Внеклассное мероприятие "Покормите птиц зимой"
МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа имени М. Р. Абросимова».
Мероприятие подготовила:
Учитель начальных классов
Горьковец Анна Геннадьевна
Верхопенье 2010
Внеклассное мероприятие «Покормите птиц!»
Пояснительная записка
Представленное мероприятие не традиционно по структуре, потому что интегрируется с мастер - классом по изготовлению кормушки. Именно благодаря необычности содержания, мероприятие влияет на развитие экологической культуры у ребят начальных классов, повысит уровень экологического сознания младших школьников Ивнянского района, привлечёт внимание подрастающего поколения к проблеме подкормки зимующих птиц, позволит научиться изготавливать кормушку из вторичного сырья.
Цели и задачи:
-
Привлечь внимания подрастающего поколения к проблеме подкормки зимующих птиц;
-
воспитание у учащихся активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности;
-
вовлечение обучающихся в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц;
-
содействовать формированию экологической грамотности, содействовать развитию познавательного интереса к окружающему миру;
-
воспитывать чувство понимания прекрасного, любви к природе, бережное отношение к птицам в разные времена года.
Форма проведения: групповая
Возраст обучающихся: 10 лет
Оборудование:
1. Компьютер. Презентация « Покормите птиц».
2. Пенопластовые ванночки, деревянные шпажки, бельевой шнур., карандаш.
Музыкальное оформление: фонограмма «Щебетание снегиря»
План мероприятия:
1. Организационное начало мероприятия
2. Игра «Распределите птиц».
3.Инсценировка « Воробей и куропатка».
4. Викторина. «Что ты знаешь о зимующих птицах?».
5. Игра “Определи корм”.
6. Мастер класс по изготовлению кормушки из пенопластовых ванночек.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент.
Звучит фонограмма ««Щебетание снегиря»
Ведущий:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказкой сна,
Словно белою косынкой
Повязалась сосна. (Слайд 1)
- Ребята, вы узнали кто щебечет в холодном зимнем лесу?
- Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. Ребята, а для чего нужны птицы в природе?
- Ответы детей. Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Например: колибри и нектарники опыляют тропические растения. Сойки, уносят желуди дуба на большие расстояния и часто теряют, тем самым, рассеивая его семена; склевывая сочные плоды рябины, черемухи, бузины, брусники, черники, они перелетают с места на место и выбрасывают неповрежденные семена вместе с пометом. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс.; грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 проволочных червей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь. Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур и распространителей чумы, тифа, желтухи и других заболеваний.
- Ведущий: Вот и пришла зима! С ее приходом сразу же началось оживление в птичьих столовых. Еще несколько дней, когда не было снега, птиц у кормушки приходилось дожидаться, а сейчас они все время рядом. У такой веселой кормушки можно долго стоять и с удовольствием наблюдать за птицами, если стоять тихо, не шуметь и не двигаться.
2. Объявляется игра “Распредели птиц на перелетных и зимующих”. Зимующих птиц поместить на кормушку, а перелетных “отправить в полет”.
Дети читают стихи:
НЕ РОБЕЙ, ВОРОБЕЙ!
(слайд 2 )
На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.
Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.
Подлетай, воробей,
Подлетай, не робей!
Видишь девочку? Она
Принесла тебе зерна.
Подошла к крылечку,
Сыплет на дощечку.
Подлетай, воробей,
Угощайся, не робей!
И. Беляков.
СВИРИСТЕЛИ
(слайд 3 )
Опять осеннею порой,
К нам в гости прилетели
И сели дружною семьей
На ветках свиристели.
Издалека летят они,
Сквозь ветры, дождь и град.
Рябины красные огни,
Наверно, их манят.
Мы гроздь рябины за окном
Повесим для гостей,
А вдруг и к нам заглянет в дом
Веселый свиристель.
ПОПОЛЗЕНЬ
(слайд 5 )
Голубая спинка,
Рыженький бочок.
По стволу осинки,
За скачком скачок,
Поползень вертлявый
Скачет вверх и вниз;
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис.
Вертит он головкой,
К дятлам заглянул,
Из-под черной бровки
Искоркой сверкнул,
Свистнул: “Эй вы, дятлы!
Клювом вниз скачу…
Вам такое вряд ли,
Дятлам по плечу!”
КЛЕСТЫ
(слайд 6 )
Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз,
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клест.
Он мороза не боится,
Не страшна ему зима!
Сосны, ели, дарят птице
Золотые семена.
- Ведущий: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это… птицы зимнего леса. Объявляется игра “Узнай птицу!”. По словесному описанию нужно узнать, что это за птица.
Птицы представляются.
- Воробей:
Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.
- Дятел: (Слайд 7)У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.
- Снегирь: (слайд 8)
У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.
Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.
- Сорока: (Слайд 9)
Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.
Ворона:
У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.
Дети читают стихи:
СИНИЦЫ ( Слайд 10)
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям -
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
“Тинь-тень, тилли-тень,
Все короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек”.
Ю.Синицын
СНЕГИРИ
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!
Прилетели! Прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.
А. Прокофьев
3. Инсценировка.
Ведущий: А сейчас мы подслушаем разговор птиц, как они готовились к зиме. «Воробей и куропатка» (слайд 19 )
- Ах, воробей, ты к зиме тоже вылинял?
- Ничего я не вылинял! Это вы, куропаткам, зимние шубки понадевали. А я житель городской, круглый год в демисезонном пальто прыгаю.
- Ты же был пестреньким, в пятнышках, а теперь сереньким стал!
- Это у меня на перышках светлая каёмочка выросла, закрыла пятнышки. Вот я и посветлел.
- И всегда таким будешь?
- Как бы не так! За зиму перышки обтреплются, укоротятся , и к весне опять стану пестреньким.
4. Викторина «Что ты знаешь о зимующих птицах?».
Ведущий: Объявляем викторину “Что ты знаешь о зимующих птицах?”. Каждый правильный ответ оценивается одним жетоном.
- Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) – желуди, орехи)
- Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)
- Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)
- Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)
- Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)
- Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)
- Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)
- Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовой и полевой)
- Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)
- Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается? (Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Все тело их пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления)
-Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая)
- Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка )
- Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)
- Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть: большая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая)
- Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетка, свиристель, полярная сова)
- Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)
- Какой отряд птиц включает наибольшее число видов? (Воробьиные)
Определяется победитель среди участников викторины.
Дети читают стихи.
КАК ПТИЦЕ ПЕРЕЗИМОВАТЬ?
1 чтец:
Как птице перезимовать?
Известно, что у птах,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу и град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят.
Но кто же им дает приют,
Когда снега метут?
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
2 чтец:
Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.
Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое!”
К. Мухаммади
Ученик читает стихотворение:
МОРОЗЫ
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Хором:
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко пережить холода.
Е. Благинина
Ведущий: Ребята, а вы знаете, какой корм любят зимующие птицы?
Учащиеся показывают корма и рассказывают о них:
- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.
- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.
- Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.
- Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.
- Семена репейника – основной корм щеглов.
- Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Сыро (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.
- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.
5. Игра «Определи корм»
Ведущий: Ребята, вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим! Объявляется игра “Определи корм”. С завязанными глазами необходимо определить корм и вспомнить, кто им питается. В игре участвует 4-6 человек.
- Ведущий: Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц, какой корм любит. А сейчас познакомьтесь и запомните правила подкормки птиц.
Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
Познакомьте с правилами подкормки птиц своих младших товарищей, братьев и сестер.
1. Чтец
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
6. Мастер- класс по изготовлению кормушки из пенопластовых ванночек.
Ведущий: Давайте рассмотрим виды кормушек. (Слайд 11, 12)
Сегодня мы предлагаем выполнить кормушку из пенопластовых ванночек. Наш мастер – класс проводит ученик 4 «а» класса Сухачев Никита.(Слайд 14)
Наша кормушка отвечает целому ряду условий: её можно повесить прямо за окном, и даёт возможность наблюдать за птахами, она удобна и безопасна, не позволяет таскать корм галкам и воронам. По этим причинам исключили доступные всем птицам открытые конструкции, тяжёлые деревянные и кормушки из пластиковых бутылок, имеющие острые края.
Пенопластовые ванночки идеально отвечают поставленной задаче — доступный и мягкий строительный материал, устойчивый к влаге и морозу. Кормушка получается очень простой, но надежной.
(Слайд 13)
Понадобится: четыре пенопластовых лотка, ножницы, шило, 1 м бельевого
шнура, зубочистки.
По дну двух лотков проводим карандашом продольную черту, делящую их пополам. Отступив от краев 3-4 см, протыкаем в каждой по два сквозных отверстия (см. рис.). Оставшиеся разрезаем на прямоугольные кусочки размером 3x4 см, в центре которых также проделываем отверстия. Со стороны дна в отверстия нижнего лотка пропускаем концы шнура. Выравниваем и надеваем на них нарезанные кусочки, составляя два опорных столбика высотой примерно 15 см., надеваем второй лоток дном вверх, затем завязываем на каждом конце шнура по узлу максимально близко ко дну и связываем концы, образуя петлю. В заключение укрепляем кормушку острыми палочками, можно шпажками. К пенопласту очень удобно крепить сало для синиц заострённой спичкой или шпажкой. (Слайд15, 16, 17).
Советы от учеников 4 «а» класса.
Насыпайте корм так, чтобы его одновременно могли клевать несколько птиц. Давайте несоленое сало, покупной корм для птиц, зерно, орехи, сухофрукты, сыр и крошки хлеба с отрубями. Не давайте соленые орешки и сало, кусочки белого хлеба и высохшего кокосового ореха, сырое мясо и пищу со специями.
Положив однажды утром в кормушку угощение для птиц, не забывайте подкармливать их и впоследствии. Птицы, привыкнув к постоянной подкормке, могут погибнуть, если вы вдруг перестанете их кормить. Убирайте недоеденные крошки перед тем, как положить свежий корм. Кормить птиц следует с октября по апрель. Весной и летом птицы должны добывать себе пищу сами — ваш корм не годится для подрастающих птенцов.
Ведущий: Наше мероприятие подошло к концу.
Использованная литература:
Беляков И.В. Вертишейка. Краснодарское книжное издательство, 1983.
Землянова О.В., Козлова Н.Б., Патрушева Л.И., Носова М.Н., Гарьюнг С.Г., Погудина Н.А. Листая экологический календарь: сценарии массовых мероприятий, посвященных датам экологического календаря. Барнаул: АКДЭЦ, 2003.
Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.
ШорыгинаТ.А. Птицы. Какие они? М., 2005.
Журнал «Делаем сами». №5 статья А. Шаховского.
МОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа имени М. Р. Абросимова».
Мероприятие подготовили:
Учитель начальных классов
Горьковец Анна Геннадьевна
Учитель – логопед
Яушева Римма Николаевна
Верхопенье 2010
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
Приложенная презентация выполнена в едином стиле и приятная для просмотра.
Автору необходимо внести исправления, связанные в основном с форматированием материала.
Пожалуйста, добавьте логотип Портала в верхний колонтитул разработки. Также достоинство предложенной Вами великолепной разработки снижают:
* отсутствие данных автора и логотипа Портала на титульном слайде презентации;
* низкое качество графики. Фотографии выглядят размытыми;
* отсутствие ссылок на использованную графику и стихотворения.
Пожалуйста, проверьте работу на наличие орфографических ошибок.
С уважением, С.А. Колодин.