Учение с увлечением
Сколько раз в своей педагогической практике я сталкивалась с тем, что ученик, на уроке не понимающий, куда же поставить в ответе ЗАПЯТУЮ (из-за этого и проблемы дисциплины, и т.д., и т.п.), терпеливо и корректно объясняет мне , как выбрать дрова для костра, как грамотно спускаться с горы на лыжах. Не критикует, и даже тени усмешки и недовольства не вижу в его глазах. Наоборот, подбадривает и верит в то, что все у меня получится.
А нам, ПЕДАГОГАМ, слабо так же обращаться с «бесперспективными» учениками? Искать разные приемчики, чтобы позволить им чувствовать себя комфортно на уроке и достойно зарабатывать хотя бы три балла.
И, самое главное, не ощущать себя ущербными.
Проходит месяц, а, иногда, несколько учебных дней, и вот уже глаза с тоской смотрят на часы: «Скорей бы звонок», появляются первые двойки за невыполненное домашнее задание, накапливается непонятый материал, появляется непреодолимое желание прогулять тот или иной урок.
Я сейчас пишу о слабоуспевающих детях. Именно им посвящаются рифмованные, мнемонические правила.
Сколько раз в своей педагогической практике я сталкивалась с тем, что ученик, на уроке не понимающий, куда же поставить в ответе ЗАПЯТУЮ (из-за этого и проблемы дисциплины, и т.д., и т.п.), терпеливо и корректно объясняет мне, как выбрать дрова для костра, как грамотно спускаться с горы на лыжах. Не критикует, и даже тени усмешки и недовольства не вижу в его глазах. Наоборот, подбадривает и верит в то, что все у меня получится.
На днях была свидетелем такой сцены:
Моя подруга, заведующая д/с, (кстати, отличник народного образования) купила компьютер. Установила около шкафа. Никак не может разобраться, как работать с мышкой, когда нажимать на левую, когда на правую кнопки. Рядом стоит молодой парнишка, объясняющий ей «в сотый раз» одну и ту же комбинацию. После очередного неверного хода подруга отчаялась: «Никогда я не научусь, бестолковая …» Вдруг парень радостно: «Шкаф, шкаф!», делая намек на то, что надо на правую кнопку нажимать (правая ближе к шкафу расположена).
Потом мы с подругой посмеялись от души, но проблема-то была для нее таким образом решена.
А нам, ПЕДАГОГАМ, слабо так же обращаться с «бесперспективными» учениками? Искать разные приемчики, чтобы позволить им чувствовать себя комфортно на уроке и достойно зарабатывать хотя бы три балла.
И, самое главное, не ощущать себя ущербными.
Поясняющая записка.
Август. Скоро в школу! Да, именно так, с восклицательным знаком произносят эту фразу в конце лета 80% учеников, а остальные 20% просто стесняются об этом сказать вслух. Вечерами рассматриваются тетради и учебники, примеряется новый рюкзачок, строятся планы на будущее по предметам, в том числе, и по математике.
Проходит месяц, а, иногда, несколько учебных дней, и вот уже глаза с тоской смотрят на часы: «Скорей бы звонок», появляются первые двойки за невыполненное домашнее задание, накапливается непонятый материал, появляется непреодолимое желание прогулять тот или иной урок.
Я сейчас пишу о слабоуспевающих детях. Именно им посвящаются рифмованные, мнемонические правила.
Сколько раз в своей педагогической практике я сталкивалась с тем, что ученик, на уроке не понимающий, куда же поставить в ответе ЗАПЯТУЮ (из-за этого и проблемы дисциплины, и т.д., и т.п.), терпеливо и корректно объясняет мне , как выбрать дрова для костра, как грамотно спускаться с горы на лыжах. Не критикует, и даже тени усмешки и недовольства не вижу в его глазах. Наоборот, подбадривает и верит в то, что все у меня получится.
На днях была свидетелем такой сцены:
Моя подруга, заведующая д/с, (кстати, отличник народного образования) купила компьютер. Установила около шкафа. Никак не может разобраться, как работать с мышкой, когда нажимать на левую, когда на правую кнопки. Рядом стоит молодой парнишка, объясняющий ей «в сотый раз» одну и ту же комбинацию. После очередного неверного хода подруга отчаялась: «Никогда я не научусь, бестолковая …» Вдруг парень радостно: «Шкаф, шкаф!», делая намек на то, что надо на правую кнопку нажимать (правая ближе к шкафу расположена).
Потом мы с подругой посмеялись от души, но проблема-то была для нее таким образом решена.
А нам, ПЕДАГОГАМ, слабо так же обращаться с «бесперспективными» учениками? Искать разные приемчики, чтобы позволить им чувствовать себя комфортно на уроке и достойно зарабатывать хотя бы три балла.
И, самое главное, не ощущать себя ущербными.
Одно из мнений читателей (Сеть творческих учителей):
Автор:
Михайлова Ирина Викторовна
Тема
сообщения:
Обсуждение документа
"Мукконен Т.П. Учение с увлечением."
Текст сообщения:
re: >Замечательно.
Смешные стишки, и они помогают запомнить
правила.
Учение с увлечением.
Каждый охотник
желает знать,
где сидит фазан .
«Иван рубил дрова, Варвара топила печь», «Это я знаю и помню прекрасно», «Уж замуж невтерпеж», «Ежик путь найти помоЖет - скорость на время надо УМНОЖИТЬ» и т.д. Каждый из нас, читая эти предложения, вспоминает спектр цветов радуги, число ПИ, падежи, формулу. Такие методические приемы позволяют разнообразить учебный процесс, вовлекают в него большинство учеников класса.
При изучении темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» очень помогает правило: «Складываю я или вычитаю, запятую по линейке проверяю». Спасибо автору строк, к сожалению, не помню фамилии.
Я своих одиннадцатиклассников никак не могла заставить рисовать единичную окружность при решении тригонометрических уравнений. Они все время смотрели на таблицу на стене. И вот однажды, посмотрев на привычное место, обнаружили на месте тригонометрического круга надпись: «ДРУЖОК, РИСУЙ КРУЖОК». Им было некоторое время весело, а потом пришлось выполнять работу в тетрадях правильно (постоянно рисуя единичную окружность). В конце учебного года ребята мне сказали спасибо за то, что шпаргалка по тригонометрии на экзамене им не понадобится, с помощью круга многое можно вспомнить и решить.
В классе есть не только хорошо успевающие ученики. Как сделать для остальных, не очень интересующихся, процесс усвоения полезным и значимым?
Стала учить 5-классников, и появились проблемы: не учили правила, допускали ошибки при сложении и вычитании десятичных дробей. Нашла правило в стихотворной форме – дело пошло на лад. Дальше сама начала что-то придумывать, даже пели они мне про умножение десятичных дробей.
Гарри Лорейн в своей книге «Как развить сверхмощную память» утверждает, что «…Способность запоминать может развить в себе каждый, кто попробует усвоить определенные мнемонические правила. Все сводится к формированию ассоциативных пар, связывающих понятия…. Нелепые , причудливые, изощренные и вообще далекие друг от друга образы создают самые надежные ассоциации…»
Некоторые «несуразицы»
позволяющие ассоциативно запомнить
формулу косинуса разности двух углов.
Cos(α-β)=cos α cos β + sin α sin β
Эту формулу надо уметь доказывать. Остальные из нее выводятся. Помогают вспомнить доказательство окружность единичного радиуса (тригонометрическая окружность) и следующее предложение: «Скалярное произведение передает привет, КОСИНУСУ РАЗНОСТИ дает ответ».
«Коси коса плюссини…» COSi COSa плюс(+) SINi … (формула вспоминается быстро).
Следующие правила (кроме вышеназванного о запятой при сложении десятичных дробей) в рифмованном виде мы с учениками придумали и используем на уроках и на внеклассных мероприятиях по математике.
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
Складывая числа, я смотрю на знаки:
Знаки мне о многом говорят!
- дружба - , и в ответе -
(Модули прибавлю, будет все о’кей!)
- спорит с +, + ворчит на -
Кто из них главнее? Ну-ка, отними!
И «ХОЗЯИН-барин» знак в ответе ставит,
И ПЯТЕРКА весело в мой дневник летит!
Слабо? -(-7)-(-(-3))-5+2+(-6)-(-(-6)+3)-5-(-8)+1=?
***
(помогает слабоуспевающим детям запомнить следующие формулы)
Ёжик ПУТЬ найти поможет,
СКОРОСТЬ на ВРЕМЯ надо умножить.
(буква Ж –намек на действие )
(однажды ко мне в 5-м классе подошла после уроков девочка с просьбой помочь решить задачу. В глазах –такая тоска).
Умираю от тоски –
СКОРОСТЬ надо мне найти.
ПУТЬ на ВРЕМЯ разделю,
Эту тему полюблю!
(помогает избежать ошибок при сокращении дробей)
Если я читаю как ПРОИЗВЕДЕНИЕ,
Значит, может следовать дроби СОКРАЩЕНИЕ.
ОБЩИЙ МНОЖИТЕЛЬ найдем,
Дроби сократим с умом.
***
Осень. После проверки самостоятельной работы обнаружила, что тема практически всеми учениками не усвоена. Была очень рассержена. Попались- бы они (деточки) мне под горячую руку. Утром захожу в класс, подхожу к окну и говорю:
Поздняя осень, грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели.
Дали решить уравнение одно:
Грустную думу наводит оно.
Мало кто в классе смог верно решить,
Тему придется сейчас… (сделала паузу, и класс –хором)
ПОВТОРИТЬ!
может, пригодится на уроке; разрядить обстановку, настроить на работу.
Умножение десятичных дробей.
Ч
(3)
(1)
(4)
Надо мудро поступить,
И про эти запятые
Нам сначала позабыть.
Числа верно перемножил?!
-Запятая, место знай!
И ее на сумму знаков
Смело влево ты сдвигай.
-Сумму знаков как найти?
-На примерчик посмотри!
Деление десятичных дробей
Запятая в делителе нам не нужна,
На сколько знаков она «пошла»?
Целая часть делится,
Запятая ставится.
Дальше деление делается,
И это нам очень нравится!
Пропорция
Верное равенство двух отношений-
Это пропорции определение.
12 : 4 = 27 :9 0,8/1,2 = 6/9.
Основное свойство, смелее в бой,
Неизвестный член нам открой.
Крайний надо найти нам, а как?
«С точка С двоеточие К !»
Средний мы ищем меньше недели-
«К точка К и на С мы разделим!»
Учитель доволен, рады и мы!
Эти пропорции очень важны!
Сложение и вычитание обыкновенных дробей
Дроби хочешь ты сложить
и пятерку получить?
Н.О.З скорей найди,
Дроби ты к нему сведи!
Числители складывай, дружок,
И получишь пирожок.
Н.О.З. – наш господин,
Он всегда, всегда один!
-
А умножить дроби как?
- О, совсем, совсем не так!
Умножение и деление чисел с разными знаками
Умножать я не боюсь,
- на - будет +!
- на + или + на -
какая разница,
будет -!
СклаДываю - ДА!
УмНожаю - НА!
Правила не путаю!
«НА когда ДА!»
Сложение десятичных дробей
(из журнала «Математика в школе», автору этих строк –спасибо)
Складываю я
или вычитаю,
Запятую
по линейке
проверяю!
Признаки делимости на 2, 10, 5, 3, 9.
Я смотрю, смотрю на число:
-На что же делится оно?
-Последнюю цифру надо взять,
Если на 10, на 2 или 5!
-А если на 9 и на 3 ?
-Сумму цифр тогда смотри!!
Сравнение положительных и отрицательных чисел.
Координатная прямая поможет числа нам сравнить.
Какое больше, то П Р А В Е Е !
Л
-9 -8
-7 -6
-5 -4 -3 -2
-1 0 1
2 3
4 5
6
7 8
9
Решение линейных уравнений
3*(2х – 4) – 5*(-7 – 6х) = -3+ (3 – 2х) – (-8 – 8х)
1).Дали тебе уравнение решить:
если есть скобки, их надо раскрыть!
6х 6х – 12 + 35 + 30х = -3 + 3 – 2х +8 +8х
2).Кто заблудился?
А, ну-ка, домой!
6х – 12 + 35 + 30х = -3 + 3 – 2х + 8 + 8х
ЗНАК свой забудь, п о м е н я й на другой!
6х + 30х + 2х – 8х = + 12 – 35 – 3 + 3 + 8
3).Слева- считаем, справа- считаем,
Правило грамотно мы применяем.
30х = -15
4).Что же осталось нам совершить?
Верно, на КОЭФФИЦИЕНТ РАЗДЕЛИТЬ.
30х = -15/: 30
х = -0,5
5).КОРНИ нашли, УРАВНЕНИЕ решили,
И про ОТВЕТ мы с тобой не забыли.
Ответ: х = - 0,5
Сомнение гложет? Проверка поможет!
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»