государстве – царь!
Как отец родимый
Он питает нас.
Яровой, озимый
Каждый день и час.
Он дороже злата,
Серебра ценней,
Крепкого булата
Хлебушек сильней.
Хлеб – живая сущность
Неба и Земли.
Хлебушек насущный,
Нива, нам пошли.
(Шорыгина Т.А.)
2. Воспитатель читает рассказ: Фоном звучит музыка – «Светит месяц» (народная). Запись. Баян.
Когда начинается жатва (уборка хлебных злаков, путем срезания их стебельков под корень), дорога каждая минута. Перезрелые колосья могут уронить зерна на землю, и урожай может быть потерян. Когда созревают хлеба, у земледельцев наступает самая горячая пора, которая называется «страдой».
В старину пшеничные колосья срезали острым серпом. Серп – ручное орудие в виде изогнутого полукругом мелкозазубренного ножа для срезания хлебных злаков. (Сопровождается показом серпа или его картинки). Потом связывали колосья в снопы. Сноп – связка сжатых стебельков с колосьями. (Показываем сноп). Колосья собранной пшеницы молотили цепами. Цеп – ручное орудие для молотьбы. Чтобы извлечь из них зерна провеивали, очищая от шелухи, убирали в мешки и складывали в сараи для хранения зерна – амбары.
Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле вручную.
Теперь, на помощь земледельцам пришли умные машины – трактора, распахивающие, бескрайние хлебные поля, комбайны, убирающие зерно. Но и сейчас труд хлебороба по - прежнему очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли отведать обычный батон хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к пшеничному зерну, пока оно не превратилось в каравай.
Как вы внимательно слушали, молодцы! Давайте поиграем в игру! Те, кому попал в руки мяч, должен назвать слово, связанное с хлебом и кинуть мяч обратно мне.(Это могут быть слова – хлеб, булка, батон, ржаной хлеб, калач, пирожок, любые профессии, сноп, колосья, поле, пекарня, мука, амбар, хлебница, каравай, трактор, комбайн, пироги, блины и т.д. )
3. Аукцион хлебных слов.
Воспитатель: А еще вас ждет викторина! Ребята из подготовительной группы будут задавать вопросы, а вы отвечать. Те, кто ответит правильно, получают колосок.
4. Викторина.
1. Как называется уборка хлебных злаков путем срезания их стебельков под корень? (жатва)
2. Чем в старину резали хлебные колосья? (серпом)
3. Как называется время, когда созревают хлеба? (страда)
4. Как называется связка сжатых стебельков с колосьями? (снопы)
5. Как называется сарай для хранения зерна? (амбар)
6. Каких видов бывает пшеница и что из нее делают? (Из твердых сортов пшеницы делают макароны, вермишель, а из мягкой, делают хлеб )
7. Почему на Руси встречают гостей хлебом-солью? (Хлеб – символ жизни, достатка и радости, соль – луч солнца, солнце – Божество древних славян)
8.Назовите профессии людей, которые помогают хлебу попасть на стол? (хлебороб, комбайнер, тракторист, шофер, пекарь, продавец).
Воспитатель: Кто знает танец – игру, в которой есть слово, связанное с хлебом, обычно, этот танец мы танцуем в именины или день рождения? Правильно, «Каравай»!
5. Игра – танец «Каравай»
6. Загадки.
Воспитатель: А теперь наши любимые загадки.
Выходят ребята, переодетые в героев сказки «Колобок» и загадывают загадки.
1. Бабка:
Что на сковородку наливают,
Да вчетверо сгибают? (Блины)
2. Дедка:
Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем тогда, таких, как я,
Будет целая семья. (Зернышко)
3. Зайка:
Всем нужен,
А не всякий сделает. (Хлеб)
4. Волк:
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился,
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место. (Хлеб)
5. Медведь:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает недозрелый. (Хлеб)
6. Лиса:
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ходит дом ходуном
На стебле золотом. (Колос)
7. Колобок:
Кто от бабушки ушел?
Кто от дедушки ушел?
Зайца, волка и медведя
На лесной тропинке встретил.
А вот рыжая плутовка
Обхитрила его ловко. (Колобок)
Колобок: Ребята, а вы узнали из какой сказки мы пришли?
(Самые активные воспитанники получают колоски)
Воспитатель: Давайте, мы превратимся в колоски, а комбайн нас соберет.
7. Игра – этюд «Сбор колосьев». Дети садятся на корточки, звучит музыка, поднимаются, качаются на ветру. Колоски сильные, тянутся к солнцу, едет комбайн и собирает их. К кому подъехал «комбайн», встает, берется за плечи впереди стоящего и едет. Получается паровоз колосьев. Как только все «колосья» собраны, музыка затихает и все получают по колоску.
Звучит музыка – «Полянка» (народная)
Зернышко в земле растет,
К свету пробивается,
Солнышко его найдет –
Колос наливается.
Выше-выше вырастает
Ветерок его качает,
Скоро станет хлебушком
Для прекрасных детушек.
(Гермогенова Е.В.)
Когда выезжает «комбайн» звучит любая подвижная музыка, например, «Полный вперед» (сл. Аронова., Муз. М. Гладкова).
Воспитатель: Ребята, хотите узнать о Музее Хлеба, который находится в нашем городе? (сценка сопровождается презентацией фотографий)
8. Театрализация «Музей Хлеба»
Группе нашей предложили,
Чтоб музей мы посетили.
Хлеба то Музей, Вы знайте!
Хлебопеков уважайте!
Мы о хлебе все узнали,
Взвесили и размешали.
Тесто круто замесили,
«А что дальше?» – мы спросили.
Тесто наше уж готово,
Мы помесим его снова.
Колобок испечь решили,
Его сами мы слепили.
В печь его отправим дружно,
И следим за ним нам нужно,
Чтобы он не пригорел,
Чтоб его ребенок съел!
Сказку группой разыграли,
Много нового узнали.
Хлебом нас всех угостили,
Хлеб беречь нас попросили.
Хлеб – всему он голова!
Это важные слова.
(Гермогенова Е.)
Воспитанник: Знаете ли вы пословицы о хлебе? Если не знаете, мы сейчас их прочитаем. Только, только повторяйте за нами и запоминайте. И тогда, на следующий год вы подготовите такой же вечер для младших друзей, как и мы для вас сегодня. Слушайте и повторяйте!
9. Пословицы. (Первый раз читает один ребенок, второй раз – дети средней и старшей группы повторяют вместе с детьми из подготовительной группы)
1. Хочешь есть калачи – не лежи на печи.
2. На уборке часом опоздаешь, годом не наверстаешь.
3. Что летом родиться, то зимой пригодиться.
4. Не трудиться – хлеба не добиться.
5. Ржаной хлебушко – пшеничному дедушка.
6. Что посеешь, то и пожнешь.
7. Будет хлеб – будет песня.
8. Хлеб – всему голова.
9. Без соли, без хлеба – половина обеда.
10. Будет хлеб – будет и обед.
Выходит воспитатель и выносит поднос с булочками или пирожками и угощает детей.
Колоски, полученные на вечере, дети берут себе на память. Дети, которые приняли участие в выставке «Хлеб – всему голова», получают призы.
Используемая литература:
С. И. Мерзлякова, Т. П. Мерзлякова Музыкально – игровой материал для дошкольников « Наш весёлый хоровод» Выпуск 1, Москва ГИЦ 2002 г.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"
- Портфолио воспитателя: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО
Татьяна Мазилкина
Спасибо. Есть чему учиться и перенимать опыт.