Программа спецкурса по биологии "Школа абитуриента"
Программа спецкурса состоит из четырех частей, включающих общую биологию с основами экологии, ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека.
Изучение данного спецкурса направлено для того, чтобы помочь школьникам, выбравшим биологию для сдачи выпускного экзамена повторить школьный курс биологии и дать необходимый дополнительный материал.
Тематический план.
(«Школа абитуриента», 11 класс)
Чет-верть |
№ урока |
Наименование тематических разделов и поурочных тем |
Количество часов |
Форма проведения |
Результат |
1 |
|
Общая биология |
19 |
|
|
|
1 |
Основные свойства и уровни организации живой природы. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
2 |
Химический состав клетки. Неорганические вещества. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
3 |
Органические вещества. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
4 |
Клеточная теория. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
5 |
Фотосинтез и хемосинтез. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
6 |
Энергетический и пластический обмен. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
7 |
Митоз, мейоз. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
8 |
Размножение в органическом мире. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
9 |
Онтогенез. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
2 |
10 |
Законы Менделя. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
11 |
Изменчивость, ее виды и биологическое значение. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
12 |
Генетика, ее значение для медицины и сельского хозяйства. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
13 |
Ч. Дарвин о причинах эволюции |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
14 |
Вид, его критерии и структура. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
15 |
Основные направления эволюционного процесса. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
16 |
Основные этапы эволюции растительного и животного мира. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
3 |
17 |
Антропогенез. Движущие силы. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
18 |
Экологические факторы, их влияние на организм. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
19 |
Биогеоценоз, биосфера. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
|
Протисты, грибы, растения. |
5 |
|
|
|
20 |
Вирусы, бактерии, цианобактерии. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
21 |
Грибы. Общая характеристика. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
22 |
Растения. Особенности растительного организма. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
23 |
Высшие споровые растения. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
24 |
Семенные растения |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
|
Животные. |
5 |
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
25 |
Общая характеристика царства животных. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
26 |
Тип простейшие, кишечнополостные. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
27 |
Тип плоские, круглые, кольчатые черви. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
4 |
28 |
Тип членистоногие, моллюски. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
29 |
Тип хордовые. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
|
Анатомия и физиология человека. |
5 |
|
|
|
30 |
Предмет анатомии и физиологии человека. Ткани. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
31 |
Опорно-двигательная система. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
32 |
Кровеносная и дыхательная системы. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
33 |
Пищеварительная и выделительная системы. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
34 |
Нервная, эндокринная и половая системы. |
|
Беседа |
Конспект, тезисы. |
|
35 |
Повторение и обобщение по спецкурсу. |
1 |
Контроль знаний |
Выполнение тренировочных вариантов ЕГЭ. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тимшерская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на МО учителей Согласована: Утверждена:
биологии, экологии, географии, Зам. директора по УВР - Директор школы -
химии, истории, обществознания Цан М.К.
Руководитель МО ___________________ ____________________
_____________ В.В.Вараксина « 31» августа 2011 года «31» августа 2011 года
Протокол № _____
от «___» ___________ 2011 г.
Программа спецкурса по биологии
«Школа абитуриента», 11 класс.
Срок реализации 1 год.
Программу разработала учитель биологии и экологии
Паршукова Надежда Алексеевна.
( авторская программа)
пст. Тимшер
2011 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа спецкурса по биологии «Школа абитуриента» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне.
Программа спецкурса состоит из четырех частей, включающих общую биологию с основами экологии, ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека.
Изучение данного спецкурса направлено для того, чтобы помочь школьникам, выбравшим биологию для сдачи выпускного экзамена повторить школьный курс биологии и дать необходимый дополнительный материал.
Программа спецкурса ни в коей мере не заменяет школьные учебники. Содержание предельно сконцентрировано. Тем не менее, прочное усвоение этого материала вполне обеспечит успешную сдачу экзамена за среднюю школу.
Программа спецкурса по биологии «Школа абитуриента» направлена на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции. Содержание учебного материала дополняется национально – региональным компонентом.
Форма подведение итогов реализации программы спецкурса по биологии является выполнение тренировочных вариантов ЕГЭ.
На программу спецкурса по биологии «Школа абитуриента» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне отведено
-
35 часов, 1 час в неделю в 11 классе.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Требования к уровню подготовки выпускников полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на освоение содержания, значимого для продолжения образования в сфере биологической науки.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.
«Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
«Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, устанавливать взаимосвязи, решать задачи, составлять схемы, описывать, выявлять, исследовать, сравнивать, анализировать и оценивать, осуществлять самостоятельный поиск биологической информации.
«Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Информационное обеспечение спецкурса «Школа абитуриента».
-
Список литературы
-
Г.И.Лернер . ЕГЭ. Биология. Репетитор. М. издательство «Эксмо», 2010 год.
-
Единый государственный экзамен. Биология: тематические тренировочные задания. - М. издательство «Эксмо», 2010 год.
-
Биология. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2008 г. Министерство образования РФ. -М.: Центр тестирования Минобразования России, 2008 г.
-
Богданова, Т. Л., Солодова, Е. А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.
-
Единый государственный экзамен. Биология: контрольные измерительные материалы: репетиционная сессия 1. -М.: Вентана-Граф, 2008.
-
Единый государственный экзамен. Биология: контрольные измерительные материалы: репетиционная сессия 2. - М.: Вентана-Граф, 2007.
-
Г.И.Лернер Общая биология. Подготовка к ЕГЭ. М. издательство «Эксмо», 2007 год.
-
В.Н.Фросин, В.И.Сивоглазов Готовимся к единому государственному экзамену. М. издательство «Дрофа», 2008 год.
-
Перечень аудиопродукции
-
Мультимедийные учебные пособия, «Просвещение», «Дрофа», «Физикон».
-
Интерактивные наглядные пособия, «Дрофа».
-
Библиотека электронных наглядных пособий, «Кирилл и Мефодий».
-
Электронный атлас школьника.
-
Перечень internet-ресурсов
-
bio.1september.ru – газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии»
-
www.biodat.ru – информационно-аналитический сайт о природе России и экологии
-
www.floranimal.ru – портал о растениях и животных
-
www.forest.ru – все о российских лесах
-
www.livt.net – живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия
-
plant.geoman.ru – занимательно о ботанике, жизнь растений
-
animal.geoman.ru – мир животных
-
www.nature.ok.ru – редкие и исчезающие животные России
-
learnbiology.narod.ru – биология в интернете
-
ege.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
-
www.ege.ru – сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»