Разработка урока внеклассного чтения по литературе/ "Каждый человек - творец своей судьбы"
Краткое описание
Я предлагаю урок внеклассного чтения на тему: «Каждый человек – творец своей судьбы»» для учащихся 11- класса, который проводится по мотивам повести М.А.Булгакова «Морфий».
Этот урок поможет учащимся осмыслить жизнь и осознать её ценность, так как речь пойдёт о профилактике и предупреждении употребления наркотиков детьми, взрослыми. Устами главного героя, судьба которого в некотором смысле похожа на жизнь самого писателя, звучит призыв не заблуждаться в том, что с любым из нас и нашими близкими этого случиться не может, что от самого человека зависит, какую жизнь он себе выберет.
Этот урок поможет учащимся осмыслить жизнь и осознать её ценность, так как речь пойдёт о профилактике и предупреждении употребления наркотиков детьми, взрослыми. Устами главного героя, судьба которого в некотором смысле похожа на жизнь самого писателя, звучит призыв не заблуждаться в том, что с любым из нас и нашими близкими этого случиться не может, что от самого человека зависит, какую жизнь он себе выберет.
Описание
ФИО: Загрутдинова Рузалия Рафаиловна
Квалификационная категория: высшая
Место проживания: 422350, Республика Татарстан, Апастовский район, п.г.т. Апастово, ул. Садри Заляла, в. 39
Название учебного заведения:
МОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа»
Дисциплина: литература
Учебник, по которому ведётся обучение: Сахаров В.И., Зинин С.А. «Литература 11 класс»: Учебник для образовательных учреждений: в 2ч., М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2009
Тема: Каждый человек – творец своей судьбы» (Урок внеклассного чтения по повести М.А. Булгакова «Морфий»)
Класс:11
Продолжительность урока: 45мин.
Логотип портала: <a href="https://www.uchmet.ru/" title="УчМет — учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов" ></a>
Пояснительная записка
Каждого из нас беспокоит будущее наших детей. Мы не раз задаём себе вопрос, что нужно для того, чтобы дети выросли полноценными и вполне подготовленными к жизни, кто больше способствует этому в сельской местности. Воспитанию молодого человека во многом способствует уровень проведения уроков. А учитель в современной школе – едва ли не единственное лицо, способное пробудить в сознании ребёнка высокие промыслы, затронуть самое сокровенное в его душе.
Как учитель литературы и русского языка, я знаю, что не хлебом единым сыт человек, материальные ценности не могут дать полного морального удовлетворения. Каждому человеку для лучшей адаптации к жизни необходимо развитие социального интеллекта. Социальный интеллект опирается на общечеловеческие ценности, такие как истина, добро, красота, любовь, мудрость, умение ценить жизнь. А всё это я стараюсь давать как на обычных уроках русского языка и литературы, так и на уроках внеклассного чтения. Часто для проведения таких уроков обращаюсь к произведениям известных писателей, которые не входят в школьную программу.
Думаю, цель таких уроков заключается не только в том, чтобы увлечь ребят прочтением текста, но и в том, чтобы возбудить их желание выработать своё мнение, пусть даже неожиданное для традиционного обучения, что ведёт к интеллектуальной работе, разжиганию творческого огня в душах учащихся.
Я предлагаю урок внеклассного чтения на тему: «Каждый человек – творец своей судьбы»» для учащихся 11- класса, который проводится по мотивам повести М.А.Булгакова «Морфий».
Этот урок поможет учащимся осмыслить жизнь и осознать её ценность, так как речь пойдёт о профилактике и предупреждении употребления наркотиков детьми, взрослыми. Устами главного героя, судьба которого в некотором смысле похожа на жизнь самого писателя, звучит призыв не заблуждаться в том, что с любым из нас и нашими близкими этого случиться не может, что от самого человека зависит, какую жизнь он себе выберет.
Медицинское образование в Киевском университете, служба врачом в военных госпиталях и в провинции дали Булгакову не только знание и понимание законов природы, но и знание психологии человека, таинственных провалов и взлётов души. Всё это находит яркое выражение в данной повести.
Урок внеклассного чтения поможет учащимся обнаружить противоречие между видимостью и сущностью; поможет воспитанию чувства сострадания, доброты и милосердия; научит чуткости и вниманию нуждающимся, умению окружать их заботой; умению жить с окружающими.
Тема урока: Каждый человек – творец своей судьбы.
Цель: формирование и развитие умений высказывать своё мнение
по прочитанному произведению; помочь осмыслить жизнь и осознать
её ценность;
воспитание уверенности, мужества, находчивости для выхода
из трудных ситуаций способами, не наносящими вреда здоровью.
Оборудование: Портрет М.А.Булгакова, стенгазета «Булгаков-врач», плакат «Мудрость веков», «Рекомендации по формированию уверенности в своих силах», плакаты, нарисованные учащимися: «Нет дороги в ад!», «Нет наркотикам!», презентация «Цена жизни».
Жизнь сама по себе – ни благо,
ни зло, она вместилище и блага,
и зла, смотря по тому, во что вы
сами превратили её.
М.Монтель.
Ход урока
Слово учителя: Сегодня мы поговорим о жизни и смерти в целом.
Жизнь и смерть – это самая загадочная, таинственная и потрясающе интересная тема для человека. Эти понятия противоположны друг другу и вместе с тем неразрывно связаны. У жизни есть начало и конец. И самое главное между ними есть огромное пространство – наш жизненный путь. Это наше бесценное богатство.
Молодые люди находятся в начале жизненного пути, пожилые близкие к её завершению. Мы знаем. Что длина этого пути у всех разная: у кого-то жизненная дорога короткая, у некоторых младенцев, не успев начаться, уже заканчивается. Есть люди, которые по своей воле прерывают свой жизненный путь и ставят точку раньше времени – это самоубийцы.
Пройти по жизни нелегко и просто. Мы не можем сказать, что лет 20, 30, 50 тому назад всем было легко. Нет. У каждого времени были свои трудности и сложности.
Мы живём во время роста наркомании, токсикомании, алкоголизма и курения. В большинстве случаев жертвой этих социальных бед являются молодые люди. Психологические травмы, ущерб здоровью и даже смерть – вот последствия безответственного образа жизни.
Каждому взрослому человеку известно выражение: «Легче предупредить болезнь, чем вылечить её». А для этого надо знать симптомы, возможные последствия.
К сегодняшнему уроку вы прочитали повесть М.А.Булгакова «Морфий». Группа ребят приготовила сообщение об одном периоде из жизни писателя, а именно, время учёбы на доктора и работы земским врачом. Ведь именно итогом этого периода является цикл рассказов «Записки юного врача», куда примыкает повесть «Морфий», написанная в 1927 году.
Все ранние произведения писателя носят мемуарный характер. Что это такое? Прочитаем (написано на доске).
Мемуарная литература — художественная автобиография, в узком смысле, рассказ о судьбе писателя, о его современниках, о событиях, свидетелем которых он был, в конечном счёте, о судьбах его эпохи.
Но надо видеть разницу между сюжетами этих произведений и эпизодами из жизни Булгакова
Выступление учащегося: В 1909 году М.А.Булгаков, окончив гимназию, поступает на медицинский факультет Киевского Императорского университета Святого Владимира.
6 апреля 1916 года в разгар несчастной для России германской войны, он получает диплом «Лекаря с отличием» и начинает работать добровольцем от Красного Креста во фронтовых госпиталях юго-западной Украины, где вместе с женой, выучившейся на медсестру, остается до сентября. Потом Булгакова, офицера резерва русской армии, отзывают в Москву, где он получает назначение в деревню Никольское Смоленской губернии. И вот здесь, в глухой деревушке, будущий писатель сталкивается с тяжёлым жизненным испытанием — периодом морфинизма.
Дело в том, что здесь возникла опасность заражения дифтеритом. При отсасывании дифтерических плёнок у больного ребёнка, одна из них попала Булгакову. Чтобы избежать этой страшной угрозы, врач должен был подвергнуться прививке от дифтерии. Однако организм отреагировал на это отёком лица и страшным зудом и пришлось сделать инъекцию морфия. Потом инъекции повторялись несколько раз. Разумеется, Булгаков понимал всю опасность проводимых процедур, однако шёл на них. И таким образом, Булгаков не по своей воле стал наркоманом.
Но разве можно судить земского врача, у которого не было возможности отлежаться несколько дней в постели, немного полечиться. По воспоминаниям писателя, он принимал до ста больных в день.
Но Булгаков не был из тех, кто сдавался просто так. При помощи своей жены, Татьяны Николаевны, и второго мужа матери врача, Ивана Васильевича Воскресенского, писатель навсегда сумел избавиться от пагубной привычки.
Но, наверное, только ему одному было известно, сколько усилия, силы воли, терпения пришлось ему испытать при этом лечении.
Слово учителя: После такого страшного случая, после «сказочного», можно сказать, выздоровления, чтобы предупредить новое поколение М.А.Булгаков написал повесть «Морфий».
Беседа по содержанию повести:
1.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Назовите тему повести.
— Человек и морфинизм. Трагедия врача-наркомана.
2.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Какова идея произведения?
— Писатель утверждает, что наркомания – прямая дорога к смерти.
3.Как автор достигает полного раскрытия своего идейного замысла?
— Булгаков использовал особую композицию: рассказ в рассказе. Центральный эпизод нам передаётся через дневниковые записи, которые читает рассказчик, доктор Бомгард.
4. А что мы узнали о докторе Бомгарде?
— Доктор Бомгард зимой 1917 года переведён из глухого участка в уездный город. Он в восторге от электрических лампочек, увиденных на улице, от нормальной больницы, где много врачей. Он говорит, что его поймёт только тот человек, который когда-нибудь оказывался в его положении: «Но если кто-нибудь подобно мне просидел в снегу зимой, в строгих и бедных лесах летом, полтора года, не отлучаясь ни на один день, если кто-нибудь разрывал бандероль на газете от прошлой недели с таким сердечным биением, точно счастливый любовник, голубой конверт, ежели кто-нибудь ездил на роды за 18 вёрст в санях, запряжённых гуськом, тот, надо полагать, поймёт меня».
5. Как мы узнали про доктора, которого оставили вместо Бомгарда?
— Доктор Бомгард из своего бывшего участка получает письмо странного содержания, в котором автор просит помощи, сообщает, что «тяжко и нехорошо заболел». Просит приехать к нему хотя бы на час.
Доктор Бомгард собирается ехать, но через три дня ночью в больницу привозят смертельно раненного доктора Сергея Полякова, автора письма.
Оказалось, что доктор Поляков выстрелил в себя из револьвера. И его спасти не удалось.
Перед смертью он свою тетрадь завещал доктору Бомгарду.
6. Что мы узнали из его тетрадей?
— Записи начинаются 20 января 1917 года. По ним мы видим, что человеку очень плохо. С одной стороны он рад, что его отправили в такую глушь, так как на душе у него глубокая рана: его оставила любимая женщина.
Вьюга, одиночество целыми вечерами эту тягость души только усиливают. И уже в это время он думает о каких-то порошках.
15 февраля у него сильно заболело в области желудка. И Анна Кирилловна, фельдшерица сделала ему укол – морфий. Боли прекратились через 7 минут. Он впервые за полтора месяца крепко уснул, не думая о любимой женщине.
На следующий день, как только немножко заболело, он сделал себе укол. И так каждый день, хотя знал, что это очень опасно.
Уже всякие боли прекратились, но его организм просил морфий.
Поляков прячет глаза от людей, любым способом добывает себе морфий: обманывает, ворует, присваивает весь больничный запас. Попробовал лечиться в Москве, но не вытерпел, сбежал.
Записи прерываются 13 февраля 1918 года, в день смерти Полякова.
Слово учителя: Прошло 12 месяцев и человека не стало.
В «Методических рекомендациях по определению наркотического опьянения» специализированного медицинского объединения города Казани говорится, что для человека, применяющего вещества, полученные из мака (препараты морфийной группы) характерны лёгкое возбуждение, оживлённость, чем этого требует ситуация, ускоренное мышление, быстрая речь, Резкое сужение зрачков, бледность лица и кожных покровов, сухость кожи и слизистых оболочек.
Были ли эти симптомы у Полякова?
Группа учащихся выписала отрывки из повести, в которых прослеживается деградация человека:
-«После укола прояснение мысли и большая работоспособность».
-«Стеклянные прозрачные сны».
-«Прячу глаза от окружающих».
-«Тоскливое состояние».
-«Галлюцинации».
-«Рвота».
-«Руки дрожат, они прозрачны: одна кость и кожа».
-«Шорохов пугаюсь, люди ненавистны».
— «Сильно похудел».
— «Это мучение, а не жизнь».
-«Позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь. Такую нет, нельзя».
Слово учителя: Ребята! Как вы думаете, неужели у Полякова была такая серьёзная причина, что он хотел забыться принятием морфия?
Группа учащихся написали в ответ на этот вопрос письмо доктору Полякову. Учащиеся читают письма.
Учитель: В чём причина становления Полякова наркоманом?
— Причина в нём самом. Никто его не заставлял, не принуждал. Герой повести быстро поддавался унынию, скуке. Не старался каким-то образом разнообразить свою жизнь. Не боролся. Забыл, для чего он это место занимает. Потерял смысл жизни. Не подумал, что он нужен больным.
Учитель: А какой смысл жизни нашёл Булгаков после выздоровления?
— Булгаков оставил медицину. Приехал в Москву. Решил посвятить себя литературной деятельности. Ему было очень трудно добывать средства к существованию. Но он выдержал. Написал несколько романов, переключился на драматургию. В этом есть разница между эпизодом из жизни Булгакова и сюжетом повести «Морфий».
Учитель: В жизни, как и в природе, бывает всё: бури, ураганы, грозы, штормы, затишье. Бывает ненастно, дождливо, холодно, а бывает и тепло, и светло, и свежо.
Без всего этого не существует природа, не существует человек.
Вы только должны знать, что плохую погоду можно переждать, с трудностями всегда можно справиться.
«Для чего мы живём? В чём смысл жизни?» — эти вопросы задают себе многие. Особенно вы, только что собирающиеся вступить в свой долгий самостоятельный жизненный путь. Вы должны помнить, что цели у каждого должны быть благородными.
Человек сам решает, как прожить свою жизнь, что оставить после себя: дом, дерево, книгу, детей, добрую память или пустыню, неприязнь, зло. Ведь после смерти жизнь продолжается в его творениях, делах, поступках.
Упражнение «Смысл жизни». (Энергизатор)
Зажжённая свеча передаётся по кругу. Держа в руках свечу, каждый учащийся говорит, в чём заключается смысл его жизни.
Учитель: На каждом этапе жизни смысл может меняться. Если вы почувствовали, что жизнь стала бессмысленной, вы потратили к ней интерес или впали в депрессию, то самим нужно искать смысл своего существования. Знаменитый австрийский психолог Виктор Эмиль Франкл считал, что смысл жизни заключается в поисках самого смысла. Человек сам должен наполнять свою жизнь смыслом. Но, наверное, для всех нас высший жизненный смысл – это духовное самосовершенствование.
Улучшая себя, я облегчаю жизнь окружающим меня людям. Если я стану добрее и милосерднее, людям станет легче, то есть я могу, таким образом, улучшить мир через себя.
В жизни также важно уметь отделять существенное от несущественного, чтобы не растрачивать свои жизненные силы по пустякам. Об этом очень хорошо сказал Даниил Гранин в своей книге «Зубр».
Ученик читает наизусть стихотворение:
Ведь человек и суетен, и грешен.
Не отличает в слепоте своей
Немногие существенные вещи
От многих несущественных вещей.
Чему вы только нас не обучали,
Но если всё до афоризма сжать,
То главное – и в счастье, и в печали
Существенное в жизни отличать.
Учитель раздаёт «Рекомендации по формированию уверенности в своих силах»:
1.Осознайте ваши силы и слабости. Поставьте перед собой достойные цели.
2.Взвесте свои возможности и решите, каким образом хотелось себя видеть.
3.Постарайтесь понять и простить ошибки прошлого и извлечь из них всё полезное для себя.
4.Доверяйте себе.
5.Никогда не говорите о себе плохо.
6.Не позволяйте другим критиковать ваши личностные качества.
7.Помни: неудачи позволяют избежать куда более жесткие разочарования.
8.Избегайте ситуаций, в которых вы чувствуете дискомфорт, и людей, с которыми вам не хочется общаться.
9.Определите дальние цели в жизни и очень тщательно выберите ближние. Регулярно оценивайте свой прогресс, будьте готовы первыми похлопать себя по плечу или прошептать себе предостережение.
А теперь давайте подумаем о нашей жизни вместе с величайшими людьми.
Учащиеся читают слова великих людей, написанные на плакате «Мудрость веков».
Слово учителя: Каждый день нашей жизни особенный и неповторимый, улетающий в вечность безвозвратно. Умение ощутить радость бытия и красоту мировоззрения – это талант. Каждый человек – творец своей судьбы.
Так будем же в этом все талантливы!
Использованная литература:
1. «Рассказы и повести М.А. Булгакова» М: ИНКОМ НВ, 1991;
2. «Методические рекомендации по определению наркотического опьянения» Казань, 2009г.
3. И.А. Ковалёва. Изучение повести М.А. Булгакова «Морфий» в 11 классе. Ж-л «Магариф», №8, Казань: Магариф, 2008.
Квалификационная категория: высшая
Место проживания: 422350, Республика Татарстан, Апастовский район, п.г.т. Апастово, ул. Садри Заляла, в. 39
Название учебного заведения:
МОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа»
Дисциплина: литература
Учебник, по которому ведётся обучение: Сахаров В.И., Зинин С.А. «Литература 11 класс»: Учебник для образовательных учреждений: в 2ч., М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2009
Тема: Каждый человек – творец своей судьбы» (Урок внеклассного чтения по повести М.А. Булгакова «Морфий»)
Класс:11
Продолжительность урока: 45мин.
Логотип портала: <a href="https://www.uchmet.ru/" title="УчМет — учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов" ></a>
Пояснительная записка
Каждого из нас беспокоит будущее наших детей. Мы не раз задаём себе вопрос, что нужно для того, чтобы дети выросли полноценными и вполне подготовленными к жизни, кто больше способствует этому в сельской местности. Воспитанию молодого человека во многом способствует уровень проведения уроков. А учитель в современной школе – едва ли не единственное лицо, способное пробудить в сознании ребёнка высокие промыслы, затронуть самое сокровенное в его душе.
Как учитель литературы и русского языка, я знаю, что не хлебом единым сыт человек, материальные ценности не могут дать полного морального удовлетворения. Каждому человеку для лучшей адаптации к жизни необходимо развитие социального интеллекта. Социальный интеллект опирается на общечеловеческие ценности, такие как истина, добро, красота, любовь, мудрость, умение ценить жизнь. А всё это я стараюсь давать как на обычных уроках русского языка и литературы, так и на уроках внеклассного чтения. Часто для проведения таких уроков обращаюсь к произведениям известных писателей, которые не входят в школьную программу.
Думаю, цель таких уроков заключается не только в том, чтобы увлечь ребят прочтением текста, но и в том, чтобы возбудить их желание выработать своё мнение, пусть даже неожиданное для традиционного обучения, что ведёт к интеллектуальной работе, разжиганию творческого огня в душах учащихся.
Я предлагаю урок внеклассного чтения на тему: «Каждый человек – творец своей судьбы»» для учащихся 11- класса, который проводится по мотивам повести М.А.Булгакова «Морфий».
Этот урок поможет учащимся осмыслить жизнь и осознать её ценность, так как речь пойдёт о профилактике и предупреждении употребления наркотиков детьми, взрослыми. Устами главного героя, судьба которого в некотором смысле похожа на жизнь самого писателя, звучит призыв не заблуждаться в том, что с любым из нас и нашими близкими этого случиться не может, что от самого человека зависит, какую жизнь он себе выберет.
Медицинское образование в Киевском университете, служба врачом в военных госпиталях и в провинции дали Булгакову не только знание и понимание законов природы, но и знание психологии человека, таинственных провалов и взлётов души. Всё это находит яркое выражение в данной повести.
Урок внеклассного чтения поможет учащимся обнаружить противоречие между видимостью и сущностью; поможет воспитанию чувства сострадания, доброты и милосердия; научит чуткости и вниманию нуждающимся, умению окружать их заботой; умению жить с окружающими.
Тема урока: Каждый человек – творец своей судьбы.
Цель: формирование и развитие умений высказывать своё мнение
по прочитанному произведению; помочь осмыслить жизнь и осознать
её ценность;
воспитание уверенности, мужества, находчивости для выхода
из трудных ситуаций способами, не наносящими вреда здоровью.
Оборудование: Портрет М.А.Булгакова, стенгазета «Булгаков-врач», плакат «Мудрость веков», «Рекомендации по формированию уверенности в своих силах», плакаты, нарисованные учащимися: «Нет дороги в ад!», «Нет наркотикам!», презентация «Цена жизни».
Жизнь сама по себе – ни благо,
ни зло, она вместилище и блага,
и зла, смотря по тому, во что вы
сами превратили её.
М.Монтель.
Ход урока
Слово учителя: Сегодня мы поговорим о жизни и смерти в целом.
Жизнь и смерть – это самая загадочная, таинственная и потрясающе интересная тема для человека. Эти понятия противоположны друг другу и вместе с тем неразрывно связаны. У жизни есть начало и конец. И самое главное между ними есть огромное пространство – наш жизненный путь. Это наше бесценное богатство.
Молодые люди находятся в начале жизненного пути, пожилые близкие к её завершению. Мы знаем. Что длина этого пути у всех разная: у кого-то жизненная дорога короткая, у некоторых младенцев, не успев начаться, уже заканчивается. Есть люди, которые по своей воле прерывают свой жизненный путь и ставят точку раньше времени – это самоубийцы.
Пройти по жизни нелегко и просто. Мы не можем сказать, что лет 20, 30, 50 тому назад всем было легко. Нет. У каждого времени были свои трудности и сложности.
Мы живём во время роста наркомании, токсикомании, алкоголизма и курения. В большинстве случаев жертвой этих социальных бед являются молодые люди. Психологические травмы, ущерб здоровью и даже смерть – вот последствия безответственного образа жизни.
Каждому взрослому человеку известно выражение: «Легче предупредить болезнь, чем вылечить её». А для этого надо знать симптомы, возможные последствия.
К сегодняшнему уроку вы прочитали повесть М.А.Булгакова «Морфий». Группа ребят приготовила сообщение об одном периоде из жизни писателя, а именно, время учёбы на доктора и работы земским врачом. Ведь именно итогом этого периода является цикл рассказов «Записки юного врача», куда примыкает повесть «Морфий», написанная в 1927 году.
Все ранние произведения писателя носят мемуарный характер. Что это такое? Прочитаем (написано на доске).
Мемуарная литература — художественная автобиография, в узком смысле, рассказ о судьбе писателя, о его современниках, о событиях, свидетелем которых он был, в конечном счёте, о судьбах его эпохи.
Но надо видеть разницу между сюжетами этих произведений и эпизодами из жизни Булгакова
Выступление учащегося: В 1909 году М.А.Булгаков, окончив гимназию, поступает на медицинский факультет Киевского Императорского университета Святого Владимира.
6 апреля 1916 года в разгар несчастной для России германской войны, он получает диплом «Лекаря с отличием» и начинает работать добровольцем от Красного Креста во фронтовых госпиталях юго-западной Украины, где вместе с женой, выучившейся на медсестру, остается до сентября. Потом Булгакова, офицера резерва русской армии, отзывают в Москву, где он получает назначение в деревню Никольское Смоленской губернии. И вот здесь, в глухой деревушке, будущий писатель сталкивается с тяжёлым жизненным испытанием — периодом морфинизма.
Дело в том, что здесь возникла опасность заражения дифтеритом. При отсасывании дифтерических плёнок у больного ребёнка, одна из них попала Булгакову. Чтобы избежать этой страшной угрозы, врач должен был подвергнуться прививке от дифтерии. Однако организм отреагировал на это отёком лица и страшным зудом и пришлось сделать инъекцию морфия. Потом инъекции повторялись несколько раз. Разумеется, Булгаков понимал всю опасность проводимых процедур, однако шёл на них. И таким образом, Булгаков не по своей воле стал наркоманом.
Но разве можно судить земского врача, у которого не было возможности отлежаться несколько дней в постели, немного полечиться. По воспоминаниям писателя, он принимал до ста больных в день.
Но Булгаков не был из тех, кто сдавался просто так. При помощи своей жены, Татьяны Николаевны, и второго мужа матери врача, Ивана Васильевича Воскресенского, писатель навсегда сумел избавиться от пагубной привычки.
Но, наверное, только ему одному было известно, сколько усилия, силы воли, терпения пришлось ему испытать при этом лечении.
Слово учителя: После такого страшного случая, после «сказочного», можно сказать, выздоровления, чтобы предупредить новое поколение М.А.Булгаков написал повесть «Морфий».
Беседа по содержанию повести:
1.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Назовите тему повести.
— Человек и морфинизм. Трагедия врача-наркомана.
2.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Какова идея произведения?
— Писатель утверждает, что наркомания – прямая дорога к смерти.
3.Как автор достигает полного раскрытия своего идейного замысла?
— Булгаков использовал особую композицию: рассказ в рассказе. Центральный эпизод нам передаётся через дневниковые записи, которые читает рассказчик, доктор Бомгард.
4. А что мы узнали о докторе Бомгарде?
— Доктор Бомгард зимой 1917 года переведён из глухого участка в уездный город. Он в восторге от электрических лампочек, увиденных на улице, от нормальной больницы, где много врачей. Он говорит, что его поймёт только тот человек, который когда-нибудь оказывался в его положении: «Но если кто-нибудь подобно мне просидел в снегу зимой, в строгих и бедных лесах летом, полтора года, не отлучаясь ни на один день, если кто-нибудь разрывал бандероль на газете от прошлой недели с таким сердечным биением, точно счастливый любовник, голубой конверт, ежели кто-нибудь ездил на роды за 18 вёрст в санях, запряжённых гуськом, тот, надо полагать, поймёт меня».
5. Как мы узнали про доктора, которого оставили вместо Бомгарда?
— Доктор Бомгард из своего бывшего участка получает письмо странного содержания, в котором автор просит помощи, сообщает, что «тяжко и нехорошо заболел». Просит приехать к нему хотя бы на час.
Доктор Бомгард собирается ехать, но через три дня ночью в больницу привозят смертельно раненного доктора Сергея Полякова, автора письма.
Оказалось, что доктор Поляков выстрелил в себя из револьвера. И его спасти не удалось.
Перед смертью он свою тетрадь завещал доктору Бомгарду.
6. Что мы узнали из его тетрадей?
— Записи начинаются 20 января 1917 года. По ним мы видим, что человеку очень плохо. С одной стороны он рад, что его отправили в такую глушь, так как на душе у него глубокая рана: его оставила любимая женщина.
Вьюга, одиночество целыми вечерами эту тягость души только усиливают. И уже в это время он думает о каких-то порошках.
15 февраля у него сильно заболело в области желудка. И Анна Кирилловна, фельдшерица сделала ему укол – морфий. Боли прекратились через 7 минут. Он впервые за полтора месяца крепко уснул, не думая о любимой женщине.
На следующий день, как только немножко заболело, он сделал себе укол. И так каждый день, хотя знал, что это очень опасно.
Уже всякие боли прекратились, но его организм просил морфий.
Поляков прячет глаза от людей, любым способом добывает себе морфий: обманывает, ворует, присваивает весь больничный запас. Попробовал лечиться в Москве, но не вытерпел, сбежал.
Записи прерываются 13 февраля 1918 года, в день смерти Полякова.
Слово учителя: Прошло 12 месяцев и человека не стало.
В «Методических рекомендациях по определению наркотического опьянения» специализированного медицинского объединения города Казани говорится, что для человека, применяющего вещества, полученные из мака (препараты морфийной группы) характерны лёгкое возбуждение, оживлённость, чем этого требует ситуация, ускоренное мышление, быстрая речь, Резкое сужение зрачков, бледность лица и кожных покровов, сухость кожи и слизистых оболочек.
Были ли эти симптомы у Полякова?
Группа учащихся выписала отрывки из повести, в которых прослеживается деградация человека:
-«После укола прояснение мысли и большая работоспособность».
-«Стеклянные прозрачные сны».
-«Прячу глаза от окружающих».
-«Тоскливое состояние».
-«Галлюцинации».
-«Рвота».
-«Руки дрожат, они прозрачны: одна кость и кожа».
-«Шорохов пугаюсь, люди ненавистны».
— «Сильно похудел».
— «Это мучение, а не жизнь».
-«Позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь. Такую нет, нельзя».
Слово учителя: Ребята! Как вы думаете, неужели у Полякова была такая серьёзная причина, что он хотел забыться принятием морфия?
Группа учащихся написали в ответ на этот вопрос письмо доктору Полякову. Учащиеся читают письма.
Учитель: В чём причина становления Полякова наркоманом?
— Причина в нём самом. Никто его не заставлял, не принуждал. Герой повести быстро поддавался унынию, скуке. Не старался каким-то образом разнообразить свою жизнь. Не боролся. Забыл, для чего он это место занимает. Потерял смысл жизни. Не подумал, что он нужен больным.
Учитель: А какой смысл жизни нашёл Булгаков после выздоровления?
— Булгаков оставил медицину. Приехал в Москву. Решил посвятить себя литературной деятельности. Ему было очень трудно добывать средства к существованию. Но он выдержал. Написал несколько романов, переключился на драматургию. В этом есть разница между эпизодом из жизни Булгакова и сюжетом повести «Морфий».
Учитель: В жизни, как и в природе, бывает всё: бури, ураганы, грозы, штормы, затишье. Бывает ненастно, дождливо, холодно, а бывает и тепло, и светло, и свежо.
Без всего этого не существует природа, не существует человек.
Вы только должны знать, что плохую погоду можно переждать, с трудностями всегда можно справиться.
«Для чего мы живём? В чём смысл жизни?» — эти вопросы задают себе многие. Особенно вы, только что собирающиеся вступить в свой долгий самостоятельный жизненный путь. Вы должны помнить, что цели у каждого должны быть благородными.
Человек сам решает, как прожить свою жизнь, что оставить после себя: дом, дерево, книгу, детей, добрую память или пустыню, неприязнь, зло. Ведь после смерти жизнь продолжается в его творениях, делах, поступках.
Упражнение «Смысл жизни». (Энергизатор)
Зажжённая свеча передаётся по кругу. Держа в руках свечу, каждый учащийся говорит, в чём заключается смысл его жизни.
Учитель: На каждом этапе жизни смысл может меняться. Если вы почувствовали, что жизнь стала бессмысленной, вы потратили к ней интерес или впали в депрессию, то самим нужно искать смысл своего существования. Знаменитый австрийский психолог Виктор Эмиль Франкл считал, что смысл жизни заключается в поисках самого смысла. Человек сам должен наполнять свою жизнь смыслом. Но, наверное, для всех нас высший жизненный смысл – это духовное самосовершенствование.
Улучшая себя, я облегчаю жизнь окружающим меня людям. Если я стану добрее и милосерднее, людям станет легче, то есть я могу, таким образом, улучшить мир через себя.
В жизни также важно уметь отделять существенное от несущественного, чтобы не растрачивать свои жизненные силы по пустякам. Об этом очень хорошо сказал Даниил Гранин в своей книге «Зубр».
Ученик читает наизусть стихотворение:
Ведь человек и суетен, и грешен.
Не отличает в слепоте своей
Немногие существенные вещи
От многих несущественных вещей.
Чему вы только нас не обучали,
Но если всё до афоризма сжать,
То главное – и в счастье, и в печали
Существенное в жизни отличать.
Учитель раздаёт «Рекомендации по формированию уверенности в своих силах»:
1.Осознайте ваши силы и слабости. Поставьте перед собой достойные цели.
2.Взвесте свои возможности и решите, каким образом хотелось себя видеть.
3.Постарайтесь понять и простить ошибки прошлого и извлечь из них всё полезное для себя.
4.Доверяйте себе.
5.Никогда не говорите о себе плохо.
6.Не позволяйте другим критиковать ваши личностные качества.
7.Помни: неудачи позволяют избежать куда более жесткие разочарования.
8.Избегайте ситуаций, в которых вы чувствуете дискомфорт, и людей, с которыми вам не хочется общаться.
9.Определите дальние цели в жизни и очень тщательно выберите ближние. Регулярно оценивайте свой прогресс, будьте готовы первыми похлопать себя по плечу или прошептать себе предостережение.
А теперь давайте подумаем о нашей жизни вместе с величайшими людьми.
Учащиеся читают слова великих людей, написанные на плакате «Мудрость веков».
Слово учителя: Каждый день нашей жизни особенный и неповторимый, улетающий в вечность безвозвратно. Умение ощутить радость бытия и красоту мировоззрения – это талант. Каждый человек – творец своей судьбы.
Так будем же в этом все талантливы!
Использованная литература:
1. «Рассказы и повести М.А. Булгакова» М: ИНКОМ НВ, 1991;
2. «Методические рекомендации по определению наркотического опьянения» Казань, 2009г.
3. И.А. Ковалёва. Изучение повести М.А. Булгакова «Морфий» в 11 классе. Ж-л «Магариф», №8, Казань: Магариф, 2008.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Контрольно-измерительные материалы
Литература
11 класс
14 января 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»