Спецкурс по русскому языку "Учимся на "отлично"
Актуальность курса заключается в том, что в него вошли темы по повторению и подготовке к ЕГЭ , которые вызывают у учеников наибольшие трудности. Спецкурс имеет практическую напрвленность, в ходе которой отрабатываются знания и умения по темам кодификатора ЕГЭ. В основу курса положен принцип ориентировочной функции знаний, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
с. Каменная Балка, Благодарненский район, Ставропольский край
ППППП
Автор программы Н.М. Рахманова
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2011 год
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………… .3
3. Учебно – тематический план………………………………… 5
4. Содержание программы…………………………..………….. 8
5. Список используемой литературы………………………….. 11
Пояснительная записка
Предложенная программа рассчитана на 68 часов: 1час в неделю в 10-11классах, преподавание в которых ведётся по УМК А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой.
Система уроков по программе А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой (10-11 классы) не ориентирована на интенсивную подготовку учащихся к ЕГЭ. Данный курс позволяет совместить традиционные темы и тот необходимый материал, который должен быть отработан с учениками при подготовке к ЕГЭ.
Актуальность курса заключается в том, что в него вошли темы по повторению и подготовке к ЕГЭ, которые вызывают у выпускников наибольшие трудности. Спецкурс имеет практическую направленность, в ходе которой отрабатываются знания и умения по темам кодификатора ЕГЭ. Рассматриваются трудные случаи орфографии, грамматики, словообразования, синтаксиса и пунктуации.
Особое внимание уделяется анализу структуры и средств выразительности художественного и публицистического текстов; обучению сочинению - рассуждению на основе данного текста по типу ЕГЭ, часть С.
В основу курса положен принцип ориентировочной функции знаний, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности.
Цель курса заключается в совершенствовании практического применения навыков и умений: безошибочно применять то или иное правило, учитывая системность, логику, взаимосвязь между различными элементами (орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания, произношения, конструкции предложения и т.п.). Также целью курса является совершенствование и практическое применение коммуникативных навыков и умений: определять проблему данного текста, авторскую позицию, создавать собственный текст на основе данного текста, используя выразительные средства родного языка, стилистические фигуры, разнообразные грамматические формы и синтаксические конструкции.
Задача курса: воспроизведение учащимися знаний и умений по темам кодификатора ЕГЭ.
Для достижения основных целей и задачи используются эффективные формы работы: исследование, лекция, лекция с элементами беседы, фронтальный опрос, консультация учителя, практическая и самостоятельная работа. Предлагаются различные виды деятельности, которые позволяют реализовать указанные направления в обучении. Это разработка монопроектов, презентаций, выступление на лингвистическую тему, редактирование текста, работа с обобщающими таблицами, схемами, алгоритмами, тестами. Используются различные виды диктантов. Предлагаются задания на сопоставление, исключение, соотношение. Кроме того, используется текстоцентрический подход, который обладает огромными возможностями в обучении: производить орфографический и пунктуационный анализ, анализ синтаксических конструкций и средств выразительности; интерпретировать, рассуждать, обобщать и делать выводы, перерабатывать текстовую информацию, что планомерно готовит учеников к выполнению заданий ЕГЭ.
Планируемый результат.
Учащиеся должны уметь:
- по орфографии: классифицировать орфограммы по типам и видам, обосновывать выбор написания слова;
- по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков, различать омонимичные слова разных частей речи;
- по синтаксису: определять грамматическую основу, конструкцию предложения, определять типы подчинительной связи слов в словосочетаниях, соблюдать синтаксические нормы построения словосочетаний и предложений, соблюдать нормы согласования главных членов предложения;
- по пунктуации: классифицировать пунктуационные знаки по их функциям, обосновывать выбор и место знака препинания;
- по словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор слов;
- по грамматике: видеть грамматические ошибки различных типов и уметь исправлять их;
- по орфоэпии: произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами, находить орфоэпические ошибки и уметь их исправлять;
- по речи и стилистике: строить предложения в соответствии со стилистическими задачами, владеть способами анализа и переработки текстовой информации, различать типы и стили речи по их характерным особенностям, определять средства связи предложений в тексте, определять тропы и стилистические средства выразительности, писать сочинение-рассуждение по данному тексту.
Тематическое планирование спецкурса
«Учимся на «отлично». 10 - 11 классы. 68 часов.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
|
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА |
ФОРМА |
Культура речи и языковые нормы 8ч.
Орфоэпические нормы |
Практика 1ч. |
Работа с орфоэпическим словарём, КИМами |
Грамматические нормы |
Теория1ч., практика 1ч. |
Лекция, работа с тестами |
Морфологические нормы |
Теория 1ч., практика 1ч. |
Слово учителя, самостоятельная работа |
Речевые нормы |
Теория 1ч., практика 2ч. |
Работа с текстом, тестирование |
Словообразование и орфография 4ч.
Основные способы образования слов в русском языке |
Теория 1ч., практика 1ч.
|
Фронтальный опрос, монопроект, тренировочные упражнения, работа со словарями, самостоятельная работа, консультация учителя |
Неморфологический способ образования слов |
Практика 1ч. |
Работа с КИМами |
Трудные случаи правописания |
Практика 1ч. |
Работа со словарём, составление словарных диктантов. |
Синтаксические нормы 4ч.
Нормы построения словосочетаний и предложений. |
Теория 1ч., практика 1ч. |
Слово учителя. Выступление на лингвистическую тему. Синтаксический разбор предложений, редактирование текста |
Типы подчинительной связи в словосочетании. |
Теория 1ч., практика 1ч. |
Выступление на лингвистическую тему. Самостоятельная работа |
Синтаксис и пунктуация 14ч. Простое осложнённое предложение. Виды осложнения |
Теория 1ч., |
Лекция. Коллективная и индивидуальная работа |
. Пунктуация простого осложнённого предложения. |
Теория 1ч., практика 2ч. |
Рассказ на лингвистическую тему по опорной таблице. Задания на соотношение, анализ предложений. Самостоятельная работа |
Трудные случаи пунктуации в простом осложнённом предложении. |
Практика 2ч. |
Коллективная работа с комментарием, разбор заданий ЕГЭ |
Синтаксические нормы согласования подлежащего и сказуемого. |
Теория 1ч., |
Лекция |
Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. |
Теория1ч. практика 1ч. |
Слово учителя. Комментированное письмо, разбор заданий ЕГЭ |
Виды сложных предложений. |
Теория 1ч. |
Рассказ на лингвистическую тему по опорной таблице |
Пунктуация в сложных предложениях. |
Практика 2ч |
Анализ конструкции предложения, разбор заданий ЕГЭ, самостоятельная работа |
Трудные случаи пунктуации в сложном предложении |
Практика 2ч. |
Коллективный анализ конструкций предложений. Практическая работа |
Речь. Типы речи. Функциональные стили речи 20ч.
Типы речи |
Теория 1ч., практика 1ч. |
Лекция с элементами беседы. Практическая работа по определению типа речи. |
Книжные стили речи. |
Теория 1ч. |
Лекция с элементами беседы |
Публицистический стиль речи, его особенности. |
Теория 1ч. |
Выступление на лингвистическую тему по опорной таблице |
Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи. |
Теория 1ч., практика 1ч. |
Самостоятельное повторение тропов, стилистических фигур. Анализ текста, определение тропов. |
Проблемный очерк как жанр публицистического стиля, его композиция, характерные особенности. |
Теория 1ч., практика 1ч. |
Составление текста выступления на основе теоретического материала. Анализ текста. |
Эссе как жанр публицистического стиля, его особенности. |
Теория 1ч., практика 1ч. |
Лекция. Анализ эссе. |
Композиция сочинения – размышления. |
Теория 1ч. |
Лекция с элементами беседы |
Обучение сочинению – размышлению по данному тексту. |
Теория 1ч., практика 1ч. |
Слово учителя. Анализ текста. |
Подготовка к сочинению. |
Практика 1ч. |
Консультация |
Сочинение по данному тексту. |
Практика 1ч. |
Самостоятельная работа |
Работа над ошибками сочинения. |
Практика 1ч. |
Работа над ошибками, консультация учителя. |
Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля. |
Теория 1ч. |
Выступление на лингвистическую тему по опорной таблице |
Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств. |
Теория 1ч. |
Лекция с элементами беседы |
Анализ художественно-языковой формы произведения русской классической литературы. |
Практика 2ч. |
Лабораторная работа. Комментарий учителя. |
Речь 3ч Текст. Лексико-грамматические связи между предложениями в тексте. |
Теория 1ч., практика 1ч. |
Фронтальный опрос. Исследование лексико - грамматических связей в тексте |
Лингвистический анализ текста.
|
Практика 1ч. |
Практическая работа |
Общие сведения о языке 3ч.
Функции языка. |
Теория 1ч. Практика 1ч. |
Лекция с элементами беседы. Редактирование текста |
Выдающиеся учёные – русисты. |
Теория 1ч. |
Презентации учеников. Сочинение-миниатюра. |
Речь 5ч. Создание собственного текста на основе данного текста. |
Теория 2ч., практика 3ч. |
Слово учителя, составление плана сочинения по типу ЕГЭ. Самостоятельная работа. Консультация учителя |
Повторение 7ч. Воспроизведение знаний и умений по темам кодификатора ЕГЭ |
Практика 7 ч. |
Самостоятельная работа с КИМами |
Содержание программы
Культура речи. Языковые нормы. (8 ч)
Понятие «языковая норма языка», «нормированная речь». Виды норм русского литературного языка, их характеристика. Знакомство с наиболее распространёнными типами грамматических норм. Образование наиболее сложных для употребления в речи форм различных частей речи. Трудности образования формы родительного падежа от некоторых существительных, правила построения причастного оборота, образование сравнительной и превосходной степени прилагательного. Глагольное и именное управление в русском языке. Словарь как вид справочной литературы. Закрепление умения различать орфоэпические, грамматические, морфологические и речевые ошибки.
Словообразование и орфография. Трудные случаи правописания (4ч)
Основные способы образования слов в русском языке. Связь орфографии с образованием некоторых частей речи: наречие, сложные прилагательные, отыменные и отглагольные прилагательные. Н, НН в прилагательном, наречии, причастии. Неморфологический способ образования слов. Омонимия частей речи. Различение омонимичных слов с целью их правильного написания. Анализ состава слова, морфемный разбор. Трудные случаи правописания: словарные слова, заимствованная лексика, слова - исключения, слова с удвоенной согласной в корне, слова с иноязычными элементами, наречия, производные предлоги.
Синтаксические нормы (4ч)
Нормы построения словосочетаний и предложений. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сложность управления как вида синтаксической связи, обусловленного наличием в русском языке как предложного, так и беспредложного управления.
Определённый минимум слов с трудным управлением, необходимый для успешного выполнения заданий ЕГЭ. Неполные предложения. Прямой порядок слов в предложении. Обратный порядок слов в предложении как синтаксическое средство выразительности - инверсия.
Стилистические фигуры, связанные с синтаксисом: синтаксический параллелизм, парцелляция, анафора, эпифора, градация, антитеза, бессоюзие, многосоюзие, риторический вопрос, риторическое обращение.
Синтаксис и пунктуация (14ч)
Виды осложнения простого предложения. Разные типы сочетаний однородных членов (парное соединение, повторяющиеся союзы, составные союзы, несколько рядов однородных членов) и знаки препинания в предложениях с ними.
Грамматическая основа предложения. Выбор формы сказуемого при однородных подлежащих. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого, когда подлежащее выражено сочетанием существительных ряд, большинство, меньшинство, часть, часов, дней, месяцев, лет; числительными два, три, четыре; словами тысяча, миллион, миллиард, много, мало, немного, немало и сложными названиями, состоящими из нескольких слов.
Обособление как смысловое, интонационное и пунктуационное выделение группы членов предложения и слов, синтаксически не связанных с предложением. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Обособленные определения и приложения в текстах разных стилей. Синтаксическая синонимия простых предложений с причастными оборотами, с однородными членами и сложноподчинённого предложения. Группы вводных слов и выражений по значению. Синонимия вводных слов. Омонимия. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте и смысловых частей текста.
Виды сложных предложений. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения и знаки препинания в них. Смысловые и стилистические различия сложноподчинённых предложений с синонимическими союзами. Синонимия сложных предложений с союзной и бессоюзной связью. Односоставное(ые) предложение(я) в составе сложного. Способы передачи чужой речи. Цитирование. Трудные случаи пунктуации сложных предложений.
|
Речь. Типы речи. Функциональные стили речи. (20ч)
Типы речи, их характерные признаки. Случаи соединения разных типов речи в одном тексте. Рассуждение трёх типов: доказательство, объяснение, размышление.
Книжные стили речи. Публицистический стиль речи, его лексические, морфологические и синтаксические особенности. Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи. Жанры публицистического стиля. Проблемный очерк, его особенности, композиция. Жанр публицистического стиля: эссе. Особенности жанра: образная, афористичная речь; многочисленные примеры, ассоциации, аналогии, символы, ярко выраженная авторская позиция, вопросно-ответная форма изложения.
Обучение сочинению по тексту публицистического стиля (проблемный очерк): ключевые слова, проблема, интерпретация текста, комментарий проблемы, позиция автора… Создание собственного текста на основе предложенного текста. Анализ типичных ошибок. Индивидуальная работа над ошибками сочинения.
Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств. Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Анализ художественно-языковой формы произведения русской классической литературы.
Речь (3)
Текст как речевая единица. Лексико-грамматические связи между предложениями в тексте. Лингвистический анализ текстов разных стилей.
Общие сведения о языке (3)
Функции языка. Определение функций языка на примере поэтического текста: функция общения, функция мысли, поэтическая функция. Культурно-исторические обстоятельства и факторы языковой эволюции.
Редактирование текста или отдельных предложений.
Анализ высказываний о языке учёных – лингвистов. Знакомство с деятельностью учёных – лингвистов (Ф.И. Буслаев, В.В. Виноградов и др.).
Сочинение-миниатюра на тему: «Значение речевой культуры в нашей жизни».
Речь (5ч)
Подготовка к созданию собственного текста на основе данного текста (по типу ЕГЭ, задание С). Знакомство с критериями, по которым оценивается работа выпускника. План сочинения. Различные способы формулирования проблемы текста. Классификация проблем. О трудностях определения авторской позиции в текстах философского содержания. Способы определения авторской позиции. Способы оформления позиции автора: своими словами, использование частичного цитирования, словами автора (цитирование). Виды аргументов: логические и психологические.
Коллективная работа с текстами в соответствии с планом сочинения. Самостоятельная работа (сочинение – рассуждение по данному тексту).
Повторение (7ч)
Воспроизведение знаний и умений по темам кодификатора ЕГЭ. Индивидуальная работа с КИМами: выполнение всех частей (А, В, С). Консультация учителя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бельчиков Ю.А. Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка - М.,1994
2. Борунова С.Н. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. – Москва, 1987
3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Дрофа.-Москва, 2005
4. Влодавская Е.А. УМК Поурочное планирование по русскому языку к ЕГЭ. -Экзамен.- Москва,2007
5. В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.- М.,1998
Лекатан П.А. Современный русский язык.- Москва, 2002
6. Панов Б.Т., Текучёв. Школьный грамматико-орфографический словарь русскогоязыка.- Москва,1991
7. Панов М.В. Энциклопедический словарь юного филолога. – Москва,1984
8. Пучков Л.И. Русский язык. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2011.Разработано сотрудниками ФИПИ. Экзамен.- Москва, 2011
9. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. - Москва, 1985 10.Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация.- Москва, 200
11. Русский язык в таблицах. Издат-Школа. М.,2008 12. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2011. Легион.- Ростов-на-Дону, 2010
13. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - Москва,1991
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»