В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Совместная познавательная деятельность, направленная на развитие речи дошкольников на вечере досуга «Хлеб – всему голова!»

Совместная познавательная деятельность, направленная на развитие речи дошкольников на вечере досуга «Хлеб – всему голова!»

Елена Гермогенова (г. Санкт - Петербург)
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 123 голосов:7просмотров: 5154 комментариев: 4
Краткое описание
Совместная познавательная деятельность, направленная на  развитие речи дошкольников на вечере досуга «Хлеб – всему голова!»
Описание

      Для формирования личности ребенка, для успешного  обучения его в школе необходимо своевременное овладение, правильной, грамотной речью. Будущему первокласснику необходимо быть активным, сообразительным, умеющим общаться, а это возможно при условии, если у него хорошо развита речь.
В речевом развитии, носящем системный характер, различают проявления различных компонентов языка: звуковое произношение, лексику, грамматический строй. Работа по развитию речи в детском саду осуществляется на всех образовательных этапах и во всех направлениях деятельности.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
хлеб - всему голова.doc Скачать

Гермогенова Е.В. (заместитель директора Гимназии №56, педагог – психолого высшей категории, г. Санкт – Петербург,

Зайцева Е.А. (воспитатель дошкольного отделения Гимназии №56, г. Санкт – Петербург)

Совместная познавательная деятельность, направленная на развитие речи дошкольников на вечере досуга «Хлеб – всему голова!»

Для формирования личности ребенка, для успешного обучения его в школе необходимо своевременное овладение, правильной, грамотной речью. Будущему первокласснику необходимо быть активным, сообразительным, умеющим общаться, а это возможно при условии, если у него хорошо развита речь.

В речевом развитии, носящем системный характер, различают проявления различных компонентов языка: звуковое произношение, лексику, грамматический строй. Работа по развитию речи в детском саду осуществляется на всех образовательных этапах и во всех направлениях деятельности.

В Дошкольном отделении Гимназии №56 реализуется проект «Хлеб – всему голова». На занятиях по изодеятельности, логоритмике, развитию речи, синтезе искусств, риторике воспитанники знакомились с темой «Хлеб». Лексический материал подбирался совместно со специалистами ППМС-центра.

Интереснейшей частью данного проекта была экскурсия в «Музей Хлеба», где дети узнали об истории хлеба, о хлебных традициях, воочию увидели то, как хлеб попадает на стол и сами попробовали его испечь.

Завершающим моментом проекта являлся вечер досуга «Хлеб – всему голова», который вели воспитанники подготовительной группы для детей средней и старшей групп, под руководством воспитателей.

Подбирая материал, к вечеру досуга, мы ставила следущие задачи по развитию речи:

1. Обогащение словарного запаса и активизация слов в речи детей.

2. Развитие грамматического строя.

3. Воспитание любви и интереса к художественной литературе.

Мы использовали включение элементов театрализации, художественного слова (стихи, загадки, пословицы), игровые задания (викторины, подвижные игры), словесные дидактические игры.

Материал к вечеру досуга: булочки из соленого теста, приготовленные детьми на занятии по лепке, бумажные колоски, сделаны на занятии по конструированию, музыкальный материал, изображение снопа, колоса, мяч.

Ход занятия:

Дети заходят в зал (группу) под спокойную музыку «Русский хоровод», народная музыка (в записи), рассаживаются на места.

1.Воспитанники подготовительной группы (читают стихи):

Каждому знакомы

Мудрые слова

«Хлеб – хозяин дома,

Всему он голова!»


«Крепкою державой»

Его звали встарь,

Хлебушек по праву

В государстве – царь!


Как отец родимый

Он питает нас.

Яровой, озимый

Каждый день и час.


Он дороже злата,

Серебра ценней,

Крепкого булата

Хлебушек сильней.


Хлеб – живая сущность

Неба и Земли.

Хлебушек насущный,

Нива, нам пошли.

(Шорыгина Т.А.)


2. Воспитатель читает рассказ: Фоном звучит музыка – «Светит месяц» (народная). Запись. Баян.

Когда начинается жатва (уборка хлебных злаков, путем срезания их стебельков под корень), дорога каждая минута. Перезрелые колосья могут уронить зерна на землю, и урожай может быть потерян. Когда созревают хлеба, у земледельцев наступает самая горячая пора, которая называется «страдой».

В старину пшеничные колосья срезали острым серпом. Серп – ручное орудие в виде изогнутого полукругом мелкозазубренного ножа для срезания хлебных злаков. (Сопровождается показом серпа или его картинки). Потом связывали колосья в снопы. Сноп – связка сжатых стебельков с колосьями. (Показываем сноп). Колосья собранной пшеницы молотили цепами. Цеп – ручное орудие для молотьбы. Чтобы извлечь из них зерна провеивали, очищая от шелухи, убирали в мешки и складывали в сараи для хранения зерна – амбары.

Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле вручную.

Теперь, на помощь земледельцам пришли умные машины – трактора, распахивающие, бескрайние хлебные поля, комбайны, убирающие зерно. Но и сейчас труд хлебороба по - прежнему очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли отведать обычный батон хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к пшеничному зерну, пока оно не превратилось в каравай.

Как вы внимательно слушали, молодцы! Давайте поиграем в игру! Те, кому попал в руки мяч, должен назвать слово, связанное с хлебом и кинуть мяч обратно мне.(Это могут быть слова – хлеб, булка, батон, ржаной хлеб, калач, пирожок, любые профессии, сноп, колосья, поле, пекарня, мука, амбар, хлебница, каравай, трактор, комбайн, пироги, блины и т.д. )

3. Аукцион хлебных слов.

Воспитатель: А еще вас ждет викторина! Ребята из подготовительной группы будут задавать вопросы, а вы отвечать. Те, кто ответит правильно, получают колосок.

4. Викторина.

1. Как называется уборка хлебных злаков путем срезания их стебельков под корень? (жатва)

2. Чем в старину резали хлебные колосья? (серпом)

3. Как называется время, когда созревают хлеба? (страда)

4. Как называется связка сжатых стебельков с колосьями? (снопы)

5. Как называется сарай для хранения зерна? (амбар)

6. Каких видов бывает пшеница и что из нее делают? (Из твердых сортов пшеницы делают макароны, вермишель, а из мягкой, делают хлеб )

7. Почему на Руси встречают гостей хлебом-солью? (Хлеб – символ жизни, достатка и радости, соль – луч солнца, солнце – Божество древних славян)

8.Назовите профессии людей, которые помогают хлебу попасть на стол? (хлебороб, комбайнер, тракторист, шофер, пекарь, продавец).

Воспитатель: Кто знает танец – игру, в которой есть слово, связанное с хлебом, обычно, этот танец мы танцуем в именины или день рождения? Правильно, «Каравай»!

5. Игра – танец «Каравай»

6. Загадки.

Воспитатель: А теперь наши любимые загадки.

Выходят ребята, переодетые в героев сказки «Колобок» и загадывают загадки.

1. Бабка:

Что на сковородку наливают,

Да вчетверо сгибают? (Блины)

2. Дедка:

Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок.

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда, таких, как я,

Будет целая семья. (Зернышко)

3. Зайка:

Всем нужен,

А не всякий сделает. (Хлеб)

4. Волк:

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился,

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место. (Хлеб)

5. Медведь:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает недозрелый. (Хлеб)

6. Лиса:

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ходит дом ходуном

На стебле золотом. (Колос)

7. Колобок:

Кто от бабушки ушел?

Кто от дедушки ушел?

Зайца, волка и медведя

На лесной тропинке встретил.

А вот рыжая плутовка

Обхитрила его ловко. (Колобок)

Колобок: Ребята, а вы узнали из какой сказки мы пришли?

(Самые активные воспитанники получают колоски)

Воспитатель: Давайте, мы превратимся в колоски, а комбайн нас соберет.

7. Игра – этюд «Сбор колосьев». Дети садятся на корточки, звучит музыка, поднимаются, качаются на ветру. Колоски сильные, тянутся к солнцу, едет комбайн и собирает их. К кому подъехал «комбайн», встает, берется за плечи впереди стоящего и едет. Получается паровоз колосьев. Как только все «колосья» собраны, музыка затихает и все получают по колоску.

Звучит музыка – «Полянка» (народная)

Зернышко в земле растет,

К свету пробивается,

Солнышко его найдет –

Колос наливается.

Выше-выше вырастает

Ветерок его качает,

Скоро станет хлебушком

Для прекрасных детушек.

(Гермогенова Е.В.)

Когда выезжает «комбайн» звучит любая подвижная музыка, например, «Полный вперед» (сл. Аронова., Муз. М. Гладкова).

Воспитатель: Ребята, хотите узнать о Музее Хлеба, который находится в нашем городе? (сценка сопровождается презентацией фотографий)

8. Театрализация «Музей Хлеба»

Группе нашей предложили,

Чтоб музей мы посетили.

Хлеба то Музей, Вы знайте!

Хлебопеков уважайте!

Мы о хлебе все узнали,

Взвесили и размешали.

Тесто круто замесили,

«А что дальше?» – мы спросили.

Тесто наше уж готово,

Мы помесим его снова.

Колобок испечь решили,

Его сами мы слепили.

В печь его отправим дружно,

И следим за ним нам нужно,

Чтобы он не пригорел,

Чтоб его ребенок съел!

Сказку группой разыграли,

Много нового узнали.

Хлебом нас всех угостили,

Хлеб беречь нас попросили.

Хлеб – всему он голова!

Это важные слова.

(Гермогенова Е.)

Воспитанник: Знаете ли вы пословицы о хлебе? Если не знаете, мы сейчас их прочитаем. Только, только повторяйте за нами и запоминайте. И тогда, на следующий год вы подготовите такой же вечер для младших друзей, как и мы для вас сегодня. Слушайте и повторяйте!

9. Пословицы. (Первый раз читает один ребенок, второй раз – дети средней и старшей группы повторяют вместе с детьми из подготовительной группы)

1. Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

2. На уборке часом опоздаешь, годом не наверстаешь.

3. Что летом родиться, то зимой пригодиться.

4. Не трудиться – хлеба не добиться.

5. Ржаной хлебушко – пшеничному дедушка.

6. Что посеешь, то и пожнешь.

7. Будет хлеб – будет песня.

8. Хлеб – всему голова.

9. Без соли, без хлеба – половина обеда.

10. Будет хлеб – будет и обед.

Выходит воспитатель и выносит поднос с булочками или пирожками и угощает детей.

Колоски, полученные на вечере, дети берут себе на память. Дети, которые приняли участие в выставке «Хлеб – всему голова», получают призы.

Используемая литература:

С. И.  Мерзлякова, Т. П. Мерзлякова  Музыкально – игровой  материал для  дошкольников  « Наш  весёлый  хоровод» Выпуск 1, Москва ГИЦ 2002 г.


Обсуждение материала
наталия сухонина
12.03.2012 21:54
Интересный и актуальный проект, который комплексно реализуется в дошкольном учреждении. Предложенная работа может быть использована при организации культурно-досуговой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста. Большое спасибо за представленный материал.  Сухонина Н.И.
Татьяна Мазилкина
19.03.2012 23:25
Авторами грамотно раскрыта актуальность и практическая значимость представленной работы. Подобные темы имеют особую важность в воспитательно-образовательном процессе для большинства современных детей. Глубоко и разносторонне проработан материал проекта, использованы интересные приёмы его подачи, что действительно позволит пробудить искренний интерес детей к Хлебу. Ценным считаю то, что предложенный вечер досуга объединяет ребят из разных групп и является одновременно развлекательным, познавательным и развивающим. Многое буду использовать. Спасибо.
Татьяна Мазилкина
Марина Уханова
24.03.2012 16:40
Интересный проект. Грамотно раскрыта тема.
Спасибо. Есть чему учиться и перенимать опыт.
Вера Сухова
27.03.2012 18:33
Данная работа знакомит детей с главным богатством жизни и здоровья - хлебом, развивает речь, обогащает словарный запас детей, формирует правильное отношение к хлебу. Интересно то, что занятия по этому материалу проводятся интегрированно, с использованием различных форм и методов. Спасибо!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос