Урок/ Первые киевские князья
МОУ «Клишинская ООШ»
Урок истории в 6 классе
Тема : «Первые киевские князья»
Цель : рассмотреть процесс становления Древнерусского государства, охарактеризовать систему управления, а также внутреннюю и внешнюю политику первых князей
Образовательно-развивающие задачи урока:
-
Формировать у учащихся комплексное представление о первых киевских князьях.
-
Закреплять представление об организации власти князей над покоренными племенами и их роли в сложении государства.
-
Показать роль внешней политики в укреплении молодого государства.
-
Развивать умение работы с документами.
-
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ.
Основные понятия: полюдье, погосты, уроки.
Основные даты:
882–912 гг. – правление Олега
907–911 гг. - походы Олега на Византию
912–945 гг. – правление Игоря
945 гг. – убийство Игоря древлянами
945–957 гг. – правление Ольги
957–972 гг. – правление Святослава
Оборудование:
- карта “Киевская Русь в IX–XII вв.”;
Презентация к уроку
-
Организационный момент.
Приветственное слово учителя.
Сообщение темы, цели урока.
Слайд №2
Слайд №3
“Мягкая посадка” - проверка знания дат и понятий.
-
Слово учителя: Мы познакомились с деятельностью первых русских князей, князей, которые много сделали для укрепления молодого древнерусского государства.
Слайд №4
Сегодня на уроке мы должны рассмотреть наиболее яркие моменты их деятельности.
Сформулируйте цель нашего урока. Что мы должны узнать о первых русских князьях. (Запись на доске: Кто? Когда? Чем прославился?)
Деятельность князя Олега.
Деятельность первых киевских князей была подчинена двум основным целям. Во – первых, они стремились распространить свою власть на все восточнославянские племена. Во – вторых, хотели выгодно продать полученное во время полюдья добро. Для этого необходимо поддерживать торговые пути от разбойников, грабивших купеческие караваны.
Наиболее привлекательной и доступной для руссов была византийская империя – самое развитое и богатое европейское государство того времени. Поэтому киевские князья совершали военные походы на Константинополь (Царьград), чтобы поддержать или восстановить прерванные торговые связи с Византией.
Первый князь Древнерусского государства Олег постепенно присоединил к Киеву большую часть восточнославянских земель Под его властью оказался путь из варяг в греки.
Слайд №5
В 907 году Олег совершил грандиозный поход на Царьград. В нём участвовало 2 тысячи судов, на которых размещалось 80 тысяч воинов. Византийцы, узнав о приближении русской рати, замкнули гавань Константинополя огромной цепью и укрылись за стенами города.
Тогда Олег повелел вытащить корабли на берег и поставить их на колёса. Попутный ветер погнал парусники руссов к стенам византийской столицы. Испуганные греки запросили мира. Князь Олег в знак победы прибил к воротам Царьграда свой щит. Был подписан выгодный для русских купцов торговый договор Руси с Византией.
Но вскоре византийцы попытались нарушить условия договора. И в 911 году Олег вновь направил своих дружинников в Константинополь. Новый договор с Византией предусматривал ещё больше торговых преимуществ для Руси.
Согласно преданию, Олег, которого современники называли Вещим, умер от укуса змеи, выползшей из валявшегося черепа его умершего любимого коня.
Слайд №7
Слайд №8
Ребята, скажите,
Какое
значение для Древнерусского государства
имела деятельность князя Олега?
Какие
изменения в положении княжеской власти
произошли в годы его правления?
Правление Игоря
После смерти Олега киевским князем стал сын Рюрика Игорь. Он начал свою деятельность с возвращения под власть Киева древлян, которые отделились, воспользовавшись смертью Олега.
Слайд №9
В 941 году Игорь совершил большой поход на Константинополь. Но он был неудачным. Византийцы сожгли ладьи руссов особой горючей смесью – «греческим огнём»
Это поражение не остановило Игоря. В 944 году он вновь пошёл на Византию. Узнав об этом, греки направили к князю посольство с богатыми дарами. Игорь повернул свою дружину назад. Заключённый им договор содержал ряд ограничений для русских купцов по сравнению с договорами Олега, но оставался выгодным для них. В этом договоре владения русского князя впервые были названы Русской землёй.
В 945 году князь Игорь собирал дань у древлян. Собрав её, он отправился в Киев. Однако по дороге дружинники уговорили Игоря вернуться и собрать с древлян дополнительную дань. Князь отпустил большую часть дружины и пошёл за данью снова с небольшим количеством воинов. На этот раз древляне возмутились – князь грубо нарушил договор о полюдье. И древлянское вече решило : «Если повадится волк к овцам, то унесёт всё стадо, пока не убьют его»
Древляне разгромили дружину Игоря в бою и жестоко расправились с князем.
После смерти князя Игоря в Киеве остался его малолетний сын Святослав, но от его имени править государством стала его мать – княгиня Ольга.
Слайд №10
Она отомстила древлянам за смерть мужа. После этого княгиня Ольга установила точный размер дани – уроки и места сбора дани – погосты. Дань теперь собирали не сами князья, а специально назначенные ими люди. Это была первая государственная реформа –важное изменение в жизни людей.
В 957 году Ольга с пышной свитой отправилась в далёкий Царьград. Здесь она приняла православную веру.
Слайд№11
Князь Святослав.
Слайд №14
По возвращении из Византии Ольга передала княжение достигшему совершеннолетия Святославу. Ему суждено было стать одним из выдающихся полководцев своего времени. Вся жизнь этого князя прошла в походах и сражениях. Святослав присоединил к Руси- вятичей, которые до того платили дань хазарам. Разорив земли волжских булгар, Святослав устремился в Хазарию, которая чинила препятствия русским купцам на Волжском торговом пути, ведущим в богатые страны Востока. Победоносные походы князя Святослава встревожили византийского императора. Он всеми силами старался превратить киевского князя в своего союзника, рассчитывая использовать русские дружины в борьбе с дунайскими болгарами.
В 968 году киевская флотилия вошла в устье реки Дуная. Святослав захватил ряд болгарских поселений, а город Переяславец объявил своей столицей.
Слайд №15
Подобный поворот событий не входил в планы Византии. У её границ появлялся сильный новый противник. Император уговорил своих союзников печенегов напасть на Киев, где находилась престарелая княгиня Ольга с внуками. Святослав с частью дружин поспешил домой и отогнал печенег. Однако скоро он заявил своей матери и боярам: «Не любо мне в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае: там середина земли моей, туда со всех сторон свозят всё добро: от греков золото, ткани, вина, фрукты разные, от чехов и венгров серебро и коней, из Руси меха, воск и рабов. Но старая княгиня Ольга не хотела отпускать князя в новый поход. Вскоре она умерла. Святослав оставил в Киеве старшего сына Ярополка. Второго сына – Олега отправил в землю Древлянскую. Третьего сына – малолетнего Владимира, которого ему родила ключница Ольги рабыня малуша, с дядей её Добрынею отпустил в Новгород. А сам князь устремился на Дунай, где ситуация изменилась не в его пользу.
Слайд №16
Весной 971 года против Святослава двинулись лучшие войска византии. Завязались ожесточённые бои, в ходе которых противники понесли большие потери. Это вынудило их начать переговоры. Византийский император согласился пропустить дружинников Святослава домой в обмен на обещание князя отступиться от Болгарии.
Слайд №17
В 972 году, когда Святослав с небольшим отрядом возвращался в Киев, печенеги подстерегли его в засаде у днепропетровских порогов и убили. Печенежский хан приказал вставить череп Святослава в золотую оправу и использовал его на пирах в качестве чаши.
Слайд №18
-
Чем отличалось правление
Святослава от деятельности других князей?
2. Что было общего в деятельности первых русских князей? -
Проверь себя:
Слайд №19
-
Установите хронологическую последовательность правления первых русских князей
-
А) Игорь Б) Святослав
-
В) Ольга Г) Олег
Слайд №20
Установите
соответствие
между именами князей и
временем правления
1. Олег а) 912 – 945 гг.
2. Игорь
б) 882 – 912 гг.
3. Ольга в) 957 – 972
гг.
4. Святослав г) 945 – 957 гг
Слайд №21
Восстание древлян в 945 году было вызвано:
А) межплеменной рознью древлян и вятичей
Б) попыткой князя Игоря вторично взять дань с древлян
В) нежеланием древлян принять участие в походах князя Святослава
Слайд №22
Укажите имя князя, который всегда предупреждал своего противника о наступлении фразой «Иду на Вы»
А) Игорь Б) Олег
В) Рюрик Г) Святослав
Слайд №23
. Укажите имя князя, чей щит был прибит на воротах Константинополя
А) Игорь Б) Олег
В) Рюрик Г) Святослав
Проверьте свои ответы
слайд №24
Слово учителя: А теперь сделаем вывод: Что было общего в деятельности первых русских князей?
Работа с документом
(Приложение №1)
6. Подведение итогов.
Приложение 1
Документ.
Перестал ездить он на этом коне, велел его покоить и холить. Воротившись из царьградского похода, он спросил, где его конь? Ему и говорят, что конь издох. И стало князю жалко коня, захотел он посмотреть его кости, приехал туда, где они лежали, наступил на череп и сказал: “Зачем я послушался этого кудесника? Он все ложь говорил: сказал, что я умру от коня, а вот конь-то мертвый, а я жив и здоров”. Когда князь говорил это, из черепа коня выползла змея, обвилась вокруг ног князя и ужалила его. От этого _________________ умер.
Древнерусская летопись “Повесть временных лет” о захвате ________ Киева
В лето 6390 (882). Пошел в поход _____________, набрав с собой много воинов: варяг, чуди, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил в нем мужа своего. И пришла к горам Киевским, и узнал __________, что княжат здесь Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам пошел к горам, неся малолетнего Игоря. И подплыл под Угорское, укрыв своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им: “Гость я, и идем мы в Греки от _______________
и княжича Игоря. Придите к нам, своим родичам”. Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей и сказал ______________ Аскольду и Диру: “Вы не князья и не княжеского рода, я же княжеского рода”.И вынесли Игоря: “А это сын Рюриков”. И убили Аскольда и Дира… И сел _______ княжить в Киеве, и сказал _________ “Это будет мать городам русским”… Тот ____________ начал строить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, положил и для варягов давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира…
Вопросы:
-
Представители каких племен приняли участие в походе на Киев? Какие выводы из этого следуют?
-
Как вы думаете, почему ________ объявил Киев столицей Древнерусского государства?
Документ.
При нем появляются печенеги и _________ довольно успешно отражает их набеги. ____________ подчинил и обложил данью древлян .и уличей. По примеру Олега, когда греки перестали строго соблюдать условия договора, совершил поход на Византию, однако неудачно. Греки сожгли флот _______ т.н. “греческим огнем”, который язычники-воины восприняли как наказание за сильные зверства.
Три года спустя ____________ повторил набег и добился восстановления условий договора Олега. Дважды со своей дружиной ходил походом в Закавказье. Однако более известен ___________ своей смертью в земле древлян.
“Повесть временных лет” о делах князя _______
“… Как пришла осень, то дружина стала говорить князю: “Отроки Свенельда богаты оружием и платьем, а мы наги; пойди, князь с нами в дань: и ты добудешь, и мы!” Послушался их _________, пошел за данью к древлянам, начал брать у них больше прежнего, делал им насилия и дружина его также. Взявши дань, ________ пошел в свой город; на дороге, подумав, сказал своей дружине: “Идите с данью домой, а я возвращусь, похожу еще”.
Отпустив большую часть дружины домой, ________ с небольшим числом ратников возвратился, чтоб набрать еще больше дани. Древляне, услыхав, что __________ опять идет, начали думать с князем своим Малом: “Повадиться волк к овцам, перетаскает все стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас разорит”. Порешивши так, они послали сказать ___________: “Зачем идешь опять? Ведь ты взял всю дань?” Но _________ не послушался их, тогда древляне, вышедши из города Коро-стена, убили _________ и всех бывших с ним…”
Вопросы:
-
Как вы думаете, какими качествами характеризуется князь?
-
Почему погиб князь _________?
Документ.
О крещении.
В год (955). Отправилась _________ в Греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему _______, и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: “Достойна ты царствовать с нами в столице нашей”. Она же уразумев смысл этого обращения, ответила цесарю “Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь”.
И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере и сказал ей: “Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков”. И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне.
“Повесть временных лет” о том, как княгиня ____ отомстила древлянам
В лето 946 ______ же устремилась с сыном к городу Искоростеню, так как именно те убили мужа ее… И стояла ______ все лето, и не могла взять города… Древляне же спросили: “Чего хочешь от нас? Мы готовы дать тебе мед и меха”. Она же сказала: “нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать нас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу вас мало…”. Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали _________. Она же, раздав воинам – кому по голубю, кому по воробью, приказала привязать каждому голубю и воробью трут (высушенный прутик, воспламеняющийся от искры). И когда стало смеркаться, приказала своим воинам пустить голубей и воробьев.
Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда… И загорелись где голубятни, где клетки, где сараи и сеновалы. И не было двора, где бы не горело. И побежали люди из города, и приказала __________ воинам своим хватать их. И так взяла город и сожгла его, городских же старейшин взяла в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.
Вопросы:
-
Какую веру, и в какой стране приняла данная княгиня?
-
Как вы думаете, почему ________ так жестоко отомстила древлянам за убийство мужа?
Документ.
Неудивительно, что _______________ не слушал добрых советов своей матери, когда она говорила ему о Боге: он думал только о сражениях, желал только того, чтобы все говорили о его храбрости и чтобы все говорили о его храбрости и чтобы все боялись его. Конечно, нельзя было и не говорить о нем: мало было таких смелых и таких терпеливых, как он. Он всегда первый бросался в опасность и никогда не нападал на врагов нечаянно, но посылал наперед сказать им: “Иду на вас!”
“Повесть временных лет”
“В год 6472 (964). Когда (князь) вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус (барс – Ред.)”, и много воевал. В походах же не возил за собою возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезал конину, или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так ел; не имел он и шатра, но спал постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все прочие его воины. … И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: “Кому дань даете?” Они же ответили: “Хазарам – по щелягу с сохи даем”.
В год 6473 (965). Пошел (князь) на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел (князь) хазар и столицу их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов…
В год 6475 (967) Пошел (князь) на Дунай на болгар. И бились обе стороны , и одолел ________
болгар, и взял городов их восемьдесят по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков.
В год 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве… И послали киевляне к Святославу со словами: “Ты, князь” ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Не уже не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?” Услышав это, ____________ с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал и мать свою и детей и сокрушился о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир”.
Вопросы:
-
О каких чертах характера князя говорится в документе?
-
Куда совершал военные походы князь?
-
Как вы думаете, почему киевляне были недовольны его походами?
Документ.
____________ с помощью злодеяний и наемников овладел государством. Но скоро сказал, что он родился быть государем великим. Главное право его на вечную память и благодарность состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры, но имя Великого принадлежит ему за дела государственные.
“Повесть временных лет” О введении христианства
“А Перуна повелел привязать к хвосту коня… Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его…. После этого _________ послал по всему городу со словами: “Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убого ли, нижнего или раба, тот идет против меня”… людей заставлял креститься по всем городам и селам… И стал брать у нарочитых людей их детей и отдавать их в книжное учение. А матери плакали по ним, как по мертвым… если кто это поведение нарушит, да будет проклят…”
Вопросы:
-
Как князь _______________ овладел государством?
-
Как вы думаете, какой характер носил начальный этап крещения?
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Психология профессионального образования: общая характеристика
Достоинство предложенной Вами великолепной разработки снижает её несоответствие критериям
- фамилия, имя, отчество автора;
- учебник, по которому ведется обучение;
- продолжительность урока;
- использование информационных технологий;
- логотип Портала.
В конспекте урока отсутствует список использованной литературы и источников сети Интернет.
На титульном слайде презентации отсутствует логотип Портала; на последнем слайде презентации не указан список источников графических изображений и текста. К презентации необходимо приложить текстовый файл с методическими рекомендациями по использованию презентации по следующей схеме:
- количество слайдов;
- среда (редактор), в которой выполнена презентация;
- цель использования презентации и задачи, решение которых реализуется с помощью презентации;
- если презентация интерактивная, то описать способы навигации.
С уважением, С.А. Колодин.