Интегрированный урок "Пасха. Применение осевой симметрии в украшении пасхальных яиц и куличей."
Конспект интегрированного урока
Образовательные области: 1.Основы религиозных культур и светской этики. 2. Наглядная геометрия
Тема урока: Пасха. Применение осевой симметрии в украшении пасхальных яиц и куличей.
Клаcc: 4-5
Учитель: Шелудько Ирина Анатольевна, учитель математики МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов г.Сургута Тюменской области.
Тип урока: урок изучения нового.
Цель урока: способствовать формированию знаний и представлений учащихся о празднике «Пасха». Сформировать представление об осевой симметрии. Научить различать многообразные проявления симметрии в окружающем мире на примере декора пасхальных яиц и куличей.
Задачи урока:
-
дать представление о симметрии в геометрии;
-
научить распознавать виды симметрии;
-
Показать исключительную роль принципа симметрии в научном познании мира, в человеческом творчестве.
-
рассказать об истории и традициях праздника Пасха.
-
развить мотивацию достижений учащихся через использование ИТ и коллективную деятельность в малых группах.
-
выполнить роспись пасхальных яиц геометрическими узорами с помощью симметрии
-
воспитывать познавательный интерес и расширить кругозор на основе межпредметных связей.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, наглядные пособия, плакаты, фломастеры, цветные карандаши, бумага, заготовки пасхальных яиц
Ход урока:
-
Организационный момент. (Сообщение темы, цели и задач урока)
-
Звучит музыка (колокольный звон)
Учитель задает вопрос к классу:
-«Знаете ли вы что такое «Пасха»?»
-«Какие слова у вас ассоциируются с этим праздником?»
(на доске составляется «кластер» по данному слову)
Пример:
Воскресенье кулич пасхальные яйца весна
ПАСХА церковь
Бог верба дом игры добро
(дети могут предлагать разные варианты, учитель должен записывать все ассоциации)
Учитель: Молодцы! Действительно, православные христиане называют этот день «праздником праздников и торжеством торжеств».
-
Из истории праздника Пасха (рассказывает учитель и показывает небольшую презентацию по теме). При этом можно дополнять кластер понятиями. Рассказ о пасхальных яйцах (писанках)
Данную информацию можно дать заранее приготовить учащимся, и тогда провести в виде небольшого опроса. Можно рассказать самому учителю.
(после учитель рассказывает о Пасхе. При этом можно сопровождать рассказ презентацией)
Это самый главный день православного церковного календаря. В этот день отмечается воскресение из мертвых Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник. Пасхальное воскресенье называется Великим. Пасха – это окончание Великого Поста.
В день накануне Пасхи – Великую Субботу – старые и молодые, верующие и колеблющиеся, собираются в Храмах на молитву. Спускаются сумерки. Храмы и дворы церквей полны.
Но праздник Пасхи – это не только молитвы. Этот праздник богат своими обычаями и традициями. Накрывают богатый стол. Устраивают всевозможные игры с пасхальными яйцами. На Пасху принято было «христосоваться» (поздравлять друг друга с праздником, при этом родным и близким дарили пасхальные яйца –символ жизни.
Говорят, есть хорошая примета: кто Пасху проводит в радостном настроении, тому весь год будет счастье в жизни и удача в делах.
Стих (читает ученик, можно дать заранее подготовить)
В.Морозова
Играет и льется солнечный свет,
В душе раздается с утра благовест.
В лазури безбрежной плывут облака
Под ивами нежно лепечет рука.
Дыханье весны в зеленеющем лесе…
Как радостно жить! Христосе Воскресе!
Пасха переводится с древнееврейского «пейсах» как «происхождение», «избавление». Каждый год по лунному календарю Пасха попадает в разные числа (с 4 апреля по 8 мая).
Русские люди связывают Пасху с весной – жизнью природы, с рассветом добрых чувств, единением людей, с надеждой на будущее счастье.
Пасха празднуется дольше остальных праздников- целую неделю (седмицу). А после еще 40 дней. Заканчивается Вознесением Господнем.
Пасхальные народные приметы:
-
Первый день Пасхи – небо ясное, солнечное – это означало к хорошему урожаю и красному лету.
Если дождь – добрая рожь.
Если гром – к урожаю
-
Считалось, что от пасхального яйца может быть облегчение от любого недомогания.
-
Если освященное яйцо оставить до следующей Пасхи, то оно может исполнить любое желание.
Крашеные яйца называют «крашенки» или «писанки». Обычай красить яйца идет из далеких времен.
По вознесению Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе!" Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Крашеные яйца у носителей веры в Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни.
Но почему именно яйцо стало основным символом Пасхи? И почему красят яйца? Считали, что в яйце скрыта жизнь птенца, это наглядное изображение жизни. С другой стороны крашеное яйцо напоминает кровь Христа (раньше яйца красили только в красный или кирпичный цвет), а Христос дарует нам вечное спасение.
Расписные яйца появились уже позже.
Было поверье. Если по двору рано утром в день Пасхи пройти с первый снесенным яйцом, и катать его по углам, то можно выгнать нечистую силу.
Еще надо знать! Все что вы освещаете в церкви на Пасху, должно вкушаться дома. Освященные куличи и яйца на кладбище к умершим носить нельзя.
Куличи – это пасхальные пироги. Говорят, если дома пекли кулич и он удался, то все будут здоровы.
На Пасху было принято ходить в гости, дарить пасхальные угощения.
Во всю пасхальную неделю принято было заниматься благотворительностью, посещать больных, бедных.
Дети заранее разбиты на группы по 5-6 человек. У каждой группы на столах лежат карточки, на которых даны различные понятия Пасхи, ее значение для людей. Дети читают их и выбирают группой то понятие, которое по их мнению более точно раскрывает смысл Пасхи. Данные понятия крепятся на доску, дополняя Кластер. При этом каждая группа должна защитить свой вариант.
IV. Работа с геометрическим материалом. Знакомство с симметрией.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с очень важным понятием в геометрии как симметрия. Поскольку наш урок посвящен Пасхе, то мы попробуем с вами выполнить роспись пасхальных яиц, применяя симметрию рисунка.
(Приложение 2. Презентация «Ее величество –Совершенство» о симметрии)
V. Работа в группах.
1. Задание. Найти подходящую часть роботу (слайд 22). Сделать вывод.
2. Задание. Найти верное отражение гномов. (слайд 23.)
3. Какие из следующих букв имеют ось симметрии: А, Б ,Г ,Е ,О ,F, М , X, K? Проведите её. Верные ответы показывать на интерактивной доске.
4. На листе бумаги провести прямую линию (ось симметрии) посередине. Сделать симметричный рисунок. (необходимо использовать геометрические фигуры, которые дети знают). Дети показывают свои рисунки, учитель поправляет.
Вывод:
1. Что такое симметрия
-
с какой симметрией вы познакомились
-
Где можно встретить симметрию
4. Как построить фигуру, симметричную данной относительно прямой.
-
Творческое задание. Заранее готовятся яйца для работы (пустые).
1. Подготовить яйцо. Проденьте ленточку через центры, расположенные на линии симметрии и закрепить бусинками (рисунок)
2. Провести линию симметрии через все яйцо (она будет замкнутой линией)
3. Сделать эскиз рисунка для украшения пасхальных писанок (яиц), применяя осевую симметрию.
4. Перенести рисунок на готовое яйцо, применяя симметрию рисунка и яйца. Использовать при этом фломастеры, цветные мелки, клей, бисер, паетки, ленточки и другой материал. (об этом заранее сообщают детям на предыдущем уроке; учитель может тоже сам предложить материал для украшения писанок). Каждая группа выбирает себе определенную тему для украшения (в одном стиле)
5. Каждая группа придумывает своим писанкам название и представляет их остальным учащимся. При этом необходимо указывать как помогла симметрия им для украшения пасхальных яиц.
6. Учитель организовывает выставку писанок.
-
Подведение итогов урока.
Учитель задает вопросы классу.
-
Что такое Пасха?
-
Что связано с этим праздником?
-
Считаете ли вы, что это главный праздник христиан? Почему?
-
Что такое симметрия?
-
Нужна ли симметрия в жизни?
-
Как применить симметрию в декоре пасхальных яиц и куличей?
-
Рефлексия урока
Учащимся предлагается нарисовать с помощью смайликов отношение к уроку, свое настроение (выполняется в группах). Листы рефлексии вывешиваются на доску.
Можно выслушать нескольких учащихся.
-
Домашнее задание.
-
Придумать рисунок для украшения пасхальных куличей с применением осевой или центральной симметрии.
-
Узнать, какие игры были с пасхальными яйцами. Как можно окрасить пасхальные яйца, не прибегая к пищевым красителям.
-
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Подготовка к олимпиадам на уроках математики в 5–6 классах
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
Две ярких красочных презентации разрешают успешно дидактический принцип наглядности и делают материал урока запоминающимся.
Имеются некоторые неточности в тексте, отсутствует логотип портала, как этого требуют правила размещения материала на странице. Но, в целом, электронный ресурс можно рекомендовать для использования в учебном процессе.