Рабочая программа по математике 2 класс система Занкова
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
-развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
-освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
-воспитание интереса к математике, стремления использовать
математические знания в повседневной жизни
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования (2004 г.), программы по математике для второго класса И. И. Аргинской (система Л. В. Занкова) из расчета 4 часа в неделю (136 часов в год).
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением в системе Л.В. 3анкова, начальный курс математики должен решать следующие задачи:
-способствовать продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребенка, не вредить его здоровью;
-дать представление о математике как науке, обобщающей существующие и про- исходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины;
- сформировать знания, умения и навыки, необходимые ученикам в жизни и для спешного продолжения обучения в основном звене школы.
Содержание программы неоднородно и относится к трем разным уровням, каждый из которых имеет свою специфику и требует различного подхода.
К первому уровню относится материал, подлежащий прочному усвоению в пределах сроков, отведенных на начальное обучение. Его содержание и объем отражены в основных требованиях к математической подготовке учащихся в конце каждого года обучения в разделах «знать» и «уметь».
Материал этого уровня должен быть усвоен каждым учеником на уровне не ниже удовлетворительного, однако временные рамки такого усвоения могут гибко меняться в зависимости от особенностей каждого класса и отдельного ученика. Исходя из этого, следует иметь в виду, что приведенные требования к математической подготовке учащихся на промежуточных ступенях начального обучения являются усредненными и могут снижаться для отдельных учеников при положительной динамике в их развитии и в усвоении ими знаний, умений и навыков. Что касается завершающего этапа этого обучения, то требования к ученику не могут быть ниже уровня базовых знаний начальной школы в целом.
Ко второму уровню относится материал, по содержанию близко примыкающий к материалу основного уровня, расширяющий и углубляющий его понимание и одновременно закладывающий основу для овладения знаниями на более поздних этапах обучения. Сюда входит знакомство с буквенными выражениями, неравенствами и уравнениями, а также наблюдения за изменением результата изученных арифметических действий при изменении одного или обоих компонентов этих действий.
Знакомство с перечисленными вопросами, связанные с этим наблюдения учеников способствуют более глубокому и осознанному овладению изученными арифметическими действиями, осознанию связей между ними, помогают формированию вычислительных навыков в начальных классах, а в дальнейшем становятся фундаментом для изучения таких разделов алгебры, как решение уравнений и функциональная зависимость, которые являются важнейшими темами курса математики в средней школе.
К третьему уровню относится материал, направленный в первую очередь на расширение общего и математического кругозора учеников. Вместе с тем он выполняет и те функции, о которых было сказано в характеристике второго уровня.
К этому уровню относятся прежде всего элементы истории возникновения и развития математики, знакомство с другими способами записи натуральных чисел, с целыми и дробными числами, с геометрической интерпретацией изученных действий, с числами выше класса миллионов, а также многие вопросы геометрического характера.
Глубина и объем знакомства с материалом второго и третьего уровней сугубо индивидуальны для каждого класса и каждого ученика. Ориентировочный уровень овладения им отражен в требованиях к математической подготовке учащихся в разделе «Иметь представление ».
При этом необходимо учесть, что слабое владение материалом этих двух уровней при удовлетворительном знании материала первого уровня не может являться причиной неудовлетворительной оценки успехов ученика, но может повышать эту оценку при его успешном усвоении.
Основой процесса обучения математике в системе, направленной на общее развитие школьников, являются ее дидактические принципы и типические свойства, что выражается, в первую очередь, в самостоятельном коллективном и индивидуальном добывании знаний самими учениками на основе использования их опыта, результатов их практической деятельности, проведенных наблюдений, высказанных предположений, их сравнения и доказательного отбора.
Основным содержанием программы в начальных классах являются понятия натурального числа и действий с этими числами.
Изучение натуральных чисел происходит по следующим концентрам: однозначные числа, двузначные числа, трехзначные числа, числа в пределах класса тысяч, числа в пределах класса миллионов. Выделение таких концентров связано с тем, что одной из главных задач изучения этой темы является осознание принципа построения той системы счисления, которой в настоящее время пользуются в большинстве стран мира - позиционной десятичной. В этой системе числа десять, сто, тысяча и т.д. являются основными системообразующими и, следовательно; должны занимать особое место в процессе изучения, а не возникать как рядоположенные по отношению к остальным натуральным числам.
Первоначальной основой знакомства с натуральными числами является теоретико-множественный подход, который позволяет максимально использовать дошкольный опыт учеников, сложившиеся у них представления о механизме возникновения чисел как результата пересчета предметов.
Таким образом, натуральное число возникает как инвариантная характеристика класса равномощных конечных множеств, а основным инструментом познания отношений между ними становится установление взаимно однозначного соответствия между элементами множеств, имеющих соответствующие числовые характеристики. На этой основе формируются понятия об отношениях «больше», «меньше», «равно», «не равно» как между множествами, так и между соответствующими им числами.
Изучение концентра однозначных натуральных чисел завершается их упорядочиванием и знакомством с началом натурального ряда и свойствами этого ряда.
Необходимо иметь в виду, что хотя первоначально натуральное число возникает перед учениками в близком дошкольному опыту теоретико-множественном подходе, уже в первом классе дети знакомятся и с интерпретацией числа как результата отношения величины к выбранной мерке. Это происходит при изучении в первом классе такой величины как «длина», а в последующие годы обучения в начальной школе - «масса », «вместимость », «площадь» и разнообразных других величин.
Эти два подхода к натуральному числу сосуществуют на протяжении всего начального обучения, завершаясь обобщением, в результате которого появляются понятия точного и приближенного числа.
Основой первоначального знакомства с действиями сложения и вычитания является работа с группами предметов (множествами) как в виде их изображений на рисунках, так и составленных из раздаточного материала. Сложение рассматривается как объединение двух (или нескольких) таких групп в одну, вычитание - как разбиение группы на две. Такой подход позволяет, с одной стороны, построить учебную деятельность детей на наиболее близких для данной возрастной группы наглядно-действенном и нагляднообразном уровнях мышления, связать изучаемые действия с образной моделью, а с другой стороны, с первых шагов знакомства установить связь между сложением и вычитанием.
В дальнейшем понятие о сложении и вычитании становится более разносторонним и глубоким за счет рассмотрения их с других точек зрения: сложение рассматривается как действие, позволяющее увеличить число на несколько единиц; вычитание - как действие, позволяющее уменьшить число на несколько единиц, а также как действие, позволяющее установить количественную разницу между двумя числами, т.е. ответить на вопрос, на сколько одно число больше (меньше) другого.
Одним из центральных вопросов при изучении этих действий является составление таблицы сложения, которая возникает на основе состава чисел первых двух десятков из двух однозначных чисел.
Значительное место в программе по математике для четырехлетней школы занимает геометрический материал. Его сравнительно большой объём объясняется двумя основными причинами: тем, что работа с геометрическими объектами позволяет активно использовать наглядно-действенный, наглядно-образный и нагляднологический уровни мышления, которые наиболее близки младшим школьникам, и опираясь на которые, дети выходят на высшую ступень - словесно-логический уровень; увеличение объема геометрического материала в начальных классах, особенно связанного с объемными фигурами, позволяет более эффективно подготовить учеников к изучению систематического курса геометрии, который вызывает у школьников основного и старшего звена школы существенные трудности.
Перечислим основные задачи изучения элементов геометрии:
• развитие плоскостного и пространственного воображения школьников;
• уточнение и обобщение геометрических представлений, полученных в дошкольном детстве, а также вне стен школы;
• обогащение геометрических представлений школьников, формирование некоторых основных геометрических понятий (фигура, плоскостные и пространственные фигуры, основные виды плоскостных и пространственных фигур, их иерархическая связь между собой и т.д.);
• подготовка к изучению систематического курса геометрии в основном звене школы.
Текстовые задачи являются важным разделом практически каждого курса математики. Не является исключением и предлагаемая программа. Однако подход к работе с задачами в ней существенно другой. Так, если в традиционной программе основным является овладение решением задач определенных типов, то в системе, направленной на общее развитие школьников, осуществляется подход к тому, что можно назвать истинным умением решать задачи, которое выражается прежде всего в решении задач без соотнесения их со знакомыми, ранее отработанными типами, а на основе распутывания той ситуации, которая отражена в данной конкретной задаче, и перевода ее на язык математических отношений.
Такой подход становится возможным только тогда, когда у учеников в достаточной степени сформированы такие важные мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, выделение главного и т.д. Это требование приводит к значительному отсрочиванию начала работы с задачами. Так, в четырехлетней начальной школе работа с задачами начинается только во втором классе, первый же год обучения занимает подготовительный к этому важному шагу период.
Для формирования истинного умения решать задачи ученики прежде всего должны научиться работать с текстом: определить, является ли предложенный текст задачей, для чего выделить в нем основные признаки этого вида заданий и ее составные элементы, установить между ними связи, определить количество действий, необходимых для получения ответа на вопрос задачи, выбирать действия и их порядок, обосновав свой выбор. Именно эти вопросы образуют одну из основных линий работы с задачами в данной системе.
Вторая линия посвящена различным преобразованиям текста задачи и наблюдениям за теми изменениями в ее решении, которые возникают в результате этих преобразований. Сюда входят: дополнение текстов, не являющихся задачами, до задачи; изменение любого из элементов задачи, представление одной и той же задачи в разных формулировках; упрощение и усложнение исходной задачи; поиск особых случаев изменения исходных данных, приводящих к упрощению решения; установление задач, которые можно решить при помощи уже решенной задачи, что в дальнейшем становится основой классификации задач по сходству математических отношений, заложенных в них (особенно ценными в этой ситуации являются случаи, когда найденные задачи не идентичны по фабуле).
.
II. Содержание учебного материала.
Изучение чисел (50 часов)
Двузначные числа
Завершение изучения устной и письменной нумерации двузначных чисел. Формирование представления о закономерностях образования количественных числительных, обозначающих многозначные числа.
Сравнение всех изученных чисел. Первое представление об алгоритме сравнения натуральных чисел.
Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Трехзначные числа
Образование новой единицы счета - сотни. Различные способы образования сотни при использовании более мелких единиц счета.
Счет сотнями в пределах трехзначных чисел. Запись сотен при помощи цифр. Разряд сотен.
Устная и письменная нумерация трехзначных чисел, оканчивающихся двумя или одним нулем.
Общий принцип образования количественных числительных на основе наблюдения за образованием названий двузначных и трехзначных чисел.
Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Римская письменная нумерация
Знакомство с цифрами римской нумерации: 1, V, Х. Значение этих цифр.
Правила образования чисел при повторении одной и той же цифры, при расположении цифр в порядке убывания их значений, при расположении цифр или их части в порядке возрастания их значений.
Переход от записи числа арабскими цифрами к их записи римскими и обратная операция.
Сравнение римской письменной нумерации с десятичной позиционной. Выявление преимуществ позиционной системы.
Изучение действий (84 часа)
Сложение и вычитание
Сочетательный закон сложения. Использование законов сложения при выполнении сложения двузначных чисел (наблюдения).
Знакомство со свойствами вычитания: вычитание числа из суммы, суммы из числа и суммы из суммы.
Сложение и вычитание двузначных чисел. Знакомство с основными положениями алгоритмов выполнения этих операций: поразрядность их выполнения; роль таблицы сложения при выполнении этих действий в любом разряде.
Письменное сложение и вычитание двузначных чисел: подробная запись этих операций, ее постепенное свертывание и выполнение в столбик.
Выделение и сравнение частных случаев сложения и вычитания двузначных чисел. Установление иерархии трудности этих случаев.
Изменение значений сумм и разностей при изменении одного или двух компонентов.
Решение уравнений вида а + х = Ь, а - х = Ь, х - а = Ь на множестве однозначных и двузначных чисел.
Умножение и деление
Понятие об умножении как действии, заменяющем сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения (.).
Термины, связанные с действием умножения: про изведение, значение произведения, множители. Смысловое содержание каждого множителя с точки зрения связи этого действия со сложением.
Составление таблицы умножения.
Переместительный закон умножения и его использование для сокращения таблицы умножения.
Особые случаи умножения. Математический смысл умножения числа на единицу и на ноль.
Деление как действие обратное умножению. Знак деления ( : ). Термины, связанные с действием деления: частное, значение частного, делимое, делитель.
Использование таблицы умножения для выполнения табличных случаев деления.
Особые случаи деления - деление на единицу и деление нуля на натуральное число.
Уравнения вида а . х = Ь, а: х = Ь, х : а = Ь. Решение их в пределах табличных случаев. •
Знакомство с обобщенной буквенной записью изученных законов и свойств действий.
Изменение значений произведений и частных при изменении одного компонента.
Понятие о четных и нечетных числах с точки зрения деления.
Признаки четных и нечетных чисел.
Умножение и деление как операции увеличения и уменьшения числа в несколько раз.
Кратное сравнение чисел.
Деление с остатком. Расположение в натуральном ряду чисел, делящихся на данное число без остатка.
Определение остатков, которые могут получаться при делении на данное число. Наименьший и наибольший из возможных остатков.
Расположение в натуральном ряду чисел, дающих при делении на данное число одинаковые остатки.
Связь делимого, делителя, значения неполного частного и остатка между собой. Формула определения делимого по делителю, значению неполного частного и остатку.
Сложные выражения
Классификация выражений, содержащих более одного действия.
Порядок выполнения действий в выражениях без скобок, содержащих более одного действия одной ступени.
Порядок выполнения действий в выражениях без скобок, содержащих действия разных ступеней.
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней.
Изучение элементов геометрии (в течение года)
Классификация треугольников по углам: остроугольные, прямоугольные, тупоугольные треугольники.
Классификация треугольников по сторонам: разносторонние, равнобедренные и равносторонние треугольники. Соотношение между равнобедренным и равносторонним треугольниками (равносторонний треугольник - частный случай равнобедренного).
Определение длины незамкнутой ломаной линии.
Понятие о периметре. Определение периметра произвольного многоугольника.
Равносторонние многоугольники и многоугольники, имеющие равные и неравные стороны. Определение периметров таких многоугольников разными способами.
Объемные тела. Установление сходства и различий между телами разных наименований и одного наименования.
Знакомство с терминами: грань и ее частный случай основание, ребро, вершина объемного тела.
Величины и их измерение (в течение года)
Знакомство с понятием массы. Сравнение массы без ее измерения. Использование произвольных мерок для определения массы. Общепринятая мера массы - килограмм.
Весы как прибор для измерения массы. Их разнообразие. Понятие о вместимости. У становление вместимости при помощи произвольных мерок.
Общепринятая мера вместимости - литр.
Понятие о времени. Происхождение таких единиц измерения
времени как сутки и год.
Единицы измерения времени - минута, час. Соотношения 1 сутки = 24 часам, 1 час = 60 мин.
Прибор для измерения времени - часы. Многообразие часов. Различные способы называния одного и того же времени (на-
пример, 9 часов 15 минут, 15 минут десятого и четверть десятого, 7 часов вечера и 19 часов и т.д.).
Единица измерения времени - неделя. Соотношение 1 неделя = 7 суткам.
Знакомство с календарем. Изменяющиеся единицы измерения времени - месяц, год.
Работа с задачами (в течение года)
Текстовая арифметическая задача как особый вид математического задания. Отличительные признаки задачи.
Выявление обязательных компонентов задачи: условия и вопроса, данных и искомого (искомых). Установление связей между ними.
Преобразование текстов, не являющихся задачей, в задачу. Установление зависимости между условием задачи и ее решением, вопросом задачи и ее решением, данными задачи и ее решением.
Знакомство с различными способами формулировки задач (взаимное расположение условия и вопроса, формулировка вопроса вопросительным и повествовательным предложением).
Простые и составные задачи. Преобразование составной задачи в простую и простой в составную изменением вопроса .или условия.
Обратные задачи: понятие об обратных задачах, их сравнение, установление взаимосвязи между обратными задачами, составление задач, обратных данной. Зависимость между количеством данных задачи и количеством обратных к ней задач.
Краткая запись задачи: сокращение ее текста на основе оценки важности каждого слова с точки зрения сохранения ее математического смысла.
Использование условных знаков в краткой записи задачи. Знакомство с задачами с недостающими данными. Их преобразование в задачу с полными данными.
Решение простых и составных задач разного уровня трудности на все арифметические действия в пределах изученных случаев.
III. Календарно-тематическое планирование.
№ n/n |
Система уроков |
Дата |
Дидактическая модель обучения |
Педагогические средства |
Вид деятельности учащихся |
Задачи. Планируемый результат и уровень освоения |
Информационно- методическое обеспечение |
|
||||
Компетенции |
|
|||||||||||
Базовый уровень |
Продвинутый уровень |
Информационно-коммуникативная |
|
|||||||||
1 четверь |
|
|||||||||||
1 |
Урок Знаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
2-3. |
Масса и её измерение. (№1-5, 6-10) |
|
Наблюдение-практикум |
Учебник , наглядность, выполнение заданий |
Сравнение и анализ |
иметь представление о массе предметов |
Уметь сравнивать предметы, имеющие разную массу. |
Уметь работать с наглядностью |
учебник(№1-5, 6-10) |
|
||
4. |
Весы, их разнообразие. (№11-15) |
|
практикум |
Учебник , весы, выполнение заданий |
наблюдение |
Знать представление о массе предметов |
Уметь определять массу предметов с помощью весов. |
Уметь работать с весами |
учебник(№11-15) |
|
||
5. |
Измерение и сравнение массы предметов. (№16-20) |
|
практикум |
Учебник , весы, выполнение заданий |
Фронтально- индивидуальная |
Уметь сравнивать массу предметов визуально |
Знать способы измерения и сравнения массы предметов. |
Уметь пользоваться наглядностью |
учебник(№16-20) |
|
||
6. |
Числа пятого и шестого десятков. (№21-27) |
|
Наблюдение-практикум |
Учебник , наглядность, выполнение заданий |
фронтальная |
Уметь записывать и читать числа пятого и шестого десятка. |
Знать алгоритм записи и чтения чисел 6-го десятка |
Уметь работать по алгоритму |
учебник(№21-27) |
|
||
7. |
Сравнение массы предметов. (№28-32) |
|
Урок-практикум |
Учебник, весы, наглядность выполнение заданий |
Сравнение и анализ |
Уметь сравнивать предметы по массе; составлять математические рассказы |
Знать способы сравнения массы объектов при помощи произвольных мерок. |
Уметь работать с произвольными мерками |
учебник(№28-32) |
|
||
8. |
Числа шестого десятка.(№33-38) |
|
Наблюдение-практикум |
Учебник, выполнение заданий |
фронтальная |
Знать числа шестого десятка |
Уметь сравнивать числа по классам и разрядам. Создавать ситуацию, требующие , перехода от одного разряда к другому. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. |
Уметь работать с числами. |
учебник.(№33-38) |
|
||
8. |
Перемести тельный закон сло жения .(№39-47) |
|
|
|
|
|
|
|
Учебник (№39-47) |
|
||
9. |
Входная контрольная работа. |
|
практикум |
наглядность |
Фронтально-индивидуальная |
Уметь использовать знания на практике |
Знать алгоритм выполнения заданий самостоятельно. |
Уметь работать самостоятельно |
|
|
||
10. |
Работа над ошибками. |
|
практикум |
Индивидуальные карточки |
Практические упражнения |
Уметь использовать знания на практике |
Уметь исправлять ошибки, составлять подобные задания. Преобразовывать задачи и задания. Осуществлять самоконтроль |
Уметь работать над ошибками |
|
|
||
11. |
Мера измерения массы – килограмм.(№48-49) |
|
Объяснительно-иллюстративный |
Учебник, наглядность, выполнение заданий |
Сравнение и анализ |
Иметь представление о новой единице измерения массы. |
Уметь использовать единицу измерения массы – килограммом. |
Уметь работать с заданиями. |
учебник.(№48-49) |
|
||
12. |
Нахождение неизвестного уменьшаемого.(№50-53) |
|
практикум |
Учебник, таблица, индивидуальные карточки |
Практические упражнения |
Уметь находить неизвестное уменьшаемое |
Уметь применять правила при вычислении. |
Уметь работать по алгоритму. |
учебник.(№50-53) |
|
||
13. |
Сравнение массы предметов.(№54-58) |
|
Частично-поисковый |
Учебник, наглядность |
Сравнение и анализ |
Научиться определять массу предметов, сравнивать предметы по массе. |
Уметь определять массу. Сравнивать, обобщать данные. |
Уметь различать геометрические фигуры: четырехугольники, прямоугольники, квадраты |
учебник.(№54-58) |
|
||
14. |
Числа седьмого десятка. (№ 59-62) |
|
Объяснительно-иллюстративный |
Учебник, индивидуальные карточки |
Практические упражнения |
Уметь находить числа седьмого десятка; |
Знать запись чисел, находить их место в натуральном ряду |
Уметь работать с числами. |
учебник(№ 59-62) |
|
||
15. |
Определение массы предметов.(№63-66) |
|
практикум |
Учебник, наглядность |
Фронтально-индивидуальная |
Уметь определять массу предметов, составлять верные равенства |
Знать алгоритм определения массы. |
Уметь работать по алгоритму |
учебник.(№63-66) |
|
||
16. |
Корень уравнения.(№67-70) |
|
Урок-практикум |
Учебник, индивидуальные карточки |
Практические упражнения |
Уметь находить корень уравнений |
Знать алгоритм нахождения корня уравнений |
Уметь работать по алгоритму |
учебник.(№67-70) |
|
||
17. |
Замкнутые и незамкну тые лома ные .(№71-74) |
|
Частично-поисковый |
Учебник, наглядность |
Практические упражнения |
Уметь чертить Замкнутые и незамкну тые лома ные линии |
Сравнивать, обобщать данные |
Уметь работать по алгоритму |
учебник.(№ 71-74) |
|
||
18. |
Числа восьмого десятка. (№75-77) |
|
Наблюдение-практикум |
Учебник |
Сравнение и анализ |
Уметь записывать числа восьмого десятка |
Запись чисел. Нахождение их места в натуральном ряду. |
Уметь работать с числами |
учебник(№75-77) |
|
||
19. |
Закрепление изученного(с. 33-35) |
|
Урок-практикум |
Индивидуальные карточки |
Практические упражнения |
Закрепить вычислительные навыки, решение задач |
Знать классификацию ошибок, составлять подобные задания. |
Уметь исправлять ошибки, осуществлять самоконтроль |
учебник. (с. 33-35) |
|
||
20 |
Контрольная работа по теме: «Масса и её измерение» |
|
практикум |
наглядность |
Фронтально-индивидуальная |
Уметь использовать знания на практике |
Знать алгоритм выполнения заданий самостоятельно. |
Уметь выполнять задания самостоятельно |
|
|
||
21. |
Работа над ошибками. |
|
Наблюдение- практикум |
Индивидуальные карточки |
фронтальная |
Уметь использовать знания на практике |
Уметь исправлять ошибки, составлять подобные задания. Осуществлять самоконтроль |
Уметь работать над ошибками. |
|
|
||
22-23. |
Задача и её признаки. (№78-82,83-89) |
|
Объяснительно-иллюстративный |
Учебник, наглядность |
Практические упражнения |
Знать составные части задачи. |
Знать алгоритм решения задач. |
Уметь работать с задачами. |
учебник(№78-82,83-89) |
|
||
24. |
Прямоугольные треугольники.(№90-93) |
|
Частично-поисковый |
наглядность |
фронтальная |
Уметь использовать знания на практике |
Знать признаки прямоугольных треугольников. |
Уметь работать с фигурами. |
учебник.(№90-93) |
|
||
25. |
Измерение количества жидкости. (№94-98) |
|
Наблюдение-практикум |
наглядность таблица меры жидкости |
Сравнение и анализ |
Уметь измерять количество жидкости. |
Знать единицы измерения количества жидкости |
Уметь работать с измерительными приборами. |
учебник(№94-98) |
|
||
26. |
Данные и искомое в задаче. (№99-101) |
|
Объяснительно-иллюстративный |
Наглядность |
Практические упражнения |
Уметь решать задачи различного вида. |
Знать понятия: «данные», «искомые». |
Уметь работать по алгоритму. |
учебник(№99-101) |
|
||
27. |
Тупоугольные треугольники. (№102-105) |
|
Частично-поисковый |
наглядность |
фронтальная |
Уметь использовать знания на практике |
Знать признаки тупоугольных треугольников |
Уметь работать с фигурами. |
учебник. (№102-105) |
|
||
28. |
Литр – единица измерения количества жидкости. (№106-110) |
|
Наблюдение-практикум |
Наглядность, таблица меры жидкости |
Сравнение и анализ |
Уметь измерять количество жидкости. |
Знать разные единицы измерения жидкости. |
Уметь работать с единицей измерения жидкости. |
учебник(№106-110) |
|
||
29. |
Условие и вопрос в задаче.(№111-116) |
|
Наблюдение-практикум |
наглядность |
Практические упражнения |
Знать составные части задачи. |
Уметь разбивать текст задачи на условие и вопрос. |
Уметь работать с текстом задачи. |
учебник.(№111-116) |
|
||
30. |
Закрепление изученного. (с.53-55) |
|
Урок-практикум |
Индивидуальные карточки |
обобщение |
Уметь использовать знания на практике |
Иметь представление об изученном. |
Уметь осуществлять самоконтроль |
учебник. (с.53-55) |
|
||
31. |
Контрольная работа за 1 четверть. |
|
практикум |
наглядность |
Фронтально-индивидуальная |
Уметь использовать знания на практике |
Знать алгоритм выполнения заданий самостоятельно |
Уметь работать самостоятельно |
|
|
||
32. |
Работа над ошибками. |
|
Наблюдение-практикум |
Индивидуальные карточки |
фронтальная |
Научиться вычислять и решать задачи |
Уметь исправлять ошибки, составлять подобные задания. Осуществлять самоконтроль |
Уметь работать над ошибками |
|
|
||
33. |
Сложение и вычитание круглых чисел. (№117-120) |
|
Объяснительно-иллюстративный |
таблица |
Сравнение и анализ |
Научиться использовать разные приемы сложения и вычитания круглых чисел. |
Уметь пользоваться таблицей сложения при сложении десятков. |
Уметь работать с таблицей |
учебник(№117-120) |
|
||
34. |
Остроугольные треугольники. (№121-126) |
|
Частично-поисковый |
наглядность |
фронтальная |
Уметь использовать знания на практике |
Знать признаки остроугольных треугольников |
Уметь работать с фигурами |
учебник. (№121-126) |
|
||
|
II четверть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1. |
Сложение и вычитание круглых чисел.(№127-131) |
|
Объяснительно-иллюстративный |
таблица |
Фронтально-индивидуальный |
Уметь использовать таблицу сложения. |
Знать алгоритм сложения десятков. |
Уметь работать с числами. |
учебник.(№127-131) |
|
||
2. |
Сочетательное свойство сложения.(№132-135) |
|
Наблюдение-практикум |
наглядность |
Практические упражнения |
знать сочетательный закон сложения |
Уметь использовать данный закон при вычислениях. |
Уметь работать по алгоритму. |
учебник.(№132-135) |
|
||
3-4. |
Сложение двузначных чисел без перехода через десяток.(№136-140, 141-144) |
|
Урок-практикум |
Индивидуальные карточки |
Фронтальная |
Уметь применять устные приемы сложения и вычитания круглых чисел |
Знать разные способы вычислений., выбирать удобный. |
Уметь работать с числами. |
учебник.(№136-140, 141-144) |
|
||
5. |
Данные и искомое в задаче.(№145-148) |
|
Наблюдение-практикум |
наглядность |
обобщение |
Научиться решать задачи различного вида. |
Уметь находить в задаче «данные», «искомые». |
Уметь работать с задачей. |
учебник.(№145-148) |
|
||
6. |
Вычитание круглых чисел.(№149-153) |
|
Частично-поисковый |
Таблица индивидуальные карточки |
Практические упражнения |
Научиться использовать таблицу сложения при вычитании круглых чисел. |
Уметь использовать прием вычитания суммы из суммы как основы вычитания двузначных чисел. |
Умение выполнять вычитание |
учебник.(№149-153) |
|
||
7. |
Преобразование составных выражений.(№154-156) |
|
Частично-поисковый |
таблица |
Сравнение и анализ |
Уметь преобразовывать составные выражения |
Знать алгоритм преобразования составных выражений |
Уметь работать с выражениями. |
учебник.(№154-156) |
|
||
8. |
Миллиметр.(№157-161) |
|
наблюдение-практикум |
Таблица меры длины |
Практические упражнения |
Уметь измерять длину. |
Знать разные единицы измерения длины |
Уметь работать с линейкой. |
учебник.(№157-161) |
|
||
9. |
Решение задач. (№162-166) |
|
практикум |
учебник |
Практические упражнения |
Умение делить текст задачи на 2 части. |
Знать алгоритм решения задач. |
Уметь работать с таблицей |
учебник(№162-166) |
|
||
10. |
Равнобедренные треугольники.(№167-171) |
|
Частично-поисковый |
наглядность |
Фронтальная |
Уметь использовать знания на практике. |
Знать признаки равнобедренных треугольников |
Уметь работать с фигурами. |
учебник.(№167-171) |
|
||
11-12. |
Вычитание двузначных чисел без перехода через разряд.(№172-177, 178-181) |
|
практикум |
Индивидуальные карточки |
Практические упражнения |
Уметь использовать таблицу сложения при вычитании 2-значных чисел. |
Знать алгоритм вычитания. |
Уметь контролировать свои действия по алгоритму. |
учебник.(№172-177, 178-181) |
|
||
13. |
Равнобедренные прямоугольные треугольники.(№182-186) |
|
Частично-поисковый |
наглядность |
Фронтально-индивидуальная |
Уметь сравнивать геометрические фигуры. |
Знать признаки равнобедренных прямоугольных треугольников. |
Уметь описывать свойства геометрических фигур. |
учебник.(№182-186) |
|
||
14-15. |
Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд.(№187-191,192-196) |
|
практикум |
Индивидуальные карточки |
Практические упражнения |
Умение выполнять сложение и вычитание. Самостоятельно находить ошибки |
Знать алгоритм вычислений. |
Уметь контроль свои действия по алгоритму |
учебник.(№187-191,192-196) |
|
||
16. |
Решение задач.(№197-201) |
|
Урок-практикум |
учебник |
Практические упражнения |
Уметь самостоятельно выбирать способ решения задачи |
Знать алгоритм решения задач |
Уметь работать с задачами. |
учебник.(№197-201) |
|
||
17. |
Сложение двузначных чисел с переходом через разряд. (№202-204) |
|
Наблюдение-практикум |
Наглядность, таблица |
Фронтально-индивидуальный |
Уметь использовать знания на практике. |
Знать алгоритм сложения чисел с переходом через десяток. |
Уметь работать с числами. |
Учебник (№202-204) |
|
||
18. |
Равносторонние треугольники. (№205-208) |
|
Частично-поисковый |
наглядность |
Фронтально-индивидуальная |
Уметь описывать свойства геометрических фигур. Сравнивать геометрические фигуры. |
Знать признаки равносторонних треугольников. |
Уметь работать с фигурами. |
учебник(№205-208) |
|
||
19. |
Закрепление изученного.(с.97-99) |
|
Наблюдение-практикум |
Индивидуальные карточки |
Фронтальная |
Уметь исправлять ошибки. Составлять подобные задания. |
Знать классификации ошибок. |
Уметь работать по алгоритму. |
учебник.(с.97-99) |
|
||
20. |
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел» |
|
практикум |
наглядность |
Фронтально-индивидуальная |
Уметь использовать знания на практике |
Знать алгоритм выполнения заданий самостоятельно |
Уметь работать самостоятельно |
|
|
||
21. |
Работа над ошибками. |
|
Наблюдение-практикум |
Индивидуальные карточки |
фронтальная |
Уметь исправлять ошибки. Составлять подобные задания |
Научиться осуществлять самоконтроль. |
Уметь работать над ошибками. |
|
|
||
22. |
Время и его измерение.(№209-213) |
|
Наблюдение-практикум |
Таблица, наглядность |
сравнение и анализ |
Научиться определять временя. |
Знать измерение времени. |
Уметь работать с единицей времени. |
учебник.(№209-213) |
|
||
23. |
Единица времени сутки.(№214-217) |
|
Урок-практикум |
наглядность |
Фронтально- индивидуальная |
Знать единицы времени. |
Иметь представление об общепринятых единицах времени. |
Уметь работать с алгоритмом |
учебник.(№214-217) |
|
||
24. |
Переместительное и сочетательное свойство сложения.(№218-222) |
|
Наблюдение-практикум |
учебник |
сравнение и анализ |
Уметь использовать свойства сложения. |
Знать переместительное и сочетательное свойство сложения |
Уметь работать с правилами. |
учебник.(№218-222) |
|
||
25-26. |
24-часовой счёт времени.(№223-227, 228-231) |
|
Объяснительно-иллюстративный |
Таблица, наглядность |
Практические упражнения |
Уметь определять временя с помощью учителя. |
Знать соотношение между часом и сутками. Определение времени с помощью учителя. |
Уметь работать по алгоритму. |
учебник.(№223-227, 228-231) |
|
||
27. |
Классифи кация треуго льников. (№232-234) |
|
Объяснительно-иллюстративный |
Таблица, наглядность |
Практические упражнения |
|
|
|
|
|
||
28. |
Единица времени минута.(№235-239) |
|
практикум |
наглядность |
Обобщение и анализ |
Уметь определять временя. |
Знать новые единицы времени. |
Уметь работать с часами. |
учебник.(№235-239) |
|
||
|
III четверть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1. |
Вычитание двузначных чисел.(№240-243) |
|
Наблюдение-практикум |
Таблица, учебник |
Практические упражнения |
Уметь вычитать 2значные числа. |
Знать алгоритм работы с таблицей. |
Уметь работать по алгоритму. |
учебник.(№240-243) |
|
||
2. |
Единица времени час.(№244-247) |
|
практикум |
наглядность |
Обобщение и анализ |
Уметь определять временя. |
Знать соотношение между часом и сутками. Определение времени с помощью учителя |
Уметь работать с часами. |
учебник.(№244-247) |
|
||
3. |
Периметр многоугольника.(№248-251) |
|
Объяснительно-иллюстративный |
Учебник, наглядность |
наблюдение |
Уметь находить периметр многоугольника. |
Знать алгоритм измерения периметра. |
Уметь работать с формулами. |
учебник.(№248-251) |
|
||
4. |
Составные задачи.(№252-254) |
|
Урок-практикум |
Индивидуальные карточки |
Практические упражнения |
Уметь решать составные задачи. |
Знать понятие «составная» задача компоненты задачи. |
Уметь работать по алгоритму. |
учебник.(№252-254) |
|
||
5. |
Закрепление изученного.(с.125-126) |
|
Урок-практикум |
Индивидуальные карточки |
фронтальная |
Уметь исправлять ошибки. Составлять подобные задания |
Знать классификации ошибок |
Уметь работать по алгоритму. |
учебник.(с.125-126) |
|
||
6. |
Контрольная работа по теме «Время и его измерение» |
|
практикум |
наглядность |
Фронтально-индивидуальная |
Уметь использовать знания на практике |
Знать алгоритм выполнения заданий самостоятельно |
Уметь работать самостоятельно |
|
|
||
7. |
Работа над ошибками. |
|
Наблюдение-практикум |
Индивидуальные карточки |
фронтальная |
Уметь исправлять ошибки. Составлять подобные задания |
Научиться осуществлять самоконтроль |
Уметь работать над ошибками |
|
|
||
8-10. |
Понятие умножения. (№255-259, 260-264,265-268) |
|
Наблюдение-практикум |
таблица |
Практические упражнения |
Уметь использовать умножение на практике. |
Знать алгоритм работы с таблицей умножения |
Уметь работать с таблицей. |
учебник. (№255-259, 260-264,265-268) |
|
||
11. |
Замена умножения сложением. (№269-272) |
|
Объяснительно-иллюстративный |
учебник |
Обобщение и анализ |
Уметь использовать различные приемы правильного нахождения значения числового выражения |
Знать алгоритмы работы с таблицей. |
Уметь работать с формулами. |
учебник(№269-272) |
|
||
12. |
Единица измерения времени неделя. (№273-276) |
|
Объяснительно-иллюстративный |
наглядность |
Фронтально-индивидуальная |
Уметь использовать знания на практике |
Знать новые единицы времени. |
Уметь пользоваться единицей измерения времени. |
учебник(№273-276) |
|
||
13. |
Название чисел при умножении. (№277-282) |
|
Частично-поисковый |
Наглядность, учебник |
фронтальная |
Уметь работать с произведением. |
Знать компоненты умножения |
Уметь работать с примерами. |
учебник. (№277-282) |
|
||
14. |
Римские цифры и числа. (№283-287) |
|
Наблюдение-практикум |
Наглядность, учебник |
Сравнение и анализ |
Знать сведения из истории возникновения нумерации. |
Уметь записывать числа римскими цифрами. Использовать их в краткой записи при записи задач. |
Уметь работать цифрами. |
учебник(№283-287) |
|
||
15-16. |
Название чисел при умножении. (№288-293, 294- 298) |
|
Наблюдение-практикум |
Индивидуальные карточки. |
Фронтальная |
Уметь использовать знания на практике |
Знать компоненты произведения. |
Уметь работать с примерами. |
учебник (№288-293, 294- 298) |
|
||
17. |
Вычитание числа из суммы. (№299-303) |
|
практикум |
учебник |
Практические упражнения |
Уметь применять правило вычитание числа из суммы. |
Знать таблицы умножения на 2, 3, 4. |
Уметь выбрать действия при решении задачи. |
учебник(№299-303) |
|
||
18-19. |
Понятие деления. (№304-307, 308-312) |
|
Наблюдение-практикум. |
Таблица, наглядность |
фронтальная |
Уметь использовать знания на практике |
Знать представление о математическом смысле действия деления. |
Работа с таблицей. |
учебник(№304-307, 308-312) |
|
||
20. |
Название чисел при делении. (№313-317) |
|
Объяснительно-иллюстративный |
учебник |
Фронтально-индивидуальная |
Научиться определять компоненты деления. |
Знать компоненты деления. |
Уметь работать с примерами. |
учебник(№313-317) |
|
||
21. |
Римские числа и цифры. (№318-322) |
|
Наблюдение-практикум |
наглядность |
Сравнение и анализ |
Знать сведения из истории возникновения нумерации. |
Уметь записывать числа римскими цифрами. Использовать их в краткой записи при записи задач |
Уметь работать с задачами. |
учебник(№318-322) |
|
||
22. |
Название чисел при делении. (№323-329) |
|
практикум |
учебник |
Фронтальная |
Научиться определять компоненты деления. Объяснение и исправление допущенных ошибок. |
Знать компоненты деления. |
Уметь работать с примерами. |
учебник(№323-329) |
|
||
23. |
Закрепление изученного. (с.40-41) |
|
Объяснительно-иллюстративный |
Индивидуальные карточки |
Фронтальная |
Уметь исправлять ошибки. Составлять подобные задания |
Знать классификации ошибок |
Уметь работать по алгоритму |
учебник(с.40-41) |
|
||
24. |
Контрольная работа по теме «Умножение и деление». |
|
практикум |
наглядность |
Фронтально-индивидуальная |
Уметь использовать знания на практике |
Знать алгоритм выполнения заданий самостоятельно. |
Уметь работать самостоятельно. |
|
|
||
25. |
Работа над ошибками. |
|
Наблюдение-практикум |
Индивидуальные карточки |
Фронтальная |
Уметь исправлять ошибки. Составлять подобные задания |
Научиться осуществлять самоконтроль |
Уметь работать над ошибками. |
|
|
||
26. |
Таблица умножения на 2. (№330-335) |
|
Наблюдение-практикум |
таблица |
Практические упражнения |
Уметь составлять таблицу умножения на 2. |
Знать компоненты произведения |
Уметь работать с таблицей. |
учебник (№330-335) |
|
||
27. |
Использование римской нумерации для записи времени. (№336-340) |
|
Урок-практикум |
наглядность |
Обобщение и анализ |
Знать историю возникновения нумерации |
Уметь записывать числа римскими цифрами. Сравнивать задачи. Составлять обратные задачи. |
Уметь работать с задачами. |
учебник(№336-340) |
|
||
28 |
Таблица умножения на 3 (№341-345) |
|
Наблюдение-практикум |
таблица |
Практические упражнения |
Уметь составлять таблицу умножения на 3 |
Знать компоненты произведения |
Уметь работать с таблицей |
|
|
||
29. |
Действия первой и второй ступени. (№346-350) |
|
Объяснительно-иллюстративный |
учебник |
Сравнение и анализ |
Уметь осуществлять порядок действий в выражении. |
Знать действия 1-ой и 2-ой ступеней. |
Уметь работать с формулами |
учебник(№346-350) |
|
||
30. |
Таблица умножения на 4. (№351-354) |
|
Наблюдение-практикум |
таблица |
Практические упражнения |
Уметь составлять таблицу умножения на 4. |
Знать компоненты произведения |
Уметь работать с таблицей. |
учебник(№351-354) |
|
||
31. |
Нахождение неизвестного множителя. (№355-357) |
|
Объяснительно-иллюстративный |
Учебник. |
Фронтальная |
Уметь находить неизвестный множитель. |
Уметь использовать правило нахождения неизвестного множителя. Поиск решения. |
Уметь работать с правилами. |
учебник(№355-357) |
|
||
32. |
Порядок действий в выражениях, содержащих действия одной ступени. (№358-361) |
|
Урок получения новых знаний |
Наглядность, учебник |
Фронтально-индивидуальная |
Уметь определять порядок действия в выражении. |
Знать порядком действий в выражениях, содержащих действия одной ступени. |
Уметь работать с формулами. |
учебник(№358-361) |
|
||
33. |
Таблица умножения на 5. (№358-361) |
|
Наблюдение-практикум |
таблица |
Практические упражнения |
Уметь составлять таблицу умножения на 5 |
Знать таблицу умножения. |
Уметь работать по алгоритму. |
учебник(№358-361) |
|
||
34. |
Решение составных выражений. (№369-372) |
|
практикум |
Наглядность, учебник. |
Фронтальная |
Уметь решать составные выражения |
Знать способы решения составных выражений |
Уметь работать по алгоритму. |
учебник. (№369-372) |
|
||
35. |
Закрепление изученного |
|
Урок-практикум |
Наглядность, учебник. |
Обобщение и анализ. |
Уметь решать примеры и задачи. |
Знать классификацию ошибок |
Уметь работать самостоятельно. |
|
|
||
36. |
Контрольная работа за 3 четверть. |
|
практикум |
наглядность |
Фронтально-индивидуальная |
Уметь использовать знания на практике |
Знать алгоритм выполнения заданий самостоятельно |
Уметь работать самостоятельно |
|
|
||
37. |
Работа над ошибками. |
|
Наблюдение-практикум |
Индивидуальные карточки |
Фронтальная |
Уметь исправлять ошибки. Составлять подобные задания |
Научиться осуществлять самоконтроль |
Уметь работать над ошибками. |
|
|
||
38. |
Таблица умножения на 6. (№373-376) |
|
Урок-практикум |
таблица |
Практические упражнения |
Уметь составлять таблицу умножения на 6. |
Знать таблицу умножения. |
Уметь работать с таблицей. |
учебник(№373-376) |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
IV четверть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1. |
Порядок действий в выражениях, содержащих действия первой и второй ступени. (№377-3381) |
|
Объяснительно-иллюстративный |
Наглядность, учебник. |
Сравнение и анализ. |
Уметь определять порядок действия в выражении. |
Знать действия 1-ой и 2-ой ступеней. |
Уметь работать с формулами. |
учебник(№377-3381) |
|
||
2. |
Переместительный закон умножения. (№382-385) |
|
Объяснительно -иллюстративный |
таблица |
Обобщение и анализ. |
Уметь применять переместительный закон умножения |
Знать способы решения задачи. Использовать математическую терминологию. |
Уметь работать с формулами. |
учебник. (№382-385) |
|
||
3. |
Порядок действий в выражениях со скобками. (№386-389) |
|
Наблюдение-практикум |
Наглядность, таблица |
Фронтально-индивидуальная |
Уметь соблюдать порядок действий в выражениях. Находить значения в сложных выражениях |
Знать порядок действий в выражениях со скобками. |
Уметь работать по алгоритму. |
учебник(№386-389) |
|
||
4. |
Таблица умножения на 7. (№390-395) |
|
Наблюдение-практикум |
таблица |
Практические упражнения |
Уметь составлять таблицу умножения на 7 |
Знать таблицу умножения |
Уметь работать с таблицей |
учебник(№390-395) |
|
||
5. |
Порядок действий в выражениях, содержащих две пары скобок. (№396-399) |
|
Наблюдение-практикум |
Наглядность, учебник |
Практические упражнения |
Уметь соблюдать порядок действий в выражениях Находить значения в сложных выражениях |
Знать порядок действий в выражениях со скобками. Нахождение значений сложных выражений. |
Уметь работать по алгоритму. |
учебник(№396-399) |
|
||
6. |
Применение переместительного закона умножения. (№400-404) |
|
Наблюдение-практикум |
учебник |
Обобщение и анализ |
Закрепить вычислительные навыки., уметь сравнивать. Наблюдать. |
Знать переместительный закон умножения. |
Уметь работать с формулами. |
учебник. (№400-404) |
|
||
7. |
Таблица умножения на 8 и 9. (№405-409) |
|
Объяснительно-иллюстративный |
таблица |
Сравнение и анализ |
Уметь составлять таблиц умножения на 8 и9 |
Знать таблицу умножения |
Уметь работать с таблицей |
учебник(№405-409) |
|
||
8. |
Закрепление изученного.(с.82-83) |
|
Урок -практикум |
наглядность |
обобщение |
Уметь решать примеры и задачи |
Знать алгоритм выполнения заданий. |
Уметь работать самостоятельно |
учебник.(с.82-83) |
|
||
9. |
Контрольная работа по теме «Таблица умножения». |
|
практикум |
наглядность |
Фронтально-индивидуальная |
Уметь использовать знания на практике |
Знать алгоритм выполнения заданий самостоятельно |
Уметь работать самостоятельно. |
|
|
||
10. |
Работа над ошибками. |
|
Наблюдение-практикум |
Индивидуальные карточки |
Практические упражнения |
Уметь исправлять ошибки. Составлять подобные задания |
Научиться осуществлять самоконтроль |
Уметь работать над ошибками. |
|
|
||
11. |
Новая единица счёта сотня. (№410-415) |
|
Объяснительно-иллюстративный |
Учебник наглядность |
Фронтальная |
Умение определять место изучаемого числа в натуральном ряду. |
Иметь представление о новой единице счета. Умение определять место изучаемого числа в натуральном ряду. |
Уметь работать с натуральным рядом и числами. |
учебник(№410-415) |
|
||
12. |
Счёт круглыми сотнями. (№416-420) |
|
Наблюдение-практикум |
Наглядность, учебник |
Практические упражнения |
Образование 3значных чисел. |
Ознакомление со счетом сотнями, из записью. Определение составления краткой записи задаче. |
Уметь работать по алгоритму. |
учебник(№416-420) |
|
||
13. |
Дополнение двузначных чисел до сотни. (№421-424) |
|
Урок-практикум |
наглядность |
Сравнение и анализ. |
Образование 3значных чисел. |
Умение дополнять двузначные числа до сотни. |
Уметь работать с числами. |
учебник(№421-424) |
|
||
14. |
Умножение единицы и на 1. (№425-429) |
|
Наблюдение-практикум |
таблица |
Обобщение и анализ. |
Знать особые случаи умножения. |
Научиться наблюдать, формулировать выводы. |
Уметь работать с таблицей. |
учебник(№425-429) |
|
||
15. |
Счёт сотнями и десятками. (№430-433) |
|
практикум |
Индивидуальные карточки |
Практические упражнения |
Уметь объяснять выбор действия для решения задачи. |
Иметь представление о двух способах образования сотен. |
Уметь работать с числами. |
учебник(№430-433) |
|
||
16. |
Единица времени год. (№434-440) |
|
Наблюдение-практикум |
наглядность |
Наблюдение, анализ. |
Уметь систематизировать имеющиеся знания о времени |
знать представление о времени и его измерении |
Уметь работать с единицей времени. |
учебник(№434-440) |
|
||
17. |
Единицы измерения времени (обобщение). (№441-445) |
|
практикум |
Наглядность, учебник |
Практические упражнения. |
Уметь систематизировать имеющиеся знания о времени |
знать представление о времени и его измерении |
Уметь работать с единицей измерения времени. |
учебник(№441-445) |
|
||
18. |
Умножение нуля. (№446-452) |
|
Объяснительно-иллюстрационный |
наглядность |
Наблюдение, сравнение |
Знать обычные случаи умножения. |
Научиться наблюдать, сравнивать, формулировать выводы. |
Уметь работать с таблицей. |
учебник(№446-452) |
|
||
19. |
Счёт сотнями и единицами. (№453-457) |
|
Частично-поисковый |
наглядность |
Сравнение и анализ. |
Уметь сравнивать числа. |
Знать счет сотнями, и записью. |
Уметь работать с числами. |
учебник(№453-457) |
|
||
20. |
Решение уравнений. (№458-462) |
|
практикум |
учебник |
Фронтальная |
Уметь решать уравнения. |
Знать приемы решения уравнений при помощи таблицы. |
Уметь работать с уравнениями. |
учебник(№458-462) |
|
||
21. |
Умножение на 0. (№463-468) |
|
Объяснительно-иллюстративный |
Наглядность, таблица |
Сравнение и анализ |
Уметь составлять таблицу умножения на 0. |
Знать все случаи умножения и деления, используя таблицу. |
Уметь работать с таблицей |
учебник(№463-468) |
|
||
22. |
Чтение и запись трёхзначных чисел. (№469-473) |
|
Наблюдение-практикум |
таблица |
Фронтальная |
Уметь образовывать 3значные числа. |
Знать место трехзначных чисел в натуральном ряду. |
Уметь работать с таблицей. |
учебник(№469-473) |
|
||
23. |
Деление нуля на натуральное число. (№407-477) |
|
Объяснительно-иллюстративный |
Индивидуальные карточки |
Практические упражнения. |
Уметь использовать особые случаи деления. |
Знать новые случаи деления. |
Уметь работать с таблицей. |
учебник(№407-477) |
|
||
24. |
Закрепление изученного. (с.122-123) |
|
Урок-практикум |
Наглядность, учебник |
Обобщение и анализ |
Уметь решать примеры и задачи |
Знать алгоритм работы с таблицей. |
Уметь работать по алгоритму |
учебник. (с.122-123) |
|
||
25. |
Контрольная работа по теме «Трёхзначные числа» |
|
практикум |
наглядность |
Фронтально-индивидуальная |
Уметь использовать знания и умения на практике. |
Знать алгоритм решения заданий самостоятельно |
Уметь работать самостоятельно. |
|
|
||
26. |
Работа над ошибками. |
|
Наблюдение-практикум |
наглядность |
Практические упражнения |
Уметь исправлять ошибки. Составлять подобные задания |
Научиться осуществлять самоконтроль |
Уметь работать над ошибками |
|
|
||
27-29. |
Повторение изученного за год. |
|
Урок-практикум |
Индивидуальные карточки |
Практические упражнения |
Уметь использовать знания и умения на практике. |
Знать правила и уметь применять их на практике. |
Уметь работать по алгоритму. |
|
|
||
30. |
Годовая контрольная работа. |
|
практикум |
наглядность |
Фронтально-индивидуальная |
Уметь использовать знания и умения на практике |
Знать алгоритм решения заданий самостоятельно |
Уметь работать самостоятельно |
|
|
||
31. |
Работа над ошибками. |
|
Наблюдение-практикум |
учебник |
Сравнение и анализ |
Уметь находить и исправлять ошибки |
Научиться осуществлять самоконтроль |
Уметь работать над ошибками. |
|
|
||
32-34. |
Закрепление изученного за год. |
|
Урок-практикум |
наглядность |
Обобщение и анализ |
Уметь вычислять и решать задачи. Осуществлять самоконтроль |
Научиться осуществлять самоконтроль |
Уметь работать по алгоритму. |
|
|
IV. Требования к уровню подготовки учащихся.
По разделу "Изучение чисел" Обучающиеся должны
• иметь представление:
- о различии понятий «число» и «цифра »;
• знать:
арабские цифры и значение каждой из них; римские цифры 1, У, Х и значение каждой из них; названия первых трех разрядов натуральных чисел;
• уметь:
- читать и писать любое изученное число;
- определять место каждого из изученных чисел в натуральном
ряду и устанавливать отношение между ними;
- представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
По разделу •• Изучение действий" Обучающиеся должны
• иметь представление:
- о смысле каждого из четырех арифметических действий;
- о переместительном и сочетательном законах сложения и свойствах вычитания;
-о переместительном законе умножения; о связи между обратными действиями; о делении с остатком;
-о зависимости изменения результатов действий от изменения их компонентов;
- о связи между уравнениями вида а ± х = Ъ, х - а = Ь, а также а . х = Ь, х : а = Ь, а : х = Ь;
• знать:
-таблицу сложения в полном объеме;
- особые случаи арифметических действий;
- знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления
- порядок выполнения действий в сложных выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней; - термины «уравнение», «решение уравнению», «корень уравнения»;
• уметь:
- складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку и в столбик;
- выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования справочника «Таблица умножения»;
- находить значения сложных выражений, содержащих 2 -3 действия;
- решать простые уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого и делителя.
По разделу «Изучение элементов геометрии» Обучающиеся должны
• иметь представление:
- о видах треугольников по углам и по соотношению сторон;
- о длине ломаной и периметре произвольного многоугольника (в том числе прямоугольника и квадрата);
- о признаках сходства и различия между объемными телами одного вида и разных видов;
• знать:
- термин «периметр» и его значение, обозначение периметра - Р;
- термины: основание, грань, ребро, вершина в применении к объемным телам;
• уметь:
- определять вид треугольника;
- находить длину ломаной и периметр произвольного многоугольника;
- находить основания, грани, ребра и вершины объемных тел.
По разделу «Величины и их измерение» Обучающиеся должны
• иметь представление:
о массе и вместимости и их измерении;
- о происхождении единиц измерения времени - сутки, год;
- об особенностях года и месяца как единиц измерения времени;
• знать:
- единицы длины - миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и соотношения 10 мм = 1 см, 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м, 100 мм = 1 дм, 100 см = 1 м;
- единицу измерения массы - килограмм и вместимости - литр;
- единицы измерения времени - минута, час, сутки, неделя,
месяц, год и соотношения 60 мин = 1 ч, 24 ч = 1 СУТ.; 7 сут. = 1 нед., 12 мес. = 1 год;
• уметь:
определять массу при помощи весов и гирь; - определять время суток по часам;
- решать несложные задачи на определение времени протекания действия.
По разделу «Работа с задачами» Обучающиеся должны
• иметь представление:
- об особенностях и признаках задачи как особого вида математического задания;
о краткой записи задачи;
о возможности формулировать задачу разными способами; об обратных задачах и о связи между ними;
о задачах с недостающими и избыточными данными;
• знать:
- термины - условие, вопрос, данные, искомое (искомые);
- условные знаки, используемые в краткой записи задачи;
• уметь:
- выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое, устанавливать их отсутствие; дополнять текст до задачи;
-выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки;
-составлять задачи, обратные данной;
•выбрать и обосновать выбор действия для решения простой задачи на любое из четырех арифметических действий.
Обязательный базовый минимум
• называть, приводить примеры:
- компонентов умножения и деления (произведение, множители; частное, делимое, делитель);
• различать:
- математические выражения «произведение» и «частное»;
- многоугольники по числу углов;
• воспроизводить по памяти:
- результаты всех табличных случаев сложения и вычитания;
• решать практические задачи:
- читать и записывать в десятичной системе счисления однозначные и двузначные числа и называть их в порядке возрастания и убывания;
- сравнивать однозначные и двузначные целые не отрицательные числа;
- сравнивать длину отрезков, массу и время;
- выполнять устно несложные случаи сложения и вычитания в пределах двузначных чисел;
- выполнять письменно все случаи сложения и вычитания двузначных чисел;
- соотносить единицы измерения величин: длины - 1 м = 10 дм = = 100 см, 1 см = 10 мм; времени - 1 ч = 60 мин., 1 сут. = 24 ч, 1 год = 12 мес.;
-решать простые текстовые задачи;
-вычислять периметр прямоугольника.
V. Нормативные документы, периодические печатные издания и учебно-методический комплект, обеспечивающие реализацию программы.
-
Закон «Об образовании» РФ.
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального основного, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004г. №1089).
-
Программа по математике И. И. Аргинской. Сборник программ к системе Л. В. Занкова, изд-во «Учебная литература» Самара, 2006г.
-
И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С. Н. Кормишина «Математика», учебник для 2 класса в двух частях, изд-во «Учебная литература» Самара, 2008г.
-
Журнал «Вестник образования России».
-
Журнал «Завуч начальной школы».
-
Журнал «Начальная школа».
-
Журнал «Практика образования».
-
Журнал «Воспитание школьников».
-
Журнал «Современный урок».
-
Журнал «Радость творчества».
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Современная концепция дошкольного детства: от «зоны ближайшего развития» к «пространству детской реализации» (ПДР)»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
Обращает на себя внимание низкая уникальность текста пояснительной записки, содержания учебного материала и требований к уровню подготовки учащихся.
Цитирую пояснительную записку: «Содержание программы неоднородно и относится к трем разным уровням, каждый из которых имеет свою специфику и требует различного подхода». Эти три уровня усвоения знаний прописаны только в пояснительной записке, а в содержании учебного материала они не находят отражения.
Календарно тематическое планирование содержит пустую графу ДАТА, она не нужна, если она не заполнена. Вид деятельности учащихся не может быть весь урок – наблюдение, что-то еще ученик делает, до конца этот вопрос не продуман.
Считаю, что в рабочей программе нужно подробно расписывать каждый урок, что нужно знать и уметь, содержание учебного материала для каждого урока. Тогда это будет рабочая программа, а так получается календарно – тематическое планирование с пояснением.
Оформление таблицы требует тщательной проверки, так как встречаются недопустимые переносы слов и запись то с маленькой, то с большой буквы в одном столбце. Рекомендую Рабочую программу к доработке.