Рабочая программа: Литературное чтение, 2 класс (дидактическая система Л.В. Занкова)
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
-
Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младшего школьника; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной художественной деятельности;
-
Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
-
Воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования (2004 г.), программы по литературному чтению автора В. Ю. Свиридовой и Н. А. Чураковой (система Л. В. Занкова) из расчета 4 учебных часов в неделю (136 часов всего).
Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов тем, что именно перед ними в основном стоит и общая задача гуманитарного развития личности, и более частная задача развития эстетического сознания.
Именно с помощью предметов художественного цикла формируются представления о главных гуманитарных ценностях: о красоте и хрупкости окружающего мира, о праве каждого живого существа на жизнь, о любви как о главном законе жизни, о присущей человеку внутренней свободе и неизбежной ограниченности этой свободы законами природы и общества.
Роль литературного чтения в общем развитии школьников огромна. Литература может дать представления о широкой картине мира, развернуть богатства внутренней духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове, то есть сформировать общую гуманитарную культуру человека. Посредством предметов художественного цикла (в отличие от предметов естественнонаучного цикла) познается не столько внешняя, объективная реальность, сколько реальность внутреннего мира человека. Любое явление художественной культуры является, в этом смысле, перекрестком нескольких духовных реальностей: внутреннего мира его автора-создателя (эта духовная реальность вбирает, в снятом виде, духовные реальности его предшественников и современников), а также внутреннего мира человека, воспринимающего произведение художественной культуры, человека-читателя, зрителя, слушателя.
Задача преподавателя литературного чтения (как и любого предметника-гуманитария) - воспитывать внутренний мир воспринимающего человека, воспитывать его и в общегуманитарном направлении (что предполагает философское, социокультурное, нравственное, экологическое развитие), и непосредственно в художественном плане, эстетически; сделать его максимально сложным и разнообразным, способствовать превращению воспринимающего человека в сотворца произведений художественной культуры.
Эстетическое осмысление действительности в произведениях художественной культуры (независимо от вида и жанра искусства) отличается тем, что это мышление образами, а не понятиями. Специфика литературы - в СЛОВЕСНОЙ образности. Поскольку СЛОВО - это общедоступный бытовой материал общения, требуются специальные усилия со стороны учителя для формирования чувства удивления перед красотой СЛОВА, перед его разнообразием и способностью создавать неповторимые художественные образы.
Развитие эстетического сознания в этом смысле означает:
- формирование способности понимания образного строя произведений художественной культуры и способности образного восприятия окружающего мира в целом;
- формирование словесно-понятийного аппарата, необходимого для выражения образного мировосприятия.
Восприятие литературы как искусства и явления художественной культуры - таково единое методологическое основание курса литературного чтения. Восприятие литературных произведений с точки зрения присущей им художественной образности - таков конкретный подход к каждому из них.
Стратегическая цель курса литературного чтения - закладывание основ воспитания интеллигентного человека, образованного, творческого читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего развития, опираясь на формирующийся художественный вкус и развивающиеся эстетические чувства, будет способен ориентироваться в мире культуры, различая художественные и псевдохудожественные произведения.
Текущая цель курса - осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.
Задачами начального курса литературного чтения являются:
• расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;
• воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нем;
• создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного xyдoжественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приемов художественной выразительности;
• развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных с процессами:
• восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения);
• их интерпретации (умений устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений; освоение разных жанров высказывания);
• собственного творчества (умений устного и письменного высказывания на свободную тему).
Преподавание литературного чтения опирается на то непосредственное стихийно-творческое начало, которое присуще жизни ребенка до школы, где он, как правило, является слушателем и стихийным творцом в области литературы, а также в игре, рисовании, музыке. Курс продолжает - но целенаправленно - воспитание слушателя, читателя и творца путем обогащения читательского опыта и расширения литературного кругозора, формирования осознанной потребности в чтении и самостоятельном восприятии литературы. Перед учеником постепенно разворачивается все более широкая картина видов и жанров литературы, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа.
Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, которая, с одной стороны, нацелена на воспитание уважения к целостности текста, формирование удивления и восхищения перед тайной художественного творчества (что укрепляет дистанцию между читателем и текстом); с другой стороны, отличается таким же уважением к индивидуальным особенностям восприятия, «прочтения» текста школьником, включая его в состав содержания самого текста, что допускает его аналитическое членение (что снимает дистанцию между читателем и текстом). В этой связи очень важно:
подвергая текст вместе с учащимися разностороннему анализу, сохранить эффект его целостного воздействия как художественного образа, который по своей образной природе сопротивляется препарированию;
не забывая о том, что восприятие текста является компонентом его содержания, сохранять и развивать ростки индивидуального эмоционального и понятийного отношения детей к прочитанному.
Авторы курса «Литературное чтение» убеждены, что именно на перекрестке разных по своей природе эстетических переживаний (переживания удивления и наслаждения от красоты слова, с одной стороны, и удовольствия от своей собственной способности проникновения в глубинный смысл произведения, приобщения в разгадке тайн творчества, с другой стороны) формируется устойчивый интерес школьника к чтению, мотив серьезного и осмысленного отношения к литературе как к предмету искусства и художественной культуры.
Поскольку культура восприятия литературы и искусства основывается на понимании особенностей образного видения мира, программа ставит своей задачей уже в начальной школе заложить основы понимания образной природы искусства, языка словесных образов, что вызывает к жизни знакомство с элементарными литературоведческими понятиями. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, в ходе анализа текстов, как средством постижения художественного смысла произведения. Программа нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики мира литературы и искусства.
Развитие речи детей в системе общего развития учащихся является общепредметной задачей. Специфика решения этой задачи на уроках литературного чтения связана с тем, что работа по развитию речи является неким комплексом, включающим работу над техникой и выразительностью чтения; смысловой анализ текста; творческую речевую деятельность ученика. Анализ литературного произведения в сочетании с созданием собственных литературных опусов особенно активно развивает устную, письменную и внутреннюю речь школьников.
Осознанное выразительное чтение вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями. Литературный анализ текста позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов, принадлежащих к разным родам, жанрам, стилям словесности, позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты.
Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному и его переосмыслении (отзыв, рецензия). При решении задачи развития речевой деятельности школьников собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, басен, пословиц, рассказов) занимает особое место как один из эффективных способов проникновения в тайны художественного образа.
Курс литературного чтения (1-4 класс) рассматривается как начальная ступень общего литературного образования школьников. Включение элементов поэтики, сравнительного литературоведения и типологии культуры в преподавание готовит учащихся начальной школы к последующему изучению курса литературы как исторической системы поэтических форм.
Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи. На протяжении второго года обучения происходит дальнейшее накопление читательского опыта, продолжается развитие техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Во 2 классе программа предусматривает дальнейшее формирование отношения к литературе как к искусству, включение литературы в контекст других видов искусства на основе практического сравнения произведений литературы, живописи, музыки. Углубляется работа над выявлением позиции автора, «вычитыванием» авторской оценки изображаемого. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия про изведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом эпитета, сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. На основе знакомства с литературой разных жанров, различной по стилю, времени и месту написания, предполагается формирование у школьников убеждения, что мир литературы интересен, разнообразен, и что каждый читатель может найти в нем близкое и нужное себе.
Итогом второго года обучения должно стать понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с другими видами искусства, осознание особенностей искусства в целом по сравнению с наукой, желание обращаться к чтению вновь и вновь.
Программа знакомит с основными подходами в работе с литературным произведением, оставляя учителю простор для творчества. Региональный компонент на уроках литературного чтения реализуется через использование материалов хрестоматии по чтению «Литература Дона», которая составлена на основе регионального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, разработанного Ростовским ИПК и ПРО и утвержденного министерством общего и специального образования Ростовской области.
II. Содержание учебного материала.
Литература - вид искусства. Другие виды искусства: живопись, музыка. Отличие искусства от науки. Отличие литературы от других видов искусства.
Отличие художественного текста от научного (наличие сюжета - развития действия - в художественном тексте; выражение авторского отношения к описываемым событиям в художественном тексте; использование художественных приемов ДЛЯ создания образа в художественном тексте).
Народное творчество. Волшебная сказка. Особенности построения волшебной сказки. Противостояние земного и волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).
Бытовая сказка. «Мужик и медведь». Самые древние герои бытовой сказки (люди и животные). Самые древние сюжеты бытовых сказок (проясняют причины конфликта или дружбы между человеком и животным). Смысл бытовой сказки, действующими лицами которой является человек и зверь: показать преимущество человека (зверь сильнее физически, но человек умнее и хитрее, поэтому и побеждает).
Сказки о животных. Сказка о животных, где автор (Р. Киплинг) использует самые древние сюжеты (объясняющие происхождение животных и особенности их внешнего вида). Сказка о животных, где автор (Д. Мамин-Сибиряк) использует сюжет народной сказки о животных, но награждает животных разнообразным эмоциональным миром и проявляет авторское отношение к происходящему. Сказка о животных, где автор (В. Бианки) использует законы построения древней сказки и одновременно свои научные знания в области биологии. Сказка о животных, где автор (с. Козлов) использует сюжет народной сказки и древнюю композицию, но посвящает сказку внутреннему миру своего героя. Сказка о животных, где автор (Л. Муур, Л. Петрушевская), используя композицию волшебной сказки, ставит и решает современные нравственные проблемы (ценности живого общения и хорошего отношения друг к другу).
Авторская литература. Волшебная сказка в стихах и ее связь с народной сказкой (А. Пушкин). Использование сюжетов народных сказок (о рыбаке и его жене; о мертвой царевне). Использование композиционных особенностей народной сказки (троекратные повторы, цепочка событий), использование особого ритма, характерного для народного творчества (повтор речевых конструкций и слов), использование сюжетных линий, характерных для народных волшебных сказок. Два мира: земной и волшебный; волшебный помощник, волшебный цвет и волшебное число. Неповторимая красота авторского языка.
Волшебная сказка зарубежных писателей (Ш. Перро). Использования сюжета и композиционных особенностей народной волшебной сказки. Два мира: земной и волшебный; волшебный помощник и волшебное число. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации-развязки. Бродячие сюжеты в сказках народов мира. Сложность и распространенность авторского языка.
Волшебная сказочная повесть (отрывки: А. Толстой, Л. Лагин, О. Пройслер). Сосуществование двух жанров: волшебной сказки и рассказа.
Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, К. Паустовский, Л. Пантелеев, Н. Носов, В. Драгунский). Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная коллизия, определяющая смысл рассказа. Роль названия и композиции рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.
Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как о восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений.
Способность поэзии создавать фантастические и юмористические образы. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоты окружающего мира, дружбы, любви.
Представление о том, что для Поэта природа - живая: обнаружение в стихотворении образов-олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст, гипербола, эпитет (называем его «определением»). Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: скороговорки (Е. Благинина), считалки (Ю. Тувим), колыбельной и потешки (Саша Черный), кумулятивной сказки (Д. Хармс), народной песни (И. Суриков); создание сказочной картины мира средствами поэзии (А. Пушкин, К. Бальмонт, И. Суриков). Практическое освоение простейших видов художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем ее преувеличением), контраста, олицетворения.
Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в поэтических текстах, но и в прозе (с. Козлов).
Лента времени. Продолжение работы с лентой времени. Помещение на ленту времени имен писателей и поэтов; произведений фольклора и авторской литературы.
Литература вокруг нас. Создание условий для выхода младших школьников за рамки Учебника: привлечение текстов Хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками.
Навыки чтения и слушания. Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения. Развитие навыков чтения и говорения на основе эмоциональной передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту. Дальнейшее формирование навыков свободного высказывания в устной и письменной форме.
КРУГ ЧТЕНИЯ:
Малые жанры фольклора; малые жанры авторской литературы. Русские и зарубежные народные и авторские сказки
«Мужик и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «У страха глаза велики», «Мороз, ветер и солнце», «Морозко», «Волшебное кольцо», «Кузьма Скоробогатый», «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса»;
Ш. Перро «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Мальчик –с -пальчик»; братья Гримм «В стране небывалой», «Сказка о рыбаке и его жене», «Храбрый портной»; Г.Х. Андерсен «Огниво».
В. Шекспир «Сон в летнюю ночь» (в адаптированном пересказе); Л. Толстой «Липунюшка », В. Одоевский «Мороз Иванович», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца», А. Пушкин «У Лукоморья», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», П. Ершов «Конек-горбунок».
Классики русской литературы
А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Майков, И. Суриков, И. Бунин, К. Бальмонт, М. Цветаева, С. Есенин.
В. Даль «Старик-годовик», К. Ушинский Рассказы, Л. Толстой «Прыжок», «Лев и собачка», «Акула».
Современные русские и зарубежные писатели и поэты
М. Исаковский, Д. Кедрин, Л. Друскин, Н. Рыленков; К. Чуковский, С. Маршак, С. Черный, Д Хармс, С. Михалков, Б. Заходер, А. Барто, в. Берестов, И. Токмакова, Т. Белозеров, Е. Благинина, Н. Орлова, Р. Сеф, Г. Сапгир, Ю. Мориц, И. Пивоварова, Г. Остер, Т. Собакин, в. Шленский, Т. Биркун, Н. Ламм, Э. Успенский.
А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», в. Бианки «Как Муравьишка домой спешил», М. Пришвин Рассказы, К. Паустовский «Растрепанный воробей », И. Акимушкин «Природа чудесница», А. Гайдар «Чук и Гек», Л. Пантелеев «Честное слово»; Н. Носов «Мишкина каша», «Заплатка», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Приключения НезнаЙки»;·В. Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Заколдованная буква», «Сверху вниз, наискосок!»; О. Кургузов «Рассказы маленького мальчика», В. Катаев «Цветик-семицветик», Д. Нагишкин «Айага», Ф. Кривин Сказки, С. Козлов Сказки, Л. Петрушевская Сказки, Г. Корнилова «Наш знакомый Бумчик», Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак»;
П. Неруда; Ю. Тувим, Дж. Чиарди, Н. Мушкудиани, Ф. Галас Стихи; Э. Нийт «Сказка о каменном короле»;
Л. Муур «Крошка Енот», Д. Биссет «Беседы с тигром», О. Пройслер «Маленькая Баба Яга», «Маленький Водяной», Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка», «Откуда взялись броненосцы», «Слоненок», Дж. Родари «Сказки по телефону», «Приключения Чиполлино».
Японские трехстишия
Дополнительная литература
Русские народные сказки: «По щучьему велению», «Царевна-лягушка»; П. Бажов «Серебряное копытце»; братья Гримм «Три брата»; Р. Киплинг «Маугли», Дж. Родари «Приключения голубой стрелы», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»; Б. Житков «Рассказы о животных»; Э. Шим, С. Баруздин, Г. Скребицкий, Б. Никольский, Л. Воронков Рассказы; Г. Снегирев «Чембулак», Ю. Коваль «Алый», В. Чаплина «Крылатый будильник», «Мушка», Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», С. Прокофьева «Ученик волшебника», В. Губарев «Королевство кривых зеркал», г. Остер «Бабушка Удава», Л. Лагин «Старик Хоттабыч».
III. Календарно-тематическое планирование.
№ n/n |
Система уроков |
Дата |
Дидактическая модель обучения |
Педагогические средства |
Вид деятельности учащихся |
Задачи. Планируемый результат и уровень освоения |
Информационно- методическое обеспечение |
|||
Компетенции |
||||||||||
Базовый уровень |
Продвинутый уровень |
Информационно-коммуникативная |
||||||||
Глава I. Вступление или детективное начало… (7 ч.) |
||||||||||
1. |
Характер лирическо- го героя. |
2.09 2011 |
Урок получения новых знаний |
Учебник |
Сравнение изображения чувств в произведениях; характеров двух героев Выразительное чтение вслух |
Понимать значимость композиционной организации и художественного языка литературного текста как средств художественной выразительности, способов создания эмоционального настроения, способов характеристики внутреннего мира лирического героя; уметь чувствовать эмоциональную атмосферу текста; различать позицию автора и лирического героя; сравнивать характеры героев рассказа и стихотворения; иметь представление об особенностях ритмического рисунка в стихотворении |
Характер героя, его поступки и их мотивы. Содержательность повтора в произведении. Особенности ритмического рисунка в стихотворении. Сравнение характеров двух героев |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
В. Драгунский «Что я люблю», И. Токмакова «Мне грустно…» |
|
2. |
Характер лирическо- го героя. |
5.09 2011 |
урок объяснения нового материала, урок повторения |
Учебник |
В. Драгунский «Что любит Мишка» |
|||||
3. |
Контраст как художественный приём в поэзии. |
6.09 2011 |
Урок получения новых знаний |
Учебник |
Анализировать прочитанное , ориентируясь на вопросы учителя Выразительное чтение |
Уметь видеть контраст и понимать смысл его использования в художественном произведении |
Выделение языковых средств художественной выразительности (понятие контраст) |
Вести диалог о прочитанном |
Б. Заходер «Границы поэтического текста» |
|
4. |
Вн. чт. В. Драгунский «Заколдованная буква» |
7.09 2011 |
Комбинированный |
Хрестоматия |
Объяснять смысл названия произведения; придумывать сои заголовки. Выразительное чтение вслух |
Уметь анализировать текст , определять тему произведения, пересказывать |
Характер героя, его поступки и их мотивы. |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
В. Драгунский «Заколдованная буква» |
|
5. |
Годовой круг: взгляд поэта и исследователя. |
9.09 2011 |
Комбинированный |
Учебник |
Наблюдение за приемом олицетворения Выразительное чтение вслух, |
Показать сходство и различие подходов к кругу времен года как к поэтическому образу и как к схеме, выражающей временные и природные закономерности; уметь находить олицетворения |
Выделение языковых средств художественной выразительности (понятие олицетворение). Понятие рифма: точная, неточная, перекрёстная |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
Д. Кедрин «Скинуло кафтан зелёный лето» |
|
6. |
Общее начало разных видов искусства. |
12.09 2011 |
Комбинированный |
Учебник |
Анализировать прочитанное , ориентируясь на вопросы учителя Выразительное чтение |
Уметь анализировать язык разных видов искусств: литературы, живописи, музыки; обнаружить поэтический взгляд на мир в поэтическом и прозаическом текстах; сравнивать живописный и поэтический образы |
Сравнительный анализ образа на примере поэтического, прозаического текста и живописного образа |
Вести диалог о прочитанном |
А. Пушкин «Тиха украинская ночь..», А. Куинджи «Ночь на Днепре», Л. Бетховен «Лунная соната» |
|
7. |
Сравнительный анализ научного и художественного текстов. |
13.09 2011 |
Урок получения новых знаний |
Учебник |
Различие видов информации (научная, художественная) Выразительное чтение |
Уметь выявить главные особенности научного и художественного текста на материале «Осеннего утра» М. Пришвина, отрывка из энциклопедического словаря, стихотворения В. Друка «Роман» |
Выражение в художественном тексте сложных человеческих чувств. Разный характер художественного и научного языка. Эмоциональное отношение автора к описываемым событиям |
Умение слушать и отвечать на вопросы. |
М. Пришвин «Осеннее утро», В. Друк «Роман» |
|
Глава II. Завязка, тайны искусства. (8 ч.) |
||||||||||
1. |
Художественный образ в поэзии и живописи. |
14.09 2011 |
Комбинированный |
Учебник |
Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи |
Уметь сравнивать язык разных видов искусств: поэзии и живописи |
Передача словом цвета, запаха, звука в стихотворении и живописном произведении |
Уметь высказывать свои мысли, анализировать по вопросам |
И. Пивоварова «Картина», В. Поленов «Московский дворик» |
|
2. |
Олицетворение как поэтический приём. |
16.09 2011 |
Урок получения новых знаний |
Учебник |
Наблюдение за приемом олицетворения Выразительное чтение вслух, |
Уметь раскрывать смысл олицетворения на примере анализа поэтического и живописного образа |
Применение приёма олицетворения в лирическом произведении и живописи |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
Д. Кедрин «Осенняя песня» |
|
3. |
Приём олицетворения в поэзии и живописи. |
19.09 2011 |
Урок получения новых знаний |
Учебник |
Наблюдение за приемом олицетворения Выразительное чтение вслух, |
Освоить приём олицетворения; иметь представление об использовании ритма считалки в авторском стихотворении; о том, что разные литературные жанры могут создавать сходные образы |
Применение приёма олицетворения в лирическом произведении и живописи |
Умение слушать и отвечать на вопросы. |
М. Лермонтов «Утёс», Н. Мушкудиади «Что его беспокоило», Н. Рерих «Стражи ночи», М. Чюрлёнис «День» |
|
4. |
Различие взглядов на мир поэта и исследователя. |
20.09 2011 |
Комбинированный |
Учебник |
Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, сравнение характеров героев; Выразительное чтение вслух, |
Выявить специфику художественного, научно-популярного и поэтического текстов; формировать представление о сюжете; уметь определять жанровую принадлежность |
Применение приёма олицетворения в лирическом произведении Н. Мушкудиади. Жанр фольклора |
Уметь высказывать свои мысли, анализировать по вопросам |
И. Пивоварова «Как я считал», Г. Корнилова «Про бабочку» |
|
5. |
Различие текстов разных жанров со сходной тематикой. |
21.09 2011 |
Урок получения новых знаний |
Учебник |
Объяснять смысл названия произведения; придумывать сои заголовки. Выразительное чтение вслух, |
Уметь раскрывать смысл олицетворения на примере анализа поэтического и живописного образа |
Понятие сюжета: завязка, кульминация, развязка. Приёмы сравнения и олицетворения в художественных произведениях |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
Г. Корнилова «Вертолёт», Н. Орлова «Самолёт», К. Арон, С. Сахарнов «Воздушный богатырь» |
|
6. |
Художественный образ в литературе. |
23.09 2011 |
Комбинированный |
Учебник |
Наблюдение за приемами сравнение и олицетворение Выразительное чтение вслух |
Уметь видеть целостность художественного образа, его общую природу в разных видах искусства; определять специфику его выражения языком поэзии, музыки и живописи |
Применение приёма олицетворения, сравнения и созвучия (звукоподражания) в лирическом произведении |
Вести диалог о прочитанном Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам |
С. Есенин «Нивы сжаты..», И. Пивоварова «Песня зарянки», М. Чюрлёнис «Соната звёзд» |
|
7. |
Поэтический взгляд на мир. |
26.09 2011 |
Комбинированный |
Учебник |
Работа по наблюдению за авторскими чувствами и настроениями, выраженными в словах и выражениях Выразительное чтение вслух |
Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира |
Образность жанра загадки, приём олицетворения в загадке. Внутренний мир героев |
Умение слушать и отвечать на вопросы. |
С. Козлов «Ёжик в тумане», «Красота», М. Цветаева «Одна половинка окна…». |
|
8. |
Обобщающий урок. |
27.09 2011 |
Обобщающий урок |
Учебник |
Умение выразительно читать, анализировать содержание по вопросам учителя |
Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение. |
|
Тестовая работа |
||
Глава III. Погоня за секретами литературы. (37 ч.) |
||||||||||
1. |
Художественный образ в поэтическом тексте. |
28.09 2011 |
Урок получения новых знаний |
Учебник |
Работа по наблюдению за авторскими чувствами и настроениями, выраженными в словах и выражениях |
Формировать начальные представления о том, что такое художественный образ |
Понятие образа. Образ – не сам предмет, но то, как его воспринимает автор |
Уметь высказывать свои мысли, анализировать по вопросам |
Японские хокку, Э. Нийт «Сказка о каменном короле» |
|
2. |
Ироническое отношение автора к герою. |
30.09 2011 |
Урок получения новых знаний |
Учебник |
Сравнение характеров героев Выразительное чтение вслух, Выразительное чтение вслух |
Уметь различать иронический, юмористический характер текстов |
Художественные приёмы: сравнение, контраст, преувеличение |
Вести диалог о прочитанном |
К. Чуковский «Федотка», Е. Чеповевецкий «Петя болен», С. Михалков «Про мимозу» |
|
3. |
Вн. чт. Г. Кружков «Подлёдный лов», А. Усачёв «Эх!» |
3.10 2011 |
Комбинированный |
Хрестоматия |
Работа по наблюдению за авторскими чувствами и настроениями, выраженными в словах и выражениях |
Умение выразительно читать, анализировать содержание по вопросам учителя |
Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение. |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
Г. Кружков «Подлёдный лов», А. Усачёв «Эх!» |
|
4. |
Нравственная коллизия в рассказе. |
4.10 2011 |
Комбинированный |
Учебник |
Сравнение характеров героев литературных произведений Выразительное чтение вслух, |
Выявить жанровые особенности рассказа; обнаружить нравственную проблему, чувства и мотивы, которые движут поступками героев |
Нарастание эмоционального напряжения от завязки до кульминации. Выделение главного героя – того героя, кто в центре внимания автора |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
Л. Толстой «Прыжок» |
|
5. |
Эмоциональная окраска текста |
5.10 2011 |
урок объяснения нового материала, урок повторения |
Учебник |
Работа по наблюдению за авторскими чувствами и настроениями, выраженными в словах и выражениях Выразительное чтение вслух, |
Выявить особый эмоциональный строй текста; знать различные художественные приёмы, которые помогают это сделать: смена лексики, приём контраста, звукопись |
Меняющаяся лексика для передачи возрастающего эмоционального напряжения, а потом на создание контраста. Ироническая авторская интонация. Звукопись в тексте |
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. |
С. Михалков «Бараны» Р. К. Народная сказка Донского края «Две козы» |
|
6. |
Приём аллитерации. |
7.10 2011 |
Урок получения новых знаний |
Учебник |
Работа по наблюдению за авторскими чувствами и настроениями, выраженными в словах и выражениях |
Уметь анализировать текст , определять тему произведения, пересказывать |
Художественные приёмы: сравнение, контраст, преувеличение |
Уметь высказывать свои мысли, анализировать по вопросам |
Д. Биссет «Приключения дядюшки Тик-Так» |
|
7. |
Как смотрят на мир поэт и художник. |
10.10 2011 |
Комбинированный |
Учебник |
Анализ лирического текста, описание художественных картин Выразительное чтение вслух |
Выявить, как средствами разных видов искусства создаются сходные и одновременно, особенные образы |
Роль интонации в создании таинственного образа ночи, роль звукописи, роль контраста в картине М. Врубеля |
Вести диалог о прочитанном |
И. Суриков «Всё темней…», М. Врубель «К ночи» |
|
8. |
Сказочный образ мира. |
11.10 2011 |
Комбинированный |
Учебник |
Различение жанра литературного произведения и сказки. Выразительное чтение вслух, |
Уметь выявить завораживающий ритм пушкинского стиха; знать, что данный отрывок – это целый мир, населённый своими персонажами, живущий по своим волшебным законам |
Пространственные представления в народной сказке («свой», «чужой» мир). Понятие кругового ритма, созданного путём повтора слова там |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
А. Пушкин «У лукоморья…» |
|
9. |
Вн. чт. Русская народная сказка «Кузьма скоробогатый» |
12.10 2011 |
Комбинированный |
хрестоматия |
Различение жанра литературного произведения и сказки. Выразительное чтение вслух, |
Умение выразительно читать, анализировать содержание по вопросам учителя |
Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение. |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
Русская народная сказка «Кузьма скоробогатый» Р. К. Народная сказка Донского края «Казак и лиса» |
|
10. |
Авторская сказка. |
14.10 2011 |
Урок получения новых знаний |
Учебник |
Различение жанра литературного произведения и сказки. Выразительное чтение вслух, |
Иметь представление о жанровой специфике сказки, используя сравнительный анализ русской и европейской, авторской и народной сказок |
Сходство зачина и сюжетных линий в сказках – русской народной и авторской европейской. Сходство представлений о сказочном герое и волшебном помощнике. Различие волшебной сказки и сказки о животных |
Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам |
Ш. Перро «Кот в сапогах» |
|
11. |
Сравнительный анализ европейской сказки и русской народной сказки. |
17.10 2011 |
Урок получения новых знаний |
Учебник |
Различение жанра литературного произведения и сказки. Выразительное чтение вслух, |
Выявить специфику художественного и научного текстов; развивать первичные исследовательские навыки |
Уметь высказывать свои мысли, анализировать по вопросам |
Ш. Перро «Кот в сапогах», русская народная сказка «Кузьма скоробогатый» |
||
12. |
Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» |
18.10 2011 |
Урок получения новых знаний |
Учебник |
Различение жанра литературного произведения и сказки. Главный герой сказок Выразительное чтение вслух, |
Уметь выявлять черты сходства и отличия сказки А.С. Пушкина с народными и авторскими сказками, в которых есть сюжетные линии; отмечать выразительность поэтических образов и красоту языка поэта |
Поступательное движение сюжета в сочетании с повторяющимися моментами, характерное для народной сказки. Особенности волшебного помощника. Эмоциональная окраска повторов |
Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. |
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
|
13-14. |
Вн. чт. Бр. Гримм «Сказка о рыбаке и его жене» |
19.10 21.10 2011 |
Комбинированный |
хрестоматия |
Работа по наблюдению за авторскими чувствами и настроениями, выраженными в словах и выражениях |
Умение выразительно читать, анализировать содержание по вопросам учителя |
Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение. |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
Бр. Гримм «Сказка о рыбаке и его жене» |
|
15. |
Красота и выразительность пушкинского стиха. |
24.10 2011 |
Урок получения новых знаний |
Учебник |
Наблюдение за приемом олицетворения Выразительное чтение вслух |
Уметь выявлять черты сходства и отличия сказки А.С. Пушкина с народными и авторскими сказками, в которых есть сюжетные линии; отмечать выразительность поэтических образов и красоту языка поэта |
Поэтические образы, созданные Пушкиным. Настроение в стихотворении, средства создания настроения |
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. |
А. Пушкин «Опрятней модного паркета…» Р. К. А. С. Пушкин «Дон» |
|
16. |
Авторская сказка о животных. |
25.10 2011 |
Урок получения новых знаний |
Учебник |
Различение жанра литературного произведения и сказки. Выразительное чтение вслух |
Выявить специфику авторской сказки в её отличии от народной |
Этиологический (без использования термина) смысл сказки Р. Киплинга. Творческая работа по придумыванию вопросов и ответов |
Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам |
Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка» |
|
17-18. |
Вн. чт. Р. Киплинг «Слонёнок» |
26.10 28.10 2011 |
Комбинированный |
Хрестоматия |
Различение жанра литературного произведения и сказки. Выразительное чтение вслух |
Уметь анализировать текст , определять тему произведения, пересказывать |
Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение. |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
Р. Киплинг «Слонёнок» |
|
19-21. |
Вн. чт. Р. Киплинг «Откуда взялись броненосцы» |
7.11 8.11 2011 |
Комбинированный |
Хрестоматия |
Различение жанра литературного произведения и сказки. Выразительное чтение вслух |
Уметь анализировать текст , определять тему произведения, пересказывать |
Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение. |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
Р. Киплинг «Откуда взялись броненосцы» |
|
22. |
Научно-популярные тексты о животных. |
9.11 2011 |
Урок получения новых знаний |
Учебник |
Объяснять смысл названия произведения; придумывать сои заголовки. Выразительное чтение вслух |
Уметь анализировать текст , определять тему произведения, пересказывать |
Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение. |
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. |
И. Акимушкин «Обезьяньи носы», «Броненосцы» |
|
23-24. |
Сложный авторский взгляд на мир. |
11.11 14.11 2011 |
Комбинированный |
Учебник |
Сравнение характеров героев литературных произведений Выразительное чтение вслух |
Должны понять сложную природу дара писателя В. Бианки и живописца И. Шишкина: совмещение в одном лице каждого из творцов художника и учёного –знатока природы |
Законы сказки в литературном произведении В. Бианки |
Уметь высказывать свои мысли, анализировать по вопросам |
В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» |
|
25. |
Юмористический художественный образ. |
15.11 2011 |
Комбинированный |
Учебник |
Наблюдение за способами авторов рассказывать о серьёзном через комическое изображение , формирование представлений о юморе, прозе и поэзии. |
Должны осознать чувство юмора в произведениях как эстетическое чувство |
«Необычное», «смешное», в основе которого лежит контраст. Общая природа поэтических образов |
Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам |
Т. Собакин «Две коровы и коровка», Ю Мориц «Сто фантазий». Б. Заходер «Моя вообразилия» |
|
26-27. |
Разная природа вымысла. |
16.11 18.11 2011 |
Комбинированный |
Учебник |
Объяснять смысл названия произведения; придумывать сои заголовки. Выразительное чтение вслух |
Должны осознать то, что есть безобидные, безвредные фантазии, которые являются плодом воображения и сродни художественным произведениям, и злой умысел, цель которого – извлечь из неправды пользу для себя или навредить другому |
Художественный вымысел в поэзии и художественной литературе. Смысловые нюансы близких по значению слов |
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. |
Н. Носов «Фантазёры» |
|
28-29. |
Природа необычного, фантастического в литературных текстах. |
21.11 22.11 2011 |
Комбинированный |
Учебник |
Наблюдение за приемом олицетворения Выразительное чтение вслух |
Должны знать о природе «необычного», что необычное может быть миром «наоборот», когда нарушаются причинно-следственные связи, что оно может иметь сказочную природу |
Поэтические образы, необычность которых строится на их алогичной природе (нарушение причинно-следственных связей). Поэтическая природа необычного. Атмосфера таинственности волшебной сказки |
Уметь высказывать свои мысли, анализировать по вопросам |
Ф. Галас «Мир наоборот», В. Шлёнский «Другу», П. Ершов «Конёк-горбунок» (отрывок), К. Бальмонт «У чудищ», загадки |
|
30. |
Вн. чт. Русская народная сказка «Морозко». |
23.11 2011 |
Комбинированный |
Хрестоматия |
Различение жанра литературного произведения и сказки. Выразительное чтение вслух |
Умение выразительно читать, анализировать содержание по вопросам учителя |
Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение. |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
Русская народная сказка «Морозко». |
|
31. |
Вн. чт.В. Одоевский «Мороз Иванович» |
25.11 2011 |
Комбинированный |
Хрестоматия |
Различение жанра литературного произведения и сказки. Выразительное чтение вслух |
Умение выразительно читать, анализировать содержание по вопросам учителя |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
В. Одоевский «Мороз Иванович» |
||
32. |
Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки». |
28.11 2011 |
Комбинированный |
Учебник |
Различение жанра литературного произведения и сказки. Главный герой сказок Выразительное чтение вслух |
Уметь выявить некоторые закономерности сказочного жанра на примере русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
Наличие двух миров: обычного и волшебного – закономерность сказочного жанра. Древняя числовая магия. Лирическая тональность сказки и картины |
Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам |
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
|
33. |
Вн. чт. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» |
29.11 2011 |
Комбинированный |
Хрестоматия |
Различение жанра литературного произведения и сказки. Выразительное чтение вслух |
Умение выразительно читать, анализировать содержание по вопросам учителя |
Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение. |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» |
|
34. |
Вн. чт. Русская народная сказка «Кот и лиса» |
30.11 2011 |
Комбинированный |
Хрестоматия |
Различение жанра литературного произведения и сказки. Главный герой сказок Выразительное чтение вслух |
Уметь составлять характеристику героев. Уметь анализировать текст. Обладать навыками выразительного чтения. Уметь читать по ролям |
Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение. |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
Русская народная сказка «Кот и лиса» Р. К. Народная сказка Донского края «Кот и лиса» |
|
35. |
Три типа сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных. |
2.12 2011 |
Комбинированный |
Учебник |
Различение жанра литературного произведения и сказки. Выразительное чтение вслух |
Иметь представление о жанровой специфике сказки. Уметь выявить разницу волшебной, бытовой сказок и сказки о животных. Должны быть готовы к разговору об отличии народной сказки от авторской |
Приметы сказочного жанра. Различие волшебной и бытовой сказок. Разный характер одного и того же героя. |
Уметь высказывать свои мысли, анализировать по вопросам |
Русская народная сказка «Мужик и медведь» |
|
36. |
Обобщающий урок по сказкам. |
5.12 2011 |
Обобщающий урок |
Учебник |
Различение жанра литературного произведения и сказки. Главный герой сказок Выразительное чтение вслух |
Придумать свою сказку |
|
- |
||
37. |
Происхождение примет и праздничных традиций. |
6.12 2011 |
урок объяснения нового материала, урок повторения |
Учебник |
Объяснять смысл названия произведения; придумывать сои заголовки. Выразительное чтение вслух |
Уметь анализировать текст , определять тему произведения, пересказывать |
Уметь соотносить авторов, названия прочитанных произведений; видеть сравнения, эпитеты, олицетворения. |
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. |
И. Пивоварова «Вкусные ботинки» |
|
Глава IV. Новые загадки следствия. (8 ч.) |
||||||||||
1. |
Происхождение сказки из мифа. |
7.12 2011 |
Урок получения новых знаний |
Учебник |
Различение жанра литературного произведения и сказки. Главный герой сказок |
Должны знать об отражении древних обрядов в народных сказках, загадках, легендах |
Единство происхождения сказки и загадки из мифа. Отражение древних представлений в сказке «Снегурочка», в легенде о Нарциссе |
Уметь высказывать свои мысли, анализировать по вопросам |
В. Даль «Старик-годовик» |
|
2. |
Русская народная сказка «Снегурочка» |
9.12 2011 |
Комбинированный |
Учебник |
Различение жанра литературного произведения и сказки. |
Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам |
Русская народная сказка «Снегурочка», Т. Белозёров «Подснежники» |
|||
3. |
Обращение к сказочному жанру в авторской поэзии. |
12.12 2011 |
Комбинированный |
Учебник |
Наблюдение за приемами сравнение и олицетворение Выразительное чтение вслух |
Уметь отмечать различные пути обращения к особенностями сказочного жанра в авторской поэзии |
Сосуществование жанров сказки и рассказа в одном тексте |
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. |
И. Суриков «Детство», Д. Хармс «Как Володя быстро под гору летел» |
|
4. |
Специфика авторской сказки. Л. Лагин «Старик Хоттабыч» |
13.12 2011 |
Комбинированный |
Учебник |
Различение жанра литературного произведения и сказки. Главный герой сказок |
Иметь представление о специфике жанра авторской сказки в её сравнении с народной сказкой |
Сосуществование жанров сказки и рассказа в одном тексте |
Уметь высказывать свои мысли, анализировать по вопросам |
Л. Лагин «Старик Хоттабыч» |
|
5. |
Специфика авторской сказки. О. Пройслер «Маленький водяной» |
14.12 2011 |
урок объяснения нового материала, урок повторения |
Учебник |
Различение жанра литературного произведения и сказки. Выразительное чтение вслух |
О. Пройслер «Маленький водяной» |
||||
6. |
Специфика авторской сказки. О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга» |
16.12 2011 |
Комбинирован ный |
Учебник |
Сравнение характеров героев литературных произведений Выразительное чтение вслух |
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. |
О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга» |
|||
7. |
Вн. чт. Бр. Гримм «Храбрый портной» |
19.12 2011 |
Комбинированный |
Хрестоматия |
Различение жанра литературного произведения и сказки. Главный герой сказок Выразительное чтение вслух |
Уметь составлять характеристику героев. Уметь анализировать текст. Обладать навыками выразительного чтения. Уметь читать по ролям |
Сочинить историю |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
Бр. Гримм «Храбрый портной» |
|
8. |
Обобщающий урок по теме. |
20.12 2011 |
Обобщающий урок |
Учебник |
Наблюдение за приемами сравнение и олицетворение |
Умение выразительно читать, анализировать содержание по вопросам учителя |
Уметь соотносить авторов, названия прочитанных произведений; видеть сравнения, эпитеты, олицетворения. |
|
Л. Друскин «Я сплю,…» |
|
Глава V. Кульминация! Вершина воображения... (9 ч.) |
||||||||||
1. |
Поэтические тексты: авторские и народные. |
21.12 2011 |
урок объяснения нового материала, урок повторения |
Учебник |
Наблюдение за приемами сравнение и олицетворение Выразительное чтение вслух |
Уметь выявить своеобразие авторской и народной поэзии на материале таких жанров, как загадка, скороговорка, лирическое стихотворение |
Использование метафоры. Наличие подсказки в авторской загадке. Специфика художественного образа в авторской поэзии |
Уметь высказывать свои мысли, анализировать по вопросам |
Загадки, Е. Благинина «У Вари…», С. Есенин «Зима» |
|
2-4. |
Жанр рассказа. Н. Носов «Мишкина каша» |
23.12 26.12 27.12 2011 |
Урок получения новых знаний |
Учебник |
Объяснять смысл названия произведения; придумывать сои заголовки. Выразительное чтение вслух |
Должны уметь чувствовать общий эмоциональный тон произведения, различать особенности самого жанра (достоверность событий, подлинность переживаний), выявлять характер героя |
Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение. |
Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам |
Н. Носов «Мишкина каша» |
|
5. |
Вн. чт. Н. Носов «Живая шляпа» |
28.12 2011 |
Комбинированный |
Хрестоматия |
Сравнение характеров героев литературных произведений Выразительное чтение вслух |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
Н. Носов «Живая шляпа» |
|||
6. |
Жанр рассказа. Н. Носов «Заплатка». |
11.01 2012 |
Комбинированный |
Учебник |
Сравнение характеров героев литературных произведений Выразительное чтение вслух |
Должны знать, что текст личностно значим для читателя. Уметь ориентироваться в развитии сюжета рассказа |
Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение. |
Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам |
Н. Носов «Заплатка». |
|
7. |
Поэзия как особое переживание мира. |
13.01 2012 |
урок объяснения нового материала, урок повторения |
Учебник |
Сравнение характеров героев литературных произведений |
Иметь представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира. Уметь выделять содержательность приёмов контраста и олицетворения |
Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение Приёмы контраста и олицетворения в авторской поэзии |
Уметь высказывать свои мысли, анализировать по вопросам |
Н. Носов «Как Незнайка сочинил стихи». |
|
8. |
Ф. Тютчев «Весна». |
16.12 2012 |
урок объяснения нового материала, урок повторения |
Учебник |
Наблюдение за приемами сравнение и олицетворение Выразительное чтение вслух |
|
Ф. Тютчев «Весна». |
|||
9. |
Н. Рыленков «После дождя», Р. Сеф «Странное дело». |
17.12 2012 |
Комбинированный |
Учебник |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
Н. Рыленков «После дождя», Р. Сеф «Странное дело». |
||||
Глава VI. Вперёд по дороге открытий... (24 ч.) |
||||||||||
1. |
Связь авторской поэзии с фольклором. |
18.12 2012 |
урок объяснения нового материала, урок повторения |
Учебник |
Различие малых фольклорных жанров и авторской поэзии Выразительное чтение вслух |
Знать, что авторская поэзия использует особенности композиции фольклорных жанров (в данном случае считалки и сказки) |
Последовательное перечисление и троекратный повтор – черты сказки в авторской поэзии |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. |
Ю. Тувим «Овощи» |
|
2. |
Рассказ Л. Толстого «Акула» |
20.01 2012 |
Комбинированный |
Учебник |
Сравнение характеров героев литературных произведений Выразительное чтение вслух |
Уметь выявить кульминационные моменты сюжета в произведении Л. Толстого «Акула» |
Несколько точек кульминации |
Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам |
Л. Толстой «Акула» |
|
3. |
Вн. чт. Л. Толстой «Лев и собачка» |
23.01 2012 |
Комбинированный |
хрестоматия |
Сравнение характеров героев литературных произведений Выразительное чтение вслух |
Умение выразительно читать, анализировать содержание по вопросам учителя |
Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение. |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
Л. Толстой «Лев и собачка» |
|
4-5. |
Связь авторской и народной сказок. |
24.01 25.01 2012 |
урок объяснения нового материала, урок повторения |
Учебник |
Объяснять смысл названия произведения; придумывать сои заголовки. Выразительное чтение вслух |
Уметь отмечать черты, свойственные только авторской сказке, сходство и различие авторской и народной сказок |
Развитие сюжета в авторской сказке. Особенности языка авторской сказки |
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. |
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца…» |
|
6. |
Авторская поэзия: обращение к фольклору. |
27.01 2012 |
Урок получения новых знаний |
Учебник |
Различие малых фольклорных жанров Выразительное чтение вслух |
Уметь проследить связь авторской поэзии с малыми жанрами фольклора. Знать малые жанры фольклора |
Связь авторской поэзии с малыми жанрами фольклора |
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. |
С. Чёрный «Колыбельная», А. Барто «Колыбельная» |
|
7-8. |
Шуточный рассказ – серьёзная проблема. |
30.01 31.01 2012 |
урок объяснения нового материала, урок повторения |
Учебник |
Сравнение характеров героев литературных произведений Выразительное чтение вслух |
Уметь установить, как авторы шуточных произведений затрагивают серьёзную проблему взаимоотношений взрослых и детей, детей и родителей |
Жанр текстов: сказка или рассказ |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. |
О. Кургузов «День рожденья вверх ногами», Д. Родари «Сакала, пакала» |
|
9. |
Вн. чт. М. Бородицкая «Колдунье не колдуется» |
1.02 2012 |
Комбинированный |
Хрестоматия |
Работа по наблюдению за авторскими чувствами и настроениями, выраженными в словах и выражениях |
Умение выразительно читать, анализировать содержание по вопросам учителя |
Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
Л. Толстой «Лев и собачка» |
|
10. |
Законы малых фольклорных жанров. |
3.02 2012 |
Комбинированный |
Учебник |
Различие малых фольклорных жанров Выразительное чтение вслух |
Уметь детей обнаруживать черты народного творчества в различных малых жанрах фольклора: потешке, сказке, загадке |
Комический эффект потешек. Наличие ритма и рифмы в потешках. Связь потешки со считалкой. |
Уметь высказывать свои мысли. Отвечать на поставлены вопросы. Аргументировать своё мнение |
Г. Остер «Вредные советы», потешки, загадки |
|
11. |
Русская народная сказка «У страха глаза велики» |
6.02 2012 |
урок объяснения нового материала, урок повторения |
Учебник |
Сравнение характеров героев литературных произведений Выразительное чтение вслух |
Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения |
Кумулятивный принцип построения композиции. Повторы в русской сказке |
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. |
Русская народная сказка «У страха глаза велики» |
|
12. |
Сравнительный анализ авторской и народной сказки. |
7.02 2012 |
урок объяснения нового материала, урок повторения |
Учебник |
Сравнение характеров героев литературных произведений Выразительное чтение вслух |
Уметь выявить особенность авторской сказки, обнаружить в сказке Мамина-Сибиряка черты сходства с народной сказкой: наличие конфликта зайца с волком, наличие эпизода переполоха |
Выявить особенности авторских сказок. Вырабатывать навыки сравнительного анализа трёх текстов, которые в пространстве книги находятся не рядом |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. |
С. Козлов «Чёрный омут» |
|
13. |
Мир глазами сказочного героя. |
8.02 2012 |
урок объяснения нового материала, урок повторения |
Учебник |
Наблюдение за приемами сравнение и олицетворение Выразительное чтение вслух |
Знать о художественном приёме звукописи |
Приём звукописи |
Уметь высказывать свои мысли. Отвечать на поставлены вопросы. Аргументировать своё мнение |
Стихи С. Козлова, С. Чёрного, Н. Ламма, Р. Сефа |
|
14. |
Отличие авторской сказки от народной. |
10.02 2012 |
Комбинированный |
Учебник |
обнаруживать черты отличия народной и авторской сказок Выразительное чтение вслух |
Уметь выявить специфику авторской сказки (в её отличиях от народной) |
Актуальность проблемы в сказке |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. |
Л. Петрушевская «Кот, который умел петь» |
|
15. |
Вн. чт. Л. Петрушевская «Все непонятливые» |
13.02 2012 |
Комбинированный |
Хрестоматия |
Сравнение характеров героев литературных произведений Выразительное чтение вслух |
Умение выразительно читать, анализировать содержание по вопросам учителя |
Уметь соотносить авторов, названия прочитанных произведений; видеть сравнения, эпитеты, олицетворения. |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
Л. Петрушевская «Все непонятливые» |
|
16-17. |
Черты народной сказки в авторской. |
14.02 15.02 2012 |
урок объяснения нового материала, урок повторения |
Учебник |
Сравнение характеров героев литературных произведений Выразительное чтение вслух |
Знать, что в авторских пересказах народных сказок сохраняются и действуют законы жанра народной волшебной сказки |
«Волшебные» примеры в сказках Понятие сюжета: завязка, кульминация, развязка. |
Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам |
А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» (отрывок), Л. Толстой «Липунюшка» |
|
18-19. |
Вн. чт. Г. Х. Андерсен «Огниво» |
17.02 20.02 2012 |
Комбинированный |
Хрестоматия |
обнаруживать черты сходства народной и авторской сказок Выразительное чтение вслух |
Уметь анализировать текст , определять тему произведения, пересказывать |
Уметь соотносить авторов, названия прочитанных произведений; видеть сравнения, эпитеты, олицетворения. |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
Л. Петрушевская «Все непонятливые» |
|
20-22. |
Вн. чт. Русская народная сказка «Волшебное кольцо» |
21.02 22.02 24.02 2012 |
Комбинированный |
Хрестоматия |
обнаруживать черты сходства народной и авторской сказок Выразительное чтение вслух |
Уметь составлять характеристику героев. Уметь анализировать текст. Обладать навыками выразительного чтения. Уметь читать по ролям |
Придумать свою сказку |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
Русская народная сказка «Волшебное кольцо»Р. К. П. Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты» |
|
23-24. |
Нравственные проблемы в сказке. |
27.02 28.02 2012 |
Урок получения новых знаний |
Учебник |
выделять события, систему событий, составляющих основу произведения Выразительное чтение вслух |
Выявить серьезные нравственные проблемы, которые есть в авторской и народной сказке |
Работа по наблюдению за авторскими чувствами и настроениями, выраженными в словах и выражениях |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. |
Л. Муур «Крошка Енот», нанайская сказка «Айога» |
|
Глава VII. Развязка. Распутанные тайны... (45ч.) |
||||||||||
1. |
Сходство мировосприятия ребёнка и поэта. |
29.02 2012 |
урок объяснения нового материала, урок повторения |
Учебник |
Наблюдение за приемами сравнение и олицетворение Выразительное чтение вслух |
Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира, которое свойственно поэтам и детям |
Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение. |
Уметь высказывать свои мысли. Отвечать на поставлены вопросы. Аргументировать своё мнение |
П. Неруда «Почему…?», Э. Успенский «Разгром» |
|
2. |
Вн. чт. Б. Заходер «Бочонок собачонок» О. Григорьев «Былина» |
2.03 2012 |
Комбинированный |
Хрестоматия |
Работа по наблюдению за авторскими чувствами и настроениями, выраженными в словах и выражениях |
Уметь анализировать текст , определять тему произведения, |
Работа по наблюдению за авторскими чувствами и настроениями, выраженными в словах и выражениях |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
Б. Заходер «Бочонок собачонок», О. Григорьев «Былина» |
|
3-4. |
Законы смешного в поэзии и прозе. |
5.03 6.03 2012 |
Урок получения новых знаний |
Учебник |
Сравнение характеров героев литературных произведений Выразительное чтение вслух |
Уметь обнаружить комическое в литературном тексте и выявить его природу |
Прямая речь в произведении как условие создания комического эффекта |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. |
В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» |
|
5. |
Различие научных и художественных текстов. |
7.03 2012 |
урок объяснения нового материала, урок повторения |
Учебник |
Наблюдение за приемами сравнение и олицетворение Выразительное чтение вслух |
Уметь различать научный и художественный тексты, их стилистику |
Особый характер научного текста |
|
Г. Сапгир «Бутерброд», Д. Родари Для чего нужны слёзы?», «Отчего идёт дождь?» |
|
6. |
Вн. чт. Д. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь». |
9.03 2012 |
Комбинированный |
Хрестоматия |
Сравнение характеров героев литературных произведений Выразительное чтение вслух |
Уметь составлять характеристику героев. Уметь анализировать текст. Обладать навыками выразительного чтения. Уметь читать по ролям |
Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
Д. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь». |
|
7-8. |
Природа необычного в литературе. |
12.03 13.03 2012 |
Урок получения новых знаний |
Учебник |
Наблюдение за приемами сравнение и олицетворение Выразительное чтение вслух |
Знать о различных вариантах творческих открытий в литературе, ценности творческого воображения поэта, который умеет придумывать фантастические образы |
Художественные особенности небылицы |
Уметь высказывать свои мысли. Отвечать на поставлены вопросы. Аргументировать своё мнение |
Б. Заходер «Приятная встреча». «Рапуны», бр. Гримм «В стране небывалой», Д. Родари «Вопросы наизнанку» |
|
9. |
Законы фольклорных жанров. |
14.03 2012 |
урок объяснения нового материала, урок повторения |
Учебник |
Различие малых фольклорных жанров Выразительное чтение вслух |
Знать о типе докучной сказки. Уметь продолжить работу над жанром загадки |
Принцип повтора в докучной сказке. Разные способы загадывания загадок |
Уметь высказывать свои мысли. Отвечать на поставлены вопросы. Аргументировать своё мнение |
Докучная сказка, загадки Р. К. Донские потешки и небывальщины |
|
10. |
Вн. чт. Э. Лир «Скрипиус Пип» |
16.03 2012 |
Комбинированный |
Хрестоматия |
Работа по наблюдению за авторскими чувствами и настроениями, выраженными в словах и выражениях |
Уметь анализировать текст , определять тему произведения, пересказывать |
Выделение языковых средств художественной выразительности |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
Э. Лир «Скрипиус Пип» |
|
11-12. |
Проявление сказочной логики в народной сказке и в авторской поэзии. |
19.03 20.03 2012 |
Урок получения новых знаний |
Учебник |
Сравнение характеров героев литературных произведений Выразительное чтение вслух |
Уметь отмечать специфику сказочного жанра на материале русской народной сказки; выяснить, насколько древнего происхождения эта русская народная сказка |
работы по наблюдению за авторскими чувствами и настроениями, выраженными в «рисующих» словах и выражениях |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. |
Русская народная сказка «Мороз, солнце и Ветер», А. Майков «Колыбельная песня» |
|
13. |
Сравнительный анализ языка разных видов искусства. |
21.03 2012 |
урок объяснения нового материала, урок повторения |
Учебник |
Наблюдение за приемами сравнение и олицетворение Выразительное чтение вслух |
Уметь соотносить авторов, названия прочитанных произведений; видеть сравнения, эпитеты, олицетворения. |
Выделение языковых средств художественной выразительности |
Уметь высказывать свои мысли. Отвечать на поставлены вопросы. Аргументировать своё мнение |
М. Исаковский «Ветер», А. Пушкин «Ветер, ветер» Ты могуч,,,», А. Рылов «Зелёный шум» |
|
14. |
Вн. чт. Шуточные стихи: С. Чёрный, Л. Керн, И. Шевчук. |
2.04 2012 |
Комбинированный |
Хрестоматия |
Наблюдение за приемами сравнение и олицетворение Выразительное чтение вслух |
Уметь соотносить авторов, названия прочитанных произведений; видеть сравнения, эпитеты, олицетворения. |
Выделение языковых средств художественной выразительности |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
Шуточные стихи: С. Чёрный, Л. Керн, И. Шевчук. |
|
15. |
Поэтический образ и средства его создания. |
3.04 2012 |
урок объяснения нового материала, урок повторения |
Учебник |
Наблюдение за приемами сравнение и олицетворение Выразительное чтение вслух |
Выделение языковых средств художественной выразительности |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. |
Р. Сеф «Слёзы», С. Чёрный «Плакса» |
||
16. |
Сравнение поэтического и живописного образов. |
4.04 2012 |
урок объяснения нового материала, урок повторения |
Учебник |
Работа по наблюдению за авторскими чувствами и настроениями, выраженными в словах и выражениях |
Умение выразительно читать, анализировать содержание по вопросам учителя |
Выделение языковых средств художественной выразительности |
Уметь высказывать свои мысли. Отвечать на поставлены вопросы. Аргументировать своё мнение |
С. Маршак «О мальчиках и девочках» |
|
17-20. |
К. Паустовский «Растрепанный воробей» |
6.04 9.04 10.04 11.04 2012 |
Комбинированный |
Учебник |
выделять события, систему событий, составляющих основу произведения Выразительное чтение вслух |
Уметь выделять разные сюжетные линии в тексте рассказа, исторические события, описанные в рассказе |
Уметь находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия. |
Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам |
К. Паустовский «Растрепанный воробей» |
|
21. |
Вн. чт. Л. Пантелеев «Честное слово» |
13.04 2012 |
Комбинированный |
Хрестоматия |
Сравнение характеров героев литературных произведений Выразительное чтение вслух |
Уметь составлять характеристику героев. Уметь анализировать текст. Обладать навыками выразительного чтения. Уметь читать по ролям |
Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
Л. Пантелеев «Честное слово» |
|
22-26. |
А. Гайдар «Чук и Гек». |
16.04 17.04 18.04 20.04 23.04 2012 |
урок объяснения нового материала, урок повторения |
Учебник |
Сравнение характеров героев литературных произведений Выразительное чтение вслух |
Уметь по проявлениям и деталям воссоздавать возраст и характер героев рассказа, отслеживать развитие их характера; проводить сравнительный анализ себя с героями произведения |
Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение |
|
А. Гайдар «Чук и Гек». |
|
27-29. |
Вн. чт. В. Катаев «Цветик-семицветик» |
24.04 25.04 27.04 2012 |
Комбинированный |
хрестоматия |
Выделять события, систему событий, составляющих основу произведения Выразительное чтение вслух |
Уметь исследовать характеры героев литературных произведений |
Уметь находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия. |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
В. Катаев «Цветик-семицветик» |
|
30. |
Годовая контрольная работа |
30.04 2012 |
Контрольный урок |
Учебник |
Уметь анализировать текст , определять тему произведения, пересказывать |
Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение |
|
- |
||
31-33 |
Особенности авторской сказки, основанной на народном сюжете. |
2.05 4.05 7.05 2012 |
Комбинированный |
Учебник |
Сравнение характеров героев литературных произведений Выразительное чтение вслух |
Уметь обнаруживать черты сходства народной и авторской сказок |
Придумать свою сказку |
Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам |
Ш. Перро «Спящая красавица» |
|
3437 |
Специфика сказочного жанра в сказке А. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…» |
8.05 11.05 14.05 15.05 2012 |
урок объяснения нового материала, урок повторения |
Учебник |
Сравнение характеров героев литературных произведений Выразительное чтение вслух |
Уметь выявлять черты сходства и отличия сказки А. С. Пушкина с народными авторскими сказками, в которых есть сюжетные линии; отмечать выразительность поэтических образов и красоту языка поэта |
Уметь находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия. |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. |
А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…» |
|
38-40 |
Вн. чт. Ш. Перро «Мальчик – с- пальчик» |
16.05 18.05 21.05 2012 |
Комбинированный |
хрестоматия |
выделять события, систему событий, составляющих основу произведения Выразительное чтение вслух |
Уметь составлять характеристику героев. Уметь анализировать текст. Обладать навыками выразительного чтения. Уметь читать по ролям |
Уметь находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия. |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
Ш. Перро «Мальчик – с- пальчик» |
|
40-41 |
Открываем тайны стихотворения. |
22.05 23.05 2012 |
Урок получения новых знаний |
Учебник |
Работа по наблюдению за авторскими чувствами и настроениями, выраженными в словах и выражениях Выразительное чтение вслух |
Иметь представления о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира (на материале стихотворения Б. Заходера) |
Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. |
Б. Заходер «Что такое стихи» |
|
42-44 |
Вн. чт. Донские поэты и писатели детям. |
25.05 28.05 29.05 2012 |
Комбинированный |
Хрестоматия |
Работа по наблюдению за авторскими чувствами и настроениями, выраженными в словах и выражениях Выразительное чтение вслух |
Умение выразительно читать, анализировать содержание по вопросам учителя |
Уметь анализировать текст , определять тему произведения, пересказывать |
Задавать вопросы по прочитанному, отвечать на них. |
Р. К. Стихи В. Жака, Н. Костарева, И. Ковалевского. Сказки и легенды донских писателей |
|
45. |
Обобщающий урок |
30.05 |
Обобщающий урок |
Учебник |
выделять события, систему событий, составляющих основу произведения Выразительное чтение вслух |
Уметь анализировать текст , определять тему произведения, пересказывать |
Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение |
Уметь высказывать свои мысли. Отвечать на поставлены вопросы. Аргументировать своё мнение |
Стихи , сказки |
IV. Требования к уровню подготовки учащихся.
Обучающиеся должны
• иметь представление:
- об особенностях жанра рассказа; об отличиях сказки и рассказа;
- о поэзии как об особом взгляде на мир;
- о существовании разных видов искусства (литературы, живописи, музыки);
• знать:
- наизусть 6 -8 стихотворений разных авторов;
- имена 2 -3 классиков русской и зарубежной литературы;
- имена 2 -3 современных писателей (поэтов); название и содержание их произведений, прочитанных в классе;
- названия и содержание нескольких произведений любимого автора;
• уметь:
- читать целыми словами вслух и про себя; темп чтения 50 -60 слов в минуту;
- определять тему и выделять главную мысль произведения;
- оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;
- узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение);
- устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем).
Уровень требований стандарта
Ученик должен знать\ понимать:
-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Ученик должен уметь:
-различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация);
-читать текст художественного произведения про себя (без учёта скорости);
-определять тему и главную мысль произведения;
-пересказывать текст (объёмом не более 1,5 страниц);
-делить текст на смысловые части, составлять простой план;
-составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
-создавать небольшой устный текст на заданную тему;
-приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
-различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ), различать сказки народные и литературные;
-приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
Ученик должен использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-самостоятельного чтения книг;
-высказывания оценочного суждения о прочитанном произведении;
-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
-работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях)
V. Нормативные документы, печатные периодические издания и учебно-методический комплект, обеспечивающие реализацию программы.
-
Закон «Об образовании» РФ.
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального основного, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004г. №1089).
-
Программа по литературному чтению В. Ю. Свиридовой и Н. А. Чураковой. Сборник программ к системе Л. В. Занкова, изд-во «Учебная литература» Самара, 2006г.
-
В. Ю. Свиридова «Литературное чтение», учебник для 2 класса в двух частях, изд-во «Учебная литература» Самара, 2008г.
-
Хрестоматия по чтению для 2 класса, изд-во «Учебная литература» Самара, 2008г.
-
Журнал «Вестник образования России».
-
Журнал «Завуч начальной школы».
-
Журнал «Начальная школа».
-
Журнал «Практика образования».
-
Журнал «Воспитание школьников».
-
Журнал «Современный урок».
-
Журнал «Радость творчества».
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО