В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Успей до повышения цен! 25 и 26 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Интегрированный урок ОБЖ и обществознания "Международное гуманитарное право по защите населения в чрезвычайных ситуациях"

Интегрированный урок ОБЖ и обществознания "Международное гуманитарное право по защите населения в чрезвычайных ситуациях"

Оксана Табуньщикова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1234 голосов:3просмотров: 7958
Краткое описание
Интегрированный урок, который можно провести в 9 - 10 классе совместно с учителем обществознания. Рассматривается история возникновения международного гуманитарного права, его источники, символы, принципы. Предполагается работа с документами, самостоятельная работа учащихся индивидуально и в парах, тест с самопроверкой. Урок имеет богатую воспитательную составляющую. Сопровождается презентацией.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
КОНСПЕКТ УРОКА.doc Скачать


Табуньщикова Оксана Викторовна

учитель ОБЖ I квалификационной категории

МБОУ СОШ №22 с углубленным изучением отдельных предметов города Тамбова


МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ


Интегрированный урок по ОБЖ и обществознанию, 9 класс

Урок сопровождается презентацией.


Цель: 1. сформировать представление учащихся об основных принци­пах и нормах международного гуманитарного права, направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов; способствовать осознанию учащимися необходимости соблюдения норм, которые защи­щают жертв вооруженных конфликтов и регулируют поведение участни­ков военных действий;

2. развивать умение логически обосновывать суждения, пользоваться анализом и синтезом, аргументировать свою точку зрения;

3. воспитывать у учащихся уважение к человеческо­му достоинству, милосердие, сострадание к беззащитным.


Ход урока:

  1. Оргмомент

  2. Подводящая беседа.

Работа с высказываниями знаменитых людей.

Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди.

Б. Шоу

Война – это не отношения между людьми, но между государствами, и люди становятся врагами случайно, не как человеческие существа и даже не как граждане, а как солдаты… Если цель войны – уничтожение враждебного государства, то другая сторона имеет право истреблять его защитников, пока они держат в руках оружие, но как только они бросают его и сдаются, они перестают быть врагами или инструментом в руках врагов и вновь становятся просто людьми, чьи жизни не позволено никому отнимать.

Ж.-Ж. Руссо

Учитель объявляет тему урока, учащиеся записывают её в тетрадь.

  1. Изучение нового материала.

Учитель. Ребята, мы с вами познакомимся с отраслью права, ранее нами не изучаемой, это международное гуманитарное право. Вслушайтесь в это название и скажите, каково назначение этого права? О каких нормах здесь может идти речь? И почему мы говорим о Международном гумани­тарном праве? (Ответы учащихся.)

Итак, я открываю первую страницу нашего журнала «Из истории международного гуманитарного права».

1-я страница

ИЗ ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА (МГП)

24 июня 1859 г. возле селения Сольферино разразилась битва, в которой столкнулись солдаты французской, итальянской и австрийской армий. 16 тыс. его участников пали на поле битвы, 40 тыс. получили ранения. Огромное поле боя было усеяно ранеными — они истекали кровью, погибали от жажды. Свидетелем этой ужасающей картины стал молодой швейцарец - предприниматель Анри Дюнан. Эта бойня потрясла его до глубины души. Более всего его поразило, что никто не оказывал помощь раненым, молящим о сострадании, о глотке воды. Дюнан обратился к жителям близлежащих селений с призывом помочь несчастным, не считаясь с тем, какой они национальности, в какой армии воевали, на каком языке говорят. Призыв “Все люди - братья” был услышан.

Анри Дюнан родился 8 мая 1828 г. в Женеве. Благополучный молодой человек с хорошим образованием успешно занимался коммерцией, был красив, умен. Ему пророчили блестящую карьеру. Неожиданно, оставив свои дела, он взялся за необычное и совершенно новое по тем временам дело – занялся созданием организации помощи жертвам войны.

В 1862 г. Дюнан издал книгу “Воспоминание о битве при Сольферино”, которую разослал европейским монархам, политическим деятелям, военачальникам, своим друзьям. Успех оказался мгновенным и превзошел все ожидания. Автор выступал за создание в европейских странах действующих на добровольных началах обществ по оказанию помощи раненым, за необходимость принять международное соглашение, которое гарантировало бы этим добровольцам признание и уважение.

В книге «Воспоминание о Сольферино» А. Дюнан впервые высказал идею о подготов­ке добровольных помощников военно-медицинской службе в мирное время, а также призвал созвать международный кон­гресс, на котором следует принять конвенцию о предоставле­нии правовой базы защите военных госпиталей и медицин­ского персонала. Таким образом, если первое положение книги А. Дюнана привело к созданию Красного Креста, то второе — к принятию Женевской конвенции.

Следует сказать и о том, что Россия играла самую ак­тивную роль как в создании общества Красного Креста, так и в создании правовых документов, положивших начало оформлению международного гуманитарного права. Рус­ский хирург Н. И. Пирогов, создавший общину сестёр милосердия в годы Крымской войны 1853-56 гг., считается предшественником А. Дюнана.

22 августа 1864 г. состоя­лась Дипломатическая конференция, на которой был при­нят первый правовой документ — Женевская конвенция «Об улучшении участи раненых на поле боя». На этой же конференции был создан Международный комитет пяти, по­ложивший начало созданию общества оказания помощи ра­неным. В 1880 г. Комитет пяти был переименован в Между­народный комитет Красного Креста (МККК). Вскоре Женевская конвенция бы­ла принята всеми независимыми в то время государствами. С момента принятия первой Женевской конвенции на­чалось становление и развитие гуманитарного права.


2-я страница

ИСТОЧНИКИ МГП

Познакомимся с основными источниками МГП. Прежде всего, ими являются четыре Женевские конвенции 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним 1977 г.

Каждая из четырёх Женевских конвенций включает положения, предоставляющие правовую защиту конкретной категории жертв вооружённых конфликтов.

I Женевская конвенция обеспечивает правовую защиту больных и раненых в действующих армиях;

II – раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море;

III – военнопленных;

IV – гражданского населения во время войны.

Принимая во внимание особенности вооружённых конфликтов, имевших место после 1949 г., содержание Женевских конвенций в 1977 г. было дополнено и расширено двумя Дополнительными протоколами.


Понятие «комбатант» было введено в международное гуманитарное право в 1907 г. Это одно из основных понятий в гуманитарном праве.

Комбатанты – лица, имеющие право принимать участие в военных действиях.


Практическая работа с текстами Конвенций и Протоколов

Задание: по текстам охарактеризовать отношение к каждой категории населения и в чём выражается их защита.

Вывод: слайд

В случаях международных и немеждународных вооружённых конфликтов необходимо вести военные действия, строго соблюдая нормы МГП, руководствуясь принципами гуманности. Признавая наличие особых потребностей у женщин и детей, МГП предоставляет им дополнительную защиту.

Международное гуманитарное право – отрасль международного права, совокупность правовых норм, основанных на принципе гуманности и направленных на защиту переставших участвовать в боевых действиях (военнопленных, раненых и больных из состава вооружённых сил), неучаствующих (гражданское население), гражданские объекты, культурные ценности и ограничивающих воюющих в средствах и методах ведения боевых действий.


Карточка.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО – отрасль международного права, совокупность норм, которые

ДЕЙСТВУЮТ (когда?) ________________________________________________________

ЗАЩИЩАЮТ (кого?) _________________________________________________________

И (кого?) _________________________________________________________

(что?)_________________________________________________________

ОГРАНИЧИВАЮТ (кого?) ____________________________________________________

( в чём?) ___________________________________________________

ОСНОВЫВАЮТСЯ

НА ПРИНЦИПЕ (на каком?) __________________________________________________


МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО – отрасль международного права, совокупность норм, которые

ДЕЙСТВУЮТ (когда?) в ситуации вооружённого конфликта

ЗАЩИЩАЮТ (кого?) неучаствующих (гражданское население)

И (кого?) переставших участвовать (раненых, больных, военнопленных)

(что?) гражданские объекты, культурные ценности

ОГРАНИЧИВАЮТ (кого?) воюющих

( в чём?) в выборе средств и методов ведения боевых действий

ОСНОВЫВАЮТСЯ

НА ПРИНЦИПЕ (на каком?) гуманности


3-я страница

СИМВОЛЫ МГП.

МГП является юридической базой деятельности Международного Красного Креста и Красного Полумесяца, которое в качестве нейтральной организации оказывает большую помощь жертвам вооруженных конфликтов.

Отдавая должное Швейцарии, в которой зародилось движение, в ка­честве отличительной эмблемы покровительства раненым воинам было решено использовать обратное положение цве­тов швейцарского флага (белый крест на красном фоне) — красный крест на белом фоне. Несмотря на то, что эмблема носила не религиозный, а геральдический характер, сначала Турция, а затем и часть мусульманских стран в качестве символа стали использо­вать знак Красного Полумесяца. Женевская конвенция 1929 г. признала его в качестве второй официальной эмблемы МККК. Позднее еще несколько стран обратились просьбой о придании законного статуса их эмблемам, но по­лучили отказ. Для того чтобы исключить религиозные ас­пекты и тем самым способствовать укреплению единства лю­дей Земли, в 2005 г. на очередной Женевской конференции была утверждена новая эмблема международных гуманитар­ных организаций — Красный Кристалл (красный квадрат на белом фоне). Эта эмблема имеет одинаковый статус с прежними — Красным Крестом и Красным Полумесяцем.


4-я страница

7 ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО КРАСНОГО КРЕСТА И КРАСНОГО ПОЛУМЕСЯЦА

Учащиеся получают карточку с названиями принципов и их краткой характеристикой. Термины и их толкования даны вразброс. Необходимо найти правильное соответствие. В результате должно получиться следующее:


ГУМАННОСТЬ

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, порожденное стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах, как на международном, так и на национальном уровне предотвращать или облегчать страдания человека. Движение призва­но защищать жизнь и здоровье людей и обеспечи­вать уважение к человеческой личности. Оно спо­собствует достижению взаимопонимания, друж­бы, сотрудничества и прочного мира между народами.

БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ

Движение не проводит никакого различия по при­знаку расы, религии, класса или политических убеждений. Оно лишь стремится облегчать стра­дания людей, и в первую очередь тех, кто больше всего в этом нуждается.

НЕЙТРАЛЬНОСТЬ

Чтобы сохранить всеобщее доверие, Движение не может принимать чью-либо сторону в вооружен­ных конфликтах и вступать в споры политическо­го, расового, религиозного или идеологического характера

НЕЗАВИСИМОСТЬ

Движение независимо. Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны тем не менее всегда сохра­нять автономию, чтобы иметь возможность дей­ствовать в соответствии с Основополагающими принципами Красного Креста.

ДОБРОВОЛЬНОСТЬ

В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению выгоды.

ЕДИНСТВО

В стране может быть только одно национальное общество Красного Креста или Красного Полуме­сяца. Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ

Движение является всемирным. Все националь­ные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.


  1. Закрепление

Учащимся предлагаются рисунки, иллюстрирующие некоторые принципы Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Необходимо догадаться, о каких принципах идёт речь (Добровольность и Единство)


  1. Проверка усвоения изученного материала.

Тест.

1.Международное гуманитарное право – это…

А) совокупность норм, направленных на защиту прав человека в мирное время;

Б) совокупность норм, основанных на принципах гуманности и направленных на защиту жертв вооружённых конфликтов;

В) совокупность норм, направленных на защиту жертв стихийных бедствий.

2.Международное гуманитарное право защищает…

А) лиц, прекративших принимать участие в военных действиях,

Б) лиц, осужденных за попытку свержения правительства,

В) лиц, осужденных за террористические акты.

3.Основные документы Международного гуманитарного права – это…

А) Декларация прав человека,

Б) Устав ООН,

В) четыре Женевские конвенции (1949) и два дополнительных протокола к ним (1977).

4.Международное гуманитарное право защищает объекты…

А) производящие вооружение,

Б) производящие боеприпасы,

В) не служащие непосредственно военным действиям.

5. Какого цвета должно быть поле, в центре которого расположен Красный Крест (отличительный знак военной и гражданской медицинских служб)?

А) голубого,

Б) зелёного,

В) белого.

6. Какая из эмблем была принята позже других:

А) Красный Кристалл

Б) Красный Крест

В) Красный Полумесяц

7.Для обозначения людей, имеющих право принимать участие в военных действиях, в международном праве используется термин:

А) репатрианты,

Б) комбатанты,

В) интернированные.

8.Особую защиту международное гуманитарное право предоставляет:

А) раненым и больным,

Б) женщинам и детям,

В) добровольцам и партизанам.



9.Международное гуманитарное право запрещает любые средства и методы ведения войны, которые:

А) причиняют излишние повреждения и страдания;

Б) не наносят серьезный или долговременный ущерб природной среде;

В) позволяют проводить различия между теми, кто не участвует в военных действиях и теми, кто принимает в них участие.

10. Стороны, участвующие в конфликте:

А) свободны в использовании всех средств и методов ведения военных действий;

Б) могут использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны;

В) не должны пользоваться оружием, которое не может быть направлено против военного объекта и имеет неизбирательное действие.

6. Самопроверка.

7. Подведение итогов урока.



Список литературы и источников:


Женевские конвенции о защите жертв войны. – 1949.


Дополнительные Протоколы I и II к Женевским конвенциям. – 1977.


http://www.bibliotekar.ru/mezhdunarodnoe-pravo-1/100.htm


http://www.k-press.ru/bh/2002/2/ralyoshin/ralyoshin.asp


http://www.icrc.org/rus/war-and-law/index.jsp



7


Международное гуманитарное право по защите населения в ЧС.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров