Развитие интонационной выразительности речи
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10 компенсирующего вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
Развитие интонационной выразительности речи
у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Авторскую разработку
подготовила
учитель-дефектолог
педагог высшей квалификационной категории
ЧЕТВЕРИКОВА Ирина Викторовна
Санкт-Петербург, 2012 г.
Речь – это деятельность общения. Выражения, воздействия, сообщения реализуются посредством языка, речь – это язык в действии. Можно выделить две основные функции речи – коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания. Они формируются одна через другую и функционируют одна в другой. Речевое общение – это сложный и многосторонний процесс. И, как пишет А.Н. Леонтьев, всякий акт речи «представляет собой как бы решение своеобразной психологической задачи, которая, в зависимости от формы и вида речи и от конкретных обстоятельств и целей общения, требует разного её построения и применения разных речевых средств».
Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако какую бы форму речи мы не использовали, она будет относиться к одному из двух основных видов речи: устной или письменной.
Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной или диалогической. Её главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддерживаемой собеседником, то есть в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы. Вследствие этого разговорная речь является наиболее простой формой речи. Она не требует развёрнутого выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чём идёт речь, и может мысленно достроить фразу, произнесённую другим собеседником. В подобных случаях одно слово может заменить собой целую фразу.
У детей с задержкой психического развития страдают все стороны речи, а особенно коммуникативная функция. Это связано с тем, что дети зачастую совершенно не умеют общаться друг с другом на вербальном уровне, поддерживать диалог, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
Если речь у детей неразвита или плохо развита, то страдают такие психические процессы как: внимание, память, восприятие и, самое главное, логическое мышление. Следовательно, необходимо развивать у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития навыки общения. Очень важно, чтобы ребенок умел владеть голосом, интонацией, умел модулировать голос в зависимости от обстановки, в которой он находится, будь то общение со взрослыми, сверстниками, в игре, учебной деятельности или в повседневной жизни.
Навыки модулирования голоса понадобятся детям во время чтения, пересказа произведения, в котором, наряду с повествовательными предложениями встречаются также вопросительные и восклицательные. Именно этот навык поможет сделать речь эмоционально богатой, выразительной, содержательной, что, несомненно, является залогом успешного обучения детей в школе.
Таким образом, формирование интонационной выразительности речи является одним из ведущих направлений коррекционной работы по развитию речевых функций у детей с задержкой психического развития. Широкая распространенность, отсутствие спонтанной компенсации нарушений речевых функций обусловили необходимость разработки специальной методики развития интонационной выразительности речи детей.
Материал подбирается с учетом лексических тем и представляется в виде серии стихотворных диалогов. Картинный (иллюстративный) материал подбирается педагогом самостоятельно. Размер иллюстративного материала носит произвольный характер.
Материал может быть использован как отдельное самостоятельное занятие по развитию речи, часть занятия или мини-драматизации. В этом случае можно использовать шапочки-маски. Мини-драматизации хорошо проводить в конце учебного года, как закрепление пройденного материала.
Можно также предложить детям совместно со взрослыми разыграть любой диалог с использованием трафаретов по лексическим темам. Взрослый предлагает персонажей из диалога, дети обводят фигурки. Затем их раскрашивают или штрихуют.
Данная методика может быть использовано родителями детей, страдающих аутизмом.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»