Классный час "Встречай с любовью птиц"
Учащиеся разделены на две команды и сидят полукругом.
Ученик (читает стихотворение С. Погореловского «Наши гости»):
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад.
Ну когда же, ну когда же
Гости наши прилетят?
Ну когда же звонкой стаей
Защебечут у окна?
Может быть, они не знают,
Что вернулась к нам весна?!
Что скворечник ждет их новый.
Что проснулись луг и сад...
Всех гостей встречать готовы.
Что же гости не летят?
А сегодня поглядели -
На ольхе сидит скворец.
Прилетели...
Прилетели!
Прилетели наконец!
Ведущий. Сегодня мы с вами отмечаем праздник, посвященный прилету птиц. Как зима ни противится, ни пытается задержаться у нас, все равно отступает, уходит. Приходит весна, а с ней — яркое теплое солнышко. С приходом весны слетаются домой, на родину, пернатые непоседы — перелетные птицы. Они в хорошую погоду за один день пролетают по сто километров — так спешат. В пути нередко настигает их метель, и многие из них гибнут.
Долетают самые сильные. Расселяются на ветвях деревьев и отдыхают. Давайте, ребята, закроем глаза, сядем поудобнее и представим себе весенний лес...- слайд
Звучат в грамзаписи голоса птиц.
Ведущий. Вы слышали, ребята? Что это такое? Это птичий концерт, записанный в лесу. Птицы очень радуются встрече с родной землей, радуются весне, теплу, солнышку. Посмотрите, сколько их прилетело к нам на праздник. Какие они яркие, красивые, как цветы. (Открывается доска.)
А кто подпевает перелетным птицам? Правильно, синица. Чему они радуются? Зимующие птицы прилетели к нам, чтобы встретить своих братьев. Вы знаете этих птиц, ребята? Знаете. Тогда ответьте на мои вопросы: слайд
Какие птицы прилетают с юга первыми? (Грачи.)
Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла.)
Какая птица любит воровать блестящие предметы? (Сорока.)
Какую птицу называют лесной кошкой? За что? (Сову. Охотится ночью.)
Какая птица самая болтливая? (Сорока.)
Вы правильно ответили на вопросы. Что вы еще знаете о птицах?
Выступают заранее подготовленные учащиеся.
1-й ученик.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день но пашне вскачь,
А зовется птица... (грач).
Ведущий. Правильно. Я хочу вам рассказать об этой важной черной птице с белым носом (показывает на доске грача). Грачи прилетают к нам самыми первыми, с первым весенним ветром. И сразу к своим гнездам. Гнезда грачи строят из сухих веток высоко на деревьях. Старых гнезд уцелело немного: еще с осени многие из них разметал ветер, но старые капитальные постройки не поддались ему. На одном дереве насчитывается иногда пятнадцать-двадцать гнезд.
2-й ученик. Вслед за грачами прилетают скворцы. У скворца шея и хвост короткие, крылья длинные, ноги толстые и сильные, четырехпалые, с изогнутыми когтями; клюв острый и длинный; окраска перьев черная, блестящая. Первыми прилетают скворчики, а за ними, через несколько дней, самки — скворчихи. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселяя из домиков воробьев. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку.
А у нас в саду жилец-
Бойкий маленький скворец.
Тихий сад повеселел
Оттого, что он запел.
С солнцем скворушка встает,
Ест жучков, росинки пьет.
Сдвинув шапку набекрень,
Распевает целый день.
3-й ученик. Я тоже хочу рассказать вам о птице. Кто она? Узнайте!
Когда весенний лес весну
Торжественно встречает,
Колдунья серая в лесу
Усердно годы нам вещает.
Шумит листва. Лучится свет.
Ку-ку! А сколько в веке лет,
А ну, кто первый даст ответ?
Правильно, это кукушка. Знают эту птицу, но ее пению, но немногим приходилось ее видеть, так как селится она в чаще леса. Но сегодня к нам в гости прилетела кукушка. Вот она! Размером она меньше голубя. Голова, спина и верх зоба пепельно-серые. Хвост и крылья бурые, с поперечными светлыми полосами. Хвост длинный (до 18 см). Гнездо кукушка не вьет, а откладывает яйца в гнезда других птиц. Форма и окраска кукушечьих яиц разная, они похожи на яйца тех тип, в чьи гнезда будут отложены. Птицы, увидев кукушку возле своего гнезда, начинают кричать. По-разному птицы реагируют на подложенное яйцо — одни выбрасывают его, другие покидают всю кладку. Часто птицы не замечают чужого яйца.
Первым в гнезде выводится кукушонок. Он очень беспокойный первые три-четыре дня. Все, что касается его голой спины, он выталкивает из гнезда. А это другие птенцы, яйца.
4-й ученик. А я знаю стихотворение М. Джалиля, в котором говорится о пении кукушки;
Тихо в лесу.
Лишь звучит в отдаленье
Птицы какой-то
Грустное пенье:
Ку-ку!
Ку-ку!
Это кукушка кричит на опушке,
Сидя на высохшей
Дуба верхушке:
Ку-ку!
Ку-ку!
Пела б кукушка
Веселые песни,
Если б птенцы ее
Были с ней вместе:
Ку-ку! Ку-ку!
5-й ученик. Отгадайте мою загадку. Что за птица?
Спереди — шильце,
Сзади — вильце.
Сверху черненько суконце,
Снизу бело полотенце.
Ласточку легко узнать. Их три вида: деревенская, городская, береговушка. У нашей, городской ласточки верх тела сии черный, вся нижняя сторона тела белая. Хвост с неглубокой вырезкой посереди: Городские ласточки селятся в долинах горных пых рек, в каменистых пещерах и скалах. Но большая часть из них приспособилась к жизни в городе. Строят свои гнезда на стенах, карнизах, под балконами и крышами.
Деревенская ласточка ничем не отличается от городской, но больше размером.
У ласточки-береговушки спинка бурая, брюшко грязно-белое, с широкой серой полосой на зобе и груди. Гнездятся они по обрывистым берегам водоемов. Ласточки-береговушки делают норки от 50 до 150 сантиметров. В конце норы располагают гнездо.
Ведущий. Замечательно, ребята! Вы много знаете о птицах.
Потрудились вы немало и, наверное, очень устали.
Давайте проведем физкультминутку.
Летели две птички, собой невелички.
Как они летели, все люди глядели.
Как они садились, все люди дивились.
Отдохнули? А теперь поиграем. Игра немного необычна. Называется она «Построим скворечник». Каждой команде я буду по очереди предлагать задание, а вы — выполнять. За каждое выполненное задание буду прикреплять на доске деталь скворечника. Какая команда быстрее соберет скворечник, та и победит.- СЛАЙД
Задания
1-я команда.
Прочитайте стихи о перелетных птицах.
Совушка — сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Глазками — хлоп-хлоп!
Ножками — топ-тон!
Народная песня
Мы построили скворечню —
Дом великого скворца.
Мы повесили скворечню
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки —
Черненькие перышки.
Кормит матушка скворчат.
Целый день птенцы кричат: —
Мы хотим добавку — Муху и козявку!
Е. Тарахпвская
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто в вышине
Поет, на солнышке сверкая: —
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
В. Жуковский
2-я команда.
Прочитайте стихи об оседлых птицах.
— Пить.
Попить, — кричит щегол,
Стройный, пестрый Щеголь-птица.
На репейник, как за стол,
Семена лущить садится.
На ветру бурьян колючий
Со щеглом качается,
Вьется тучей пух летучий,
И… обед кончается.
А. Барто
На дворе морозище —
Градусов под сорок.
Плачут воробьишки,
Что весна не скоро,
Что в морозы лютые
Плохо греют шубки...
Я принес воробышкам
На тарелке крупки:
— Кушайте, воробышки,
Кушайте, хорошие.
Я бы вам и валенки
Подарил с калошами.
Но сказала мама:
— Воробей ведь маленький,
Сразу, как запрыгает, —
Потеряет валенки...
В. Звягина
Особа всем известная,
Она крикунья местная.
Увидит тучку темную —
Взлетит на ель зеленую
И смотрит, словно с трона,
Ворона!
В. Степанов
Ведущий. Молодцы! Умницы! Обе команды заработали по одной детали скворечника. Вы так хорошо, выразительно читаете стихи! А сами сочинять стихи вы умеете? Дело это не простое. Давайте попробуй сам. Я называю любое слово, а вы подбираете к нему рифму, но ваше слово обязательно должно обозначать название птицы:- СЛАЙД
Кораблик — (зяблик).
Макушка — (кукушка).
Капля — (цапля).
Париж — (чиж, стриж).
Птица — (синица).
Врач — (грач, дергач).
Корона — (ворона).
Гол — (щегол).
Палка — (галка).
Шляпка — (оляпка).
Ведущий. Вы хорошо справились с этим заданием и заработали еще по одной детали. Может, попробуем задание посложнее? Согласны? Внимание! Закончите стихотворные строки:- СЛАЙД
Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый... (воробей).
Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это?.. (Соловей.)
Угадайте, что за птица: Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком, Ушастая голова.
Это… (сова).
Я в любую непогоду Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь. Чистоплотный серый... (гусь).
Длинным клювом тонким Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля. Кто же это?.. (Цапля.)
В перевалку шел со льдин
К нам на утренник... (пингвин).
Молодцы! Обе команды получают еще по одной детали для скворечника. Вы уже близки к цели! Осталось совсем немного.
Следующее задание потребует особого внимания. Я буду медленно читать стихотворение, а вы выписывайте только первую букву каждой строки и узнаете, о какой птице идет речь.
Зябко в лесу. Словно щеки ребят,
Яркие гроздья рябины горят.
Бодрая птаха, готовясь в полет,
Лето с собою в дорогу зовет.
И улетает в осеннюю синь
Краткая звонкая песня: «Пинь-шшь!»
Чубчик тонкий вздернут вверх драчливо,
И, кружась, над нашей головой,
Беспокойно и нетерпеливо
Испокон веков кричит он: «Чьи вы?».
Словно сторон жизни луговой.
Изящная корзиночка — гамак
Вплелась в прозрачный летний березняк.
Оттуда флейты нежной переливы
Летят в румяный день: «Фиу-ти-лиу».
Горит пичуга краской золотой,
А лес до края солнцем налитой!
Февраль. Трещат в лесу от лютой стужи
Игольчатые сосны-вековушки.
Луна желтеет коркой на снегу.
И леденит трусишкам-зайцам души
Ночной зловещий хохот: «У-ху-ху!»
Отлично, ребята! У обеих команд скворечники готовы. А смогут ли скворцы жить в таком скворечнике? Конечно нет. Сейчас вы научились строить скворечник из бумажных деталей, а дома вместе с напой, дедушкой или старшим братом построите настоящие.
Каждый парод по-своему отмечает приход весны. У русского народа есть свой интересный обычай, и я хочу рассказать о нем и пригласить принять участие в маленьком спектакле, который называется «Весну закликать, весну встречать». Что же это за обычай?
В конце марта, 22-го числа, отмечается на Руси русский праздник второй встречи весны. По народным наблюдениям с этого числа начинаются утренники — утренние заморозки, которые продолжаются сорок дней. 22 марта день с ночью равняется. Народная поговорка гласит, что в этот день сорок пичуг па Русь пробираются. Поэтому к празднику исстари пекли из теста жаворонки, чтобы они весну кликали. С раннего утра продавали их на торгах и около церквей, и все выходили кликать весну. Этот обычаи пришел к нам от греков. И он не должен умереть, потому что в любом обычае заключается мудрость народная, наблюдения наших предков за особенностями природы.
Женщины пекут из теста жаворонки, а ли украшают их ленточками, выходят на ищу и сажают на самое высокое и сухое место — подоконник, забор, ветви деревьев, нем берутся за руки и поют зазывную песенку. Вам тоже испекли жаворонки, поставим их повыше и споем песенку.
Дети берутся за руки, становятся в хоровод, исполняют песенку:
Весна-красна,
На чем пришла?
— На крутику, на хомутику,
На седой бороде.
— Кулички-жавороночки,
Прилетайте к нам на ладонечки
Овес клевать.
Как вы думаете, ребята, услышали птички нашу зазывную песенку? Ну, а если некоторые еще в пути, далеко от нас, им нашу песенку передадут птички, которые сегодня здесь, у нас на празднике. А жаворонков потом снимают. Кто съедает их, а кто берет на память об этом дне, о весне.
Оформление: над доской плакат «Здравствуйте, наши пернатые друзья!», на средней доске — ветки с изображением перелетных птиц, на боковых досках изображения зимующих птиц. На стене выставка детских рисунков «Птичья семейка».
Учащиеся разделены на две команды и сидят полукругом.
Ученик (читает стихотворение С. Погореловского «Наши гости»):
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад.
Ну когда же, ну когда же
Гости наши прилетят?
Ну когда же звонкой стаей
Защебечут у окна?
Может быть, они не знают,
Что вернулась к нам весна?!
Что скворечник ждет их новый.
Что проснулись луг и сад...
Всех гостей встречать готовы.
Что же гости не летят?
А сегодня поглядели -
На ольхе сидит скворец.
Прилетели...
Прилетели!
Прилетели наконец!
Ведущий. Сегодня мы с вами отмечаем праздник, посвященный прилету птиц. Как зима ни противится, ни пытается задержаться у нас, все равно отступает, уходит. Приходит весна, а с ней — яркое теплое солнышко. С приходом весны слетаются домой, на родину, пернатые непоседы — перелетные птицы. Они в хорошую погоду за один день пролетают по сто километров — так спешат. В пути нередко настигает их метель, и многие из них гибнут.
Долетают самые сильные. Расселяются на ветвях деревьев и отдыхают. Давайте, ребята, закроем глаза, сядем поудобнее и представим себе весенний лес...- слайд
Звучат в грамзаписи голоса птиц.
Ведущий. Вы слышали, ребята? Что это такое? Это птичий концерт, записанный в лесу. Птицы очень радуются встрече с родной землей, радуются весне, теплу, солнышку. Посмотрите, сколько их прилетело к нам на праздник. Какие они яркие, красивые, как цветы. (Открывается доска.)
А кто подпевает перелетным птицам? Правильно, синица. Чему они радуются? Зимующие птицы прилетели к нам, чтобы встретить своих братьев. Вы знаете этих птиц, ребята? Знаете. Тогда ответьте на мои вопросы: слайд
Какие птицы прилетают с юга первыми? (Грачи.)
Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла.)
Какая птица любит воровать блестящие предметы? (Сорока.)
Какую птицу называют лесной кошкой? За что? (Сову. Охотится ночью.)
Какая птица самая болтливая? (Сорока.)
Вы правильно ответили на вопросы. Что вы еще знаете о птицах?
Выступают заранее подготовленные учащиеся.
1-й ученик.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день но пашне вскачь,
А зовется птица... (грач).
Ведущий. Правильно. Я хочу вам рассказать об этой важной черной птице с белым носом (показывает на доске грача). Грачи прилетают к нам самыми первыми, с первым весенним ветром. И сразу к своим гнездам. Гнезда грачи строят из сухих веток высоко на деревьях. Старых гнезд уцелело немного: еще с осени многие из них разметал ветер, но старые капитальные постройки не поддались ему. На одном дереве насчитывается иногда пятнадцать-двадцать гнезд.
2-й ученик. Вслед за грачами прилетают скворцы. У скворца шея и хвост короткие, крылья длинные, ноги толстые и сильные, четырехпалые, с изогнутыми когтями; клюв острый и длинный; окраска перьев черная, блестящая. Первыми прилетают скворчики, а за ними, через несколько дней, самки — скворчихи. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселяя из домиков воробьев. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку.
А у нас в саду жилец-
Бойкий маленький скворец.
Тихий сад повеселел
Оттого, что он запел.
С солнцем скворушка встает,
Ест жучков, росинки пьет.
Сдвинув шапку набекрень,
Распевает целый день.
3-й ученик. Я тоже хочу рассказать вам о птице. Кто она? Узнайте!
Когда весенний лес весну
Торжественно встречает,
Колдунья серая в лесу
Усердно годы нам вещает.
Шумит листва. Лучится свет.
Ку-ку! А сколько в веке лет,
А ну, кто первый даст ответ?
Правильно, это кукушка. Знают эту птицу, но ее пению, но немногим приходилось ее видеть, так как селится она в чаще леса. Но сегодня к нам в гости прилетела кукушка. Вот она! Размером она меньше голубя. Голова, спина и верх зоба пепельно-серые. Хвост и крылья бурые, с поперечными светлыми полосами. Хвост длинный (до 18 см). Гнездо кукушка не вьет, а откладывает яйца в гнезда других птиц. Форма и окраска кукушечьих яиц разная, они похожи на яйца тех тип, в чьи гнезда будут отложены. Птицы, увидев кукушку возле своего гнезда, начинают кричать. По-разному птицы реагируют на подложенное яйцо — одни выбрасывают его, другие покидают всю кладку. Часто птицы не замечают чужого яйца.
Первым в гнезде выводится кукушонок. Он очень беспокойный первые три-четыре дня. Все, что касается его голой спины, он выталкивает из гнезда. А это другие птенцы, яйца.
4-й ученик. А я знаю стихотворение М. Джалиля, в котором говорится о пении кукушки;
Тихо в лесу.
Лишь звучит в отдаленье
Птицы какой-то
Грустное пенье:
Ку-ку!
Ку-ку!
Это кукушка кричит на опушке,
Сидя на высохшей
Дуба верхушке:
Ку-ку!
Ку-ку!
Пела б кукушка
Веселые песни,
Если б птенцы ее
Были с ней вместе:
Ку-ку! Ку-ку!
5-й ученик. Отгадайте мою загадку. Что за птица?
Спереди — шильце,
Сзади — вильце.
Сверху черненько суконце,
Снизу бело полотенце.
Ласточку легко узнать. Их три вида: деревенская, городская, береговушка. У нашей, городской ласточки верх тела сии черный, вся нижняя сторона тела белая. Хвост с неглубокой вырезкой посереди: Городские ласточки селятся в долинах горных пых рек, в каменистых пещерах и скалах. Но большая часть из них приспособилась к жизни в городе. Строят свои гнезда на стенах, карнизах, под балконами и крышами.
Деревенская ласточка ничем не отличается от городской, но больше размером.
У ласточки-береговушки спинка бурая, брюшко грязно-белое, с широкой серой полосой на зобе и груди. Гнездятся они по обрывистым берегам водоемов. Ласточки-береговушки делают норки от 50 до 150 сантиметров. В конце норы располагают гнездо.
Ведущий. Замечательно, ребята! Вы много знаете о птицах.
Потрудились вы немало и, наверное, очень устали.
Давайте проведем физкультминутку.
Летели две птички, собой невелички.
Как они летели, все люди глядели.
Как они садились, все люди дивились.
Отдохнули? А теперь поиграем. Игра немного необычна. Называется она «Построим скворечник». Каждой команде я буду по очереди предлагать задание, а вы — выполнять. За каждое выполненное задание буду прикреплять на доске деталь скворечника. Какая команда быстрее соберет скворечник, та и победит.- СЛАЙД
Задания
1-я команда.
Прочитайте стихи о перелетных птицах.
Совушка - сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Глазками — хлоп-хлоп!
Ножками — топ-тон!
Народная песня
Мы построили скворечню —
Дом великого скворца.
Мы повесили скворечню
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки —
Черненькие перышки.
Кормит матушка скворчат.
Целый день птенцы кричат: —
Мы хотим добавку — Муху и козявку!
Е. Тарахпвская
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто в вышине
Поет, на солнышке сверкая: —
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
В. Жуковский
2-я команда.
Прочитайте стихи об оседлых птицах.
— Пить.
Попить, — кричит щегол,
Стройный, пестрый Щеголь-птица.
На репейник, как за стол,
Семена лущить садится.
На ветру бурьян колючий
Со щеглом качается,
Вьется тучей пух летучий,
И... обед кончается.
А. Барто
На дворе морозище —
Градусов под сорок.
Плачут воробьишки,
Что весна не скоро,
Что в морозы лютые
Плохо греют шубки...
Я принес воробышкам
На тарелке крупки:
— Кушайте, воробышки,
Кушайте,
хорошие.
Я бы вам и валенки
Подарил с калошами.
Но сказала мама:
— Воробей ведь маленький,
Сразу,
как запрыгает, —
Потеряет валенки...
В. Звягина
Особа всем известная,
Она крикунья местная.
Увидит тучку темную —
Взлетит на ель зеленую
И смотрит, словно с трона,
Ворона!
В. Степанов
Ведущий. Молодцы! Умницы! Обе команды заработали по одной детали скворечника. Вы так хорошо, выразительно читаете стихи! А сами сочинять стихи вы умеете? Дело это не простое. Давайте попробуй сам. Я называю любое слово, а вы подбираете к нему рифму, но ваше слово обязательно должно обозначать название птицы:- СЛАЙД
Кораблик — (зяблик).
Макушка — (кукушка).
Капля — (цапля).
Париж — (чиж, стриж).
Птица — (синица).
Врач — (грач, дергач).
Корона — (ворона).
Гол — (щегол).
Палка — (галка).
Шляпка — (оляпка).
Ведущий. Вы хорошо справились с этим заданием и заработали еще по одной детали. Может, попробуем задание посложнее? Согласны? Внимание! Закончите стихотворные строки:- СЛАЙД
Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый... (воробей).
Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это?.. (Соловей.)
Угадайте, что за птица: Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком, Ушастая голова.
Это... (сова).
Я в любую непогоду Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь. Чистоплотный серый... (гусь).
Длинным клювом тонким Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля. Кто же это?.. (Цапля.)
В перевалку шел со льдин
К нам на утренник... (пингвин).
Молодцы! Обе команды получают еще по одной детали для скворечника. Вы уже близки к цели! Осталось совсем немного.
Следующее задание потребует особого внимания. Я буду медленно читать стихотворение, а вы выписывайте только первую букву каждой строки и узнаете, о какой птице идет речь.
Зябко в лесу. Словно щеки ребят,
Яркие гроздья рябины горят.
Бодрая птаха, готовясь в полет,
Лето с собою в дорогу зовет.
И улетает в осеннюю синь
Краткая звонкая песня: «Пинь-шшь!»
Чубчик тонкий вздернут вверх драчливо,
И, кружась, над нашей головой,
Беспокойно и нетерпеливо
Испокон веков кричит он: «Чьи вы?».
Словно сторон жизни луговой.
Изящная корзиночка — гамак
Вплелась в прозрачный летний березняк.
Оттуда флейты нежной переливы
Летят в румяный день: «Фиу-ти-лиу».
Горит пичуга краской золотой,
А лес до края солнцем налитой!
Февраль. Трещат в лесу от лютой стужи
Игольчатые сосны-вековушки.
Луна желтеет коркой на снегу.
И леденит трусишкам-зайцам души
Ночной зловещий хохот: «У-ху-ху!»
Отлично, ребята! У обеих команд скворечники готовы. А смогут ли скворцы жить в таком скворечнике? Конечно нет. Сейчас вы научились строить скворечник из бумажных деталей, а дома вместе с напой, дедушкой или старшим братом построите настоящие.
Каждый парод по-своему отмечает приход весны. У русского народа есть свой интересный обычай, и я хочу рассказать о нем и пригласить принять участие в маленьком спектакле, который называется «Весну закликать, весну встречать». Что же это за обычай?
В конце марта, 22-го числа, отмечается на Руси русский праздник второй встречи весны. По народным наблюдениям с этого числа начинаются утренники — утренние заморозки, которые продолжаются сорок дней. 22 марта день с ночью равняется. Народная поговорка гласит, что в этот день сорок пичуг па Русь пробираются. Поэтому к празднику исстари пекли из теста жаворонки, чтобы они весну кликали. С раннего утра продавали их на торгах и около церквей, и все выходили кликать весну. Этот обычаи пришел к нам от греков. И он не должен умереть, потому что в любом обычае заключается мудрость народная, наблюдения наших предков за особенностями природы.
Женщины пекут из теста жаворонки, а ли украшают их ленточками, выходят на ищу и сажают на самое высокое и сухое место — подоконник, забор, ветви деревьев, нем берутся за руки и поют зазывную песенку. Вам тоже испекли жаворонки, поставим их повыше и споем песенку.
Дети берутся за руки, становятся в хоровод, исполняют песенку:
Весна-красна,
На чем пришла?
— На крутику, на хомутику,
На седой бороде.
— Кулички-жавороночки,
Прилетайте к нам на ладонечки
Овес клевать.
Как вы думаете, ребята, услышали птички нашу зазывную песенку? Ну, а если некоторые еще в пути, далеко от нас, им нашу песенку передадут птички, которые сегодня здесь, у нас на празднике. А жаворонков потом снимают. Кто съедает их, а кто берет на память об этом дне, о весне.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»