Разработка уроку по литературе. Тема урока "Какие уроки получил Николенька Иртеньев в "Отрочестве "Л.Н.Толстого?"
Краткое описание
Урок поможет детям понять трудности, возникающие в подростковом периоде и поможет избежать многих ошибок.
Для учителей есть занимательный материал "Мудрость народа" -знакомство с тувинскими народными пословицами.
Чтобы воспитать гармонично развитую личность,прежде всего необходимо правильное воспитание.
Для учителей есть занимательный материал "Мудрость народа" -знакомство с тувинскими народными пословицами.
Чтобы воспитать гармонично развитую личность,прежде всего необходимо правильное воспитание.
Описание
Тема урока: Какие уроки получил Николенька Иртеньев в повести Л.Н.Толстого «Отрочество»?
7 класс литература.
Цели урока:
обучающая — определение уровня знаний учащихся по содержанию повести, показать ребятам сложный процесс становления характера человека в подростковом периоде, пути преодоления ошибок;
развивающая -развивать и углублять навыки сопоставительного анализа, делать выборку из текста, развитие речи; формирование навыков работы в группах
воспитательная-привить ребятам необходимость правильного воспитания, указать на недостатки, трудности подросткового периода, пути преодоления ошибок;
Межпредметная связь: связь с тувинской литературой.Особенности воспитания в тувинской семье.
Тип урока: урок обобщения, подбор материала для сочинения.
Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся, работа с таблицей, карта физиологического развития человека.
Словарная работа:
отрок – подросток, мальчик или девочка, находящийся в подростковом возрасте;
гармония – согласованность, стройность, мир и взаимопонимание.
гормон – вещество, вырабатываемое в организме человека.
Работа с эпиграфом.
Войлок растянется,
Человек вырастет.
(тувинская народная пословица)
-Как вы понимаете пословицу?
Предполагаемый ответ: раньше тувинцы вели кочевой образ жизни и жили в юртах.Юрту делали из войлока.Шерсть валяли и получался войлок.Мудрые люди заметили, что со временем войлок растягивался, а дети вырастали.
Слово учителя:
— Чтобы вырастить человека, достаточно ли того, чтобы он был сыт и одет?
( Нужно, чтобы человек был воспитанным).
-В словаре Ожегова слово воспитать означает вырастить ребенка, воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образование, обучив правилам поведения.
— То есть, воспитать – значит дать:
образование;
физическое развитие;
духовное развитие
обучение этикету.
Поэтому в дворянских семьях очень важную роль отводили воспитанию детей.Обязательным было обучение арифметике, грамматике, истории, пению, игре на музыкальных инструментах, верховой езде.Кроме того, детям прививали хороший этикет: правила поведения за столом, в обществе семьи, незнакомых людей, этикету одежды.
-Здравствуйте, ребята! Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем говорить о воспитании.О воспитании детей в отроческом т.е. в подростковом возрасте.
— Ребята, а вы относитесь к подросткам?
-Вспомните, с какими прилагательными чаще всего сочетается это слово?
-Трудный период, сложный возраст, переломный момент.
-Почему?
— Потому что в подростковом возрасте человек готовится стать взрослым.Дети в этом возрасте находятся на промежуточном положении, они готовятся стать взрослыми; с одной стороны, это не дети, а с другой стороны, не взрослые.
Беседа по содержанию 1 части
«Детство».
Опрос:
— Из скольких частей состоит повесть – трилогия?
— Сколько детей было в семье у Иртеньевых? Назовите их.
— От чьего имени ведется повествование?
-Как его зовут?
-Какая была мама Николеньки? Отец?
-Кто занимался воспитанием детей в детстве?
-Как заканчивается повесть «Детство»? (Печально.У детей умирает мама.Дети должны уехать в город, чтобы продолжить образование.Со смертью матери для героя заканчивается счастливая пора детства и начинается новая эпоха – эпоха отрочества)
-В целом, по словам Николеньки, детство – это какая пора? Почему?(Счастливая и невозвратимая пора!)
Слово учителя:
Когда мы начинаем читать 2 часть трилогии, то на душе становится тревожно.Герой встречается со множеством непонятных вещей, преград и трудностей.У мальчика меняется взгляд на всё: на предметы, лица, отношения и понятия.Многое ему не удается.Почему?
— Потому что он стремится сразу стать хорошим, совершенным, классным в полном смысле этого слова.А воспитание – постепенный, сложный и трудоемкий процесс.Оно не приемлет спешки, гордыни, необдуманности.
Проверка домашнего задания.
Дома нужно было прочитать главы по группам: «Поездка на долгих», «Новый взгляд»,«Старший брат», «Ключик», «Ненависть»,«Перемелется, мука будет», «Девичья», «Отрочество», «Я» и сделать выборку ответа на вопрос:
С какими трудностями встретился Николенька?
1группа.
Главы «Поездка на долгих», «Новый взгляд».
1.Мальчик впервые обратил внимание на социальное неравенство людей, на которое ему указала Катенька, сидя в бричке:
— Вы богаты – мы бедны: эти слова и понятия врезались в его память показались необыкновенно странными.Раньше бедными он считал только нищих и мужиков.А теперь это понятие «бедные» он никак не мог соединить в своем воображении с грациозной и хорошенькой Катей.Ему казалось, что Катенька и Мими, если всегда жили, то всегда и будут жить с ними и делить все поровну.Иначе быть не могло.
2.Вдруг Николенька заметил, что вещи совершенно меняются, как будто все предметы повернулись к нему другой, неизвестной до этого стороной.Такого рода моральная перемена произошла с ним в первый раз.
3.До этого ему казалось, что в мире, кроме его семьи, нет других семей, нет другой жизни.Теперь же он понял, что в мире живут и другие семьи.И ему стало интересно: как и чем они живут, как воспитывают детей, учат ли? пускают ли играть? как наказывают?
2 группа
Глава «Старший брат»
1.Самая главная неприятность – соперничество со старшим братом, несмотря на то, что между ними разница в возрасте составляла всего 1 год и несколько месяцев.В детстве все делали вместе: росли, играли, учились, одевались одинаково, между ними не делали различия.теперь он понял, что Володя ему не товарищ по годам, наклонностям и способностям.Во всем брат стоял выше его:
В забавах
В учении
В ссорах
В умении держать себя
— Почему он соперничает с братом? (Хочет, чтобы и на него обратили внимание, что и он хороший)
2.Работа с таблицей в тетрадях:
Володя
Николенька
Учится хорошо
Красивый Плохо
Дурен собою
Характер откровенный, счастливый Самолюбив, скрытен
Умеет общаться Не умеет общаться
Склонность к увлечениям Склонность к анализу
некорыстный завистливый
Умеет сопереживать другому человеку
Учитель: перед нами два совершенно разных, не похожих характера( прием контраста)
-К чему это привело?
— К разладу и непониманию между братьями. И все это отдалило их друг от друга, а Николеньке все это доставляло и моральные страдания. Он хотел сблизиться с братом, но не знал, как это сделать.
3 группа
Главы «Единица», «Затмение».
1.Как учился Николай?
2.Какие отношения у него сложились с новым учителем? (Плохие)
-К чему привела гордость Николая?
1.Учился Николенька плохо. На уроках откровенно лгал, говорил все, что приходило в голову.При этом он сам чувствует, что ничего не знает, выражается совсем не тка, как следует, и ему страшно больно видеть, что учитель его не останавливает и не поправляет.За это ему поставили оценку единица.
Вскоре у Николая появляется злоба на нового учителя, потому что он был очень строг и требователен.
Несложившиеся отношения с учителем, неумение общаться и выдержки приводят к преступлению.Он ударил учителя по лицу.
Что происходит внутри Николеньки? Как комментирует свое поведение Николай?
2.Он читал где-то, что дети в подростковом периоде, бывают особенно склонны к поджигательству и даже убийству.
Когда ударил господина Святого Джерома, он был в том ужасном состоянии, без цели, без желания вредить – так – из любопытства, из бессознательной потребности, чисто из-за того, что хотелось сделать какую-то молодецкую штуку, которая всех бы удивила.Он считает, что был во временном отсутствии мысли.
Учитель: Но прислушаемся к его словам.Что мы слышим? Действительно ли, Николенька злодей?
Ответ: Никто меня не понимает, не любит, как я несчастлив! Все вы гадки, отвратительны.
Учитель: В действительности, Николай очень одинок, беспомощен.И здесь проявляется жалость к главному герою.
4 группа.
Любопытство.Главы «Девичья», «Ключик», «Я», «Перемелется, мука будет»
1.В день именин Любочки отец Николеньки был в очень хорошем настроении от того, что был в выигрыше.Он послал Николеньку за подарком в свою комнату.Но при этом наказал, чтобы он ничего там не трогал.
Когда Николенька добрался до комнаты, то любопытство овладело верх над разумом и он моментально забыл о наказе отца.
-Чувство любопытства советовало ему узнать, какие это бумаги, что он не прислушивается к голосу совести и принялся рассматривать то, что находилось в портфеле.
Учитель: Что чувствует Николенька внутри себя?
Его мучили угрызения совести, что вмешался в жизнь отца и вдруг в спешке поворачивает ключик не в ту сторону. Таким образом, он совершает очередную глупость.
— Что я наделал? – говорит он себе.
Внутри себя думает:
— Э! Чему быть -тому не миновать – эти слова произвели на него успокаивающее действие и он старался забыть об этом происшествии.(Суждения взрослого человека)
2.Появляется интерес к противоположному полу. Николенька и Володя с большим интересом подсматривают за свиданием молоденькой горничной Маши и её жениха Васи.В горничной Маше вдруг они стали видеть не слугу, а женщину.
Комментарий учителя: В подростковом периоде начинается бурное половое развитие у детей. Если в детстве мальчики и девочки мало отличаются друг от друга, то в подростковом периоде в организме начинают свою работу особые вещества., называемые гормонами.
Именно эти вещества помогают развить в мальчиках черты будущих мужчин: волосатость, низкий голос, нарастание мышц, интерес к грубым видам спорта, а у девочек – черты женственности: мягкость и изящность движений, стройность фигуры.Это нормальное явление.
Работа с таблицей:
Работа экспертной группы.
Детство Отрочество
1.Счастливая и невозвратимая пора. 1.Разлад со старшим братом
2.Беззаботная жизнь в деревне 2.Жизнь в городе.Необходимость образования.
3.Домашнее обучение 3.Неумение общаться
4.В семье мир, покой и гармония 4.Любопытство
5.Любимая маменька 5.Повышенный интерес к себе
— Какими красками вы бы нарисовали детство Николеньки? (теплые: желтый, оранжевый, красный, золотой).А настроение как бы вы определили?(Мажорное – веселое, радостное).
— А какими стали краски в отрочестве?
— Темные, холодные: серый, черный, темно-синий, бордовый)
- А преобладающее настроение какое? (минорное – грустное, тревожное).
Вывод учителя:
Итак, из всего сказанного мы видим, что подростковый период- непростой период в жизни каждого человека.И наказание Николенька получил вполне оправданно.
— О чем думает Николенька, находясь в темном чулане?
Вообразил:
1.Что он приемный сын.Несчастный сирота, подкидыш.
2.Отважный гусар, спасающий Отечество.
3.Что он умер.Он наблюдает за реакцией окружающих.
— Но чего он не понимает? (Он не понимает самого главного — что причина всех неудач в нем самом).
— Поэтому наутро он не просит прощения у учителя, не слушается отца.
Но как только вспомнил о покойной матери – светлая ниточка, которая у него осталась в сознании – эта ниточка спасла его.Он извиняется перед учителем и просит прощения у отца.
Вывод всего урока:
Становление личности человека – очень сложный и многогранный процесс.В подростковом периоде ребенок ищет себя, свое будущее.От ошибок никто не застрахован.Поэтому многие люди ошибаются.Чем объясняются причины ошибок Николеньки?(Неопытностью, неумением общаться, гордыней, эгоизмом).Если все люди ошибаются, стоит ли отворачиваться от Николеньки? Что нужно, чтобы люди приняли его? Можно ли было избежать этих ошибок?
— Да, правильным воспитанием.
— В тувинской пословице говорится, чтобы быть хорошим конем, нужно быть хорошим жеребенком, чтобы стать хорошим человеком – нужно быть добрым ребенком.
— Правильно ли считали тувинцы?
— Да.Правильное воспитание – это привитие ребенку с детства доброты, человечности, трудолюбия, уважения к старшим.
— Каким символом можно нарисовать подростковый период?
Предполагаемый ответ: подростковый период можно изобразить в виде шаткого мостика, висящего над пропастью, где с одной стороны, если ребенка правильно воспитать – добро, а с другой стороны, если упустить воспитание ребенка- зло.Ведущая роль в этом процессе принадлежит родителям, их терпению и старанию.
Мы рассмотрели типично дворянское воспитание.А как же воспитывали детей в тувинских семьях?
Работа экспертной группы.
Особенности воспитания детей в тувинских семьях.
— Тувинцы воспитывали детей на добрых традициях предков.Что малый ребенок, что росток лиственницы крохотный, что жеребеночек – все они имеют одну общую линию жизни, общую судьбу.
-До 13 лет мальчики и девочки не могли перечить родителям.
С малых лет детей приучали к труду, и в 13 лет мальчики и девочки умели делать все, что делали взрослые.Знали, что такое хорошо и плохо.
Вырастить детей добрыми людьми – высший закон для тувинца.Учили не красть, не лгать, не выпивать.
-Говорят, если мальчик до 13 лет приучился лгать, то и 60-летним стариком он будет бессовестным лгуном.
Если молодую поросль лиственницы согнуть к земле, то и огромное дерево будет кривым.Если неправильно воспитаешь детей, то последствий потом не исправишь.(Согласны ли вы? Человек воспитывается всю жизнь: век живи – век учись.Если ты совершил ошибки, то только исправление ошибки ведет к правильному пути)
Заключение урока:
— Понравился ли вам урок?
Учитель: Я надеюсь, что после этого урока и вы, ребята, подумаете над своим поведением.Ведь правда, что на страницах повести где-то и вы увидели себя.Теперь знаете, что значит воспитание в жизни человека, и не будете делать ошибки.
Домашнее задание.
Написать сочинение по следующим высказываниям:
1.Может ли человек осознать свои ошибки без другого человека?
2.Человек должен прежде всего думать о своих человеческих качествах, а счастье позаботится о нас?
3.Только тогда станешь человеком, когда видишь человека в другом?
4.Мои трудности подросткового периода.(Мои ошибки)
Спасибо за урок.
7 класс литература.
Цели урока:
обучающая — определение уровня знаний учащихся по содержанию повести, показать ребятам сложный процесс становления характера человека в подростковом периоде, пути преодоления ошибок;
развивающая -развивать и углублять навыки сопоставительного анализа, делать выборку из текста, развитие речи; формирование навыков работы в группах
воспитательная-привить ребятам необходимость правильного воспитания, указать на недостатки, трудности подросткового периода, пути преодоления ошибок;
Межпредметная связь: связь с тувинской литературой.Особенности воспитания в тувинской семье.
Тип урока: урок обобщения, подбор материала для сочинения.
Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся, работа с таблицей, карта физиологического развития человека.
Словарная работа:
отрок – подросток, мальчик или девочка, находящийся в подростковом возрасте;
гармония – согласованность, стройность, мир и взаимопонимание.
гормон – вещество, вырабатываемое в организме человека.
Работа с эпиграфом.
Войлок растянется,
Человек вырастет.
(тувинская народная пословица)
-Как вы понимаете пословицу?
Предполагаемый ответ: раньше тувинцы вели кочевой образ жизни и жили в юртах.Юрту делали из войлока.Шерсть валяли и получался войлок.Мудрые люди заметили, что со временем войлок растягивался, а дети вырастали.
Слово учителя:
— Чтобы вырастить человека, достаточно ли того, чтобы он был сыт и одет?
( Нужно, чтобы человек был воспитанным).
-В словаре Ожегова слово воспитать означает вырастить ребенка, воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образование, обучив правилам поведения.
— То есть, воспитать – значит дать:
образование;
физическое развитие;
духовное развитие
обучение этикету.
Поэтому в дворянских семьях очень важную роль отводили воспитанию детей.Обязательным было обучение арифметике, грамматике, истории, пению, игре на музыкальных инструментах, верховой езде.Кроме того, детям прививали хороший этикет: правила поведения за столом, в обществе семьи, незнакомых людей, этикету одежды.
-Здравствуйте, ребята! Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем говорить о воспитании.О воспитании детей в отроческом т.е. в подростковом возрасте.
— Ребята, а вы относитесь к подросткам?
-Вспомните, с какими прилагательными чаще всего сочетается это слово?
-Трудный период, сложный возраст, переломный момент.
-Почему?
— Потому что в подростковом возрасте человек готовится стать взрослым.Дети в этом возрасте находятся на промежуточном положении, они готовятся стать взрослыми; с одной стороны, это не дети, а с другой стороны, не взрослые.
Беседа по содержанию 1 части
«Детство».
Опрос:
— Из скольких частей состоит повесть – трилогия?
— Сколько детей было в семье у Иртеньевых? Назовите их.
— От чьего имени ведется повествование?
-Как его зовут?
-Какая была мама Николеньки? Отец?
-Кто занимался воспитанием детей в детстве?
-Как заканчивается повесть «Детство»? (Печально.У детей умирает мама.Дети должны уехать в город, чтобы продолжить образование.Со смертью матери для героя заканчивается счастливая пора детства и начинается новая эпоха – эпоха отрочества)
-В целом, по словам Николеньки, детство – это какая пора? Почему?(Счастливая и невозвратимая пора!)
Слово учителя:
Когда мы начинаем читать 2 часть трилогии, то на душе становится тревожно.Герой встречается со множеством непонятных вещей, преград и трудностей.У мальчика меняется взгляд на всё: на предметы, лица, отношения и понятия.Многое ему не удается.Почему?
— Потому что он стремится сразу стать хорошим, совершенным, классным в полном смысле этого слова.А воспитание – постепенный, сложный и трудоемкий процесс.Оно не приемлет спешки, гордыни, необдуманности.
Проверка домашнего задания.
Дома нужно было прочитать главы по группам: «Поездка на долгих», «Новый взгляд»,«Старший брат», «Ключик», «Ненависть»,«Перемелется, мука будет», «Девичья», «Отрочество», «Я» и сделать выборку ответа на вопрос:
С какими трудностями встретился Николенька?
1группа.
Главы «Поездка на долгих», «Новый взгляд».
1.Мальчик впервые обратил внимание на социальное неравенство людей, на которое ему указала Катенька, сидя в бричке:
— Вы богаты – мы бедны: эти слова и понятия врезались в его память показались необыкновенно странными.Раньше бедными он считал только нищих и мужиков.А теперь это понятие «бедные» он никак не мог соединить в своем воображении с грациозной и хорошенькой Катей.Ему казалось, что Катенька и Мими, если всегда жили, то всегда и будут жить с ними и делить все поровну.Иначе быть не могло.
2.Вдруг Николенька заметил, что вещи совершенно меняются, как будто все предметы повернулись к нему другой, неизвестной до этого стороной.Такого рода моральная перемена произошла с ним в первый раз.
3.До этого ему казалось, что в мире, кроме его семьи, нет других семей, нет другой жизни.Теперь же он понял, что в мире живут и другие семьи.И ему стало интересно: как и чем они живут, как воспитывают детей, учат ли? пускают ли играть? как наказывают?
2 группа
Глава «Старший брат»
1.Самая главная неприятность – соперничество со старшим братом, несмотря на то, что между ними разница в возрасте составляла всего 1 год и несколько месяцев.В детстве все делали вместе: росли, играли, учились, одевались одинаково, между ними не делали различия.теперь он понял, что Володя ему не товарищ по годам, наклонностям и способностям.Во всем брат стоял выше его:
В забавах
В учении
В ссорах
В умении держать себя
— Почему он соперничает с братом? (Хочет, чтобы и на него обратили внимание, что и он хороший)
2.Работа с таблицей в тетрадях:
Володя
Николенька
Учится хорошо
Красивый Плохо
Дурен собою
Характер откровенный, счастливый Самолюбив, скрытен
Умеет общаться Не умеет общаться
Склонность к увлечениям Склонность к анализу
некорыстный завистливый
Умеет сопереживать другому человеку
Учитель: перед нами два совершенно разных, не похожих характера( прием контраста)
-К чему это привело?
— К разладу и непониманию между братьями. И все это отдалило их друг от друга, а Николеньке все это доставляло и моральные страдания. Он хотел сблизиться с братом, но не знал, как это сделать.
3 группа
Главы «Единица», «Затмение».
1.Как учился Николай?
2.Какие отношения у него сложились с новым учителем? (Плохие)
-К чему привела гордость Николая?
1.Учился Николенька плохо. На уроках откровенно лгал, говорил все, что приходило в голову.При этом он сам чувствует, что ничего не знает, выражается совсем не тка, как следует, и ему страшно больно видеть, что учитель его не останавливает и не поправляет.За это ему поставили оценку единица.
Вскоре у Николая появляется злоба на нового учителя, потому что он был очень строг и требователен.
Несложившиеся отношения с учителем, неумение общаться и выдержки приводят к преступлению.Он ударил учителя по лицу.
Что происходит внутри Николеньки? Как комментирует свое поведение Николай?
2.Он читал где-то, что дети в подростковом периоде, бывают особенно склонны к поджигательству и даже убийству.
Когда ударил господина Святого Джерома, он был в том ужасном состоянии, без цели, без желания вредить – так – из любопытства, из бессознательной потребности, чисто из-за того, что хотелось сделать какую-то молодецкую штуку, которая всех бы удивила.Он считает, что был во временном отсутствии мысли.
Учитель: Но прислушаемся к его словам.Что мы слышим? Действительно ли, Николенька злодей?
Ответ: Никто меня не понимает, не любит, как я несчастлив! Все вы гадки, отвратительны.
Учитель: В действительности, Николай очень одинок, беспомощен.И здесь проявляется жалость к главному герою.
4 группа.
Любопытство.Главы «Девичья», «Ключик», «Я», «Перемелется, мука будет»
1.В день именин Любочки отец Николеньки был в очень хорошем настроении от того, что был в выигрыше.Он послал Николеньку за подарком в свою комнату.Но при этом наказал, чтобы он ничего там не трогал.
Когда Николенька добрался до комнаты, то любопытство овладело верх над разумом и он моментально забыл о наказе отца.
-Чувство любопытства советовало ему узнать, какие это бумаги, что он не прислушивается к голосу совести и принялся рассматривать то, что находилось в портфеле.
Учитель: Что чувствует Николенька внутри себя?
Его мучили угрызения совести, что вмешался в жизнь отца и вдруг в спешке поворачивает ключик не в ту сторону. Таким образом, он совершает очередную глупость.
— Что я наделал? – говорит он себе.
Внутри себя думает:
— Э! Чему быть -тому не миновать – эти слова произвели на него успокаивающее действие и он старался забыть об этом происшествии.(Суждения взрослого человека)
2.Появляется интерес к противоположному полу. Николенька и Володя с большим интересом подсматривают за свиданием молоденькой горничной Маши и её жениха Васи.В горничной Маше вдруг они стали видеть не слугу, а женщину.
Комментарий учителя: В подростковом периоде начинается бурное половое развитие у детей. Если в детстве мальчики и девочки мало отличаются друг от друга, то в подростковом периоде в организме начинают свою работу особые вещества., называемые гормонами.
Именно эти вещества помогают развить в мальчиках черты будущих мужчин: волосатость, низкий голос, нарастание мышц, интерес к грубым видам спорта, а у девочек – черты женственности: мягкость и изящность движений, стройность фигуры.Это нормальное явление.
Работа с таблицей:
Работа экспертной группы.
Детство Отрочество
1.Счастливая и невозвратимая пора. 1.Разлад со старшим братом
2.Беззаботная жизнь в деревне 2.Жизнь в городе.Необходимость образования.
3.Домашнее обучение 3.Неумение общаться
4.В семье мир, покой и гармония 4.Любопытство
5.Любимая маменька 5.Повышенный интерес к себе
— Какими красками вы бы нарисовали детство Николеньки? (теплые: желтый, оранжевый, красный, золотой).А настроение как бы вы определили?(Мажорное – веселое, радостное).
— А какими стали краски в отрочестве?
— Темные, холодные: серый, черный, темно-синий, бордовый)
- А преобладающее настроение какое? (минорное – грустное, тревожное).
Вывод учителя:
Итак, из всего сказанного мы видим, что подростковый период- непростой период в жизни каждого человека.И наказание Николенька получил вполне оправданно.
— О чем думает Николенька, находясь в темном чулане?
Вообразил:
1.Что он приемный сын.Несчастный сирота, подкидыш.
2.Отважный гусар, спасающий Отечество.
3.Что он умер.Он наблюдает за реакцией окружающих.
— Но чего он не понимает? (Он не понимает самого главного — что причина всех неудач в нем самом).
— Поэтому наутро он не просит прощения у учителя, не слушается отца.
Но как только вспомнил о покойной матери – светлая ниточка, которая у него осталась в сознании – эта ниточка спасла его.Он извиняется перед учителем и просит прощения у отца.
Вывод всего урока:
Становление личности человека – очень сложный и многогранный процесс.В подростковом периоде ребенок ищет себя, свое будущее.От ошибок никто не застрахован.Поэтому многие люди ошибаются.Чем объясняются причины ошибок Николеньки?(Неопытностью, неумением общаться, гордыней, эгоизмом).Если все люди ошибаются, стоит ли отворачиваться от Николеньки? Что нужно, чтобы люди приняли его? Можно ли было избежать этих ошибок?
— Да, правильным воспитанием.
— В тувинской пословице говорится, чтобы быть хорошим конем, нужно быть хорошим жеребенком, чтобы стать хорошим человеком – нужно быть добрым ребенком.
— Правильно ли считали тувинцы?
— Да.Правильное воспитание – это привитие ребенку с детства доброты, человечности, трудолюбия, уважения к старшим.
— Каким символом можно нарисовать подростковый период?
Предполагаемый ответ: подростковый период можно изобразить в виде шаткого мостика, висящего над пропастью, где с одной стороны, если ребенка правильно воспитать – добро, а с другой стороны, если упустить воспитание ребенка- зло.Ведущая роль в этом процессе принадлежит родителям, их терпению и старанию.
Мы рассмотрели типично дворянское воспитание.А как же воспитывали детей в тувинских семьях?
Работа экспертной группы.
Особенности воспитания детей в тувинских семьях.
— Тувинцы воспитывали детей на добрых традициях предков.Что малый ребенок, что росток лиственницы крохотный, что жеребеночек – все они имеют одну общую линию жизни, общую судьбу.
-До 13 лет мальчики и девочки не могли перечить родителям.
С малых лет детей приучали к труду, и в 13 лет мальчики и девочки умели делать все, что делали взрослые.Знали, что такое хорошо и плохо.
Вырастить детей добрыми людьми – высший закон для тувинца.Учили не красть, не лгать, не выпивать.
-Говорят, если мальчик до 13 лет приучился лгать, то и 60-летним стариком он будет бессовестным лгуном.
Если молодую поросль лиственницы согнуть к земле, то и огромное дерево будет кривым.Если неправильно воспитаешь детей, то последствий потом не исправишь.(Согласны ли вы? Человек воспитывается всю жизнь: век живи – век учись.Если ты совершил ошибки, то только исправление ошибки ведет к правильному пути)
Заключение урока:
— Понравился ли вам урок?
Учитель: Я надеюсь, что после этого урока и вы, ребята, подумаете над своим поведением.Ведь правда, что на страницах повести где-то и вы увидели себя.Теперь знаете, что значит воспитание в жизни человека, и не будете делать ошибки.
Домашнее задание.
Написать сочинение по следующим высказываниям:
1.Может ли человек осознать свои ошибки без другого человека?
2.Человек должен прежде всего думать о своих человеческих качествах, а счастье позаботится о нас?
3.Только тогда станешь человеком, когда видишь человека в другом?
4.Мои трудности подросткового периода.(Мои ошибки)
Спасибо за урок.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Поурочное планирование
Литература
7 класс
30 января 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Психология профессионального образования: общая характеристика
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»