Урок литературы по творчеству М. Цветаевой (11 класс)
Урок литературы в 11 классе по творчеству Марины Цветаевой:"Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!"
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 25, г. Орска
Синягина Ю.В
Цели:
- образовательные – познакомить с основными вехами жизни М.И. Цветаевой, определить основные черты личности поэта на протяжении всей жизни.
- развивающие – развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться,
- воспитательные – пробудить интерес к поэту, воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать.
Методы:
- по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;
- по степени активности учащихся: конструктивные, творческие;
- по источнику знаний: словесные, практические, наглядные.
- стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;
- мыслительной деятельности: аналитические, сравнения,
- контроля и самоконтроля: устный;
— по организации деятельности: индивидуальный, фронтальный
Тип урока – комбинированный.
Оборудование: выставка книг Цветаевой, проектор, компьютер, презентация
На доске:
Андре́й Вячесла́вович Кура́ев священнослужитель Русской Православной Церкви, протодиакон; профессор Московской духовной академии; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ; писатель, богослов и публицист, светский и церковный учёный, проповедник и миссионер.
Серге́й Я́ковлевич Эфрон (1893—август 1941) — публицист, литератор, офицер Белой армии, марковец, агент НКВД, репрессирован.
Ариа́дна Серге́евна Эфро́н (1912—1975) — переводчица, мемуарист, художница, искусствовед; дочь Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году. Ирина Сергеевна Эфрон (1917—1920) — дочь (умерла от голода в детском приюте). Георгий Сергеевич Эфрон (или «Мур», как его называла Марина) (1925—1944; умер от ранений?) — сын. Анастасия Цветаева (1894—1993)- русская писательница, младшая сестра М. Цветаевой
“Возьмите стихи – это и есть моя жизнь...”
Марина Цветаева
Урок литературы в 11 классе по творчеству Марины Цветаевой:
"Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!"
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 25, г. Орска
Синягина Ю.В.
-
образовательные – познакомить с основными вехами жизни М.И. Цветаевой, определить основные черты личности поэта на протяжении всей жизни.
-
развивающие – развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться,
-
воспитательные – пробудить интерес к поэту, воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать.
Средства обучения – тексты стихов Марины Цветаевой, опорные конспекты, компьютер, сообщения учащихся
Методы:
- по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;
- по степени активности учащихся: конструктивные, творческие;
- по источнику знаний: словесные, практические, наглядные.
- стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;
- мыслительной деятельности: аналитические, сравнения,
- контроля и самоконтроля: устный;
- по организации деятельности: индивидуальный, фронтальный
Тип урока – комбинированный.
Оборудование: выставка книг Цветаевой, проектор, компьютер, презентация
На доске:
Андре́й Вячесла́вович Кура́ев священнослужитель Русской Православной Церкви, протодиакон; профессор Московской духовной академии; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ; писатель, богослов и публицист, светский и церковный учёный, проповедник и миссионер.
Серге́й Я́ковлевич Эфрон (1893—август 1941) — публицист, литератор, офицер Белой армии, марковец, агент НКВД, репрессирован.
Ариа́дна Серге́евна Эфро́н (1912—1975) — переводчица, мемуарист, художница, искусствовед; дочь Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году. Ирина Сергеевна Эфрон (1917—1920) — дочь (умерла от голода в детском приюте). Георгий Сергеевич Эфрон (или «Мур», как его называла Марина) (1925—1944; умер от ранений?) — сын. Анастасия Цветаева (1894—1993)- русская писательница, младшая сестра М. Цветаевой
“Возьмите стихи – это и есть моя жизнь...”
Марина Цветаева
Ход урока
I. Оргмомент
II. Основная часть
-
Вступительное слово учителя к теме:
Особое место среди поэтов Серебряного века принадлежит М.И. Цветаевой (фото). Сегодня мы будем говорить о женщине-поэте, о человеке необычайно интересной и трагической судьбы.
Обратите внимание на тему урока. Это слова М. Цветаевой.
– Скажите, к кому обращены эти слова?
(К прохожему. А прохожим может быть каждый из нас. Значит Цветаева обращается к каждому из нас.)
– Ее слова что это? Просьба ли? Призыв или требование?
– Как вы думаете?
(Наверное, и первое и второе, и третье.)
Понятно одно: Цветаева очень хотела неравнодушия к себе, к своему творчеству, немножко любви и внимание. Видимо, это то, чего ей так не хватало при жизни.
Поэтому цель нашего урока: знакомясь с творческой и человеческой судьбой Марины Цветаевой не пройти мимо, не остаться равнодушными к памяти о ней, о замечательном поэте Серебряного века. Потому что она была в истории, в жизни, литературе. Она была и творила, и любила, и страдала, и жила. И понять как – это тоже цель нашего урока. И, наверное, в том, чтобы для кого-то из вас просто Цветаева превратилась в мою Цветаеву.
-
Запишите тему урока, (чтение учителем стихотворения “Идёшь на меня похожий!”)
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала-тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти -- слепоты куриной
И маков набрав букет-
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь-могила,
Что я появлюсь, грозя...
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились...
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед:
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли...
-- И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли. Коктебель, 3 мая 1913
Мне кажется, сама Цветаева произнесла бы эти слова с какой-то затаённой, до конца не выстраданной болью.
– Почему? Потому что при жизни её стихи были мало кому известны. И после её смерти сборники не печатались. Свой читатель у Цветаевой появился недавно: после 85-го года.
Книги о Цветаевой, о её творчестве, сборники стихов были изданы к знаменательным датам: к 100-летию и 50-летию со дня смерти. Обращение к выставке книг “Моим стихам...”
Поразительно, что сама Цветаева ещё в 20 лет предугадала свою неизвестность, свою нелёгкую творческую судьбу. В 20 лет она напишет эти пророческие строки: “Моим стихам, написанным так рано... (Читает ученик)
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
-- Нечитанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берет,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед. Коктебель, 13 мая 1913
И она была права: её сейчас изучают в школе, её издают, на её стихи написаны песни. А самое главное – она имеет своего читателя, которого она имела при жизни, о котором она так мечтала. (Её имя произносят почтительно). Для многих открытие Цветаевой началось с песен на её стихи, которые прозвучали в телефильме “Ирония судьбы или с лёгким паром”, “Мне нравится...” и “У зеркала” Вот одна из них: (Звучит песня “Мне нравится...”)
Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной - Распущенной - и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами. Мне нравится еще, что вы при мне Спокойно обнимаете другую, Не прочите мне в адовом огне Гореть за то, что я не вас целую. Что имя нежное мое, мой нежный, не Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе... Что никогда в церковной тишине Не пропоют над нами: аллилуйя! Спасибо вам и сердцем и рукой За то, что вы меня - не зная сами! - Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наши не-гулянья под луной, За солнце, не у нас над головами,- За то, что вы больны - увы! - не мной, За то, что я больна - увы! - не вами! |
– Прослушав песню, можно сказать, о чём она писала?
3. Работа с эпиграфом
“Возьмите стихи – это и есть моя жизнь”- это слова Цветаевой. Ещё она говорила: “Вся моя жизнь – роман с собственной душой” Следуя её совету, обратимся к её стихам, хотелось бы, чтобы, читая и слушая их, вы могли представить: какой она была, к чему стремилась её душа, о чём её стихи?! Послушаем короткое стихотворение Цветаевой, но какая простая мудрость в нём о терпимости. (Читает ученик: “Я знаю правду!”)
Я знаю правду! Все прежние правды-прочь!
Не надо людям с людьми на земле бороться.
Смотрите: вечер, смотрите: уж скоро ночь.
О чем -- поэты, любовники, полководцы?
Уж ветер стелется, уже земля в росе,
Уж скоро звездная в небе застынет вьюга,
И под землею скоро уснем мы все,
Кто на земле не давали уснуть друг другу.3 октября 1915
Вывод учителя: стихи Цветаевой непросты, в них нужно вчитываться, вдумываться. Я думаю, узнав её биографию, вы лучше её поймёте.
Итак, по ходу сообщений ребят составляем хронологическую таблицу.
Рассказ № 1 М.И. Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 г. в центре Москвы в небольшом уютном доме. Она родилась в семье профессора-искусствоведа И.В. Цветаева и его жены Марии Александровны, талантливой пианистки. От отца Марина унаследовала необыкновенное трудолюбие, любовь к искусству, бескорыстие. Влияние отца скажется в том, что иные образы и сюжеты античного мира встречаются в её произведениях. Своих дочерей она назовёт греческими именами: Ариадна и Ирина. “От матери – любовь к стихам, музыкальность, пылкую романтическую натуру. После такой матери мне осталось одно – стать поэтом” – писала Цветаева.
Дополнение учителя: Потом она напишет о своём рождении: “Красною кистью рябина зажглась...” и т.д. Как и многие поэты, Марина верила указующим знакам судьбы. Она прочитала гороскоп своей судьбы: полночь, листопад, рябина, жаркая и горькая на излёте осени. Рябина, пылающая и горькая на излёте осени, станет символом её судьбы, горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей уйти в забвение.
Рассказ № 2 Стихи начала писать в 6 лет. Любимым поэтом с детства до конца дней стал Пушкин. В 3 года она узнала, что Пушкина убили на дуэли. Она писала потом: “Пушкин был первым моим поэтом, и моего первого поэта убили. Убили, потому, что своей смертью он никогда бы не умер, жил бы вечно”. Напишет книгу прозы: “Мой Пушкин” , где она пишет о своей любви к нему, к роману “Евгений Онегин”: Пушкин меня заразил любовью. Я влюбилась в Татьяну и в Онегина. И если потом я всю жизнь: первая писала, первая подавала руку, не страшась суда, то только потому, что Татьяна это сделала на моих глазах. И если потом, когда уходили, не подавала руки и т. п., то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей”. Татьяна для Марины – это урок смелости, урок гордости, урок верности, судьбы, одиночества.
Дополнение учителя Может быть, отсюда истоки её страстной, гордой поэзии о любви, любви невозможной, невзаимной. О такой любви она написала (звучит песня “У зеркала”, замечательное стихотворение “Мой милый, что тебе я ...”) (чтение стихотворения)
Вчера ещё в глаза глядел,
А нынче - всё косится в сторону!
Вчера ещё до птиц сидел,-
Все жаворонки - нынче - вороны!
Я глупая, а ты умён.
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
"Мой милый, что тебе я сделала?"
Вчера ещё - в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал -
Жизнь выпала копейкой ржавою!
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая...
И стон стоит вдоль всей земли:
"Мой милый, что тебе я сделала?"
Спрошу я стул, спрошу кровать:
"За что, за что терплю и бедствую?"
"Отцеловал - колесовать:
Другую целовать" - ответствуют.
Детоубийцей на суду
Стою - немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
"Мой милый, что тебе я сделала?"
Все ведаю - не прикословь!
Вновь зрячая,- уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает смерть-садовница.
Само - что дерево трясти!-
В срок яблоко спадает спелое...
-За всё, за всё меня прости,
Мой милый, что тебе я сделала!
Рассказ № 3 Шли годы. Марина взрослела, училась в гимназии. А её поэтический талант креп изо дня в день. В 1910 г. в 18 лет, ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила первый поэтический сборник “Вечерний альбом” . Это были стихи о детстве, о влюблённости, о смерти, т.к. рано потеряла мать. Книгу одобрили Н. Гумилёв, В. Брюсов, М. Волошин. Первым, кто прочитал альбом и сразу на него отозвался был М. Волошин. Главное, что отметил в её стихах – искренность. “Это очень юная и неопытная книга: её нужно читать подряд, как дневник, тогда каждая строка будет понятна. Это прекрасная книга о детстве из детства, исполненная истинно женским обаянием” Волошин станет ее другом и учителем на всю жизнь. Рассказ № 4 Сергей Эфрон…Они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском берегу. Она собирала камушки. Он стал помогать ей – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами взглянув в них, Марина загадала: если он найдёт и подарит ей сердолик, я выйду за него замуж. Сердолик он нашёл и вложил ей в ладонь розовый, крупный камень, который Марина хранила всю жизнь и который чудом уцелел и по сей день С. Эфрон, её возлюбленный, был ровно на год моложе её. Они обвенчались в январе. 1912 г. – свадьба Марины и Сергея, венчание
Есть такие голоса
Что смолкаешь,
им не вторя,
Что предвидишь чудеса.
Есть огромные глаза
Цвета моря... –
это о нём
Из дневника Марины Цветаевой этих лет: “Серёжу я люблю бесконечно и навеки. Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренне. Если бы вы знали, какой это пламенный, великодушный и глубокий юноша. Наш брак до того не похож на обычный. Мы никогда не расстанемся. Наша встреча-чудо...” II сборник “Волшебный фонарь”,выйдет в 1912 г., в год её бестревожного счастья. В нём будет много стихов о любви, посвященных мужу, сюда войдут стихи, посвященные дочери, которая родится 5 сентября 1912, рано утром, под звон колоколов. В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».
- Говоря о развитии ее таланта, нельзя не сказать о тех, под чьим влиянием развивается её талант. Это были А. Ахматова, А. Блок.
Рассказ № 5 Анна Ахматова…Она вошла в жизнь Цветаевой как «прекраснейшая из муз», к ногам которой хотелось положить свои стихи, подарить что-то « вечное любви». “О. муза, прекраснейшая из муз...” – называла её”.
О Муза плача, прекраснейшая из
муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты
чёрную насылаешь метель на Русь,
И
вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.
В певучем граде моём купола
горят,
И Спаса светлого славит слепец
бродячий
И я дарю тебе свой колокольный
град,
Ахматова! – и сердце своё в
придачу.
Рассказ № 6 Александр Блок… Они не были лично знакомы, но это не стало препятствием для любви. Поэзию Блока Цветаева считала явлением общечеловеческим. Он был послан на землю научить людей быть добрыми и милосердными.
Имя твоё – птица в руке,
Имя
твоё – льдинка на языке.
Одно –
единственное движение губ,
Имя твоё
пять букв!
Я на душу твою - не
зарюсь!
Нерушима твоя стезя.
В руку,
бледную от лобзаний,
Не вобью своего
гвоздя.
И по имени не окликну,
И руками
не потянусь.
Восковому, святому
лику
Только издали поклонюсь.
Рассказ № 7 1913 – Выход 3 сборника из двух книг. Вот по этим 3-м книгам знать Цветаеву в России до революции. Они вызвали большой интерес к автору. 1914 – Начинается I мировая война и недолгое бестревожное время заканчивается. Судьба распорядилась так, что Цветаева провела годы I мировой войны, революции в России. Её муж будет на фронте. А она одна останется с детьми (в апреле 1917 г. у неё родится вторая дочь Ирина). Она писала в это время о войне, где слышится голос в защиту страдающего народа. Жалость и печаль переполняли её сердце: стих “Белое солнце и низкие, низкие тучи”:
Чем прогневили тебя эти серые
хаты
Господи! И для чего стольким
простреливать грудь.
Поезд прошёл и
завыл, и завыли солдаты,
И запылил,
запылил отступающий путь...
С народным горем в её душу и стих входит тема родины, России. В ее стихах (1916–1917 гг.) этих лет появится много пространства, дорог, бегущих туч, каких-то злобных теней. Эти тревожные стихи войдут в ее книгу “Вёрсты”, которая не будет опубликована, сюда войдут стихи и поэмы, написанные в годы революции и гражданской войны, но они не станут достоянием читателя “по-моему литературному равнодушию”, как скажет она потом “Я жила, а мои книги лежали”.
Рассказ № 8 В годы революции и гражданской войны она вынуждена была, как и миллионы людей, жить среди голода и нищеты, среди холода и смертей, на руках с двумя детьми. 1918 – Её муж был в рядах белой армии. О его судьбе она не знала почти 3 года. Ее томила разлука, мучила неизвестность. “Домашний быт был каторжным. Не было денег. Всё, что можно было продать – продано, сжечь – сожжено, чтобы не замёрзнуть”. Она отдала дочерей в приют, чтобы как-нибудь спасти от голода, но голод был и в приюте. Смерть дочери Ирины, “Спасало лишь одно - поэзия, надежда на встречу с любимым. Только в 1921 г. она узнала, что он жив и находится в Праге. В дневнике запишет :“С сегодняшнего дня – жизнь...” и начнёт готовиться к отъезду. В 1921 г., после восьмилетнего перерыва, в частном издательстве «Костры» вышла небольшая книжка М. Цветаевой «Версты» — всего 35 стихотворений, написанных с января 1917 по декабрь 1920 г.
Рассказ № 9 1922 – Марина Цветаева покидает Россию. Её эмиграция была не политическим актом, а поступком любящей женщины. 17 лет она проживёт за границей Берлин. Прага, Париж – по этим дорогам прошла вся судьба Марины. Эмиграция оказалась бедой, нищетой, бесконечными трудностями, тоской и незаслуженным позором в официальных кругах её родины. 3 года она проживёт в Чехии, под Прагой. Это будет самый светлый период жизни за границей. Впервые здесь опубликовала несколько книг, её стихи читали, у неё были друзья, здесь у неё родился сын Георгий (1925). 1925–1939 – живёт в Париже: ни стихи, ни поэмы, ни проза не появятся в её книгах после 25-го года, потому что книг не будет. Рок, о котором она писала, настигнет её и здесь, вдали от родины. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России», включивший в себя стихотворения 1922—1925 годов.
Дополнение учителя Подлинным для неё несчастьем будет полное отсутствие читателя и слушателя. Однажды, отвечая корреспонденту, сказавшему, что ее не помнят, ока написала: “Нe помнят, а не знают. Я жила, а книги лежали. До эмиграции – 3 большие книги стихов пропали – не напечатаны. Потом я уезжаю за границу, а мой читатель остаётся в России, куда мои стихи не доходят. Итак, здесь без читателя, в России без книг “Разве это не подлинная трагедия для поэта!?» В эти годы часто обращается к прозе.
Рассказ № 10 В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930-х годов («Эмиграция делает меня прозаиком…»). В это время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Андрее Белом («Пленный дух», 1934) и др. Дальнейшие события сложились так, что она не могла плодотворно работать (1937 – возвращение в Россию дочери и мужа). Цветаева чувствует свою ненужность.1939 – возвращение в Россию. Её муж и дочь были обвинены в измене Родине и были арестованы. Родина встретила её неприветливо. Она была здесь чужая, скиталась по чужим углам вместе с сыном. Она старалась писать, делала переводы, разбирала архив.1941 – началась война, эвакуация в Елабугу. Силы ее были на исходе.
Дополнение учителя Ее самоубийство было результатом крайнего истощения всех душевных и телесных сил, спровоцированного одиночеством, голодом, разрухой.
Отказываюсь – быть.
В бедламе
нелюдей
Отказываюсь – жить!
С волками
площадей
Отказываюсь –
выть.
Поэт умирает – а его поэзия остаётся. Сбылось её пророчество: “Моим стихам настанет свой черёд” Её имя прочно вошло в историю нашей поэзии, духовной культуры и думается – навсегда. Я думаю, что, познакомившись с сё судьбой, вы лучше поймете её стихи; возможно и полюбите их. Анна Ахматова писала: “... Я знаю, существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии - не верьте этому. Её убило то время, нас оно убило, как оно убивало многих, как оно убивало и меня. Здоровы мы были - безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие всех ко всем и ко вся»
Марина Цветаева похоронена на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение ее могилы неизвестно. На той стороне кладбища, где находится ее затерявшаяся могила, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, установила крест, а в 1970 году было сооружено гранитное надгробие кенотаф. Кенотаф — надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила.
В 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Цветаевой, тогда как отпевать самоубийц в РПЦ запрещено. Основанием для того послужило прошение младшей сестры Анастасии Цветаевой, а с нею — группы людей, в том числе диакона Андрея Кураева, к патриарху. (Допускается отпевание и церковное поминовение тех из них, кто совершил самоубийство в состоянии засвидетельствованного третьими лицами психического расстройства, душевной болезни)
III. Закрепление-обобщение
– В чём трагедия судьбы М. Цветаевой как творческой личности?
– Назовите темы её поэзии, Сборники.
Заканчивая рассказ о её судьбе, хочется вспомнить её замечательные стихи: “Уж, сколько их упало в эту бездну...”, которое звучит нам, как завещание - напутствие (чтение учеником)
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет всe, что пело и боролось,
Сияло и рвалось:
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет всe -- как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой,
Виолончель и кавалькады в чаще,
И колокол в селе...
-- Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
-- К вам всем - что мне, ни в чем
не знавшей меры,
Чужие и свои?!
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто - слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне - прямая неизбежность -
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность,
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру...
-- Послушайте! - Еще меня любите
За то, что я умру. 8 декабря 1913
IV. Итоги урока. Оценки.
V. Д\з: 1) Конспект; 2) Стихи наизусть
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»