Критерии оценки деятельности педагогического персонала
Критерии оценки деятельности педагогического персонала
в МБОУ СОШ № 46 с углубленным изучением отдельных предметов
Результаты деятельности педагогического персонала, качество учебно-воспитательного процесса в школе, в первую очередь, зависят от того,
насколько каждый учитель добросовестно выполняет свои должностные обязанности, насколько успешно он может реализовать себя в своей педагогической деятельности. С другой стороны, часто встаёт вопрос о том, как оценить педагога, его вклад в образовательный процесс, чтобы при этом всем членам педагогического персонала эта оценка была понятна и не вызывала вопросов, как повысить мотивацию учителя на повышение его педагогического мастерства, на достижение нового качества образования.
Деятельность учителя настолько многогранна, сложна и индивидуальна, что на первый взгляд кажется, что единых подходов к её оценке просто не существует: ведь порой слабые стороны одного педагога становятся основным козырем другого; а воспитательное воздействие педагога на души его воспитанников порой бывает более важным, чем качественное овладение ими учебного материала.
В поисках решения этой проблемы мы пришли к необходимости внедрить в систему оценки качества образования в школе новые процедуры, критерии, показатели. С этой целью была создана «База критериев» для оценки эффективности деятельности всего педагогического персонала и отдельно взятого педагога, разработка которой является одной из задач нашей школы. «База критериев включает в себя»:
-
Критерии качества учебного плана.
-
Критерии качества элективных курсов.
-
Критерии и уровни эффективности деятельности предметных методических объединений, кафедр.
-
Критерии конкурсного отбора учителей для работы в классах повышенного уровня.
-
Критерии эффективности профессиональной деятельности каждого учителя.
-
Критерии оценки инновационной деятельности педагога.
-
Критерии оценки деятельности учителя по формированию общеучебных умений и навыков.
-
Критерии оценки состояния учебного кабинета.
-
Критерии оценки конкурса «Лучший учебный кабинет».
-
Критерии оценки смотра лабораторий и учебных мастерских.
-
Критерии оценки профессиональных конкурсов.
Но одно дело разработать критерии, а обсудить, ввести и принять их в образовательном учреждении – очень непросто, потому что приходится балансировать между необходимостью соблюдать, выполнять эти критерии и сохранять индивидуальность, самобытность каждого учителя.
Педагог, привыкший оценивать своих учеников, в большинстве случаев очень тяжело переносит ситуацию оценивания себя, поэтому мы разработали разные способы оценивания педагогического персонала и в первое время использовали их при аттестации педагогов, например,
Мы все знаем, что саморазвитие личности невозможно без самопознания, самооценки характера развития способностей и других личностных качеств, поэтому, используя методику доктора педагогических наук В.И. Андреева, мы получили возможность оценить уровень творческого потенциала личности учителя, установить как самые сильные, так и слабые качества его личности. Такие диаграммы у нас составлены на каждого учителя.
Результаты данного оценивания могут применяться при поступлении на работу, при назначении на какую-то должность, но самое главное – они являются стимулом для целенаправленного саморазвития учителя.
Школьная практика доказывает, что качество образования тем выше, чем выше стремление педагога самообразовываться, поэтому мы проводим диагностику по определению уровня способности к саморазвитию и самообразованию не каждого педагога, но и коллектива в целом:
Одной из приоритетных педагогических проблем является построение психологически комфортных и гуманистических взаимоотношений, которое,
по определению академика А.В. Петровского, может быть эффективным лишь в том случае, если его участники являются взаимозначимыми. С целью проверки, насколько значимыми друг для друга являются наши учителя и их ученики, мы проводим диагностику по определению взаимоотношений в системе « Учитель ↔ ученик». Результаты данного исследования позволяют получить нам объективную картину взаимоотношений в классном коллективе и понять, что качество знаний учащихся всецело зависит от комфортности, от доброжелательных взаимоотношений учителя и ученика.
Следующим шагом проведения оценочных процедур была диагностика
уровня развития педагогической деятельности. Системы и критерии оценок разработаны Т.В.Морозовой, автором сборника «Диагностика успешности учителя». Данный вариант диагностики позволяет с максимальной объективностью и достоверностью выявить важнейшие показатели учителя, которые составлены в соответствии с квалификационными требованиями к деятельности педагога.
Методика диагностики содержит восемь показателей:
-
Оценка преподавательской деятельности учителя по стимулированию познавательной самостоятельности учащихся.
-
Владение организационными формами диагностической работы с учащимися.
-
Оценка внеурочной организационно-воспитательной работы учителя.
-
Реализация учителем индивидуальных программ обучения.
-
Оценка умений учителя планировать свою деятельность, прогнозировать результаты своей работы.
-
Профессиональная компетентность учителя.
-
Творческое отношение к преподаванию.
-
Оценка работы учителя над повышением своего профессионального уровня.
Показатели 1-4 – относятся непосредственно к практической деятельности учителя; показатели 5-8 – отражают аналитическую деятельность.
На основе данных анкет мы видели тенденцию развития не только каждого педагога, но и всего коллектива в целом, выявляли «западающие» вопросы в педагогической деятельности учителей, а также и возможности обобщения лучшего опыта.
Средством получения первичной информации о качестве преподавания служат посещения уроков, по результатам которых заполняются различные схемы, диагностические карты. В практике работы чаще всего мы используем несколько схем анализа урока:
-
программа наблюдений на уроке (Шамова Т.И.);
-
картограмма оценок умений учителя при посещении урока (Третьяков П.И.);
-
нотограмма урока (Раченко И.П.);
-
анализ урока (Конаржевский Ю.А.) и др.
Оценка эффективности урока
Ф.И.О. учителя: ......................
Предмет: ........ Класс: ....... Дата 16.04.2011
Параметры оценки
|
Оценка деятельности учителя |
Оценка деятельности учащихся |
||
организационная |
обучающая |
воспитательная |
||
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
5 |
2 |
1 |
2 |
2 |
6 |
2 |
2 |
1 |
2 |
7 |
2 |
2 |
|
1 |
8 |
1 |
|
|
|
9 |
1 |
|
|
|
10 |
2 |
|
|
|
11 |
2 |
|
|
|
Количество баллов |
20 |
11 |
9 |
11 |
% качества урока |
90% |
78% |
75% |
78% |
Уровень Урока |
85% - оптимальный уровень урока |
Диагностическая карта учителя
Ф.И.О. учителя: ..............................................
Оценки деятельности учителя и учащихся
|
Даты посещения уроков |
||||
Предмет чтение Дата 17.10.2010 |
Предмет русск. язык Дата 30.11.2010 |
Предмет русский яз. Дата 14.04.2011 |
Предмет математика Дата 16.04.2011 |
Предмет чтение Дата 20.04.2011 |
|
Организационная |
77% |
64% |
81% |
90% |
81% |
Обучающая |
64% |
57% |
71% |
78% |
71% |
Воспитательная |
75% |
58% |
83% |
75% |
83% |
Оценка деятельности учащихся |
86% |
71% |
91% |
78% |
78% |
% качества урока |
76% |
63% |
81% |
85% |
81% |
Уровень урока |
допустимый |
критический |
допустимый |
оптимальный |
допустимый |
Таким образом, мы можем оценивать различные стороны педагогической деятельности учителя, выявлять проблемы, намечать пути их решения.
Особое значение мы придаем такому способу оценки, как самоанализ или рефлексия собственной деятельности педагога. Для этого мы используем анкету, разработанную доктором философских наук А. И. Севруком.
Основная задача состоит в том, чтобы:
1) каждый учитель объективно смог оценить себя;
2) воспринимал анкету как полезную для себя;
3) знал, что нужно сделать, чтобы устранить выявленные недостатки;
4) хотел их устранить;
5) знал, был уверен, что ему окажут методическую помощь.
Оценивание деятельности учителя, например за учебный год, происходит:
-
по качеству преподавательской деятельности;
-
по учебно-методической работе;
-
по выполнению правил внутреннего трудового распорядка;
-
по участию в воспитательной работе;
-
по участию в административной работе
Большую роль в становлении личности учителя играет коллектив, в котором он живёт и трудится. Практика показала, что только дружный и сплочённый педагогический коллектив способствует профессиональному росту учителя, позволяет ему реализовать себя, раскрыться разным граням, поэтому мы проводим оценивание и по определению психолого-педагогического микроклимата в коллективе, в методических объединениях учителей.
В поисках проведения новых оценочных процедур деятельности педагогического персонала мы пришли к выводу, что оценка качества работы учителя тесно связана с вопросами переподготовки и повышения квалификации педагогов, продвижения их по службе, материального стимулирования и т.д. Поэтому первоочередной задачей явилась выработка критериев оценивания деятельности педагога и создание механизмов мотивирования перехода на новые стандарты работы. В связи с этим нами была разработана рейтинговая оценка деятельности педагога. При создании критериев оценки деятельности педагога мы преследовали следующие цели:
Во-первых, она может осуществляться с административными целями, т.е. для принятия каких-либо административных решений на уровне управления школой. Это может быть оценка деятельности педагога для повышения ему заработной платы (в виде премий, доплат за творческий характер работы, за расширение зоны педагогической деятельности и т.д.).
Во-вторых, это оценка текущей деятельности учителя, которая может и должна стать обязательной и регулярной, например, 1 раз в год. Эта оценка нужна не для того, чтобы делать административные выводы и сравнивать учителей между собой, а для подведения итогов и достижений учителя за какой-то конкретный период деятельности, выявления рабочих проблем в преподавании и организации учебного процесса в целом.
В-третьих, оценка деятельности педагогов необходима для самого учителя. Это важно с точки зрения получения каждым учителем обратной связи от администрации и коллег, признания их заслуг и работы, что для многих педагогов несёт более высокую мотивацию, чем материальные стимулы. Кроме того, можно отметить выявление личного потенциала сотрудников. Например, для выдвижения на руководящие должности, участия в инновационной работе школы и т.д.
Именно комплексное использование этих подходов к оценке педагогической деятельности учителей позволяет не только повысить качество преподавания и организации образовательного процесса, но и работу школы в целом.
В основу механизма определения рейтинга положено признание школьным коллективом конечных результатов деятельности каждого педагога, продуктивности и качества его работы. Используемые при этом показатели и методика количественной оценки деятельности педагогов утверждены научно-методическим советом школы. Внедрение «Рейтинговой оценки деятельности педагога» стимулирует рост квалификации, профессионализма, продуктивности научно-педагогической работы, развитие творческой активности педагогов. Наша задача при внедрении «Рейтинговой оценки деятельности учителя» - это научить педагога навыкам анализа, самоанализа своего труда, умению адекватно оценивать себя и определять уровень своего продвижения вперёд.
Таким образом, внедряя в практику новые процедуры, критерии, показатели оценки деятельности педагогов, нам предоставляется возможность:
-
достичь нового качества образования в соответствии с требованиями ФГОС;
-
достичь высокого уровня готовности педагогов к инновационной деятельности и профессиональной компетенции;
-
сформировать позитивный имидж школы, укрепить доверие к ней со стороны общественности города;
-
осознать уникальность нашей школы;
-
способствовать высокой удовлетворённости потребителей (родители, обучающиеся) качеством оказываемых образовательных услуг.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Международный вебинар «Формирование читательской грамотности младших школьников средствами цифровой образовательной среды»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
Интересно было бы прочитать анкету, разработанную доктором философских наук А. И. Севруком.
Автор упоминает об использовании четырех схем анализа урока, а представляет фактически две, желательно рассмотреть и проанализировать все прописанные виды анализов урока. Можно было бы поподробнее рассмотреть «рейтинговую оценку деятельности педагога».
Если автор ссылается на первоисточники, то следовало составить список литературы, который является научной теоретической базой исследования. На первой странице документа отсутствует логотип портала, что говорит о несоблюдении единых требований для размещения материала на странице портала.
В целом работы автора привлекательны своей научностью на уровне методики преподавания в образовательном учреждении, рассмотрением не только текстового материала, но и таблиц, диаграмм. Анализы и исследования автора можно рекомендовать для использования в работе методиста педагогического коллектива.