Рабочая программа по технологии 2 класс система Занкова
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение технологии на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества, способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
-
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;
-
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, формирование первоначальных представлений о мире профессий;
-
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности, практическое применение правил сотрудничества и коллективной деятельности.
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования (2004 г.), программы по технологии Н. А. Цирулик (система Л. В. Занкова) из расчёта 1 час в неделю (34 часа в год).
Цель курса «Трудовое обучение» - общее развитие, включающее и физическое развитие, и развитие психики. Под физическим развитием в данном случае подразумеваем развитие мелкой моторики, под психическим развитие зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных форм мышления, речи, воли, чувств.
Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Работы В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, А.Р. Лурии, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций руками на развитие высшей нервной деятельности.
Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук (М.М. Кольцова).
Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд.
Процесс изготовления каждой вещи, помимо работы руками, предполагает восприятие предмета или его изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями; анализ и синтез; поиск вариантов достижения цели; определение последовательности выполнения действий; сравнение результатов работы с оригиналом или с замыслом; их корректировку.
Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.
Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.
Исходя из сказанного, курс предполагает решение следующих задач:
• развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;
• формирование умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повторения образца до воплощения собственного замысла;
• формирование умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
• знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;
• знакомство с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного творчества.
Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов, специфика предмета позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности, еще не встречавшимися.
Именно поэтому содержание предмета характеризуется многообразием ручных операций, таких, как вырезывание разных видов, сминание, скручивание, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), плетение разных видов, вывязывание, выполнение стежков на ткани и т.д.
Чаще всего основную работу выполняет ведущая рука, а другая осуществляет вспомогательные функции. Но есть операции, при которых обе руки выполняют одинаковые движения (обрывание по нарисованному контуру, косое плетение в три пряди). Различные операции по-разному управляются корой головного мозга. Для одних требуется большая точность (вдеть нитку в иголку, начертить по линейке, вырезать по нарисованному контуру), для других такой точности не требуется, например, сплести косичку.
Различные операции развивают те или иные психофизиологические функции не в одинаковой степени, но внимание развивается при любых движениях.
Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: и точное повторение образца, представленного в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа; и выполнение работы по заданному учителем условию (например, придумай свою бабочку из сложенных («гармошкой» геометрических фигур); и выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике (например, иллюстрация стихотворения). Каждый из этих видов работы предполагает различную психическую деятельность на этапе ориентировки в задании.
При повторении образца ребенок «фотографирует» его с помощью зрения и осязания, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит. Программа предусматривает такие типы заданий: выполнение изделия в технике «оригами», склеивание из геометрических фигур, техническое моделирование и т.д.
При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Учитель может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Подчеркнем, что художественной деятельности на уроках ручного труда придаем особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.
При изготовлении объектов используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера (сутаж, тесьма), самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, фольга, так называемые бросовые материалы (обертки от конфет, шоколада, мыла, красочные страницы журналов, пакеты от продуктов из металлизированной бумаги, картонные коробочки, пластиковые баночки и т.д.).
В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например, свойством гибкости. Разные материалы обладают этим свойством, поэтому плести можно из текстильных материалов (нитки, сутаж, веревка), проволоки, природных материалов (соломы, травы), бумажного шпагата.
Важно для развития ребенка и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани. Она может быть плоской, рельефной, объемной, контурной.
С другой стороны, для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста, воска; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д.
Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов в одном изделии (коллаж). Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию.
В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, оригами, макраме, коллаж, папье-маше, мозаика). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.
В органической связи с выполнением изделий ученики познают некоторые физические и технические закономерности. Так, при изготовлении технических моделей учитель обращает внимание учеников на свойства изготовленных ими объектов и подводит их к пониманию физических явлений, обусловливающих эти свойства: почему вертушка вертится? почему самолет пикирует?
Расширению познавательной деятельности в русле трудового обучения могут служить материалы музеев, выставок, экскурсии на природу. Можно использовать для показа изделия прикладного творчества, имеющиеся у детей дома. Целесообразно сообщать сведения о народных праздниках, к которым приурочено изготовление тех или иных поделок. Например, на масленицу делают чучело из соломы и сжигают его в знак прощания с зимой. В последние годы стали изготавливать в начале февраля образы тех животных, под знаком которых, по восточному календарю, он пройдет. Детям интересно узнать сведения о доисторических животных, которых они лепят на уроке.
Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий учащимися, в предоставлении свободы учителю в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит, исходя также из региональных особенностей своего края.
Программа содержит примерный перечень видов деятельности.
Учителю предоставляется возможность планировать материал по своему усмотрению, помня о необходимости провести детей через самые разнообразные работы и с точки зрения моторики, и с точки зрения практического интеллекта.
Организационные формы, применяемые на уроках, также различны: индивидуальное выполнение заданий, и групповое, и коллективное.
II. Содержание учебного материала.
Виды художественной техники
Лепка (4 часа)
Выполнение с помощью стеки узора или рисунка на тонком слое пластилина, нанесенного на плоскую или объемную основу.
Вылепливание сложной формы из нескольких частей путем примазывания одной части к другой (конструктивный способ лепки).
Лепка сложной формы из целого куска путем вытягивания (пластический способ лепки).
Лепка из теста, стеарина (можно в домашних условиях).
Аппликация (4 часа)
Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе. Плоская аппликация из ткани на бумажной основе.
Объемная аппликация из бумаги или природных материалов на бумажной или картонной основе.
Комбинирование в одной работе различных материалов. Коллаж.
Мозаика (4 часа)
Заполнение всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученными с помощью обрывания.
Выполнение мозаики из разных материалов.
Художественное складывание (4 часа)
Складывание приемом гофрирования деталей из круга, овала, квадрата, треугольника. Объединение деталей в одном изделии.
Оригами из бумажного квадрата по схеме. Складывание квадратной льняной салфетки и сравнение свойств бумаги и ткани.
Плетение (4 часа)
Объемное косое плетение в четыре пряди из текстильных материалов или бумажного шпагата, проволоки, соломы.
Плоское прямое плетение из полосок бумаги (разметка по линейке).
Макраме из текстильных материалов (узлы морские и декоративные).
Шитье и вышивание (4 часа)
Вышивание по криволинейному контуру швом «вперед иголку». Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами.
Моделирование и конструирование
Плоскостное моделирование и конструирование из правильных геометрических форм (2 часа)
Аппликация из геометрических фигур, наклеенных так, что одна деталь заходит за другую.
Мозаика из разных геометрических форм.
Объемное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм (4 часа)
Более сложные (по сравнению с первым классом) технические модели из готовых форм.
Более сложные художественные образы из готовых форм (в том числе из цилиндра и конуса).
Объемное моделирование и конструирование из бумаги (4 часа) Поделки из одной или нескольких полосок, полученные приемам и складывания, сгибания.
Выполнение по чертежам летающих моделей.
Сквозные виды работы
Наблюдения
Наблюдения за пластическими свойствами теплого стеарина, теста. Сравнение их с пластилином.
Продольные и поперечные волокна бумаги.
Сравнение свойств бумаги и ткани (отношение к влаге, прочность). Различные свойства бумаги и ткани, проявляющиеся при складывании.
Наблюдения за строением тканей саржевого и сатинового переплетений. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Сравнение пуговиц по внешнему виду. Сравнение швейных игл по внешнему виду.
Знакомство с некоторыми физическими свойствами летающих моделей.
Беседы
Об истории возникновения аппликации, мозаики, лепки, разных видов плетения, оригами, о происхождении иглы, пуговицы, тканей.
О народном искусстве, народных праздниках, обычаях. Темы бесед зависят также от сюжетов, затрагиваемых на уроках: о доисторических животных, мифических существах и т.д.
III. Календарно-тематическое планирование.
№ n/n |
Система уроков |
Дата |
Дидактическая модель обучения |
Педагогические средства |
Вид деятельности учащихся |
Задачи. Планируемый результат и уровень освоения |
Информационно- методическое обеспечение |
||
Компетенции |
|||||||||
Базовый уровень |
Продвинутый уровень |
Информационно-коммуникативная |
|||||||
I четверть (9 часов) |
|
||||||||
Лепка- 5 часов |
|
||||||||
1 |
День знаний |
1.09. |
Комбинирован ный |
Учебник, пластилин, цветной картон, стеки. |
Наблюдение за свойствами пластилина, практическая работа . |
Уметь выполнять с помощью стеки узор или рисунок на тонком слое пластилина. |
Знать историю возникновения лепки. Создание изделий по собственному замыслу (фантастическое существо) |
Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
презентация |
2 |
Рисунок на пластилине. |
8.09 |
Учебник стр 8 Книга «Волшебная глина» Смоленск 2001г |
||||||
3 |
Лепка конструктивным способом. |
15.09 |
Комбинирован ный |
Учебник, пластилин |
Наблюдение за свойствами пластилина, практическая работа . |
Уметь лепить формы из нескольких частей путём примазывания одной части к другой. |
Лепка сложной формы из нескольких частей |
Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Учебник стр 9 |
4 |
Лепка из целого куска вытягиванием. |
22.09 |
Комбинирован ный |
Учебник, Пластилин, Карта Африки |
Наблюдение за свойствами пластилина, практическая работа . |
Уметь лепить формы из целого куска путём вытягивания. |
Выполнение декоративных композиций из пластичных материалов. |
Работа в парах, с использованием вербальных и невербальных средств общения |
Учебник стр 14 Фонограмма «Чунга-Чанга» Сказка Р. Киплинга «Слоненок» |
5 |
Лепка из теста. |
29.09 |
Комбинирован ный |
Учебник, тесто |
Наблюдение за свойствами теста, практическая работа . |
Уметь лепить изделия из пластичных материалов (теста, стеарина). Знать способы сушки изделий из теста. |
Создание изделий по собственному замыслу (фантастическое существо) Знать приёмы обработки поверхности из теста. |
Учебник стр 17 |
|
Аппликация- 4 часа |
|||||||||
1. |
Обрывная аппликация |
6.10 |
Комбинирован ный |
Учебник, цветной картон, цветная бумага, клей ПВА |
Наблюдения за видами бумаги |
Знать новые способы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз. |
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации; |
Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Учебник стр 19 |
2. |
Аппликация из ткани на бумажной основе. |
13.10 |
Комбинирован ный |
Учебник, цветной картон, лоскуты ткани, клей ПВА, ножницы |
Наблюдения за видами бумаги и ткани. Сравнение свойств бумаги и ткани(отношение к влаге). |
Уметь размечать детали из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз. Знать новые приёмы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги. |
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации; |
Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Учебник стр 24 |
3. |
Объёмная аппликация на бумажной основе. |
20.10 |
Комбинирован ный |
Учебник, цветной картон, лоскуты ткани, клей ПВА, ножницы, шаблоны , калька |
Наблюдения за видами бумаги. |
Уметь размечать детали из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз. |
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации; |
Формирование умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности |
Учебник стр 26 |
4. |
Коллаж из разных материалов. |
27.10 |
Комбинирован ный |
Учебник, цветной картон, лоскуты ткани, клей ПВА, ножницы. |
Наблюдения за видами бумаги и ткани. |
Знать: новые термины, данные в учебнике; свойства новых материалов; новые свойства уже встречавшихся материалов; приёмы разметки деталей из бумаги и ткани. |
Поэтапное выполнение по самостоятельно составленной инструкции. |
Умение слушать и отвечать на вопросы. Уметь распределять обязанности при работе в парах |
Учебник стр 34-35 |
II четверть (8 часов) |
|||||||||
Мозаика- 4 часа |
|||||||||
1. |
Мозаика из обрывных кусочков. |
10.11 |
Комбинированный |
Учебник, цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, шаблоны , калька |
Наблюдения за видами бумаги. |
Уметь обрывать бумажные детали по намеченному контуру, ориентироваться в задании, контролировать свои действия в процессе выполнения работы. |
Заполнение всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученные с помощью обрывания. |
Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Учебник стр 36-41 |
2-4. |
Мозаика из разных материалов. |
17.11 24.11 1.12 |
Комбинированный |
Учебник, цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, шаблоны , калька |
Наблюдения за различными видами бумаги и ткани. Сравнение и анализ используемых материалов. |
Знать приемы мозаичной техники с разными материалами. |
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в мозаике; |
Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Учебник стр 42-47 |
Художественное складывание – 4 часа |
|||||||||
1. |
Складывание приёмом гофрирования. |
8.12 |
Комбинированный |
Учебник, цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, циркуль, линейка |
Наблюдения за свойствами бумаги. |
Знать новые термины, данные в учебнике. Уметь: вырезать из бумаги по криволинейному контуру; вырезать из бумаги на глаз. |
Складывание приемом гофрирования деталей из круга, овала, квадрата, треугольника. Объединение деталей в одном изделии. |
Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Учебник стр 48-49 |
2-3. |
Оригами из бумажного квадрата. |
15.12 22.12 |
Комбинированный |
Учебник, цветной картон, цветная бумага, ножницы |
Наблюдения за свойствами бумаги. |
Знать новые термины, данные в учебнике. Уметь: складывать оригами из квадрата. |
Знать историю возникновения оригами, условные обозначения |
Формирование умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности |
Учебник стр 50-56 Доклад о искусстве оригами |
4. |
Складывание льняной салфетки. |
29.12 |
Комбинированный |
учебник образцы льняных салфеток |
сравнение свойств бумаги и ткани( салфетки). |
|
Выявление дефектов и ошибок в последовательности работы и их устранение |
Учебник стр 57 |
|
III четверть (11 часов) |
|||||||||
Плетение- 4 часа |
|||||||||
1. |
Косое плетение в четыре пряди. |
12.01 |
Комбинированный |
учебник образцы поделок |
Сравнение с образцом. |
Знать новые термины, данные в учебнике. Уметь: плести в четыре пряди. |
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в плетении; |
Формирование умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
Учебник стр 58-60 |
2. |
Прямое плетение из полосок бумаги. |
19.01 |
Комбинированный |
учебник образцы поделок |
Планирование своих действий. Анализ образцов. |
Знать новые термины, данные в учебнике. Уметь: плести разными способами из полосок бумаги. |
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в плетении; |
Учебник стр 61 |
|
3. |
Плетёные картинки. |
26.01 |
Комбинированный |
учебник образцы поделок Образцы видов пряжи, спиц, схемы вязания |
Практическая работа. Самоанализ. |
Знать новые термины, данные в учебнике. Уметь: плести разными способами из разных материалов. |
Комбинирование в одной работе различных материалов |
Умение давать оценку выполненной работы |
Учебник стр 62-63 |
4. |
Макраме. Узелковое плетение. |
2.02 |
Комбинированный |
Образцы видов пряжи, спиц, схемы вязания |
Сравнение с образцом. |
Знать новые термины, данные в учебнике. Уметь плести разными способами из различных материалов. |
Уметь плести простое макраме из текстильных материалов ( узлы морские и декоративные ). |
Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Учебник стр 64-67 |
Шитьё и вышивание- 4 часа |
|||||||||
1-2. |
Вышивание по криволинейному контуру швом «вперёд иголку». |
9.02 16.02 |
Комбинированный |
учебник образцы поделок |
Сравнение с образцом. Наблюдения за видами швов в быту. |
Знать свойства новых материалов. Уметь выполнять шов «вперёд иголку» по криволинейному контуру; |
Знать историю вышивки. |
Умение давать оценку выполненной работы, а также адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. |
Учебник стр 68-71 |
3-4. |
Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами. |
23.02 1.03 |
Комбинированный |
учебник образцы поделок пуговицы |
Практическая работа. Самоанализ. |
Уметь пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами; экономно размещать детали на ткани. Ориентироваться в задании. Планировать последовательность выполнения действий. |
Создание декоративных композиций из текстильных материалов. |
Формирование умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности |
Учебник стр 72-73 |
Плоскостное моделирование- 3 часа |
|||||||||
1-2 |
Аппликация из геометрических фигур. |
8.03 15.03 |
Комбинированный |
Учебник, цветной картон, цветная бумага, ножницы |
|
Знать свойства новых материалов. Уметь экономно размещать детали на бумаге. Ориентироваться в задании. Планировать последовательность выполнения действий. |
Вырезание фигур без предварительного нанесения контура, в том числе и симметричное вырезывание. |
Умение слушать и отвечать на вопросы. Умение давать оценку выполненной работы |
Учебник стр 76-79 |
3. |
Портрет из геометрических фигур. |
22.03 |
Комбинированный |
учебник образцы поделок |
|
Аппликация из геометрических фигур, наклеенных так, что одна деталь заходит за другую. |
Учебник стр 80-81 |
||
IV четверть (9 часов) |
|||||||||
Объёмное моделирование- 4 часа |
|||||||||
1-2. |
Игрушки из бумажных полосок. |
5.04 12.04 |
Комбинированный |
учебник образцы поделок |
Практическая работа. Самоанализ. |
Знать новые способы соединения деталей: с помощью ниток, проволоки. Уметь выполнять задания по чертежам. |
Уметь получать необходимую информацию об объекте деятельности , используя рисунки, схемы, эскизы. |
Формирование умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
Учебник стр 82-83 |
3-4. |
Конструирование из готовых геометрических объёмных форм. |
19.04 26.04 |
Комбинированный |
учебник образцы поделок |
Сравнение с образцом. |
Уметь создавать образцы по собственному замыслу |
Учебник стр 86-89 |
||
Объёмное конструирование из бумаги – 5 часов |
|||||||||
1-2. |
Выполнение по чертежам летающих моделей. |
3.05 10.05 |
Комбинированный |
учебник образцы поделок |
|
Знать новые способы соединения деталей: с помощью ниток, проволоки. Уметь выполнять задания по чертежам, создавать образцы по собственному замыслу |
Выполнение по чертежам летающих моделей. Знакомство с некоторыми физическими свойствами летающих моделей. |
Умение слушать и отвечать на вопросы, ориентироваться в учебнике. |
Учебник стр 84-85 |
3-5. |
Художественные образы из готовых форм. |
17.05 24.05 31.05 |
Комбинированный |
учебник образцы поделок |
|
Декоративное оформление изделий. |
Учебник стр 90-92 |
IV. Требования к уровню подготовки учащихся.
Обучающuеся должны
• иметь представление:
- об истории возникновения лепки из глины и плетения для бытовых нужд;
- о возникновении аппликации, мозаики, оригами как искусства;
• знать:
-новые термины, данные в учебнике; свойства новых материалов;
-новые свойства уже встречавшихся материалов;
-новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет;
- новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги;
- новые способы соединения деталей: с помощью ниток, проволоки;
- новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения;
• уметь:
лепить из пластилина способом вытягивания; вырезать из бумаги по криволинейному контуру; вырезать из бумаги полоски на глаз;
обрывать бумажные детали по намеченному контуру;
плести разными способами из различных материалов; выполнять шов «вперед иголку» по криволинейному контуру; пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами; экономно размещать детали на бумаге и ткани разными способами;
- соединять детали разными способами;
- ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка;
- ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания; - планировать последовательность выполнения действий по образцу;
- контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;
создавать образы по собственному замыслу.
Уровень требований стандарта
В результате изучения технологии ученик должен
Знать\понимать
-
Роль трудовой деятельности в жизни человека;
-
Влияние технологической деятельности на окружающую среду и здоровье;
-
Распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
-
Область применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
-
Основные источники информации;
-
Назначение основных устройств компьютера;
-
Правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);
уметь
-
Выполнять инструкции при решении учебных задач;
-
Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
-
Получать необходимую информацию об объекте деятельности человека, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
-
Изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
-
Соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
-
Создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
-
Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
Выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и др.);
-
Соблюдения правил личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой, средствами информационных и коммуникационных технологий;
-
Создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
-
Осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;
-
Решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;
-
Поиска информации с использованием простейших запросов;
-
Изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.
V. Нормативные документы и учебно-методический комплект, обеспечивающие реализацию программы.
-
Закон «Об образовании» РФ.
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального основного, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004г. №1089).
-
Программа по технологии Н. А. Цирулик. Сборник программ к системе Л. В. Занкова, изд-во «Учебная литература» Самара, 2006г.
-
Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова «Технология», учебник для 2 класса, изд-во «Учебная литература» Самара, 2008г.
-
Журнал «Вестник образования России».
-
Журнал «Завуч начальной школы».
-
Журнал «Начальная школа».
-
Журнал «Практика образования».
-
Журнал «Воспитание школьников».
-
Журнал «Современный урок».
-
Журнал «Радость творчества».
- Проектирование технологической карты современного урока технологии в условиях реализации ФГОС НОО и Профессионального стандарта педагога
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Методика обучения окружающему миру, технологии и изобразительному искусству (ФГОС)
- Технология развития критического мышления младших школьников в условиях реализации ФГОС