Интегрированный урок ОБЖ и обществознания "Международное гуманитарное право по защите населения в чрезвычайных ситуациях"
Табуньщикова Оксана Викторовна учитель ОБЖ I квалификационной категории МБОУ СОШ №22 с углубленным изучением отдельных предметов города Тамбова |
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Интегрированный урок по ОБЖ и обществознанию, 9 класс
Урок сопровождается презентацией.
Цель: 1. сформировать представление учащихся об основных принципах и нормах международного гуманитарного права, направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов; способствовать осознанию учащимися необходимости соблюдения норм, которые защищают жертв вооруженных конфликтов и регулируют поведение участников военных действий;
2. развивать умение логически обосновывать суждения, пользоваться анализом и синтезом, аргументировать свою точку зрения;
3. воспитывать у учащихся уважение к человеческому достоинству, милосердие, сострадание к беззащитным.
Ход урока:
-
Оргмомент
-
Подводящая беседа.
Работа с высказываниями знаменитых людей.
Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди.
Б. Шоу
Война – это не отношения между людьми, но между государствами, и люди становятся врагами случайно, не как человеческие существа и даже не как граждане, а как солдаты… Если цель войны – уничтожение враждебного государства, то другая сторона имеет право истреблять его защитников, пока они держат в руках оружие, но как только они бросают его и сдаются, они перестают быть врагами или инструментом в руках врагов и вновь становятся просто людьми, чьи жизни не позволено никому отнимать.
Ж.-Ж. Руссо
Учитель объявляет тему урока, учащиеся записывают её в тетрадь.
-
Изучение нового материала.
Учитель. Ребята, мы с вами познакомимся с отраслью права, ранее нами не изучаемой, это международное гуманитарное право. Вслушайтесь в это название и скажите, каково назначение этого права? О каких нормах здесь может идти речь? И почему мы говорим о Международном гуманитарном праве? (Ответы учащихся.)
Итак, я открываю первую страницу нашего журнала «Из истории международного гуманитарного права».
1-я страница
ИЗ ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА (МГП)
24 июня 1859 г. возле селения Сольферино разразилась битва, в которой столкнулись солдаты французской, итальянской и австрийской армий. 16 тыс. его участников пали на поле битвы, 40 тыс. получили ранения. Огромное поле боя было усеяно ранеными — они истекали кровью, погибали от жажды. Свидетелем этой ужасающей картины стал молодой швейцарец - предприниматель Анри Дюнан. Эта бойня потрясла его до глубины души. Более всего его поразило, что никто не оказывал помощь раненым, молящим о сострадании, о глотке воды. Дюнан обратился к жителям близлежащих селений с призывом помочь несчастным, не считаясь с тем, какой они национальности, в какой армии воевали, на каком языке говорят. Призыв “Все люди - братья” был услышан.
Анри Дюнан родился 8 мая 1828 г. в Женеве. Благополучный молодой человек с хорошим образованием успешно занимался коммерцией, был красив, умен. Ему пророчили блестящую карьеру. Неожиданно, оставив свои дела, он взялся за необычное и совершенно новое по тем временам дело – занялся созданием организации помощи жертвам войны.
В 1862 г. Дюнан издал книгу “Воспоминание о битве при Сольферино”, которую разослал европейским монархам, политическим деятелям, военачальникам, своим друзьям. Успех оказался мгновенным и превзошел все ожидания. Автор выступал за создание в европейских странах действующих на добровольных началах обществ по оказанию помощи раненым, за необходимость принять международное соглашение, которое гарантировало бы этим добровольцам признание и уважение.
В книге «Воспоминание о Сольферино» А. Дюнан впервые высказал идею о подготовке добровольных помощников военно-медицинской службе в мирное время, а также призвал созвать международный конгресс, на котором следует принять конвенцию о предоставлении правовой базы защите военных госпиталей и медицинского персонала. Таким образом, если первое положение книги А. Дюнана привело к созданию Красного Креста, то второе — к принятию Женевской конвенции.
Следует сказать и о том, что Россия играла самую активную роль как в создании общества Красного Креста, так и в создании правовых документов, положивших начало оформлению международного гуманитарного права. Русский хирург Н. И. Пирогов, создавший общину сестёр милосердия в годы Крымской войны 1853-56 гг., считается предшественником А. Дюнана.
22 августа 1864 г. состоялась Дипломатическая конференция, на которой был принят первый правовой документ — Женевская конвенция «Об улучшении участи раненых на поле боя». На этой же конференции был создан Международный комитет пяти, положивший начало созданию общества оказания помощи раненым. В 1880 г. Комитет пяти был переименован в Международный комитет Красного Креста (МККК). Вскоре Женевская конвенция была принята всеми независимыми в то время государствами. С момента принятия первой Женевской конвенции началось становление и развитие гуманитарного права.
2-я страница
ИСТОЧНИКИ МГП
Познакомимся с основными источниками МГП. Прежде всего, ими являются четыре Женевские конвенции 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним 1977 г.
Каждая из четырёх Женевских конвенций включает положения, предоставляющие правовую защиту конкретной категории жертв вооружённых конфликтов.
I Женевская конвенция обеспечивает правовую защиту больных и раненых в действующих армиях;
II – раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море;
III – военнопленных;
IV – гражданского населения во время войны.
Принимая во внимание особенности вооружённых конфликтов, имевших место после 1949 г., содержание Женевских конвенций в 1977 г. было дополнено и расширено двумя Дополнительными протоколами.
Понятие «комбатант» было введено в международное гуманитарное право в 1907 г. Это одно из основных понятий в гуманитарном праве.
Комбатанты – лица, имеющие право принимать участие в военных действиях.
Практическая работа с текстами Конвенций и Протоколов
Задание: по текстам охарактеризовать отношение к каждой категории населения и в чём выражается их защита.
Вывод: слайд
В случаях международных и немеждународных вооружённых конфликтов необходимо вести военные действия, строго соблюдая нормы МГП, руководствуясь принципами гуманности. Признавая наличие особых потребностей у женщин и детей, МГП предоставляет им дополнительную защиту.
Международное гуманитарное право – отрасль международного права, совокупность правовых норм, основанных на принципе гуманности и направленных на защиту переставших участвовать в боевых действиях (военнопленных, раненых и больных из состава вооружённых сил), неучаствующих (гражданское население), гражданские объекты, культурные ценности и ограничивающих воюющих в средствах и методах ведения боевых действий.
Карточка.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО – отрасль международного права, совокупность норм, которые ДЕЙСТВУЮТ (когда?) ________________________________________________________ ЗАЩИЩАЮТ (кого?) _________________________________________________________ И (кого?) _________________________________________________________ (что?)_________________________________________________________ ОГРАНИЧИВАЮТ (кого?) ____________________________________________________ ( в чём?) ___________________________________________________ ОСНОВЫВАЮТСЯ НА ПРИНЦИПЕ (на каком?) __________________________________________________
|
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО – отрасль международного права, совокупность норм, которые ДЕЙСТВУЮТ (когда?) в ситуации вооружённого конфликта ЗАЩИЩАЮТ (кого?) неучаствующих (гражданское население) И (кого?) переставших участвовать (раненых, больных, военнопленных) (что?) гражданские объекты, культурные ценности ОГРАНИЧИВАЮТ (кого?) воюющих ( в чём?) в выборе средств и методов ведения боевых действий ОСНОВЫВАЮТСЯ НА ПРИНЦИПЕ (на каком?) гуманности |
3-я страница
СИМВОЛЫ МГП.
МГП является юридической базой деятельности Международного Красного Креста и Красного Полумесяца, которое в качестве нейтральной организации оказывает большую помощь жертвам вооруженных конфликтов.
Отдавая должное Швейцарии, в которой зародилось движение, в качестве отличительной эмблемы покровительства раненым воинам было решено использовать обратное положение цветов швейцарского флага (белый крест на красном фоне) — красный крест на белом фоне. Несмотря на то, что эмблема носила не религиозный, а геральдический характер, сначала Турция, а затем и часть мусульманских стран в качестве символа стали использовать знак Красного Полумесяца. Женевская конвенция 1929 г. признала его в качестве второй официальной эмблемы МККК. Позднее еще несколько стран обратились просьбой о придании законного статуса их эмблемам, но получили отказ. Для того чтобы исключить религиозные аспекты и тем самым способствовать укреплению единства людей Земли, в 2005 г. на очередной Женевской конференции была утверждена новая эмблема международных гуманитарных организаций — Красный Кристалл (красный квадрат на белом фоне). Эта эмблема имеет одинаковый статус с прежними — Красным Крестом и Красным Полумесяцем.
4-я страница
7 ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО КРАСНОГО КРЕСТА И КРАСНОГО ПОЛУМЕСЯЦА
Учащиеся получают карточку с названиями принципов и их краткой характеристикой. Термины и их толкования даны вразброс. Необходимо найти правильное соответствие. В результате должно получиться следующее:
ГУМАННОСТЬ
Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, порожденное стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах, как на международном, так и на национальном уровне предотвращать или облегчать страдания человека. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности. Оно способствует достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира между народами.
БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ
Движение не проводит никакого различия по признаку расы, религии, класса или политических убеждений. Оно лишь стремится облегчать страдания людей, и в первую очередь тех, кто больше всего в этом нуждается.
НЕЙТРАЛЬНОСТЬ
Чтобы сохранить всеобщее доверие, Движение не может принимать чью-либо сторону в вооруженных конфликтах и вступать в споры политического, расового, религиозного или идеологического характера
НЕЗАВИСИМОСТЬ
Движение независимо. Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны тем не менее всегда сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с Основополагающими принципами Красного Креста.
ДОБРОВОЛЬНОСТЬ
В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению выгоды.
ЕДИНСТВО
В стране может быть только одно национальное общество Красного Креста или Красного Полумесяца. Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны.
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ
Движение является всемирным. Все национальные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.
-
Закрепление
Учащимся предлагаются рисунки, иллюстрирующие некоторые принципы Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Необходимо догадаться, о каких принципах идёт речь (Добровольность и Единство)
-
Проверка усвоения изученного материала.
Тест.
1.Международное гуманитарное право – это…
А) совокупность норм, направленных на защиту прав человека в мирное время;
Б) совокупность норм, основанных на принципах гуманности и направленных на защиту жертв вооружённых конфликтов;
В) совокупность норм, направленных на защиту жертв стихийных бедствий.
2.Международное гуманитарное право защищает…
А) лиц, прекративших принимать участие в военных действиях,
Б) лиц, осужденных за попытку свержения правительства,
В) лиц, осужденных за террористические акты.
3.Основные документы Международного гуманитарного права – это…
А) Декларация прав человека,
Б) Устав ООН,
В) четыре Женевские конвенции (1949) и два дополнительных протокола к ним (1977).
4.Международное гуманитарное право защищает объекты…
А) производящие вооружение,
Б) производящие боеприпасы,
В) не служащие непосредственно военным действиям.
5. Какого цвета должно быть поле, в центре которого расположен Красный Крест (отличительный знак военной и гражданской медицинских служб)?
А) голубого,
Б) зелёного,
В) белого.
6. Какая из эмблем была принята позже других:
А) Красный Кристалл
Б) Красный Крест
В) Красный Полумесяц
7.Для обозначения людей, имеющих право принимать участие в военных действиях, в международном праве используется термин:
А) репатрианты,
Б) комбатанты,
В) интернированные.
8.Особую защиту международное гуманитарное право предоставляет:
А) раненым и больным,
Б) женщинам и детям,
В) добровольцам и партизанам.
9.Международное гуманитарное право запрещает любые средства и методы ведения войны, которые:
А) причиняют излишние повреждения и страдания;
Б) не наносят серьезный или долговременный ущерб природной среде;
В) позволяют проводить различия между теми, кто не участвует в военных действиях и теми, кто принимает в них участие.
10. Стороны, участвующие в конфликте:
А) свободны в использовании всех средств и методов ведения военных действий;
Б) могут использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны;
В) не должны пользоваться оружием, которое не может быть направлено против военного объекта и имеет неизбирательное действие.
6. Самопроверка.
7. Подведение итогов урока.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»