В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Урок литературы по творчеству М. Цветаевой (11 класс)

Урок литературы по творчеству М. Цветаевой (11 класс)

Юлия Синягина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 12556 комментариев: 2
Краткое описание
Конспект урока, презентация, аудиозаписи
Описание

Урок литературы в 11 классе по творчеству Марины Цветаевой:"Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!"

 учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 25, г. Орска 

Синягина Ю.В
 
 Цели: 
 

     
  • образовательные – познакомить с основными вехами жизни М.И. Цветаевой, определить основные черты личности поэта на протяжении всей жизни.
  • развивающие – развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться, 
  • воспитательные – пробудить интерес к поэту, воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать.
  •  
 Средства обучения – тексты стихов Марины Цветаевой, опорные конспекты, компьютер, сообщения учащихся
Методы: 
по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский; 
по степени активности  учащихся: конструктивные, творческие;
по источнику знаний: словесные, практические,  наглядные.
стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;
мыслительной деятельности: аналитические, сравнения, 
контроля и самоконтроля: устный;
  — по организации деятельности: индивидуальный, фронтальный
 Тип урока – комбинированный.
 Оборудование: выставка книг Цветаевой, проектор, компьютер, презентация
 На доске:
Андре́й Вячесла́вович Кура́ев  священнослужитель Русской Православной Церквипротодиакон; профессор Московской духовной академии; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ; писатель, богослов и публицист, светский и церковный учёный, проповедник и миссионер
Серге́й Я́ковлевич Эфрон (1893—август 1941) — публицистлитератор, офицер Белой армиимарковец, агент НКВД, репрессирован. 
 Ариа́дна Серге́евна Эфро́н (19121975) — переводчица, мемуарист, художница, искусствовед; дочь Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 годуИрина Сергеевна Эфрон (1917—1920) — дочь (умерла от голода в детском приюте).  Георгий Сергеевич Эфрон (или «Мур», как его называла Марина) (1925—1944; умер от ранений?) — сын. Анастасия Цветаева  (18941993)- русская писательница, младшая сестра М. Цветаевой
  
 “Возьмите стихи – это и есть моя жизнь...” 
Марина Цветаева

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Разработка урока по творчеству Марины Цветаевой (Восстановлен).docx Скачать


















Урок литературы в 11 классе по творчеству Марины Цветаевой:

"Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!"









Подготовила:

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 25, г. Орска

Синягина Ю.В.















Цели:

  • образовательные – познакомить с основными вехами жизни М.И. Цветаевой, определить основные черты личности поэта на протяжении всей жизни.

  • развивающие – развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться,

  • воспитательные – пробудить интерес к поэту, воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать.

Средства обучения – тексты стихов Марины Цветаевой, опорные конспекты, компьютер, сообщения учащихся

Методы:

- по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;

- по степени активности учащихся: конструктивные, творческие;

- по источнику знаний: словесные, практические, наглядные.

- стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;

- мыслительной деятельности: аналитические, сравнения,

- контроля и самоконтроля: устный;

- по организации деятельности: индивидуальный, фронтальный

Тип урока – комбинированный.

Оборудование: выставка книг Цветаевой, проектор, компьютер, презентация

На доске:

Андре́й Вячесла́вович Кура́ев священнослужитель Русской Православной Церкви, протодиакон; профессор Московской духовной академии; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ; писатель, богослов и публицист, светский и церковный учёный, проповедник и миссионер.

Серге́й Я́ковлевич Эфрон (1893—август 1941) — публицист, литератор, офицер Белой армии, марковец, агент НКВД, репрессирован.

Ариа́дна Серге́евна Эфро́н (19121975) — переводчица, мемуарист, художница, искусствовед; дочь Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году. Ирина Сергеевна Эфрон (1917—1920) — дочь (умерла от голода в детском приюте). Георгий Сергеевич Эфрон (или «Мур», как его называла Марина) (1925—1944; умер от ранений?) — сын. Анастасия Цветаева (18941993)- русская писательница, младшая сестра М. Цветаевой



Возьмите стихи – это и есть моя жизнь...”

Марина Цветаева

Ход урока

I. Оргмомент

II. Основная часть

  1. Вступительное слово учителя к теме:

Особое место среди поэтов Серебряного века принадлежит М.И. Цветаевой (фото). Сегодня мы будем говорить о женщине-поэте, о человеке необычайно интересной и трагической судьбы.

Обратите внимание на тему урока. Это слова М. Цветаевой.

Скажите, к кому обращены эти слова?

(К прохожему. А прохожим может быть каждый из нас. Значит Цветаева обращается к каждому из нас.)

Ее слова что это? Просьба ли? Призыв или требование?

Как вы думаете?

(Наверное, и первое и второе, и третье.)

Понятно одно: Цветаева очень хотела неравнодушия к себе, к своему творчеству, немножко любви и внимание. Видимо, это то, чего ей так не хватало при жизни.

Поэтому цель нашего урока: знакомясь с творческой и человеческой судьбой Марины Цветаевой не пройти мимо, не остаться равнодушными к памяти о ней, о замечательном поэте Серебряного века. Потому что она была в истории, в жизни, литературе. Она была и творила, и любила, и страдала, и жила. И понять как – это тоже цель нашего урока. И, наверное, в том, чтобы для кого-то из вас просто Цветаева превратилась в мою Цветаеву.

  1. Запишите тему урока, (чтение учителем стихотворения “Идёшь на меня похожий!”)

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала-тоже!

Прохожий, остановись!


Прочти -- слепоты куриной

И маков набрав букет-

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.


Не думай, что здесь-могила,

Что я появлюсь, грозя...

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!


И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились...

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!


Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед:

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.


Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.


Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли...

-- И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли. Коктебель, 3 мая 1913

Мне кажется, сама Цветаева произнесла бы эти слова с какой-то затаённой, до конца не выстраданной болью.

– Почему? Потому что при жизни её стихи были мало кому известны. И после её смерти сборники не печатались. Свой читатель у Цветаевой появился недавно: после 85-го года.

Книги о Цветаевой, о её творчестве, сборники стихов были изданы к знаменательным датам: к 100-летию и 50-летию со дня смерти. Обращение к выставке книг “Моим стихам...”

Поразительно, что сама Цветаева ещё в 20 лет предугадала свою неизвестность, свою нелёгкую творческую судьбу. В 20 лет она напишет эти пророческие строки: “Моим стихам, написанным так рано... (Читает ученик)

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,


Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

-- Нечитанным стихам!


Разбросанным в пыли по магазинам,

Где их никто не брал и не берет,

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед. Коктебель, 13 мая 1913

И она была права: её сейчас изучают в школе, её издают, на её стихи написаны песни. А самое главное – она имеет своего читателя, которого она имела при жизни, о котором она так мечтала. (Её имя произносят почтительно). Для многих открытие Цветаевой началось с песен на её стихи, которые прозвучали в телефильме “Ирония судьбы или с лёгким паром”, “Мне нравится...” и “У зеркала” Вот одна из них: (Звучит песня “Мне нравится...”)

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной -

Распущенной - и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.


Мне нравится еще, что вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не

Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!


Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня - не зная сами! -

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце, не у нас над головами,-

За то, что вы больны - увы! - не мной,

За то, что я больна - увы! - не вами!


http://www.litera.ru/stixiya/img/spacer.gif

Прослушав песню, можно сказать, о чём она писала?

3. Работа с эпиграфом

Возьмите стихи – это и есть моя жизнь”- это слова Цветаевой. Ещё она говорила: “Вся моя жизнь – роман с собственной душой” Следуя её совету, обратимся к её стихам, хотелось бы, чтобы, читая и слушая их, вы могли представить: какой она была, к чему стремилась её душа, о чём её стихи?! Послушаем короткое стихотворение Цветаевой, но какая простая мудрость в нём о терпимости. (Читает ученик: “Я знаю правду!”)

Я знаю правду! Все прежние правды-прочь!

Не надо людям с людьми на земле бороться.

Смотрите: вечер, смотрите: уж скоро ночь.

О чем -- поэты, любовники, полководцы?


Уж ветер стелется, уже земля в росе,

Уж скоро звездная в небе застынет вьюга,

И под землею скоро уснем мы все,

Кто на земле не давали уснуть друг другу.3 октября 1915

Вывод учителя: стихи Цветаевой непросты, в них нужно вчитываться, вдумываться. Я думаю, узнав её биографию, вы лучше её поймёте.

Итак, по ходу сообщений ребят составляем хронологическую таблицу.



Рассказ № 1 М.И. Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 г. в центре Москвы в небольшом уютном доме. Она родилась в семье профессора-искусствоведа И.В. Цветаева и его жены Марии Александровны, талантливой пианистки. От отца Марина унаследовала необыкновенное трудолюбие, любовь к искусству, бескорыстие. Влияние отца скажется в том, что иные образы и сюжеты античного мира встречаются в её произведениях. Своих дочерей она назовёт греческими именами: Ариадна и Ирина. “От матери – любовь к стихам, музыкальность, пылкую романтическую натуру. После такой матери мне осталось одно – стать поэтом” – писала Цветаева.

Дополнение учителя: Потом она напишет о своём рождении: “Красною кистью рябина зажглась...” и т.д. Как и многие поэты, Марина верила указующим знакам судьбы. Она прочитала гороскоп своей судьбы: полночь, листопад, рябина, жаркая и горькая на излёте осени. Рябина, пылающая и горькая на излёте осени, станет символом её судьбы, горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей уйти в забвение.

Рассказ № 2 Стихи начала писать в 6 лет. Любимым поэтом с детства до конца дней стал Пушкин. В 3 года она узнала, что Пушкина убили на дуэли. Она писала потом: “Пушкин был первым моим поэтом, и моего первого поэта убили. Убили, потому, что своей смертью он никогда бы не умер, жил бы вечно”. Напишет книгу прозы: “Мой Пушкин” , где она пишет о своей любви к нему, к роману “Евгений Онегин”: Пушкин меня заразил любовью. Я влюбилась в Татьяну и в Онегина. И если потом я всю жизнь: первая писала, первая подавала руку, не страшась суда, то только потому, что Татьяна это сделала на моих глазах. И если потом, когда уходили, не подавала руки и т. п., то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей”. Татьяна для Марины – это урок смелости, урок гордости, урок верности, судьбы, одиночества.

Дополнение учителя Может быть, отсюда истоки её страстной, гордой поэзии о любви, любви невозможной, невзаимной. О такой любви она написала (звучит песня “У зеркала”, замечательное стихотворение “Мой милый, что тебе я ...”) (чтение стихотворения)

Вчера ещё в глаза глядел,

А нынче - всё косится в сторону!

Вчера ещё до птиц сидел,-

Все жаворонки - нынче - вороны!


Я глупая, а ты умён.

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

"Мой милый, что тебе я сделала?"


Вчера ещё - в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал -

Жизнь выпала копейкой ржавою!


Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая...

И стон стоит вдоль всей земли:

"Мой милый, что тебе я сделала?"


Спрошу я стул, спрошу кровать:

"За что, за что терплю и бедствую?"

"Отцеловал - колесовать:

Другую целовать" - ответствуют.


Детоубийцей на суду

Стою - немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

"Мой милый, что тебе я сделала?"


Все ведаю - не прикословь!

Вновь зрячая,- уж не любовница!

Где отступается Любовь,

Там подступает смерть-садовница.


Само - что дерево трясти!-

В срок яблоко спадает спелое...

-За всё, за всё меня прости,

Мой милый, что тебе я сделала!

Рассказ № 3 Шли годы. Марина взрослела, училась в гимназии. А её поэтический талант креп изо дня в день. В 1910 г. в 18 лет, ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила первый поэтический сборник “Вечерний альбом” . Это были стихи о детстве, о влюблённости, о смерти, т.к. рано потеряла мать. Книгу одобрили Н. Гумилёв, В. Брюсов, М. Волошин. Первым, кто прочитал альбом и сразу на него отозвался был М. Волошин. Главное, что отметил в её стихах – искренность. “Это очень юная и неопытная книга: её нужно читать подряд, как дневник, тогда каждая строка будет понятна. Это прекрасная книга о детстве из детства, исполненная истинно женским обаянием” Волошин станет ее другом и учителем на всю жизнь. Рассказ № 4 Сергей Эфрон…Они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском берегу. Она собирала камушки. Он стал помогать ей – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами взглянув в них, Марина загадала: если он найдёт и подарит ей сердолик, я выйду за него замуж. Сердолик он нашёл и вложил ей в ладонь розовый, крупный камень, который Марина хранила всю жизнь и который чудом уцелел и по сей день С. Эфрон, её возлюбленный, был ровно на год моложе её. Они обвенчались в январе. 1912 г. – свадьба Марины и Сергея, венчание

Есть такие голоса
Что смолкаешь, им не вторя,
Что предвидишь чудеса.
Есть огромные глаза
Цвета моря... – это о нём

Из дневника Марины Цветаевой этих лет: “Серёжу я люблю бесконечно и навеки. Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренне. Если бы вы знали, какой это пламенный, великодушный и глубокий юноша. Наш брак до того не похож на обычный. Мы никогда не расстанемся. Наша встреча-чудо...” II сборник “Волшебный фонарь”,выйдет в 1912 г., в год её бестревожного счастья. В нём будет много стихов о любви, посвященных мужу, сюда войдут стихи, посвященные дочери, которая родится 5 сентября 1912, рано утром, под звон колоколов. В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».

- Говоря о развитии ее таланта, нельзя не сказать о тех, под чьим влиянием развивается её талант. Это были А. Ахматова, А. Блок.

Рассказ № 5 Анна Ахматова…Она вошла в жизнь Цветаевой как «прекраснейшая из муз», к ногам которой хотелось положить свои стихи, подарить что-то « вечное любви». “О. муза, прекраснейшая из муз...” – называла её”.

О Муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты чёрную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

В певучем граде моём купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий
И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! – и сердце своё в придачу.

Рассказ № 6 Александр Блок… Они не были лично знакомы, но это не стало препятствием для любви. Поэзию Блока Цветаева считала явлением общечеловеческим. Он был послан на землю научить людей быть добрыми и милосердными.

Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке.
Одно – единственное движение губ,
Имя твоё пять букв!
Я на душу твою - не зарюсь!
Нерушима твоя стезя.
В руку, бледную от лобзаний,
Не вобью своего гвоздя.
И по имени не окликну,
И руками не потянусь.
Восковому, святому лику
Только издали поклонюсь.

Рассказ № 7 1913 – Выход 3 сборника из двух книг. Вот по этим 3-м книгам знать Цветаеву в России до революции. Они вызвали большой интерес к автору. 1914 – Начинается I мировая война и недолгое бестревожное время заканчивается. Судьба распорядилась так, что Цветаева провела годы I мировой войны, революции в России. Её муж будет на фронте. А она одна останется с детьми (в апреле 1917 г. у неё родится вторая дочь Ирина). Она писала в это время о войне, где слышится голос в защиту страдающего народа. Жалость и печаль переполняли её сердце: стих “Белое солнце и низкие, низкие тучи”:

Чем прогневили тебя эти серые хаты
Господи! И для чего стольким простреливать грудь.
Поезд прошёл и завыл, и завыли солдаты,
И запылил, запылил отступающий путь...

С народным горем в её душу и стих входит тема родины, России. В ее стихах (1916–1917 гг.) этих лет появится много пространства, дорог, бегущих туч, каких-то злобных теней. Эти тревожные стихи войдут в ее книгу “Вёрсты”, которая не будет опубликована, сюда войдут стихи и поэмы, написанные в годы революции и гражданской войны, но они не станут достоянием читателя “по-моему литературному равнодушию”, как скажет она потом “Я жила, а мои книги лежали”.

Рассказ № 8 В годы революции и гражданской войны она вынуждена была, как и миллионы людей, жить среди голода и нищеты, среди холода и смертей, на руках с двумя детьми. 1918 – Её муж был в рядах белой армии. О его судьбе она не знала почти 3 года. Ее томила разлука, мучила неизвестность. “Домашний быт был каторжным. Не было денег. Всё, что можно было продать – продано, сжечь – сожжено, чтобы не замёрзнуть”. Она отдала дочерей в приют, чтобы как-нибудь спасти от голода, но голод был и в приюте. Смерть дочери Ирины, “Спасало лишь одно - поэзия, надежда на встречу с любимым. Только в 1921 г. она узнала, что он жив и находится в Праге. В дневнике запишет :“С сегодняшнего дня – жизнь...” и начнёт готовиться к отъезду. В 1921 г., после восьмилетнего перерыва, в частном издательстве «Костры» вышла небольшая книжка М. Цветаевой «Версты» — всего 35 стихотворений, написанных с января 1917 по декабрь 1920 г.

Рассказ № 9 1922 – Марина Цветаева покидает Россию. Её эмиграция была не политическим актом, а поступком любящей женщины. 17 лет она проживёт за границей Берлин. Прага, Париж – по этим дорогам прошла вся судьба Марины. Эмиграция оказалась бедой, нищетой, бесконечными трудностями, тоской и незаслуженным позором в официальных кругах её родины. 3 года она проживёт в Чехии, под Прагой. Это будет самый светлый период жизни за границей. Впервые здесь опубликовала несколько книг, её стихи читали, у неё были друзья, здесь у неё родился сын Георгий (1925). 1925–1939 – живёт в Париже: ни стихи, ни поэмы, ни проза не появятся в её книгах после 25-го года, потому что книг не будет. Рок, о котором она писала, настигнет её и здесь, вдали от родины. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России», включивший в себя стихотворения 1922—1925 годов.

Дополнение учителя Подлинным для неё несчастьем будет полное отсутствие читателя и слушателя. Однажды, отвечая корреспонденту, сказавшему, что ее не помнят, ока написала: “Нe помнят, а не знают. Я жила, а книги лежали. До эмиграции – 3 большие книги стихов пропали – не напечатаны. Потом я уезжаю за границу, а мой читатель остаётся в России, куда мои стихи не доходят. Итак, здесь без читателя, в России без книг “Разве это не подлинная трагедия для поэта!?» В эти годы часто обращается к прозе.

Рассказ № 10 В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930-х годов («Эмиграция делает меня прозаиком…»). В это время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Андрее Белом («Пленный дух», 1934) и др. Дальнейшие события сложились так, что она не могла плодотворно работать (1937 – возвращение в Россию дочери и мужа). Цветаева чувствует свою ненужность.1939 – возвращение в Россию. Её муж и дочь были обвинены в измене Родине и были арестованы. Родина встретила её неприветливо. Она была здесь чужая, скиталась по чужим углам вместе с сыном. Она старалась писать, делала переводы, разбирала архив.1941 – началась война, эвакуация в Елабугу. Силы ее были на исходе.

Дополнение учителя Ее самоубийство было результатом крайнего истощения всех душевных и телесных сил, спровоцированного одиночеством, голодом, разрухой.

Отказываюсь – быть.
В бедламе нелюдей
Отказываюсь – жить!
С волками площадей
Отказываюсь
– выть.

Поэт умирает – а его поэзия остаётся. Сбылось её пророчество: “Моим стихам настанет свой черёд” Её имя прочно вошло в историю нашей поэзии, духовной культуры и думается – навсегда. Я думаю, что, познакомившись с сё судьбой, вы лучше поймете её стихи; возможно и полюбите их. Анна Ахматова писала: “... Я знаю, существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии - не верьте этому. Её убило то время, нас оно убило, как оно убивало многих, как оно убивало и меня. Здоровы мы были - безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие всех ко всем и ко вся»

Марина Цветаева похоронена на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение ее могилы неизвестно. На той стороне кладбища, где находится ее затерявшаяся могила, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, установила крест, а в 1970 году было сооружено гранитное надгробие кенотаф. Кенотаф — надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила.

В 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Цветаевой, тогда как отпевать самоубийц в РПЦ запрещено. Основанием для того послужило прошение младшей сестры Анастасии Цветаевой, а с нею — группы людей, в том числе диакона Андрея Кураева, к патриарху. (Допускается отпевание и церковное поминовение тех из них, кто совершил самоубийство в состоянии засвидетельствованного третьими лицами психического расстройства, душевной болезни)

III. Закрепление-обобщение

В чём трагедия судьбы М. Цветаевой как творческой личности?

Назовите темы её поэзии, Сборники.

Заканчивая рассказ о её судьбе, хочется вспомнить её замечательные стихи: “Уж, сколько их упало в эту бездну...”, которое звучит нам, как завещание - напутствие (чтение учеником)

Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверстую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.


Застынет всe, что пело и боролось,

Сияло и рвалось:

И зелень глаз моих, и нежный голос,

И золото волос.


И будет жизнь с ее насущным хлебом,

С забывчивостью дня.

И будет всe -- как будто бы под небом

И не было меня!


Изменчивой, как дети, в каждой мине

И так недолго злой,

Любившей час, когда дрова в камине

Становятся золой,


Виолончель и кавалькады в чаще,

И колокол в селе...

-- Меня, такой живой и настоящей

На ласковой земле!


-- К вам всем - что мне, ни в чем

не знавшей меры,

Чужие и свои?!

Я обращаюсь с требованьем веры

И с просьбой о любви.


И день и ночь, и письменно и устно:

За правду да и нет,

За то, что мне так часто - слишком грустно

И только двадцать лет,


За то, что мне - прямая неизбежность -

Прощение обид,

За всю мою безудержную нежность,

И слишком гордый вид,


За быстроту стремительных событий,

За правду, за игру...

-- Послушайте! - Еще меня любите

За то, что я умру. 8 декабря 1913

IV. Итоги урока. Оценки.

V. Д\з: 1) Конспект; 2) Стихи наизусть

11



Урок литературы в 11 классе по творчеству Марины Цветаевой (2).rar Скачать
Обсуждение материала
Светлана Смирнова
15.02.2012 14:51
Спасибо!
Инна Малашенко
8.05.2012 18:41
Спасибо за урок, коллега.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос