В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Рабочая программа по Окружающему миру 2 класс система Занкова

Рабочая программа по Окружающему миру 2 класс система Занкова

Елена Боженко
Тип материала: Программа
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 7432
Краткое описание
Рабочая программа по Окружающему миру 2 класс система Занкова с развернутым тематическим планированием.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
рабочая программа по окр. миру.doc Скачать















  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

  • Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования (2004 г.), программы по окружающему миру для второго класса Н. Я. Дмитриевой и А. Н. Казакова (система Л. В. Занкова) из расчета 2 часа в неделю (69 часов в год).

Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, наце­ленной на достижение оптимального общего развития школьников. Это интегрированный курс, который предусматри­вает обучение детей в четырехлетней начальной школе.

Учебный курс «Мы и окружающий мир» призван решать в сис­теме общего развития учащихся следующие задачи:

на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей меж­ду природой, обществом и человеком;

в ходе решения первой задачи развивать историческое мыш­ление, формировать экологическую грамотность; обучить безопас­ному поведению в природе и обществе;

формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользовать­ся справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;

воздействовать на развитие эмоционально-волевых, мораль­но-нравственных качеств личности.

Представление целостной широкой картины мира с ее внутрен­ними взаимосвязями между различными областями знания являет­ся ключевым требованием системы общего развития школьников. Этому требованию в наибольшей мере может соответствовать именно интегрированный курс, содержание которого составляют материалы курсов «Естествознание» и «Обществознание», то есть знания о природе и человеке в их единстве и взаимопроникнове­нии. Это как раз та область познания, которая на данном этапе развития школьника и формирует его представление об окружаю­щем мире. Единство неживой и живой природы, роль развития человека и общества на разных этапах истории и посте­пенное высвобождение человека из-под власти природы, наконец, вмешательство человека в природу - такие взаимозависимости прослеживаются от первого к четвертому классу. В первом классе она дана в самом общем виде, курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматривае­мым явлениям.

Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возник­новение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом от­бор содержания предмета осуществляется на основе сочетания ми­роведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет рас­крыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения дале­кого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, при­ближая его к опыту детей.

Таким образом, с первого класса постоянно увеличивается ко­личество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более гус­тую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем чело­века, долгий и трудный процесс познания законов и явлений при­роды, методы исследования и формы выражения этих представле­ний.

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все есте­ственные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы ответить на возникающие вопросы.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изуче­нии окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержа­нии следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.

Широкая содержательная область, которая представлена в учеб­никах «Мы и окружающий мир», дает возможность каждому ребен­ку найти сферу своих интересов. Учитель может ограничиться пре­дусмотренным органами образования минимумом содержания или его расширить с учетом возможностей класса и отдельных учеников.

Богатое содержание - не единственное условие общего разви­тия школьников. Важно, чтобы это содержание добывалось ими в процессе самостоятельной деятельности либо индивидуально, либо в группе. В программе курса выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучеб­ные умения, которые предполагают возможность активно и твор­чески оперировать имеющимися знаниями.

Погружение в широкую природную и общественную среду ак­тивизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что про­исходит в нашем общем доме.

Таким образом, всеми своими средствами курс создает условия для общего развития школьников.



























































II.Содержание учебного материала.

Общий взгляд на Землю (6 часов).

Материки и океаны Земли.

Россия - самое большое государство мира. Москва - столица.

Россия - родина космонавтики.

Практическая работа. Работа с контурной картой полушарий Земли.

Как изучают окружающий мир (12 часов)

Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, что­бы сохранить органы чувств здоровыми.

Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.

Правила организации учебного труда дома и в школе.

Тела и вещества, явления природы. Три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свой­ства.

Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.

Практuческuе работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств. Определение

свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии. Знакомство с лупой, термометром. Измерение темпера­туры тела, воздуха, воды, снега.

Космос и Земля (15 часов)

Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли.

Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки.

Область жизни на Земле.

Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас.

Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овра­ги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Кра­сота и разнообразие ландшафтов России.

Практuческuе работы. Ориентирование на местности относи­тельно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным призна­кам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изго­товление примитивного компаса.

Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменени­ем длины тени от предметов в течение светового дня; за погодой, фиксация признаков погоды при помощи условных знаков, наблю­дения за фазами Луны.

Взаимодействие сил природы (17 часа)

Влияние Солнца на сушу.

Тепловые пояса Земли и смена времен года.

Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озе­ро, река, болото. Водоемы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Правила безопасного поведения на водоемах. Три состоя­ния воды. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды. Вода растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода ­одно из условий жизни на Земле. Вода в быту человека.

Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и чело­века.

Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами нежи­вой природы. Явления природы. Круговорот воды в природе. Пред­ставление о стихийных бедствиях на Земле. Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.

Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веще­ствами.

Практическuе работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде ве­ществ, фильтрование. Определение направления ветра с помощью флюгера.

Живая природа (18 часов)

Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии.

Признаки живых организмов: дыхание, питание, рост, движение, размножение. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы.

Многообразие растений и их роль в жизни человека. Водорос­ли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнепло­ды. Условия, необходимые для жизни растений. Ядовитые расте­ния.

Животные. Представление о классах животных: насекомые, ры­бы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; раз­нообразие животных. Дикие и домашние животные. Правила по­ведения с домашними животными.

Грибы - съедобные и ядовитые, их разнообразие.

Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища.

Сохранение редких растений, животных, грибов. Красная книга. Красота и разнообразие природы России.

Практическuе работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за ком­натными растениями, за животными в уголке живой природы; ра­боты с коллекциями животных и гербарными экземплярами расте­ний; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматри­вание строения плода и корнеплода; различение ядовитых расте­ний и грибов.

Экскурсuя к водоёму. Обсуждение правил поведения у водоема. Озна­комление с экологическим состоянием своей местности.






















III. Календарно-тематическое планирование.





n/n



Система уроков



Дата


Дидактиче-кая модель обучения


Педагогичес-кие средства


Вид деятельности учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения


Информационно- методическое обеспечение


Компетенции


Базовый уровень

Продвинутый уровень

Информацион-но-коммуникатив-ная


I – четверть - 16 часов



1

Связь прошлого с настоящим.


Урок получения новых знаний

учебник, тетрадь

Характеризовать отличительные свойства природных объектов

Сравнивать события прошлого и настоящего времени.


Иметь представления об изменениях в природе и человеческом обществе в настоящее время, каким закономерностям они подчиняются

Умение рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Умение вступать в диалог. высказывать свои мысли

Учебник,

рабочая тетрадь


2

Россия – родина космонавти-ки.


Урок получения новых знаний

учебник, тетрадь

Физическая карта, глобус.

Рассказывать об освоении человеком космоса

Знать значение космонавтики для изучения Земли. Познакомить детей с правилами ведения тетради и работы с текстом.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Учебник

рабочая тетрадь


3

Материки.


Комбинирован-ный





учебник, тетрадь

Физическая карта, глобус.



Называть материки и океаны, находить их на карте

Сопоставлять материки и океаны. Узнавать их контуры на контурной карте

Знать о своеобразии расположения материков; понятие материк

Умение поиска и выделения нужной информации.

Умение договариваться, находить общее решение.

Учебник

рабочая тетрадь


4

Материки и части света.


Комбинирова-нный

учебник, тетрадь

Физическая карта, глобус.

Знать о своеобразии расположения суши и Мирового океана; понятия материк и части света, их отличие и сходство

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Умение работать в группах по изучению учебного материала. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Учебник

рабочая тетрадь


5

Мировой океан.


Комбинирован

ный

учебник, тетрадь

Физическая карта, глобус.


Находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия




Иметь первичное представление о взаимодействии суши и океана, его влиянии на жизнь человека; активизировать представление детей о том, что такое погода

Умение рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Учебник, рабочая тетрадь



6

Обобщаю-щий урок.


Урок обобщения

тесты

Физическая карта, глобус.


Оценивать свои достижения на уроке с помощью тестовых заданий





Знать материки,

их названия, расположение на карте

Умение поиска и выделения нужной информации.

Формирование умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Рабочая тетрадь, контурная карта





7

Органы чувств человека.


Комбинирован-ный

учебник, тетрадь

Таблицы, схемы.

Понимать учебную задачу урока и уметь её выполнять





Знать об органах чувств человека, как средства познания окружающего мира



Умение фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения

Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.

Учебник, рабочая тетрадь


8

Зрение и слух.


Объяснительно-иллюстратив-ный

учебник, тетрадь

Таблицы, схемы.

Распознавать предметы на ощупь и по запа-

ху входе учебно-го эксперимента

Умение рассматривать, сравнивать, обобщать

Знать об органах чувств человека, как средства познания окружающего мира

Умение аргументировать своё предложе- ние-убеждать и уступать.

Учебник, рабочая тетрадь


9

Обоняние и вкус.


Комбинирован-ный

учебник, тетрадь

Таблицы, схемы.

Практическая работа: определение питательных веществ на вкус

Умение рассматривать, сравнивать, обобщать.

Знать об органах чувств человека, как средства познания окружающего мира

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Учебник, рабочая тетрадь


10

Осязание.


Комбинирован-ный

учебник, тетрадь

Таблицы, схемы.



Практическая работа: изучить свойства кожи. Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Знать об органах чувств человека, как средства познания окружающего мира

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Учебник, рабочая тетрадь


11

Язык науки.


Комбинирован-ный

учебник, тетрадь


Формулировать выводы из изученного материала, делать выводы, обобщения.




Уметь дифференцировать понятия и определять их принадлежность наукам;

самостоятельно работать с текстом.


Умение поиска и выделения нужной информации

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Учебник, рабочая тетрадь


12

Наблюдениярассуждения и выводы.


Комбинирован-ный

учебник, тетрадь

Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, делать выводы




Приводить примеры научных понятий окружающего мира и давать им определения, выделять существенные признаки

Умение поиска и

выделения нужной информации.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Учебник ,рабочая тетрадь


13.

Инструмен-ты и приборы.


Комбинирован-ный

учебник, тетрадь

Различные термометры.

Знакомство с устройством термометров и правилом работы с ними

Уметь дифференциро-вать понятия «инструменты и приборы».


Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Умение контролировать свои действия и действия партнёров. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Учебник, рабочая тетрадь


14

Книги и другие средства информации.


Комбинирован-ный

учебник, тетрадь,

книги, фильмы, картины.

Определять различные источники информации, характеризовать их.

Знать разнообразные источники познания окружающего мира

Умение поиска и выделения нужной информации.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Учебник, рабочая тетрадь


15

Тела и вещества.



Урок получения новых знаний

учебник, тетрадь

Приводить примеры веществ, описывать их

Называть особенности различных состояний веществ

Уметь выделять тела в окружающем мире и определять вещества, из которых они состоят.

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникатив-ных задач.

Учебник, рабочая тетрадь


16

Свойства веществ.


Комбинированный

учебник, тетрадь

Приводить примеры веществ, описывать их..

Называть особенности различных состояний веществ

Умение определять вещества из которых они состоят

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Учебник, рабочая тетрадь




I I – четверть - 16 часов



1.

Что такое экология.


Комбинирован-ный

учебник, тетрадь

Презентация

Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой

Знать правила поведения человека в природе. Выяснить, что такое экология

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Учебник, рабочая тетрадь


2.

Обобщаю-щий урок.



Урок обобщения полученных знаний

учебник, тетрадь


Систематизировать полученные знания

Умение поиска и выделения нужной информации.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Учебник, рабочая тетрадь


3.

Главные особенности космоса.





Объяснительно- иллюстратив-ный

учебник, тетрадь

Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы

Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли


Иметь представление о регулярности (закономернос-ти) движения небесных тел, Солнца и Луны относительно Земли. Знать основные типы небесных тел.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать.

Учебник, рабочая тетрадь


4.

Звезда по имени Солнце.


















Комбинирован-ный

учебник, тетрадь

Схема строения Солнечной системы.

Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии

Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений

Знать значение Солнца для живой природы

Умение поиска и выделения нужной информации.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


Учебник, рабочая тетрадь


5

Планеты.


Комбинирован-ный

учебник, тетрадь

Схема строения Солнечной системы.

На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров

Знать значение Солнца для живой природы

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Умение сравнивать и различать объекты

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Учебник, рабочая тетрадь


6.

Звёзды и созвездия.


Урок объяснения нового материала

учебник, тетрадь

Схема строения Солнечной системы.

Различать звёзды и созвездия. Извлекать из дополнительной литературы информацию о звёздах и созвездиях.

Знать общие сведения о планетах, звездах, полярной звезде и созвездиях

Умение сравнивать и различать объекты. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Учебник, рабочая тетрадь


7.

Луна – спутник Земли.


Урок объяснения нового материала

учебник, тетрадь

Схема строения Солнечной системы.

Различать планеты и их спутники. Наблюдать Луну невооружённым глазом и с помощью бинокля

Знать общие сведения о планетах, звездах, Луне

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Учебник, рабочая тетрадь


8.

Обобщаю-щий урок.






Урок обобщения знаний

учебник, тетрадь

Схема строения Солнечной системы.

Формулировать выводы из изученного материала

Знать общие сведения о планетах Солнечной системы

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Умение контролировать свои действия и действия партнёров. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Учебник, рабочая тетрадь



9.

Земля – наш общий дом. Горизонт.


Урок объяснения нового материала

учебник, тетрадь

Находить линию горизонта. Различать стороны горизонта, обозначать их на схеме.

Знать что Земля имеет форму шара. Знать что такое горизонт,

линия горизонта, полюса .


Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

учебник


10.

Открытие шарообразности Земли.


урок объяснения нового материала

учебник, тетрадь


Уметь наблюдать, рассуждать и сделать вывод о шарообразности земли.




Умение проводить

сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

учебник








11..

Строение Земли.


урок объяснения нового материала

учебник, тетрадь


Иметь общее представление о строении Земли и географической оболочке как области жизни, в которой взаимодействуют живая и неживая природа, человек и человеческое общество, о рельефе местности, климате на основе наблюдений

Умение рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

учебник


12.

.

Ориентирование.


Урок объяснения нового материала

учебник, тетрадь,

компас

Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки

Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков





Уметь находить главные и промежуточные стороны горизонта, ориентироваться на карте; определить по карте России положение родного города по отношению к Москве

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать.

Учебник, рабочая тетрадь





13 - 14.

Компас. Народные приметы ориентирования.





Комбинирован-ный

учебник, тетрадь

компасы.


Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия .

Знать компас, его

устройство и правила пользования; об ориентировании на основе народных примет

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Учебник, рабочая тетрадь


15-16

Рельеф и ландшафт Земли.



урок объяснения нового материала

учебник, тетрадь












Сопоставлять фотографии равнин и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности.

Знать понятие рельеф, ланд

шафт.

Формы земной поверхности: равнины, горы

Уметь читать карту

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей




Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах.

Учебник, рабочая тетрадь



III – четверть – 21 час


1..

Обобщаю-щий урок.


Урок обобщения знаний

учебник, тетрадь

Глобус, карты.

Анализировать цветовое обозначение суши на карте. Характеризовать поверхность своего края (на основе наблюдений)

Систематизиро-вать полученные знания

Умение поиска и выделения нужной информации.

Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи.

Учебник, рабочая тетрадь


2.

Тепловые пояса Земли.


урок объяснения нового материала

учебник, тетрадь

Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли вокруг Солнца и сменой времён года



Знать зависимость наличия тепловых поясов от формы Земли, то есть различия в её нагревании.



Умение поиска и выделения нужной информации.

Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах.

Учебник, рабочая тетрадь


3.

Смена времён года.


Комбинирован-ный

учебник, тетрадь

Практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

Умение

устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи.

Учебник, рабочая тетрадь


4..

Суша под солнцем.


урок объяснения нового материала

учебник, тетрадь

Характеризовать формы земной поверхности, рассказывать о них по личным впечатлениям



Знать о воздействие Солнца на сушу.

Уметь определить разницу в нагревании воды, воздуха, суши и их свойств при нагревании

Умение поиска и выделения нужной информации.

Умение слушать и отвечать на задан­ный вопрос, ориен­тироваться в учеб­нике.

Учебник, рабочая тетрадь


5.

Внутренние силы Земли.


урок объяснения нового материала

учебник, тетрадь

Извлекать из дополнительной литературы сведения об изучаемых объектах, готовить сообщения

Знать, что такое вулканы и землетрясения, от чего они происходят

Умение поиска и выделения нужной информации.

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Учебник, рабочая тетрадь


6.

Воды Земли. Свойства воды.


Комбинирован-ный

учебник, тетрадь

Находить и показывать на физической карте изучаемые моря, реки, озёра

В процессе проведения опытов выявить свойства воды. Уяснить значение воды для живых организмов

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

Учебник, рабочая тетрадь


7.

Три состояния воды.


урок объяснения нового материала

учебник, тетрадь

Высказывать предположения о состояниях воды в природе. Различать три состояния воды.

Уметь наблюдать и делать выводы; сравнить свойства воды в разных состояниях

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах.

Учебник, рабочая тетрадь


8.

Что такое снег.


Комбинирован-ный

учебник, тетрадь

Провести опыты по исследованию снега и льда.

Наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках.


Знать как образуются снег и лёд в природе; Свойства льда и снега





Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи.

Учебник, рабочая тетрадь


9.

Почему лёд плавает.


Комбинирован-ный

учебник, тетрадь

Формулировать выводы из опытов



Знать свойства льда и снега, делать выводы

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение слушать и отвечать на заданный вопрос, ориен-тироваться в учебнике


Учебник, рабочая тетрадь


10.

Вода – раствори-тель.


Урок объяснения нового материала

учебник, тетрадь

Практическая работа: исследовать при помощи опытов, что вода - это растворитель. Формулировать выводы.

Уметь выявлять свойства воды; делать выводы

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Учебник, рабочая тетрадь


11.

Подземные воды.


Урок объяснения нового материала

учебник, тетрадь

Анализировать схему образования подземных вод, применять их образование

Уметь проводить мини-исследование об использовании питьевой воды

Умение поиска и выделения нужной информации.

Умение слушать и отвечать на заданный вопрос, ориен-тироваться в учебнике.

Учебник, рабочая тетрадь


12.

Как и зачем люди изучают атмосферу


Комбинирован-ный

учебник, тетрадь

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнять

Уметь характеризовать погоду, как сочетание тем- пературы воздуха, облачности, осадков, ветра

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение определения последователь-ности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Учебник, рабочая тетрадь


13.

Состав воздуха.


Урок объяснения нового материала

учебник, тетрадь

Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха

Уметь объяснять состав воздуха, используя знания о частицах.


Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищаю-щий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания.

Учебник, рабочая тетрадь


14.

Свойства воздуха.


Урок объяснения нового материала

учебник, тетрадь

Исследовать с помощью опытов свойства воздуха

Уметь объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах.


Умение поиска и выделения нужной информации.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

Учебник, рабочая тетрадь


15-16.

Движение воздуха. Ветры.


Комбинирован

ный

учебник, тетрадь

Наблюдать и описывать состояние погоды. Составлять план рассказа о погодных явлениях, ветре

Иметь предста –ление о ветрах об их созида-

Тельной и разрушительной силе; о влиянии на формирова-

ние земной поверхности.

Уметь самостоятельно использовать дополнительные источники знаний

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

Учебник, рабочая тетрадь


17.

Круговорот воды в природе.


урок объяснения нового материала

учебник, тетрадь

Рассказать по схеме о круговороте воды в природе. Анализировать рисунок-схему

Знать о круговороте воды

в природе; повышать познавательную активность; прививать основы экологических знаний

Умение поиска и выделения нужной информации.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

Учебник, рабочая тетрадь


18.

19.

Обобщаю-щий урок.


Урок контроля знаний



Тетрадь



Выполнение тестовых заданий

Систематизиро-вать полученные знания

Умение поиска и выделения нужной информации.

Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах.




учебник









Умение устанавливать причинно-следственные связи.

20..

Жизнь – особенность нашей планеты.


Урок объяснения нового материала

учебник, тетрадь

Характеризовать условия необходимые для жизни на Земле

Иметь представление

о многообразии живой природы и условиях жизни

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Умение слушать и отвечать на задан¬ный вопрос, ориен-тироваться в учеб¬нике.

Учебник, рабочая тетрадь


21.

Что изучает биология.


Урок объяснения нового материала

учебник, тетрадь

Актуализировать сведения, что же изучает биология

Иметь представление

о многообразии живой природы и условиях жизни

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Учебник, рабочая тетрадь


22.

Водоросли, лишайники, мхи, папоротники.


Урок объяснения нового материала













учебник, тетрадь










IV – четверть

Рассмотреть многочисленность и разнообразие цветковых и хвойных растений;






-- 16 часов

Знать особенности растений: водорослей, лишайников, мхов, папоротников

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного

результата.

Учебник, рабочая тетрадь




1.

Хвойные и цветковые растения.


Комбинирован-ный урок

учебник, тетрадь

Приводить примеры растений разных групп и видов

Знать о частях растения – цветке и плоде, способах распространения хвойных

и цветковых растений

Умение поиска и выделения нужной информации.

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания.

Учебник, рабочая тетрадь



2.

Дикорасту-щие и культурные растения.


Комбинированный урок

учебник, тетрадь

Сравнение и анализ дикорастущих и культурных растений

Уметь выявлять различия дикорастущих и культурных растений

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

Учебник, рабочая тетрадь


3.

Растения, которые мы едим.


Комбинирован-ный урок

учебник, тетрадь

Классифициро-вать фрукты и овощи

Уметь правильно определять съедобные части растений, классифициро-вать фрукты и овощи

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

Учебник, рабочая тетрадь


4.

Растения-путешественники.


Комбинирован-ный

учебник, тетрадь

Характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения

Уметь выявлять, откуда появи-

лось то или иное растение. Знать

роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение чело- века к растениям

Умение поиска и выделения нужной информации.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

учебник


5.

Грибы.


Объяснительно – иллюстратив-ный

учебник, тетрадь

С помощью иллюстраций различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы

Знать о грибах как о царстве живой природы, Съедобные и несъедобные грибы. Знать грибы своей местности;

Правила сбора грибов

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах.

Учебник, рабочая тетрадь


6-

7

Животные. Группы животных. Насекомые, паукообразные, моллюски.


Урок объяснения нового материала

учебник, тетрадь

Актуализировать знания о животном мире. Приводить примеры животных разных групп

Уметь установить принадлежность животного к той или иной группе. Выявить разнообразие животного мира на Земле

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи.

Учебник, рабочая тетрадь


8- 9

Рыбы.


Урок объяснения нового материала.

учебник, тетрадь

Определять рыб, изображённых на рисунке. Приводить примеры различных рыб

Уметь устанавливать принадлежностьживотных к той или иной группе

Умение поиска и выделения нужной информации.

Умение слушать и отвечать на задан¬ный вопрос, ориен-тироваться в учеб¬нике.

Учебник, рабочая тетрадь


10.

Земновод-ные и пресмыкающиеся.


Урок объяснения нового материала

учебник, тетрадь

Классифициро-вать животных по группам из списка предложенного учащимися

Уметь установить принадлежность животного к той или иной группе. Выявить разнообразие животного мира на Земле

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Учебник, рабочая тетрадь


11


Птицы и млекопитающие.


Урок объяснения нового материала

учебник, тетрадь

Классифициро-вать птиц по группам из списка предложенного учащимися

Уметь установить принадлежность животного к той или иной группе. Выявить разнообразие животного мира на Земле

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Умение слушать и отвечать на заданный вопрос, ориен-тироваться в учебнике.

Учебник, рабочая тетрадь


12.

Животные и среды их обитания. Питание животных.


Урок объяснения нового материала

учебник, тетрадь

Характеризовать животных по типу питания; приводить примеры животных по типу питаия

Умение классифициро-вать животных по способу питания: растительнояд-ные, насекомоядные, хищники, всеядные

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Учебник, рабочая тетрадь


13

Экскурсия на водоём.


Урок-экскурсия

учебник, тетрадь

Наблюдать за водоёмом, определять природные объекты

Умение формулировать правила безопасного поведения на водоёмах

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Оценивать результаты своих достижений на экскурсии



14.

Дикие и домашние животные.


Комбинирован-ный

учебник, тетрадь

Рассказывать, чем отличаются дикие и домаш -

ние животные. Как заботятся животные о своём потомстве

Обсуждать меры по охране животных

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

Учебник, рабочая тетрадь


15.

Бактерии. Гигиена.


Урок объяснения нового материала

учебник, тетрадь

Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы , негативно на него влияющие

Иметь представление

о бактериях и их роли

в жизни человека

Уметь соблюдать правила личной гигиены.

Иметь представление

о том, где могут находиться вредные бактерии

Умение поиска и выделения нужной информации.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

Учебник, рабочая тетрадь


16-

17.

Обобщаю-щий урок.

Закрепле-ние. Зада – ние на лето



Урок обобщения знаний

учебник, тетрадь

Проверка знаний и умений. Форми-рование адекват-ной оценки своих достижений

Систематизиро-вать полученные знания

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.











IV. Требования к уровню подготовки учащихся.

Обучающиеся должны

иметь представление:

- о связи между движением Земли, сменой дня и ночи, сменой времен года;

- о природных явлениях и стихийных бедствиях на Земле и в своей местности;

- о том, как изучают окружающий мир;

- о царствах живой природы: растениях, животных, грибах, бактериях;

устанавливать связи:

- между растениями и животными;

- между деятельностью человека и природой;

владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

- осуществлять группировку объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании количества групп);

- подводить объект (явление) под понятия разного уровня об­общения (природа, живая - неживая, классы животных, группы растений);

- пользоваться источниками информации об окружающем ми­ре (наблюдать, проводить измерения и опыты);

доказывать (устно) высказываемые утверждения; - описывать (устно) объекты (явления) природы;

- пользоваться учебной и дополнительной литературой;

знать:

что Земля - планета, Солнце - звезда, Луна - спутник Земли; названия материков и океанов;

что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта; устройство компаса и правила пользования им;

три состояния воды, основные свойства воды и воздуха, при­чины круговорота воды в природе;

- условия, необходимые для жизни растений и животных;

- особенности рельефа, погоды, растительного и животного

мира своей местности;

- правила поведения в природе и меры ее охраны;

уметь:

ориентироваться на местности относительно своего тела;

- определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам;

- показывать на карте и глобусе основные формы поверхнос­ти и водоемы;

различать вещества и тела;

- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;

- различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы; диких и домашних животных; животных разных групп;

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;

- ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц зимой;

- выполнять правила личной гигиены.

Уровень требований стандарта

В результате изучения окружающего мира ученик должен

Знать \ понимать:

  • название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города;

  • государственную символику России;

  • государственные праздники;

  • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

  • правила сохранения и укрепления здоровья;

  • основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

  • правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);



Уметь:

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

  • различать части растений, отображать их на рисунке (схеме);

  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

  • показывать на карте, глобусе материки и океаны;

  • соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

  • ориентирования на местности с помощью компаса;

  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

  • ухода за растениями и животными;

  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

  • ухода за растениями (животными);

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  • оценки воздействия человека на природу; выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.



















V. Нормативные документы, периодические печатные издания и учебно-методический комплект, обеспечивающие реализацию программы.

  1. Закон «Об образовании» РФ.

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального основного, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004г. №1089).

  3. Программа по окружающему миру Н. Я. Дмитриевой и А. Н. Казакова. Сборник программ к системе Л. В. Занкова, изд-во «Учебная литература» Самара, 2006г.

  4. Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков «Мы и окружающий мир», учебник для 2 класса, изд-во «Учебная литература» Самара, 2008г.

  5. Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков рабочая тетрадь по окружающему миру для 2 класса, изд-во «Учебная литература» Самара, 2009г.

  6. Журнал «Вестник образования России».

  7. Журнал «Завуч начальной школы».

  8. Журнал «Начальная школа».

  9. Журнал «Практика образования».

  10. Журнал «Воспитание школьников».

  11. Журнал «Современный урок».

  12. Журнал «Радость творчества».




Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос