Урок обучения грамоте "Буква В,в"
• обобщать и систематизировать знания учащихся о звуках и буквах;
• познакомить с согласными звуками [в], [в?], буквами В.в;
• развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, анализировать;
• развивать память, внимание, фонематический слух.
Задачи урока:
- обобщать и систематизировать знания учащихся о звуках и буквах;
- познакомить с согласными звуками [в], [в?], буквами В.в;
- развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, анализировать;
- развивать память, внимание, фонематический слух.
- “Азбука” В. Г. Горецкого;
- фишки для составления звуковых моделей;
- предметные картинки (волк, ветер);
- карточка с предложением;
- карточки с выполненной групповой работой;
- маркеры для работы в группах;
- смайлики для самостоятельного оценивания;
- картинки: ванна, веник;
- этапы алгоритма звуко-буквенного разбора на листках А4 в файлах;
- шарик с нарисованной буквой;
- печатные буквы на магнитах;
- интерактивная доска;
- 1 компьютер;
- мультимедийный проектор;
- презентация 1.
I. Самоопределение к деятельности.
1.Эмоциональный настрой на урок.
1.- Сегодня у нас с вами необычный урок чтения. На нашем уроке присутствуют гости и всем им мы говорим: “Мы рады видеть вас!” (Слайд 2).
-Дети, прочитайте девиз урока(слайд3).
-Как мы будем работать на уроке?(дружно, вместе, сплоченно)
Сядьте девочки, мальчики. Вы знаете, сегодня утром со мной произошла удивительная история: под дверью нашего класса я нашла сюрприз, вот этот красивый мешочек, но в суматохе я даже не успела посмотреть, что в нём. Давайте вместе посмотрим.
II. Актуализация знаний.
Учитель достаёт из мешочка и прикрепляет на доску буквы на магнитах.
— Ничего не понимаю, что нужно делать? (Дети предлагают назвать буквы)
А О У Ы И Н Р Л К С
— Все эти буквы я отсканировала на экран. (Слайд 4)
— Назовите гласные буквы. Назовите согласные буквы.
— Назовите гласные буквы, дающие команду согласным: “Читайся твёрдо!”
— Назовите гласные буквы, дающие команду согласным: “Читайся мягко!”
— Какие звуки обозначают согласные звуки? (называют по цепочке)
III. Постановка учебной задачи.
— Но в мешочке есть ещё что-то. (Учитель достаёт предложение с закрытыми буквами)
Век живи — век учись.( слайд 5)
— Что это? (Предложение)
— Что такое предложение? (Одно или несколько слов, связанных по смыслу)
— Почему вы решили, что это предложение? Какие правила оформления предложения мы знаем? (Начало предложения пишется с большой буквы, слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка)
— Прочитайте предложение. (Не можем прочитать, так как не хватает букв)
— Наверное, тут должна стоять новая буква, но какая? Давайте отгадаем загадки, может они нам что-то подскажут.
Файл “Загадки”. (Слайды 6) (Отгадки: ванна, василёк, весна, велосипед, веник)
— Чем похожи все отгадки? (Начинаются со звуков (в) или (в’).
— Назовите тему нашего урока. (Звуки (в) и (в’), буквы Вв.)
— Какие же задачи стоят перед нами на уроке?
В беседе с учителем конкретизируются задачи урока (они фиксируются на доске меловыми рисунками):
— Учиться давать характеристику звукам.
— Читать и писать слова с буквой Х.
— Выразительно читать текст с новыми буквами. (Эту задачу сообщает сам учитель)
IV. “Открытие нового знания”.
Звуко-буквенный анализ слов-отгадок ванна и веник: игра “Живые буквы”.
– Правила игры. Вы будете “живыми” звуками слова “ванна», «веник»
– Оля будет первым звуком. Назовите его – [в]. (Ребёнок даёт характеристику звуку: согласный, твёрдый и берёт синий квадрат)
– Серёжа – вторым звуком. Назови его – [а]. (Характеристика)
– Катя – третьим звуком. Назови его – [н]. (Характеристика)
– Петя – четвёртым звуком. Назови его – [а]. (Характеристика)
– Шаг вперёд первый гласный звук в слове! Хором назовём его. Встань на место.
– Шаг вперёд второй гласный звук!
– Шаг вперёд первый согласный твёрдый звук! Хором назовём его.
– Шаг вперёд второй твёрдый согласный звук. Хором назовём его.
Дети прикрепляют на доску схему слова “ванна”.
V. Первичное закрепление.
Вывод о букве В ещё раз повторяется по алгоритму (сначала кто-то один, а потом все хором): буква Вв обозначает согласные твёрдый (в) и мягкий (в’), парные звонкие звуки.
Звуковой разбор.
Шаги алгоритма:
1. Произношу звук. Наблюдаю, как произношу: это ртосмыкатель или ртооткрыватель.
Если гласный звук, то выполняю шаг 1а.
1а. Проговариваю слово и проверяю, ударный или безударный гласный.
Если согласный звук, то выполняю шаги 2 и 3.
2. Наблюдаю, в каком положении губы при произнесении звука (мягкий согласный – “на улыбочке”, без “улыбочки” — твёрдый согласный).
3. Проверяю пальчиками, работают ли голосовые связки: звонкий или глухой согласный.
Работа по каллиграфическому написанию буквы В, в
У меня в мешочке больше нет никаких букв. Только вот этот шарик. (Учитель достаёт из мешочка шарик) Ой, смотрите, на нём что-то написано.
Учитель надувает немного шарик, дети видят букву в, затем шарик надувается побольше и строчная буква превращается в заглавную.
— Для чего нужна заглавная буква?
— Что нам поможет запомнить эту букву? (Дети чертят её на ладошке, спинах друг друга, носиком, локтём в воздухе)
Физминутка для глаз. (Слайд 9)
VI.Актуализация знаний
1.Файл “Сказка”. (Слайд 10)
— А сейчас я предлагаю послушать сказку и запомнить как можно больше слов с новыми звуками. Игра “Кто больше?”. (При прослушивании сказки дети загибают пальчики, как только услышали слово с новыми звуками, а при проверке побеждает тот, кто назовёт больше слов.)
2.Игра «Футбол»(слайд11)
– Продолжаем соревнование между девочками и мальчиками. В какую игру играют герои мультфильмов на страницах нашей “Азбуки”? (Футбол) Вот и мы сейчас поиграем в эту игру.
Сначала “забивают голы” девочки (читают слоги), потом мальчики. Если слоги прочитаны правильно и дружно, звучит фонограмма “Гол”.
– Сейчас нам предстоит выполнить сложную работу, давайте подготовим наши глазки.
Детям раздаются листочки с текстом.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Работа в группах.(Приложение 1)
Найдите заблудившуюся букву.
- Мы собрали васильки
На головах у нас щенки.
3. Не зная брода, не суйся в моду.
- На пожелтевшую листву
Бросает лев свою листву.
аинвсктлваоурвыировкуннс
выоинвстикитнуарлвукивыу
рыноивкстрлвовнтсуиывстл
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
— Какая же буква была пропущена в предложении, которое мы не смогли прочесть в начале урока? (Убирается цветочки, которые заслоняли буквы в предложении.)
— Теперь мы сможем его прочитать? (Дети читают)
— Что это? (Пословица)
— Как вы её понимаете?
Дети у вас на столе лежат смайлики. Если вам было все понятно на уроке – закрасьте его зеленым цветом, если вы немножко чего- то не поняли – желтым, а если ничего непонятно- красным.
— Всех детей буква В благодарит за работу и говорит, что вы можете собой гордится! (Слайд 15) Урок окончен.
Приложение 1
аинвсктлваоурвыировкуннс
выоинвстикитнуарлвукивыу
рыноивкстрлвовнтсуиывстл
Мы собрали васильки
На головах у нас щенки.
Пуганая корона куста боится.
Не зная брода, не суйся в моду.
На пожелтевшую листву
Бросает лев свою листву.
Методические рекомендации по применению ЦОР
Мультимедийная презентация для урока реализуется средствами программу MS Power Point.Слайды 2,4,8,10,14 демонстрируются с анимационными эффектами. Смена слайдов происходит по щелчку.
Слайд 9 – музыкальная физминутка для глаз. Инструкция: движущиеся предметы дети провожают глазами, а во время мигания предметов – закрывают и открывают глаза.
Слайд 11- игра «футбол».Инструкция: при нажатии клавиши Enter слог «заходит» в ворота, если он прочитан верно, то нужно нажать на знак «звук» (прозвучит «гол»). Если слог прочитан не верно, то на знак не нажимаем.
Урок литературного чтения и письми на тему “Согласные звуки[в], [в’]. Буквы В в”.
Задачи урока:
-
обобщать и систематизировать знания учащихся о звуках и буквах;
-
познакомить с согласными звуками [в], [в?], буквами В.в;
-
развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, анализировать;
-
развивать память, внимание, фонематический слух.
Оборудование:
-
“Азбука” В. Г. Горецкого;
-
фишки для составления звуковых моделей;
-
предметные картинки (волк, ветер);
-
карточка с предложением;
-
карточки с выполненной групповой работой;
-
маркеры для работы в группах;
-
смайлики для самостоятельного оценивания;
-
картинки: ванна, веник;
-
этапы алгоритма звуко-буквенного разбора на листках А4 в файлах;
-
шарик с нарисованной буквой;
-
печатные буквы на магнитах;
-
интерактивная доска;
-
1 компьютер;
-
мультимедийный проектор;
-
презентация 1.
Ход урока
-
Самоопределение к деятельности.
1.Эмоциональный настрой на урок.
1.- Сегодня у нас с вами необычный урок чтения. На нашем уроке присутствуют гости и всем им мы говорим: “Мы рады видеть вас!” (Слайд 2).
-Дети,прочитайте девиз урока(слайд3).
-Как мы будем работать на уроке?(дружно, вместе, сплоченно)
Сядьте девочки, мальчики. Вы знаете, сегодня утром со мной произошла удивительная история: под дверью нашего класса я нашла сюрприз, вот этот красивый мешочек, но в суматохе я даже не успела посмотреть, что в нём. Давайте вместе посмотрим.
II. Актуализация знаний.
Учитель достаёт из мешочка и прикрепляет на доску буквы на магнитах.
- Ничего не понимаю, что нужно делать? (Дети предлагают назвать буквы)
А О У Ы И Н Р Л К С
- Все эти буквы я отсканировала на экран. (Слайд 4)
- Назовите гласные буквы. Назовите согласные буквы.
- Назовите гласные буквы, дающие команду согласным: “Читайся твёрдо!”
- Назовите гласные буквы, дающие команду согласным: “Читайся мягко!”
- Какие звуки обозначают согласные звуки? (называют по цепочке)
III. Постановка учебной задачи.
- Но в мешочке есть ещё что-то. (Учитель достаёт предложение с закрытыми буквами)
Век живи - век учись.( слайд 5)
- Что это? (Предложение)
- Что такое предложение? (Одно или несколько слов, связанных по смыслу)
- Почему вы решили, что это предложение? Какие правила оформления предложения мы знаем? (Начало предложения пишется с большой буквы, слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка)
- Прочитайте предложение. (Не можем прочитать, так как не хватает букв)
- Наверное, тут должна стоять новая буква, но какая? Давайте отгадаем загадки, может они нам что-то подскажут.
Файл “Загадки”. (Слайды 6) (Отгадки: ванна, василёк, весна, велосипед, веник)
- Чем похожи все отгадки? (Начинаются со звуков (в) или (в’).
- Назовите тему нашего урока. (Звуки (в) и (в’), буквы Вв.)
- Какие же задачи стоят перед нами на уроке?
В беседе с учителем конкретизируются задачи урока (они фиксируются на доске меловыми рисунками):
- Учиться давать характеристику звукам.
- Читать и писать слова с буквой Х.
- Выразительно читать текст с новыми буквами. (Эту задачу сообщает сам учитель)
IV. “Открытие нового знания”.
Звуко-буквенный анализ слов-отгадок ванна и веник: игра “Живые буквы”.
– Правила игры. Вы будете “живыми” звуками слова “ванна», «веник»
– Оля будет первым звуком. Назовите его – [в]. (Ребёнок даёт характеристику звуку: согласный, твёрдый и берёт синий квадрат)
– Серёжа – вторым звуком. Назови его – [а]. (Характеристика)
– Катя – третьим звуком. Назови его – [н]. (Характеристика)
– Петя – четвёртым звуком. Назови его – [а]. (Характеристика)
– Шаг вперёд первый гласный звук в слове! Хором назовём его. Встань на место.
– Шаг вперёд второй гласный звук!
– Шаг вперёд первый согласный твёрдый звук! Хором назовём его.
– Шаг вперёд второй твёрдый согласный звук. Хором назовём его.
Дети прикрепляют на доску схему слова “ванна”.
V. Первичное закрепление.
Вывод о букве В ещё раз повторяется по алгоритму (сначала кто-то один, а потом все хором): буква Вв обозначает согласные твёрдый (в) и мягкий (в’), парные звонкие звуки.
Звуковой разбор.
Шаги алгоритма:
1. Произношу звук. Наблюдаю, как произношу: это ртосмыкатель или ртооткрыватель.
Если гласный звук, то выполняю шаг 1а.
1а. Проговариваю слово и проверяю, ударный или безударный гласный.
Если согласный звук, то выполняю шаги 2 и 3.
2. Наблюдаю, в каком положении губы при произнесении звука (мягкий согласный – “на улыбочке”, без “улыбочки” - твёрдый согласный).
3. Проверяю пальчиками, работают ли голосовые связки: звонкий или глухой согласный.
Работа по каллиграфическому написанию буквы В,в
У меня в мешочке больше нет никаких букв. Только вот этот шарик. (Учитель достаёт из мешочка шарик) Ой, смотрите, на нём что-то написано.
Учитель надувает немного шарик, дети видят букву в, затем шарик надувается побольше и строчная буква превращается в заглавную.
- Для чего нужна заглавная буква?
- Что нам поможет запомнить эту букву? (Дети чертят её на ладошке, спинах друг друга, носиком, локтём в воздухе)
Работа в прописи. (слайд7,8)
Физминутка для глаз. (Слайд 9)
VI.Актуализация знаний
1.Файл “Сказка”. (Слайд 10)
- А сейчас я предлагаю послушать сказку и запомнить как можно больше слов с новыми звуками. Игра “Кто больше?”. (При прослушивании сказки дети загибают пальчики, как только услышали слово с новыми звуками, а при проверке побеждает тот, кто назовёт больше слов.)
2.Игра «Футбол»(слайд11)
– Продолжаем соревнование между девочками и мальчиками. В какую игру играют герои мультфильмов на страницах нашей “Азбуки”? (Футбол) Вот и мы сейчас поиграем в эту игру.
Сначала “забивают голы” девочки (читают слоги), потом мальчики. Если слоги прочитаны правильно и дружно, звучит фонограмма “Гол”.
– Сейчас нам предстоит выполнить сложную работу, давайте подготовим наши глазки.
Детям раздаются листочки с текстом.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Работа в группах.(Приложение 1)
Найдите заблудившуюся букву.
-
Мы собрали васильки
На головах у нас щенки. -
Пуганая корона куста боится.
-
Не зная брода, не суйся в моду.
-
На пожелтевшую листву
Бросает лев свою листву.
Подчеркни букву В
аинвсктлваоурвыировкуннс
выоинвстикитнуарлвукивыу
рыноивкстрлвовнтсуиывстл
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
- Какая же буква была пропущена в предложении, которое мы не смогли прочесть в начале урока? (Убирается цветочки, которые заслоняли буквы в предложении.)
- Теперь мы сможем его прочитать? (Дети читают)
- Что это? (Пословица)
- Как вы её понимаете?
Дети у вас на столе лежат смайлики. Если вам было все понятно на уроке – закрасьте его зеленым цветом, если вы немножко чего- то не поняли – желтым, а если ничего непонятно- красным.
- Всех детей буква В благодарит за работу и говорит, что вы можете собой гордится! (Слайд 15) Урок окончен.
Приложение 1
аинвсктлваоурвыировкуннс
выоинвстикитнуарлвукивыу
рыноивкстрлвовнтсуиывстл
Мы
собрали васильки
На головах у нас
щенки.
Пуганая корона куста боится.
Не зная брода, не суйся в моду.
На
пожелтевшую листву
Бросает лев свою
листву.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО