Беседа "Открываем календарь - начинается январь" (5 класс)
Занятие по экологии в 5 классе.
Тема: Открываем календарь – начинается январь.
Цель:
Расширять у детей знания и представления о месяце январе, особенности и изменения в природе.
Задачи:
-
Обогащать словарный запас детей посредством народного творчества: приметы, пословицы, поговорки, стихи.
-
Воспитывать интерес к занятию.
Ход занятия:
-
Оргмомент.
-
Загадка:
Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится, от мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету, что, скажи, за месяц это?
-
Сообщение темы занятия.
-
Речевая разминка.
Здравствуй, молодец – январь,
Здравствуй, года государь!
Нас на санках покатай,
Подари морозы,
Пусть цветёт на окнах рай:
Георгины, розы.
М.Сухорукова.
-
Беседа.
Январь – году начало, зиме середина. Он какой по счёту зимний месяц?
В январе дни становятся длиннее, больше светлых часов. Солнце встаёт раньше и ярче светит, заторопилось к весне. А сугробы всё выше, снег глубже, лёд толще.
Январь – месяц ярких звёзд, белых троп. Снег скрипит под ногами.
А почему снег под ногами скрипит? (Ломаются лучи у снежинок)
В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на окнах удивительные узоры.
-
Чтение стихотворения «Сказка на стекле».
На стекле Мороз
Начертил узор,
Серебром нанёс
Белый пышный бор.
Рано поутру
Подойду к окну,
Буду в том бору
Слушать тишину.
Чудится ли мне?
Или снится сон?
Мчусь я по лыжне,
Слышу сосен звон,
Вьётся на снегу
Свежий лисий след,
Тает на лугу
Розовый рассвет.
И дрожит во мгле
Белый дым берёз –
Сказку на стекле
Начертил Мороз.
-
Рассказ воспитателя.
Январь – вершина зимы. Прошло полсрока зимовки птиц, сонного покоя растений и многих животных. Холодно и голодно в январе зверям и птицам. Белка в самые трескучие морозы прячется в дупле, а лисица забирается в глубокую нору. Медведь спит в своей тёплой берлоге. По ночам тоскливо воют волки. Голод гонит их ближе к жилью. Волки надеются поживиться ягнёнком или телёнком. Лисы ловят мышей, зайцев и белок. У лисицы очень тонкий слух, она слышит, как под глубоким снегом , в норках пищат мыши. Плутовка быстро разрывает снег и хватает добычу.
Зайцы в пушистых шубках совсем незаметны на снегу. Они запутывают свои следы, чтобы лисица, волк и охотник не могли их найти. Днём зайцы сидят под кустами, а кормятся по ночам. Любимое зимнее лакомство зайчишек – горькая кора молодых осинок. Иногда косые забегают и в плодовые сады, обдирают кору с яблонь.
Птицы: сороки, галки, воробьи, синицы – прилетают поближе к людям, ищут корм.
- У какой птицы в январе появляются птенцы? (У клеста)
-
Физминутка.
-
Приметы января.
-
Январю – морозы, февралю – метели.
-
Если январь холодный, то июль будет сухой и жаркий.
-
В январе висит много длинных сосулек – урожай будет хороший.
-
Январь на порог – прибыло дня на воробьиный скок.
-
«Месяц январь – зимы Государь» - так народ говорит. В народе январь называют «лютень» - за лютые, сильные морозы, «просинец» - за синеву неба.
-
Народный календарь.
В январе празднуются новогодние праздники, Рождество Христово (7 января), Крещение (19 января).
На Руси новогодние праздники праздновали широко. Эти дни назывались святочными. За долгие годы сложились своеобразные рождественские и святочные традиции и обычаи. В Рождество было принято рядиться и колядовать. Обычно этим занималась молодёжь и дети. Они стучались в дома, пели колядки, веселили хозяев, а те одаривали их рождественскими угощениями.
Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дома ль ваш хозяин?
Чтоб рожь родилась,
Да на гумно свалилась!
Дома ль хозяйка?
Чтоб в печке галушки,
Пироги, да ватрушки!
И подай вам Бог
Полтораста коров.
Девяносто быков.
Ты, хозяин, полезай в сундучок,
Доставай пятачок,
Вам на потешку,
Нам на прянички, да орешки!
После Рождества отмечают праздник Крещения (19 января).
В этот день рано утром народ отправляется на водоёмы. Купаются в проруби, набирают воду из ключа, которая считается святой. Начинаются крещенские морозы.
-
Вопросы и задания.
-
Почему говорят: январь – году начало, зиме середина?
-
Расскажите, какие изменения происходят в природе в этом месяце?
-
Куда прячутся в зимние морозы лесные животные?
-
Что едят звери зимой?
-
Какие праздники отмечают в январе?
-
Какие приметы января вы запомнили?
Использованная литература.
-
Арстанова Л.Г. Занятия и развлечения со старшими дошкольниками. Волгоград, «Учитель», 2009.
-
Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Зима». М.: «Скрипторий», 2009.
-
Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году? М.: Гном и Д, 2000.
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»