Искусство выступления перед публикой (урок развития речи)
Краткое описание
Данная методическая разработка может быть использована как на уроках по развитию речи, так и на занятиях элективного курса по риторике. Автор данной разработки ставил перед собой следующие цели:
- активизировать процесс восприятия учащимися сведений о публичном выступлении;
- показать на примере героя рассказа Чехова типичные ошибки в выступлении;
- развивать у учащихся умения публичного выступления;
- продолжать формировать навыки самостоятельного анализа публичного выступления другого человека;
- пропаганда здорового образа жизни.
- активизировать процесс восприятия учащимися сведений о публичном выступлении;
- показать на примере героя рассказа Чехова типичные ошибки в выступлении;
- развивать у учащихся умения публичного выступления;
- продолжать формировать навыки самостоятельного анализа публичного выступления другого человека;
- пропаганда здорового образа жизни.
Описание
<a href="https://www.uchmet.ru/" title="УчМет — учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов" ></a>
Автор: Мошкова Елена Александровна, учитель МОУ гимназии №7 г.Волгограда
Тема урока. Искусство выступления перед публикой (урок развития речи по русскому языку в 8 классе).
Форма урока: урок с элементами литературного театра.
Оборудование: иллюстрации учащихся к рассказу А.П.Чехова «О вреде табака», а также фотографии эпизодов спектакля (например, спектакля "Театра на Покровке" под руководством Сергей Арцибашева).
Цели:
— активизировать процесс восприятия учащимися сведений о публичном выступлении;
— показать на примере героя рассказа Чехова типичные ошибки в выступлении;
— развивать у учащихся умения публичного выступления;
— продолжать формировать навыки самостоятельного анализа публичного выступления другого человека.
Виды учебной деятельности деятельности:
-продуктивная (выразительное чтение монолога Нюхина);
-поисковая (комментированное чтение эпизода, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы).
План урока
1. Вступительное слово учителя.
2. Чтение рассказа подготовленным заранее учащимся.
3. Этап с элементами ролевой игры:
а) «Нюхин» рассказывает о том, как он готовился к выступлению;
б) «зрители из зала» рассказывают о своём восприятии речи оратора.
4. Выступление «критиков» о слабых и сильных сторонах в выступлении Нюхина.
5. Слово учителя.
6. Домашнее задание.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Как необходимо говорить, чтобы получить живой и эмоциональный отклик на свою речь? Наверное, такой вопрос задаёт себе время от времени каждый человек. Готовясь к публичной речи, прежде всего необходимо заранее представить себе аудиторию, к которой данная речь будет обращена и, конечно же, подготовить речь. Сегодня на уроке мы обратимся к рассказу Антона Павловича Чехова «О вреде табака» и поговорим об особенностях публичного выступления.
2.Чтение рассказа подготовленным заранее учащимся.
— Ребята, скажите, какое впечатление произвел на Вас рассказ?
Чтобы понять, почему выступление "провалилось", нам необходимо узнать то, как сам рассказчик готовился к своему выступлению и какое впечатление он произвёл на своих слушателей.
Пусть «главный герой» расскажет нам сегодня о подготовке к публичному выступлению.
3.Этап с элементами ролевой игры
А) Выступление «Нюхина»:
— Сказать, что я совсем не готовился, всё же нельзя. Фрак, хоть и поношенный, надел; обращение к публике продумал («Милостивые государыни и милостивые государи»); показал, что выступление моё бескорыстно, так как это мой вклад в дело пропаганды здорового образа жизни. Также я заверил публику, что это не первое моё выступление, поэтому слушателям будет чему поучиться (актуализация восприятия). Я хорошо представил себе тех, к кому буду обращаться с речью (среди них будут люди и заинтересованные (врачи), и незаинтересованные, которым я и предложу выйти). Мне хотелось, чтобы моя речь была научной (сказал, что табак – это растение). Я постарался, чтобы моя речь была естественной, обильно снабдил её примерами из жизни. Мною было определено время, которое будет затрачено на высказывание, я не надоедал публике. Лучше всего запоминается финал выступления, а он у меня хороший.
Б) «Зрители из зала» рассказывают о своём восприятии речи оратора.
-В своих высказываниях учащиеся должны обратить внимание на фрак, в котором герой венчался 30 лет назад. Его он надевает на благотворительные выступления.
— Следует обратить внимание на бакенбарды, которые герой пытается расчесать на публике.
— Хотя выступление благотворительное, оратор собирается заработать, с этой целью он принёс книжки и собирается их продать за любые деньги.
— Оратор курит сам, а призывает других отказать от этой пагубной привычки.
— Это выступление ему навязали, потому что он выполняет приказание своей жены
— Он сам признаётся, что волнуется, поэтому просит не обращать внимания на его привычку подмигивать.
— Лекция абсолютно пустая: ничего о вреде курения не узнали слушатели (только что это яд и что он имеет растительное происхождение).
— Мы много узнали о жизни оратора, если его можно так назвать, но ничего о предмете речи. Я думаю, что к выступлению докладчик не готовился.
Давайте подведём итоги и, учитывая опыт данного выступления, постараемся дать свои собственные рекомендации тем, кто собирается выступать публично.
4. Выступление «критиков» о слабых сторонах и сильных сторонах в выступлении Нюхина.
5. Слово учителя
А какие же рекомендации мы могли бы получить, если бы обратились к опыту тех людей, которые могли заставить публику с нетерпением ждать их выступления, внимать каждому слову.
Ораторская этика, основанная на уважении к слушающим, подразумевает необходимость ценить не только своё, но и чужое время. По словам Цицерона, оратор должен с молодых лет ежедневно упражняться в искусстве владения словом, как атлет упражняется в применении оружия. Замечателен дошедший до нас факт: Цицерон, готовясь к речи в суде, дал свободу рабу, принесшему ему известие о том, что заседание суда отложено,— так он был рад появившейся у него возможности еще более усовершенствовать свою речь. Знаменитый ритор Гортензий, как считал Цицерон, «опустился» — стал небрежно относиться к своему мастерству: говорить, пренебрегая подготовкой.
6. Домашнее задание.
Составьте памятку «Как работать, готовясь к выступлению», используя книгу А.К.Михальской "Основы риторики: Мысль и слово" (М.: Просвещение, 1996) или другой доступный материал.
Примерный ответ учащихся ( по А.К.Михальской)
Вот самые общие рекомендации
1. Начинать готовиться к выступлению лучше не накануне, а за несколько дней.
2.Речь нужно репетировать.
3.Репетировать речь нельзя «по кускам», а нужно только как целое.
4. Готовясь к речи, вы можете составить «шпаргалку» — несколько небольших листков бумаги, которые удобно держать в руке.
5. Составьте план. Для короткого выступления - просто перечень основных мыслей в нужном порядке, для более обстоятельного— развернутый общий план.
6. Когда репетируете, представьте себе ситуацию будущей речи — аудиторию, помещение.
7.Репетируя, не старайтесь запоминать фразы, отдельные обороты. Ваша цель — запомнить идеи речи, а не форму, в которой они выражаются. Помните, что вы будете беседовать со слушателями, а не читать наизусть.
8. При каждой репетиции речь будет получаться по-разному. Это и хорошо. Репетируя, обращайтесь к написанному плану только в том случае, если забудете сам ход мысли.
А если вы попали в неловкую ситуацию и вам предстоит импровизация, то что делать в данном случае?
1. Сформулировать чётко тему и главную мысль, которую вы хотите передать;
2. Сформулировать позиции основной части;
3. Сформулировать несколько вводных и заключительных замечаний;
4. Подумать о доказательствах, фактах, примерах;
5. Подумать о переходах;
6. Импровизированная речь должна быть короткой (около 5 минут), отчётливой структуры, ясной для слушателя, как можно более яркой и образной, даже парадоксальной.
Всякий оратор хочет, чтобы его слушали, но отнюдь не всякий умеет поставить себя на место своего адресата и подумать о том, действительно ли его речь достойна внимательного отношения.
Величайшие ораторы древности, имевшие колоссальный опыт, все же в поте лица, не жалея сил, готовили свои выступления. Демосфен никогда не говорил публично без тщательной подготовки. Известно, что один болтливый афинский оратор хотел укорить Демосфена тем, что его речи хоть и хороши, но «отдают потом». Но Демосфен сумел обратить насмешку в похвалу, сказав, что проводит многие часы в уединенной работе из уважения к своим согражданам, ибо кто не усерден в подготовке, тот высокомерен к слушателям и приобретает успех более обманом, чем заслугами.
Список использованной литературы.
1.Кохтев, Н.Н. Риторика: Учебн. пособие для учащихся 8-9 кл. — М.: Просвещение,1996
2.Михальская, А.К. Основы риторики: Мысль и слово. — М.: Просвещение, 1996
3.Сборник программ элективных курсов по русскому языку и литературе / Под ред. Г.М.Вялковой. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006
4.Чехов А. П. О вреде табака: Сцена-монолог в одном действии // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982. Т. 13. Пьесы. 1895—1904. — М.: Наука, 1978. — С. 189—194.
<a href="https://www.uchmet.ru/" title="УчМет — учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов" ></a>
Автор: Мошкова Елена Александровна, учитель МОУ гимназии №7 г.Волгограда
Тема урока. Искусство выступления перед публикой (урок развития речи по русскому языку в 8 классе).
Форма урока: урок с элементами литературного театра.
Оборудование: иллюстрации учащихся к рассказу А.П.Чехова «О вреде табака», а также фотографии эпизодов спектакля (например, спектакля "Театра на Покровке" под руководством Сергей Арцибашева).
Цели:
— активизировать процесс восприятия учащимися сведений о публичном выступлении;
— показать на примере героя рассказа Чехова типичные ошибки в выступлении;
— развивать у учащихся умения публичного выступления;
— продолжать формировать навыки самостоятельного анализа публичного выступления другого человека.
Виды учебной деятельности деятельности:
-продуктивная (выразительное чтение монолога Нюхина);
-поисковая (комментированное чтение эпизода, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы).
План урока
1. Вступительное слово учителя.
2. Чтение рассказа подготовленным заранее учащимся.
3. Этап с элементами ролевой игры:
а) «Нюхин» рассказывает о том, как он готовился к выступлению;
б) «зрители из зала» рассказывают о своём восприятии речи оратора.
4. Выступление «критиков» о слабых и сильных сторонах в выступлении Нюхина.
5. Слово учителя.
6. Домашнее задание.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Как необходимо говорить, чтобы получить живой и эмоциональный отклик на свою речь? Наверное, такой вопрос задаёт себе время от времени каждый человек. Готовясь к публичной речи, прежде всего необходимо заранее представить себе аудиторию, к которой данная речь будет обращена и, конечно же, подготовить речь. Сегодня на уроке мы обратимся к рассказу Антона Павловича Чехова «О вреде табака» и поговорим об особенностях публичного выступления.
2.Чтение рассказа подготовленным заранее учащимся.
— Ребята, скажите, какое впечатление произвел на Вас рассказ?
Чтобы понять, почему выступление "провалилось", нам необходимо узнать то, как сам рассказчик готовился к своему выступлению и какое впечатление он произвёл на своих слушателей.
Пусть «главный герой» расскажет нам сегодня о подготовке к публичному выступлению.
3.Этап с элементами ролевой игры
А) Выступление «Нюхина»:
— Сказать, что я совсем не готовился, всё же нельзя. Фрак, хоть и поношенный, надел; обращение к публике продумал («Милостивые государыни и милостивые государи»); показал, что выступление моё бескорыстно, так как это мой вклад в дело пропаганды здорового образа жизни. Также я заверил публику, что это не первое моё выступление, поэтому слушателям будет чему поучиться (актуализация восприятия). Я хорошо представил себе тех, к кому буду обращаться с речью (среди них будут люди и заинтересованные (врачи), и незаинтересованные, которым я и предложу выйти). Мне хотелось, чтобы моя речь была научной (сказал, что табак – это растение). Я постарался, чтобы моя речь была естественной, обильно снабдил её примерами из жизни. Мною было определено время, которое будет затрачено на высказывание, я не надоедал публике. Лучше всего запоминается финал выступления, а он у меня хороший.
Б) «Зрители из зала» рассказывают о своём восприятии речи оратора.
-В своих высказываниях учащиеся должны обратить внимание на фрак, в котором герой венчался 30 лет назад. Его он надевает на благотворительные выступления.
— Следует обратить внимание на бакенбарды, которые герой пытается расчесать на публике.
— Хотя выступление благотворительное, оратор собирается заработать, с этой целью он принёс книжки и собирается их продать за любые деньги.
— Оратор курит сам, а призывает других отказать от этой пагубной привычки.
— Это выступление ему навязали, потому что он выполняет приказание своей жены
— Он сам признаётся, что волнуется, поэтому просит не обращать внимания на его привычку подмигивать.
— Лекция абсолютно пустая: ничего о вреде курения не узнали слушатели (только что это яд и что он имеет растительное происхождение).
— Мы много узнали о жизни оратора, если его можно так назвать, но ничего о предмете речи. Я думаю, что к выступлению докладчик не готовился.
Давайте подведём итоги и, учитывая опыт данного выступления, постараемся дать свои собственные рекомендации тем, кто собирается выступать публично.
4. Выступление «критиков» о слабых сторонах и сильных сторонах в выступлении Нюхина.
5. Слово учителя
А какие же рекомендации мы могли бы получить, если бы обратились к опыту тех людей, которые могли заставить публику с нетерпением ждать их выступления, внимать каждому слову.
Ораторская этика, основанная на уважении к слушающим, подразумевает необходимость ценить не только своё, но и чужое время. По словам Цицерона, оратор должен с молодых лет ежедневно упражняться в искусстве владения словом, как атлет упражняется в применении оружия. Замечателен дошедший до нас факт: Цицерон, готовясь к речи в суде, дал свободу рабу, принесшему ему известие о том, что заседание суда отложено,— так он был рад появившейся у него возможности еще более усовершенствовать свою речь. Знаменитый ритор Гортензий, как считал Цицерон, «опустился» — стал небрежно относиться к своему мастерству: говорить, пренебрегая подготовкой.
6. Домашнее задание.
Составьте памятку «Как работать, готовясь к выступлению», используя книгу А.К.Михальской "Основы риторики: Мысль и слово" (М.: Просвещение, 1996) или другой доступный материал.
Примерный ответ учащихся ( по А.К.Михальской)
Вот самые общие рекомендации
1. Начинать готовиться к выступлению лучше не накануне, а за несколько дней.
2.Речь нужно репетировать.
3.Репетировать речь нельзя «по кускам», а нужно только как целое.
4. Готовясь к речи, вы можете составить «шпаргалку» — несколько небольших листков бумаги, которые удобно держать в руке.
5. Составьте план. Для короткого выступления - просто перечень основных мыслей в нужном порядке, для более обстоятельного— развернутый общий план.
6. Когда репетируете, представьте себе ситуацию будущей речи — аудиторию, помещение.
7.Репетируя, не старайтесь запоминать фразы, отдельные обороты. Ваша цель — запомнить идеи речи, а не форму, в которой они выражаются. Помните, что вы будете беседовать со слушателями, а не читать наизусть.
8. При каждой репетиции речь будет получаться по-разному. Это и хорошо. Репетируя, обращайтесь к написанному плану только в том случае, если забудете сам ход мысли.
А если вы попали в неловкую ситуацию и вам предстоит импровизация, то что делать в данном случае?
1. Сформулировать чётко тему и главную мысль, которую вы хотите передать;
2. Сформулировать позиции основной части;
3. Сформулировать несколько вводных и заключительных замечаний;
4. Подумать о доказательствах, фактах, примерах;
5. Подумать о переходах;
6. Импровизированная речь должна быть короткой (около 5 минут), отчётливой структуры, ясной для слушателя, как можно более яркой и образной, даже парадоксальной.
Всякий оратор хочет, чтобы его слушали, но отнюдь не всякий умеет поставить себя на место своего адресата и подумать о том, действительно ли его речь достойна внимательного отношения.
Величайшие ораторы древности, имевшие колоссальный опыт, все же в поте лица, не жалея сил, готовили свои выступления. Демосфен никогда не говорил публично без тщательной подготовки. Известно, что один болтливый афинский оратор хотел укорить Демосфена тем, что его речи хоть и хороши, но «отдают потом». Но Демосфен сумел обратить насмешку в похвалу, сказав, что проводит многие часы в уединенной работе из уважения к своим согражданам, ибо кто не усерден в подготовке, тот высокомерен к слушателям и приобретает успех более обманом, чем заслугами.
Список использованной литературы.
1.Кохтев, Н.Н. Риторика: Учебн. пособие для учащихся 8-9 кл. — М.: Просвещение,1996
2.Михальская, А.К. Основы риторики: Мысль и слово. — М.: Просвещение, 1996
3.Сборник программ элективных курсов по русскому языку и литературе / Под ред. Г.М.Вялковой. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006
4.Чехов А. П. О вреде табака: Сцена-монолог в одном действии // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982. Т. 13. Пьесы. 1895—1904. — М.: Наука, 1978. — С. 189—194.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Технологии, методики, формы работы
Русский язык
8 класс
11 января 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
Представлена очень актуальная тема для обучения школьников. Материал урока напечатан подробно, понятно, с достаточной долей научности и практичности. Положительным моментом является возможность применить полученные на уроке знания для своих личных способностей. Составленные учителем рекомендации для произнесения речи может использовать любой оратор.
Интересны исторические примеры, использованные на данном учебном занятии. К недочетам методической разработки урока относятся: опечатки, неточности в нумерации, отсутствие указания класса и предмета. Хочется подчеркнуть, что текст не является оборудованием. Не реализован дидактический принцип обучения – наглядность. Печально, что использовано учебно – методическое пособие, как информационный источник прошлого столетия.
Конспект урока можно применять в учебном процессе.