Презентации к урокам по ИЗО в 3 кл. Урок. «У всякого мастера свои затеи». Орнамент народов мира
Краткое описание
Презентации к урокам по ИЗО в 3 кл. (по учебнику Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой, Г. Величкиной)
Описание
«Народные мотивы в орнаменте»
Приближается летняя пора. Утверждаются силы природы. Всё радует глаз. Это чудо возрождения природы всегда поражало людей. Не случайно они обожествляли силы и явления природы.
— Когда мы с вами знакомились с деревянным зодчеством, мы говорили о деревянных резных украшениях. Что это за украшения, кто их придумал и для чего? (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 2)
— Верно, это орнаменты. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная — воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь изображался крестом, солнце — кругом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом, человек выражал свои представления о мире в образах. Он пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Человек стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.
— На каких еще изделиях мы можем увидеть народные орнаменты?
В некоторых видах декоративно-прикладного искусства (вышивка, керамика, резьба по дереву) (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 3), имевших давнее историческое прошлое, до наших дней дошли орнаментальные мотивы глубокой древности, которые отразили истоки сложного содержания символических узоров. Простейшие из них (в виде перекрещенного креста, квадрата, ромба, круга) являлись условными знаками, символами солнца и считались священными изображениями. Наряду с геометрическим орнаментом сохранялись традиционные для древнеславянской языческой мифологии сюжеты.
Так, женская фигура олицетворяла богиню земли, плодородия; (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 4) Женская фигура — это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине — продолжательнице рода. Называют этот образ по — разному: великая богиня земли, плодородия, мать — сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая". Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.
Изображение коня или всадника (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 5) В русской народной деревянной скульптуре был наиболее распространённым образ коня. Конь – слуга и символ солнца. Большой интерес представляют детские игрушки — коньки. В XIX веке они имели широкое распространение в Поволжье. В каждой местности выработались свои формы и характер декора этой маленькой деревянной скульптуры. Всей деревянной русской скульптуре присущи общие черты: условность в решении образа, обобщённость формы, предельная выразительность. Несмотря на условность приёмов резьбы, форм и росписи, образ коня, то могучего и неподвижного в своем величии, то буйно-весёлого и стремительного, предстает перед нами во всей своей выразительности.
Изображение фантастической жар-птицы. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 6) Она знакома нам всем еще с детства, "птица счастья завтрашнего дня", а между тем ее изображение символизировало прошение Ладе — богине счастья, домашнего быта. Ее цвет — красно-желтый. Люди использовали ее изображение для привлечения удачи и защиты богини Лады.
В образе быстрокрылой птицы – орла или сокола – получили отражения представления славян о стремительной ”окрыленной” молнии (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 7) Птицы были символом света, тепла, плодородия.
Популярен у народных резчиков был и другой фантастический образ — птицы Сирина (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 8), изображаемой с женским лицом и человеческими руками. Этот образ можно встретить и на дверцах шкафов, и на лубочных картинках, и на лобовых досках крестьянских изб. Искусно вписаны фигуры Сиринов в структуру сложного растительного орнамента. Их лица загадочны и серьезны. Они смотрят широко раскрытыми глазами строго, подчас даже трагично.
Приближается летняя пора. Утверждаются силы природы. Всё радует глаз. Это чудо возрождения природы всегда поражало людей. Не случайно они обожествляли силы и явления природы.
— Когда мы с вами знакомились с деревянным зодчеством, мы говорили о деревянных резных украшениях. Что это за украшения, кто их придумал и для чего? (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 2)
— Верно, это орнаменты. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная — воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь изображался крестом, солнце — кругом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом, человек выражал свои представления о мире в образах. Он пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Человек стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.
— На каких еще изделиях мы можем увидеть народные орнаменты?
В некоторых видах декоративно-прикладного искусства (вышивка, керамика, резьба по дереву) (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 3), имевших давнее историческое прошлое, до наших дней дошли орнаментальные мотивы глубокой древности, которые отразили истоки сложного содержания символических узоров. Простейшие из них (в виде перекрещенного креста, квадрата, ромба, круга) являлись условными знаками, символами солнца и считались священными изображениями. Наряду с геометрическим орнаментом сохранялись традиционные для древнеславянской языческой мифологии сюжеты.
Так, женская фигура олицетворяла богиню земли, плодородия; (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 4) Женская фигура — это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине — продолжательнице рода. Называют этот образ по — разному: великая богиня земли, плодородия, мать — сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая". Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.
Изображение коня или всадника (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 5) В русской народной деревянной скульптуре был наиболее распространённым образ коня. Конь – слуга и символ солнца. Большой интерес представляют детские игрушки — коньки. В XIX веке они имели широкое распространение в Поволжье. В каждой местности выработались свои формы и характер декора этой маленькой деревянной скульптуры. Всей деревянной русской скульптуре присущи общие черты: условность в решении образа, обобщённость формы, предельная выразительность. Несмотря на условность приёмов резьбы, форм и росписи, образ коня, то могучего и неподвижного в своем величии, то буйно-весёлого и стремительного, предстает перед нами во всей своей выразительности.
Изображение фантастической жар-птицы. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 6) Она знакома нам всем еще с детства, "птица счастья завтрашнего дня", а между тем ее изображение символизировало прошение Ладе — богине счастья, домашнего быта. Ее цвет — красно-желтый. Люди использовали ее изображение для привлечения удачи и защиты богини Лады.
В образе быстрокрылой птицы – орла или сокола – получили отражения представления славян о стремительной ”окрыленной” молнии (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 7) Птицы были символом света, тепла, плодородия.
Популярен у народных резчиков был и другой фантастический образ — птицы Сирина (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 8), изображаемой с женским лицом и человеческими руками. Этот образ можно встретить и на дверцах шкафов, и на лубочных картинках, и на лобовых досках крестьянских изб. Искусно вписаны фигуры Сиринов в структуру сложного растительного орнамента. Их лица загадочны и серьезны. Они смотрят широко раскрытыми глазами строго, подчас даже трагично.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Рабочие программы, тематическое планирование
ИЗО
3 класс
24 января 2012
Файлы
К уроку 33 Народные мотивы в орнаменте.pptx
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Методика обучения окружающему миру, технологии и изобразительному искусству (ФГОС)
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»