В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Учение с увлечением

Учение с увлечением

Тамара Мукконен
Тип материала: другое
просмотров: 3306
Краткое описание
Я сейчас пишу о слабоуспевающих детях. Именно им посвящаются рифмованные, мнемонические правила.
Сколько раз в своей педагогической практике я сталкивалась с тем, что ученик, на уроке не понимающий, куда же поставить в ответе ЗАПЯТУЮ (из-за этого и проблемы дисциплины, и т.д., и т.п.), терпеливо и корректно объясняет мне , как выбрать дрова для костра, как грамотно спускаться с горы на лыжах. Не критикует,  и даже тени усмешки и недовольства не вижу в его глазах. Наоборот, подбадривает и верит в то, что все у меня получится.
А нам, ПЕДАГОГАМ, слабо так же  обращаться с «бесперспективными» учениками? Искать разные приемчики, чтобы позволить им чувствовать себя комфортно на уроке и достойно зарабатывать хотя бы три балла.
И, самое главное, не ощущать себя ущербными.

Описание
Август. Скоро в школу! Да, именно так, с восклицательным знаком произносят эту фразу в конце лета 80% учеников, а остальные 20% просто стесняются об этом сказать вслух. Вечерами рассматриваются тетради и учебники, примеряется новый рюкзачок, строятся планы на будущее по предметам, в том числе, и по математике.
Проходит месяц, а, иногда, несколько учебных дней, и вот уже глаза с тоской смотрят на часы: «Скорей бы звонок», появляются первые двойки за невыполненное домашнее задание, накапливается непонятый материал, появляется непреодолимое желание прогулять тот или иной урок.
Я сейчас пишу о слабоуспевающих детях. Именно им посвящаются рифмованные, мнемонические правила. 
Сколько раз в своей педагогической практике я сталкивалась с тем, что ученик, на уроке не понимающий, куда же поставить в ответе ЗАПЯТУЮ (из-за этого и проблемы дисциплины, и т.д., и т.п.), терпеливо и корректно объясняет мне, как выбрать дрова для костра, как грамотно спускаться с горы на лыжах. Не критикует, и даже тени усмешки и недовольства не вижу в его глазах. Наоборот, подбадривает и верит в то, что все у меня получится. 
На днях была свидетелем такой сцены:
Моя подруга, заведующая д/с, (кстати, отличник народного образования) купила компьютер. Установила около шкафа. Никак не может разобраться, как работать с мышкой, когда нажимать на левую, когда на правую кнопки. Рядом стоит молодой парнишка, объясняющий ей «в сотый раз» одну и ту же комбинацию. После очередного неверного хода подруга отчаялась: «Никогда я не научусь, бестолковая …» Вдруг парень радостно: «Шкаф, шкаф!», делая намек на то, что надо на правую кнопку нажимать (правая ближе к шкафу расположена).
Потом мы с подругой посмеялись от души, но проблема-то была для нее таким образом решена.
А нам, ПЕДАГОГАМ, слабо так же обращаться с «бесперспективными» учениками? Искать разные приемчики, чтобы позволить им чувствовать себя комфортно на уроке и достойно зарабатывать хотя бы три балла.
И, самое главное, не ощущать себя ущербными.
 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
учение с увлечением.doc Скачать

Поясняющая записка.


Август. Скоро в школу! Да, именно так, с восклицательным знаком произносят эту фразу в конце лета 80% учеников, а остальные 20% просто стесняются об этом сказать вслух. Вечерами рассматриваются тетради и учебники, примеряется новый рюкзачок, строятся планы на будущее по предметам, в том числе, и по математике.

Проходит месяц, а, иногда, несколько учебных дней, и вот уже глаза с тоской смотрят на часы: «Скорей бы звонок», появляются первые двойки за невыполненное домашнее задание, накапливается непонятый материал, появляется непреодолимое желание прогулять тот или иной урок.

Я сейчас пишу о слабоуспевающих детях. Именно им посвящаются рифмованные, мнемонические правила.

Сколько раз в своей педагогической практике я сталкивалась с тем, что ученик, на уроке не понимающий, куда же поставить в ответе ЗАПЯТУЮ (из-за этого и проблемы дисциплины, и т.д., и т.п.), терпеливо и корректно объясняет мне , как выбрать дрова для костра, как грамотно спускаться с горы на лыжах. Не критикует, и даже тени усмешки и недовольства не вижу в его глазах. Наоборот, подбадривает и верит в то, что все у меня получится.

На днях была свидетелем такой сцены:

Моя подруга, заведующая д/с, (кстати, отличник народного образования) купила компьютер. Установила около шкафа. Никак не может разобраться, как работать с мышкой, когда нажимать на левую, когда на правую кнопки. Рядом стоит молодой парнишка, объясняющий ей «в сотый раз» одну и ту же комбинацию. После очередного неверного хода подруга отчаялась: «Никогда я не научусь, бестолковая …» Вдруг парень радостно: «Шкаф, шкаф!», делая намек на то, что надо на правую кнопку нажимать (правая ближе к шкафу расположена).

Потом мы с подругой посмеялись от души, но проблема-то была для нее таким образом решена.

А нам, ПЕДАГОГАМ, слабо так же обращаться с «бесперспективными» учениками? Искать разные приемчики, чтобы позволить им чувствовать себя комфортно на уроке и достойно зарабатывать хотя бы три балла.

И, самое главное, не ощущать себя ущербными.





















































Одно из мнений читателей (Сеть творческих учителей):


Автор: Михайлова Ирина Викторовна

Тема сообщения:
Обсуждение документа "Мукконен Т.П. Учение с увлечением."

Текст сообщения:
re: >Замечательно. Смешные стишки, и они помогают запомнить правила.

Учение с увлечением.

Каждый охотник

желает знать,

где сидит фазан .

«Иван рубил дрова, Варвара топила печь», «Это я знаю и помню прекрасно», «Уж замуж невтерпеж», «Ежик путь найти помоЖет - скорость на время надо УМНОЖИТЬ» и т.д. Каждый из нас, читая эти предложения, вспоминает спектр цветов радуги, число ПИ, падежи, формулу. Такие методические приемы позволяют разнообразить учебный процесс, вовлекают в него большинство учеников класса.

При изучении темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» очень помогает правило: «Складываю я или вычитаю, запятую по линейке проверяю». Спасибо автору строк, к сожалению, не помню фамилии.

Я своих одиннадцатиклассников никак не могла заставить рисовать единичную окружность при решении тригонометрических уравнений. Они все время смотрели на таблицу на стене. И вот однажды, посмотрев на привычное место, обнаружили на месте тригонометрического круга надпись: «ДРУЖОК, РИСУЙ КРУЖОК». Им было некоторое время весело, а потом пришлось выполнять работу в тетрадях правильно (постоянно рисуя единичную окружность). В конце учебного года ребята мне сказали спасибо за то, что шпаргалка по тригонометрии на экзамене им не понадобится, с помощью круга многое можно вспомнить и решить.

В классе есть не только хорошо успевающие ученики. Как сделать для остальных, не очень интересующихся, процесс усвоения полезным и значимым?

Стала учить 5-классников, и появились проблемы: не учили правила, допускали ошибки при сложении и вычитании десятичных дробей. Нашла правило в стихотворной форме – дело пошло на лад. Дальше сама начала что-то придумывать, даже пели они мне про умножение десятичных дробей.

Гарри Лорейн в своей книге «Как развить сверхмощную память» утверждает, что «…Способность запоминать может развить в себе каждый, кто попробует усвоить определенные мнемонические правила. Все сводится к формированию ассоциативных пар, связывающих понятия…. Нелепые , причудливые, изощренные и вообще далекие друг от друга образы создают самые надежные ассоциации…»



Некоторые «несуразицы»

позволяющие ассоциативно запомнить

формулу косинуса разности двух углов.

Cos(α-β)=cos α cos β + sin α sin β

Эту формулу надо уметь доказывать. Остальные из нее выводятся. Помогают вспомнить доказательство окружность единичного радиуса (тригонометрическая окружность) и следующее предложение: «Скалярное произведение передает привет, КОСИНУСУ РАЗНОСТИ дает ответ».

«Коси коса плюссини…» COSi COSa плюс(+) SINi(формула вспоминается быстро).


Следующие правила (кроме вышеназванного о запятой при сложении десятичных дробей) в рифмованном виде мы с учениками придумали и используем на уроках и на внеклассных мероприятиях по математике.






Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел


Складывая числа, я смотрю на знаки:

Знаки мне о многом говорят!




- дружба - , и в ответе -

(Модули прибавлю, будет все о’кей!)






- спорит с +, + ворчит на -

Кто из них главнее? Ну-ка, отними!

И «ХОЗЯИН-барин» знак в ответе ставит,

И ПЯТЕРКА весело в мой дневник летит!

Слабо? -(-7)-(-(-3))-5+2+(-6)-(-(-6)+3)-5-(-8)+1=?

***

(помогает слабоуспевающим детям запомнить следующие формулы)

Ёжик ПУТЬ найти поможет,

СКОРОСТЬ на ВРЕМЯ надо умножить.

(буква Ж –намек на действие )


(однажды ко мне в 5-м классе подошла после уроков девочка с просьбой помочь решить задачу. В глазах –такая тоска).

Умираю от тоски –

СКОРОСТЬ надо мне найти.

ПУТЬ на ВРЕМЯ разделю,

Эту тему полюблю!

(помогает избежать ошибок при сокращении дробей)

Если я читаю как ПРОИЗВЕДЕНИЕ,

Значит, может следовать дроби СОКРАЩЕНИЕ.

ОБЩИЙ МНОЖИТЕЛЬ найдем,

Дроби сократим с умом.

***

Осень. После проверки самостоятельной работы обнаружила, что тема практически всеми учениками не усвоена. Была очень рассержена. Попались- бы они (деточки) мне под горячую руку. Утром захожу в класс, подхожу к окну и говорю:

Поздняя осень, грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели.

Дали решить уравнение одно:

Грустную думу наводит оно.

Мало кто в классе смог верно решить,

Тему придется сейчас… (сделала паузу, и класс –хором)

ПОВТОРИТЬ!


может, пригодится на уроке; разрядить обстановку, настроить на работу.

Умножение десятичных дробей.

Ч

(3)

(1)





(4)


тобы правильно умножить,

Надо мудро поступить,

И про эти запятые

Нам сначала позабыть.

Числа верно перемножил?!

-Запятая, место знай!

И ее на сумму знаков

Смело влево ты сдвигай.

-Сумму знаков как найти?

-На примерчик посмотри!


Деление десятичных дробей

Запятая в делителе нам не нужна,

На сколько знаков она «пошла»?

Целая часть делится,

Запятая ставится.

Дальше деление делается,

И это нам очень нравится!




Пропорция

Верное равенство двух отношений-

Это пропорции определение.

12 : 4 = 27 :9 0,8/1,2 = 6/9.

Основное свойство, смелее в бой,

Неизвестный член нам открой.

Крайний надо найти нам, а как?

«С точка С двоеточие К

Средний мы ищем меньше недели-

«К точка К и на С мы разделим!»

Учитель доволен, рады и мы!

Эти пропорции очень важны!















Сложение и вычитание обыкновенных дробей

Дроби хочешь ты сложить

и пятерку получить?

Н.О.З скорей найди,

Дроби ты к нему сведи!

Числители складывай, дружок,

И получишь пирожок.

Н.О.З. – наш господин,

Он всегда, всегда один!

  • А умножить дроби как?

- О, совсем, совсем не так!







Умножение и деление чисел с разными знаками


Умножать я не боюсь,

- на - будет +!

- на + или + на -

какая разница,

будет -!









СклаДываю - ДА!

УмНожаю - НА!

Правила не путаю!

«НА когда ДА!»












Сложение десятичных дробей

(из журнала «Математика в школе», автору этих строк –спасибо)


Складываю я

или вычитаю,

Запятую

по линейке

проверяю!




Признаки делимости на 2, 10, 5, 3, 9.

Я смотрю, смотрю на число:

-На что же делится оно?

-Последнюю цифру надо взять,

Если на 10, на 2 или 5!

-А если на 9 и на 3 ?

-Сумму цифр тогда смотри!!






Сравнение положительных и отрицательных чисел.

Координатная прямая поможет числа нам сравнить.

Какое больше, то П Р А В Е Е !

Л


-9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Е В Е Е - меньше, стало быть




Решение линейных уравнений

3*(2х – 4) – 5*(-7 – 6х) = -3+ (3 – 2х) – (-8 – 8х)


1).Дали тебе уравнение решить:

если есть скобки, их надо раскрыть!


6х 6х – 12 + 35 + 30х = -3 + 3 – 2х +8 +8х

2).Кто заблудился?

А, ну-ка, домой!


6х – 12 + 35 + 30х = -3 + 3 – 2х + 8 + 8х


ЗНАК свой забудь, п о м е н я й на другой!

6х + 30х + 8х = + 12 35 – 3 + 3 + 8


3).Слева- считаем, справа- считаем,

Правило грамотно мы применяем.

30х = -15

4).Что же осталось нам совершить?

Верно, на КОЭФФИЦИЕНТ РАЗДЕЛИТЬ.

30х = -15/: 30

х = -0,5

5).КОРНИ нашли, УРАВНЕНИЕ решили,

И про ОТВЕТ мы с тобой не забыли.


Ответ: х = - 0,5

Сомнение гложет? Проверка поможет!





Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос