Презентации к урокам по ИЗО в 3 кл. Урок. «В каждом посаде в своем наряде». Узоры обереги в русском народном костюме. Урок. Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя
«Русский народный костюм»
- У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки. Вся праздничная одежда обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками, чего, как правило, не было в повседневной одежде. По одежде можно было судить о вкусе и умении мастерицы, ведь крестьянка сама себе делала наряд.
- Давайте посмотрим на экран (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 2 - 3)
- Вы заметили, что стремление человека к красоте, его мечта о прекрасном и небывалом воплощается как в предметах народного быта и в деревянном зодчестве, так и в одежде.
- Сегодня мы познакомимся с праздничной одеждой северных и южных губерний России, посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.
- Весь ансамбль праздничного костюма подчеркивал красоту женщины, делал ее похожей на прекрасный цветок или птицу. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 4.)
Красна девица идёт,
Словно павушка плывёт,
На ней платье голубое,
Лента алая в косе,
На головушке перо.
- Вот как говорили о русской девушке на Руси! Почему, как вы думаете? С кем сравнивают красавицу? (Павушкой, птицей)
- Обратите внимание на особенности праздничного костюма. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 5)
- А что у них общего? (Узоры) Как можно назвать по-другому? (Орнамент)
-Любой русский костюм в старину непременно был украшен орнаментом, вышивкой.
- Основу русского костюма в центральных и северных районах России составляла рубаха и сарафан. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 6). Рубахи с застежкой сбоку назывались косоворотками. Такие обычно носили мужчины. Также в их наряд входили штаны, которые заправлялись в сапоги или в онучи (кусок ткани), а сверху онучей одевали лапти. Рубаха была широкой и украшалась по подолу, по вороту, по краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом-кушаком. Пояса выполняли много функций: они говорили о благосостоянии человека, а также являлись наградой и подарком и передавались по наследству. Расшивали праздничные рубахи шелковыми цветными нитями. Предпочтение отдавалось красному цвету. Почему? (Красный цвет. Это цвет огня, солнца, магический, красивый, символ спасения и знак преграды для злых сил. Такой цвет должен был отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей.)
Особое значение придавалось расположению рисунка. Например:
-
нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,
-
наплечные – охраняли руки,
-
наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.
- Теперь, посмотрите, изменился ли по сравнению с северорусским костюмом ансамбль женской одежды из южных районов России? (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 7)
- Что изменилось? (Исчез сарафан – основа северорусского костюма). Вместо него на рубаху надевали понёву – поясную одежду замужней женщины. Нет и душегреи. Поверх рубахи, понёвы надевали запон (занавеска, передник) и только затем – навершник (это женская верхняя нагрудная одежда, которую носили осенью или весной. Навершник не подпоясывали).
- А что же общего у северных и южных русских костюмов? (Наличие орнаментальной вышивки).
- С какой целью мастерицы вышивали эти орнаменты?
- Орнаменты-обереги защищали, охраняли человека за пределами его крепости – дома – от недобрых сил.
«Театральный костюм»
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 2 - 3)
- Театр – особый и прекрасный мир. В этом мире всё необычно: театральное освещение, декорации, артисты. Глядя на сцену, вы забываете обо всем и начинаете сочувствовать героям, даже стараетесь как-то помочь им. Вы переживаете вместе с ними неудачи и торжествуете победы.
Здесь все прекрасно: жесты, маски, костюмы, музыка, игра. Здесь оживают наши сказки и с ними светлый мир добра. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл. 4)
- Родился театр в глубокой древности в Греции. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 5) В древнегреческом театре актёрами могли быть только мужчины – они исполняли и женские роли. Древнегреческий актёр по ходу спектакля мог играть несколько ролей. Он выходил к зрителям в маске. На глазах у публики, приложив к лицу маску, актёр превращался в определенного героя, доброго или злого, веселого или грустного, молодого или пожилого.
- Наши предки, славяне, тоже устраивали представления, подобно спектаклю. В этих играх, праздниках выделялись люди, которые лучше других умели петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. Это были первые артисты Древней Руси – скоморохи. Скоморохи одевались в специальные одежды: яркие, с геометрическим или растительным орнаментом, надевали маски и бродили по селам и городам, водили медведей, разыгрывали веселые сценки. (ПРЗЕНТАЦИЯ сл 6)
- У каждого из вас есть любимые сказочные и исторические герои. Назовите их.
- В какие одежды они одеты? Расскажите.
- Какие цвета преобладают в костюмах клоуна, Буратино, Красной Шапочки (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 7)? (Яркие, соответствующие характеру этих героев). Верно, ведь все эти сказочные персонажи веселые, озорные. И яркий костюм будет помогать им в раскрытии образа героев.
А вот принцесса всегда очень загадочный персонаж, нежный. И для костюма принцессы подходят какие цвета? (Легкие, нежные: бледно- голубой, розовый).
Какие цвета будут преобладать в костюме злого персонажа (Карабас, Баба Яга) (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 9)? (Темные тревожные тона)
- Итак, цвет костюма играет важную роль в спектакле.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Методика обучения окружающему миру, технологии и изобразительному искусству (ФГОС)
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»