Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»
Краткое описание
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»
Тип урока: повторительно – обобщающий
Тип урока: повторительно – обобщающий
Описание
Конспект открытого урока
русского языка
в 6 классе
Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»
Конспект урока предоставлен:
Фоминой Еленой Владимировной,
учителем русского языка и литературы
второй квалификационной категории.
2012 год
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»
Тип урока: повторительно – обобщающий
Используемые технологии: элементы технологии дифференцированного и проблемного обучения, технология теста.
Форма организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа, работа в парах, фронтальная работа.
Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи.
Задачи урока:
1) познавательный аспект: углубить и обобщить знания, полученные при изучении темы (разряды, степени сравнения; орфограммы: не с прилагательными, н и нн в прилагательных, дефисное и слитное написание слов прилагательных, морфологический разбор прилагательных);
2) развивающий аспект: развивать мыслительно – речевую деятельность, память;
3) воспитательный аспект: воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: экран, ИТК, раздаточный материал.
Ход урока:
Организационный момент.
Слайд 1.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю всем вам!
1. Активизация знаний детей. Формулирование темы и целей урока.
У нас очень много гостей, и они попросили рассказать об учениках моего класса. Подберите слова, которые характеризуют вас. Вы какие ученики? (умные, настойчивые, упрямые, внимательные).
Можно ли объединить эти слова, по какому – либо признаку? Сформулируйте тему нашего урока. Слайд 2.
Эта тема вам знакома или она нова для вас? Сформулируйте цель нашего урока. Слайд 3.
Сегодня у нас необычный урок. Слайд 4.
Я приглашаю вас отправиться в путешествие по стране, которая называется «Имя прилагательное», а поедим мы с вами на волшебном паровозике. Слайд 5.
— Итак, в путь!
— Цель нашего сегодняшнего урока-путешествия — повторение изученного об имени прилагательном, отработка умений и навыков по их правописанию и употреблению в речи.
— Поэтому, сейчас мы отправимся на железнодорожный вокзал и приобретём билеты на паровозик.
Слайд 6.
— Так как мы собираемся совершить сказочное путешествие, билеты можно получить в кассе только в том случае, если правильно ответить на вопросы кассира. И вот его вопрос.
Слайд 7.
— Что же такое имя прилагательное? (ответ детей)
— Давайте проверим, верен ли ваш ответ.
Слайд 8.
— А теперь откроем тетради, запишем число.
— Сейчас вы сможете применить свои знания. И вот первое задание.
Слайд 9.
— (самостоятельно) Согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Помните, что помощниками в этом задании вам будут имена существительные.
(Новый) проблемы, (тёмный) ночами, (чистый) тряпкой, (душистый) сирени, о (добрый) подруге, (тёмно-голубой) васильки, (звонкий) голоса.
Слайд 10.
Проверь себя!
Новые проблемы, тёмными ночами, чистой тряпкой, душистой сирени, о доброй подруге, тёмно-голубые васильки, звонкого голоса.
— Ребята, признайтесь честно, все ли справились с этим заданием? Если не все, то в чём была допущена ошибка. Кто поможет, объясните ее?
Слайд 11.
— Поздравляю, задание выполнено, мы получаем билеты на паровозик, занимаем свои места и…
Слайд 12.
— Счастливого пути!
Слайд 13.
— Наше путешествие началось, и на пути первая станция «Разрядная». Стоянка 5 минут. Нужно многое успеть. Поэтому не будем терять время и выйдем на перрон.
Слайд 14.
— Давайте с вами вспомним, какие разряды прилагательных мы изучили и проверим наши знания. (Слайды 15 – 17 — по гиперссылкам)
Слайд 15.
— Наш паровозик состоит из вагонов: 1, 2 и 3. Получите задание по вагонам (самостоятельно):
Первый вагон. Выпишите в тетрадь качественные имена прилагательные.
Второй вагон. Выпишите относительные имена прилагательные.
Третий вагон. Выпишите притяжательные имена прилагательные.
Слайд 18.
Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный, настольный, дядин, аннинский, мамин, заячий, золотой, низкий, строгий, вчерашний, медвежья.
Слайд 19.
Проверь себя!
— Да, задание было не из лёгких, но я рада, что всё-таки мы с ним справились! Можно продолжать путь!
Слайд 20.
Слайд 21.
Слайд 22.
А вот и следующая станция.
— Но что это? Я вижу какой-то странный указатель. Что же он обозначает, кто сможет объяснить, ребята?
— Как образуются степени сравнения имен прилагательных?
Слайд 23.
Слайд 24.
— (устно) Дополните цепочку слов простой формой степеней сравнения:
Сладкий — … — … .
Вежливый — … — … .
Интересный — … — … .
Строгий — … — … .
Слайд 25.
Сладкий — слаще — сладчайший.
Вежливый — вежливей — вежливейший.
Интересный — интереснее — интереснейший.
Строгий — строже — строжайший.
— Ну что, поехали дальше. Вот уже видны огни новой станции, название которой я что-то не могу прочесть.
Слайд 26.
Станция «Неизвестная»
— Кто из вас может предположить, почему именно таким образом написано название станции? (слитно или раздельно?)
— Прежде, чем мы приступим к выполнению следующего задания, давайте вспомним правила слитного и раздельного написания прилагательных с не.
Слайд 27.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
(один ученик работает у закрытой доски, остальные – с карточками в тетради)
(Не)хороший день, а плохой; далеко (не)деш… вый п… дарок; (не)пр… ятный разговор, (не)б… льшой, но милый; (пре)(не)пр… ятное известие; совсем (не)нас… ная погода.
Слайд 28.
Не хороший день, а плохой; далеко не дешёвый подарок; неприятный разговор, небольшой, но милый; пренеприятное известие; совсем ненастная погода.
(После выполнения задания сверяемся с доской, исправляем ошибки)
— Да, согласитесь, что задания от станции к станции только усложняются, но я думаю, что мы с вами основательно подготовились к путешествию и готовы к любым испытаниям. А вот и оно.
Слайд 29.
— Да, прилагательные иногда сильно усложняют нам жизнь, порой ставят просто в тупик. Но это бывает лишь с теми из нас, кто не соблюдает некоторых правил их написания.
Словарная диктовка
(самостоятельно, с последующей проверкой по цепочке, объяснение орфограмм).
Слайд 30.
Бледно-лиловый куст, синие-пресиние глаза, западноевропейские языки, трудолюбивый человек, северо-западное направление, широкоплечий юноша, древнерусские летописи, чёрно-белое кино.
— Молодцы! Поехали дальше!
— Что за чудные названия станций! Вот и следующая, посмотрите!
Слайд 31.
— Все понятно. Жители этой станции просто не знают, какое надо применять правило, чтобы правильно написать суффиксы прилагательных!
Ну, думаю, что с этой проблемой мы поможем справиться жителям станции «Энная». Правда, ребята? Так когда же пишется одна буква н, а когда две в суффиксах имен прилагательных?
(Правило)
Слайд 31.
Образуйте от существительных имена прилагательные с одной и двумя буквами Н в суффиксе (самостоятельная работа с взаимопроверкой)
Песок, олово, стекло, железо, шерсть, рожь, гусь, государство, глина, дерево, серебро, картина, телефон.
Слайд 32.
- Ребята, я вас поздравляю – впереди цель нашего путешествия – станция «Итоговая».
— Путешествуя по владениям имени прилагательного, мы привели в систему изученное об имени прилагательном.
- Теперь предлагаю выполнить задания небольшого теста. (выполняют)
Слайд 31.
— Все готовы? Тогда быстренько поменяйтесь тетрадями для взаимопроверки.
Слайд 32.
— Ребята, а как вы думаете, для чего мы провели этот тест? (отвечают)
— Поднимите руки, кто удовлетворён своими знаниями?
— А что же нужно сделать, чтобы их улучшить?
Слайд 37
— Дорогие ребята, наше путешествие подошло к концу! И сейчас мы его оценим.
ΙV. Подведение итогов, выставление отметок.
Домашнее задание: Итак, вот и конец нашего путешествия. Благодаря тому, что вы хорошо отвечали, благодаря дружбе мы благополучно его завершили. Сейчас запишем домашнее задание: упражнение 339 (1 вариант), упражнение 341 (2 вариант). Ребята, я довольна как вы сегодня работали и я поставлю такие оценки………..
V. Итоговая рефлексия
Наш урок подошел к концу. Подберите по одному прилагательному, выражающему ваше впечатление от урока.
Приложение к уроку
Тест
1. Прилагательное обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие.
2. Прилагательное может изменяться :
а) по родам;
б) лицам;
в) временам.
3. В предложении прилагательное может выполнять роль:
а) подлежащего;
б) сказуемого;
в) определения.
4.Указать прилагательное в сравнительной степени:
а) высокий;
б) глубочайший;
в) лучше.
5. Указать составную форму превосходной степени сравнения:
а) более снежная;
б) самая умная;
в) интереснейшая.
6. Прилагательные этого разряда обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени:
а) качественные;
б) относительные;
в) притяжательные;
русского языка
в 6 классе
Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»
Конспект урока предоставлен:
Фоминой Еленой Владимировной,
учителем русского языка и литературы
второй квалификационной категории.
2012 год
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»
Тип урока: повторительно – обобщающий
Используемые технологии: элементы технологии дифференцированного и проблемного обучения, технология теста.
Форма организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа, работа в парах, фронтальная работа.
Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи.
Задачи урока:
1) познавательный аспект: углубить и обобщить знания, полученные при изучении темы (разряды, степени сравнения; орфограммы: не с прилагательными, н и нн в прилагательных, дефисное и слитное написание слов прилагательных, морфологический разбор прилагательных);
2) развивающий аспект: развивать мыслительно – речевую деятельность, память;
3) воспитательный аспект: воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: экран, ИТК, раздаточный материал.
Ход урока:
Организационный момент.
Слайд 1.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю всем вам!
1. Активизация знаний детей. Формулирование темы и целей урока.
У нас очень много гостей, и они попросили рассказать об учениках моего класса. Подберите слова, которые характеризуют вас. Вы какие ученики? (умные, настойчивые, упрямые, внимательные).
Можно ли объединить эти слова, по какому – либо признаку? Сформулируйте тему нашего урока. Слайд 2.
Эта тема вам знакома или она нова для вас? Сформулируйте цель нашего урока. Слайд 3.
Сегодня у нас необычный урок. Слайд 4.
Я приглашаю вас отправиться в путешествие по стране, которая называется «Имя прилагательное», а поедим мы с вами на волшебном паровозике. Слайд 5.
— Итак, в путь!
— Цель нашего сегодняшнего урока-путешествия — повторение изученного об имени прилагательном, отработка умений и навыков по их правописанию и употреблению в речи.
— Поэтому, сейчас мы отправимся на железнодорожный вокзал и приобретём билеты на паровозик.
Слайд 6.
— Так как мы собираемся совершить сказочное путешествие, билеты можно получить в кассе только в том случае, если правильно ответить на вопросы кассира. И вот его вопрос.
Слайд 7.
— Что же такое имя прилагательное? (ответ детей)
— Давайте проверим, верен ли ваш ответ.
Слайд 8.
— А теперь откроем тетради, запишем число.
— Сейчас вы сможете применить свои знания. И вот первое задание.
Слайд 9.
— (самостоятельно) Согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Помните, что помощниками в этом задании вам будут имена существительные.
(Новый) проблемы, (тёмный) ночами, (чистый) тряпкой, (душистый) сирени, о (добрый) подруге, (тёмно-голубой) васильки, (звонкий) голоса.
Слайд 10.
Проверь себя!
Новые проблемы, тёмными ночами, чистой тряпкой, душистой сирени, о доброй подруге, тёмно-голубые васильки, звонкого голоса.
— Ребята, признайтесь честно, все ли справились с этим заданием? Если не все, то в чём была допущена ошибка. Кто поможет, объясните ее?
Слайд 11.
— Поздравляю, задание выполнено, мы получаем билеты на паровозик, занимаем свои места и…
Слайд 12.
— Счастливого пути!
Слайд 13.
— Наше путешествие началось, и на пути первая станция «Разрядная». Стоянка 5 минут. Нужно многое успеть. Поэтому не будем терять время и выйдем на перрон.
Слайд 14.
— Давайте с вами вспомним, какие разряды прилагательных мы изучили и проверим наши знания. (Слайды 15 – 17 — по гиперссылкам)
Слайд 15.
— Наш паровозик состоит из вагонов: 1, 2 и 3. Получите задание по вагонам (самостоятельно):
Первый вагон. Выпишите в тетрадь качественные имена прилагательные.
Второй вагон. Выпишите относительные имена прилагательные.
Третий вагон. Выпишите притяжательные имена прилагательные.
Слайд 18.
Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный, настольный, дядин, аннинский, мамин, заячий, золотой, низкий, строгий, вчерашний, медвежья.
Слайд 19.
Проверь себя!
— Да, задание было не из лёгких, но я рада, что всё-таки мы с ним справились! Можно продолжать путь!
Слайд 20.
Слайд 21.
Слайд 22.
А вот и следующая станция.
— Но что это? Я вижу какой-то странный указатель. Что же он обозначает, кто сможет объяснить, ребята?
— Как образуются степени сравнения имен прилагательных?
Слайд 23.
Слайд 24.
— (устно) Дополните цепочку слов простой формой степеней сравнения:
Сладкий — … — … .
Вежливый — … — … .
Интересный — … — … .
Строгий — … — … .
Слайд 25.
Сладкий — слаще — сладчайший.
Вежливый — вежливей — вежливейший.
Интересный — интереснее — интереснейший.
Строгий — строже — строжайший.
— Ну что, поехали дальше. Вот уже видны огни новой станции, название которой я что-то не могу прочесть.
Слайд 26.
Станция «Неизвестная»
— Кто из вас может предположить, почему именно таким образом написано название станции? (слитно или раздельно?)
— Прежде, чем мы приступим к выполнению следующего задания, давайте вспомним правила слитного и раздельного написания прилагательных с не.
Слайд 27.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
(один ученик работает у закрытой доски, остальные – с карточками в тетради)
(Не)хороший день, а плохой; далеко (не)деш… вый п… дарок; (не)пр… ятный разговор, (не)б… льшой, но милый; (пре)(не)пр… ятное известие; совсем (не)нас… ная погода.
Слайд 28.
Не хороший день, а плохой; далеко не дешёвый подарок; неприятный разговор, небольшой, но милый; пренеприятное известие; совсем ненастная погода.
(После выполнения задания сверяемся с доской, исправляем ошибки)
— Да, согласитесь, что задания от станции к станции только усложняются, но я думаю, что мы с вами основательно подготовились к путешествию и готовы к любым испытаниям. А вот и оно.
Слайд 29.
— Да, прилагательные иногда сильно усложняют нам жизнь, порой ставят просто в тупик. Но это бывает лишь с теми из нас, кто не соблюдает некоторых правил их написания.
Словарная диктовка
(самостоятельно, с последующей проверкой по цепочке, объяснение орфограмм).
Слайд 30.
Бледно-лиловый куст, синие-пресиние глаза, западноевропейские языки, трудолюбивый человек, северо-западное направление, широкоплечий юноша, древнерусские летописи, чёрно-белое кино.
— Молодцы! Поехали дальше!
— Что за чудные названия станций! Вот и следующая, посмотрите!
Слайд 31.
— Все понятно. Жители этой станции просто не знают, какое надо применять правило, чтобы правильно написать суффиксы прилагательных!
Ну, думаю, что с этой проблемой мы поможем справиться жителям станции «Энная». Правда, ребята? Так когда же пишется одна буква н, а когда две в суффиксах имен прилагательных?
(Правило)
Слайд 31.
Образуйте от существительных имена прилагательные с одной и двумя буквами Н в суффиксе (самостоятельная работа с взаимопроверкой)
Песок, олово, стекло, железо, шерсть, рожь, гусь, государство, глина, дерево, серебро, картина, телефон.
Слайд 32.
- Ребята, я вас поздравляю – впереди цель нашего путешествия – станция «Итоговая».
— Путешествуя по владениям имени прилагательного, мы привели в систему изученное об имени прилагательном.
- Теперь предлагаю выполнить задания небольшого теста. (выполняют)
Слайд 31.
— Все готовы? Тогда быстренько поменяйтесь тетрадями для взаимопроверки.
Слайд 32.
— Ребята, а как вы думаете, для чего мы провели этот тест? (отвечают)
— Поднимите руки, кто удовлетворён своими знаниями?
— А что же нужно сделать, чтобы их улучшить?
Слайд 37
— Дорогие ребята, наше путешествие подошло к концу! И сейчас мы его оценим.
ΙV. Подведение итогов, выставление отметок.
Домашнее задание: Итак, вот и конец нашего путешествия. Благодаря тому, что вы хорошо отвечали, благодаря дружбе мы благополучно его завершили. Сейчас запишем домашнее задание: упражнение 339 (1 вариант), упражнение 341 (2 вариант). Ребята, я довольна как вы сегодня работали и я поставлю такие оценки………..
V. Итоговая рефлексия
Наш урок подошел к концу. Подберите по одному прилагательному, выражающему ваше впечатление от урока.
Приложение к уроку
Тест
1. Прилагательное обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие.
2. Прилагательное может изменяться :
а) по родам;
б) лицам;
в) временам.
3. В предложении прилагательное может выполнять роль:
а) подлежащего;
б) сказуемого;
в) определения.
4.Указать прилагательное в сравнительной степени:
а) высокий;
б) глубочайший;
в) лучше.
5. Указать составную форму превосходной степени сравнения:
а) более снежная;
б) самая умная;
в) интереснейшая.
6. Прилагательные этого разряда обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени:
а) качественные;
б) относительные;
в) притяжательные;
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Поурочное планирование
Русский язык
6 класс
29 января 2012
Файлы
презентация на открытый урок.ppt
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
С уважением, Подюкова Татьяна Николаевна