В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Эффективная организация учебного процесса

Эффективная организация учебного процесса

сергеева марина
Тип материала: другое
просмотров: 8070
Краткое описание
как организовать эффективно учебные занятия по географии
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
эффективная организация учебного процесса.doc Скачать

Эффективная организация учебного процесса.


Сергеева М.Е., учитель географии

МОУ лицей№7

Дзержинского района г. Волгограда
Проблемы эффективной организации учебного процесса возникли, как только появилась государственная система обучения и классно-урочная система работы. При такой системе работы сложно учесть индивидуальные особенности ребёнка.
Мы часто слышим: «Если детям интересно, они не устают». Это – заблуждение.
Дети могут не осознавать утомление, оно маскируется положительными эмоциями – интересом, удовольствием, но утомление коварно, оно постепенно накапливается, срыв здоровья оказывается почти всегда неожиданным. Просто знание ребёнка ещё не стало основой педагогики
Эффективная организация – это такой вариант учебного процесса, при котором не нарушается нормальное развитие и здоровье школьников, а учебная работа, интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки не вызывают чрезмерного напряжения и быстрого утомления.
Организация учебного процесса может быть неэффективной, и тогда физиологическая и психологическая цена обучения чрезмерна (эта цена – физическое и психическое здоровье) и главная цель обучения – качество (в широком смысле этого слова) остаётся недостижимой.
Снижение физиологической и психологической цены обучения и повышение эффективности учебного процесса возможно при реализации трёх основных принципов:

  • Рациональная организация учебных занятий;

  • Соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся;

  • Адекватность требований школы психофизическим возможностям и индивидуальным особенностям учащихся.

Первый принцип эффективной организации учебного процесса – это рациональная организация учебных занятий. Рациональная организация учебных занятий – это создание условий для работы школьников без чрезмерного напряжения и утомления, с высокой работоспособностью, таких условий, которые бы обеспечивали высокое качество обучения.
Второй принцип эффективной организации учебного процесса – соответствие методик и технологий обучения. Соответствие методик и технологий обучения – это максимальный учёт возрастных особенностей ребёнка при разработке и использовании методик и технологий обучения, раскрывающих возможности организма, способствующих сохранению высокой работоспособности, не вызывающих чрезмерного напряжения и дающих высокое качество обучения.
Третий принцип эффективной организации учебного процесса – адекватность требований возрастным возможностям и индивидуальным особенностям учащихся.
Это – соответствие реальных возможностей организма детей, их функционального состояния, особенностей организации деятельности условиям учебной деятельности. Например, требование «быть внимательным, сосредоточиться на английском диктанте или решении математических задач» на пятом уроке для третьеклассников не соответствует возрастным возможностям организации деятельности. После четвёртого урока работоспособность у большинства из них резко снижается. Задание «быстро отвечай с места» не соответствует индивидуальным возможностям медлительного ребёнка, так как особенностью медлительных детей являются трудность переключения внимания и более длительное включение в новую деятельность. Медлительные дети, даже хорошо зная ответ на вопрос учителя, ответят не сразу. Требование «сосредоточиться на контрольной» после эмоциональных и физических нагрузок во время соревнований на уроке физкультуры, не адекватно функциональному состоянию подростков, организм которых испытывает сильное напряжение.
Мнение родителей о ребёнке, оценка его учебных достижений почти всегда соответствует мнению учителя. Если считать, что ученик «может, но не хочет хорошо учиться», то родители, считая так же, готовы будут предъявлять к ребёнку неадекватные требования. Давление с двух сторон в ситуации, которую ребёнок не в силах сам изменить, создаёт условия для возникновения так называемых школьных стрессов, повышенной тревожности, страхов, снижения школьной мотивации.
Разумеется, все эти принципы взаимосвязаны и взаимозависимы. Пренебрежение даже одним из этих принципов резко повышает напряжение организма ребёнка, а значит, снижает эффективность обучения.
Какие же показатели могут служить характеристиками того, что учебный процесс эффективно организован?
Среди относительно простых и доступных показателей могут быть выделены следующие:

  1. Общая школьная учебная нагрузка (уроки, дополнительные занятия, факультативы). Анализ расписания учебных занятий, общей школьной учебной нагрузки в течение учебной недели, четверти, года позволяет оценить, рационально ли организован учебный процесс в школе.

  2. Общая внешкольная учебная нагрузка (домашние задания, включающие не только время приготовления уроков, но и подготовку рефератов, сочинений, чтение необходимой литературы). Анализ внешкольной (учебной) нагрузки также позволяет оценить эффективность организации учебного процесса.

  3. Анализ общего режима дня и внеурочных занятий (спорт, музыка, чтение, компьютер, творчество и т.п.) позволяет понять, рационально ли организован режим, оставляет ли учебная нагрузка время на дополнительные занятия.

  4. Анализ функционального напряжения позволяет понять, насколько сложен для организма весь комплекс учебных нагрузок.

  5. Анализ субъективной оценки настроения, позволяющий понять, как чувствует себя ученик в процессе учебных занятий и в течение дня.

  6. Анализ работоспособности даёт возможность оценить выраженность и степень утомления, адекватность учебных нагрузок.
    Одним из первых признаков нарушений в организации учебного процесса являются школьные трудности учеников, школьные риски.
    К числу школьных факторов риска (ШФР) относятся:

  • Стрессовая тактика педагогических воздействий;

  • Интенсификация учебного процесса;

  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей;

  • Нерациональная организация учебного процесса;

  • Недостаточный уровень знаний педагога о причинах и механизмах школьных трудностей.

Под школьными трудностями понимается весь комплекс школьных проблем, которые возникают у ребёнка при систематическом обучении и приводят к выраженному функциональному напряжению, отклонениям в состоянии здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения.
Трудности обучения у многих детей не приводят к неуспеваемости, наоборот, высокая успеваемость, особенно на первом году обучения, может достигаться огромным напряжением и чрезвычайно высокой функциональной ценой, а нередко и ценой здоровья. Именно эти дети не привлекают особого внимания педагогов и родителей, а функциональная цена школьных успехов проявляется не сразу. Родители же считают, что поводом для ухудшения здоровья могут быть самые разные причины, но не школьные нагрузки, не перенапряжение, не ежедневные микрострессы от неудач и недовольства взрослых.
Практика современной школы в последние годы выдвигает целый ряд острых проблем, связанных с нарастающим ухудшением состояния здоровья учащихся. Болезнь ослабляет ребёнка, ухудшает состояние его нервной системы. Ослабленные дети имеют низкую, неустойчивую работоспособность, повышенную утомляемость, легко отвлекаются.
Комплекс школьных факторов риска действует непрерывно, длительно и систематично, причём сила воздействия на организм человека любого неблагоприятного фактора усиливается, если человек осознаёт это влияние как неизбежное, неуправляемое, неизменное. Это в большой мере относится к комплексу школьных факторов риска, которые ребёнок не в силах изменить, минимизировать или исключить.
Одними из источников стресса в школьной жизни являются жёсткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой, при которых страдающая сторона – ребёнок. На обычном уроке в школе педагог успевает сделать от 8 до 19 замечаний. А реплики типа «Ты опять не успел выполнить задание» (медлительному ребёнку), «Ну что это за почерк», «Не стараешься», «Больше не буду проверять такие работы» (ребёнку с расстройством психического здоровья или леворукому) обычны и типичны. В такой системе «педагогических пощёчин» педагоги (и родители) не видят ничего особенного, так как и на более серьёзные конфликты взрослые порой не обращают внимания.
Ведущим стрессовым фактором в школе является ограничение времени, выделенного на работу. Это сильнейший стрессовый фактор, и именно в ситуации ограничения времени, постоянного цейтнота ребёнок живёт 10-11 школьных лет. Ограничение времени неизбежно приводит к снижению качества учебной работы, неудачам, заставляя ребёнка испытывать чувство собственной несостоятельности и недовольство взрослых. При этом ограничение времени может быть связано как с увеличением объёма и интенсивности учебных нагрузок, так и с технологией и методикой обучения.
Ещё один фактор риска, приводящий к резкому ухудшению здоровья, – это интенсификация учебного процесса. Интенсификация идёт различными путями. Первый – увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов).
Есть второй вариант интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объёма учебного материала.
Высокая интенсивность учебного труда не позволяет варьировать обучение, учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением.
Ключевая проблема – «педагогическая обработка и метода преподавания», то есть проблема не только «чему учить», но и «как учить».
Показателями эффективной организации учебного процесса и в то же время факторами риска являются:

  • Рациональность организации процесса;

  • Общая учебная нагрузка, чрезмерная нагрузка;

  • Внеучебная нагрузка или перегрузки;

  • Организация режима дня, учебных и внеучебных занятий

Учебная нагрузка может и должна только часть дня любого ребёнка. Дети не должны проводить весь день за партой и письменным столом, забывая об отдыхе, занятиях по интересам, чтении, прогулках. Анализ режима дня школьников показывает, что большая часть их них практически не бывает на воздухе, недостаточно спит, почти не занимается спортом, а каждый четвёртый старшеклассник проводит за компьютером по 4-6 часов в неделю. Любой школе, любому классному руководителю, учителю важно знать и понимать, что происходит в его школе, в его классе.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос