Детско-родительская встреча "Семейная гостиная"
Фамилия, имя, отчество автора – Рожкова Ольга Юрьевна
Квалификационная категория – I категория
Место проживания – Забайкальский край, г. Петровск-Забайкальский
Название учебного заведения – МОУ СОШ №2 им. В.А. Орлова
Дисциплина - психология
Тема мероприятия: Детско – родительская встреча «Семейная гостиная»
Класс: 6-7 класс
Продолжительность мероприятия – 1,5 часа
Детско-родительская встреча Семейная гостиная
Пояснительная записка
Для нормального развития человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими. Правильно построенные отношения с ребенком помогают родителям успешно решать сложные внутренние проблемы, волнующие их и ребенка. Детско-родительские встречи дают участникам новый опыт общения, позволяют увидеть, как строятся отношения в других семьях, помогают детям и родителям иначе взглянуть на свои отношения, стать ближе друг к другу и найти точки соприкосновения. Данное мероприятие позволяет решить следующие задачи:
-
Показать ценность семьи для каждого человека, как жизненной опоры и поддержки
-
расширение представлений родителей о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений;
-
Создать условия для продуктивного общения между родителем и ребёнком, чтобы каждый мог почувствовать радость общения;
Возраст: учащиеся 6-7 класс
Форма проведения: тренинг, игра.
Оборудование и оформление:
-
В центре класса стулья расставлены кругом по числу участников;
-
За кругом расположены три-четыре стола для творческой работы во второй части собрания, на которых находятся необходимые материалы: ножницы, клей, белая и цветная бумага, краски, кисти, фломастеры
-
3-4 картонные коробки среднего размера, верхняя часть заранее склеивается в виде крыши (это будущие дома)
-
Ширма, 4 сигнальных карточки (две красного и две синего цвета)
-
На доске плакат «Семейная гостиная», можно оформить доску рисунками детей на тему «моя семья» или «счастливый день моей семьи». Я использую рисунки, оставшиеся от работы с ребятами 8-9 классов «Образ моей семьи» (на что похожа моя семья?)
-
Музыкальное сопровождение (можно использовать детские песенки)
-
Бейджики для участников.
План проведения мероприятия
1. подготовка классной комнаты и всех необходимых материалов
2. Встреча участников, рассаживание в круг
3. Приветствие. Сообщение темы и цели встречи.
4. Работа в круге (мини-тренинг)
5. Проведение семейной игры.
6. Выполнение творческого задания в группах.
7. Рефлексия встречи
Ход встречи.
1. Приветствие. Сообщение темы и цели встречи.
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители, и еще раз здравствуйте ребята. Наша сегодняшняя встреча называется «Семейная гостиная». А что такое семейная гостиная? Это место, где собирается вся семья вечером или в выходные дни. Когда можно обсудить какие-то вопросы, рассказать о чём-то радостном, или просто пообщаться и посмеяться. Вот и сегодня на нашей встрече мы с вами будем создавать атмосферу тепла, уюта, понимания. Я думаю, у нас всё получится.
Нашу встречу хочется начать с притчи.
Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию.
А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество.
Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет!»
Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».
2. «Незаконченные предложения»
Ведущий: Свет в окне дома… Какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну, вот я и дома»; раздражение – ну, что им надо, чего им не спиться; боязнь – как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и ругани?
Готовясь к собранию, очень хотелось узнать мнение мальчиков и девочек, которые сами через очень небольшой промежуток времени станут папами и мамами, и сами будут зажигать свет в своих окнах. Ребятам было предложено закончить следующие предложения
2. Мои родители - это… |
3. Свет в окнах моего дома - это… |
4. Радость в моей семье - это… |
5. Горе в моей семье - это… |
6. Вдали от родного дома я буду вспоминать…
Сейчас я прочту вам обобщённые ответы детей. А взрослых попрошу внимательно послушать и ответить, какие чувства у вас возникли, о чём подумалось (зачитываются обобщённые ответы детей). Затем родители по кругу делятся своими мыслями, чувствами по поводу услышанного. |
3. Упражнение «Комплимент»
Ведущий: Способность любить и потребность быть любимым есть у каждого человека и очень важно не дать угаснуть этой способности, а напротив, позволить ей вырасти и развиваться. У каждого из нас есть эмоциональный резервуар, который пополняется эмоциями и чувствами, получаемыми от наших близких. Этот резервуар пополняется по мере того, как мы получаем подтверждение любви и заботы. Этот резервуар обеспечивает нам эмоциональный комфорт, стабильность, чувство защищенности и уверенности. Взрослый человек наполняет этот резервуар через общение со своими родителями, супругом и детьми. Но не только мы, но и наши близкие обладают эмоциональным резервуаром. Наша искренняя забота, внимание, любовь к близким наполняют их эмоциональный резервуар и сохраняют их психологический комфорт.
Сейчас мы с вами будем наполнять эмоциональный резервуар наших близких.
Это самый волнующий момент занятия, так как родителям и детям необходимо обменяться комплиментами. Например, каждый заканчивает предложение:
«Моя мама (мой папа)...» или «Моя дочь (мой сын)...».
Ведущий: это очень важно, не просто любить, а ещё и выражать свою любовь.
4. Семейная игра.
Ведущий: А сейчас я предлагаю вам всем поучаствовать в увлекательной семейной игре.
Все детско-родительские пары делятся на три группы и рассаживаются вокруг столов.
Сначала участникам предлагается собрать из разрезанных частей символ любви, тепла, домашнего очага (сердце). Победившая команда награждается аплодисментами участников. В процессе игры отсутствует момент соревнований и подсчёт очков. Это не ставится целью игры. Каждый раз в конкурсе победителей награждаем аплодисментами и словами поддержки.
Конкурс «Если бы я был…»
Описание задания.
В каждой творческой группе необходимо выбрать одну семью для участия в конкурсе. Работа с каждой семьёй идёт поочерёдно. Родителю предлагается выйти из класса, а ребёнок отвечает на 4 вопроса, имеющие варианты ответа (карточки с вопросами даны в приложении № 1). Затем родитель возвращается в класс и ему нужно предположить, какие варианты ответа выбрал ребёнок. Детско-родительская пара награждается аплодисментами в знак поддержки, если не совсем хорошо удалось справиться с заданием, либо в знак одобрения за большое количество совпадений. Задание вызывает много положительных эмоций. Также даёт возможность увидеть, в каких семьях родители знают и чувствуют своего ребёнка.
Конкурс «Вопросы- Ответы»
Описание задания.
Для этого конкурса выбираются 3 детско-родительские пары. Пары участвуют в конкурсе по очереди. Для конкурса необходима ширма и сигнальные карточки синего и красного цветов. Родитель и ребёнок встают по разные стороны ширмы, но так что оба видны зрителям. Каждый получает сигнальные карточки двух цветов. Ведущий задаёт вопросы, касающиеся то ребёнка, то родителя. Отвечать необходимо с помощью сигнальных карточек («да» - синяя карточка, «нет» - красная карточка).
Вопросы для конкурса даны в приложении № 2. Подсчитывается число совпадений ответов. Детско-родительская пара награждается аплодисментами участников.
Творческое задание «Дом моей мечты» (работа в группах)
Ведущий: Посмотрите, у меня есть дома (демонстрирует участникам дома склеенные из коробок). Они все одинаковые, серые и безликие. Я предлагаю вам сейчас «построить дом своей мечты». Используя все материалы для творчества, оживить эти дома, и подумать, кто бы мог жить в этом доме, для кого он.
Время на работу: 20-25 минут.
Примечание: процесс изготовления «домов» оказывается очень увлекательным как для взрослых, так и для детей. Они проявляют большую выдумку и фантазию. Ребята прямо на ходу сочиняют стихи о своих домах.
После завершения работы, группы представляют свои дома, как правило, это делают ребята, сопровождая свои представления стихами собственного сочинения.
5. Рефлексия встречи
Ведущий: поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от сегодняшней нашей встречи. Какие чувства возникли, о чём подумалось (участники высказываются по желанию).
И закончить нашу встречу мне хочется следующими строчками.
Свет в окне – я хочу,
Чтобы он не гас.
Свет в окне – свет
Тревожных любимых глаз!
Свет в окне – чередою бегут года!
Свет в окне – пусть не гаснет он никогда!
Спасибо за работу.
Приложение № 1
Карточка №1.
1. Если бы я был (а) книгой, то я бы был… (словарём, детективом, энциклопедией, учебником)
2. Если бы я был (а) животным, то я бы был… (лисой, львом, зайцем, слоном)
3. Какие предметы ты бы добавил (а) себе в расписание? (математику, физкультуру, русский язык, биология)
4. Какой праздник тебе нравится больше всего? (Новый год, день рождения, день смеха, окончание учебного года)
Карточка № 2.
1. Если бы я был (а) погодой, то я был бы …(грозой, солнечным днём, лёгким ветром, ураганом)
2. Если бы я был (а) деревом, то я был бы… (берёзкой, дубом, елью, пальмой)
3. В какой кружок предпочёл (предпочла) бы записаться? (шахматы, спортивная гимнастика, танцы, фехтование)
4. Собаку какой породы хотел бы завести? (овчарку, лайку, таксу, бульдога)
Карточка № 3.
1. Если бы я был(а) музыкальным инструментом, то я был(а)…(скрипкой, барабаном, гармошкой, гитарой)
2. если бы я был птицей, то я бы был(а)… (коршуном, синичкой, попугаем, снегирём)
3. Где бы ты предпочёл (предпочла) отдохнуть в летние каникулы? (на море, в горах, в деревне, в большом городе)
4. Какие передачи предпочитаешь смотреть? (развлекательные, познавательные, детективные фильмы)
Приложение № 2.
Карточка №1.
-
Будет ли ругать мама, если ты порвёшь одежду?
-
Это правда, что (имя) вчера получил (а) двойку по математике?
-
Нравится ли маме её работа?
-
Правда ли, что (имя) поссорился со своим лучшим другом (подругой)?
-
Болела ли у мамы вчера голова?
-
Любимый школьный предмет (имя) информатика?
-
Мама очень любит классическую музыку.
-
(Имя) мечтает в будущем стать врачом.
-
Любимый фильм мамы «Ирония судьбы или с лёгким паром»
-
(Имя) терпеть не может долго ждать.
Карточка № 2.
-
Мама в детстве мечтала стать артисткой.
-
Любимое животное (имя) – собака?
-
Любимый цвет мамы – красный.
-
Особенно хорошо (имя) умеет рисовать лошадей.
-
Любимая сладость мамы – мармелад.
-
(Имя) легко найдёт общий язык с незнакомым сверстником.
-
Позволит ли мама досмотреть интересное кино, если уже будет поздний час?
-
(Имя) очень интересует футбол.
-
Лучший отдых для мамы – это выезд на природу.
-
Любимый мультфильм (имя) – «Простоквашино».
Карточка № 3.
-
Любимая ягода мамы – малина?
-
(Имя) мечтает заняться фехтованием (бальными танцами).
-
Мама верит в приметы?
-
Любимый актёр (имя) Брюс Ли?
-
Мама любит петь.
-
Любимый школьный предмет (имя) – физкультура.
-
Из цветов, мама любит розы.
-
На обложке дневника (Имя) нарисована спортивная машина (известная певица).
-
Мама больше любит делать уборку, чем готовить еду.
-
У (имя) есть друзья в другом населённом пункте.
Список литературы
1. http://shepelenko.ucoz.ru/blog/roditelskoe_sobranie_quot_semja_glaza_v_glaza
2. А. Джон «Ландшафт детской души»
3. К. Росс «Как на самом деле любить детей»
4. А. Баркан «Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребёнка»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»