Статья "Исследовательская деятельность учителей и учащихся"
Исследовательская деятельность учителей и учащихся
Вагу М.В.
Заместитель директора, учитель истории
ГОУ СОШ № 334 г.Санкт-Петербурга
e-mail:vagu-marija@rambler.ru
Отличительной чертой исследовательского процесса является активная позиция его участников на всех этапах работы. В образовательном процессе его участники работают с информацией и их действия заключаются в простой трансляции знаний, тем не менее в урочной и внеурочной практике присутствуют элементы, либо моделирующие исследовательскую деятельность, либо действительно имеющие своей целью получение новой информации. В процессе исследовательской деятельности возникает специализация – прообраз будущей профориентации, работа в исследовательских проектах усиливает мотивацию учащихся. Овладение азами исследовательской деятельности позволяет учащимся и учителям увереннее ориентироваться в возрастающем потоке информации. Трансформация любого учебного материала в объект научного исследования позволяет усилить мотивационные моменты образовательного процесса, повышает эффективность усвоения знания. Целостная система внедрения исследовательской деятельности в урочные и внеурочные компоненты образовательного процесса способствует развитию мыслительных способностей, приводит к усилению образовательных потребностей и наоборот. На протяжении нескольких лет коллектив школы работает над проектом «Исследовательская деятельность в образовательном учреждении», который является социально – педагогическим, ориентированным на создание педагогической социокультурной среды, способствующей формированию социально – активных личностей учителя и ученика, а также других участников образовательного процесса.
В процессе реализации проекта предполагается ориентация на развитие и саморазвитие личности учителя, способного к реализации в педагогической деятельности, при одновременном создании условий для развития личности учащегося. Принципиальным положением реализуемого проекта является формирование исследовательской культуры как цели и желаемого результата качества образования. Задачами проекта являются: создание необходимых условий для формирования исследовательской культуры учителя и ученика, разработка и описание модели исследовательской деятельности в образовательном учреждении, создание сообщества людей, заинтересованных в развитии исследовательской культуры как фактора развития образовательного учреждения в целом.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы развить способности всех его представителей. Для этой цели в школе существует научное общество школьников «Поиск» в рамках подпроекта «Исследовательская деятельность учащихся. Главная задача этого общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей. НОШ «Поиск» предполагает выход учащихся на овладение следующими умениями и навыками: умение самостоятельно ставить, структурировать, моделировать проблему, овладение методами исследования. В основе исследования должна лежит проблема, в ходе решения которой будет получен конкретный результат.
Для того, чтобы обеспечить стабильную культурную преемственность подрастающее поколение должно оценивать достижения и достоинства исторического наследия. Немалое значение для осуществления этих намерений имеет подготовка учащихся к исследовательской деятельности и использование ее в учебное и внеурочное время как основы для их развития. Главная трудность состоит в выборе адекватной структуры, которая позволяет, не нарушая целостности учебного процесса включить в нее иные практические и научно-исследовательские элементы, обеспечивающие становление мировоззрения человека гражданского общества.
Подпроект «Исследовательская деятельность учителя» - представляет собой ряд направлений деятельности, связанных с проблемой по взаимодействию с высшей школой, научно – методическому обеспечению образовательного процесса, а также трансформацией полученных наработок в практику работы других образовательных структур. Исследовательская деятельность является неотъемлемой частью учебной работы (учитель живет до тех пор пока он учится; только тот имеет право учить, кто сам учится). Исследовательской деятельностью с высоким уровнем эффективности занята группа учителей школы. Результатом их работы стали программы элективных курсов для учителей района по физике, информатике и обслуживающему труду, элективные курсы для учащихся образовательные программы дополнительного образования. Достижения педагогов в области научно – методического исследования отражены в их публикациях.
При высоком уровне кадрового и методического обеспечения школы имеется необходимость вовлечения большого количества учителей в системную исследовательскую работу по совершенствованию содержания и методики преподавания предмета. Параллельно с работой по совершенствованию содержания и форм может успешно проводится психологическое обеспечение интенсификации интеллектуального труда учителя и учащихся в виде обучающих семинаров. Научно-методическая работа может рассматриваться как норма профессиональной активности учителя образовательного учреждения, деятельность которого направлена на подготовку учащихся к успешному освоению вузовского содержания образования.
В рамках эксперимента «Национально-культурное взаимодействие в сфере образования на постсоветском пространстве (на примере сотрудничества школ Санкт-Петербурга и Белоруссии)» работает временная творческая группа учителей-исследователей (ВТГ), которая является добровольным объединением учителей. В основе деятельности ВТГ заложена потребность в исследовательской деятельности, наличие темы исследования, которая интересна группе педагогов, совпадение исследовательских интересов и способности к совместному действию.
Целями ВТГ являются: формирование целостного восприятия окружающего мира у школьников на основе изучения национальных культур, развитие социальной активности, ответственности и патриотизма у учащихся, родителей, педагогов, получение надпредметных знаний и развитие эффективных способов деятельности среди учащихся, родителей, педагогов, разработка и реализация совместной образовательной программы школ-патнёров. Содержательным аспектом деятельности ВТГ являются: глубокое понимание учителями исследуемой проблемы, трансляция накопленного опыта коллегам, повышение качества профессионального мастерства педагогов по исследуемой проблеме, углубление теоретической компетентности педагогов. Ожидаемыми результатами деятельности ВТГ будут: презентация результатов исследования по изученной проблеме, вооружение учителей теоретическими знаниями по теме исследования, разработка пакета документов для коллег по теме исследования (памятки, рекомендации, дидактический материал, библиография по проблеме исследования, образовательные программы), обобщение опыта учителей-исследователей, проведение теоретических семинаров и конференций по проблеме исследования, создание презентаций по теме исследования и проведение авторских мастерских, проведение авторских курсов по теме исследования. Роль заместителя директора в деятельности ВТГ заключается в поиске компетентных научных консультантов по проблеме исследования, необходимой научной литературы по проблеме исследования, помощь в оформлении полученных исследовательских материалов, промежуточное консультирование.
Образовательная среда школы характеризуется высокой степенью ориентации на интеллектуальное развитие учащихся при сохранении гуманистических условий реализации образования. Воспитательные аспекты образовательных отношений органически сочетаются с целями учебной деятельностью и опытом исследовательского творчества педагогов и учащихся. Учебные, деловые и межличностные отношения сотрудников между собой и учащихся строятся на принципах сотрудничества, здоровой конкуренции, взаимопомощи. Основными факторами, влияющими на профессиональное развитие. Высокая оценка условий, способствующих профессиональному росту. Основными достижениями коллектива педагогов и учащихся школы в учебной, методической и исследовательской работе следует считать поддержку со стороны администрации, высокое качество подготовки учащихся за счёт широкой сети дополнительного образования, элективных курсов, технических средств обучения, признанные достижения отдельных педагогов в области учебно-программного обеспечения и научно-методического творчества. Потенциалы и ресурсы развития научно-методической деятельности в школе связаны с развитием таких её сторон как: систематизация научно-методической работы, организационная и содержательная поддержка самообразовательной работы педагогов в овладении системой научно-методической деятельности, увеличение количества учителей, занятых педагогическим исследованием, расширением предметного пространства научно-методической работы за счёт осуществления интеграции знаний различных наук в единые проблемные исследования, привлечение большого числа учащихся к проведжению научно-исследовательской работы не только в рамках изучения школьных предметов, но и в осуществлении оригинальных исследований, стимулирование участия учеников в исследовательской деятельности, максимальное использование потенциала работников высшей школы. Одновременно в процессе работы происходит решением ряда проблем, что способствует изменению взгляда учителей психологически принять высокий интеллектуальный уровень детей, их право на собственное мнение; возникает сознание того, что залог успеха педагогического не в индивидуальном, а коллективном творчестве каждого; осознаётся невозможность сформировать исследовательскую культуру в рамках одного предмета, так как реализуется целостность видения мира.
-
Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2002. №1. – С. 24-33
-
.Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / Комментарии А.С. Саввичева. Под ред. А.С. Обухова. – М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2007. – 56 с.
-
Викторов Ю.М., Лебедева С.А., Тарасов С.В. Организация исследовательской деятельности школьников: (Из педагогического опыта школы-гимназии № 168 Санкт-Петербурга). СПб: школа-гимназия №168 г. Санкт-Петербурга, 1998. – 20 с.
-
Методика исследовательской деятельности учащихся в области гуманитарных наук/Редактор-составитель А.С. Обухов. – М.: МИОО; журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. – 160 с.
-
Методика исследовательской деятельности учащихся в области естественных наук/Редактор-составитель А.С. Обухов. – М.: МИОО; журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. – 128 с.
- Инструменты социальной сети в качестве образовательной платформы для дистанционного обучения
- "Великая и забытая" (классный час для обучающихся 9 класса, посвященный 100-летию начала Первой мировой войны)
- Методическая разработка урока «Ранняя республика в Риме» (составление разноуровневых заданий по таксономии Б.Блума и с использованием балльно-рейтинговой системы)
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
Автор не соблюдает правила размещения материала на странице портала, нет логотипа на первой странице файла, в аннотации читается некорректный текст. Хочется, чтобы автор был более внимательным к своему творчеству.
Статья отличается от методической разработки,описывающей факты с высокой степенью подробности. Как заместитель директора всегда говорю своим учителям не использовать в конспектах уроков излишних подробностей (например,"здравствуйте, дети", что является само собой разумеющимся в данном случае на уроке; а использовать такие подробности как "что вы узнали нового на уроке?").
По поводу правил размещения материала на портале: я еще раз их просмотрела, но не нашла обязательного требования логотипа на первой странице файла. Возможно я что-то пропустила и Вы мне процитируете где сказано об обязательном требовании размещения логотипа.
Вы написали,что в аннотации читается некорректный текст, очень хотелось бы мне как автору данной статьи более подробно ознакомится с замечаниями.
Ещё раз благодарю за комментарий.