Презентации к урокам по ИЗО в 3 кл. Урок. Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка. Урок. Иллюстрация к сказке
«Русская деревянная игрушка»
Первую матрёшку сделали в Москве более ста лет назад. Эскиз матрёшки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин. А дело было так.
В художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старичка - Фукуруму. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 2). Кукла раскрывалась, в ней находились еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась, и наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и сарафане с черным петухом в руках (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 3).
Кукла получилась на удивление русской, так и хотелось назвать ее русским именем - Дуняша, Маняша, Матрена, Матреша. Так и стали новые игрушки матрешками.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка!
Формочки для матрёшек вытачивались из берёзовых и липовых чурок. Токарь должен быть искусным, ведь есть матрёшки, состоящие из пятидесяти и даже из шестидесяти кукол. Самая крупная матрёшка - ростом с первоклассницу; самая маленькая не больше семечка подсолнуха.
- К нам в гости сегодня приехали матрешки из Полховского Майдана, Семенова и Загорска. Давайте получше рассмотрим их.
Матрешка из Сергеева Посада: Здравствуйте! Я родилась в старинном русском городе Сергеев Посад, ныне Загорск. Я настоящая русская красавица, на мне простой русский наряд: сарафан, кофта, передник, платок. Единственное украшение это нитка красивых бус. Форма моя добротная, крутобокая, устойчивая (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 4).
Матрешка из Семеново: А я родилась в городе Семенов, Нижегородской области. Я гораздо тоньше и стройнее загорской. У меня очень выразительные глаза, губы, нос, брови, румяные щеки. А еще я очень люблю ярко - красные цветы (розы, маки, васильки), между которыми вьются ветки с бутонами. Их можно увидеть на платке, юбке и фартуке. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 5)
Матрешка из Полховского Майдана: А я Полхова - Майданская матрешка. Ну, подружка, по форме и краске тебе со мной не тягаться. Из всех матрешек я самая нарядная и праздничная. Я тоньше, выше и стройней тебя, голова у меня чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. И краски я люблю яркие, аниловые: синие, алые, зеленые. Платок на мне яркий - красный, юбка фиолетовая, фартук расцвел чудо букетом, на зеленой ветке цветы, бутоны, ягоды, фрукты. Хорошая я полюбуйтесь на меня (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 6)
- Почему русская матрешка так дорога нам и гостям из разных стран мира?
Богородская игрушка.
А теперь полюбуйтесь удивительной резной игрушкой из деревни Богородское, которая расположена недалеко от Сергиева Посада. Богородские мастера и сегодня создают некрашеные резные фигурки и целые композиции. Как красива пластичная форма богородской игрушки! Приемы изготовления резной богородской игрушки складывались десятилетиями и передавались из поколения в поколение.
Мастера делают себе игрушки. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 7,8, 9)
Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности. Они резали из липы фигурки животных и людей, из народной жизни, басен и сказок. Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.
Игрушке «Кузнецы» более 300 лет. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 10)
Топорно-щепная игрушка Федосеевская.
- Обратите внимание на игрушки, которые собраны из отдельных дощечек. Родились они в селе Федосеево Нижегородской области. Эти изделия называются «топорно-щепная игрушка». (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 11, 12, 13)
«В мире сказок»
Сегодня мы с вами познакомимся с известными художниками-сказочниками, которые очень любили иллюстрировать русские сказки.
Одним из таких художников был Иван Яковлевич Билибин. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 2) Художник тоже любил сказки и нарисовал к ним, изображая волшебных героев, невероятные события, которые происходят в чудесном сказочном мире. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 3, 4, 5)
- Какие бы события не изображал художник – грустные, радостные, фантастические – рисунки его всегда очень красивы.
Рисовал Билибин акварелью. Четкую, упругую линию художник проводит тонкой кисточкой. Линия то причудливо завивается, то распрямляется, выписывая сказочно- нарядный узор.
- Красоту жизни искусство воспевает и прославляет по-разному. Вспомните, как в поэзии и сказках говорится о победе весны над зимой?
- Рассмотрите теперь героев, которые действуют в волшебных весенних преданиях и сказках другого художника-иллюстратора Михаила Врубеля. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 6)
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 7, 8, 9)
- Расскажите, как художник изобразил внешний облик литературных героев, показал их человеческие качества?
- Как передан народный дух этих героев?
- Включены ли традиционные элементы костюма, украшения в изображение? Назовите их.
- Художник, прежде чем приступить к рисованию иллюстрации к сказке, делает эскизы, в которых изображает место действия сказки, ее героев и предметы, которые могут их окружать. Так же делает наброски – быстрые, кратковременные рисунки с целью передачи той или иной позы и жестов героя сказки. Любая иллюстрация начинается с композиционного размещения изображений на листе бумаги. От того, как скомпоновано то или иное изображение, во многом зависит общее впечатление от иллюстрации. С помощью КОМПОЗИЦИИ художнику удается «оживить» картинку, придать ей движение, динамику, ритм или, наоборот, сделать ее спокойной, величавой.
- Давайте рассмотрим еще несколько композиций (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 10, 11, 12, 13)
-Внимательно рассмотрите композицию к русской народной сказке «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 14).
Отметьте в ней ритм, величавость, спокойствие и лад в движении фигур.
- Я предлагаю изобразить композиционную схему на тему сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и выполнить ее в технике бумажной аппликации в рабочей тетради на с. 61
А помогут вам строки А. С. Пушкина:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он летит себе в волнах
На поднятых парусах
и иллюстрации (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 15, 16, 17, 18)
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Методика обучения окружающему миру, технологии и изобразительному искусству (ФГОС)
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»