Развлекательные мероприятия в рамках недели математики "Звездный час"
Знакомит с интересными фактами из истории математики, способствует повышению интереса к предмету, воспитывает навыки коллективной работы в команде.
(Развлекательное мероприятие на неделе математики)
Ведущий 1:
Внимание! Внимание!
Приглашаем всех мальчиков и девочек
Отправиться в веселую страну.
Не забудьте взять с собой: быстроту мысли,
Находчивость, смекалку.
Ведущий 1:
Уже готово все к сраженью,
Команды лишь сигнала ждут.
Одну минуточку терпенья,
Я вам представлю грозный суд.
Ведущий 2: Итак, встречайте, Наше жюри:
Ведущий 1: Внимание… Команда "РАДИКАЛ", капитан команды:
Ведущий 2: И команда "ИНТЕГРАЛ", капитан команды:
Ведущий 1: Проведем жеребьёвку: какая команда ответит правильно на следующий вопрос, та команда получает право первой отвечать на вопросы нашей игры.
Ведущий 2 предлагается из слова "ГИПОТЕНУЗА" по очереди составлять слова. Та команда, которая не сможет сказать слово будет второй)
Ведущий 1: одна минута на размышление…
Ведущий 2: Уважаемые игроки, ваши варианты…
… ответы команд…
Ведущий 1: Слово жюри…
Ведущий 2: А теперь следующий конкурс:
РАЗМИНКА.
-
В этом конкурсе надо как можно быстрее отвечать на мои вопросы (вам дается 1 минута!!!). Каждый правильный ответ приносит вам 1 балл.
-
Готовы? Внимание! Вопросы для первой команды:
-
1% от 1 000 рублей? (10 руб)
-
Единица скорости на море? (узел)
-
Большой любитель чужих секретов в Интернете? (хакер)
-
Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между сторонами треугольника (Пифагор)
-
Книзу летит капельками, а кверху – невидимкою. (вода)
-
Фигура, образующаяся при пересечении двух прямых? (угол)
-
Результат математического действия? (ответ, решение)
-
Я увидел свой портрет, отошел – портрета нет. (зеркало)
-
Иногда эту глобальную систему называют Сетью … (Интернет)
-
Как называется утверждение, принимаемое без доказательств? (аксиома)
-
Дерево даешь – съедает, от воды же умирает. (огонь)
-
Раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости? (планиметрия)
Ведущий 1: А теперь вопросы второй команде, готовы? Тогда начали:
-
Как называется сотая часть числа? (процент)
-
Назовите единицу массы драгоценных камней? (карат)
-
Игрок-профессионал и ценитель компьютерных игр. (геймер)
-
Основная часть Интернета – Всемирная … (паутина)
-
Угол, на который поворачивается солдат по команде "кругом"? (180°)
-
Над водою – ушко, под водою брюшко. (айсберг)
-
Направленный отрезок? (вектор)
-
Древнегреческий математик, астроном, философ, именем которого названа теорема об отрезках, лежащих на двух прямых, пересекаемых параллельными прямыми? (Фалес)
-
К дальним селам, городам
-
кто идет по проводам?
-
Светлое величество!
-
Это … (электричество)
-
Как называется утверждение, требующее доказательств? (теорема)
-
Ты за ней – она от тебя,
-
Ты от неё – она за тобой. (тень)
-
Раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости? (планиметрия)
Ведущий 2: Молодцы, разминка завершена, а с каким результатом, слово жюри. …жюри…
Ведущий 1: Следующий конкурс, внимание:
ЧЁРНЫЙ ЯЩИК.
За правильный ответ команда получает 4 балла.
Ведущий 2: Назовите предмет, лежащий в чёрном ящике.
Существует легенда о греческом изобретателе Дедале и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это он поплатился жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.
Ведущий 1: Этот самый древний предмет пролежал в земле
2 000 лет. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. За многие сотни лет конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько она совершенна.
ЧТО ЛЕЖИТ В ЧЁРНОМ ЯЩИКЕ?
Ведущий 2: Ваш ответ, команда…
Ведущий 1: Ваш вариант ответа, команда…
Ведущий 2: Слово предоставляется жюри…
Ведущий 1: Общий счёт…
(Ответ: циркуль)
Ведущий 2: Следующий конкурс:
КОНКУРС КАПИТАНОВ.
капитаны готовы. За каждый правильный ответ – 2 балла.
Ведущий 2: Кто готов ответить?
Ведущий 1: Вопрос первый :
-
Шел паломник в Иерусалим и встретил трех странников. Каждый из них нес 3 мешка, в каждом мешке – 3 кота. Сколько живых существ двигалось в Иерусалим? Ваш ответ.(один)
-
Сколько дюжин в сутках? (Две)
-
У кого больше ног у пяти осьминогов или у четырех кальмаров? (одинаково: 5 x 8 = 4 x 10 = 40)
-
Сколько штатов в США? (50)
-
Сколько полных недель в году? (52)
-
Сколько лет спала Спящая Красавица из сказки Шарля Перро? (100)
-
На сколько градусов могут поворачивать голову совы? (270)
-
Сколько насчитывается чудес света? (7)
-
Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
-
Сколько пар ног у насекомых? (3)
-
Сколько мишек на картине Шишкина “Утро в сосновом лесу(четыре)
Ведущий 1: А теперь проверим знания по истории математики
За каждый правильный ответ – 4 балла. Подсказка "отнимает" 1 балл.
Вопрос 1: Задолго до нашей эры потребности счета привели человека к понятию натурального числа. Постепенно математики Вавилона, Египта, Китая, Греции ещё до нашей эры заложили основы науки – теории чисел. В России крупнейшими представителями теории чисел были Чебышев, Виноградов и человек, о котором далее пойдет речь.
Ведущий 2: По происхождению швейцарец. Однако более 30 лет прожил в России, где его избрали членом Петербургской Академии Наук. Он так описывает роль России в своем творчестве: "Его королевское величество (Фридрих II) недавно меня спрашивал, где я изучил то, что знаю. Я, согласно истине, ответил, что всем обязан моему пребыванию в Петербургской Академии Наук".
Ведущий 1: Назовите этого человека.
Ведущий 2: /подсказка 1/ С его именем связано обозначение отношения длины окружности к ее диаметру греческой буквой ? (пи).
Ведущий 1: /подсказка 2/ Он написал учебник "Полное введение а алгебру", по образцу которого в дальнейшем писались другие учебники алгебры.
Ведущий 2: Ваш ответ?
(Ответ: Леонард Эйлер, комментарий жюри)
Ведущий 1: Вопрос 2. С 14 лет жизнь этого человека была связана с Казанским университетом. С 22 лет он преподает в университете: читает лекции по математике, физике, астрономии; заведует обсерваторией, возглавляет библиотеку.
Ведущий 2: Это о нем сказал поэт Фирсов:
Когда-то, здесь, на площади широкой,
По этой вот казанской мостовой,
Задумчивый, неторопливый, строгий,
Он шел на лекции – великий и живой.
Назовите имя и фамилию этого человека.
Ведущий 1: /подсказка 1/ В 35-летнем возрасте он становится ректором Казанского университета и возглавляет его 19 лет.
Ведущий 2: /подсказаи 2/ Он выдвинул новую геометрии, является создателем неевклидовой геометрии, которую в его время почти никто не понял.
(Ответ: Лобачевский Николай Иванович, комментарий жюри)
Ведущий 1: Вопрос 3. Эта женщина, жившая в V в. до н.э., была профессором философии в Александрийском музее египетского города Александрия. В его библиотеке стояли миллионы свитков папируса, на которых были записаны сочинения по истории и географии, математике и физике, философии и поэзии. Женщина-математик древности занималась математическими исследованиями и была очень красноречива. Её советы ценили и поэты, и правители города.
Ведущий 2: Некоторое время она жила в Афинах, неустанно совершенствуя свое образование. По возвращении на родину, приступает к работе в доме муз, где преподает математику и философию. Поэты слагали о ней стихи. Именно за то, что она хранила заветы древней науки, её ненавидел епископ Кирилл. В 415 году, науськанная епископом, толпа христианских монахов растерзала эту выдающуюся женщину. Назовите имя первой женщины-математика.
Ведущий 1: ваши варианты ответов???
(Ответ: Гипатия Александрийская)
Ведущий 2: Последний (четвертый) "исторический" вопрос:
Большая потребность в грамотных людях в военном деле, кораблестроении, в горной металлургической промышленности привела к созданию в России широкой сeти общеобразовательных и специальных школ и училищ. С этой целью в 1701 году Петром I была создана " Математических и навигационных наук школа". Это была первая в России школа, в которой преподавались основные разделы математики: арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия плоская и сферическая…
Ведущий 1: В 1702 году в школу был назначен преподавать арифметику, геометрию и тригонометрию математик, который затем стал старшим учителем и заведующим учебной частью школы. Ему было поручено с 1714 года набирать учителей в Цифирные школы, учрежденные Петром I по всей России.Назовите имя этого человека.
Ведущий 2: Кто этот интересный человек? Ваш ответ…
/Подсказка/ Его учебник "Арифметика, сиречь наука численная" издан в 1703 году в Москве тиражом 2400 книг. Михаил Ломоносов высоко оценил эту книгу и назвал её "вратами учёности". Сам Ломоносов не только изучал "Арифметику", но и знал её наизусть.
(Ответ: Магницкий Леонтий Филиппович, комментарии жюри…)
Ведущий 2: Внимание, внимание!
ЧЁРНЫЙ ЯЩИК
Ведущий 1: История возникновения этого предмета насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. В древности этот предмет называли клепсидрами. Назовите этот предмет.
Ведущий 2: /подсказка1/ Почти у каждого есть эта замечательная вещь.
Ведущий 1: /подсказка2/ На протяжении веков эта вещь постоянно совершенствовалась и претерпевала изменения, уменьшалась в своих размерах, становясь унифицированной, В разное время в это внесли свою лепту Галилео Галилей, папа Римский, инженер Кулибин.
Ведущий 2: /подсказка3/ В начале ХХ века поставщиком двора его величества этой важной вещи был владелец знаменитой фамилии. Спустя годы, его внук, знаменитый спортсмен, играющий в НХЛ, занялся наследственным бизнесом.
Ведущий 1: /подсказка4/ В математике и физике без этого предмета трудно обойтись, особенно при решении задач на движение.
Ведущий 2: /подсказка5/ Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, водяные, песочные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные.
(Ответ: часы)
Ведущий 1: Следующий конкурс “Фразеологическая математика”.
(Вставьте числа, математические термины и понятия в известные всем фразеологизмы)
-
Очень глуп – у него всего … извилины (две).
-
Очень горько плакать – плакать в … ручья (три).
-
Абсолютно не нужен – как собаке … нога (пятая).
-
Очень умен – … пядей во лбу (семи).
-
Что-то лишнее, не нужное – … колесо в телеге (пятое).
-
Наивысший подъём, взлет – … вал (девятый).
-
Не общаться, не выходить из дома – жить в … стенах (четырех).
-
Основа основ … кита (три).
-
Враждебная агентура внутри страны – … колонна (пятая).
-
Будь точен и внимателен при шитье и кройке – … раз отмерь, … отрежь (семь, один).
Ведущий 1
Вставьте математические знаки действий, чтобы получилось данное число
Великолепная семерка
Цифра семь известна всем,
Что сказать о цифре семь!
В деревушке семь избушек,
Семь крылечек, семь старушек,
Семь щенков, семь дымков,
Семь драчливых петухов
На семи плетнях сидят,
Друг на друга не глядят.
Распустили семь хвостов,
Каждый хвост семи цветов.
В тесном небе звездной ночью
Я нашел семь ярких точек.
Семь горящих глаз нашел,
Называются ковшом.
И Медведицей зовут..
7 7 7 7 7 7 7=6
7 7 7 7 7 7 7=7
7 7 7 7 7 7 7=8
7 7 7 7 7 7 7=10
7 7 7 7 7 7 7=49
7 7 7 7 7 7 7=107
7 7 7 7 7 7 7=140
Ведущий1 Последний конкурс
ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО
Составить как можно больше слов из букв слова “ТРЕУГОЛЬНИК” (е=ё).
(Рог, руль, толь, рот, кит, горн, уголь, урон, китель, кулон, грек, луг, угол, лот, тор, кон, нуль, уклон, укол, лектор, кретин, тенор, тур, гол, тол, корень, рок, укор, лето, утро, игрек, орел, турне, тир, роль, трель, тон, кот, лень, тело, итог, ролик, кино, раут, гик, ель, тик, олень, кол, енот, трек, ток, куль, крот, лук, гель, лён, урок, корь, лорнет, турок, и т.д.)
Математика повсюду.
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.
Ведущий 2:
Каждый день, вставая бодро,
Начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро,
Чтобы в класс не опоздать.
Ведущий 1:
Вот строительство большое.
Прежде чем его начать,
Нужно всё еще подробно
Начертить и рассчитать.
Ведущий 2:
А иначе рамы – криво,
Потолок провалится.
А кому, друзья, скажите,
Это может нравиться?
Ведущий 1:
Ох, скажу я вам, ребята,
Все примеры не назвать,
Но должно быть всем понятно,
Что науку надо знать!
Ведущий 2:
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,
Ведущий 1, 2:
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
Ведущий 2: Мы благодарим Команды за участие.
Ведущий 1: Мы благодарим зрителей за поддержку.
Ведущий 2: Мы благодарим жюри за честный суд.
До свидания, до новых встреч!
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
Презентация отражает высокий уровень профессиональных компетенций преподавателя не только в математике, но и в области информационных технологий.
Следует обратить внимание на оформление текстового документа, добавить титульный лист, методические цели мероприятия, техническое и информационное обеспечение. Не представлена хронология туров. Методическую разработку необходимо прописывать подробно, чтобы не возникало вопросов у читающего. Например, в документе не отражен 4-й тур. Для чего на слайде 31 записан ПУД?
Презентацию можно использовать в готовом виде, а текстовый документ подлежит доработке.