"Как добыть чистую соль"
Цель: 1. Обеспечить освоение важных практических приемов в обращении с веществами
(поваренная соль) на простом и доступном экспериментальном и описательном
материале.
2. выявить особенности архаичных способов производства и использование поваренной соли.
Урок по естествознанию
По программе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
«Как добыть чистую соль?»
Разработчик:
Терещенко О.Б., учитель химии
высшей категории
АННОО «УВК «Лучик» г. Москва
Тема : Секреты ремесла.
Как добыть чистую соль?
Цель: 1. Обеспечить освоение важных практических приемов в обращении с веществами
(поваренная соль) на простом и доступном экспериментальном и описательном
материале.
2. выявить особенности архаичных способов производства и использование поваренной соли.
Задачи: 1. Составить план I этапа очистки загрязненной соли.
2. Смоделировать и опробовать описанную в тексте технологию растворения в твердом виде поваренной соли.
3. начать освоение средств теоретического анализа, как возможности собственного мышления в отношении естественно-научных объектов.
4. Создать условия для будущего разворачивания собственной учебно-исследовательской деятельности в курсах химии и молекулярной физике.
Ход урока
I. Организация класса на работу.
Добрый день. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомится с таким простым веществом, используемым вами каждый день как соль.
Как вы уже определили – у нас сегодня необычный урок – урок химии и географии одновременно.
Цель данного урока – познакомить вас с принципами добычи соли.Сегодня вы будете работать в группах, микрогруппах и индивидуально.
II. Чтение и обсуждение текста «как добыть чистую соль?»
Учитель: На прошлом уроке мы с вами узнали где применяется поваренная соль. А сегодня мы поговорим как же добывают поваренную соль. Для этого прочитайте текст у вас на столе «Как добыть чистую соль?»
Вслух читают текст
Под землей встречаются пласты "каменной" соли многометровой толщины. В соляных шахтах и рудниках куски соли отбиваются от пластов и вывозятся на поверхность. Однако основным источником соли с древних времен были расположенные на поверхности соленые озера и выходы подземных соляных источников. На берегах соленых озер соль образует сплошную корку, и ее достаточно просто "собирать" в летнее время.
Значительно более чистой будет "выварочная" соль, образующаяся при кипячении рассола в котлах на специально оборудованных около соляных источников "солеварнях". Как существенное новшество, в северных странах, в том числе в России, в ХVI столетии вошел в обиход способ обогащения рассола перед "вывариванием" при помощи градирен, устроенных так, чтобы раствор соли стекал по пучкам соломы, или, позже, по вязанкам тернового хвороста. На ветру сгущение рассола ускоряется и значительно более крепкий рассол упаривается в котлах на огне.
Со времен древнеримских завоевателей в Британии соль из подземных источников добывали, наливая воду из них в свинцовые противни, вмещавшие несколько ведер рассола. Постепенно образующуюся в них сырую соль помещали в специально сплетенные ивовые корзинки, имеющие форму конусов.
Остатки рассола стекали вниз между прутьями, оставляя в корзинке чистую соль. Современный способ добывания соли в Чешире отличается от этого только размерами применяющихся железных противней, вмещающих по несколько тысяч литров.
В Древнем Китае (до и в начале нашей эры) бурили скважины, в которых использовали длинные бамбуковые трубы, доходящие до подземных солевых источников. Обычно выход солевых источников сопровождался также и выходом подземного газа, который поджигали и использовали тут же для вываривания соли.
Учитель: Есть ли у вас вопросы к тексту?
Возможно непонятное слово градирня (учитель объясняет термин)
Учитель _____________прочитай задание к тексту
Ученик читает задание: Прочтите тексты, описывающие разные способы добычи соли. Зарисуйте в тетради эти способы с помощью схемы:
Характеристика
процесса
Источники
соли (сырье)
Получаемый
продукт
Какой способ добычи соли кажется вам наиболее простым?
Задание выполняется в группах, результаты 4 групп вывешиваются на доске. Опрос. Вывод учащихся к общей схеме добычи соли.
дробление
-
пласт каменной соли -----> порошок соли
испарение воды
вода соленого озера-------> кристаллы соли на берегу
кипячение
-
рассол ------> выварочная соль
испарение, фильтрование
-
соленая вода источника ------> чистая соль в корзине
испарение воды
-
морская вода -------> кристаллы соли в противнях
раздача учащимся общей схемы добычи соли.
А вот как выглядит соль если мы наденем волшебные очки и увидим частички из которых состоит соль.
Показ различных кристаллов соли: поваренной, глауберова, селитра, сода, квасцы,
III Химия. Получение поваренной соли.
Учитель: Сегодня на уроке вы узнали о способах добычи соли. И сейчас, мы переходим к следующему этапу урока практическому: Получение поваренной соли из рассола.
Я растворила соль в воде, но к сожалению перепутала пробирки и не знаю в какой из них находится вода, а в какой рассол. Конечно если бы у нас были волшебные очки, мы могли заглянуть в раствор и увидеть кристаллы, но их к сожалению нет. На уроках химии мы с вами учились осуществлять превращения. Ваша задача. Без пробования на вкус (ведь в кабинете химии нельзя ничего пробовать) с помощью химического оборудования – определить в какой пробирке находится соль, но в начале давайте с вами вспомним ТБ.
Учащиеся по группам проделывают лабораторную
Учитель: как вы думаете к какому явлению (физическому или химическому) относится процесс добычи соли?. Почему?
Задание на дом
Постройте молекулярную картинку лабораторного опыта.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»