Организация индивидуальной, групповой и коллективной работы при формировании творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроках технологии.
ПЛАН.
стр.
I. Введение. Общая характеристика работы. 3-5
II.Организация индивидуальной, групповой и коллективной
работы при формировании творческих способностей
учащихся 5-9 классов на уроках технологии.
-
Теоретический аспект проблемы. 5
-
Учет психологических особенностей учащихся
в выборе различных организационных форм
на уроках технологии. 6-7
-
Индивидуальный подход – как метод обучения. 7-8
-
Форма организации учебного процесса при
групповой форме работы. 9-10
-
Организационная структура коллективного способа обучения. 11-15
-
Заключение. 16
-
Литература. 17
-
Приложение. 18
Введение
В последнее время в школьной практике произошли большие изменения. Программа по «Технологии» 2005 г. предусматривает:
-
формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности;
-
подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению;
-
формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
Добиться выполнения поставленных программой задач невозможно без использования на уроках различных организационных форм. Сегодня появилось достаточно большое количество педагогических технологий. Наиболее известными современными технологиями отечественного воспитания являются:
- Технология личностно ориентированная. /автор И. С. Якиманская/1. “Она направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка. Личностный подход предусматривает учет индивидуальности личности. Для каждого ученика составляется образовательная программа, которая носит индивидуальный характер”.
- Групповая технология /автор В. К. Дьяченко/ содержит в себе различные формы: групповую, парную, индивидуальную, которые строятся на принципах дифференциации. Такая работа требует временного разделения класса на группы. Группы объединяют учеников разного уровня обученности. Состав группы непостоянный. В каждой группе – свой консультант…
Цель данной работы: раскрыть важность вопроса индивидуальной, групповой и коллективной формы работы на уроках технологии, рассмотреть особенности, условия и способы реализации данной темы.
Для достижения этой цели потребуется выполнение мною следующих задач:
-
провести теоретический анализ педагогической литературы с целью выявления сущности различных форм обучения на различных этапах урока;
-
изучить состояния практики использования различных форм обучения на различных этапах урока;
-
раскрыть дидактические возможности той или иной формы обучения, которые могут успешно применяться на уроках.
Практика преподавания и анализ методической литературы, участие в работе школы над проблемой “Индивидуальная работа с учащимися как средство реализации личностно-ориентированного подхода” подвигли меня к написанию данного реферата.
Работа над этой проблемой невозможна без учета индивидуальных способностей учащихся, без организации различных форм работы на уроке.
Поэтому тема “Организация индивидуальной, групповой и коллективной формы работы на уроках технологии” стала темой самообразования.
Изучаю психолого-педагогическую литературу по данной теме, использую в своей практической приемы групповых технологий, опыт работы Н. П. Гузика, В. К. Дьяченко и других.
При планировании и разработке уроков в первую очередь ориентируюсь на программно-методические материалы; задания, тесты, практикумы в основном нахожу в материалах журнала “Школа и производство”, теоретический материал изучаю по работам В. М. Монахова “Педагогическая технология обучения”, Селевко С. Г. “Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса” и др.
Работа по осуществлению учебного процесса требует от учителя большого педагогического мастерства, кропотливого ежедневного труда, терпения, творчества, постоянной самообразовательной деятельности. Развивается личность не только ученика, но и учителя.
Так что же понимается под формами обучения? И какие используются организационные формы обучения на уроке? Итак, продолжим разговор…
Теоретический аспект проблемы.
Рассмотрим, что понимается под формами обучения. На данный период единого мнения о формах обучения в дидактике нами не обнаружено.
М. Н. Скаткин считает, что форма обучения – построение способов общения учителя и учащихся, “регулируемое определенными, заранее установленными порядком и режимом”1.
В отечественной педагогике общепринято положение, что урок – это основная форма обучения. В основном используются три организационные формы обучения: фронтальная, индивидуальная и групповая. М. И. Махмутов под формой обучения понимает коллективную и фронтальную работу учащихся на уроке2.
И. Х. Лийметс считает, что в коллективной работе присутствуют ответственность всего класса за задание; разделение труда, взаимный контроль, “коллективная работа возникает на базе дифференцированной групповой”.3
В. К. Дьяченко приходит к выводу, что существует такие формы обучения, как индивидуальная, работа в парах постоянного состава, групповая, коллективные учебные занятия (общение в динамических парах, т.е. индивидуальная, парная, групповая и коллективная).4
Мы разделяем взгляд Р. С. Немова, который выделяет совместно-индивидуальную, совместно-групповую и подлинно коллективную работы.
На основании деятельного подхода я выделяю следующие формы обучения.
Схема.
Индивидуальная - учебно-познавательная деятельность не имеет направленности на партнера по обучения, общение учащихся отсутствует.
Совместно-групповая – характеризуется тем, что проблема будет решена даже тогда, когда не все ученики активно взаимодействуют.
Коллективно-творческая – в процессе обучения имеет место учебная творческая работа коллектива.
Учет психологических особенностей учащихся в выборе различных организационных форм на уроках технологии.
Образовательный процесс в обучении предмета строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на принципах общедоступности, свободного развития личности. Поэтому необходимо так строить процесс общения, чтобы он был для учащегося увлекательным и творческим.
Методическое обеспечение по формированию интереса к изучаемому предмету, думается, невозможно без знания некоторых особенностей психологии общения на уроке. Следовательно, учителю требуется знать возрастные и индивидуальные особенности своих учеников, их уровень развития, интересы. При подготовке к уроку необходимо учитывать эти особенности
По определению И. Л. Бима выделяется несколько этапов обучения:1
- начальный этап (1-4 кл.);
- средний этап (5-7 кл.);
- старший этап (8-9 кл.).
на начальном этапе по определению И. Л, Бима, закладываются “зародыши всех основных умений”, которые должны быть сформированы в курсе начальной школы.
Средний этап – подростковый возраст. У них ярко проявляется стремление “быть принятыми, признанными, уважаемыми товарищами”, участвовать в совместной деятельности с ними.
На этом этапе у учащихся формируется умение непосредственного общения с партнером. И задача учителя – научить взаимодействию в условиях совместного осуществления какой-либо деятельности, самовыражению и взаимодействию в рамках межличностных отношений. Здесь, как мне кажется, необходимо воспользоваться групповыми формами. Эти формы активизируют внимание, память, способствуют повышению мотивации на уроке. А так же можно использовать частично метод проекта, так как это самостоятельно-планируемая работа, где общение переплетается с творческой деятельностью.
Старший этап (8-9 кл.) – юношеский возраст. Это – определенный этап, в котором расширяется диапазон ролей. Для этого возраста характерна специализация способностей и интересов, для них типична рефлексия. М. Л. Вайсбурд пишет: “В этом возрасте формирование самооценки складывается из соотношения уровня своих притязаний с достигнутыми результатами…”2
Именно 8-е и 9-е классы являются переходными из одного этапа развития в другой, который характеризуется, по определению А. В. Петровского, “появлением устремленности к деятельности, направленной на изменение самого себя, чтобы приобрести новые качества”.1 Поэтому на первый план выходят сочетания совместно-групповой и коллективно-творческой форм обучений, которые позволяют раскрыть возросшие творческие способности учащихся.
Индивидуальный подход - как метод обучения
Индивидуальная работа – это внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности.
Индивидуальный подход является одним из важных принципов педагогики, частью педагогического процесса. Разработке теоретических вопросов индивидуального подхода к детям и внедрение его в практику уделяли внимание многие ученые.
В работах советских ученых выделяются два направления индивидуального подхода к учащимся:
1. Предупреждение и устранение пробелов в успеваемости учащихся, воспитание устойчивого интереса к учению;
2. Формирование индивидуально своеобразных способностей, удовлетворение разносторонних познавательных запросов школьников.
Каждый учитель по своему предмету должен учитывать:
-
Индивидуальные особенности учащихся.
-
Хорошо знать склонности и интересы каждого.
-
Применять различные методы обучения в зависимости от их подготовки, способностей, темперамента.
Индивидуальную работу в классе надо организовать так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые проявляли большое желание и стремление к предмету, не отставали. Такая работа должна создавать условия для развития всех учащихся, а не только способных.
Эту форму работы применяю, как правило, в работе с сильными и слабыми учащимися, которые по темпам продвижения и результатам значительно отличаются от остальных. Конечно, при этой форме работы нелегко обеспечивать всех необходимым материалом, осуществлять текущий контроль и инструктаж во время занятия. Такие уроки требуют очень много времени на подготовку.
В настоящее время в средней школе усиливается дифференциация трудового обучения. “В дидактике обучения принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся”2, от которых зависит результат учения. Сюда относятся уровень обученности, обучаемости, познавательного интереса, способности (Приложение 1).
В практике индивидуального обучения распространены различные способы дифференцированной самостоятельной работы учащихся. По характеру познавательной деятельности выделены задания различного уровня сложности. (Приложение 3).
Для организации дифференцированной самостоятельной работы учащихся на уроках технологии в 8-9 классах можно использовать задания, составленные в трех вариантах. (Приложение 2).
Один из способов индивидуальной работы заключается в учете интересов школьников он проявляется в том, что учитель поручает отдельным учащимся подготовить сообщения, составить кроссворд, изготовить схемы, написать сказку. Данные виды работ применяются в 5-7 классах.
В последние годы стал популярным метод проектов. Это самостоятельная творческая, завершенная работа, выполненная под руководством учителя.
Индивидуальную форму организации работы учащихся мы применяем сравнительно редко. Хотя она позволяет в наибольшей мере учитывать уровень подготовки, создает условия для успеха и удовлетворения от результатов своего труда, помогает осваивать учебную программу без психологического травмирования. Недостатком такой формы работы является то, что учащиеся не имеют возможности сотрудничать со своими товарищами.
Таблица 1.
Модуль |
Темы |
Класс |
Проектирование и моделирование одежды |
Моделирование юбок |
6 класс |
Одежда и требования к ней |
5 класс |
|
Материаловедение |
Ткани из натуральных волокон |
5 класс |
Интерьер жилого дома |
Предметы искусства в интерьере |
8 класс |
Форма организации учебного процесса при групповой форме работы.
По В. К. Дьяченко1, организационная структура групповой формы обучения может содержать в себе различные формы: групповую (звеньевую), парную. При этом доминирующее значение имеет групповое общение. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения познавательной деятельности.
Анализ методической литературы и опыт работы подвели к выделению следующих особенностей организации групповой работы учащихся на уроке:
- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща, под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы может меняться, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Однородная групповая работы предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания (5-6 классы), а дифференцированная – выполнение различных заданий разными (7-9 классы).
В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
При групповой форме работы учащихся в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающей получает при этом не меньшую помощь, чем слабый ученик, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
Мною выделяются следующие элементы групповой работы:
-
Подготовка к выполнению группового задания.
-
Постановка задачи.
-
Инструктаж о последовательности работы.
-
Раздача дидактического материала по группам.
-
Групповая работа.
-
Знакомство с материалом и планирование работы.
-
Распределение заданий.
-
Индивидуальное выполнение заданий.
-
Обсуждение результатов работы в группе.
-
Обсуждение общего задания.
-
Подведение итогов группового задания.
-
Заключительная часть.
-
Сообщение о результатах работы в группах.
-
Анализ познавательной задачи.
-
Общий вывод о групповой работе и достижений поставленной задачи. Дополнительная информация на группу.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы, отвечает на вопросы, регулирует порядок работы и т.д.
Эта форма работы наиболее применима и целесообразна при проведении практических и лабораторных работ, при решении конструктивно-технических задач…
Достоинства этой организационной формы очевидны. Она создает у школьников общее представление об организации труда, работающих в коллективе, на производстве. Группа может решать серьезные задачи, работая над сложными объектами труда, что повышает интерес учащихся к делу. И наконец, это единственный вариант организации обучения в тех случаях, когда недостает оборудования, например, пир работах на швейных машинах на уроках изготовления швейного изделия.
Таблица 2.
Использование групповой формы работы на уроках технологии. (Приложение 4)
Модуль |
Тема урока |
Класс |
Проектирование и моделирование одежды |
Моделирование фартука |
5 класс |
Кулинария |
Обработка пищевых продуктов |
5-9 классы |
Конструирование плечевого изделия |
Снятие мерок и расчет конструкции |
8 класс |
Проектирование и изготовление одежды |
Проведение первой примерки |
7-8 классы |
Материаловедение |
Ткани из химических волокон |
7 класс |
Организационная структура коллективного способа обучения.
Большими возможностями обладает коллективная форма обучения учебно-творческой деятельности. При этом создается атмосфера, активизирующая познавательный процесс, вырабатываются умения совместного планирования, анализа, синтеза, координации усилий, распределение обязанностей.
Основы коллективной работы были заложены учителем Д. Ланкастер.
Под коллективной формой организации учебных занятий мы понимаем занятия, в основе которых имеет место учебная творческая работа всего коллектива.
“организационная структура коллективного способа обучения представляет собой совокупность всех организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой и коллективной…”.1 По составу организационной формы обучения коллективный способ отличается от группового только тем, что первый включает коллективные учебные занятия, а второй – нет. Имеется и второе существенное различие:
-
при групповом способе обучения – групповая форма организации учебной работы является доминирующей – системообразующим компонентом;
-
при коллективном способе системообразующим компонентом становятся коллективные занятия.
Коллективная форма работы возможна тогда, когда соблюдаются следующие условия организации:
- есть общность цели; потребность в коллективной работе;
- присутствует разделение труда, основанного на уважительных взаимоотношениях всех участников процесса;
- деятельность учащихся на уроке обеспечивается многообразными видами учебного познания (от репродуктивного способа обучения к продуктивному, от него - к креативному)
- сначала учитель предлагает свои вопросы или задания, а затем функция частично переходит к школьникам.
В коллективной творческой деятельности наиболее полно происходит раскрытие потенциальных возможностей каждого ученика.
Мною используются коллективная форма работы при изучении ряда тем, связанных с освоением художественной обработки материалов (например, лоскутного шитья, вышивки), а также при выполнении учащимися проектов. В коллективной учебно-творческой деятельности на уроках учащиеся сообща проходят весь путь от рождения замысла до воплощения его в реальный материальный продукт – художественной изделие. В процессе коллективной работы эффективно формируется творческий интерес к делу, развивается способность, как воспринимать красоту, так и творить ее самому. У учащихся формируется умение уважать чужую инициативу, выслушивать разные мнения и отстаивать свое.
По существующей на сегодняшний день наиболее признанной классификации коллективных форм выделяют три основные формы совместной деятельности: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая.
Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что согласование действий участников работы осуществляется в ее начале (этап планирования, обдумывание идеи, замысла) и на заключительном этапе (суммирование результатов), когда объединяются в единую композицию отдельные индивидуально выполненные с учетом общего замысла фрагменты.
Совместно – индивидуальная деятельность, позволяет вовлечь в работу большое количество участников.
В начале работы оговаривается ряд условий, которые должен соблюдать каждый участник при выполнении своего индивидуального фрагмента, что бы в последствии эти фрагменты можно было объединить в единое целое.
В организации совместно – индивидуальной ведущая роль принадлежит учителю. Он дает необходимую информацию, предлагает возможные исходные условия, подводит учащихся к принятию самостоятельного решения об общем замысле будущей композиции и исходных условиях. На этом этапе компоновки индивидуальных фрагментов в единое целое учитель также руководит работой, предлагая группе рассмотреть различные варианты композиций и, обсуждая каждый, выбрать наилучший.
В совместно – индивидуальной деятельности, возможно, проследить вклад каждого участника в коллективный результат и оценить его работу. В ней формируется умение проявлять индивидуальность в рамках единого замысла, умение анализировать и сопоставлять различные, но схожие варианты, умение самооценки, как индивидуального участия, так и общего руководства.
Совместно-последовательная форма коллективной художественной деятельности предполагает работу по принципу конвейера (эстафеты), т.е. когда результат действий одного участника становится предметом деятельности другого.
Совместно-последовательная деятельность довольно специфична. Она обладает как достоинствами, так и недостатками. К числу достоинств можно отнести то, что каждый участник эстафеты (кроме первого) должен принять и оценить сделанное предшественниками и продолжить работу в русле заданного стиля. Существенный недостаток состоит в том, что пока один работает, остальные члены группы по условиям деятельности не имеют возможности включиться в процесс работы.
Возможен и другой вариант организации совместно- последовательной деятельности учащихся, при котором активно работают все от начала до завершения работы. Каждый из участников разрабатывают свой вариант первоначальной идеи композиции. Затем каждый передает свой эскиз сидящему за ним, и все они переходят к этапу дорабатывания полученных эскизов. Снова передают сидящему сзади и т.д. Последний в ряду соответственно передает свой вариант эскиза первому участнику. Таким образом, в конце всей работы будет выполнено столько вариантов композиции, сколько участников в группе (чтобы не перепутать варианты, в самом начале каждый участник проставляет на своем эскизе номер, соответствующий его порядковому номеру в эстафете). Эти варианты могут существенно различаться, так как единственным ограничивающим условием было соблюдение стилевого единства композиции.
Для этой формы коллективного творчества удобно использовать ленточный орнамент. В конце работы каждый вариант орнаментальной композиции подвергается коллективному анализу и оценке. Оптимальное число участников при такой форме деятельности 3-5 человек.
Совместно – взаимодействующая форма организации художественного творческого процесса предполагает совместный характер действие всех участников на всех этапах работы. В данном случае продукт художественного творчества (художественное изделие) есть результат коллективного творческого мышления, совместного планирования, активного взаимодействия всех участников на протяжении всей работы.
Совместно-взаимодействующая форма коллективного творчества считается наиболее сложной в организационном плане. Учителю здесь отводится роль организатора, руководителя и одновременно участника коллективного творческого процесса.
Совместно-взаимодействующая деятельность предполагает постоянное согласование действий всех участников. При такой форме творческого взаимодействия может быть разработан орнамент не только сетчатый или ленточный, но и замкнутый (моноорнамент), неразделимый на отдельные фрагменты – блоки. Опыт показывает, что по условиям деятельности здесь также, как и совместно-последовательной деятельности, оптимальное число участников 3-5 человек. Наносить изображение на бумагу может один из участников или каждый по мере возникновения очередной идеи.
В рамках совместно-взаимодействующей деятельности возможно применение как совместно-индивидуальной, так и совместно-последовательной ее организации.
Совместно-взаимодействующая форма коллективного творчества наиболее импровизационная, интересная, педагогически эффективная. Трудно переоценить ее значение для формирования умений сотрудничества, сотворчества, координации действий на пути достижения наилучшего результата.
Практика показывает, что возможна интеграция всех форм коллективной творческой деятельности при выполнении масштабной работы, в которой задействовано большое количество учащихся (например, параллель классов).
Таблица 3.
Использование коллективного способа на уроках
Модуль |
Тема урока |
Класс |
Интерьер жилого дома |
Комнатные растения |
7-9 класс |
Художественная обработка материалов |
Вязание крючком |
7 класс |
Композиционное построение узоров |
5 класс |
|
рукоделие |
Лоскутная пластика |
5 класс |
Заключение
Таким образом анализ методической литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов и практики преподавания дал возможность автору сделать вывод, что сочетание индивидуальной, групповой, коллективной работы позволяет формировать гармонически развитую творческую личность, способную мыслить, находить решения в различных ситуациях.
Исследование показало, что на одном и том же уроке могут сочетаться различные организационные формы.
Теоретический поиск и опыт работы доказал, что все формы обучения составляют единый организационный цикл, в процессе которого приобретается тот жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет ее отношение к миру и людям.
В целом, сочетания различных организационных форм на уроке делают процесс познания доступным и увлекательным для учащихся, а усвоение знаний становится наиболее качественным и прочным.
Литература
-
Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении; М., Просвещение, 1991 г.
-
Инге Унт, Индивидуализация и дифферентация, М., Просвещение, 1990 г.
-
Кругликов Г. И., Формы организации по технологии. Ж/л «Школа и производство», №2 1999 г.
-
Лийметс Х. И. Групповая работа на уроке, М., Просвещение, 1986 г.
-
Монахов В. М. Групповая работа на уроке, М.. Просвещение, 1986 г.
-
Нойер Г. Педагогика, М.. Просвещение, 1984 г.
-
Пайков А. В. Индивидуальный подход в обучении технологии. Ж/л «Школа и производство» №3. 1999 г.
-
Селевко Г. К. Педагогические технологи на основе эффективности управления и организации учебного процесса, М.. Просвещение
-
Скаткин М. Н. Дидактика средней школы. М., Просвещение 1982 г.
-
Шеляга В. В, Психология. М, Просвещение, 1990 г.
1Библиотека журнала «ДШ» №4, 1999, ст.41.
1 Дидактика средней школы под ред. М. Н, Скаткина. М. Просвещение. 1982 г.
2 Педагогика. Под ред. Г. Нойера М. 1984 г.
3 Библиотека журнала «ДШ» №4, 1999, ст. 43
4 Дидактика средней школы под ред. М. Н, Скаткина. М. Просвещение. 1982 г., стр. 162.
1 Психология. Шеляга В. В.; М. Просвешения 1990 г. стр. 69
2 Психология. Шеляга В. В.; М. Просвешения 1990 г. стр. 97
1 Психология. Шеляга В. В.; М. Просвешения 1990 г. стр. 101
2 Дидактика средней школы под ред. М. Н. Скаткина, М. Просвещение, 1982 г.
1 В. К. Дьяченко Сотрудничество в обучении; М., Просвещение, стр 189.
1 Библиотека журнала «ДШ» №4, 1999 г. стр.36
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- где был обобщен опыт?
- почему не соблюдаются требования портала по размещению материалов?
- год обобщения? и т.д.
Объемный текстовый документ состоит из плана, введения, теоретического аспекта проблемы, рассмотрения психологических особенностей учащихся в выборе различных организационных форм на уроках технологии, анализа индивидуального подхода - как метода обучения, групповой формы работы, организационная структура при коллективном способе обучения, заключения и литературы. По тексту понятно, что должны быть еще приложения, но в файле они отсутствуют, поэтому осталось чувство недосказанности.
Автор основательно подошел к решению вопроса. Были рассмотрены теоретические основы проблемы, изучены психологические особенности учащихся, разобраны подробно различные формы организации учебной деятельности. Опыт интересный, заслуживает внимания.
Следует учесть мелкие замечания по оформлению: точки в заголовках не ставятся, имеются опечатки, пропуски знаков препинания, литература записана не по ГОСТу.
Не думаю, что педагогика 1982, 1984 годов сейчас актуальна.