Презентации к урокам по ИЗО в 3 кл. Урок. В мире народного зодчества. Каждый город имеет свой норов. Урок. «Город чудный, город славный…». В мире народного зодчества
«Российские твердыни»
- Издавна русский человек селился на богатых лесом берегах озер и рек. Лесные чащи давали ему приют и кров, пищу и материал для построек. Из леса рубили избы и амбары, возводили церкви и соборы, строили города, городцы (маленькие городки), кремли.
- Как вы понимаете слово КРЕМЛЬ? Как можно назвать по другому? (крепость). Что значит крепость? (от слова крепкий).
Летописи рассказывают, что уже в 9 веке, на самой заре русской государственности, были построены города-крепости: Новгород, Ростов Великий, Киев и др. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 2 - 4)
- В чем сходство этих городов-крепостей?
Героический образ крепости – охраны, ограды – укоренился в зодчестве и стал одним из самых характерных и ярких особенностей древней архитектуры.
- Кого нам напоминают силуэты многих деревянных церквей и звонниц? (былинных богатырей, стоящих заставой на русских границ) (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 5)
- Можно ли сейчас увидеть настоящую крепость или Кремль? Где?
- Слово «Кремль» вошло в употребление при князе Иване Калите в 14 веке, когда Московскую крепость на Боровицком холме опоясали мощные стрельницы, предшественницы нынешних кремлевских башен. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 6). Красив Московский Кремль, его главная – проездная стрельница над главными въездными воротами. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 7)
Лучшие мастера со всей Руси – из Москвы, Суздаля, Твери, Ростова, Пскова, Владимира – строили главную башню Кремля и весь Кремль с постройками внутри его. Столетиями складывался ее нынешний облик. В нем нашел отражение высочайший уровень русского зодчества, воплотились подлинно народные представления о красоте.
- И в других великих городах сохранились крепости, как памятники архитектуры. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 8 - 12).
История России хранит память о великих битвах у стен городов русских. Немало вынесла в древности Русь от набегов кочевых племен, а позднее от нашествия полчищ врагов и с юга, и с запада, которые сжигали села, грабили и пленяли людей. Полыхали города, стонала земля. Безвозвратно гибли люди и великие художественные ценности, созданные в те времена. Не было лада в те далекие века и среди князей. Тогда говорили: «В Ростовской земле – князь в каждом селе». Каждый князь сам за себя стоял, часто брат против брата воевать шел, чтобы разорить соседние княжества. Однако стоек был русский народ, закаляясь в бесконечных боях за свободу своей земли и возводя оборонительные сооружения. В бедах крепчал дух русского народа, росла его любовь к Отчизне. На разоренных землях в разных местах Древней Руси из руин вновь и вновь поднимались многочисленные крепости и основывались монастыри. Эти могущественные укрепления защищали владения родины, одухотворяли русского человека, берегли сокровища русской культуры.
Сохранившиеся до сих пор крепостные сооружения – это не только свидетели истории родной страны, хранящие память о героическом прошлом наших предков. Древние крепости и монастыри – это и выдающиеся произведения русской архитектуры.
- Рассмотри изображение крепости-монастыря на экране (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 13) и в творческой тетради на с. 44.
- Чем похожи и чем отличаются? Одинакова ли у них функция?
- Почему их назвали крепостью? Из чего они состоят?
Давайте рассмотрим рисунки отдельных архитектурных объектов этого ансамбля. Под каждым рисунком цифровое обозначение. Прочитайте, как называют эти объекты. Каково их предназначение?
-
1) Крепостная стена
-
2) Центральный въезд
-
3) Однокупольный храм с приделами
-
4) Угловая башня
-
5) Пятикупольный храм
«Чудный город Китеж»
Совершим виртуальное путешествие в самый центр России Нижегородскую область. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 2)
- В самом центре России, Нижегородском крае, есть озеро Светлояр - жемчужина русской природы. Это озеро называют иногда маленькой русской Атлантидой: его история овеяна легендами. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 3). Оно считалось священным для русских князей. Это истинно русские священные места, помнящие родную русскую веру, волхвов и храмы.
Главная светлоярская легенда - о невидимом граде Китеже. Легенда гласит: в Ветлужских лесах есть озеро. Расположено оно в лесной чаще. Голубые воды озера лежат неподвижно днем и ночью. Лишь изредка легкая зыбь пробегает по ним. Бывают дни, когда до тихих берегов доносится протяжное пение, и слышится далекий колокольный звон.
Давным-давно, еще до пришествия татар, великий князь Георгий Всеволодович (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 4) построил на Волге город Малый Китеж (нынешний Городец), а потом, «переправившись через тихие речки», вышел к озеру Светлояру. Князь остановился на отдых возле озера. Пленился его красотой и повелел построить новый град - Большой Китеж. Это было в конце 12 века. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 5)
Вот какая легенда сохранилась об этом граде: «Неописуемой красоты был этот город: что ни дом – то новое чудо, изукрашенное сверху донизу. Даже от въездных ворот люди глаз не могли оторвать, такие на них невиданные деревянные львы – сторожа лежали и каждому входящему в город добро улыбались. А цветы, что вокруг них вились, головками при этом качали, хотя тоже были деревянные. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 6)
В центре города возвышались шесть глав церквей. Церквей много, икон тоже — что еще нужно простому русскому человеку? Город не замедлили прозвать «святым», и народ потянулся к озеру Светлый Яр. Большой Китеж был замыслен как величественный город. В нем стояло много храмов, и возведен он был весь из белого камня, что являлось по тем временам признаком богатства и чистоты. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 7)
В 1237 году на территорию Руси вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 8)
Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый услышал про славный Китеж-град и устремился к нему со своими ордами. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 9)
По преданию, полчища Батыя осадили сначала Малый Китеж и, одолев дружину князя Георгия, сожгли город. Однако князю с остатками воинов удалось темной ночью уйти в Большой Китеж. Один из пленников рассказал монголам о тайных тропах к озеру Светлояру. Орда преследовала Юрия и вскоре достигла стен города.
Татары грозовой тучей обложили город и хотели взять его силой, но когда они прорвались к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. Они молились о спасении, так как от татар не приходилось ждать чего-либо доброго. К удивлению монголов, у города совсем не было никаких укреплений. Дивный город Батый приказал спалить дотла, чтобы и памяти о нем не осталось.
И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и татары в страхе отступили. А вода все бежала и бежала. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 10)
Когда стих шум родников, на месте города были лишь волны. Вдали мерцала одинокая глава собора с блестящим посредине крестом. Она медленно погружалась в воду. Вскоре исчез и крест. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 11)
Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой.
Город же исчез. Согласно легенде, он должен «проявиться» в день Страшного Суда. В тот день, когда мертвые восстанут из могил, поднимется из воды и Китеж. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 12)
Эта легенда родила многочисленные невероятные слухи, которые дошли до наших дней. Говорится, что только те, кто чист сердцем и душой, найдут путь в Китеж. Также говорится, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, слышимое из-под вод озера Светлояра. Некоторые говорят, что очень верующие люди могут видеть огни религиозных процессий и даже здания на дне озера. По этой причине озеро Светлояр иногда называют «Русской Атлантидой».
В настоящее время территория озера охраняется государством. Озеро и окрестности входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 13)
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Методика обучения окружающему миру, технологии и изобразительному искусству (ФГОС)
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»