Профориентационное занятие «Мир профессий и твое место в этом мире»
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы»
Профориентационное занятие
«Мир профессий и твое место в этом мире»
с учащимися 10-11 классов
Автор – составитель:
педагог дополнительного образования
Лопатина Алена Владимировна
Владимирская область
г. Муром
2009 год
Пояснительная записка
Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в юношеском возрасте. К сожалению, многие старшеклассники недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.
Данное профориентационное занятие с учащимися 10-11 классов может быть полезно педагогам образовательных учреждений при проведении классных часов, внеклассных мероприятий, особенно в рамках ежегодной декады профориентации учащихся.
Цель занятия: помочь учащимся осознать свои профессиональные намерения, интересы и склонности, расширить их кругозор в мире профессий и обучить стратегии профессионального выбора.
Материалы: листы бумаги, ручки, фломастеры,
словарь основных понятий,
раздаточный материал по профориентации для учащихся
План занятия:
1. Вступительная беседа.
-
Построение классификации профессий.
-
Профориетационная игра «Цепочка профессий»
-
Анализ влияния природного фактора (темперамента)
на профессиональное становление.
-
Профориентационная игра «Кто есть кто»?
-
Правила выбора профессии.
-
Информация об актуальном состоянии рынка труда,
о профессиональном учебном пространстве региона.
8 Профориетационная игра «Пять шагов»
9. Подведение итогов занятия.
Сценарий занятия:
1. Беседа о профессиях и психологических требованиях к профессии.
Ведущий. Сегодня известно несколько тысяч профессий. Как же в них сориентироваться?
Чтобы в этом разобраться, нужно классифицировать профессии. Классификация — это осмысление порядка вещей, распределение их по какому-либо признаку. Профессии принято классифицировать и выделять по следующим признакам:
(Учащиеся работают со схемой анализа профессий) (см. Приложение 1)
• Предмет труда
То, на что направлена работа. Классификация профессий: человек — человек, человек — природа, человек — техника, человек — знаковая система, человек — художественный образ.
• Цели труда
Преобразовательские (воздействие на предмет труда).
Гностические (получение и анализ информации о предметах труда).
Изыскательские (поиск чего-то нового).
Управленческие (управление другими людьми).
• Орудия труда
То, посредством чего работник оказывает воздействие на предмет труда.
Функциональные средства (функции человеческого тела и ума).
Технические средства (расширяют возможности воздействия человека на предмет труда).
Профессии ручного труда.
• Условия деятельности
Любая профессия предполагает нахождение человека в определенных условиях. Условия труда включают:
характеристики
среды;
физическую нагрузку;
график
рабочего времени;
нервно-психическое
напряжение.
• Характер труда: исполнительский или творческий.
Ведущий. Если вы выбрали профессию, подумайте, соответствует ли она наиболее привлекательным для вас характеристикам. Если нет — попробуйте сами смоделировать ее по этим признакам.
2. Ведущий. Между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие линии сходства. Следовательно, не надо ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях.
Игра «Цепочка профессий»
Цель - развитие умений выделить общее в различных видах трудовой деятельности.
Ведущий. Данное умение может быть полезным, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе, но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.
Инструкция: «Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию, следующий назовет профессию в чем-то близкую.
Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий».
3. Ведущий. Давайте попробуем проанализировать влияние природного фактора на профессиональное становление (см. Приложение 2)
Природные особенности оказывают существенное влияние на профессиональное становление. Их игнорирование может привести к потере интереса к работе, различного рода перегрузкам, а то и к нервным заболеваниям.
В профессии условно выделяют две стороны – содержательную и динамическую.
Содержательная определяется набором необходимых знаний, умений и навыков, что представляет специфические требования к личностным особенностям человека. Эти особенности могут формироваться в процессе труда. Они поддаются воспитанию и тренировке.
Динамическая сторона профессии: любая работа требует от человека определенной скорости, темпа выполнения, умения переключаться с одного типа заданий на другой, концентрации внимания и т. п. В некоторых профессиях эти требования выступают на первый план, создавая трудности для их овладения. Перечень таких профессий невелик, но для их получения необходимо пройти специальный отбор.
Учитывая это, психолог К. М. Гуревич предложил классифицировать профессии по признаку их абсолютной или относительной профпригодности.
Если профессия предъявляет жестокие требования к особенностям нервной системы человека и требует отбора, то ее следует отнести к 1- ой группе – группе профессий с абсолютной профпригодностью.
Если же данной специальностью может овладеть практически любой человек, то ее можно отнести ко 2-ой группе профессий, требующей относительной профпригодности.
Эти группы называются профессиями 1 и 11 типов.
Подавляющим большинством профессий одинаково успешно могут овладеть люди с разными психофизиологическими особенностями. Но даже при этом нужно учитывать свои природные свойства, чтобы найти подходящую специализацию в рамках профессии.
Итак, при выборе профессии важно учитывать свой тип темперамента.
- Сангвинику интереснее заниматься разнообразной работой, где он постоянно получает новые задания. Ему подходят профессии, которые предусматривают частое и интенсивное общение и организацию деятельности других людей.
- Холерику благоприятнее циклическая работа, в которой чередуются периоды больших усилий и спокойной деятельности.
- Флегматику сложнее, когда работа разнообразна, зато привычный режим не представляет для него трудности.
- Меланхолику подходит работа, требующая тонких ручных умений. Ему противопоказаны профессии, связанные с неожиданностями и сложностями.
4. Игра « Кто есть кто»?
Цель – дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знаний учащихся друг о друге.
Инструкция: «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в большей степени. Я хлопаю в ладоши, а вы одновременно должны показать рукой на выбранного человека, наиболее подходящего для названной профессии».
(Еще перед началом занятия учащиеся пишут на доске наиболее интересные профессии, а психолог впоследствии именно их и называет.)
«Показав рукой на своего товарища, все должны замереть, а Вы считаете, сколько рук показывает на вас, и записываете эти выборы».
Следует заметить, что в свое время проводились эксперименты (В. Н. Шубкин и др.), показывающие, что прогнозы одноклассников относительно профессионального будущего своих одноклассников нередко оказываются более точными, чем прогнозы учителей и родителей. Это означает, что доверять мнению одноклассников о профессиональных перспективах своих товарищей все-таки можно и нужно.
5. Ведущий. Думаю, вы не раз задумывались над правильностью выбора профессии: как бы не ошибиться, что необходимо знать. Существуют определенные правила выбора профессии. (см. Приложение 3)
Правила выбора профессии:
·
Необходимо изучить как можно больше
профессий, определить, какие профессии
и специалисты необходимы в регионе, где
вы проживаете.
·
Важно изучить самого себя (интересы,
склонности, способности, темперамент,
черты характера, особенности познавательных
процессов, здоровье, самооценку, уровень
притязаний и др.).
·
Следует выбрать наиболее привлекательную,
подходящую профессию.
·
Подробно изучить выбранную профессию:
ознакомиться с профессиограммой,
определить формулу профессии, уточнить
содержание, условия труда и требования,
предъявляемые профессией к человеку.
Изучить возможности ее приобретения и
перспективы профессионального роста.
·
Попробовать свои силы в выбранной
профессии (в кружках по интересам, в
учебно-производственном комбинате).
·
Сравнить полученные знания о профессии
со своими возможностями, посоветоваться
с родителями, учителями, врачами,
психологом, получить квалифицированную
профконсультацию.
·
При определении соответствия своих
профессиональных возможностей требованиям
выбранной профессии получить в школе
или УПК первоначальную профессиональную
подготовку, реализовывать самоконтроль
готовности к профессиональному
самоопределению.
·
При отсутствии указанного соответствия
найти запасной вариант профессионального
выбора.
·
Выбрав для себя будущую профессию,
необходимо проявлять настойчивость в
реализации намерения и овладении
профессией в совершенстве.
6. Ведущий дает учащимся необходимую информацию об актуальном состоянии рынка труда, о профессиональном учебном пространстве региона.
( информация вывешивается в виде буклетов на доске перед началом занятия)
7. Игра «Пять шагов».
Цель – повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.
«Предлагается определить какую-либо интересную цель, например, поступить в какое-то учебное заведение. Эта цель, т.к. ее сформулировала группа, выписывается на доске.
Каждый участник на отдельном листке должен выделить основные 5 этапов (5 шагов), которые обеспечили бы достижение намеченной цели. Далее все делятся на микрогруппы по 3-4 человека. В каждой организуется обсуждение, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальный и интересный. Следовательно, каждая группа на новом листке выписывает самые оптимальные 5 шагов.
Затем идет разделение на 2 группы и тоже выделяются 5 основных шагов. Далее идет обсуждение: подведение итогов игры: насколько совпадают варианты, предложенные разными группами.
Важно определить, насколько выделенные этапы реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической ситуации в стране».
8. Ведущий. Подводя итоги нашего занятия, хочется особенно отметить затруднения, с которыми вы можете столкнуться при выборе профессии.
(см. Приложение 4)
Ошибки и затруднения при выборе профессии
·
Отношение к выбору профессии как к
выбору пожизненного пристанища,
ориентация сразу на профессию высокой
квалификации.
·
Существующие предрассудки, когда
некоторые важные для общества профессии
и занятия считаются недостойными,
неприличными.
·
Выбор профессии «за компанию», чтобы
не отстать от друзей.
·
Перенос отношения к представителю
какой-нибудь профессии на саму профессию.
·
Увлечение только внешней или какой-либо
частной стороной профессии.
·
Отождествление школьного учебного
предмета с соответствующей профессией.
·
Устарелые представления о характере
труда в некоторых сферах производства.
·
Неумение разбираться в своих личных
качествах, склонностях, способностях,
подготовленности.
·
Незнание или недооценка своих физических
особенностей, недостатков, существенных
при выборе профессии.
9. Ведущий. «Подводя итог нашего профориентационного занятия, мне хочется надеяться, что все вы способны правильно проанализировать полученный материал по профориентации, с целью найти достойное место в этом большом мире – мире профессий».
Список литературы:
-
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 – 11 классы). – М., 2005
-
Пряжников Н. С., Пряжникова Е.Ю. Профоиентация. Учебное пособие. - М., 2007.
-
Твоя профессиональная карьера. Учебник для учащихся 8-11 классов./ Под. ред. С.Н. Чистяковой. – М., 2003.
Приложение 1
СХЕМА АНАЛИЗА ПРОФЕССИЙ
(перечень основных характеристик профессий)
Предмет труда:
1)
животные, растения, (природа)
2)
материалы
3) люди (дети, взрослые)
4)
техника, транспорт
5) знаковые системы
(тексты, информация в компьютерах)
6)
художественный образ
Цель труда:
1)
контроль, оценка, диагноз
2)
преобразовательная
3) изобретательная
4)
транспортирование
5) обслуживание
6)
собственное развитие
Средства труда:
1)
ручные и простые приспособления
2)
механические
3) автоматические
4)
функциональные (речь, мимика, зрение,
слух)
5) теоретические (знания, способы
мышления)
6) переносные или стационарные
средства
Условия труда:
1)
бытовой микроклимат
2) большие помещения
с людьми
3) обычный производственный
цех
4) необычные производственные
условия (особый режим влажности,
температуры, стерильность)
5) экстремальные
условия (риск для жизни и здоровья)
6)
работа на открытом воздухе
7) работа
сидя, стоя, в движении
8) домашний
кабинет
Характер общения в труде:
1)
минимальное общение (индивидуальный
труд)
2) клиенты, посетители
3) обычный
коллектив (одни и те же лица)
4) работа
с аудиториями
5) выраженная дисциплина,
субординация в труде
Ответственность в труде:
1)
материальная
2) моральная
4) за жизнь
и здоровье людей
5) невыраженная
ответственность
Особенности труда:
1)
большая зарплата
2) льготы
3) «соблазны»
(возможность брать взятки)
4) изысканные
отношения, встречи со знаменитостями
5)
частые командировки
6) законченный
результат труда (можно полюбоваться)
Типичные трудности:
1)
нервное напряжение
2) профзаболевания
3)
распространены мат и сквернословие
4)
возможность оказаться в тюрьме
5)
невысокий престиж работы
Минимальный уровень образования для работы:
-
без специального образования (после школы)
2) начальное профессиональное образование (СПТУ)
3) среднее профессиональное образование (техникум)
4) высшее профессиональное образование (вуз)
5) ученая степень (аспирантура, академия)
Приложение 2
Анализ влияния природного фактора
на профессиональное становление
Подавляющим большинством профессий одинаково успешно могут овладеть люди с разными психофизиологическими особенностями. Но даже при этом нужно учитывать свои природные свойства, чтобы найти подходящую специализацию в рамках профессии.
Итак, при выборе профессии важно учитывать свой тип темперамента.
- Сангвинику интереснее заниматься разнообразной работой, где он постоянно получает новые задания. Ему подходят профессии, которые предусматривают частое и интенсивное общение и организацию деятельности других людей.
- Холерику благоприятнее циклическая работа, в которой чередуются периоды больших усилий и спокойной деятельности.
- Флегматику сложнее, когда работа разнообразна, зато привычный режим не представляет для него трудности.
- Меланхолику подходит работа, требующая тонких ручных умений. Ему противопоказаны профессии, связанные с неожиданностями и сложностями.
Приложение 3
Правила выбора профессии:
·
Необходимо изучить как можно больше
профессий, определить, какие профессии
и специалисты необходимы в регионе, где
вы проживаете.
·
Важно изучить самого себя (интересы,
склонности, способности, темперамент,
черты характера, особенности познавательных
процессов, здоровье, самооценку, уровень
притязаний и др.).
·
Следует выбрать наиболее привлекательную,
подходящую профессию.
·
Подробно изучить выбранную профессию:
ознакомиться с профессиограммой,
определить формулу профессии, уточнить
содержание, условия труда и требования,
предъявляемые профессией к человеку.
Изучить возможности ее приобретения и
перспективы профессионального роста.
·
Попробовать свои силы в выбранной
профессии (в кружках по интересам, в
учебно-производственном комбинате).
·
Сравнить полученные знания о профессии
со своими возможностями, посоветоваться
с родителями, учителями, врачами,
психологом, получить квалифицированную
профконсультацию.
·
При определении соответствия своих
профессиональных возможностей требованиям
выбранной профессии получить в школе
или УПК первоначальную профессиональную
подготовку, реализовывать самоконтроль
готовности к профессиональному
самоопределению.
·
При отсутствии указанного соответствия
найти запасной вариант профессионального
выбора.
·
Выбрав для себя будущую профессию,
необходимо проявлять настойчивость в
реализации намерения и овладении
профессией в совершенстве
Приложение 4
Ошибки и затруднения при выборе профессии
· Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, ориентация сразу на профессию высокой квалификации.
·
Существующие предрассудки, когда
некоторые важные для общества профессии
и занятия считаются недостойными,
неприличными.
·
Выбор профессии «за компанию», чтобы
не отстать от друзей.
·
Перенос отношения к представителю
какой-нибудь профессии на саму профессию.
·
Увлечение только внешней или какой-либо
частной стороной профессии.
·
Отождествление школьного учебного
предмета с соответствующей профессией.
·
Устарелые представления о характере
труда в некоторых сферах производства.
·
Неумение разбираться в своих личных
качествах, склонностях, способностях,
подготовленности.
·
Незнание или недооценка своих физических
особенностей, недостатков, существенных
при выборе профессии.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
Спасибо автору. Надеюсь на продолжение сотрудничества.
С уважением. Ивлева Юлия