программа по окружающему миру 1 класс "Школа2100"
пояснительную записку,
цель, задачи, новизна данной программы, планируемые результаты, учебно- тематический план, содержание, контроль, литература, тематическое планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса составлена на основе ФГОС НОО (Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования), примерной программы по предмету, а также авторской программы по окружающему миру А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан, созданной в рамках Образовательной системы «Школа 2100».
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
-
Вахрушев А. А,., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир, 1 класс («Я и мир вокруг»). Учебник в 2 частях.-3-е изд., перераб. - М.: Баласс: Школьный дом. 2011. (Образовательная система «Школа 2100»);
-
Вахрушев А. А,., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса ( Я и мир вокруг). – М.: Баласс.2011. – 80 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
-
Вахрушев А. А.. Бурский О.В., Родыгина О.А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» (Я и мир вокруг) для 1 класса.- М: Баласс.2009.- 32с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
-
Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2011.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Согласно базисному учебному плану на окружающий мир в 1 классе отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год (33 учебных недели).
В рамках учебного предмета «Окружающий мир» введён курс ПДД.
Темы уроков сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям для учителя.
Рабочая программа предполагает использование новых подходов в работе, направленных на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Важнейшие задачи образования в начальной школе:
-
формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
-
воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
-
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Эти задачи реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Цель курса окружающего мира в начальной школе - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Предмет «Окружающий мир» создает фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удается решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
-
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
-
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
-
развивать умения понимать и познавать окружающий мир; осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач;
-
формировать способности воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт;
-
создавать условия для формирования и развития у школьников:
-
творческих способностей и интереса к выполнению заданий;
-
умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике;
-
коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах;
-
общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой)
Особенности рабочей программы
В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности, в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников.
Данная программа призвана сохранить ведущую идею курса «Окружающий мир» – формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого, и направлена на:
- формирование у ребенка современной экологически ориентированной картины мира;
- развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;
- воспитание личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности.
Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний» объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируема вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов.
Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Задача курса познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира.
Используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны усвоить.
Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.
Ведущие формы и методы, технологии обучения
Формы организации работы при изучении курса «Окружающий мир» разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, урок-путешествие, урок-игра, индивидуальная работа, в группах, в парах и т.д.
Разнообразны также методы, приемы и средства обучения: наблюдениям в природе, практические работы, демонстрация опытов, наглядных пособий.
Программа позволяет применять на уроках частично-поисковый, проблемный, исследовательский методы, элементы ИКТ-технологий, личностно-ориентированной технологии, здоровьесберегающей технологии.
Деятельностный подход — основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Большинство тем рассчитано на 1-2 часа, поэтому уроки окружающего мира, как правило, относятся к типу комбинированного урока изучения нового, включающего как этап изучения нового материала, так и этап закрепления.
Новизна данной программы
1.Новизна данной программы заключается в том, что конкретизированы требования к уровню усвоения предмета обучающимися к окончанию первого класса.
2.Наряду с определенными автором методами, обозначен исследовательский метод. Это обусловлено тем, что на современном этапе на первый план поставлено развитие личностных качеств и способностей школьников. Данный метод развивает готовность и способность к саморазвитию, самопознанию, самовоспитанию.
3.Для успешного овладения умениями и навыками для детей с разным уровнем подготовки осуществляется индивидуально-дифференцированный подход, с этой целью содержание материала представлено двумя шрифтами: обычным – материал, определенный ФГОС НОО, курсивом – содержание материала надстандартного уровня, представленное в образовательной программе «Школа 2100».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
по окончанию 1 класса
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих умений;
-
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
-
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех правила поведения (основы общечеловеческих ценностей).
-
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-
Проговаривать последовательность действий на уроке;
-
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
-
Учиться работать по предложенному учителем плану;
-
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
-
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;
-
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
-
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы
-
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
-
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
-
Слушать и понимать речь других;
-
Выразительно читать и пересказывать текст;
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
-
Учиться выполнять различные роли в группе
Предметные результаты
Обучающиеся научатся :
-
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
-
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
-
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
-
называть основные особенности каждого времени года.
-
оценивать правильность поведения людей в природе;
-
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Обучающиеся получат возможность научиться:
-
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
-
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
-
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы, пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
-
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема |
Кол-во часов по теме |
В том числе на |
|||
уроки |
экскур сии |
практич. работа |
Проверочные работы |
|||
1. |
КАК МЫ ПОНИМАЕМ ДРУГ ДРУГА |
9 |
7 |
2 |
1 |
|
2. |
КАК МЫ УЗНАЁМ, ЧТО ПЕРЕД НАМИ |
4 |
3 |
1 |
|
|
3. |
ВРЕМЕНА ГОДА |
3 |
2 |
1 |
|
|
4. |
КАК ТЫ УЗНАЁШЬ МИР |
4 |
4 |
|
|
|
5. |
ТВОЯ СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ |
7 |
7 |
|
2 |
|
6. |
ВРЕМЕНА ГОДА |
6 |
4 |
1 |
|
1 |
7. |
ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ |
10 |
9 |
|
|
|
8. |
ВРЕМЕНА ГОДА |
4 |
3 |
1 |
|
|
9. |
Живые обитатели планеты |
9 |
8 |
|
|
1 |
10. |
ВРЕМЕНА ГОДА |
10 |
8 |
1 |
|
1 |
|
Итого |
66 |
59 |
7 |
3 |
3 |
СОДЕРЖАНИЕ
1.Как мы понимаем друг друга ( 9 ч)
Школьник, его обязанности. Школа. Рука и указательный палец – простейший способ общения. Рука. Указательный палец, почему этот палец так называется? Речь – основной способ общения людей. Использование слова для называния предмета, признака, действия. Предметы, которые нельзя показать пальцем (далекие, сказочные, предметы в будущем).
Польза обмена знаниями между людьми. Передача и накопление жизненного опыта – основа благосостояния людей. Источник жизненного опыта: собственный опыт, знания других людей, книги.
Понятия «справа», «слева», «посередине», «за», «перед», «спереди», «сзади», «вперед», «назад», «влево», «вправо», «выше», «ниже», «верх», «низ», «раньше» и «позже».
В результате освоения данного раздела ученик научится:
-
пользоваться указкой при показе предметов в школе;
-
показывать и называть окружающие предметы, их признаки, действия;
-
обмениваться знаниями со своими друзьями;
-
использовать свой жизненный опыт в разных жизненных ситуациях;
-
различать предметы, расположенные спереди и сзади от себя и от другого ученика;
-
называть предметы, расположенные спереди, сзади, слева, справа, вверху и внизу от самого себя и другого человека;
-
различать правую и левую руки.
Ученик получит возможность научиться:
-
осознавать связь жеста и слова;
-
различать названия пальцев;
-
определять роль слова как символа предметов;
-
осознавать правила разумного поведения;
-
использовать понятия «верх», «низ», «вперед», «назад», лево», «право»;
Практическая работа
1.Составить режим дня.
Экскурсия-2
2.Как мы узнаем, что перед нами (4 ч)
Предметы и их признаки. Признаки общие с другими предметами и своеобразные. Различение предметов по признакам. Сравнение признаков данного предмета с другими. Свойства предметов, их части и действия с ними позволяют различать предметы. Сочетания предметов. Признаки сочетаний: предметы в качестве признаков; предметы с определенными признаками.
В результате освоения данного раздела ученик научится:
-
по набору признаков определять название предмета;
-
называть признаки предметов;
-
по свойству, действию и части предмета определять название предмета.
Ученик получит возможность научиться:
-
Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки.
Экскурсия-1
3.Времена года (3 ч).
Признаки осени: похолодание, короткий день, листопад, лед на лужах. Окраска листьев. Подготовка животных к зиме.
В результате освоения данного раздела ученик научится:
-
Различать времена года по признакам;
-
Характеризовать времена года ;
-
Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года ;
Ученик получит возможность научиться:
-
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года».
Экскурсия-1
4.Как ты узнаешь мир (4 ч)
Органы чувств человека. Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания. Память – хранилище опыта. Ум. Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира. Книга хранит знания и опыт людей. Энциклопедия.
В результате освоения данного раздела ученик научится:
-
соотносить органы чувств и их работу в организме человека;
-
с помощью разных органов чувств различать предметы;
-
пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы.
Ученик получит возможность научиться:
-
объяснять, что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг;
-
определять основные органы чувств и их роль в жизни человека;
-
осознавать, что книги сохраняют и передают знания и опыт всего человечества;
5.Твоя семья и твои друзья ( 7 ч)
Твоя семья и ее состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого ее члена, «профессии» членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья.
Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Правила использования электроприборов. Правила противопожарной безопасности. Осторожность при взаимоотношениях с чужими и незнакомыми людьми.
Друг и друзья. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие друг на друга. Значение общения в жизни человека. Умение общаться. Роль вежливых слов в общении. Улыбка и ее роль. Выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа, несогласия. Как нужно слушать собеседника. Чудеса общения (слушание, разговор, музыка, рисунки, танцы и т.д.). Виды общения у человека и животных, их сходство.
В результате освоения данного раздела ученик научится:
-
Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных;
-
Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями;
-
Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе;
-
Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста;
-
Оценивать реальные и игровые ситуации общения;
-
Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой;
-
Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном;
-
Записывать телефоны экстренной помощи.
Ученик получит возможность научиться:
-
осознавать значение семьи в жизни человека;
-
выполнять режим дня;
-
оценивать роли, которые выполняют члены семьи;
-
пользоваться правилами общения;
-
моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями.
Практическая работа
2. Составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками;
3. Освоение правил поведения дома.
6.Времена года (6 ч).
Признаки зимы. Погода зимой. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Животные и растения зимой. Помощь животным.
В результате освоения данного раздела ученик научится:
-
вести дневник наблюдений за живой и неживой природой зимой;
-
наблюдать за превращением веществ (таяние и испарение снега и льда);
-
оказывать помощь птицам зимой;
-
различать признаки зимы и их называть;
-
правильно выбирать одежду для зимней прогулки.
Ученик получит возможность научиться:
-
характеризовать зимние месяцы;
-
понимать особенности погоды зимой;
-
понимать особенности живой и неживой зимней природы;
-
определять свойства воды в различных агрегатных состояниях;
Экскурсия -2
Проверочная работа №1
7.Что нас окружает (10 ч)
Город и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки. Городской транспорт. Взаимопомощь людей разных профессий – основа жизни города. Путешествие по городу: жилые районы, заводы и фабрики, деловой и научный центр города, зона отдыха. Село, его особенности. Жизнь людей в селах и деревнях. Выращивание растений в огородах, садах и полях, разведение домашних животных. Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки.
Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба. Сказочный герой Колобок и его путешествие. Хозяйство человека. Роль природных богатств. Добыча из подземных кладовых. Изготовление вещей на заводах и фабриках. Сельскохозяйственные растения и животные, их помощь человеку. Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство. Сфера обслуживания. Транспорт.
Зависимость человека от природы. Живые природные богатства: животные и растения. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, запасы подземных кладовых. Силы природы – ветер, солнечный свет, течение рек. Роль природных богатств в хозяйстве человека. Бережное отношение к природным богатствам. Твердые, жидкие и газообразные тела, их отображение в русском языке. Три состояния воды: твердое (лед, снег), жидкое (вода), газообразное (пар).
В результате освоения данного раздела ученик научится:
-
различать жилые дома и специализированные учреждения, виды машин, по их назначению;
-
правильно вести себя на проезжей части;
-
различать разные профессии ;
-
различать полевые культурные растения, овощи , фрукты;
-
различать морской, воздушный, автомобильный транспорт;
-
бережно относится к природным богатствам;
-
отличать твердые тела от жидкости и газа;
-
Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей;
-
Приводить примеры использования человеком богатств природы.
Ученик получит возможность научиться:
-
определять название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
-
различать некоторые виды дорожных знаков; виды улиц;
-
пользоваться основными правилами поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
-
отличать особенности города, села, деревни, леса;
-
выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр;
-
познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии;
-
демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону;
-
анализировать примеры использования человеком богатств природы;
-
сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства;
-
сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний.
8.Времена года (4 ч).
Признаки весны: ледоход, таяние снега, распускание листьев, прилет птиц, начало цветения растений, гнездование птиц. Цветы – первоцветы. Птицы и их гнезда.
В результате освоения данного раздела ученик научится:
-
вести дневник наблюдений за живой и неживой природой весной;
-
вместе с родителями делать домик для птиц;
-
выбирать одежду для весенней прогулки.
Ученик получит возможность научиться:
-
характеризовать весенние месяцы;
-
понимать особенности погоды весной;
-
понимать особенности живой и неживой весенней природы;
-
определять последовательность событий в природе и их связи;
Экскурсия -3
9.Живые обитатели планеты ( 9 ч)
Растения, грибы, животные, человек – живые организмы. Рост, дыхание, питание, размножение – свойства живых организмов. Смертность живых организмов. Бережное отношение к живым обитателям Земли.
Сходство растений и животных: дыхание, питание, рост, развитие, размножение. Растения кормят всех обитателей Земли и насыщают воздух кислородом. Растения – «кормильцы». Животные чаще подвижны, ищут добычу, поедают пищу. Их «профессия» – «едоки». Охрана живых организмов в природе – важнейшая забота человека. Многообразие растений (цветковые и нецветковые растения). Грибы. Многообразие животных. Связь живых организмов разных «профессий» друг с другом. Их при-способленность к своему месту жизни.
Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них. Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак. Комнатные растения – пришельцы из разных стран. Уход за растениями (регулярный полив, свет). Сельский дом и его обитатели – животные, их использование человеком. Забота о домашних животных. Культурные растения. Садовые, огородные и полевые растения – кормильцы человека. Фрукты и овощи. Съедобные части растений.
Человек, как и животное: дышит, питается и рождает детенышей. Сходство человека с животными. Знакомство с назначением различных частей тела человека. Человек – разумное существо. Изготовление вещей. Поступки, свойственные разумному существу. Забота о природе.
Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов. Правила поведения в природе. Задания учащимся на сообразительность: что можно, а чего нельзя делать в природе. Бережное отношение к окружающему миру.
В результате освоения данного раздела ученик научится:
-
характеризовать отличительные особенности разумного существа - человека;
-
называть основные группы домашних животных и растений;
-
различать растения и животных;
-
перечислять сходство и различие растений и животных;
-
перечислять свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов;
-
сравнивать и различать объекты живой или неживой природы;
-
различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями;
-
группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности);
-
приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности;
-
приводить примеры особенностей человека как разумного существа.
Ученик получит возможность научиться:
-
группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам;
-
сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам;
-
группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние–дикие животные; культурные -дикорастущие растения;
-
характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности);
-
объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире;
-
оценивать конкретные примеры поведения в природе;
-
проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере;
-
оценивать конкретные примеры поведения в природе.
Проверочная работа № 2.
10.Времена года. Отчего и почему.(10ч )
Признаки лета: длинный день, короткая ночь, яркое солнце, гроза (гром, молния). Народные приметы. Все живое приносит потомство, созревание плодов. Грибы. Путешествие воды. Правила поведения при грозе. Гнезда и логова животных.
Последовательность событий и ее причины. Причина и следствие.
В результате освоения данного раздела ученик научится:
-
оценивать правильность поведения в природе;
-
уметь находить причины явлений и следствия;
-
Различать времена года по признакам;
-
Характеризовать времена года;
-
Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года;
-
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни;
Ученик получит возможность научиться:
-
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» ;
-
Приведение примеров простейших причинно-следственных связей.
Экскурсия -4
Проверочная работа №3.
Правила дорожного движения и основы безопасности жизнедеятельности.
-
Правила безопасного поведения в разное время года
-
Правила безопасного поведения в доме.
-
Опасные и ядовитые вещества.
-
Как вести себя на кухне, в ванне.
-
Правила использования электроприборов.
-
Правила противопожарной безопасности.
-
Осторожность при взаимоотношениях с чужими и незнакомыми людьми.
-
Городской транспорт.
-
Правила безопасного поведения на улице.
-
Светофор.
-
Дорожные знаки.
В результате ученик научится:
-
Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой;
-
Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном;
-
Записывать телефоны экстренной помощи.
-
Различать жилые дома и специализированные учреждения, виды машин, по их назначению;
-
Правильно вести себя на проезжей части;
-
Соблюдать правила безопасного дорожного движения
Ученик получит возможность научиться:
-
правилам безопасного дорожного движения
-
различать некоторые виды дорожных знаков; виды улиц;
-
пользоваться основными правилами поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
-
отличать особенности города, села, деревни, леса;
-
выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр;
-
познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии;
-
демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону
Виды и формы контроля.
-
Текущий.
-
Устный опрос
-
Мини тест
-
Самостоятельная работа
-
Итоговая работа
-
Итоговый
-
Комплексная контрольная работа
-
Стандартизированная контрольная работа.
Контроль УУД
Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2011.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Данная диагностика разработана для учащихся 1-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.
Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.
Вторая работа носит интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов ( предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта.
Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.
КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Нормативные документы:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Российской Федерации. –М.:Просвещение, 2010.-31 с.- (Стандарты второго поколения).
-
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1.– 4-е изд., переработанное. М.: Просвещение, 2010. – 400 с.- Стандарты второго поколения).
Учебно-методическая литература для педагога:
-
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под научной редакцией. Д.И. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2010. – 336 с.
-
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов(курсов) для начальной школы / Под научной редакцией Д .И. Фельдштейна. Изд.2-е испр.- М.: Баласс, 2011. - 416с.(Образовательная система «Школа 2100»).
-
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [ А.Г. Асмалов, В.Г. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
-
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [ М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.
-
Планируемые результаты начального общего образрвания/ Л.Л.Алексеев, С.В. Анащенко, М.З.Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 2-у изд. – М. : Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
-
А.А.Вахрушев, Ю.А.Барышева, Д.Д.Данилов и др. Окружающий мир. 1 класс: Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг» / Под ред. А.А.Вахрушева. _ М. : Баласс. «010. – 304 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Учебные пособия для обучающихся:
-
Вахрушев А. А,., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир, 1 класс («Я и мир вокруг»). Учебник в 2 частях.-3-е изд., перераб. - М.: Баласс: Школьный дом. 2011. (Образовательная система «Школа 2100»);
-
Вахрушев А. А,., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса ( Я и мир вокруг). – М.: Баласс.2011. – 80 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
-
Вахрушев А. А.. Бурский О.В., Родыгина О.А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» (Я и мир вокруг) для 1 класса.- М: Баласс.2009.- 32с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Вид образовательных ресурсов |
Необходимое ресурсное обеспечение |
Имеющееся ресурсное обеспечение |
Средства ИКТ |
Компьютер – на рабочем месте учителя. Монитор жидкокристаллический |
Да |
Колонки |
Да |
|
Проектор. |
Да |
|
|
|
|
Принтер. |
Да |
|
Сканер. |
Да |
|
|
|
|
Цифровой фотоаппарат (по возможности). |
да |
|
Видеокамера (по возможности). |
да |
|
|
|
|
Цифровые образовательные ресурсы |
|
|
Электронные хрестоматии и энциклопедии. |
Да |
|
Перечень поисковых систем. |
Да |
|
Коллекция цифровых образовательных ресурсов. |
да |
|
Перечень Интернет-сайтов |
Да |
|
|
||
Экранно-звуковые средства |
|
|
CD-диски с фильмами и мультфильмами, соответствующими тематике учебных курсов. |
да |
|
Слайды (мультимедийные презентации), соответствующие тематике учебных курсов. |
да |
|
-Учебно-практическое и лабораторное оборудование |
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, алфавит, набор букв, образцы письменных букв, фишки для звукового анализа). |
Да |
Таблицы, плакаты к основным разделам грамматического материала. |
Да |
|
Наборы сюжетных и предметных картинок, ситуационные плакаты с раздаточным материалом. |
Да |
|
Портреты поэтов и писателей. |
Да |
|
Сборники дидактического материала, карточки для индивидуальной или групповой работы. |
Да |
|
Литературное лото, викторины. |
|
|
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы. |
Да |
Учебно-практическое и лабораторное оборудование |
Таблицы природоведческого, исторического и обществоведческого содержания в соответствие с программой обучения. |
Да |
- |
- |
Плакаты по основным темам естествознания. |
Да |
- |
- |
|
Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников писателей. Поэтов, композиторов и др.). |
Частично |
|
|
|
Географические и исторические настенные карты. |
Да |
- |
- |
|
Атлас географических и исторических карт. |
Да |
- |
- |
|
Иллюстративные материалы. |
Да |
- |
- |
|
Гербарии. |
Да |
- |
- |
|
Модели изучаемых объектов. (В том числе, муляжи фруктов, овощей и грибов и т.п.) |
Частично |
|
|
|
Приборы для проведения опытов. (Включают весы разных видов, камертоны, наушники, фильтры, красители, микроскоп, лупу и т.п.) |
Частично |
|
|
|
|
|
|||
|
Компас. |
Да |
- |
- |
|
|
|||
Глобус. |
Да |
- |
- |
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО